В чём отличие великомученика Никиты Готфского от Никиты Бесогона? Никита бесогон - cвятой мученик Никита, изгоняющий беса, на крестах и иконках из Твери Почитание святого мученика Никиты Бесогона в России.

Чудотворные слова: молитва святого никиты бесогона в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитва 1, святому великомученику Никите

Молитва 2, святому великомученику Никите

Молитва 3, святому великомученику Никите

Молитва 4, святому великомученику Никите

К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани.

Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди.

От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление: се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

О, великое светило, осиявающее всего мира концы, страстотерпче Христов Никите! Днесь умиленно предстояще честней твоей иконе и припадающе и лобызающе сию, усердно молим тя: испроси нам у Христа Бога нашего оставление грехов, исправление жития, и вся благая ко временной и вечней жизни потребная. О, пречестный и преславный страстотерпче Христов! Не презри моления нашего и не остави нас к тебе прибегающих, но милостивно воззри на ны и на земную юдоль нашу; помяни нас странствующих и пришельствующих, и дарованною тебе от Бога силою руководи нас к Небесному Отечеству; укрепи нашу немощь, огради нас от грехопадений, возгрей в нас святую любовь ко Господу, и ревность о спасении нашем подаждь нам; насади в сердцах наших страх Божественный, и направи стопы наша к деланию заповедей Христовых. Испроси же предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, людем в вере единомудрие, суемудрия же и расколов истребление и в делех благих утверждение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Наипаче же молитвою твоею соделай всем нам, еже жити целомудренно и праведно и благочестиво в нынешнем веце, присно же час смертный и страшное второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа памятовати, да благодатию и человеколюбием Его соблюдаеми и спасаеми, мытарств горьких от бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавимся, и в Небеснем Царствии поклонитися Престолу Божию да сподобимся, благодарно и всерадостно прославляюще Пресвятую и Пребожественную Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, во веки веков. Аминь.

О, великомучениче Христов, Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша.

О, великий поборниче наш Никито! Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь святому великомученику Никите

Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси, отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никите, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со ангелы славне радуешися, Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Акафист святому великомученику Никите Икона Святому великомученнике Никите

Популярные молитвы:

Молитва святителю Никите, епископу Новгородскому

Молитва Святому великомученику Артемию

Молитва святой мученице Агреппине

Молитва Преподобному Роману Чудотворцу

Молитвы святому Андрею, Христа ради юродивому

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Молитва мученику Фалалею

Молитвы святому Иоанну Воину

Молитва мученикам Александру и Антонине

Молитвы Святому Архангелу Гавриилу

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

Молитвы к Пресвятой Богородице Феодоровская

Молитвы Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу

Молитва священномученику Уаpy

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

Икона святого мученика Никиты Бесогона

Стоимость и сроки

Деревянная доска 28х22 см, левкас, темпера, золочение.

Празднование памяти святого мученика Никиты Бесогона совершается 15 сентября (28 августа н. cт.).

Молитвенная традиция: К святому мученику Никите обращаются при разных семейных обстоятельствах, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца».

О святом мученике Никите Бесогоне

Святой Никита, побивающий беса, – раннехристианский мученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе. Память Никиты Бесогона – побивающего беса, праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.). Поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готского и Никиты “бесогона”, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.

С именем Никиты «Бесогона» связывают также биографию сына царя Максимиана, но имя его исчезло из церковного календаря, а дата его почитания была перенесена на 15/28 сентября, то есть, – на день памяти великомученика Никиты Готского.

Иконография святого мученика Никиты Бесогона: С соединением в одном лице святых разных эпох скорее всего и связана различная иконография мученика Никиты: он почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара, но избивает беса то цепью, то – палкой или палицей, то – веревкой.

Различно также одеяние святого Никиты: то это короткая туника и плащ, то – длинная, напоминающая рясу одежда, а иногда – воинские доспехи. Разнообразна и внешность святого: Никита изображается то как молодой юноша – без бороды, то как зрелый муж – с бородой. Иногда в композицию входят архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой был заточен святой Никита.

Надо отметить, что со временем иконография великомученика Никиты претерпевала существенные изменения. В X – XI веках он часто изображается как юный мученик с русыми волосами средней длины и иногда с небольшими усами. На фреске монастыря Осиос Лукас в Фокиде (1030 – 1040-е гг.) великомученик Никита изображен юным и без бороды, он одет в хламиду и плащ, в руке держит крест – знак мученической кончины. Позднее получают распространение образы святого как молодого воина с темными волосами и небольшой бородой, в Ерминии (руководстве для иконописцев) сказано, что Никита был «видом подобен Христу». В древнерусском искусстве одно из ранних изображений великомученика Никиты сохранилось на окладе Богоматери Одигитрии XII века из Софийского собора в Новгороде, где святой представлен в плаще и хитоне, с крестом в правой руке. В иконописи XV – XVI веков сложились два иконографических типа святого – как воина в полном воинском облачении и как мученика в хитоне и плаще. На иконе-таблетке «Свв. Прокопий, Никита и Евстафий Плакида» конца XV века из Софийского собора в Новгороде (ныне в собрании Русского музея), он изображен как мученик. На иконе конца XVI века из Ипатьевского монастыря святой представлен в воинских доспехах. Часто образ святого присутствует в числе избранных святых, например, на иконе «Святой Николай с избранными святыми» конца XV – начала XVI века из Владимиро-Суздальского историко-культурного и художественного музея-заповедника.

Сюжет иконы святого Никиты, изгоняющего беса, иногда приобретал неожиданные “изводы”: в археологических раскопках в Рязанской области были обнаружены нательники с изображением святого Никиты, но побивает он не беса, а треугольную пирамиду. Таким образом, название и сюжет иконы предполагают, что к помощи святого молитвенно обращаются в особых случаях, когда необходимость избавиться от обуревания злыми напастями становится актуальной.

Почитание святого мученика Никиты Бесогона в России

В России при Петре Первом было введено государственное управление Российской православной церковью (РПЦ) – через Синод, и все святые подверглись цензуре. Тогда же в список запрещенной для чтения христианской литературы попало апокрифическое житие Никиты, иконографически преимущественно изображавшегося с палкой или кандалами, зажатыми в руке, – «побивающего беса».

До 1666-го года – старообрядческого раскола, самым известным и почитаемым из двух образов святого Никиты был Никита – «бесогон». Иконографический сюжет с побиением беса вплоть до девятнадцатого века изредка воспроизводился старообрядцами по старым образцам.

В больших количествах археологи находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты, сюжет которых иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития, согласно которому став христианином, Никита вызвал ярость отца-язычника и после истязаний был скинут в темницу. Там к мученику явился бес – в ангельском облике, который уговаривал его поклониться языческим идолам и обещал, что тем самым святой избежит новых истязаний.

Но мученик усомнился в ангельской сущности этого “гостя”, и по молитве Господу святого Никиты с небес сошел архангел Михаил, который испытал этого – ложного – ангела. Святой Никита наступил на беса, побил своими железными кандалами, и бес был вынужден признать свою дьявольскую сущность, а на допросе у царя мученик “предъявил” беса, показав того, кто над ними – царем и язычниками – властвует.

Иконография «Никита, побивающий беса» была популярна на Руси. одно из ранних воплощений сюжета – это рельеф двенадцатого века: на Дмитровском соборе во Владимире (западный фасад); раритетом является также новгородская двухсторонняя каменная иконка тринадцатого века с образом святого Николая Чудотворца с одной стороны и с Никитой – “бесогоном” – с другой.

В Твери – в старом ремесленном районе на берегу реки Тверцы находится древнейший храм в честь мученика Никиты: от этого храма, согласно легенде, отправлялся в путь за три моря Афанасий Никитин.

Как принято считать, наибольшее распространение сюжет с Никитой Бесогоном имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.

Страдание святого мученика Никиты Готского

Никита Бесогон - раннехристианский святой, апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе; вымышленный сын римского императора Максимиана. Широко известен в христианской иконографии в мотиве побивания им беса-дьявола, соблазнявшего его принять язычество.

На 15 (28) сентября приходилось поминание двух святых великомучеников по имени Никита - Бесогона и Готского. Во времена Петра I[уточнить] апокриф о житии Никиты сына Максимиана был отвергнут, но не по причине истинности другого, а из-за меньшей популярности. Почитать в этот день стали только Никиту Готского, хотя тот с бесом физически не сражался. Впоследствии в иконографии сюжеты о них иногда сливались.

Житие

Житие о мученике Никите восходит к Новозаветному апокрифу «Сказание о Никитиных мучениях». По мнению исследователей, он является переработкой текста жития одного из раннехристианских мучеников по имени Никита, который праздновался в один день с Никитой Готским. Упоминание о нём встречается в индексе отреченных книг XI века, оно вошло в «Правило 59 Лаодикийского собора» наряду с «Обиходами апостольскими», «Георгиевым мучением» и другими так называемыми богомильскими апокрифами. О раннем бытовании апокрифического жития на Руси известно из литературных памятников, в частности из «Сказания о Борисе и Глебе» середины XI века, где упоминается, что в своей предсмертной молитве святой князь Борис вспоминал страдания и мучения святых Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от рук своих родственников. По мнению Н. С. Тихонравова и В. М. Истрина, перевод был сделан в Южной Руси уже к XII веку. Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках, которые датируются ХII-ХIII веками.

В русских списках отречённых книг житие носит название «Никитино мучение, нарицающее его сына Максимьянова царева». Сохранившиеся списки восходят к концу XV века.

Мученика Никиту в народе называли «бесогоном». В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке - богатыре, одолевшем злого дракона.

Известны также древние храмы в честь святого Никиты. В Переславле-Залесском предположительно уже в XII веке существовал Никитский монастырь. Также был построен храм в Плотницком конце Новгорода, впервые упоминаемый в летописи в 1368 году.

Сюжет

По сюжету апокрифа, Никита был сыном царя-язычника Максимиана, который вместе с его соправителем императором Диоклетианом, был известен великим гонением христиан, в частности мучениями святых великомучеников Георгия и Пантелеимона. Надо заметить, что у реального римского императора Максимиана не было сына Никиты, а единственный сын мученичеством за христианство известен не был.

Однажды Никита попытался обратить отца в христианскую веру, но тот отказался и сам попытался обратить Никиту в язычество. В ответ Никита запросил 12 золотых идолов, чтобы в тайне поклониться им, царь, обрадовавшись, дал их, но Никита чудесным образом стёр их в порошок. Увидев останки уничтоженных идолов, правитель вскричал, что не святой ли Георгий подучил его сделать это? На что Никита ответил отрицательно, добавив, что «уповает на Бога». Также Максимиан упомянул, что Георгия «замучил Дадиан», которого Максимиан называет своим «братом», здесь предположительно, речь идёт об императоре Диоклетиане.

Уничтожение идолов так разозлило царя, что он попытался несколькими способами убить своего сына Никиту, но свершились чудеса и казни не удались. Тогда царь бросил Никиту в темницу. Там Никите явился бес в ангельском обличье, и стал соблазнять отречься от христианства. Слыша голос дьявола, Никита помолился о том чтобы увидеть искусителя, тогда ему явился архангел Михаил, сказавший протянуть руку и схватить беса. Никита схватил беса, и повергнув придавил, наступив на шею. А затем, снял кандалы со своих ног и стал избивать ими дьявола, назвавшегося Вельзевулом.

Никита провёл в темнице 3 года. Затем царь вспомнил о нём и приказал привести. Никита привёл с собой беса, и поверг того ниц пред царем, показав кто им управляет. Однако царь был неумолим и снова приказал мученически казнить своего сына, но опять свершились чудо и казни не удались. Также Никита, с помощью вновь явившегося архангела Михаила, показал чудо воскрешения двух людей, похороненных в каменном столпе. Но царь опять не поверил ему. Тогда против царя восстали все люди с царицею, и Никита в этот день крестил 18 400 человек.

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и . Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы, покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! — воскликнет кто-то, — так это одно и то же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, — скажет первый, — у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, — ответит второй, — надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием — Готфский. Но позвольте, — начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, — он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита Бесогон — сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам — произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы — 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский — полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание — Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге и Сократ Схоластик в книге , Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих — король вестготов, правил в 363—381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников - Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита, побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.


Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) — самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания — кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском — списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Святой. Русь XVII в. Святой. Греция XVI в. Святой. Сербия XIV в. Мученик. Русь XVI в.

Место смерти и погребения: Как сын царя — Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.


Одежда: В иконографии Никита Готфский — прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета — символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.


Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с начала XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых — Никита, изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего Синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм, освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов — не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет — крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» ().

Владимир Шеменев

Молитвы святому великомученику Никите.

К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани.

Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди.

От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление: се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

О, великое светило, осиявающее всего мира концы, страстотерпче Христов Никите! Днесь умиленно предстояще честней твоей иконе и припадающе и лобызающе сию, усердно молим тя: испроси нам у Христа Бога нашего оставление грехов, исправление жития, и вся благая ко временной и вечней жизни потребная. О, пречестный и преславный страстотерпче Христов! Не презри моления нашего и не остави нас к тебе прибегающих, но милостивно воззри на ны и на земную юдоль нашу; помяни нас странствующих и пришельствующих, и дарованною тебе от Бога силою руководи нас к Небесному Отечеству; укрепи нашу немощь, огради нас от грехопадений, возгрей в нас святую любовь ко Господу, и ревность о спасении нашем подаждь нам; насади в сердцах наших страх Божественный, и направи стопы наша к деланию заповедей Христовых. Испроси же предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, людем в вере единомудрие, суемудрия же и расколов истребление и в делех благих утверждение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Наипаче же молитвою твоею соделай всем нам, еже жити целомудренно и праведно и благочестиво в нынешнем веце, присно же час смертный и страшное второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа памятовати, да благодатию и человеколюбием Его соблюдаеми и спасаеми, мытарств горьких от бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавимся, и в Небеснем Царствии поклонитися Престолу Божию да сподобимся, благодарно и всерадостно прославляюще Пресвятую и Пребожественную Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, во веки веков. Аминь.

О, великомучениче Христов, Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша.

О, великий поборниче наш Никито! Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь святому великомученику Никите

Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси, отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никите, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со ангелы славне радуешися, Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Акафист святому великомученику Никите Икона Святому великомученнике Никите

Популярные молитвы:

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Молитва преподобному Сампсону, священнику и целителю, странноприимцу

Молитвы Ксенофонту и Марии святым преподобным

Молитвы священномученику Харалампию

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Молитва святому священномученику Садоку, епископу Персидскому

Молитвы Святому Архангелу Иегудиилу

Молитва святым мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту

Молитва святым апостолам Клеопе и Луке евангелисту

Молитва святому мученику Полиевкту

Молитва святителю Игнатию Брянчанинову

Молитва Святителю Иннокентию, апостолу Аляски

Оптинский молитвослов. Молитва Оптинских старцев

Псалмы 34, 90. Молитва честному кресту: Да воскреснет Бог. Псалом Давиду

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

Икона святого мученика Никиты Бесогона

Стоимость и сроки

Деревянная доска 28х22 см, левкас, темпера, золочение.

Празднование памяти святого мученика Никиты Бесогона совершается 15 сентября (28 августа н. cт.).

Молитвенная традиция: К святому мученику Никите обращаются при разных семейных обстоятельствах, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца».

О святом мученике Никите Бесогоне

Святой Никита, побивающий беса, – раннехристианский мученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе. Память Никиты Бесогона – побивающего беса, праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.). Поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готского и Никиты “бесогона”, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.

С именем Никиты «Бесогона» связывают также биографию сына царя Максимиана, но имя его исчезло из церковного календаря, а дата его почитания была перенесена на 15/28 сентября, то есть, – на день памяти великомученика Никиты Готского.

Иконография святого мученика Никиты Бесогона: С соединением в одном лице святых разных эпох скорее всего и связана различная иконография мученика Никиты: он почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара, но избивает беса то цепью, то – палкой или палицей, то – веревкой.

Различно также одеяние святого Никиты: то это короткая туника и плащ, то – длинная, напоминающая рясу одежда, а иногда – воинские доспехи. Разнообразна и внешность святого: Никита изображается то как молодой юноша – без бороды, то как зрелый муж – с бородой. Иногда в композицию входят архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой был заточен святой Никита.

Надо отметить, что со временем иконография великомученика Никиты претерпевала существенные изменения. В X – XI веках он часто изображается как юный мученик с русыми волосами средней длины и иногда с небольшими усами. На фреске монастыря Осиос Лукас в Фокиде (1030 – 1040-е гг.) великомученик Никита изображен юным и без бороды, он одет в хламиду и плащ, в руке держит крест – знак мученической кончины. Позднее получают распространение образы святого как молодого воина с темными волосами и небольшой бородой, в Ерминии (руководстве для иконописцев) сказано, что Никита был «видом подобен Христу». В древнерусском искусстве одно из ранних изображений великомученика Никиты сохранилось на окладе Богоматери Одигитрии XII века из Софийского собора в Новгороде, где святой представлен в плаще и хитоне, с крестом в правой руке. В иконописи XV – XVI веков сложились два иконографических типа святого – как воина в полном воинском облачении и как мученика в хитоне и плаще. На иконе-таблетке «Свв. Прокопий, Никита и Евстафий Плакида» конца XV века из Софийского собора в Новгороде (ныне в собрании Русского музея), он изображен как мученик. На иконе конца XVI века из Ипатьевского монастыря святой представлен в воинских доспехах. Часто образ святого присутствует в числе избранных святых, например, на иконе «Святой Николай с избранными святыми» конца XV – начала XVI века из Владимиро-Суздальского историко-культурного и художественного музея-заповедника.

Сюжет иконы святого Никиты, изгоняющего беса, иногда приобретал неожиданные “изводы”: в археологических раскопках в Рязанской области были обнаружены нательники с изображением святого Никиты, но побивает он не беса, а треугольную пирамиду. Таким образом, название и сюжет иконы предполагают, что к помощи святого молитвенно обращаются в особых случаях, когда необходимость избавиться от обуревания злыми напастями становится актуальной.

Почитание святого мученика Никиты Бесогона в России

В России при Петре Первом было введено государственное управление Российской православной церковью (РПЦ) – через Синод, и все святые подверглись цензуре. Тогда же в список запрещенной для чтения христианской литературы попало апокрифическое житие Никиты, иконографически преимущественно изображавшегося с палкой или кандалами, зажатыми в руке, – «побивающего беса».

До 1666-го года – старообрядческого раскола, самым известным и почитаемым из двух образов святого Никиты был Никита – «бесогон». Иконографический сюжет с побиением беса вплоть до девятнадцатого века изредка воспроизводился старообрядцами по старым образцам.

В больших количествах археологи находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты, сюжет которых иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития, согласно которому став христианином, Никита вызвал ярость отца-язычника и после истязаний был скинут в темницу. Там к мученику явился бес – в ангельском облике, который уговаривал его поклониться языческим идолам и обещал, что тем самым святой избежит новых истязаний.

Но мученик усомнился в ангельской сущности этого “гостя”, и по молитве Господу святого Никиты с небес сошел архангел Михаил, который испытал этого – ложного – ангела. Святой Никита наступил на беса, побил своими железными кандалами, и бес был вынужден признать свою дьявольскую сущность, а на допросе у царя мученик “предъявил” беса, показав того, кто над ними – царем и язычниками – властвует.

Иконография «Никита, побивающий беса» была популярна на Руси. одно из ранних воплощений сюжета – это рельеф двенадцатого века: на Дмитровском соборе во Владимире (западный фасад); раритетом является также новгородская двухсторонняя каменная иконка тринадцатого века с образом святого Николая Чудотворца с одной стороны и с Никитой – “бесогоном” – с другой.

В Твери – в старом ремесленном районе на берегу реки Тверцы находится древнейший храм в честь мученика Никиты: от этого храма, согласно легенде, отправлялся в путь за три моря Афанасий Никитин.

Как принято считать, наибольшее распространение сюжет с Никитой Бесогоном имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.

Страдание святого мученика Никиты Готского

(Источник: Жития святых Димитрия Ростовского)

Когда честный и животворящий крест Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя (В переводе с греческого языка Никита означает Победитель). Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой за свою жизнь и суетную славу, – иной за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа, – об этом повествуют следующее.

Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по все вселенной, тогда и готской стране (Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю), по ту сторону реки Истра (т. е.Дуная) воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил (Ум. около 340 года), принимавший участи на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора – просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спустя немного времени, древний завистник – диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента (Император Валент царствовал с 364 по 378 гг.); император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носит сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.

Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил (Урфил или Ульфилла – первый готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил от 311 до 383 г.) , муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.

Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.

Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.

Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика – пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.

Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии.(Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама.) По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.

При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.

Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика (Кончина св. Никиты последовала 15 сентября 372 г.). Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт.39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.

Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника (Память их празднуется 12 октября.), отправил послание в город Аназарву (Аназарв или Аназарва – город в Киликии), где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:

– О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.

Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никита и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ (Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV вселенском соборе в Халкидоне.), совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Молитва великомученику Никите

О, великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никито! Припадающе ко святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твоё к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити: но тебе, молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. И всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и муч

Статьи по теме