Чем прославился аббатство клюни. Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции

Аб-бат-ст-во свя-тых Пет-ра и Пав-ла в Бур-гун-дии (Фран-ция), важ-ней-ший центр дви-же-ния за ду-хов-ное об-нов-ление западной Церк-ви в X - начале XII веков.

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па-пе Рим-ско-му , получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю-ний-ской ре-фор-мы .

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни - обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров - монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри-го-ри-ан-скую ре-фор-му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Архитектурный комплекс Клюни складывался в 3 основных этапа. 1-я церковь (так называемый Клюни-1) была построена в 910-927 годы. Базилика Клюни-II (948-981 годы) имела атриум перед западным фасадом, три 7-пролётных нефа в основной части и деамбулаторий с венцом капелл вокруг хора. Базилика Клюни-III (около 1088-1130 годов) была возведена при поддержке короля Кастилии и Леона Альфонсо VI: этот величественный храм длиной 187 м оставался самым большим в мире до времени перестройки Святого Петра собора в Риме (XVI век). Базилику предварял 3-нефный нар-текс , фланкированный двумя башнями западного фасада. Из него в 5-нефный храм вёл входной портал, в тимпане которого располагался рельеф с изображением Страшного суда. Высота центрального 11-пролётного нефа с полуциркульным сводом достигала 30 м.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).


Папа Урбан II освящает Клюни III

Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.

Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.


Капитель колонны


Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая


Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела

Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.

Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.

Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.


Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская

Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.

В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.

В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.

Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.

С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.


Часовня Жана Бурбонского

В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.


Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни


Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.

В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно папе. Вскоре монастырь, в котором соблюдался строгий бенедиктинский устав, стал во главе небольшой конгрегации из семи монастырей.

Вторым настоятелем монастыря был святой Одон Клюнийский, который стал одним из главных действующих лиц Клюнийской реформы. В 931 году папа Иоанн XI даровал аббату Одону привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни в период упадка монашества. Данная привилегия способствовала быстрому росту конгрегации с центром в Клюни, несмотря на мощное противодействие французского епископата, не желавшего терять контроль над французскими монастырями. При аббате Одилоне (994-1049) к Клюни относилась уже большая часть французских и бургундских монастырей. При настоятелях Гуго Клюнийском (1049-1109) и Петре Достопочтенном (1122-1157) само аббатство достигло расцвета, а конгрегация перешагнула границы современной Франции, клюнийские монастыри появились в Италии, Испании, Англии, Германии и Польше, а общее число их приближалось к 2000.

Монастырь пользовался большим влиянием и авторитетом в обществе. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы, во многом базировавшейся на фундаменте Клюнийской реформы. В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов. В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 927 году. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II). Гигантская базилика, известная как Клюни III, была сооружена в 1088-1095 годах и оказала сильное влияние на романский стиль в архитектуре. Длина базилики составляла 187 м, высота - 30 метров, что делало её самой большой церковью Европы вплоть до строительства .

С XIII века начался постепенный упадок аббатства, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к ещё большему упадку монастыря. В 1562 году Клюни было полностью разграблено гугенотами.

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе.

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005
46°26′03″ с. ш. 4°39′33″ в. д. H G Я O L

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции

    ✪ Париж: музей средневековья. Музей Клюни

    ✪ Город сюрпризов Макон. Бургундия. Кто арестовал Людовика ХVI?

    Субтитры

    Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции 910 году роберт благочестивой основывает аббатство в местечке называемом клюни у burgundy это аббатство пользоваться на прямой протекторатом папы римского мы приехали в это место потому что я хотела прикоснуться к этому потрясающему культурному наследию аббатства клюни расцвела по всей европе и основала своей дочке вплоть до самых границ когда-то руси московской руси к сожалению все что осталось от этого аббатства это лишь одна десятая того что когда-то здесь находилась потому что в конце как раз десят в одиннадцатом веке появляется огромная идея рубятся сумею его в обиду сумел построить огромную церковь майор экклесия церковь церквей церковь цикле вознесется к небу будет самым большим храмом западного христианства вплоть до строительство базилики святого петра время после этого крайне стали чуть меньше начиная с 15-го века постепенно крайне будет стремиться к медленному угасанию революция довершит эту печальную страницу в истории франции младшей дочери церкви к сожалению от той эпохи останется только вот эта чудесная часть вот это колокольней южная колокольня останется здание 18 века в которых жили и трудились сабато останется погреба в которых они хранили свои запасы того чтобы аббатству это могло функционировать я приглашаю нас с вами прогуляться и получить настоящее удовольствие от путешествия и во времени и пространстве чтобы попасть в эпоху сияние средневековой европы попасть в эпоху сыновьями и дочерями внуками и правнуками которой мы являемся Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции входа в церковь предшествовал невероятных размеров неф искусно вырезаны из камня тонкий рисунок на них нас встречает иисус тот самый что будет судить своих послушников на страшном суде через парящий каменный и сказочный лес путник медленно проникал в другой мир построенный по райскому подобие цветы и монстры водили в его сказочный райский танец таких диковинных существ не встретить в нашем звонить им но неизвестный художник вырезав их скорби иисус поддерживаемый ангелом парил над входом и приветствовал каждого человека проходящего сквозь врата аббатство оценить этот редкий мир был вырезан благодаря стремлением людей построить самую главную церковь в мире майор агрессия с высоты из ее укромных уголков на нас смотрят сказочные существа невинные глаза наблюдателя и взгляд из иного мира кто их вырезал мы не знаем но вы точно знаем что верхушки этих колонн с небольшом количестве дошли до нас напоминают они нам о райских садах эдема которые хотели показать путнику художники церковь купалась солнечным проходя через второй портал путник оказывался священном пространстве куда проникали только монахи здесь они молились 8 молебна в день и литургии именно тут жила свою жизнь майор агрессия главное церковь святого мира плоды постройке собора святого петра время райские животные и люди танцуют в потерянном человеком раю играют сказочные инструменты монахи живут под музыку именно музыка ритме рует или день в райских садах цветут кущи и отдыхает взгляд путника сказочный инструмент с колокольчиком который держит этот человек за 20 сенти белом именно он озвучивает литургии и до сих пор используются церковном служение и сегодня майор экклесия просуществует вплоть до конца 18 века когда самое главное задумка человека средних веков мне кажется разобрана на камень и и разберут под ритм рынка камень и будет продан как доступный материал так исчезнет самое главное церковь христианского мира сегодня мы с вами видим лишь маленькие остатки этого прекрасного мира но и ими можно насладиться от виртуального визита предлагаю вам теперь вернуться к к сожалению удручающе реальности вот все что вы видите в коричневом цвете вот это все исчезло осталось только все что выведет сереньким давайте сейчас он покажу то что вот вот она часовня вот давайте сейчас посмотрим с вами на верх вот это то что осталось вот удивительного аббатство в клине а эту колокольню кстати называли колокольни святой воды и дубинец майор экклесия самая главная церковь христианского мира вплоть до постройки церкви святого петра время вот что сейчас от нее осталось мои друзья всего лишь вот эти колонны со сказочным орнаментом которые символизируют нам райский сад эдема исчезнувшей не достигнув и так никогда человека ну что ж вот здесь играет музыка которая встречает нас в этом райском саду а вот и сам сад где-то там 10 яблоки и вот он алтарь этой церкви мы сейчас с вами находимся верхней части здания прямо под нами расположить вот эти готические своды где а вот и хранили свое зерно ну а здесь мы с вами имеем возможность насладиться еще раз объеме величием этой церкви вот здесь находятся два макета слева и справа который показывать нам какая же она была внутри майора грейси самая главная церковь христианского мира флот и постройки церкви в риме смотрите какое послушайте какой эхо это всего лишь хозяйственные здания вот здесь хранили когда-то оба то я свои запасы 9 на и зала таких сохранилось довольно мало мне напоминает она сжала маленького домика у скал где работала в париже отдайся к сразу чувствуется сила этого камня специально вам записываю с таким звуком чтобы послушали эхо сейчас монастырь больше не действует ну и он находится инженерная школа орбите несмотря на наличие здесь студентов монастырь работает как музей и я советую вам сюда приехать Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции друзья мои это удивительно в клине не только сохранились остатки одного из самых главных и самых процветающих оба средних веков но и готическими как тоже не готически видите я сама заговариваюсь потому что не верю своим глазам это романское искусство и это дом 12 13 века вот выглядели цветущие среднем европейские средневековые города не правда ли это восхитительно посмотрите в каких красивых городах жили наши с вами европейские предки аркада окон которая позволяет поступать свету на первый этаж потому что это считается нулевым а этот этаж считается первым здесь сейчас в этом доме находится обычная музыкальная школа то есть получается что дети учатся музыки в таком необычном доме где когда-то жили люди по имени дебой что означает под лесу или извес его id вот такая семья построила себе одну самых влиятельных домов клине кто-то прислушивается к необычного we логичному я надеюсь звучанию русского языка вот эти первые большие аркады нужны для того чтобы в них располагалась хозяйственной деятельностью могли находиться бутики или мастерские а дальше вы могли подняться на первый этаж где собственно и жили владельцы этого дома клине сохранил ни один такой романский домик это не только настоящие а сердце европейской средневековой культуры но и архитектуры и более того даже бы то что так ценно и редко давайте с вами еще погулять я теряюсь в этом культурном богатстве клюни вот еще один тоже дом средневековыми zolomon и который тут находится прямо над из главных улиц архитектура клюни во многом вдохновлена римом городом городов поэтому здесь мы можем найти вот таких улицы здесь многое строилась по образу и подобию античности вот и младший или может быть старший собрат предыдущего домика которую мы с вами видели его называли мизун дай форма ну то есть означает ну дом с печкой получается вот тут находится камин вот в этой импозантной башни и вот такой интересный дом сейчас а является местом где находится всего лишь отель так что если хотите друзья можно пожить в доме 12 века это настя 1 шт events

История

Отличительной чертой Клюни было то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно папе. Вскоре монастырь, в котором соблюдался строгий бенедиктинский устав, стал во главе небольшой конгрегации из семи монастырей.

Вторым настоятелем монастыря был святой Одон Клюнийский , который стал одним из главных действующих лиц Клюнийской реформы . В 931 году папа Иоанн XI даровал аббату Одону привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни в период упадка монашества. Данная привилегия способствовала быстрому росту конгрегации с центром в Клюни, несмотря на мощное противодействие французского епископата, не желавшего терять контроль над французскими монастырями. При аббате Одилоне (994-1049) к Клюни относилась уже большая часть французских и бургундских монастырей: за время его аббатства их число выросло от 37 до 65. При настоятелях

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


(худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль

Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

Статьи по теме