Марксистская философия презентация. Презентация на тему: Экономическая школа Марксизм

Философия марксизма

Учитель истории КГУ «ОСШ №21

города Темиртау»

Балтабаев Марат Бопышевич


Философия марксизма закономерно сформировалась в Европе в 40-е годы XIX века как теоретическое отражение глубинных изменений во всех сторонах западноевропейского общества.

Предпосылки возникновения философии марксизма:

- социально-экономические : утверждение капитализма в Европе как господствующего способа производства; проявление

противоречий капитализма; обострение классовой борьбы и выход рабочего класса на арену политической борьбы;

- теоретические : классическая английская политическая экономия (трудовая теория стоимости) - А.Смит (1723-1790гг.), Д.Рикардо (1772-1823гг.); французский утопический социализм - А.К.Сен-Симон (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.); немецкая классическая философия - Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.), Л.Фейербах (1804-1872гг.);

- естественно-научные : бурный рост открытий в науке и технике; в частности, три великих открытия в естествознании - закона сохранения и превращения энергии; открытие клеточного строения живых организмов; эволюционная теория Дарвина.


Марксизм -


Философия марксизма как учение о диалектическом процессе является составной частью более широкого учения – марксизма, который включает в себя:

– философию; – экономику (политэкономию); – научный коммунизм – социально-политическая проблематика.

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике».



Фридрих Энгельс ( 1820 - 1895). Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса, соавтор его трудов. В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Автор научных работ «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».


Основные идеи марксизма изложены в таких работах:

- «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» - гуманистическая концепция человека , его сущности и способа существования, преодоления его отчуждения;

- «Манифест Коммунистической партии», «Гражданская война во Франции», «18 брюмера Луи Бонапарта» - обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата ;

- «Немецкая идеология», «К критике политической экономии», «Капитал» - материалистическая концепция общества и соответствующий ей категориальный аппарат;

- «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» - проблемы диалектики .


В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах.

К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.


Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм - наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (по мысли Ф.Энгельса) . Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.


1. Философия марксизма есть диалектический материализм, т.е. единение диалектики и материализма.

2. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию человеческого мозга.

3. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие как результат действующих в ней самой внутренних противоречий.


4. Сущностью революционного переворота, совершенного К.Марксом и Ф. Энгельсом в философии считается распространение материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики. Сторонники марксизма считают, что любой материализм до К. Маркса не мог дать материалистического объяснения общественной жизни, то есть был идеализмом в понимании общества;

5. Философы-марксисты считают, что как бы не были многообразны философские учения, все они явно или неявно, имеют в качестве своего основного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи (основной вопрос философии).

6. Материя – это основная категория философии. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время. Движение – это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

7. Практика – основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, критерий истинности результатов процесса познания. В противоположность агностицизму диалектический материализм исходит из того, что мир познаваем, человеческое познание все более глубоко проникает в законы бытия.

8. В мире действуют всеобщие законы бытия, то есть законы диалектики. Таковыми считаются: а) Закон перехода количественных изменений в качественные; б) Закон единства и борьбы противоположностей; в) Закон отрицания отрицания.

9. Составной частью философии марксизма является исторический материализм как философская концепция исторического процесса. Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма. Мировая история представляется как смена эпох под влиянием противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Определенная фаза единства производительных сил и производственных отношений получила название «способ производства». Прогресс общества понимается как переход от одного способа производства к другому, более совершенному и экономически более эффективному. Общество, взятое в своем единстве (способ производства плюс политическая надстройка) получило в марксизме название «Общественно-экономическая формация».


Обоснование материалистического понимания истории общества является центральной темой и самым важным достижением марксистской философии. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих." И еще ярче: "Люди - и авторы, и актеры собственной драмы". Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в предисловии к "Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологических понятий ("производительные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция"), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".




При изучении человеческого общества основоположники марксизма исходят из того, что фундаментальной основой общественной жизни выступает материальное производство. Чтобы существовать, общество должно что-то производить.

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе - трудовая деятельность людей.

Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.


Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения - экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.



Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.


Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.

Общественное сознание - духовная сторона исторического процесса - представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни и формы. Марксизм исходит из того, что общественное сознание, с одной стороны, является отражением общественного бытия, а с другой – обладает относительной самостоятельностью. Определяющая же роль, в конечном счете принадлежит общественному бытию.


Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.


«Базис» и «надстройка»

При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, философия марксизма использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис - это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.


Учение об общественно-экономической формации

Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней, или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности) а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т.е. означает революцию, скачок в развитии общества.


Научная теория коммунизма

К. Маркс переосмыслил теорию классов и классовой борьбы, впервые выдвинутую французскими историками начала XIX века, о чем писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». На основе материалистического понимания истории марксизмом разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX веке стал рассматриваться социализм.


Учение о человеке

Важной заслугой марксистской философии является разработка учения о человеке. Исходной, базисной формой существования и характеристикой человека выступает труд - процесс, в котором, по Марксу, человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек - существо творческое, он активно преобразует природу, в то время как животные только приспосабливаются к естественным условиям жизни.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Диалектический материализм - направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Марксизм - мировоззрение, родоначальниками которого считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть марксизма - в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.

Материализм - направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком.


Историческое значение марксизма

В понимании природы и общества Карл Маркс и Фридрих Энгельс были материалистами. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления - диалектического материализма.

Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие философские течения XX вв. ощутили на себе влияние марксистского учения, которое стало важным элементом эволюции духовной культуры западной цивилизации. На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) программой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, способного в будущем трансформироваться в коммунистическое общество.

Философские, экономические, политические взгляды Маркса и Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 году в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.

Заметное влияние на взгляды К. Маркса оказали: Георг Гегель () Великий философ- идеалист Людвиг Фейербах () Основ-ник нем. материал. ф-фии Адам Смит () Классик полит. экономии


Париж, август 1844 года – историческая встреча с Фридрихом Энгельсом ()




Марксизм. Основные тезисы Основные тезисы марксизма: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности; 4) отсюда центр философии исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному.


ОСНОВНОЕ В МАРКСИЗМЕ: 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБЩЕСТВО. 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – ИДЕЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКИ ПРОТИВОРЕЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ СИСТЕМ: ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. 3. ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ – ЭКОНОМИКА 4. ТЕОРИЯ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ - ПОЛИТИКА


Общественное бытие определяет общественное сознание Духовная деятельность людей (сознание) играет в их жизни существенную роль Но первоосновой общественной жизни является трудовая, производственная деятельность (бытие), направленная на удовлетворение материальных потребностей (МАТЕРИАЛИЗМ)


Способ производства служит основой общественно-экономической формации Способ производства Производительные силы Производственные отношения Люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками Средства производства (созданные обществом предметы труда и орудия) Отношения, возникающие в процессе организации производства


Сущность капиталистической эксплуатации Отношения в обществе определяются отношениями собственности на средства производства, т.е. кто владеет собственностью – тот присваивает доходы от продажи произведенного Капиталисты (собственники средств производства – фабрик, заводов и т.п.) оплачивают рабочим в форме заработной платы лишь часть стоимости рабочей силы (труда), затраченного на производство товара. Оставшуюся часть труда капиталисты безвозмездно присваивают себе – так создается прибавочная стоимость, которая и является сущностью капиталистической эксплуатации


Труды Маркса В 1876 году вышел первый том главного тру- да Карла Маркса «Капитал» (последующие тома к изданию были подготовлены Энгель- сом). Другие труды Маркса: «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы»










Стоимость Стоимость есть «историческая категория, действительная лишь для эпохи товарного производства». Назначение товара, по Марксу, состоит в том, чтобы быть обмененным. Но это возможно лишь в том случае, если товар удовлетворяет какой-нибудь человеческой потребности. Товар должен прежде всего быть полезным предметом, должен обладать потребительной стоимостью. Потребительная стоимость определяется физическими свойствами товарного тела. Потребительная стоимость не есть, стало быть, свойство, присущее только товарам. Есть такие потребительные стоимости, которые даже не являются продуктами труда,- например, плоды в первобытном лесу или вода в реке. И нет товара, который не обладал бы потребительной стоимостью. Когда потребительные стоимости становятся товарами, т. е. начинают обмениваться друг на друга, обмен этот всегда происходит в количественном соотношении. Отношение, в котором один товар обменивается на другой, называется, его меновой стоимостью. В основе различных выражений меновой стоимости товара лежит определённое содержание, которое мы называем стоимостью.


Прибавочная стоимость На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного обращения было: Т (товар) Д (деньги) Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого. Общей формулой капитала является, наоборот, Д Т Д, т.е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Именно этот «рост» превращает деньги в капитал. Чтобы получить прибавочную стоимость, «владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости», такой товар, процесс потребления которого был бы в то же самое время процессом создания стоимости. И таким товаром, по Марксу, является рабочая сила человека. Потребление ее есть труд, а труд создает стоимость. Купив рабочую силу, владелец денег вправе потреблять ее, т. е. заставлять ее работать целый день, скажем, 12 часов. Между тем рабочий в течение 6 часов («необходимое» рабочее время) создает продукт, окупающий его содержание, а в течение следующих 6 часов («прибавочное» рабочее время) создает неоплаченный капиталистом «прибавочный» продукт или прибавочную стоимость.




Социализм во всех сферах жизни Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей, синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма. Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим вьполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных и все более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом («диктатура пролетариата»). Новая форма семьи, новые условия в положении женщины и в воспитании подрастающих поколений подготовляются высшими формами современного капитализма: женский и детский труд. Задача по отношению к мелким крестьянам будет состоять прежде всего в том, чтобы их частное производство и частную собственность перевести в товарищескую, но не насильственным путем


Теория классовой борьбы. Суть теории. В основе марксистской теории лежит классовое деление. Рабочий класс и буржуазия, по Марксу, являются антагонистическими. Классы –любые социальные группы людей, которые находятся по отношению друг к другу в неравном положении и борются. В основе классовой борьбы лежат: 1. Отношение к средствам производства 2. Различный образ жизни 3. Различный уровень доходов 4. Классовое самосознание


Философский материализм Начиная с гг., когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной последовательности и всесторонности его материализма. Всемирно- историческое, «составляющее эпоху» значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма, который еще «в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии. Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную точку зрения Юма и Канта, считая подобную философию «реакционной» уступкой идеализму. Марксу принадлежит формационный подход к развитию общества. Формации по Марксу: Первобытное общество Рабовладельческий строй Феодальный строй Капиталистическое общество Коммунистический строй


Материалистическое понимание истории Историческому идеализму Маркс противопоставил материалистическое понимание истории. Его суть в работе " К критике политической экономии", опубликованной в Берлине в 1859 г., выражается так: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Другими словами, экономика, производительные силы и производственные отношения, составляют реальный базис общества и определяют в конечном счете все его многообразное функционирование и развитие. Опора на экономику позволила Марксу смотреть на развитие общества как на естественно исторический процесс.


Литература Полное собрание сочинений и писем Маркса не издано еще до сих пор. На русский язык переведена большая часть произведений Маркса, чем на какой-либо другой язык. К 1841 году относится диссертация Маркса о философии Эпикура (вошла в посмертное издание «Литературное Наследство»). В этой диссертации Маркс еще стоит на идеалистически- гегельянской точке зрения. К 1842 году относятся статьи Маркса в «Рейнской Газете» (Кёльн). В 1844 г. выходит в Париже под редакцией Маркса и Арнольда Руге «Немецко- Французский Ежегодник», где переход от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму совершается окончательно.


Творчество Карла Маркса Особенно замечательны статьи Маркса: «Введение в критику гегелевской философии права» и «К еврейскому вопросу». В 1845 году Маркс и Энгельс издают вместе (во Франкфурте на Майне) брошюру: «Святое семейство». К весне 1845 г. относятся тезисы Маркса о Фейербахе (напечатаны в приложении к брошюре Фр. Энгельса: «Людвиг Фейербах»; есть русский перевод). В гг. Маркс писал ряд статей (большей частью не собранных, не переизданных и не переведенных на русский). В 1848 году вместе с Энгельсом написал программу организации «Союз коммунистов»- «Манифест коммунистической партии»

Карл Маркс (1818 – 1883)Карл Маркс
Немецкий философ,
социолог, экономист,
писатель, поэт,
политический журналист,
общественный деятель.
Автор классического
научного труда по
политической экономии
«Капитал. Критика
политической экономии»

Марксизм

Марксизм философское, экономическое и политическое
учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом
Энгельсом.

Основные понятие марксизма

Основу теории составляют схемы воспроизводства –
абстрактные теоретические модели, построенные на
целом ряде упрощающих предпосылок.
Стоимость
Общественное воспроизводство
Межотраслевая конкуренция и перелив капитала

Стоимость

Маркс
делит стоимость на три части:
«постоянный капитал» (с), т.е. стоимость
материальных издержек, «переменный капитал»
(v), т.е. стоимость рабочей силы, и
«прибавочную стоимость» (m). Деление
капитала на постоянный и переменный было
новым, до Маркса было только деление на
основной и оборотный капитал.

Общественное воспроизводство

В своей теории общественного воспроизводства Маркс вернул в
научный оборот проблему перераспределения валового
национального продукта, исследование которой было начато в
«Экономической таблице» Франсуа Кенэ и утрачено в связи с
появлением «догмы Смита». В отличие от трех секторной
модели Кенэ Маркс построил двухсекторную модель, поделив
сферу производства на производство средств производства, т.е.
элементов постоянного капитала, и производство предметов
потребления для рабочих и капиталистов.

Межотраслевая конкуренция и перелив капитала

Маркс
ввел понятие межотраслевой
конкуренции, которая в отличие от
внутриотраслевой представляет не
конкуренцию за продажу однородных товаров, а
конкуренцию за наиболее прибыльное
вложение капиталов.

Так же Маркс впервые обосновал положение о
необходимости государственного регулирования. Это
положение впервые высказано авторитетно открыто в
1848г. в «Манифесте коммунистической партии».
Чтобы государство могло регулировать экономику,
государство должно быть сильным. Для этого
необходимо национализировать крупные компании,
банки, что позволит решить следующие социальные
задачи: - обеспечение работой; - бесплатное школьное
образование; - бесплатное медицинское обслуживание;
- обеспечение жильем.

Политическое значение

Политическое влияние
марксизма в XX в. было
огромным: марксизм доминировал примерно на
1/3 территории земного шара. Марксистская
политэкономия выступила экономической
доктриной социализма, реализованного в XX
веке в СССР, КНР в странах Восточной Европы,
Индокитая, на Кубе, в Монголии.

Критика Марксовской теории

Критика основных положений теории К. Маркса
сформировалась практически сразу же после выхода в
свет его работ.
Одним из главных источников теоретических и
практических ошибок марксизма является ошибочность
трудовой теории стоимости вообще и теории
прибавочной стоимости в частности

Заключение

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо
сделать ряд следующих выводов.
Идеи Маркса оказали мощное воздействие на многие области
обществознания – историю, социологию, политологию,
политическую экономию.
На основе этих идей формировались влиятельные политические
партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние
на историю XX века. В Советском Союзе упрощенная версия
марксизма использовалась в качестве основы государственной
идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.

Список литературы:

Агапова И.И., История экономической мысли. Курс лекций/ И.И. Агапова. –
М.: «Тандем», 2004.
2. Бартенев С.А., История экономических учений в вопросах и ответах:
Учебное пособие/ С.А. Бартенев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
3. Бузгалин А.В., Маркс и кризис. Полтора века спустя марксовский анализ
вновь актуален/ А.В. Бузгалин // Альтарнативы. – 2009. – № 1.
4. Научитель М.В., История экономических учений: Учебник/ М.В.
Научитель. – М.: Интеграция, 2005.
5. Новикова Л.И., Цивилизация перед выбором/ Л.И. Новикова // Вопросы
философии. – 2007. – № 2.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс

Министерство культуры РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственнМинистерство культуры РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Тюменский государственный институт культуры
факультет социально-культурных технологий
кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Философия новейшего времени.
Марксистская философия.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Выполнила: Еремина Екатерина Сергеевна,
студентка 1 курса очной формы обучения,
направления СКД
Тюмень, 2015

Марксизм – это философское течение, возникшее в Германии в 40-х годах Х1Х века, основоположники:

Карл Маркс(1818 – 1883)
Фридрих Энгельс (1820 –1895)

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии
стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а
также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и
"Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским
работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии" Энгельса.

Родоначальниками философии диалектического
материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса.
Диалектико-материалистическая философия возникла в
середине XIXв. Предпосылками возникновения
марксистской философии были:
промышленная революция в Европе (XVIII–XIX вв.), означавшая
переход от ручного к машинному труду;
появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными
политическими требованиями;
идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля
и Фейербаха);
открытия в области естественных наук: эволюционная теория
Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и
превращения энергии.

Характерные черты марксистской философии:
Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с
материалистическим принципом;
Исторический процесс истолковывается с материалистических
позиций как естественный, закономерный процесс;
Не только объясняется мир, но и разрабатываются
общеметодологические основы его преобразования. Как
следствие, центр философских исследований переносится из
области отвлеченных рассуждений на область материальнопрактической деятельности людей;
Связываются диалектико-материалистические взгляды с
интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с
потребностями общественного развития.

Марксистская философия представляет собой систему взглядов на
развитие природы, общества и человека, сформировавшуюся во
второй половине XIX века под влиянием глобальных процессов,
протекавших в мировой экономике, политике, науке.
Условно можно выделить три основных этапа ее развития:
Первый этап - связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и
их последователей в Германии (Бернштейн, Каутский), в других
европейских государствах, в том числе и в России (Плеханов
Г.В.)
На этом этапе идеи марксизма получают признание среди
европейских экономистов и обретают популярность среди
творческой II научной интеллигенции европейских государств,
постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение и
первые социал-демократические организации.
На третьем этапе разрыв между гуманистическим и
радикальным направлениями в марксистской философии
возрастает. Радикальное направление, ставшее идеологией
государств социалистической ориентации, подчинило марксизм
задачам коммунистической идеологии, что предопределило
кризисный характер ее развития на многие десятилетия.

Основные принципы марксистской идеологии:
диалектический материализм, принципы которого были
распространены философами-марксистами на все стороны
жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В
основе – - идея о примате социального над
биологическим;
идея об основополагающей роли практики в развитии
общества, в материальных и духовных процессах в
человеческой культуре, в процессе познания;
В философии истории основополагающими принципами в
развитии общества философами-марксистами
провозглашены: теория классовой борьбы; идея
исторической миссии рабочего класса; концепция роли
народных масс и личности в истории.

К основным принципам марксистской
методологии относят:
восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к
сложному;
принцип историзма.

Диалектический материализм
Среди принципов материалистической диалектики Энгельс
выделяет такие как принцип материального единства мира,
принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным
законам он относит закон взаимопроникновения
противоположностей, закон перехода количества в качество и
обратно и закон отрицания отрицания.
Теория познания была разработана с диалектикоматериалистических позиций Марксом и Энгельсом. Как и
все материалисты он признавали первичность и
несотворимость материального мира.

Диалектико-материалистическая теория познания
рассматривалась в марксизме как теория отражения.
При этом отражение понималось как активный, а не
пассивный процесс взаимодействия субъекта с
объектом. Здесь преодолевается основной
недостаток домарксистского материализма, который
состоял в игнорировании роли практики, а тем
самым и активности субъекта познания.

Проводя последовательно принцип единства диалектики и
теории познания, Энгельс отмечал, что диалектика понятий
является сознательным отражением диалектики движения
действительного мира.
Создавая диалектико-материалистическую теорию познания,
Маркс прежде всего устанавливает ее исходный пункт понятие общественной практики, составляющей основу
познания. Прослеживая развитие основных категорий
политической экономии, он показывает, что эти категории,
например понятие абстрактного труда, исторически связаны
с определенным уровнем развития общественной практики.
Это положение относится к категориям любой науки, к
историческому развитию научного познания вообще.

Исторический материализм
Термин «исторический материализм» Энгельс применил для
обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который
конечную причину и решающую движущую силу всех
важных исторических событий находит в экономическом
развитии общества, в изменении способа производства и
обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на
различные классы и в борьбе этих классов между собой». В
дальнейшем материалистическое понимание истории стало
рассматриваться в качестве основополагающего принципа
исторического материализма как науки об обществе.

Ступенями исторического прогресса явились:
Первобытная стадия развития общества, отличавшаяся
общей («племенной») собственностью и отсутствием
классового деления.
Рабовладельческая стадия.
Феодализм.
Капитализм.
Высшей стадией развития человеческого общества они
считали коммунизм.

Новый этап в развитии марксисткой философии связан с
деятельность В.И. Ленина (1870-1924). Его основными
философскими работами являются: «Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-демократов?»,
«Материализм и эмпириокритицизм», «Философские
тетради», «О значении воинствующего материализма».
В творчестве Ленина выделяют два основных периода:
1) с конца XIX в. до Великой Октябрьской
социалистической революции,
2) от Октябрьской революции до 1924 г.
Как и другие последователи Маркса, он вынужден был
защищать марксистские философские положения от идейных
противников. Для этого необходимо было дать научно
обоснованные ответы на новые вопросы, выдвигаемые ходом
развития общества и научного познания.

Вывод:
Главное «достижение» марксистской
философии состоит в рассмотрении
материалистической диалектики как
критической и революционной, нацеленной
не на осмысление мира, а на его
преобразование, причем революционным
путем.

Список используемой литературы:
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций.
– Белгород, 2000. – С.133-152.
2. Андерсон П. Размышления о западном
марксизме. – М., 1991.
3. Карл Маркс и современная философия. Сб.
материалов науч. конф. к 180-летию со дня
рождения к. Маркса. – М., 1999.
4. Степин В.С. Марксизм вчера, сегодня, завтра
//Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии
будущего. Избранная социально-философская
публицистика. – М., 1996.
5. Стоянович С. От марксизма к постмарксизму //
Вопросы философии. -1990. – №1.

Презентацию подготовили: Студентки группы № 24 Качанова Виктория Сергеевна Макарова- Землянская Александра Алексеевна

Слайд 2: Основоположники

Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 - 1895)

Слайд 3

Школа марксизма была основана в середине 19 в. Основными идеями являлись теория прибавочной стоимости, средней прибыли, воспроизводства и кризисов, разделения человеческого труда на две категории.

Слайд 4: основные социалистические принципы:

средства производства являются общественной собственностью; не приемлема эксплуатация человеческого труда; плата за равный труд, должна быть одинаковой для всех; в обществе должна быть полная занятость.

Слайд 5

К. Маркс: довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда; у становил, что обмен является существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации; выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения; по-новому определил предмет политической экономии; отметил прогрессивную роль акционерной собственности; доказал преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными; обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий;

Слайд 6

создал теорию экономических кризисов; с оздал схемы воспроизводства; с оздал учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий; раскрыл сущность абсолютной ренты; обосновал теорию цены производства; дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.

Слайд 7: Работы Ф. Энгельса

“Наброски политической экономии”(1843-1844) “Положение рабочего класса в Англии”

Слайд 8: Работы К. Маркса

”Экономическо-философские рукописи 1844 года ” ”Нищета философии”(1847) ”Наемный труд и капитал”(1849) “К критике политической экономии”(1859) ”Капитал”

Слайд 9: Совместны труды Маркса и Энгельса

”Немецкая идеология”(1846) ”Манифест коммунистической партии”(1848)

10

Слайд 10: Недостатки

непоследовательное, в значительной мере, одностороннее применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основными классами буржуазного общества; любое явление рассматривали с позиции единства и борьбы противоположных сторон. основоположники марксизма-ленинизма делали акцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основными классами буржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одного класса другим. марксисты недооценили роль частной трудовой собственности в реализации сущностных сил человека. марксистская теория переоценивает роль крупного производства в экономике общества, значение процесса вытеснения мелкого производства крупным. необоснованно абсолютизируется роль государственной собственности в строительстве нового строя. К. Маркс ошибочно считал, что социализм несовместим с товарно-денежными отношениями. Маркс и Энгельс недостаточно внимания уделяли закону спроса и предложения, К. Маркс необоснованно считал источником стоимости лишь труд наемных работников, игнорируя при этом труд предпринимателей.

Статьи по теме