Значение слова томизм. Что такое Томизм? Значение и толкование слова tomizm, определение термина Томизм о существовании вечных ценностей

(Thomism). Направление в философии и теологии, идущее от Фомы Аквинского. В своем развитии оно прошло несколько этапов, многие философы его поддерживали и многие отвергали.

После смерти Фомы Аквинского у него не осталось прямых последователей, но его систему поддержали многие теологи, в особенности его собратья из Доминиканского ордена и его учитель Альберт Великий. Тем не менее церковные власти не принимали аристотелевские взгляды Фомы, и в 1277 г. в Париже и Оксфорде были осуждены нек-рые положения его системы. Усилиями Доминиканского ордена теология Фомы Аквинского была восстановлена в правах, а он сам канонизирован(1323).

С этого момента томизм стал одним из нескольких соперничающих направлений средневековой философии. В частности, он противопоставил себя классическому августинианству и, опираясь прежде всего на Аристотеля, отстаивал единую антропологию, где душа - это форма тела. Тем, чем был Фома для доминиканцев, для францисканцев стал Дуне Скот. Скотизм спорил с томизмом о свободе воли и по вопросу аналогии бытия. Наконец, томизм вместе с двумя вышеупомянутыми школами встал на сторону умеренного реализма и отверг номинализм. Вместе с тем последователи Фомы разделились на разные группы и пошли своими путями в рамках национальных движений. Эта тенденция ярче всего видна у доминиканца Мейстера Экхарта (1260-1328). Он разработал мистику, края еще более чем век спустя господствовала в немецкой теологии.

Центральная фигура томизма - генерал Доминиканского ордена Фома де Вио, кардинал Каетан (1469-1534). Его высокое положение в Церкви способствовало авторитету его комментариев к системе Фомы Аквинского. Среди отличительных черт томизма Каэтана можно назвать анализ аналогии - он утверждал, что эту концепцию лучше всего представлять как пропорциональное отношение одного атрибута к двум сущностям, а не как предикацию атрибута как первичного относительного какойто одной сущности и как выводного относительно другой. Он мыслил в терминах абстрактных сущностей в отличие от своих предшественников, к-рые сосредоточивали свое внимание на существующих субстанциях. Кроме того, он подверг сомнению доказательность существования Божьего и бессмертия души.

Томизм стал ведущей школой католической мысли XVI в. Авторитету его способствовали несколько факторов. На учение Фомы опирался Иезуитский орден (утвержден в 1540 г.); Тридентский собор (впервые созванный в 1545 г.) намеренно облек многие из своих определений в томистскую фразеологию.

Томизм победоносно вступил в XVII в., но именно тогда обнаружился недостаток его силы и оригинальности. Иоанн св. Фомы (1589-1644) - яркий представитель этой эпохи. Он преподавал и комментировал труды Фомы, был усердным и пламенным служителем испанской инквизиции и близким советником короля Филиппа1У. Т.о., в нем сконцентрировались интеллектуальные, теологические и политические тенденции томизма. Но господство томизма несло в себе семена своего краха. Изза отсутствия соперничества томизм замкнулся в себе и не мог справиться с подъемом рационализма и эмпирической науки.

Томизм не хотел приспосабливаться к требованиям эпохи, и единственно возможными альтернативами тогда были обскурантизм или нетомистская философия. Вследствие этого, хотя томизм был еще жив (прежде всего в доминиканских кругах), к XVIII в. он исчерпал себя.

Но в нач. XIX в. произошла еще одна внезапная перемена в судьбе томизма. Католические мыслители стали отыскивать в трудах Фомы жизненно важные ответы на самые насущные и нерешенные вопросы. Проблема человеческого достоинства перед лицом растущей индустриализации общества привела к возрождению томизма. Схоласты обратились к авторитету Фомы Аквинского. К началу Первого Ватиканского собора (1869-70) томистские принципы были вновь в силе. В 1879г. папа Лев XIII в энциклике/1егегш Patris призвал Церковь изучать труды Фомы. Это был настоящий триумф томизма. В результате возникло движение неотомизма, крое успешно развивалось вплоть до сер. XX в.

W. Corduan (пер. А. К.) Библиография: V. J. Bourke, ThomisticBibliography: 1920-1940: Ё. Gilson, The Christian Philosophy of St. Thomas Aquinas; H. John, Thomist Spectrum; T.L. Miethe and V.J. Bourke, Thomistic Bibliography: 1940-1978.

См. также: Kaetah, Фомаде Вио; Неотомизм; Схоластика; Фома Аквинский.

Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма. Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо модернизацию, и «ренессансный», допускающий соединение томизма с новыми гуманистическими течениями. Последнее направление представлено испанским томизмом, который пытался развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церкви. Среди испанских доминиканцев выделяются прежде всего Франсиско де Виториа , среди иезуитов Франсиско Суарес , который некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции реализма. В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и естественнонаучные исследования. В области социальной и политической он приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял светскую власть от бога, является её первым субъектом и тогда, когда он выбирает своего правителя .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Философия Фомы Аквинского (рассказывает Александр Марей)

    ✪ Неотомизм, персонализм. Концепция человека

    ✪ MadFM, Булгаков, Сартр и Платон

    ✪ Философия Фомы Аквинского: доказательства существования Бога

    ✪ Фома Аквинский.

    Субтитры

Онтология

Акт и потенция

Первой и основной категорией онтологии томизма выступает обеспечивающей и объясняющей силы всех других вещей, понятие Бога как первой реальности, полной реализации бытия . Томизм проводит различения бытия вообще (лат. esse ) от конкретного бытия (лат. ens ).

Ключевым отношением в онтологии высшего порядка выступает отношение акта (лат. actus ) и потенции (лат. potentia ), где акт - не действие, но само существо бытия - действительность . Потенциальное бытие - бытие , еще не ставшее, но становящееся.

Сущность и существование

Конкретизацией различия акта и потенции является различие сущности (essentia или лат. quidditas : "чтойность") и существования (existentia). Совпадают они в вещах, но достигают подлинного тождества лишь в Боге, который не сущность, но Сущий. Сущность - это возможность , потенция вещи, тогда как существование - это её действительность, актуализация.

Форма и материя

Критика

В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда , однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена .

Против томизма выступали последователи Иоанна Дунса Скота , Вильгельма де ла Марса, Р. Бэкона , группировавшиеся вокруг

Тесты по политологии. (2011)

Предмет политологии. Политика. ИПУ. (Иванова Е.)

1. Соответствие определения политики теоретику:

4) Политика – это искусство управления государством [ а ]

2) Кому из теоретиков принадлежит определение «политика – совокупность разнообразных практических мер достижений государственных целей?

а) Н. Макиавелли б) В. О. Ключевскому в

3) Субъектами политики являются…

Б) люди и организации, осуществляющие политические действия

В) институты гражданского общества

Г) только политические лидеры

4)К субъектам политики не относятся:

а) социальные группы б) индивиды в) политические отношения г) политическая культура д) союзы государств

5)Что означало первоначально греческое слово «политика»?

а) Власть народа. б) Искусство управлять государством .

в) Администрация полиса. г) И то, и другое, и третье.

6) Выберите наиболее полное определение политологии кик науки. Это:

а) наука о политике.

б) наука о власти.

в) наука о политике, политических процессах, их закономерностях и
участниках.

Г) наука о политике, политической жизни, роли и месте человека в ней

д) среди предложенных вариантов правильного ответа нет.

7) Что является субъектом политологии как науки и учебной дисциплины?

а)политика и ее центральный элемент - политическая власть,
отражающая политическую действительность, политические идеи.

б) политические отношения в обществе.

в) деятельность государственной власти по проведению внутренней и
внешней политики.

8) Что является объектом политологии как науки и учебной дисциплины?

а) государство, его генезис и развитие как центрального института политической жизни общества

б) человек, его роль и место в политической жизни общества

В) политика, политическая жизнь общества

г) все три пункта, перечисленные выше.

9)Объектом изучения политологии выступает…

А) политическая сфера общественной жизни

б) специфическое развитие и функционирование общества

в) соотношение общественных и личных интересов

г) социальная структура общества

10) Мировоззренческо-методологической базой политических исследований служит…

а) теория политических систем б) политическая география

в) политическая философия г) политическая социология

11) Что определяет предмет политологии?

а) законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики .

б) объективные и субъективные факторы, воздействующие на реализацию законов, принимаемых органами власти.

в) механизм и результаты действия законов в социально-политическом развитии общества.

г) все вышеназванные определения в совокупности.

12) Когда впервые появился термин «политология»?

а)В XVI веке. б) В XIX веке . в)В XX веке. г)В У-Х веках,

13) Кого обычно называют «отцом» (родоначальником) политологии и политической науки в целом?

а) Платон. б) Аристотель . в) Макиавелли. г) Руссо.

Ф. Аквинского

2)Платона

3)И. Солберийского

15) Страной, ставшей родиной большинства социально-политических учений на Востоке, является… А) Корея Б) Япония В) Тибет Г) Китай

16) Какие формы правления Аристотель считал «неправильными», как бы выродившимися?

а) Тиранию. б) Олигархию. в) Крайнюю демократию. г) Все указанные выше .

17) Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства? а) Аристотель; б) Конфуций; в)Т. Мор; г)Платон

18) Формой государственного устройства, которую Платон считал совершенной, является…

А) олигархия Б) тирания В) аристократия Г) демократия

19) Определение государства как общего дела
народа принадлежало…
1) Платону 2) Аристотелю 3) Цицерону 4) Ульпиану

20) Платон выделял формы правления…

1) монархию, демократию, политию; 2) аристократию, охлократию, олигархию;

3) монархию, аристократию, демократию ; 4) монархию, республику, политию

21) Аристотель подразделял формы правления на «правильные» и «неправильные» по критерию…

1) частной собственности; 2) интересов большинства ;

3) интересов меньшинства 4) юридического равноправия;

22) Форма правления, которую Аристотель считал «правильной»…

1) демократию 2) политию 3) олигархию 4) тимократию

а) Мюнцер б) Мотер в) Мор г) Макиавелли

24) С именем какого мыслителя ХУ-ХVI вв. связана политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежения нормами морали для достижения поставленных целей?

А) Макиавелли Б)Гоббс. В)Локк. Г)Его имя здесь не представлено

25) Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»?

а) Т. Гоббсу; б) Дж. Локку; в) Ф. Ницше; г)Н. Макиавелли .

26) Основой либерализма как идейно - политического направления является:

Дж. Локк

3)Макиавелли

Доктрина томизма генетически связана с именем

Ф. Аквинского

2)Платона

3)И. Солберийского

2) Основой либерализма как идейно- политического направления является:

Дж. Локк

3)Макиавелли

3) Соответствие определения политики теоретику:

1) Политика – это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти [ г ]

2) Политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ее использовать [ в ]

3) Политика – это концентрированное выражение экономики [ д ]

3) Политика – это искусство управления государством [ а ]

А) Платон Б) Аквинат В) Макиавелли Г) Вебер Д) Ленин

4) Кому из теоретиков принадлежит определение «политика – совокупность разнообразных практических мер достижений государственных целей?

а) Н. Макиавелли б) В. О. Ключевскому в ) М. Веберу г) К. Марксу д) Платону

5) Субъектами политики являются…

А) исключительного государство и его структуры


Похожая информация.


ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА

Августин жил в переходное время (354–430 гг.) между античностью и средними веками. Родился в г. Тагасте на севере Африки в семье римского чиновника. От отца унаследовал горячий темперамент, впечатлительность, экзальтированность и жажду полнокровной жизни. Августин начал свою жизнь с того, что вкусил удовольствий «телесной жизни», и только затем, ощутив неудовлетворенность этой жизнью, устремился на поиски высшей истины. По его собственному признанию, он прошел через «пучину мерзостей», «бездну пороков», «крутизну страстей». Отдал дань всем увлечениям, присущим молодости. Позже в своем литературном шедевре «Исповедь» Августин беспощадно будет бичевать себя за приверженность плотским удовольствиям.

Духовная эволюция Августина сложна, он прошел извилистый путь духовных исканий: язычество–манихейство–скептицизм–неоплатонизм–христианство. Любовь к мудрости, которая по-гречески называется философией, зажег в нем Цицерон. Августин познакомился с его произведением «Гортензий», наслаждался этой книгой, и именно она «увещевала» его любит мудрость и «крепко прильнуть к ней».

Философия Августина представляет собой синтез античного культурного наследия с христианскими ценностями. Августин оказался одним из первых великих теологов, которые связали античность и христианское время. Аврелий Августин - классик патристики . Стержень августиновского мировосприятия - любовь, благодать, вера. Философия Августина отличается небывалым психологизмом. В своей теории личности Августин впервые показал, что жизнь человеческой души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. По мысли Августина, не мир - загадка, а человек. «Что же за тайна - человек!». Кульминацией его рассуждений о человеке можно считать признание: «Великая бездна - сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца» . Августин был тонким наблюдателем душевных состояний человека. Новой чертой мышления Августина было внимание к динамике человеческой личности.

Психологизм Августина выявляется и в его учении о времени как корреляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Душа ждет, внимает, помнит. У Августина мы находим блестящий анализ проблемы времени. «Что же такое время?» - вопрошает Августин «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. Между тем вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать».

Августину принадлежит идея тройственности времени, оригинальная мысль об одновременности трех модусов времени: «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда».

Генетическое и субстанциальное начало всего, для Августина, - Бог. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно вывести из самосознания человека.

Проблема мистически осмысленной диалектики истории представлена в августиновском трактате «О граде Божьем». Два града созданы двумя видами любви: земной - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, и град Божий, который основан на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Подобно тому, как каждая человеческая душа является полем битвы между Богом и дьяволом, так и история - поле сражения благого и греховного царства. Ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного.

Августин явился одним из первых в истории духовной культуры создателем целостной эстетической системы. Некоторые его идеи (учение о механизме эстетического восприятия и суждения, отдельные положения его знаковой теории, его рассуждения о структурных закономерностях красоты и искусства, в частности, закон контраста) сохранили ценность до наших дней.

«Хочу познать Бога и душу. - И ничего, кроме этого? Совершенно ничего.

Люби Бога и делай что хочешь.

Будем же верить, если не можем уразуметь.

Человек начинает умирать с момента рождения… вернее, он живет и умирает одновременно.

Два града - нечестивцев и праведников - существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же суда поставлены будут розно».

Что же представляет собой время? Как понимать «длительность» или «краткость» времени, где они существуют? В прошлом, но его уже нет. В будущем? Но его еще нет. Значит, в настоящем. Но если мы возьмем отрезок настоящего времени любой длины - в сто лет, в год, месяц, день, час и т. д., то увидим, что он состоит как бы из трех интервалов. Один из них находится в прошлом, другой еще в будущем и третий - кратчайший, неделимый уже далее на мельчайшие части миг и составляет собственно настоящее время. Он так краток, что длительности в нем нет. Если бы он длился, в нем можно было бы отделить прошлое от будущего; настоящее не продолжается. Но как же тогда мы можем измерять время, сравнивать временные отрезки и т. п.?

Где же пребывает это неуловимое время?

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.

Быть мудрым означает умереть для этого мира.

Не произносите бесповоротных суждений!

ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО (ТОМИЗМ)

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - средневековый теолог, крупнейший схоласт, официальный философ римско-католической церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», («Сумма против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Философия Фомы Аквинского - синтез идей Аристотеля с христианскими ценностями. Как и Аристотель, Фома исходил из антитезы потенциального (возможного) и актуального (действительного). «Чистая потенциальность» - материя, слабейший вид бытия; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Актуальное - это реализованность, осуществленность, завершенность. Актуальна форма - принцип порядка и четкости. Абсолютная актуальность, не допускающая какой-либо потенциальности, - Бог, источник всякого оформления.

Фома выдвигает пять доказательств существования Бога :

1) «от движения»: все, что движется, движимо чем-то другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

2) «от причины»: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;

3) «от случайного и необходимого»: не все сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое, необходимое самое по себе - это Бог;

4) «от степени совершенства»: мы находим среди вещей более или менее совершенные. Но о большей или меньшей степени говорят в том случае, когда имеется различная приближенность к некоторому пределу. Есть нечто, в предельной степени обладающее совершенством, - это Бог;

5) «от целесообразности»: мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Их направляет некто, одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, - это Бог.

Исследуя проблему познания, Фома приходит к следующим выводам:

Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумно), и то, что разумом непознаваемо;

Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

Все остальное (проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога) может быть познано через Божественное откровение.

Главный вопрос гносеологии Фомы (да и всех других средневековых философов) - богопознание. Основополагающим в познании Бога Фома считает религиозно-мистический путь. Это выражается, во-первых, в том, что полное и непосредственное познание Бога возможно только в той (будущей) жизни. В отличие от иных мистиков, Фома считает, что такое знание Бога не может быть достигнуто в этой жизни ни верой, ни молитвой. Оно может прийти к человеку только от прямого видения Бога в будущей жизни, когда человек оставит свою телесную природу. Как он пишет, сущности вне материи (а таков Бог) душа в статусе этой жизни, где она соединена с телом, познавать не может.

Второй мистический момент в гносеологии Фомы - познание Бога через благодать и божественное откровение уже в этой жизни. Они невозможны без любви к Богу и желания знать его. Такой путь познания свойственен теологии, которую Фома называет «священной мудростью». Единственным несомненным свидетельством существования Бога, согласно Фоме, являются его (Бога) собственные слова из Священного Писания: «Я есть тот, кто существует ».

Благодаря откровению мы познаем самые существенные и самые таинственные, недоступные обычному человеческому пониманию (разуму) стороны Божественного существа и его деяний. «Сотворенный ум, - пишет Фома, - не может знать Божественную сущность, если Бог не покажется и не объявится через свою благодать» . Помимо богословия, есть еще один путь знания о Боге в этой жизни - путь научно-рациональный. Это познание через природу, при помощи естественных познавательных способностей или природного разума. Оно присуще наукам и философии. В философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к Богу, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце - Бог.

Фома Аквинский разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Он считает, что любая вещь есть сущность, которая обрела существование по воле Бога. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, вещи бренны и непостоянны.

Историческое значение философии Фомы Аквинского в том, что им были:

- даны пять доказательств существования Бога;

- систематизирована схоластика;

- закреплено разделение эссенции и экзистенции;

- выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

- вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

- разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии.

Фома Аквинский

Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на Божественном откровении.

Коль скоро Бог есть всеобщий распорядитель всего сущего, должно отнести к его провидению то, что он дозволяет отдельным недостаткам присутствовать в некоторых частных вещах, дабы не потерпело ущерба совершенство всеобщего блага. В самом деле, если устранить все случаи зла, то в мироздании недоставало бы многих благ. Так, без убийства животных была бы невозможна жизнь львов, а без жестокости тиранов - стойкость мучеников.

В вещах, составленных из материи и формы, сущность означает не одну форму и не одну материю, но то, что составлено из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями.

Когда человеку предлагаются истины о Боге, выходящие за пределы разума, то через это в человеке укрепляется мнение, что Бог есть нечто, превышающее все, что можно помыслить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога, Бог является реальностью, определяющий все сущее. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

Таким образом, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога.

Мистика мэ

Тождество веры и знания, при котором доминировала все-таки вера, а разуму отводилась подчиненная роль аб

гармония веры и разума, ибо они исходят из одной и той же основы - Божественного Разума фа

Схоластика фа

Патристика аа

Верую, потому что абсурдно» т

«Что же за тайна - человек!».аа

«Хочу познать Бога и душу. - И ничего, кроме этого? Совершенно ничего. Аа

Бог, источник всякого оформления. Фа

Учение о бытии близко к неоплатонизму аб


Похожая информация.


Философия - это наука, которая рождает огромное количество споров. Тем не менее тут всегда можно найти место мысли. Множество философов несколько столетий подряд предлагали свои теории и идеи. На данный момент их огромное количество. Причем многие из них перешли и на религию. Наряду с атеизмом, деизмом, неотомизмом и другими существует томизм.

Что это?

Томизм - это научная мысль в католической вере, сформулирована известным философом Фомой Аквинским. Также это учение еще называют фомизмом. Часто эту мысль называют теистической интерпретацией аристотелизма. Все основные понятия Аквинский отобразил в своем произведении «Сумма теологии». Стоит сказать, что эти мысли являются не канонами веры, а, скорее, практическим пособием для постижения этой идеи с помощью разума.

История

После появления этой точки зрения она сразу стала распространяться на определенной территории. Томизм Аквинского был популярным в В 15 веке философия развивается, появляется такое явление, как схоластика. Она начинает формироваться в томизм. Тогда эта мысль начинает делиться на несколько направлений. Появляется ортодоксальный и ренессансный томизм. Первый отрицает развитие чего-либо, то есть налицо отсутствие модернизации. А второй предполагает синтез томизма с новыми гуманистическими идеями.

Кстати, ренессансный томизм стал называться испанским, так как был впервые принят там доминиканцем Франсиско де Виториа, а после - иезуитом Франсиско Суаресом. Последний пытался объяснить некоторые догматы с точки зрения реализма. Он старался преобразовать все метафизические понятия в естественнонаучный анализ. Причем эти два явления он старался изначально разделить и одновременно воссоединить.

Новой ступенькой истории стало признание того, что томизм - это норма католической теологии. Этот вопрос поднял Папа Лев XIII в энциклике. Случилось это в 1879 году. Тогда этот исторический документ стал обязательным при изучении в каждой духовной школе.

Основатель

Говоря об этой идее, нельзя не сказать пару слов о её «отце». Основатель томизма - Фома Аквинский - предположительно родился в 1225 году. Он был философом и теологом Италии. Помимо работ, связанных с томизмом, занимался еще и систематизацией схоластики, был учителем церкви, членом ордена доминиканцев.

Уже через много лет после его смерти, в 1879 году, его признали одним из главных и авторитетных философов католицизма. Его прославляли за удачную попытку объединить христианское учение с аристотелизмом. Кроме того, ему удалось сформировать и выразить пять доказательств того, что Бог существует.

Суть

Стоит отметить, что томизм - это многогранное понятие, которое может толковаться в нескольких сферах. Можно узнать об этом учении, ознакомившись с теорией познания. Также допустимо объединить томизм с учением о бытии. И связать его с наукой о природе человека. Есть космический взгляд на суть учения, а также этико-политическое воззрение.

Теория познания

Томизм в философии - это сложные идеи, которые пытаются объединить то, что казалось ранее невозможно поставить рядом. В свою очередь это учение старается разграничить философию с теологией. Аквинский считал, что в первом случае предметом были «истины разума», а во втором - «истины откровения».

Философ был убежден, что как вера, так и разум не могут быть резко противоположными. Оба этих понятия исходят от Бога, а поэтому не являются противоречивыми. Томизм предполагает, что философия является «рабыней» теологии настолько, насколько разум человека низок перед божественной мудростью. Это учение толкует истину как соответствие разума и вещи.

Говоря о понятиях, томизм отдает предпочтение умеренному реализму. Именно его поддерживал в свое время Аристотель. Считается, что особенности предмета являются его главной природой. То есть общей сущности как таковой не существует. Так, из главных теоретических определений формируются три универсалия:

  • первый называется «до вещей» и означает суть мысли Бога;
  • второй - «в вещах» - имеет отношение к общей сущности вещей;
  • а «после вещей» трактуется как способность разума человека извлечь вещи из предмета и образовать понятия.

Бытие

Многие ученые, которые знакомились с томизмом, считали, что это учение является синонимичным онтологии. То есть исследование бытия есть связующим двух мыслей. Отсюда вытекает классификация томизма по нескольким главным определениям онтологии.

Самой главной мыслью в учении бытия томизма является реальность существования Бога. Причем эта идея не просто основополагающая, она также обеспечивает и объясняет силу остальных вещей. Бог оказывается реализацией существования.

Новшества

Томизм и неотомизм идут совсем рядом. Можно сказать, что эти два учения являются синонимами. Единственное их отличие - во временном промежутке. Дело в том, что неотомизм - это не просто идея, а официальная философия у католиков в период с 1879 по 1962 год.

Это новое учение главным образом подтверждает дуализм бытия и сущего. Первый представлен Богом, а второй - природой. Таким образом, Господь остается первопричиной, вещь - это синтез материи и формы, а процесс - это движение потенции к актуальности. Сейчас популярность этих двух течений стала намного меньше. Не секрет, что все больше и больше европейцев становятся атеистами.

Статьи по теме