Основные Божества и космогоническая теория(Индуизм). Индийские божества Один из главных богов индуизма основатель йоги

Индуизм


Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего населения земного шара. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).

Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.

Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма.

Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии существовали и существуют касты (другое название: варны). Касты (варны) - это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно поэтому слово “брахман” (в переводе с древнеиндийского языка, называемого санскритом, - “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из данной касты, и служителя культа.

Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на педагогическую и научную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий приносили им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершили социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что им оставили, - это право быть служителями культа.

Вместе с тем и в связи с этим три другие основные касты добились и понижения статуса бога Брахмы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем общества, и их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог. Конфессии в индуизме. Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются две: вишнуизм и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву. Вишнуизм и шиваизм - это самые большие и примерно равновеликие конфессии. В них входят примерно по 40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по преимуществу на севере Индии, шиваитские - на юге Индии. Третьей по величине индуистской конфессией является шактизм. Шактисты поклоняются верховной богине, которая имеет несколько имён и одно из них - Шакти. В шактистские общины входит примерно 8 процентов всех индуистов. Они по преимуществу расположены в Бенгалии (это северо-восточная часть Индии) и на юге Индии.

Если в индуизме и можно обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не между конфессиями, а между различными храмами одной и той же конфессии. Особенности организации индуизма порождают и некоторые особенности в его вероучении. В индуизме масштабы религиозной организации ограничиваются рамками храмов. Ни одна конфессия не имеет централизованного руководства даже в масштабах штата, не говоря уже о стране в целом. Поэтому индуизм не имеет ни церковных соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том числе и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные книги нуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. И в чем-то толкование было и остается различным. А это значит, что положения вероучения в толковании брахманов разных храмов в чём-то несущественном могут отличаться друг от друга.

В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:

1. священных книгах,

2.сверхъестественных существах,

4. загробной жизни.

В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько сотен; они делятся на две группы.

Первая группа называется шрути, (“услышанное”) вторая - смрити (“запоминаемое”). (Все термины в индуизме озвучены на санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Книги-шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг.

Вторая группа священных книг - Брахманы (“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.

Третья группа - Араньяки (“Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.

Четвертая группа - Упанишады (“Тайное учение”). Название объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит так: “рядом”(упа) и “внизу”(ни) “сидящим” (шады). Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.

Пятая группа - Пураны (“Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме.По содержанию это рассказы о богах.

Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием “Махабхарата” (“Великие бхараты”; бхараты - это название народа в Индии). В поэме около 100 тысяч двустиший. “Махабхарата” делится на 18 частей, которые тоже называют “книгами”. Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.

Седьмая группа - это опять одна книга-произведение и опять поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание о Раме”). “Рамаяна” состоит из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна” делится на семь частей, которые обычно печатаются в одном томе.

Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Хотя боги занимают в иерархической лестнице сверхъестественного мира значительно более высокое положение, чем демоны, мы всё же начнём характеристику сверхъестественных существ с демонов, ибо такой порядок рассказа более удобен в методическом плане. Демоны. Демоны делятся на три вида: асуры (“небоги”), ракшасы (“те, кого сторонятся”), пишачи (перевод неизвестен). Асуры - противники богов, а ракшасы и пишачи - противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а пишачи - главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов, быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки.

Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме (а также в христианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем большинстве случаев люди демонов не видят и не слышат, то в индуизме такого акцента нет. Демоны делятся на старших и младших. Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.

Боги. В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Как и в любой другой политеистической религии, каждый из богов имеет свои специфические функции. Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило, огромного роста, другие - в основном как люди, но с какими-то особенностями в строении организма (четыре руки, три глаза и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны), четвёртые - как полулюди-полуживотные (например, царь птиц Гаруда изображается с головой и крыльями орла и с туловищем человека). Один из богов (Брахман) вообще не имеет видимого тела.

Боги требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.

В первую тройку входят верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в предыдущей религии (Брахма).

Во вторую тройку входят их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати). В третью тройку входят боги, хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша, Кама).

Вишну (“проникающий во всё”, “вездесущий”) - верховный бог в вишнуизме. Кроме функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции. Во-первых, он - охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в решении их жизненных проблем.

Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время сражений), во второй - палица, в третьей - чакра (метательное оружие в виде металлического диска), в четвёртой - цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса символизирует его любовь к людям и готовность им помогать. Для характеристики Вишну очень важно использование понятия “аватара”. В буквальном переводе это слово означает “нисхождение”. По своему существу аватара - это другое и земное тело бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении души бога в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном, небесном теле бога. Эта душа как бы раздваивается. Второе, дополнительное, физическое тело бога существует только некоторое время. Потом оно умирает, и душа бога возвращается в своё основное и вечное тело.

По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые уже были. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь в теле кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первых четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле карлика по имени Вамана. Собственно слово “вамана”и означает “карлик”. Шестая: в теле человека по имени Парашурама (“Тёмный с топором”). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая: в теле человека по имени Рама (“Темный”). Восьмая: в теле человека по имени Кришна (тоже переводится как “Темный”). Девятая и последняя: в теле человека по имени Будда (“Просветлённый”). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: “царь на белом коне”. Он приедет через много лет, когда на земле власть будет принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит на земле золотой век.

Шива (“Милостивый”) - верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива - бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях, и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть аватары, их более 20-ти.

Ганеша (“Начальник свиты”) - сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего разряда). Верующие воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом воровской удачи. Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с головой, похожей на голову слона. Это единственный бог в индуизме, у которого вместо носа - хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.

Кама (“Чувственное желание”, “Любовь”) - бог любви. Его изображают как юношу с луком и стрелами в руках. Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука - из живых пчёл, стрелы - из цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или людей, то они возбуждают в них жгучую любовную страсть.

Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением является Ганеша, а вторым - Кама. Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй - выходом из сансары. Буквальный перевод слова “сансара” с санскрита звучит как “странствование”. Наряду с санскритским термином “сансара” для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово “реинкарнация” и русское - “перерождение”. По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма (“поступок”, “деяние”). Карма - это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое перерождение. Индуисты в связи с эти говорят: какова карма - такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение - это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник - изнасилован, убийца - убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином “нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы” уничтожаются.

Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином “мокша” (“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу - это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

Индуизм - самая большая национальная религия в мире, и уже это - очень серьёзная причина для внимательного изучения индуизма.

Брахма

индуизм брахма вишна шива

Он является владыкой творения, творцом, существующим в своих проявлениях только периодически, а затем вновь удаляющимся в Пра-лайю, т.е небытие. Он также является безличным высшим непознаваемым принципом Вселенной, из сущности которого все исходит и куда все возвращается; он бестелесен, нерожден, не имеет ни начала, ни конца. Брахма имеет четыре лика, представляющих четыре качества земли. Четыре лика смотрят в четыре стороны. Его считают богом мудрости. В одной руке он держит Веды, книгу мудрости и научения. Он также держит в одной из своих рук нить жемчуга для счета времени или жертвенную ложку, которая является символом духовной природы. Четвертая рука обычно поднята для благословения каждого. Он также несет воду в камандале (кувшине) для того, чтобы показать, что вселенная произошла из воды. Брахма утерял первенствующее положение в индуистском пантеоне. Мифы рассказывают, что однажды он солгал и из-за проклятия Господа Шивы потерял славу своего положения, что объясняет, почему индуис-ты обычно не поклоняются Брахме. Иногда Брахма изображается на колеснице, запряженной семью лебедями, которые представляют семь миров (лок). Его также рисуют сидящим на лотосе, который произрастает из пупа Вишну. Здесь лотос представляет землю. Брахма очень могущественный бог, но его можно легко умилостивить.


Ганеш

Бог мудрости и успеха. Его также называют богом препятствий (Виг-хпешвара). Это божество с головой слона очень популярно у индуистов. Существует много храмов Ганеши, в том числе придорожные храмы. Господа Ганешу также изображают при входе в буддийские храмы, где его помещают напротив Махакалы. Известно, что Гаутама Будда также почитал Ганешу как отвращающего злых духов и все преграды. Во время празднества Индраджатра его колесницу помещают рядом с колесницей Кумари, то есть живой богини. Он знает все подробности кармы каждой души и совершенный путь дхармы, который делает действие успешным. Он восседает в муладхара-чакре и легко доступен. Ганешу иногда отождествляют с ведическим богом Брихаспати («господом молитвы»). Ганеша представлен в скульптуре в нескольких формах. У него голова слона, только один бивень; он пузатый, со сверкающими глазами. Он веселый сын Господа Шивы. Он невысокого роста и тяжелый. Обычно он четырехрук; в одной руке онг держит топор, в другой - сладкий шарик (ладду), в третьей - зуб и в четвертой - лотос. Однако существует много вариаций атрибутов, которые он держит в руках. Иногда его изображают держащим жезл, дубинку, ладду (душистый шарик) и водяную лилию. Часто детали его иконографии также различаются. Начиная с XVII столетия и позже его изображают вместе с его супругами, Риддхи и Сиддхи, которые являются его Шакти. Существует несколько легенд, объясняющих необычную слоновью голову Ганеши. В соответствии с «Шива Пураной», однажды Парвати, мать Ганеши, попросила его посторожить за дверью, пока она принимает ванну. Когда его отец, господь Шива, вышел из медитации, Ганеша не позволил ему войти внутрь. Тогда Шива в гневе отрубил ему голову. Когда это увидела Парвати, она обезумела от горя. Шива пообещал дать новую голову сыну, взяв ее у первого из животных, которое пройдет мимо. Таким животным оказался слон, и Ганеша был возвращен к жизни с его головой. Согласно другой легенде, Сатурн (Сани) выжег дотла голову Ганеши. Брахма заверил Парвати, что Ганеша сможет жить с головой слона, и так жизнь его была спасена. У Ганеши только один бивень потому, что он потерял второй, когда ему пришлось биться с Парсурамом. Ганеша почитается как великий знаток священных писаний. Ганеша любит модак или ладду (сладкие шарики), приготовленные из цветков мелкого турецкого горошка (Cicer arietinum) и сахара. Перевозчик Ганеши - мышь, мушика.

Шива



«Благосклонный, милостивый». Это один из наиболее популярных богов индуистской традиции. Культ Шивы называется шиваизм. Многие атрибуты Шивы были присущи ведическому Рудре, в дальнейшем один из эпитетов Рудры - Шива стал основным именем бога, и наоборот, его былое имя Рудра - эпитетом Шивы. Шива - один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду, где он выступает как бог-разрушитель, который уничтожает миры и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Волосы Шивы украшает месяц, а сквозь них протекает река Ганга, которую он подхватил головой, когда она падала с небес, чтобы разрушить землю. Посреди лба Шивы ~ третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Из этого глаза и исходит разрушающий огонь Шивы. Один из мифов рассказывает, что Шива,разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм. В качестве великого аскета (Махайогина) Шива изображается голым, обсыпанным пеплом, с ожерельем из черепов и серьгами из змей, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Иконография указывает, что культ Шивы появился как поклонение лингаму (фаллосу). Некоторые школы придерживаются мнения, что фаллический культ, вероятно, был заимствован от некоторых туземных племен, так как их богом был фаллос, или Шишна-девата. Шивалингам отождествляется с космическим Пурушей. Шива является владыкой разрушения и обычно представляется в трех формах: 1) лингам, 2) антропоморфная форма 3) Натараджа или Наса дэва (Владыка космического танца). Шиваиты считают, что Шива есть все и во всем, одновременно творец и творение, имманентен и транс-цендентен. Он един, но виден в трех совершенствах: Парамишвара (первичная душа), Парашакти (чистое сознание) и Парашива (абсолютная реальность). На многих изображениях у Шивы четыре или пять лиц и четыре руки. В руках он держит тришулу (трезубец), Ьамару (миниатюрный барабан), лук, сеть, боевой топор.

Гада

Это булава или дубинка. Оружие индуистского или буддийского бога. Бхим, герой «Махабхараты», также имел гада с длинной конической рукояткой и большим округлым концом. Гада означает свет.


Санкха


Раковина моллюска. Применяется в качестве сосуда, использующегося в приношениях, и как символ Вишны - одного из индуистских богов. Название его раковины - Паичаджняпа, так как она была сделана из тела демона Панчаджана. Она издает пронзительный звук и вселяет ужас в противников Вишны. Раньше, в войнах прошлого, ее всегда использовали. Индуистские святые также держат ее при себе и дуют в нее, когда хотят отогнать злых духов. На Тибете ее зовут дун. Она также называется трубой победы и символизирует произносимые слова.

Падма


Поскольку лотос растет из донной грязи и поднимается над водой в совершенной чистоте и славе, он широко используется в качестве символа духовного развития (от низшего - к высшему, от нечистого - к чистому). Кроме того, чакры обычно изображаются в виде цветов лотоса с разным числом лепестков. Символизирует самосотворение или сверхъестественное происхождение. Лотос играет большую роль как в индуистском, так и в буддийском пантеоне. В индуистской религии Брахма временами изображается сидящим на цветке лотоса, выросшего из пупа Вишны. После того как родился Гаутама Будда и сделал несколько шагов, под его ступнями тут же распустился цветок лотоса. Ади-Будда проявил себя в виде пламени, исходящего из лотоса. Лотос, или падма, является символом чистоты. Может принимать любую окраску. Голубой лотос называют Утпала или Нилотпала. В тантризме падма олицетворяет день, а утпала - ночь. В Ваджраяне лотос представляет активный женский принцип или женский половой орган. Лотос-пьедестал указывает на божественность, когда лепестки видны с внешней и внутренней стороны, тогда он называется Висвападма, или двойной лотос. Асана, или сидение на лотосе, называется также Камала-сана. Боги буддизма: Авалокитешвара, Падмани, Амитабха и Белая Тара держат лотосы на своих левых плечах. Индуистский бог Вишну всегда имеет при себе лотос как атрибут в одной из своих рук. Падма - символ Падмапани, Маньчжушри, Авалокитешвары, Ситатары, Пандары и Пад-мадакини.

Тришула


Его также называют сула - излюбленное оружие Шивы, символизирующее три фундаментальные шакти, или энергии, Бога - иччха-шакти (желание, воля, любовь), крийя-шакти (действие) и джняна-шакти (мудрость). Он выполняет три функции: творение, защиту и разрушение. Может также представлять три гуны (качества): саттва (центростремительное Символы индуизма Тришула как объект поклонения притяжение существования), раджас (возвращение тенденции, называемой активностью или множественностью) и тамас (ритмическое деление, находящееся под контролем времени и пространства). В буддизме он представляет Триратну (три бриллианта): Будду, Дхарму (справедливость) и Сангху (монашеский орден), а несут его Махакала, Падмасамб-хава, Желтая Тара, Джамбхала и Симханада Авалокитешвара.

Дхупадини


Горшочек, в котором курится ладан. Этот символ означает приношение, как индуистским, так и буддийским богам.


Мушика


Мышь (от корня муш ~ «воровать, красть»). Вахана Ганеши, традиционно олицетворяющая богатство и достаток. Прячущаяся под покровом темноты, редко видимая и, однако, всегда за работой, мушика подобна невидимой милости бога в жизни человека. Символически мышь несет милость Ганеши во все потайные уголки сознания.


Вишну


Его считают охранителем и защитником. Он очень популярен благодаря своей сострадательной природе. Культ Вишну широко распространен в странах, где исповедуют индуизм. В Непале Вишну обычно называют Нарайяной. Вишну поклоняются либо одному, либо с его супругой Лакшми. Он часто изображается стоящим, с четырьмя руками, одна с колесом, или чакрой, другая (одна из верхних рук) с гадой, третья с раковиной (саикха) и четвертая с бутоном лотоса (падма). На голову Вишну надета тиара, или мукут; он стоит на лотосовом пьедестале. Иногда по правую сторону от него стоит его супруга Лакшми - богиня богатства. Другой формой изображения Вишну является Йогнидра, то есть его глубокий сон в состоянии концентрации в океане, на ложе, образованном из колец Ананты, главы змеиных богов. В таком образе он также называется аианта шешасайин с четырьмя руками, являющимися обычной эмблемой Вишну. Такое изображение находится в Будханилканте и в саду Баладжу. Вишну также изображается в форме Даттатреи как трое в одном, каждый представлен сидящим рядом и держащим эмблему со своим средтвом передвижения. Иногда Вишну рисуют сидящим с короной и украшениями Шивы или с тремя головами, принадлежащими трем богам индуистской троицы. Вишнуиты - это последователи Вишну, или Нарайяны. Они также поклоняются Лакшми, супруге Вишну, Гаруде и Хануману, богу обезьян.


Гаруда


Это получеловек-полуптица - его так изображают на различных рельефах. Гаруда является средством передвижения Вишну. Гаруду изображают в различных формах. У Гаруды человеческое тело и лицо, но у него есть и крылья, подобные крыльям птицы. Иногда Гаруда имеет клюв, подобный птичьему. Образы Гаруды также ассоциируются со змеями. Его изображают преклоненным на левое колено. Его две руки сложены в анджали, то есть в жесте приветствия или приношения.


Хануман


Широко известен как бог обезьян. В эпосе «Рамаяна» упоминается, что Рама с помощью Ханумана, главы обезьян, собрал армию и сразился с царем демонов Раваной для того, чтобы освободить Ситу. Преданность и покорность Ханумана своему учителю Раме стала легендой среди индусов. Благодаря своей сверхъестественной силе и храбрости, которые он показал во время битвы на Ланке, Хануман считается персонификацией физической силы. У Ханумана лицо обезьяны, а тело человека. Он обычно покрыт густой шерстью ярко-красного цвета. Его обезьяньи черты маскируют с помощью красных одежд и красного или золотого зонтика над головой. Ему особо поклоняются вишнуиты. Он был божеством-защитником царей Малла долины Катманду в Непале.

Шакти


Изначальный смысл слова «шакти» - энергия или сила божества. Со временем индусы стали считать, что эта энергия помещается в жене бога, и в результате их внимание было перенесено на богинь. На протяжении многих веков тех, кто уделял особое внимание энергии богов, воплощенной в их женах, называли шактами, подобно тому, как поклонников Шивы мы называем шиваитами, а поклонников Вишну - вишну- Символы индуизма 117итами. Богине поклоняются в двух ипостасях: великодушной и ужасной. В первой форме божественные матери называются Матрикас, их семь, восемь или десять. Поклоняются матери-богине как символу плодородия и творчества. Поклонение богине связано с индуистской темой борьбы между силами знания (видъя) и силами невежества (авидъя). Считается, что Шива сотворил Шакти для того, чтобы та выпила кровь демонов. Позже Шива изъял разрушительные качества Шакти. Энергия богов проистекает от этих Шакти, или Матрикас, эволюционированной идеи 64 йогини. Эти йогини считаются двойниками 64 форм Бхайрава. Тантристы полагают, что без шакти, или женского божества, боги теряют могущество. Один из культов шакти, уважаемый и всеми признанный, называют «культом правой руки»; другой же, ему полностью противоположный, известен как «культ левой руки». В первом случае ритуалы и церемонии совершаются открыто и в основном совпадают с ритуалами других сект индуизма. Однако члены «леворуких» сект хранят в секрете от непосвященных свои доктрины и ритуалы. Тем не менее, об их обычаях известно достаточно, чтобы заставить некоторых из них устыдиться своей принадлежности к этому направлению шактизма. Так например, частью их богослужения является употребление мяса и опьяняющих напитков, строго запрещенных в обычном индуизме, а также совершенно неприличные деяния. В древности, несомненно, частью их празднеств было человеческое жертвоприношение. Шакти поклоняются под различными именами. Великодушный аспект воплощен в прекрасной Уме (Свет), сверкающей Гаури (Сияние), Парвати (дочери Гималаев), а ужасающие проявлены в Дурге (Недоступная), Кали (Черная), Чанди (Дикая) и т.д.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понять и принять страну без соприкосновения с ее религией, историей, культурой невозможно. В этом посте мне бы хотелось немного познакомить вас с пантеоном индийских богов. Сразу оговорюсь, что не претендую на исчерпывающие академические знания в этом вопросе, тем не менее для вводного знакомства этого будет достаточно. Если кто-то хочет что-то добавить или исправить – wellcome! Итак, поехали.

Не смотря на то, что официальное вероисповедание в Гоа – это католицизм (христианство), древних индуистских богов никто не отменял и . Индуизм, что в переводе означает «вечный путь», религия политеистическая, т.е, поклоняются целому пантеону богов, а не одному единственному, проще говоря, многобожие.

Основным смыслом и целью индуизма является единение с Богом через осознание единства всего сущего и достижение полного умиротворения. Индуизм в основной массе ни коим образом не ограничивает мирские удовольствия, так как во всем, даже в саморазрушении, можно увидеть божественное проявление. Кроме того индуизм предписывает почитать все живое, так как это возможно твое собственное воплощение (аватар) в будущих жизнях.

Универсальным божественными именем в Индуизме, а так же мантрой (молитвой) и символом является «Ом» (иногда встречается транскрипция «Аум»). Ом – это три буквенных символа, которые олицетворяют трех главных богов и сферы их влияния: Брахма – Создатель, Вишну – Вседержитель (поддержатель) и Шива – Разрушитель. Брахма, Вишну и Шива находятся на вершине индуистского Олимпа и составляют Тримурти (троицу), все остальные боги так или иначе происходят от них.

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Вишну основной конкурент Брахма, один из самых популярных и почитаемых богов в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отдают первостепенную роль создателя и хранителя вселенной.

Имя Вишну образовано от слова «виш» – наполнять, т.е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Он следит за порядком во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте для поддержания порядка и приведения сил к равновесию. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая необходимость возникала уже 9 раз, именно столько раз инкарнации Вишну появлялись здесь. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.

Первый аватар – Матсья (рыба):
Во время всемирного потопа, когда вся земля скрывалась подводами великого океана, Вишну обратился рыбой и в этом образе предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о грозившей опасности и помог ему, его семье, а так же 7-ми мудрецам (риши), которые помогали Брахме с созданием вселенной, спасись от неминуемой гибели.

Второй аватар – Курма (черепаха):
В результате все того же великого потопа было утрачено множество сокровищ, в том числе и амрита (индийский вариант божественного нектара амброзии), которая помогала богам сохранять молодость и красоту. Тогда Вишну обернулся гигантской черепахой и погрузился на дно Космического океана, другие боги взгромоздили ему на спину гору Мандара, к которой привязали огромного змея Васуки. Затем боги раскручивали гору с помощью змея, взбивая воду как взбивают молоко для получения масла. В конце концов, океан вспенился и на поверхность вспыли все утерянные сокровища и даже больше. В том числе из глубин Космического океана явилась богиня Лакшми – верная спутница Вишну во всех его ипостасях.

Третий аватар – Вараха (вепрь):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его, и поднял землю из морской пучины на своем клыке.

Четвертый аватар – Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу не правильно распорядился даром бога Брахмы – неуязвимостью. Никто не могу убить его ни днем ни ночью. Возомнив себя всесильным он стал творить множественные бесчинства как среди людей, так и среди богов. Досталось от Хираньякашипу и его собственному сыну, благочестивому Прахладу, из-за чего тот вынужден был призвать на помощь бога Вишну. Вишну явился на закате (т.е. ни днем, ни ночью, а в период когда одно время суток сменяет другое) в образе Нарасимха, получеловека – полульва и убил зарвавшегося демона.

Пятый аватар – Вамана (карлик):
И снова не обошлось без демонов. Демон Бали захватил мир и достиг такой мощи, что стал опасен даже богам. Силой справиться с ним было невозможно, тогда Вишну вынужден был пойти на хитрость. Он явился к Бали в образе карлика и попросил подарить столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали не был скупым, тем более что там карлик намерит своими шагами ☺, поэтому согласился. Но Ваман обманул его: после того как согласие было получено, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все что есть между ними. Тем не менее, в ответ на благородство Бали, он не стал делать третий шаг и оставил ему преисподнюю.

Шестой аватар – Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он явился на землю в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья обокрал брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи в отместку убили Джамадагни. Это привело в бешенство Вишну и он 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословиях кшатриев (воинов).

Седьмой аватар – Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже рассказывала в посте . Его верная спутница Лакшми здесь представлена в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Кроме Рамы и Ситы, в истории задействованы его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагхна, а так же друг и верный помощник Рамы царь обезьян Хануман. «Рамаяна» одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии, особую популярность она имеет в Индии, Шри Ланке и Бали.

Восьмой аватар – Кришна:
Самое популярное божество в Индии, а так же во многих других странах, на сегодняшний день. Кто из нас не слышал знаменитую мантру «Харе Кришна» (हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa). Считается, что прослушивание, а уж тем более распевание данной мантры возвышает сознание, раскрывает ум и, самое главное, освобождает от последствий кармы.

Девятый аватар – Будда:
Да, да, тот самый основатель буддизма. Именно за счет этого аватара, достигается тесное переплетение буддизма с индуизмом и логичное включение и распространение его философии на территории Индии.

Десятый аватар – Калки:
Грядущее воплощение Вишну. В конце нашей эпохи явится Вишну в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, по одной, не самой, на мой взгляд, бредовой теории, в основу пророчества об Азор Ахайе была положена именно легенда о 10-й инкарнации Вишну. Так вот, когда явится Калки, он осудит и покарает грешников, вознаградит праведников и наступит всеобщее благоденствие, до следующего пришествия ☺.

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог, бог-аскет:
Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости» . Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа . В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета ☺. Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

часто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков. Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей. Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках "Индуизма" ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы...Приблизительно в 1500 до н.э., когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем "синкритизации" и "брахманизации", и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет. А теперь и в каждой части мира.


Индуизм - это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге - их много, все равной важности - или на словах одного или многих пророков. Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств. Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , смартизм и шактизм. Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.


Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе. Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути - это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были "услышаны" мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников. К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга - руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.


Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, "душа мира").

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий - ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

Савитар или Савитр (санскрит Sаvitr = родитель, возбудитель, от su-, "рождать", буквально "порождающий") – имя солнечного бога в древнейшей ведийской мифологии индусов. Прославлению его посвящено в Ригведе целых одиннадцать гимнов. Что Савитар есть солнечное божество – видно из эпитетов, прилагаемых к нему. Очи, руки, язык у Савитара золотые, волосы желтые (как у Агни или Индры). Золотая колесница его снабжена золотым дышлом, принимающим, как и сам Савитар, разные формы; везут ее два лучезарных коня. Ему приписывается сильное золотое сияние, которое он разливает кругом, освещая воздух, небо, землю и весь мир. Он поднимает вверх свои могучие золотые руки, которыми благословляет и пробуждает все существа и которые простираются до конца земли. Савитар едет в своей золотой колеснице по верхнему и нижнему пути, взирая на все создания; он измерил все земное пространство, идет в три светлые небесные царства и соединяется с лучами солнца.

Савитара просят отвезти отшедшую душу туда, где обитают праведные; он дает бессмертие богам и долговечность людям. Он прогоняет злых духов и волшебников; его просят прогнать дурные сны, сделать людей безгрешными. Вместе с некоторыми другими божествами Савитар называется асура (первично – светлое божество). Ему приписываются и общие божеские свойства: он охраняет установленные законы; воды и ветры подчинены ему. Никто, даже Индра, Варуна, Митра и другие боги, не могут сопротивляться его воле и владычеству.

Имя Савитар было первоначально простым эпитетом ("бог возбудитель – живитель"), и употребление его в ведах носит еще следы этого первичного значения. В Савитаре олицетворена божественная сила солнца, тогда как Сурья – более конкретный образ, в представлении о котором никогда не упускается внешний вид солнца. Противоположное мнение принадлежит профессору Ольденбергу, полагающему, что Савитар представляет собой отвлеченную идею возбуждения, животворности, и конкретные признаки солнца только присоединились к этой идее путем вторичного процесса.

Савитар, в древнеиндийской мифологии солярное божество. В "Ригведе" ему посвящено 11 гимнов. Савитар особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях Савитар отождествляется с Сурьей (Pигведа, V 81, 2-3); имеют место также отождествления с Бхагой (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, Савитар (X 85) – отец Сурьи. Как солнечное божество Савитар разъезжает на колеснице, запряженной конями, по небу или между небом и землей, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). Савитар торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение Савитар – "золотой" (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони).

Савитар обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52, 2-3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53, 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для Савитар). Савитар простирает руки (он – "широкорукий") и дает свет, указывает путь водам; даже боги, которым он указывает бессмертие (IV 54,2), следуют его советам (II 38, 9). Савитар приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он – "бог счастья", V 82, 3), силу, дает долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. Савитар – "мудрейший из мудрых" (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он – асура и иногда причисляется к адитьям (VIII 18, 3).

В "Ригведе" Савитар связан еще с Сомой, Ушас, Апам Напатом; упоминается (X 130, 4), что он соединился с Ушних – кобылой солнца. У Савитар есть дочь – Сурья. Некогда отец прочил ее в жены Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины, и она стала их подругой. В "Тайттирийя-брахмане" дочь Савитар – Сита, любившая Сому, но Сома был привязан к Шраддхе. Савитар дал дочери средство, с помощью которого Сома полюбил ее (II 3, 10, 1-3). В истории жертвоприношения Дакши Рудра лишил Савитар рук, но потом вернул их ему. В ранней версии ("Каушика-брахмана") боги дали Савитар золотые руки. В "Махабхарате" и пуранах Савитар изображается одноруким.

В эпосе Савитар выступает в эпизоде битвы богов с Раваной и его спутниками: когда боги были близки к поражению, Савитар раздробил колесницу предводителя ракшасов Сумалина и поразил его самого, обратив в прах, после чего ракшасы отступили. Тем не менее в эпосе значение Савитар заметно падает. Индийская традиция рассматривает Савитар как образ восходящего и заходящего солнца; некоторые видят в Савитар один из аспектов Варуны; есть точка зрения, согласно которой Савитар первоначально был персонификацией абстрактного принципа стимулирования; связь его с солнцем – результат позднейшего развития.

Индуизм - уникальная религия, крайне противоречивая, необычайно сложная, для понимания современным человеком. Её разнообразие удивляет, привлекает и шокирует; религиозные традиции, философия, и верование, могут основываться на монотеизме, политеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Индуизм можно сравнить с баньяновым деревом, это дерево постоянно пускает новые корни, с течением времени, корни становятся стволами, а стволы пускают новые побеги. Хаотичность, запутанность, совмещение абсолютно противоположных понятий дают право сказать, что индуизм это религиозный феномен, изучить и понять который крайне сложно. Люди, занимающиеся изучением этой религии, до сих пор не определились с четким определением понятия «индуизм», а многие говорят о том, что индуизма как общей религиозной системы и вовсе нет.

История индуизма:
Изучение истории индуизма затруднено, каких либо достоверных фактов, существует очень мало. Корни индуизма в ведийской и харапской цивилизациях, именно поэтому индуизм принято считать древнейшей религией мира, хотя многое в современном индуизме уж очень сильно противоречит тем же ведийским текстам, но какая религия обходится без противоречий, Именно благодаря им, мировые религии веками выстраивали свои системы ценностей. Индуизм это религия без основателя, без иерархии, без даты происхождения. Сам термин "индуизм" это персидский вариант названия реки (Инда). В 18 в. англичане, называли жителей Индии индусами, что означает живущие у реки (жители речного места). Сами же индусы называют свою религию бессмертным учением, или законом.

Возникновение индуизма с его огромным разнообразием, было спровоцировано необходимостью обновления традиционной брахманской религии, которая была слишком оторвана от простого народа. Идеи абстрактного абсолюта в ведизме привели к кризису, а с появлением буддизма ситуация накалилась ещё сильней. Выход был только один. Боги должны были спуститься к простому человеку, и они спустились, во множестве своих воплощений...

В индуизме появились храмы, где возводились грандиозные статуи посвященные богам, чего не было в религии брахманизма. Происходило формирование новых индуистский богов. Выдающиеся деятели, мудрецы со временем обожествлялись, а значимые образы эпической поэзии, ставшие нравственным идеалом для народа, из человеческой сферы переводились в божественную. Именно таким образом происходила демократизация культа, приближение бога к человеку. Антропоморфный бог, превращался в бога которого можно было понять и любить...

Сформировалось учение об аватарах (воплощениях), согласно которому каждый небесный бог может иметь свою аватару на земле.

Бог в индуизме. Верховные божества:

Индуизм - является монотеистической религией, Индусы верят в то, что Бог может проявлять себя в различных формах. Любой может отдавать предпочтение той форме Бога, которая более близка ему, при этом индусы уважительно относятся к другим формам поклонения.

С развитием индуизма ведический пантеон уступил место другим богам, неарийского происхождения. Боги почитаемые в эпоху Вед ушли на задний план, а те которые не почитались раньше приобрели уважение и почёт.

Тримутри (триада) - это верховные божества; Брахма, Вишну и Шива.

Брахма - абстрактное божество. Он владеет силой творения. Это главный бог брахманского времени, но со временем он утратил свою силу и его функции перешли к другим богам. На изображениях Брахма, темно - желтого цвета с четырьмя головами (пятой головы, его лишил Шива, за то, что тот объявил себя наивысшим существом и утверждал, что он сотворил Шиву). Часто Брахму изображают верхом на лотосе - это символизирует его нерожденность, происхождение из самого себя. В честь Брахмы никогда не сооружались храмы и вообще любое упоминание о нём, это всего лишь дань традиции.

Вишну - великий охранитель, держатель. Он ответственен за людские судьбы. Вишну всегда благосклонный бог, олицетворяет божественную любовь, он заботится о людях, во всем помогая им. Высшим блаженством считается возможность сделаться тождественным с Вишну.

Помогает Вишну людям с помощью своих аватар, то есть воплощений, или нисхождений.

Шива - третий член тримутри. Он разрушитель и обновитель. Культ Шивы имеет очень древний характер. В этом боге соединились различные противоположности. Он отождествляется с мужской силой, его символом считается фаллос. Шива может быть не только разрушителем, он может быть созидательным началом. Шива очень распространен, его признают богом письменности и учености, его образ очень многосторонен, поэтому он имеет своих последователей во всех слоях общества.

С христианской троицей - это сочетание богов (Брахма, Вишна, Шива), имеет очень мало общего. В отличии от христианской троицы, тримутри никогда не было ни догмой, ни верой, это был всего лишь образ, которому не придавалось никакого значения.

Также индусами почитаются женские божества:

Сарасвати - жена Бога Брахмы, богиня красноречия и учёности, занимает определённое место в индусском пантеоне. Богине Сарасвати придают намного больше значимости, чем её мужу Брахме. В её честь есть даже праздники.

Лакшми – богиня, которая приносит удачу и процветание, богиня красоты и счастья, она жена Бога Вишну. Лакшми воплощается, в жену Вишну, в каждом из его воплощений.

Парвати - жена Шивы. Можно сказать, что она - это обе стороны характера Шивы. Суровая и милостивая. У Парвати есть также другое имя Дурга (недоступная), или Кали.
Кали - это дикая и жестокая богиня, богиня смерти. Её изображают довольно в устрашающем и парадоскально символическом образе, её юбка из человеческих рук, а украшения из черепов, но индусы считают, что такой вид богини, помогает преодолеть внутренние страхи.

Кроме трех Верховных Божеств, и их жён, индусы почитают огромное множество других богов и их последующих перевоплощений.

С культом Шивы принято также почитать его сына Ганешу - бога мудрости, письменности и учености. Его изображают в виде человека с головой слона.

Важную роль играет также предводитель обезьян Гануман обладатель больших челюстей, Предположительно Гануман это был древний деревенский бог, которого почитали в образе обезьяны. Благодаря эпической поэме «Рамаян» где Гануман помогает Раме (седьмому воплощению Вишну) победить демона, могущество Ганумана, как божества значительно возросло.

Как и Ганеша Гануман изображается в зооморфном виде. Почитание животных (культы змей, слонов, обезьян) довольно распространено в индуизме.

Наверное все слышали, что корова в Индии священное животное. Это живой символ Матери - земли. Культ обожествления коровы пришел из Ведов. Но мало кто знает, что в Ведах к этим животным относились несколько иначе. Коров убивали, и съедали. Это полностью противоречит идеи Ахимса (непричинение вреда живым существам). Но именно на этих противоречиях развивался индуизм. Именно поэтому он столь уникален и интересен...

Философия индуизма:

В основе философии индуизма лежит идея о том, что мир - это не просто случайное сочетание, хаос вещей и явлений. Это одно целое, подчиненное порядку.

Всеобщий вечный порядок держащий вселенную, как одно целое называется дхарма (от санскритского корня дхр , что означает держать).

Без дхармы мир не может существовать, он просто распадется. Это не случается, хотя иногда, но в определенное время и в определенном месте возможна адхарма (отрицание порядка). Так, как это касается, только части вселенной, полностью уничтожить дхарму невозможно.

Дхарма это не символ бога - законодателя, она находится в самих явлениях и вещах. Она воплощение безличностной закономерности вселенского целого, и лишь вторично она может выступать в качестве закона, который предопределяет судьбу индивидуума. Именно так объясняется и устанавливается место каждой частицы в её отношении к целому.

Учение индуизма гласит - мир это сочетание радости и страданий. Люди могут достичь счастья, получить чувственные наслаждения(Кама) и пользу (Артха) от вещей и своего положения в обществе, но это будет только в соответствии с дхармой. Стоит уточнить, что зрелые души, которые достигли определенной ступени развития, не стремятся к материальным благам. Они ищут вечную жизнь, абсолютную реальность, которая скрывается от простых смертных за покровом иллюзий.

Смыслом существования индуисты считают осознание того, что множественность мира - это только иллюзия. Есть одна сущность, всего одна жизнь и одна цель.

Совокупность средств, с помощью которых достигается постижение реальности, называется йога, что значит освободиться.

В течение одной жизни, невозможно сделать сознание божественным. Поэтому человек проходит через множество рождений и смертей.

Как уже говорилось выше, каждый может выбрать, какого бога ему почитать. Это может быть один бог, или два, или человек может вообще не признавать ни одного. Но если и этот уровень ему не доступен, то для него существуют специально предписанные правила, которые человек обязан соблюдать безоговорочно. Именно поэтому индуизм носит столь универсальный характер. Он не навязывает своих догм, заботясь в равной степени и о тех, кто находится близко к цели, и о тех, кто далек от освобождения.

Индуизм настолько разнообразен и уникален, что понять его полностью не хватит жизни. Его огромное количество культов, богов, взаимоисключающих практик и концепций и все это принято считать одним целым. Нам это сложно понять, а для индуса это обычный способ мышления...

источники для написания статьи: " Всеобщая история религий мира".

Статьи по теме