Явление христа марии магдалине. Явления воскресшего господа Явление двум ученикам по дороге в Эммаус

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». , 242х321 Санкт-Петербург, Русский музей.


" ... Мария стояла у гроба и плакала.

И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

И они говорят ей: жена! что ты плачешь?

Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь?

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Иисус говорит ей: Мария!

Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель!

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей... "


Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию.

« Какой стиль! » - изрек перед нею почтенный профессор Егоров.

Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность.

Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры.

Но удивительна реакция самого живописца. Он писал отцу:

" ... Кто бы мог думать, чтобы моя картина "Иисус с Магдалиною" производила такой гром... Радуюсь довольству Академии. Но прошу меня извинить, мне все как-то кажется невероятным, странным. Как жаль, что меня сделали академиком: мое намерение было никогда никакого не иметь чина, но что делать, отказаться от удостоения? значит обидеть удостоивших... "

Проникновенная песня из авторского альбома Татианы Лазаренко «Святому Откровению внимая» посвящена чуду явления Воскресшего Христа равноапостольной Марии Магдалине, память которой отмечается 4 августа.
Кем же была Мария Магдалина, сподобившаяся этого чудесного явления?

Предстал Иисус пред скорбящей Марией
«Ты плачешь, о женщина, — молвил, —
Пришла ты ко Гробу с лучами зари,
Великой исполнена скорби».
Глаза на Него не решаясь поднять,
Мария рекла безыскусно
«Ты, верно, садовник, и должен бы знать,
Где тело лежит Иисуса.
Его отнесу я домой, чтоб обмыть
И высушить волосами,
Чтоб миро безценным Его умастить,
В тоске оросить слезами».
Иисус ей ответил: «Утешься, Мария,
Неужто Меня не узнала?
На крестные раны Мои посмотри,-
Я тот, о Ком ты возрыдала».
«Учитель, ты жив?– возопила она, —
Нам так без тебя одиноко»…
Но строго сказал Иисус: «Не должна
Ко Мне прикасаться до срока.
Пока не восшел Я к Отцу Своему,
Ко Мне приближаться не смейте.
Иди и поведай миру всему,
Что встал Иисус из мертвых»
Стихи Татианы Лазаренко
Музыка Сергея Бедусенко
Вокал: дуэт «Фавор»

Святая равноапостольная Мария Магдалина

Кем была Мария Магдалина?

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии из Магдалы, но предание сообщает, что Мария была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Мария была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни… Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребывала весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником Пасхи. Мария Магдалина Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии, в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам, где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, «много потрудилась для нас». Очевидно, она беззаветно служила Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества. Согласно Церковному преданию, Мария пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Эфес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там святая Мария закончила земную жизнь и была погребена. В 9 веке ее святые мощи были перенесены в столицу Византийской империи - Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы в честь Марии воздвигнут великолепный храм.

В воскресном Евангелии на всенощном бдении, который выпадает на вторую неделю по Пасхе, то есть в день памяти святых жен-мироносиц, говорится, что одним из участников великого события Воскресения Христова была святая праведная Мария Магдалина. Более того, о ней говорится, что именно ей первой явился после Воскресения Господь. Хотя казалось бы вполне приемлемым, чтобы это произошло с апостолами, как постоянными учениками божественного Учителя. Говорит ли это о чем-нибудь?

Известно, что Воскресение Христово явилось завершающим этапом божественного плана спасения мира. А также известно, зачем мир необходимо стало спасать: грехопадение прародителей низвело человека в несчастное греховное состояние. Первые люди были на высоте духовного созерцания бытия, в их действиях дышала благодать Божества и они не ведали ни греха, ни сомнения, но своей ошибкой были сведены с неба на землю, из благодати бессмертия в рабство смерти. Сколько душевных мук, достойных сострадания, испытали тогда Адам и Ева? А что Ева? Именно она вняла лукавым словам врага и протянула руку, а затем услышала страшное определение участи всех жен, которые будут нести бремя этого суда (Быт 3:16 ). Однако уже тогда в ее сердце затеплился маленький огонек надежды, рожденный словами Господа, что ее семя сразит врага (Быт 3:15 ).

И, вот Он – Сразивший врага! Он перед нами и в словах Евангелия – воскресший во славе Господь наш. Грех прощен, враг низложен, осуждение отвержено. Больше нет упрека и больше нет сомнения. И, вот, Марие Магдалине, одной из жен-мироносиц, первой открывается эта благая весть! Той, которая была избавлена Им, как сказано, от семи злых духов (Мк 16:9 ), за что вознаградила Христа непрестанной заботой и преданной любовью. Но что же явилось причиной тому? Любознательность человеческая, конечно же, пожелает исследовать это, как нечто важное.

Безусловно – упомянутые любовь и преданность. Все ушли от опустевшего гроба Господня, а она осталась, потому, собственно, и произошла эта встреча. Мария дождалась, вытерпела и удостоилась награды. Можно сказать, что на этом примере образно явлены истины духовной жизни, как пишет святитель Григорий Палама: «Нечто подобное бывает и в отношении подвигов в добродетели: так одним из подвизающихся благодать сразу же идет на встречу, как бы протягивая к ним человеколюбивую руку и принимая их, других же выжидает конца их подвига, уготовляя им, конечно, венцы за терпение». Согласно приведенным рассуждениям святого, это научает нас тому, что терпеливый человек, который не взирает ни на какие лишения, всегда будет иметь свою награду. Теперь всякий вопрошающий – почему именно Мария? – имеет у себя простой и поучающий ответ. Потерпи, не спеши и все будет хорошо – вот вся мораль. Мария – нравственный пример христианской жизни, который актуален всегда и во все времена.

Конечно, это непременно важно, когда говорится или размышляется о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но не менее благопотребно поразмыслить не только о наших делах, но и о делах Божиих! Что мешает совсем немного приподняться чуть выше мыслью в том направлении, где живет великий Поэт и Художник – Бог-Вседержитель, чтобы хоть иногда приблизиться к созерцанию божественной премудрости в Её делах и Промысле?

И тогда, вспоминая преданную глубокой печали Еву, своим роковым решением погубившую весь мир, вспоминая суд, возвещенный всем женам, появляется возможность созерцать премудрые дела Божии, которые никогда не лишены смысла и оправлены милостью и правдой, красотой и порядком, любовью и справедливостью! Что же дивного совершает Господь? Тут следует услышать тонкое замечание преподобного Бéды Достопочтенного, что «жена, принесшая мужу вину, теперь принесла ему благодать» . То есть Мария Магдалина, удостоившаяся первой увидеть воскресшего Победителя смерти, приносит эту весть апостолам. Свидетелем данной премудрости мы имеем и святителя Кирилла Александрийского: «Единородное Слово Отца соделалось человеком, дабы болящее исцелить и избавить человека от древних преступлений; поэтому-то и надлежало доставить женщинам радость – первым благовествовать воскресение; ибо первая жена, послушавшись слов змея, ввела Адама в преступление и сделалась виновницей смерти. Как же не следовало благовестием уничтожить причину столь ужасных обвинений?» .

Восхищаясь деяниям Божьим, так познается, что ничто не бывает напрасным у Бога, ведь все, что Он хочет, Он может и совершает исключительно путем правды, благости и премудрости. Вместо горечи наказания – радость благовестия! Во всем деле спасения мира, предначертанного Богом и принесенного Сыном Божьим, даже такой детали, как ошибка жены, дано свое искупительное исправление. И если не были оставлены слезы Евы, как не были оставлены и слезы Марии Магдалины, но были отерты явлением воскресшего Христа, то и все христианам полагается уповать в надежде, что они будут утешены от всех скорбей радостью воскресения и явления им Господа Иисуса Христа!

Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры, Кн. 1, гл. 8.

В Евангелии от Марка сказано, что Мария Магдалина была первой, кому явился Господь после своего Воскресения. Мария Магдалина пришла ко гробу, когда еще было темно - перед самым рассветом, когда фигуры людей видятся только силуэтом, их трудно различить, трудно узнать… Мария увидела у гроба Иисуса, стоящего перед ней, но не узнала Его. Скорбь и слезы не позволяли ей рассмотреть и понять, кто это… Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? (Ин. 20:15). Это удивительно проникновенно-трогательное повествование о том, как страшное горе внезапно претворяется в радость: Господь говорит своей преданной ученице: "Мария!" - и она тотчас узнает Его…

В этих заметках мне хотелось бы рассказать немного об иконографии явления Христа Марии Магдалине. Этот волнующий сердце христианина сюжет многократно изображался и в росписях древних катакомб (ибо повествует о воскресении из мертвых), и в Православной иконописи, и в живописи Католической Церкви.

Композиция сюжета "Явления Христа" сложилась одной из первых.

Хотя именно эта фреска из римских катакомб трактуется не только как "Явление Христа Марии", но иногда и как "Исцеление кровоточивой жены". Но, поскольку надписи здесь нет, то вольному искусствоведу - простор для фантазий.

А вот трезвенный взгляд практика-художника сразу оценил лаконизм и законченность композиционного решения. И эта находка прошла сквозь века и изменчивые стили (в разных степенях реализма и маньеризма) и сохранила, тем не менее, свое узнаваемое "лицо".

Иконописную традицию простой композиции двух фигур - коленопреклоненной Марии (слева) и Христа отстраненного, вполоборота к ней (справа от зрителя) - довели до "формулы канона" мастера Критской школы.

Именно эту разработку использовал Феофан Критский в росписи храмa монастыря Ставроникиты:

Повторяли многократно эту иконографическую находку и в поствизантийской иконописи:

Надо сказать, что вне итало-критской школы такая "схема" не использовалась. Композиционные решения этого сюжета, например в сохранившихся росписях балканских храмов XIII-XIV вв., разнообразны и не отличаются лаконизмом. Обычно этот сюжет является частью композиции, включающей другие моменты Евангельской истории о событиях дня Воскресения.

Например, росписи храма Перивлепты Охридской:

Или Грачаницы:

В поствизантийской иконописи были попытки соединить эти две традиции, но результат был не слишком удачен:

По этому же пути двигался и Джотто, но его решение состоит из двух равных половин (в отличие от балканских мастеров, где сюжет "Явления Христа Марии" - не главный, а меньший по занимаемой площади в композиции картины:

Дуччо, в отличие от Джотто (!) использовал древнюю лаконичную схему, но, видимо, в этой простоте ему не хватило деталей, и он увлекся разработкой горок, что несколько отвлекает от сюжета:

И лишь несравненный Беато Анжелико - последний из "могикан" от иконописи - завершил поиски совмещения реализма и "канонической схемы".

Бездушные манекены Андреа дель Сарто (1510):

"Буйство плоти" Бронзино (1560):

Тициан (лучше воздержусь от комментариев…):

Сцена из балета - Шарль де Лафосс (1680):

Русский академизм - А.Егоров (1818):

И закончу все же на не очень грустной ноте: Иванов, наконец, надо отдать ему должное, возвел эти реалистические поиски в степень почти античной патетики (даже, по-моему, переступив грань меры и вкуса в сторону излишней "гламурности"). Но эта картина, безусловно, состоялась как законченное произведение подлинного искусства (в отличие от вышепоставленных сюжетных "картинок" № 9-14)


Фото: Екатерина Шеко

Из истории иконографии Воскресения Христова: жены-мироносицы

Светлое Воскресение Христово - Пасха Господня - в традиционной православной иконографии представлена целым рядом композиций, замечательных как по глубине богословского осмысления события, так и по художественной выразительности, по своему воздействию на зрителя.



Автор: епископ Балашихинский Николай
Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние "великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам". Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Явление Господа Марии Магдалине

После Петра и Иоанна к гробнице снова пришла Мария Магдалина, она стояла у гробницы и плакала. Мария не была столь же рассудительной, как апостолы, и не могла еще понять, что Господь Иисус не украден, но воскрес, а Петр с Иоанном не настолько еще сами утвердились в вере в Его Воскресение, чтобы убеждать Марию. В плаче своем Мария «наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса». Подавленная скорбью о смерти Учителя и исчезновении Его тела, она, возможно, приняла ангелов за людей, незаметно для нее вошедших в пещеру.

Явление Христа Марии Магдалине. Афон, Дионисиат, XIV в.

Ангелы спросили Марию, о чем она плачет. Слыша голос участия, она поделилась с ними своей печалью, словно с простыми людьми: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Едва ли смогла бы женщина так спокойно говорить, если бы признала в них небожителей, едва ли стала бы сообщать о пропаже тела Христа тем, которые, будучи посланы от Бога, сами знали о происшедшем. Услышав приближающиеся шаги, Мария «обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус»: в печали своей она не могла ожидать, что Господь жив и находится рядом. Мария приняла Его за садовника (гробница находилась в саду Иосифа), поэтому, когда Иисус с участием сказал: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?», она попросила: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Мария продолжала плакать и вновь обратила взор к пустующему одру Христа, в безутешном горе не задумываясь, как она, немощная женщина, возьмет Его тело.

Тогда Спаситель совсем знакомым голосом назвал Марию по имени. Любящим сердцем узнав Господа Иисуса Христа, она, обратившись к Нему, в неописуемой радости воскликнула: «Раввуни!» (Учитель!), – и бросилась к ногам Его. Сын Божий, показывая, что с этих пор уже не будет жить среди людей как Человек, но отныне как Бог будет внимать с Небес их молитвам, сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему», – не жить среди вас надлежит Мне, а вознестись к Отцу Небесному.

Иисус показал, что ученице невозможно теперь находиться при Нем неотлучно, что пришла пора проповедовать Его Воскресение: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Тех, кого Господь Иисус возлюбил до конца (см. Ин. 13, 1), Он трогательно назвал братьями Своими, показывая духовную близость к ним. У апостолов с Христом и поистине один Отец Небесный, но здесь Христос отличал Сыновство Свое от сыновства апостольского: Он – Сын Божий по естеству, апостолы же усыновлены Отцу по благодати искупительным подвигом Христа.


Возвестила радость плачущим. В.Д. Поленов, 1909 г.

После сказанных слов Господь Иисус Христос стал невидим, а Мария Магдалина поспешила к ученикам и последователям Его, «плачущим и рыдающим». С великой радостью сообщила она, что видела Иисуса живым, и напомнила о возвещенном Господом в прощальной беседе восхождении Его к Отцу, которое вскоре должно было совершиться (см. Ин. 14, 2; 16, 16). Но апостолы, «услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили», не доверились свидетельству женщины, почти не спавшей последние ночи и вдруг пришедшей к ним в необыкновенно радостном возбуждении (Петра и Иоанна среди них, по-видимому, не было).

Явление Господа женам-мироносицам

После Марии Магдалины и остальные жены, пришедшие ко гробу и видевшие ангела, также сподобились увидеть воскресшего Господа Христа: когда они возвращались к апостолам с вестью от ангела о Его воскресении, Господь Сам встретил их на пути с обычным приветствием: «Радуйтесь!», которое теперь в Пречистых устах Его имело самый глубокий и непреходящий смысл.

Явление Христа женам-мироносицам. Афон, Дионисиат, XIV в.

Радости осиротевших учениц Христа воистину не было предела! С великим благоговением они, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему», воздавая честь Сыну Божию. Он не возбранил мироносицам прикасаться, дабы они убедились, что видят не призрак, а Самого Спасителя. Для Марии Магдалины, из которой Господь «изгнал семь бесов» и которая сделалась ревностной последовательницей Христа, а позднее за силу своей евангельской проповеди была признана равноапостольной, – для ее веры не было необходимым осязать Воскресшего, но остальные ученицы, по-видимому, нуждались в таком уверении.

Женщины пребывали в благоговейном страхе от неожиданного явления Христа, умершего и погребенного на их глазах три дня назад. Господь успокоил их, рассеял страх и послал к апостолам: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня», – вдали от злобствующих иудеев Я утешу их Своим явлением и беседой.


Жены-мироносицы благовествуют апостолам о Воскресении Христа. Сербия, Дечаны, XIV в.

Первыми благовествовать о Своем Воскресении Господь послал не апостолов, но жен-мироносиц. В древнем раю жена приняла из уст змея гибельную ложь и теперь из уст Самого Господа первой услышала животворящую истину; жена принесла Адаму смертный плод, и теперь несла апостолам чашу жизни – животворящую весть о Воскресении. Так Господь милосердно врачевал древнее повреждение человеческого рода. Жены первыми удостоились видения Господа, поскольку не оставили Его страждущего до самого смертного конца и погребения, в то время как апостолы из страха покинули своего Учителя. Конечно, для женщин было менее опасно подвергнуться у креста жестокому гневу иудеев, но они проявили великую преданность Христу. С апостолов, обещавших быть с Ним до смерти, спрос был у Него другой, и Господь врачевал теперь их немощь, научая впредь быть смиренного о себе мнения и уповать не на свою силу, а на помощь Божию. Жены-мироносицы, по естеству более слабые, чем апостолы, были первыми благословлены Господом как достойнейшие за их самоотверженную любовь и преданность Богу.

Когда жены-мироносицы с радостной вестью прибежали к апостолам, те «не поверили им» – не доверились вполне, как не доверились и словам первой из мироносиц, Марии Магдалины.

Явление Господа апостолу Петру

Прежде явления всем апостолам Господь Иисус Христос явился апостолу Петру (см. Лк. 24, 34; 1 Кор. 15, 5), но как и где – евангелисты не сообщают, вероятно, когда Петр возвращался от опустевшего гроба, куда приходил вместе с Иоанном. Господь спешил умиротворить мятущееся и измученное сердце ученика, который, быв промыслительно оставлен Им, отрекся от Него по страху человеческому, по немощи своего падшего естества. Увидев возлюбленного Господа, пламенный Петр, должно быть, упал в слезах к Его пречистым ногам и был утешен. Сомнения и колебания ученика Господь окончил полным уверением в истине Своего Воскресения.

Евангелисты в немногих словах повествуют о Воскресении Господа и Его первых явлениях, но за этой краткостью чувствуется необычайное ликование духа, которое переполняло благовестников и которое выплескивается из христианских сердец в пасхальном возгласе: «Христос Воскресе!»

Статьи по теме