Нерукотворный образ на знаменах почему. Образ спас нерукотворный

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть , равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.


Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

Православные храмы изобилуют ликами святых, способными оказать свою божественную помощь людям в затруднительном положении и при наличии тяжёлых болезней. Каждая икона характеризуется каким-то своим особенным действием, позволяет улучшить жизнь человека в определённой сфере. В этой статье я хотела бы предложить вам разобраться со значением иконы Спаса Нерукотворного, а также с тем, в каких ситуациях вы можете молить её о милости.

Нерукотворный Образ Спасителя представляет собой одно из изначальных изображений, запечатлевшее на себе лик Господа. Образ выступает весьма значимым у приверженцев христианской религии, зачастую его выдвигают на одно место с крестом и распятием.

Если вы – православный человек и желаете узнать настоящую характеристику данной иконы, а также от каких неприятностей можно защитить себя с её помощью – непременно читайте дальше.

Как изначально появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Узнать, как выглядел Спаситель мы можем по большому количеству различных церковных преданий и легенд, но при этом Библия ни одним словом не упоминает про внешний вид Иисуса. Как же тогда могло появиться изображение того лика, про который мы рассказываем сейчас?

История создания образа «Спаса Нерукотворного» со всеми деталями была сохранена и передана римским историком Евсевием (учащимся у Памфила, проживающим в Палестине). Нужно отметить, что Евсевий внёс очень большой вклад в историю – многие сведения времён Иисуса сохранились до наших дней именно благодаря его усилиям.

Но как же всё-таки появился Нерукотворный Спас? Про славу Спасителя знали далеко от его места проживания, часто его посещали жители других городов и даже стран. Как-то раз царь города Эдесс (сейчас это современная Турция) отправил к нему глашатая с посланием. В письме рассказывалось, что Авгарь измучен старостью и тяжёлым заболеванием ног. Иисус дал обещание отправить кого-то из своих учеников оказать помощь правителю и принести просветление его народу с помощью света Святого Евангелия. Следующий случай был записан и передан Ефремом Сириным.

Авгарь кроме гонца отправил к Иисусу ещё и живописца, но того так сильно ослепило божественное сияние, что он был не в состоянии писать портрет Христа. Тогда Спаситель решил преподнести Авгарю своеобразный презент – полотно (убрус), которым вытер своё лицо.

Полотно сохранило отпечаток божественного лика – именно поэтому ему дали название нерукотворного, то есть такого, который создали не человеческие руки, а божественная сила (аналогично Туринской плащанице). Это стал первый образ, возникший ещё при жизни Иисуса. А когда ткань была доставлена послами в Эдессу – она сразу же превратилась в местную святыню.

Когда Иисуса распяли на кресте, в Эдессу отправляется апостол Фаддей, исцеляющий Авгаря и совершающий другие чудеса, а также активно обращающий местное население стать христианами. Про эти удивительные события мы узнаём от другого историка – Прокопия Кесарийского. А в записях Евагрия (Антиохия) рассказывается про чудесное спасение горожан от засады врагов.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили до наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Полотно натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Нерукотворный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая акцент на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Спаситель изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые действия. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём он не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще всего встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый на фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет белый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки из кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Образ уникален своей зеркальной симметричностью, в которую не вписались лишь глаза Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Список Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой эталон античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения здесь уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые словно заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Что обозначает икона «Спаса Нерукотворного»

Удивительный образ Спасителя отличается определёнными характеристиками:

  • именно описываемая икона представляет собой непременный элемент программы обучения иконописцев и их первую самостоятельную икону;
  • это единичное из ликов Иисуса, на котором присутствует замкнутый нимб. Нимб выступает олицетворением гармонии и завершённости Вселенной;
  • изображение отличается симметрией. Лишь глаза Иисуса немного скашиваются в боковую сторону, чтобы продемонстрировать более живую картину. Симметрия на образе призвана напомнить про симметрию во всём, что было сотворено Господом;
  • лицо Иисуса на иконе не выражает эмоций страдания или боли. Напротив, оно вызывает ассоциации со спокойствием, равновесием и чистотой, а также – свободой от любых эмоциональных переживаний. Зачастую лик ассоциируется с понятием «чистой красоты»;
  • икона демонстрирует исключительно портрет Спасителя, одну его голову, даже отсутствуют плечи. Эта особенность может быть трактована с разных позиций, в частности, голова ещё раз делает акцент на главенстве духовного над телесным, плюс выступает своеобразным напоминанием про важность Сына Божьего в церковной жизни.

Примечательно, что описываемая икона выступает единственным изображением только лица Иисуса. На всех остальных святых Ликах можно обнаружить Спасителя двигающимся либо стоящим во весь рост.

С какими просьбами можно обратиться к «Спасу Нерукотворному»?

Икона способна выручить человека в ряде неприятностей, а именно:

  • если человек решает сложную жизненную проблему, находится в затруднительном положении, из которого трудно найти выход – стоит обратиться за помощью к иконе «Нерукотворного Спаса»;
  • если утрачивается вера – также поможет лик Спасителя;
  • если имеют место различные тяжёлые патологии – тоже стоит обратиться к лику;
  • при наличии дурных, греховных помыслов, помолившись у данной иконы, вы сможете быстро избавиться от последних;
  • молясь у образа реально получить милость и снисхождение у Спасителя, как для себя, так и для своего близкого окружения;
  • если вы страдаете от апатии, нехватки физической энергии – эту беду также позволяет решить лик Спаса Нерукотворного.

Прежде, чем вы начнёте просить про помощь Христа у его иконы – покайтесь и прочтите текст молитвы «Отче наш».

В завершение предлагаю вам также просмотреть информативное видео про икону «Нерукотворный Спас»:

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

  • Об исцелении;
  • Об укреплении в вере;
  • Для помощи в решении жизненных трудностей.

Спас Нерукотворный: иконография

Интересно, что:

  • Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
  • Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
  • Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
  • Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
  • На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.

Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.

Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нем чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.


Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира,
утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.
По Преданию, она чудесным образом запечатлелась на куске ткани, которым Господь вытер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге едесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.
По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первый из образов, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Иногда этот образ, как и целый ряд других, именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), так как волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб в виде креста и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево. В верхних углах средника сохранилась надпись: IС ХС.

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со стекающими каплями крови.

В православной церкви прославление Нерукотворного Образа Спасителя распространилось в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом Спаса из Едессы в Константинополь. В Древней Руси Спас Нерукотворный известен в храмовых росписях XII века Спасо-Мирожского собора 1156г. и Спаса на Нередице 1199г.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731гг.) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны четыре Нерукотворных Образа Спасителя:

1) В Едессе, царя Авгаря - 16 августа.

2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января). По сказанию преподобного Никодима Святогорца (1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа.

3) При императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа).

4) На керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Чудеса святой иконы Спасителя.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлено от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алесей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, приказано было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали носить вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм. В Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение этого святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора - там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Иконография образа Спаса Нерукотворного.

Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному иконографическому канону, Спас Нерукотворный пишется в виде человека средних лет, словами иконописного подлинника: «в образе мужа совершенна», что соответствует пятой седмице (от 28 до 35 лет) древнерусского исчисления человеческой жизни. На иконе «Спас Нерукотворный» изображен только Божественный лик Спасителя. Причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.

Все эти иконы пишутся с «подлинного оригинала». Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами.

Иконы «Спас Нерукотворный» принято разделять на основные типы: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие», «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более темным цветом по сравнению с Убрусом.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.

Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками. Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как «Спас Нерукотворный». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо. 29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.


Происхождение Нерукотворного Спаса

Возникновение Нерукотворного Спаса тесно связано с историей чудесного исцеления одного правителя. Во времена Мессии в сирийском городе Едессе властвовал человек по имени Авгарь. Он болел проказой, которая овладела всем телом несчастного. К счастью, до Авгаря дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом. Не видя Сына Божьего, правитель Едессы написал письмо и отправил тому со своим другом – живописцем Ананией – в Палестину, где в тот момент находился Мессия. Художник должен был при помощи кисти и красок запечатлеть на полотне лик Учителя. В письме же содержалась просьба прийти и исцелить больного проказой страдальца, адресованная Иисусу.


По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа. Подойти к нему не было никакой возможности. Тогда Анания встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Учителя. Но у художника ничего не получилось. Иисус к тому моменту заметил живописца, назвал того к удивлению последнего по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Он обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере. Затем Христос попросил людей принести воду и полотенце – убрус. Когда просьбу Спасителя удовлетворили, Иисус омыл водой лицо свое, отер его убрусом. Все увидели, как на полотне отпечатался Божественный Лик Учителя. Убрус Христос отдал Анании.


Живописец вернулся домой, в Едессу. Он сразу же передал Авгарю убрус с запечатленным на нем ликом Сына Божия и письмо от самого Мессии. Правитель с благоговением принял из рук друга святыню и тотчас же исцелился от своей тяжкой болезни. Лишь немного следов оставалось на лице его до прихода ученика, о котором говорил Христос. Тот действительно вскоре прибыл – им оказался апостол от 70-ти святой Фаддей. Он крестил уверовавшего в Христа Авгаря и весь народ едесский. Правитель сирийского города в благодарность за полученное исцеление написал на Нерукотворном Образе такие слова: "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится". Затем он украсил полотно и поместил в нише над городскими воротами.

Перенесение святыни в Константинополь

Горожане долгое время с почтением относились к Нерукотворному Образу Иисуса: поклонялись тому каждый раз, минуя городские ворота. Но сие закончилось по вине одного из правнуков Авгаря. Когда последний сам стал правителем Едессы, то обратился в язычество и начал поклоняться идолам. По этой причине он решил снять Спас Нерукотворный с городской стены. Но повеление сие выполнить не удалось: Едесскому епископу было видение, в котором Господь приказал скрыть чудесное изображение от глаз людских. Священнослужитель после такого знамения вместе с клиром отправился ночью к городской стене, зажег перед убрусом с ликом Божественным лампаду и заложил кирпичами да глиняными досками.


Много лет миновало с тех пор. Жители города совсем забыли о великой святыне. Однако события 545 года изменили ситуацию в корне. В указанный момент Едесса подверглась осаде со стороны персидского царя Хозроя I. Жители находились в безнадежном положении. И вот местному епископу явилась в тонком сне сама Богородица, которая повелела достать из замурованной стены Нерукотворный Образ Иисуса. Она предрекла, что это полотно спасет город от врага. Епископ тотчас же поспешил к городским воротам, нашел заложенную кирпичами нишу, разобрал ее и увидел Нерукотворный Спас, горящую перед ним лампаду и отпечатавшееся на глиняной доске изображение Лика. Был совершен крестный ход в честь обретения святыни, и персидское войско не замедлило податься в отступление.

Спустя 85 лет Едесса оказалась под игом арабов. Однако они не чинили препятствий христианам, поклонявшимся Нерукотворному Спасу. К тому времени слава о Божественном Лике на убрусе распространилась по всему Востоку.


Наконец, в 944-м император Константин Багрянородный захотел, чтобы необычная икона хранилась отныне в Царьграде – тогдашней столице Православия. Правитель византийский выкупил святыню у эмира, властвовавшего на тот момент в Едессе. И Спас Нерукотворный, и письмо, адресованное Авгарю Иисусом, были перенесены с почестями в Константинополь. 16 августа святыню поместили в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба святого образа Господа

Что случилось с Нерукотворным Спасом впоследствии? Информация на сей счет имеется весьма спорная. Одно предание гласит, будто убрус с Божественным Ликом Христа похитили крестоносцы, когда властвовали в Константинополе (1204-1261). Другая легенда утверждает, что Нерукотворный Образ перекочевал в Геную, где и поныне хранится в обители в честь апостола Варфоломея. И это лишь самые яркие версии. Их разноречивость историки объясняют очень просто: Нерукотворный Спас неоднократно давал отпечатки на поверхностях, с которыми соприкасался. К примеру, один из них возник «на керамии», когда Анания вынужден был прятать убрус у стены по дороге в Едессу, другой появился на плаще и очутился в итоге в грузинских землях. По Прологам известно четыре Нерукотворных Спаса:

  • Едесский (царя Авгаря) – 16 августа;
  • Камулианский – дата явления 392 год;
  • образ, что появился в эпоху правления императора Тиверия – от него получила исцеление святая Мария синклитикия;
  • уже упомянутый выше Спас на керамии – 16 августа.

Почитание святыни в России

Праздник 29 августа совершается в попразднство Успения Божией Матери и называется еще «Третьим Спасом» или «Спасом на холсте». Почитание на Руси этого Образа началось в XI-XII вв., а наиболее широкое распространение получило со второй половины XIV столетия. В 1355 году из Константинополя в Москву митрополитом Алексием был привезен список иконы Спаса Нерукотворного. Специально для хранения сего полотна заложили храм. Но одной церковью не ограничились: вскоре по всей стране началось строительство храмов и монастырских обителей, посвященных Нерукотворному Образу Господа Иисуса Христа. Все они получали наименование «Спасских».


Примечательно, что перед этой удивительной иконой творил в свое время молитву Дмитрий Донской, после того, как стало известно о нападении Мамая. С Куликовской битвы и до Первой мировой войны русские войска неизменно сопровождала Хоругвь с изображением Спаса. Такие полотна впоследствии стали называть «знаменами». Также подобные иконы украшали собой крепостные башни в качестве оберега города.

Мы поздравляем всех православных христиан с праздником, с перенесением Спаса Нерукотворного из Едессы в Константинополь.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Статьи по теме