В коломне название древних деревень. Археология и древняя история коломенского района

И волости . Волости оставались средоточием великокняжеских владений, в станах группировались поместья и вотчины служилых людей. Преобладающим типом светского землевладения в XV веке стало поместье . Вотчины доминируют в центральной части уезда, поместья же рассеяны по всей его территории.

Коломенский уезд по своему происхождению разнился с другими уездами Подмосковья, выросшими из бывших удельных княжеств . Он сложился в ходе обособления части великокняжеских волостей при образовании Московского уезда. Поскольку земли обоих уездов принадлежали одному хозяину - великому князю, граница между ними пролегала произвольно.

На протяжении нескольких столетий Коломенский уезд занимал обширную территорию. В него полностью или частично входили 9 современных районов и 2 городских округа Московской области: Егорьевский , Зарайский , Каширский , Луховицкий , Ногинский , Раменский , Серпуховский и Ступинский , городские округа Озёры , Подольск .

История

Точное время заселения территорий Коломенского уезда неизвестно, тем не менее достоверно известно, что во II-VIII веках пришли сюда с юга славяне-вятичи . До прихода славян на территории Коломенского уезда существовали стоянки финно-угорских племён .

Первые сведения о «волостях коломенских», составивших территорию Коломенского уезда (позднее - района), восходят к 1339 году и встречаются в духовной грамоте (завещании) великого князя Московского Ивана Калиты .

Демографическая справка

Дореволюционная статистика

Кроме того, по землям уезда проходило несколько оживлённых торговых путей, имевших общегосударственное значение. И крестьяне многих селений вовлекались в торговлю .

Коломенский уезд был одним из самых богатых уездов Российской империи. Так, в 1892 году государственная казна получила платежей на сумму 243 625 рублей, в том числе:

  • выкупных 167 261 руб.;
  • государственного земельного налога 5613 руб.;
  • земского сбора 24 870 руб.;
  • волостного 28 440 руб.

Преобразование в Коломенский район

Как административно-территориальная единица Коломенский уезд просуществовал до 1929 года . Тогда в Московской и других областях были созданы районы, в том числе и Коломенский . От бывшего Коломенского уезда отошли сотни гектаров земель со многими населёнными пунктами к вновь созданным районам: Воскресенскому, Малинскому, Озерскому, Ступинскому. А земли вдоль Оки из ведения Рязанской области перешли в состав Коломенского района. В Коломенский район влилось более 30 деревень и сёл из Зарайского и Егорьевского уездов.

Персоналии

  • Пётр Ионович Губонин - купец первой гильдии, промышленник и меценат .

Примечания

Карты

С 830-летней историей, которая соткана из удивительных событий и фактов, таинственных легенд и сказаний. Здесь венчался князь Дмитрий Донской, томилась в заключении Марина Мнишек, красовался когда-то царский дворец Ивана Грозного... Храмы, монастыри и крепостные стены коломенского кремля до сих пор хранят предания об этом.
В Коломне расположено 420 памятников федерального и областного значения.
Историческая часть Коломны – уникальный архитектурный комплекс, сложившийся в XIV – XIX веках.
В настоящее время в Коломне и её пригородах насчитывается около 20 действующих храмов и 4 монастыря: Ново-Голутвин Свято-Троицкий, Бобренев Богородице-Рождественский, Брусенский Успенский, Старо-Голутвин Богоявленский (в нём же размещается Коломенская духовная семинария).
Многочисленные памятники культуры расположены и в исторической части города, относящейся к XVIII – XIX векам.
Коломенский Кремль возведен в 1525 – 1531 годах по проекту итальянских мастеров, крепостная стена насчитывала первоначально 17 башен (из них четыре – проездные) и имела протяжённость 1938 метров. Высота стен достигала от 18 до 21 метра, толщина – от 3 до 4,5 метров. В настоящее время сохранилось 7 башен кремля.

Коломенская (Круглая наугольная) башня была западной сторожевой вышкой города, которая охраняла Астраханский тракт – одну из древнейших дорого государства.
Коломенская – самая высокая из сохранившихся башен кремля. Ее высота составляет 31 метр, диаметр – 13 метров. Башня двадцатигранная, но если на нее смотреть из далека, то она кажется круглой. В народе башню презрительно называли «Маринка». Это название связано с именем польской авантюристки Марины Мнишек – жены Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II, которая жила в Коломне во времена Смуты с сыном Иваном на правах царицы. Каменная крепость ни разу не была взята со времен постройки, кроме единственного раза - Марина Мнишек обманным путем запустила поляков в город, приказав снять с главной проездной Пятницкой башни ворота, тем самым освободив полякам вход.
Существует предание, что Марина Мнишек была заточена в Коломенской башни, но таинственно исчезла от туда.



Пятницкие ворота. Коломна.

Пятницкие ворота – главная проездная башня, главный вход в Коломенский кремль.
Именно с этого место начиналось строительство и деревянного, и каменного кремля. Башня ворот двухъярусная, раньше достигала высоты 35 метров, сейчас её высота – 29 метров, длина – 23 метра, ширина – 13 метров. Наверху возвышается небольшая башенка - стрельница, в каменной арке которой раньше висел всплошный (от слова «всполох») набатный колокол, в который ударял дозорный, когда городу угрожала опасность: будь то нашествие врагов или пожар. Под башней был сводчатый подлаз, соединяющий крепость с городом в случае необходимости.
Массивные створчатые ворота и двойные герсы, опускающиеся при помощи блока решётки, защищали вход в город. Именно эти герсы, преданию, приказала снять с блоков Марина Мнишек и тем самым освободила проход в город польскому войску. До сих пор ворота не найдены. Существует ещё одна легенда, согласно которой в городе хранились царские сокровища. Марина приказала вывести их на некоторое расстояние от города, выкопать огромную яму, сложить туда, а сверху накрыть герсами. После того, когда все исполнители ушли, Марина Мнишек, будучи ведьмой, наложила страшное заклятие, что ни одна душа в мире, кроме неё, никогда их не найдёт.
Проход в воротах напоминает подкову – символ удачи, благополучия и счастья на Руси.
Со стороны посада на воротах можно прочитать молитву: «Спаси Христе Боже град сей и люди твоя и благослови вход во врата сия». Именно с этой молитвой в Коломну въезжали и Дмитрий Донской, и Иван Грозный…
Сейчас на внутренней стороне проездной башни помещена икона, на которой изображены: Новозаветная Пресвятая Троица, Список с Донской Иконы Божией Матери и небесные покровители Коломны.
На территории кремля находится Соборная площадь духовный центр города.


Соборная площадь. Коломна.

Центральное место на ней занимает Успенский кафедральный собор, выстроенный по указу Дмитрия Донского в честь побед русского оружия над татаро-монгольским игом в двух битвах: на реке Вожже (1378 год) и Куликовом поле (1380 год).
Справа от Собора находится шатровая колокольня (XVII век) – самая мощная звонница такого типа в России.
Рядом со звонницей располагается Тихвинский собор (XVIII-XIX века) – зимний соборный храм Коломны .
Слева от Собора находится Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь (XVI-XIX века).
Напротив монастыря – школа (XIX век).
Среди самых древних построек коломенского Кремля – примыкающая к Соборной площади с северо-востока, Воскресенская церковь (XIV – XIX вв.), в которой в 1366 году венчался князь Дмитрий Донской с княжной Евдокией Суздальской, и церковь Николы Гостиного (1501) – один из первых кирпичных храмов на Руси.


Ново-Голутвин монастырь. Коломна.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь Обитель основана в XIX веке на территории бывшего архиерейского дома - внутри Коломенского кремля.
Сейчас в обители живут свыше 80 монахинь и инокинь из России, Голландии, Финляндии, Венгрии и Польши.
На территории монастыря содержатся и разводятся редчайшая порода монголо-бурятских собак и вятских лошадей.

На территории монастыря сохранились Троицкая и Покровская церкви, колокольня, каменные палаты.


Троицкая церквь. Коломна.


Троицкая церквь. Коломна.

Церковь Троицы Живоначальной в Лесном.



Церковь Троицы Живоначальной. Коломна.

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.


Кирилл и Мефодий. Коломна.

Памятник установлен в северной части Соборной площади Коломенского кремля, возле Успенской шатровой колокольни. Композиция представляет собой бронзовые фигуры на фоне православного креста. Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл – свиток с русским алфавитом. Автор монумента – заслуженный художник РФ Александр Рожников. Памятник установлен в мае 2007 года – во время празднования в Коломне Всероссийских Дней славянской письменности и культуры.
Часть памятников коломенского кремля расположена вдоль улицы Лажечникова – одного из самых живописных уголков крепости:Брусенский Успенский монастырь (XVI – XIX вв.), бывшее здание Городской управы (XIX в.), городские дворянские усадьбы XIX века.

Как и многие другие бывшие подмосковные поселения, Коломенское вошло в городскую черту Москвы в 1960 году. Сейчас Коломенское — это прежде всего знаменитый природно-ландшафтный и историко-архитектурный заповедник площадью почти в 260 га, а также жилые кварталы и промышленная зона неподалеку от одноименной станции метро.

Первое упоминание о Коломенском относится к первой половине XIV века: оно упоминается в известном завещании Ивана Калиты — духовной грамоте, написанной им перед поездкой в Орду и обычно датируемой историками 1339 годом. По этой грамоте, Иван Калита завещал Коломенское своему сыну Андрею Боровскому: «...А се дал есмь сыну своему Андрю: Лопастну, Сверьску... А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, ...село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское».

Многие памятные страницы истории Москвы и России непосредственно связаны с Коломенским. Здесь находится древнее Дьяково городище, давшее название целой археологической культуре раннежелезного века. В Коломенском собиралась русская рать, разбившая ордынцев в битве на Куликовом поле. Неоднократно Коломенское становилось ключевым пунктом обороны Москвы от крымских ханов. Здесь останавливались и жили Иван Грозный, Лжедмитрий I, Иван Болотников. Драматические события Медного бунта также развернулись в Коломенском. Царь Алексей Михайлович выстроил здесь деревянный чудо-дворец и очень любил свою вотчину Коломенское. Тут прошло большей частью детство и отрочество Петра, и, по одному из преданий, именно Коломенское стало местом его рождения...

Большинство историков Москвы считают, что село Коломенское было основано беженцами из города Коломны, спасавшимися от беспощадных войск хана Батыя в 1237 году. Как и многие другие переселенцы, они дали новому селению имя в честь родных мест. Топоним Коломна , легший в основу названия села Коломенского, заслуживает более подробного рассказа.

Коломна в наши дни — город областного подчинения, центр Коломенского района Московской области. Расположен он в 115 километрах от столицы при слиянии рек Коломенки, Москвы и Оки. Город этот древний, первые летописные свидетельства о нем дошли до нас с 1177 года: «...И бывши им у Коломны приде весть..». (Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку).

О происхождении топонима Коломна существует целый «комплекс» преданий и легенд. По одной, название Коломна связывается со словом каменоломня , поскольку в Коломенском уезде издавна добывался строительный камень. По другой, наименование Коломна восходит к слову колодня — «место, где сидели колодники, преступники».

Одна из легенд появилась (правда, только как шутка) из-под пера известного историка и писателя Н. М. Карамзина, но — что странно! — закрепилась в качестве серьезной этимологии в некоторых книгах. Вот как это произошло.

Путешествуя вокруг Москвы, Карамзин написал 14 сентября 1803 года из Коломны: «Что касается до имени города, то его для забавы (выделено мной — М. Г. ) можно произвести от славной итальянской фамилии Colonna. Известно, что папа Вонифатий VIII гнал всех знаменитых людей сей фамилии и что многие из них искали убежища не только в других землях, но и в других частях света. Некоторые могли уйти в Россию, выпросить у наших великих князей землю, построить город и назвать его своим именем».

Обратите внимание: «для забавы», пишет историк, поскольку на самом-то деле ничего подобного не было. Однако вскоре шутка эта широко распространилась, автор ее был забыт. Она стала восприниматься как одна из возможных гипотез, и ее начали приводить в книгах, в журналах уже в качестве научной версии.

Дальше, как говорится, больше: шутка расходилась все шире и наконец вернулась в Коломну. Из исторических изданий о Коломне известно, что в самом городе в Новоголутвинском монастыре висел на почетном месте «Летописец архиереев богоспасаемого града Коломны». Он заканчивался следующими словами: «Коломна сей город, некоторых летописцев по уверению, построен вышедшим из Италии знатным человеком, нарицаемым Карлом Колонною, около 1147 г». Текст этой легенды, заключенный в рамку, можно было увидеть во многих домах состоятельный жителей Коломны. А в конце XVIII века, когда императрица Екатерина II проводила реформу административно-территориального деления России и утверждала гербы губерний и городов, изображение колонны (вертикальной опоры в архитектуре и строительстве) было включено в состав герба Коломны! Не правда ли, любопытно? Н. М. Карамзин, вероятно, не мог и предполагать о таких далеко пошедших последствиях своей шутки...

Другая легенда, казалось бы, более исторична: она основывается на приезде в Коломну Сергия Радонежского, который должен был благословить русские войска перед Куликовской битвой. Согласно этому преданию, Сергий попросил в одном доме воды, но какой-то человек прогнал его и ударил колом. После чего Сергий будто бы жаловался в Голутвине, в монастыре: «Я попросил у них попить, а они — колом мя!». Отсюда якобы пошло слово Коломна.

Но это — просто еще один пример легендарных преданий, пример стихийного переосмысления значения слова, переставшего быть понятным. Ученый же в своем поиске обязан использовать не легенды и исторические анекдоты, а реальный языковой материал. Примером такого взвешенного и аргументированного научного анализа может служить исследование речного названия — гидронима Коломна , выполненное московским топонимистом Г. П. Смолицкой. Она вслед за некоторыми учеными-лингвистами связала наименование Коломна с угро-финским словом колм — «могила, кладбище»; например, в финском языке есть слово kalmisto — «могила, могильник, кладбище». В русском языке вполне возможно изменение, точнее говоря, расширение значение слова: могила ® кладбище ® озеро (или река) у кладбища ® поселение у этого озера или реки ® сельский приход для нескольких деревень.

Вот как комментирует Г. П. Смолицкая эту гипотезу в одной из своих публикаций: «Попав в русский язык, финское колм развивает полногласие и присоединяет формант на , активный в топонимии (ср. Дубна, Ситна и др.), получается название Коломна. Первоначально так называлась река, у впадения которой в Москву возникло селение, а потом и сам город. В пользу финского происхождения топонима говорит тот факт, что до прихода славян здесь и южнее проживало финноязычное население. В русском языке было слово коломище в значении «могильник». Оно является полной калькой с финского калмисто и зафиксировано в документе 1534 г.: И мертвыхъ деи своихъ они кладутъ въ селъхъ по курганомъ и по коломищемь (Словарь русского языка XI—XII вв., вып.7). ...Аналогичное развитие от нарицательного слова до названия прошло существительное могила . Речки и овраги с названием Могилка, Могильной, Могильня и др. известны в Центральной России, так же как и селения с названием Погост».

На карте распространения языков угро-финской группы можно достаточно легко найти ряд примеров, которые косвенно подтверждают гипотезу Г. П. Смолицкой: озеро Коломно — село Коломна в бывшей Тверской губернии, озеро Коломна — село Коломны в Новгородской области, небольшие речки, овраги и озера Колменка, Коломенка, Коломище, Коломна, Коломенской в Центральной России. Можно вспомнить и о том, что в различных местностях, населенных русскими, кладбища порой носили названия, образованные от иноязычного корня колм- . Так, в одном из эпизодов романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» описан Коломец — местность, где находится кладбище в городе Скотопригоньевске (прототипом ему послужил город Старая Русса в Новгородском крае), на котором хоронят Илюшеньку Снегирева.

Однако существует и чисто славянская версия, которая связывает название Коломна с общеславянским корнем коло- (в значении «круг, окружность), русским диалектным коломень - «соседство, окрестности». Так что несмотря на интересные аргументы в пользу угро-финской версии, вопрос о происхождении топонима Коломна нельзя считать закрытым.

Но вернемся из юго-восточного Подмосковья в столицу, в бывшее село Коломенское.

Для многих православных название Коломенское ассоциируется со словами держава, державный , поскольку именно в этой старинной московской местности в трагическом 1917 году была обретена знаменитая Державная икона Божией Матери. Вот какова ее история в кратком пересказе москвоведа В. Г. Глушковой: «Икона была обретена в исключительный для России день, когда Николая II вынудили отречься от престола. Произошло это так. Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой были два сновидения о том, что в селе Коломенском находится икона Божией Матери. Крестьянка пошла в село Коломенское, нашла дом священника, рассказала ему о своих снах. В подвале храма среди икон Евдокия Андрианова узнала икону, которую видела во сне. На иконе величественный лик, скипетр, алая порфира и держава подчеркивают, что Богоматерь сама в тот день приняла на себя опеку над Россией и ее народом. Икона получила название "Державная". В советский период икона Державнаядо 1988 г. хранилась в запасниках Государственного исторического музея. ...А в 1990 г. знаменитую икону, покровительницу Москвы и России, вернули в Казанскую церковь в село Коломенское».

Коломенское — один из подлинных заповедников российской истории, археологии, культуры и архитектуры. Это географическое название пробуждает в памяти сотен тысяч людей воспоминания от встречи с экспозицией прекрасного музея, с Дьяковым городищем раннежелезного века, с церковью Усечения Главы Иоанна Предтечи, воздвигнутой в первой половине XVI и ставшей, вероятно, прообразом собора Василия Блаженного, с домиком Петра I, с чудом сохранившимися до наших дней пятисотлетними дубами...

Но все же главная жемчужина Коломенского, известная во всем мире, это — уникальный по своей композиции храм Вознесения Господня, заложенный, как полагают, по приказу князя Василия III в честь рождения сына — будущего первого русского царя Ивана Грозного, и освященный в 1532 году. Его высота достигает 40 метров! Расположенная на крутом и высоком правом берегу Москвы-реки, Вознесенская церковь с 28-метровым восьмигранным острым шатром вызывает потрясающие чувства устремленности ввысь — к небу, к вечности... Русский летописец, увидев ее, записал: «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, такова не бывала прежде сего на Руси». Несколько столетий спустя Коломенское посетил известный французский композитор Гектор Берлиоз. Храм Вознесения Господня его буквально потряс: «Ничто меня так не поразило в жизни, — писал Г. Берлиоз, — как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут предо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленным».

«Чудо из чудес» и «красота целого» — не это ли настоящее значение слова Коломенское? Вы можете проверить это сами...

Одной из задач нашего вчерашнего посещения знаменитой подмосковной Коломны был поиск оригинала и копии так называемой "Батыевой печати" - белокаменного барельефа XIV века с изображением фантастического животного, который является одним из негласных собирательных символов коломенских древностей.

До сих пор у исследователей нет точной определённости в том, что за животное изображено на "печати". Как указано в брошюре: "Одни называют его единорогом [как, например, на музейной экспликации в Коломенском краеведческом музее ], другие считают, что это - василиск - чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Высказывались предположения, что это волк, барс или даже лев".




"Печать" находилась на северном фасаде у входа в церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах. В 1843 году плодовитый писатель Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев (ок. 1795-1849) в своей книге "Прогулка по древнему Коломенскому уезду" (изд.: М., 1843) отождествил это изображение с драконом и даже опубликовал прорись в своём издании.


Прорись 1843 года.

"Замечательно, - по словам автора, высеченное на наружной стене, при входной северной двери изображение дракона /.../ Этот дракон может быть предметом учёных розысков наших антикварий; но, не вдаваясь в дальнейшее, изложу здесь одну мысль, за правильность которой не могу смело ручаться: нам известно, что драконы или грифоны, то подобные этому, то птицеобразные, наполняют всю мифологию древних Греков; были видимы и в Византии и в первобытной Христианской Руси; были изображаемы на стенах наших древнейших храмов, как-то на Владимирском и других; - но, между тем, видим их и на печатях Ханских, привешанных к нашим Государственным актам, и на их монетах. Этот вспомин кажется мне довольно важным, ибо может задержать здесь пытолюбивого розыскателя, указав ему на сходство этого дракона с употребляемыми некогда монголами, и предложив вопрос: не такой ли мы видим, пораженный львом, на печати усвоенной Иоанном III по свержении им Татарского ига? и так, не следы ли это нашествий Батыя, Дюдена или Тохтамыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров? Прибавлю к этому замечание, что Монголы могли изобразить дракона и в знак чевствования сего идеального зверя: у Китайцев, от самых древних времён, дракон почитается каким-то мифом, располагающим переменами погоды и воздушными метеорами, дождём, громом, бурями и пр.; они носят его изображение на платьях, размножают его в своих картинах и книгах. Как же не вспомнить тут, что народы монгольские, в первый раз нахлынувшие на Россию, были их соплеменниками? [Указ. соч., с. 133-134]".

Понятно, что мы имеем дело с поэтическим рассуждением высокого штиля, и ни более того, зато в книжечке "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах", приобретённом нами в одноименном храме (к сожалению, без указания года издания и тиража, Издательский дом "Лига") приводится довольно странное, на мой взгляд, соображение, что именно от осторожного мнения Н.Д. Иванчина-Писарева "Пошла народная версия, что камень - это "печать Батыя" (с.10). Довольно странно было бы предполагать, что в год выхода "Прогулок по древнему Коломенскому уезду" (1843) все местные крестьяне обладали повальной грамотностью и, миновав препоны крепостного права, скупили тираж книги, чтобы вечерами читать его при лучине в своих курных избах, а затем рассказывать приезжим любопытным. Нельзя не предположить, что легенда о "печати Батыя" куда более раннего происхождения, либо "народной легенды" об этом знаке никогда не существовало, по крайней мере в той форме, в которой она воспроизводится далее.

Подлинный камень в экспозиции Коломенского краеведческого музея.


К слову, наша подмосковная (северо-восток от Москвы) Стромынская дорога (участок в р-не села Измайлова Васильцова стана) называлась "Батыевской" в полюбовной разъезжей грамоте В.Е. Курапова 1596 года. Автор книжечки "Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах" продолжает: "В основу легенды легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду со всеми почестями. А храму и могиле героя дал свой охранный знак" (Там же).
В битве у Коломны погиб, вроде бы, князь коломенский Роман Ингваревич , впрочем, ссылок на летописи, которые упоминали бы это событие я не нашёл. К тому же, говоря о Романе Рязанском стоило бы уточнять, какой именно человек с таким именем имеется в виду. Есть, например, благоверный князь Роман Ольгович Рязанский (племянник Романа Ингваревича, см.), погибший в Орде мученической смертью в 1270 году (см.), есть Роман Глебович, князь рязанский (ум. 1216) (см.), погибший во владимирском плену...


Согласно авторам книги "Храмы и монастыри Коломенской земли" (изд.: Коломна, 2012, с. 118) "изображение диковинного зверя восходит к гербам суздальских князей. Таким образом, может быть проведена параллель между появлением церкви в Городищах и венчанием в Коломне князя Дмитрия Донского с суздальской княжной Евдокией. Действительно, характер резьбы восходит к стилю владимирских зодчих XII века". Опять же, по-разному можно относиться к этому утверждению. Кажется, для него, всё-таки нужен анализ-сопоставление коломенского артефакта с конкретными примерами владимирской резьбы по камню.

Так или иначе, крупного размера (32х44 см по лицевой стороне) камень, изображавший диковинного зверя находился в северной стене храма в Городищах слева от входа, видимо до реставрации 1970-х годов, а затем был перенесён в старое здание Коломенского краеведческого музея.

Не удовлетворившись лицезрением оригинальной "печати" в музейной экспозиции, мы направились пешком через мост и, конечно, не могли себе отказать в удовольствии "срезать путь" до храма через улочку, носящую название "Олений вражек". Улица, возникшая здесь в конце XVIII века носит название местного древнего урочища Олений В ражек (cм. ).


Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (сайт храма) считается древнейшим каменным сооружением Московской области. По "древности" с ним спорzт Никольская церковь в селе Каменское (датированная II пол XIV в. или началом XV в.) Наро-Фоминского р-на (см .) и, конечно, Собор Успения Божией М атери на Город ке под Звенигородом (датируемый концом XIV в.) (см.).

Церковь Николая Чудотворца в селе Каменское.

Собор Успения Божи ей Матери на Городке.

Фотография: А. Послыхалин, 2009 г.


Зачатьевский храм в Городищах.

Что касается Зачатьевского храма в Городищах, архитектор-реставратор Борис Львович Альтшуллер (1926-1998) датировал церковь второй половиной XIV в. По исследованию известного историка русской архитектуры Вольфганга Вольфганговича Кавельмахера (1933-2004) 1978-1983 годов, церковь была создана не позднее середины XIV века. По мнению историка русской архитектуры Сергея Вольфганговича Заграевского храм был возведён в первом десятилетии XIV века (по кн. Храмы и монастыри Коломенской земли Коломна, 2012, с.117: 1307-1308 гг.).

От древнейшего храма сохранились стены четверика на половину своей высоты, не имеющие наружных лопаток, а также алтарные апсиды. Они сложены из грубо обработанных глыб известняка.


Южная стена.

Апсида.

Алтарные апсиды. Нельзя не отметить изящные радиусы.

Если турист и прохожий никогда ничего не слышал о "печати", то, конечно, её копию, установленную на том же месте, что и оригинал, можно легко не заметить и пройти мимо...

Копия "печати" на северной стороне храма Зачатия И оанна Предтечи в Городищах.

А вот как выглядит северная стена в целом.


При выемке "печати" из стены были проведены исследования раствора, показавшие, что он по времени тождествен раствору основной кладки, соединявшей глыбы известняка - древнейшей сохранившейся части храма.



В XVI веке основной объём храма был перестроен. К этому времени относится завершение здания трёхлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами. В XVII-XVIII веках к основному объёму были пристроены трапезная и шатровая колокольня.

Видимо, дата перестройки была оспорена... Несколько варварским способом...
В XIX веке трапезная была существенно расширена, и её формы до сих пор несколько "реж ут взгляд".
В годы гонений храм был закрыт и разорён. В Государственную Т ретьяковскую галерею в 1935 году была передана бесценная храмовая икона XIV века (1390-е) "Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни с житием", размером 170 х 102 см., написанная мастером из круга Феофана Грека в лучших традициях византийского стиля.


Во время реставраций 1970-х и 199 0 -х годов было восстановлено трёхглавие и сложное устройство кровли храма XVI века.

ервые появившуюся именно в Коломне. По описанию: "Это самое древнее русское изображение Иоанна предтечи как ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздне-византийской иконографии. Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника - звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться прп. Сергием Радонежским и его учениками". В 1935 году в ГТГ была проведена пробная расчистка иконы, а в 1951 году - совершено её полное раскрытие. В наши дни икона представлена в основной экспозиции древнерусского искусства Государственной Т ретьяковской га лереи.

В храме можно приобрести копию этого образа,...

Покидая Коломну, пред нами предстал интересный образ другого храма (ц. Апостола Иоанна Богослова), возвышающего свою колокольню над окружающими здание торговыми рядами.


Интересная получилась аллегория, не правда ли?

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .

В один из последних зимних и солнечных деньков февраля я устроил себе отличную прогулку по Старой Коломне. Была просто потрясающая погода! День был холодный, но солнышко уже давало себе знать о приближающейся весны.

Сразу же появился повод для прогулки!

Коломна, как ни странно, прекрасна в любое время года! Ведь Коломна один из древнейших и красивейших городов Подмосковья в котором отлично сохранилась его "Старая" часть. Конечно многое было разрушено, как же без этого, но, что важно, "Старая Коломна" до сих пор ничем новым не застроена и сумела сохранить свой первоначальный древний дух!

Впервые упоминания о Коломне появились в Лаврентьевской летописи в далеком 1177 году. О Коломне говорится, как о активно развивающемся городе, пограничном посте Рязанского княжества и торгово-ремесленном центре.

Происхождений названия города много, одно из популярных и более очевидных версия В.И. Даля. По словарю Даля, название города произошло от рязанских слов "коломень", "колошение" - околица, околоток, соседство. То есть Коломна - приграничный город. Действительно он входил в состав Рязанского княжества и граничил тогда с Московским княжеством. Возможно отсюда и пошло название Коломна.

Сегодня Коломне официальных 838 лет. Никто точно не знает, сколько уже существовал город до первого написания в Лаврентьевской летописи, но исходя из раскопок, очевидно что город старше своей официальной даты.

"Новая Коломна" , - это типичный образец любого города России. Конечно прогуляться по нему тоже интересно. Думаю про Новую Коломну я сделаю отдельный пост ближе к лету. Коломна делится на несколько районов, как и любой крупный город. Формально, я бы просто разделил Коломну на "Старую" (древнюю) и "Новую" (современную). Думаю так будет проще ориентироваться как мне, так и другим туристам.

До Коломны легче всего доехать на электричке от Казанского вокзала, не придется стоять в пробках на выезде из Москвы. К примеру, от метро Выхино электрички ходят каждые 2 часа. Время в пути также около 2 часов.

Еще можно добраться от Выхино на комфортабельном автобусе. Ходят они чаще, каждые 30мин.

И электричка и автобус приходят на современный вокзал "Голутвин" , главный транспортный узел города. Он расположен в "Новой Коломне". Оттуда до старой исторической части Коломны придется добираться на городском транспорте. Удобнее всего это сделать на автобусе № 14. Также можно на трамвае или маршрутках №20 и №68.

Думаю отличным вариантом будет приехать на машине. От Москвы всего 100 км пути. Дорога отличная!

Первое, что замечаешь приехав в Коломну, - очень много церквей! Действительно, их тут более 50!! Это один из крупнейших духовных центров как Москвы, так и всего Подмосковья!

Начал я свою зимнюю прогулку именно с них.

1) Первой на моем пути была Церковь Троицы Живоначальной на Репне .

2) Коломенский трамвай.

Сход снега

3) Музей "Любимой Игрушки" , - частный музей, в экспозиции представлены фарфоровые куклы 19 -20 века России и Европы, мишки Тедди 1930-1950 г., плюшевые мишки, игрушки СССР, современные авторские работы.

4) По соседству с ним расположен еще один музей "Кузнечная слобода" . Экспозиция музея состоит из кованых, литых и деревянных изделий разных эпох.

5) Сосульки

6) Далее я поехал в одно из старейших поселений Коломны, - село Городищи . Тут была построена Церковь Зачатия Иоанна Предтечи . Предтеченский храм считается одним из самых древних в Московской области. Ему более 700 лет, многие считают, что именно с села Городище зародился нынешний город Коломна.

Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна, - «Святой Иоанн Предтеча. Ангел пустыни» , написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека.

Икона эта уникальна и хранится сегодня в запасниках Третьяковской галереи.

7) Церковь Михаила Архангела в Коломне , является самой большой в Коломне.

8) Через улицу Октябрьской революции стоит величественный Коломенский кремль! По всей видимости это одна из самых старых улиц города. Как только эта улица не называлась! Город был вытянут вдоль старого тракта, большинство старых районов размещены вдоль него. Сперва она была Московской , так как ведет к столице. Потом Астраханская , т.к. фактически это дорога идет по направлению от Москвы к Рязани и далее на Астрахань. После революции улицу назвали Красной , и только в 1921 году переименовали в улицу Октябрьской революции .

Коломенский Кремль был построен всего за 6 лет(1525-1531 г.) по указу Московского князя Василия III. Кремль в Коломне в то время был одним из наиболее мощных крепостей Московского государства, он расположен на месте слияния рек Москвы и Коломенки. По некоторым данным, его строительством руководили итальянские архитекторы, которые принимали участие в возведении стен и башен Московского кремля. По площади, толщине и длине стен, а так же по количеству башен Московский и Коломенский кремль практически не отличаются. К сожалению, время кремль не пощадило, - от крепости остались только несколько башен и пара фрагментов крепостных стен. Но зато каких!

9) Памятник великому князю Дмитрию Донскому перед стенами Кремля.

Дмитрий Донской был очень тесно связан с Коломной. Он любил этот город и часто бывал тут! В Коломне он венчался и здесь же было место сбора русских ратей перед сражением на реке Воже и перед Куликовской битвой. Позже Дмитрий Донской достроил Успенский собор в Коломне и неподалеку расположенный Бобренев монастырь.

Коломенцы почитают память Дмитрия Донского. Его именем в городе названы улица и набережная.

10) За все время существования Кремля никому не удавалось взять Коломну штурмом. Также вышло и с конкурсом, организованным сайтом http://10russia.ru . Коломенский Кремль занял 1 место в финале конкурса лучших мест России. Никто так и не смог опередить Коломну по количеству голосов.

11) Малаховские ворота лежат через крепостной ров, который проходит вдоль стены.

В старые времена мост был подвесным и опускался только по назначению.

12) Панорама Кремля.

Слева, - Коломенская или Круглая башня (в народе - Маринкина) . Эта башня является самой высокой из всех сохранившихся башен кремля. Ее высота составляет 31 метр, а диаметр - 13 метров. Башня двадцатигранная, но если на неё смотреть издалека, то она кажется круглой. Именно это объясняет одно из ее названий. Еще эту башню называют Маринкиной в честь Марины Мнишек, которая по легенде скончалась тут в заточении.

Справа, - Грановитая башня . Получила свое название из-за своей формы. С внешней стороны она шестигранная, а с внутренней прямоугольная. Такую форму имеет только эта башня Коломенского кремля. Внутри она делится на пять ярусов, из которых нижний скрыт грунтом. Верхний ярус в виде галереи с зубцами, в свое время тут хранилась Коломенская казна.


Коломенский Кремль

13) Пройдя через ворота, я оказался на территории Кремля.

360-градусная панорама.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Коломенский Кремль 360 градусов

14) Схема Кремля. Красным цветом выделены сохранившиеся участи кремлевских башен и стен.

Как видно из схемы, Кремлевские стены напоминают многогранник, почти овал. Равномерно по всему периметру стен располагались башни, которые во время нападения позволяли вести активную оборону, а также эффективный фронтальный и фланговый огонь по противникам.

15) Ивановские ворота Коломенского Кремля. К сожалению не сохранились до наших дней.

16) Участок старой стены, ограды Брусенского монастыря с небольшой башенкой, построен в 1820-х годах.

17) Коломенская, Круглая башня или Маринкина , вид внутри территории Кремля.

18) Коломенский Успенский Брусенский женский монастырь , основан в 1552 году по указу Иоанна Грозного после удачного похода его из Коломны в Казанское ханство и присоединения Казани к русскому государству. Тогда это был мужской монастырь. После Смуты монастырь пострадал и пришел в упадок. Позже, при его реконструкции он стал значиться уже как женский монастырь.

19) Западный и Северный келейные корпуса (отдельные жилые дома смотрителей монастыря).

20) Трапезная и богадельня Успенской церкви Брусенского монастыря.

21) Крестовоздвиженский собор. Построен в 1852-1855.

22) Панорама, слева направо, Трапезная и богадельня Успенской церкви, Успенская церковь, Крестовоздвиженский собор и Башня с кирпичной оградой .

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Коломенский Успенский Брусенский женский монастырь

23) Улица Лажечникова , одна из старейших улиц города. Названа в декабре 1968 в честь писателя-романиста Ивана Лажечникова.

24) Церковь Апостола Иоанна Богослова. Построена на месте деревянной церкви в 1733-1758 годах. Имеет самую высокую колокольню в Коломне (67 метров), левее расположена автостанция "Старая Коломна" . Именно сюда прибывают маршрутки и автобусы от автостанции "Голутвин" .

25) Сохранившийся отреставрированный участок стены Коломенского Кремля, в конце которой стоит еще одна башня, - Ямская или Троицкая башня .

26) Дом сувениров и подарков. Здесь можно приобрести различные изделия ручной работы коломенских мастеров.

27) За ним Коломенский Краеведческий музей .

28) Единственная новая постройка, - Конькобежный центр "Коломна" . Построен в 2006 году. Это тот редкий случай, когда новое современное здание не портит исторический пейзаж. К тому же Конькобежный центр "Коломна" считается одним из лучших спортивных комплексов мира. Центр занимает пятое место в рейтинге самых быстрых катков мира. Тут занимаются как новички, так и Олимпийские чемпионы со всего мира! Здесь проходят не только соревнования, но и массовые катания.

29) Домики на улице Лазарева просто чудесны! Многие люди, посетившие Европу восхищаются их безумно привлекательными домиками, я в их числе. Мне очень по душе то, как Европейцы строят дома. Так вот, домики у стен Коломенского кремля, - это тот случай, когда Русские дома могут выглядеть интересно и не хуже европейских!

30) Дом соляного пристава Горлицина

31) Дом сестры А. И. Куприна

32) Вид на Соборную площадь с разных ракурсов. Площадь считается старейшей в Коломне.

42) Соборная площадь. Панорама 360-градусов.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Соборная площадь. Панорама 360-градусов.

44) Братский корпус.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Братский корпус.

45) Собор Успения Пресвятой Богородицы, - был заложен в 1379 г. святым князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Считается, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие сам Феофан Грек.

46) Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построена в 1858-1861 гг. на месте разобранной старой, 1776 года постройки.

47) Школа №3 , одно из старейших действующий учебных заведений с вековой историей.

48) Вход на территорию Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря .

49) Памятник Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию. Памятник представляет собой бронзовые фигуры братьев, которые стоят на фоне православного креста. Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл, – свиток с русским алфавитом.

50) На Соборной площади много голубей.

51) Храм Воскресения Словущего, что в Крепости. Еще один из древнейших храмов в Коломне. Построен около 1360 года. 18 января 1366 г. в тогда еще деревянной церкви венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская.

52) Панорама, слева-направо. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Храм Воскресения Словущего, Здание Коломенского уездного училища.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Панорама церквей Соборной площади.

53) Немного спустившись, я вышел к реке Москве .

54) Дети после учебы катались с горки у Соборной площади.

55) Старые жилые домики на улице Дмитрия Донского .

56) Спуск вниз по улице Кремлевской .

57) Церковь Николы Гостиного.

58) Еще красивые старые жилые домики.

59) Тут очень приятно просто гулять.

60) Вот так гуляя, я вышел к еще одной сохранившейся башне кремля, - Семёновской башне.

61) Очень уютный сквер им. Ю. А. Гагарина , раньше тут была Житная площадь и Бабий рынок, - центральные торговые площади Коломны, окруженные лавками, складами и различными магазинами.

62) Еще одна сохранившиеся башня, - Спасская башня (за ней башня Погорелая или Алексеевская и Пятницкие ворота) .

63) Двухэтажный жилой домик, привлекший мое внимание.

64) Забавное строение на улице Исаева .

65) Церковь Воздвижения Креста Господня в Коломне.

66) Пятницкое ворота, - главные парадные ворота Коломенского кремля.

67) С противоположной стороны Пятницких ворот на улице Зайцева находится Музей «Коломенский Калач» и Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» . Тут был воссоздан древний рецепт приготовления калачей!

По ссылке ниже можно посмотреть на панораму Музея "Коломенский Калач" и Пятницкие ворота в большем разрешении 2500x:
Музей Коломенский Калач и Пятницкие ворота.

68) Затем я снова вышел к реке Москве.

70) Выйдя с территории Кремля, я дошел до Памятника водовозу . Место для памятника выбрано не случайно, - здесь водовозы брали воду из реки Москвы и развозили ее по городу, продавая ведрами до 1902 года когда появился водопровод. В дальнейшем профессия водовоза исчезла.

71) Тут же рядом, была установлена "Шкала уровней паводковых вод" . Красиво выполненный указатель экстремальных уровней паводков на реке Москве с обозначением конкретных годов.

73) Рядом по соседству стоит Музей "Коломенской Пастилы" . Многие приезжают специально в Коломну, чтобы попробовать настоящую пастилу в состав которой входят только натуральные ингредиенты!

Упаковка пастилы тоже напоминает о старинной рецептуре.

74) Храм Богоявления Господня в Гончарах.

75) Совсем недалеко стоит Фабрика пастилы.

76) Ну вот и все, я провел гуляя по Коломне почти весь день. На этом закате я закончу этот пост.

Он получился довольно содержательный, но я не мог вырезать ничего из своей прогулки. На самом деле было бы интересно еще рассказать о каждом месте в отдельности, возможно в будущем я так и сделаю.

Коломна, - отличный город! Чистый, приветливый, интересный! Здесь сохранилась та самая старина. А музеи Пастилы и Калачей в Коломне всячески напоминают людям, что не забыты старинные технологии, по которым выпускались качественные продукты много веков назад!

В "Старой Коломне " приятно находиться и гулять как по территории Кремля, так и по самому городу! Что самое удивительное, на мой взгляд, так это то, что все это можно посмотреть совершенно бесплатно! Никто не будет за вами настойчиво ходить и выклянчивать денег.

По ссылке можно посмотреть на мой маршрут по Старой Коломне:
Маршрут по Старой Коломне .

Если хочется окунуться в старину, Коломна отличное место для этого!

Статьи по теме