В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем. Гераклит и демокрит Психологические знания в античности

Гиппократа называют «отцом медицины» потому, что он очистил её от ложной философии, ему удалось вывести её из тёмного эмпиризма. Гиппократ поставил медицину на научную основу.

Его трактаты оказали огромное влияние для развития медицинской науки, её теории и практики. Для всех медицинских работников именно Гиппократ определил этику поведения и высокий моральный облик. До сегодняшнего дня сохранилась традиция: получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Из биографии Гиппократа:

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) - историческая личность. Но, сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии и не очень точные данные о биографии Гиппократа.

Философ Платон даёт только приблизительные сведения о реальной личности Гиппократа, хотя в Древнем мире его имя было достаточно известно. По сведениям Платона, родина Гиппократа – остров Кос, расположенный около побережья нынешней Турции. Ещё известно, что он преподавал медицину и называл себя «асклепиадом» (одним из тех, кто считался потомком бога медицины Асклепия) или «целителем», однако до сих пор неизвестно, каких убеждений он придерживался в отношении процесса лечения. Всё остальное домыслы: даже достоверные данные о датах его жизни и смерти отсутствуют. Согласно тому же Платону, знаменитый врач жил примерно в 430 гг. до н. э., но более точные даты рождения являются лишь плодом воображения.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Существует такая биография Гиппократа:

Гиппократ родился около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Происходил Гиппократ из семьи потомственных врачей. Правда, имя его означает в переводе на русский - «управляющий конями». То есть по-простому - кучер.

Так как свою родословную Гиппократ вёл от бога медицины и врачевания Асклепия, поэтому и клятва его начиналась со слов «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели».

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

В 20 лет у Гиппократа уже была репутация превосходного врача. Как и все его предки, он занимался практической медициной. Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Гиппократ женился в молодом возрасте на девушке из знатной семьи. У них родилось два мальчика (Фесалл и Драконт) и девочка. Оба сына также выбрали для себя медицинский жизненный путь, и в честь знаменитого отца каждый из них назвал своего ребёнка. Приемником Гиппократа стал и его зять (муж дочери) Полиб.

Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Македонии Архелая. У него было три сына – Гиппократ III, Драконт II и Горгия. У Драконта был один сын – Гиппократ IV, который состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны. Все четыре внука Гиппократа занимались врачеванием.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте. Сколько лет прожил Гиппократ, точно неизвестно. Историки утверждают, что на момент смерти ему было около 83-104 лет. Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, а захоронили великого врачевателя в районе Гиртона. Долгие годы его могила была местом паломничества. По легенде, водившиеся там дикие пчелы давали удивительный мед, обладавший целительными свойствами.

Медицинское и философское наследие Гиппократа:

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус. Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие Гиппократа.

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении тела человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни.

Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины». +По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Он лечил своих пациентов целебными травами, которых знал свыше 200.

Не советовал он применять сразу много лекарств и разработал главный принцип современного врача в его работе с больным: «не навреди». +Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе. Признавал целительную силу гимнастики, купания, массажа, лечебной диеты.

И именно Гиппократ разработал учение о четырех темпераментах. По мнению отца медицины, в человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости - кровь (сангва), желтая желчь (холе), слизь (флегма) и черная желчь (меланхоле). В организме они находятся в определенном количественном соотношении. Нарушение этого соотношения и приводит к расстройству психической деятельности. Так возникло деление людей на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

1.Пальпация

При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.

2.Аускультация

Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов. Конечно, в тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной).

Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Клятва Гиппократа и его этические принципы:

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва врача, в которой он сформулировал принципы своей работы и своих коллег. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни. Про клятву Гиппократа, которую произносят те, кто становится медиком, слышали наверняка все.

Клятва Гиппократа в переводе на русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

С тех пор клятва не один раз редактировалась. Например, древние римляне внесли в клятву обещание «не оказывать медицинскую помощь бесплатно».

В России новоиспеченный врач при получении диплома дает в торжественной обстановке «Клятву врача», текст которой принят президентом в 1999 году:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту.

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете.

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - клянусь!»

Но даже, несмотря на то, что сегодня клятва в разных странах мира сильно отличается от оригинала, тем не менее, за врачом с острова Кос навсегда останется слава «отца медицины».

Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа:

Прошло более 2-х с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем.

1.Маска Гиппократа:

Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».

2.Пальцы или ногти Гиппократа:

Это когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.

3.Шапочка Гиппократа:

Так называется вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 сантиметров. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.

4.Скамья Гиппократа:

Эта скамья - впервые появившееся в сочинениях врачевателя описание медицинского оборудования для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью. Это был первый прообраз современного ортопедического стола.

5.Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча:

Этот метод заключается в следующем: травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткой упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

6.Шум плеска Гиппократа:

Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.

Интересные факты из жизни великого Гиппократа:

* Однажды Гиппократ лечил царя Македонии Пердикки II. Великий целитель диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние. *Гиппократ считал жир источником всех болезней.

*Как-то Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась сильная эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

*Был случай в жизни врачевателя, когда он дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил её впервые, она лишилась девственности.

*В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Бюст Гиппократа

Знаменитые афоризмы Гиппократа:

*Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов.

*«Лечит врач, а исцеляет природа». Гиппократ этой фразой говорит, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.

«Противоположное излечивается противоположным». А, исходя из этого принципа Гиппократа, спустя 2000 лет основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

*«Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь всё всем понятно, что только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.

*«Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим фразой Гиппократ утверждает, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.

Статуя Гиппократа

Клятва врача. Россия

фото из интернета

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский.

В античной философии встречаются различные толкования понятия «душа». О душе говорят как об особой бессмертной сущности, одушевляющей тело. Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570-500 гг. до н. э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640-546 гг. до н. э.) подошел к понятию движущей причины, источника действия. Он говорит, что «магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо». Анаксагор (500- 428 гг. до н. э.) предполагает наличие отдельной субстанции - нус, - которая входит в состав живых существ, чем и отличает их от неживой материи. Нус в одинаковой мере присутствует как у человека, так и у животных. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анаксагор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело (человек обладает руками).

Самая первая развернутая философская концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому (544-483 до н. э.). Этому философу принадлежит знаменитое высказывание «границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее суть», в котором зафиксирована вся сложность предмета психологии, что актуально и в наше время.

Сочинение философа «О природе» дошло до нас лишь в отрывках. Попытки синтеза этого произведения стали предприниматься лишь в XIX в. Смысл высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам, отчего философ получил прозвище «Темный». Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос - вечный и неизменный творческий

принцип. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и даже души. Огненный Логос скрыт от непосредственного познания и восприятия, однако каждая индивидуальная душа сопричастна мировому Логосу. Отсюда вытекает то, что человек все-таки способен познать мировой Логос посредством анализа его воплощения в своей собственной душе.

Гераклит делит души людей на две категории - «влажные» и «сухие». Души «влажные» - несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие принципа причинности, или детерминизма, принадлежит великому Демокриту (460-370 гг. до н. э.). Он утверждал, что в мире «все возникает по неизбежности». Демокрит полагал, что все состоит из атомов - мельчайших, неделимых материальных частиц. Атомы находятся в постоянном закономерном движении, они разнообразны по форме и размеру, а между ними имеется пустое пространство. В этом и состоит подлинная природа мироздания по Демокриту: все качественные, чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Наряду с попытками описать происхождение души, в греческой философии закономерно возникает интерес к внутренней жизни человека: складываются классификации психических процессов и описания их свойств. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпераментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов.

Гиппократ (460-377 гг.

до н. э.) - греческий врач, философ, сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное впоследствии учение о темпераментах. Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи - холерика, черной желчи - меланхолика, а флегмы - флегматика. Рассматривая связь особенностей души, темперамента и типологий людей с физико-климатическими условиями местности (сочинение «О воздухах, водах, местах»), Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. Гиппократ был не только философом, но и практикующим врачом, и интересны не только его теоретические построения, но и практические рекомендации и приемы. Так, считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ (470-399 гг. до н. э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Сократу принадлежит открытие особого педагогического метода

- «майевтики» (дословно - повивальное искусство). Суть метода заключалась в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» ис-

тинное знание. При этом Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Принцип «припоминания» становится центральным в философской системе ученика Сократа - Платона. Платон (428-348 гг. до н. э.) развивает метод «майевтики», выдвигая теорию «припоминания». В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастны миру идей. Он считает, что душа каждого человека существовала еще раньше до того, как появиться в человеческом облике. В концепции Платона припоминание становится центром психической жизни человека, вытесняя другие процессы на периферию. Платон, понимая душу как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериоризации ».

С другой стороны, душа человека пленена телом, обслуживает его практические нужды и причастна, таким образом, к миру вещей. Телесность ограничивает познавательные возможности души, и по этой причине душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считается основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т. е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. В трактате «О душе» Аристотель рассматривает душу, как связанную с телом. («Итак, душа неотделима от тела».) Философ выделяет разумную и неразумную части души. В свою очередь, неразумная часть души делится на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Только разумная часть души человека может претендовать на бессмертие.

Одновременно развиваются идея совершенствования души через особые педагогические воздействия. Создаются философские школы - стоиков и эпикурейцев.

Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) основное значение придавали этическим вопросам, считая учение о природе и о человеческом познании вспомогательным. Философы-стоики, среди которых Марк Аврелий (121-180), философ и император Рима, пытаются указать способы совладания с жизненными кризисами и научить человека сохранять мужество перед ударами судьбы. Целью человеческой жизни стоики считали достижение бесстрастия (араШй) и душевной невозмутимости (Магахш).

Урок по биологии

Урок №2 Тема:

СТАНОВЛЕНИЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Разработала и провела в 8 классах

учитель биологии МОУ СОШ №29 г. Георгиевска Игнатьева Е.С.

Задачи : познакомить с историей становления наук о человеке; усвоить понятия основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Оборудование : Презентация к уроку (портреты Гераклита, Аристотеля, Гиппо­крат, Луи Пастера, И.И.Мечникова, И. М. Сеченова, И. П. Пав­лова).

Ход урока

I . Проверка знаний. Индивидуальный опрос.

Что служит объектом изучения анатомии?

Заполнить таблицу.

2. Изучение человека в эпоху Возрождения . Самостоятельная работа с учебником (§ 2, с. 10-11). Задание: прочтите статью «Изучение человека в эпоху Воз­рождения» § 2 и ответьте па вопрос: В чем отличие работ ученых эпохи Возрождения от работ ученых предыдущего этапа?

Заслушивание сообщений.

Заполнить таблицу

3. Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.


Ученый

Годы жизни

Основные идеи

Вклад в науку



Гераклит

Конец 6 - начало в века до н. э.

Организмы развиваются по законам природы. Он считал, что мир непрерывно меняется

Аристотель

384-322 до н.э.

Сравнение органов животных и человека. Ввел термин «организм»

Душеная деятельность человека существует, пока живет тело.



Гиппократ

(символ врачебного искусства)



460-377 до н.э.

-Описание костей тела

Описание органов по аналогии с животными

Сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран , переломах)

Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье)

Отвергал божественное происхождение человека)


Клавдий Гален

130-200 н.э.

-Проводил опыты на животных

Испытывал действие лек. Веществ

Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)

Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом

В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.


Средневековый застой

5-16 в.в.

Церковь жестоко подавляла попытки изучения развития науки

Сожжены на костре Джордано Бруно, Сервет


Абу-Али Ибн-Син (Авиценна)

980-1037 н.э.

Преодоление застоя

Канон медицины



Эпоха возрождения

Леонардо да Винчи



1452-1519

-на своих рис. Впервые изображал различные органы

Описал строение скелета человека

Классифицировал мышцы


Рафаэль Санти

1483-1520

Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека

Андреас Везалий

1515-1564

Основатель современной анатомии

На лекциях производил рассечение трупов

Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет

Описал клапаны сердца

Впервые привел все знания в систему



Уильям Гарвей

1587-1657

Основатель рождения и развития современной физиологии

Открытие 2 кругов кровообращения

Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов


Рене Декарт

1596-1650

- Открытие рефлекса

Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды



С 19 века

Основоположник русских наук

Закон сохранения материи и энергии

Теория цветового зрения

Классификация вкусовых ощущений



Ч. Дарвин

1809-1882

Теория эволюции

Н.И.Пирогов

Русский анатом, хирург



1810-1881

-Распиливание размороженных трупов (для точного определения расположения внутренних органов и тканей)

Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки

Основы военно-полевой хирургии


И.М.Сеченов

1829-1905

«Отец русской физиологии»

Рефлексы головного мозга. Объяснения психической деятельности человека



И.П.Павлов

1849-1936

Подтверждение теории Сеченова экспериментально

И.И Мечников Э.Дженнер

Луи Пастер



Основоположники иммунологии

Открытие фагоцитоза

Изобрел первую вакцину

Процедуры вакцинации прививка


111. Закрепление знаний.

Фронтальная беседа.

Почему в античные времена знания о человеке накапливались медленно, а начиная с XIX в. - гораздо быстрее?

Назовите кто из ученых (зарубежных и отечественных), внесли большой вклад в становление наук анатомии, физиологии и гигиены

1. Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два круга кровообращения: малый и большой.


2. Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине , форме, изображал в объеме.
3. Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.
4. Написал первое руководство по анатомии человека, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии. 5. О строении человеческого тела судил на основании данных полученных на животных. б. Ввел представление о рефлексе.
7. Отечественный ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете. 8. Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.
9. Ввел термин организм.
10. Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга».
11. Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.
12. Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.
Задание на дом: § 2, ответить

Зарождение Философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познанию. На последующих этапах формирования Философии появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

На протяжении V!-V вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. Гилозоизм - любое математическое тело обладает душой; пантеизм - бог природа. В человеке милетцьт усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка - образ четырех элементов природы. Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждено, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИИ развитие материализма и диалектики. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду - семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. душа является огненным дыханием - основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего- либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.

ПАРМЕНИД ЭЛЕЙСКИЙ, - «против учения Гераклита»): Парменид: абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует, что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит - линия материализма, Парменид - идеализма. Для Парменида вещь и мысли об этой вещи одно и тоже. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон: прославился апориями - затруднительного положения, в которое попадает разум при анализе явления. С его точки зрения наше понятие о времени, бытии непонятны, неправильны. движение - противоречивое явление. Он способствовал развитию диалектики, правильному понятию вещей.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытом, экспериментального стороною дела. Смотря на медицину и философию, как на две неразрывные науки, Г. старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы. Во всех литературных произведениях ярко очерчивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения, Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Г. и при жизни большую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Конечно, два с лишним тысячелетия внесли в клятву свои коррективы, но в основе своей она осталась все той же. Реформатор античной медицины, древнегреческий философ и врач Гиппократ является автором таких, ставших классическими, сочинений как враче”, “Наставления”, “О благоприличном поведении”, которые предопределили требования общества к врачу и положение врача в обществе. Его труды и врачебная деятельность стали основой дальнейшего развития клинической медицины двух последующих тысячелетий - вплоть до наших дней. Этюды о врачевателях и Гиппократ, как принято, было говорить до недавнего времени, “стоял на твердых материалистических позициях”. И самой главной его заслугой было освобождение врачебного дела от храмовой медицины. В борьбе с болезнью надо уповать не на волю богов, а на искусство врачевания. Но факт остается фактом: Гиппократ первый поставил медицину на научную основу, очистив от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности и не принимавших в расчет опытную, экспериментальную сторону дела. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что Гиппократ философией “поверил” медицину. Во всех его сочинениях видна гениальная наблюдательность, умозаключения его логичны и строги. Все выводы основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу, еще при жизни, большую славу.

В конечном счете, Гиппократ создал систему лечения, которая покоилась на строго определенных принципах. Вот они:

Приносить пользу и не вредить;

Противоположное лечить противоположным;

Помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни;

Соблюдать осторожность, щадить силы больного; не менять внезапно лекарства, применять более активные

средства лечения тогда, когда менее активныё не оказывают действия.

И, наконец, в своих наставлениях он требует от врача не только “умения руководить больными”, но и заботиться о здоровых, чтобы они не болели.

4.Философия софистов и Сократа. Проблема человека. Этика сократа. Роль диалога в познании. Диалектика и майевтика.

Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Такая характеристика опиралась на то, что новые учителя философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философия течение софистов неоднородно. Наиболее характерно для всех представителей С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий, этических норм и оценок.

Старшая группа: Протагор (481 - 41 Iднэ), Горгий, Гиппий и Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восгiриятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно позиваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в воспроизводить права и общеполитические вопросы.

Младшие софисты.(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и социальные идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Сократ (469-399 гг. до н.э.) стоит на перепутье философской мысли и знаменует собой переход от одной эпохи развития античной мысли к другой.

Он не был философским писателем и излагал свои взгляды в устной форме. Поэтому

первую очередь письменных сообщений его учеников и современников. Особенно полно и

всесторонне описывает взгляды Сократа его ученик и ближайший сподвижник Платон.

Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Поэтому он отрицательно относился к своим предшественникам - натурфилософам и считал, что изучение природы невозможно и бесполезно. Главная направленность философского знания внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания самопознание : «познай самого себя >), По преданию это изречение было высечено на колонне в храме Аполлона в дельфинах в качестве призыва к каждому входящему. Оно было принесено в дар храму «семью мудрецами » (Фалес, Солон, Хилон и другие) и означало самоконтроль над своими поступками. У Сократа оно стало означать путь к истинному познанию, добродетели, высшему благу. Философия окончательно принимает форму рефлексии. В этом и заключен рубежный характер Сократической МЫСЛИ.

Знание по Сократу есть постижение общего для целого ряда предметов, вещей, явлений. Но общее существует в качестве понятия. Поэтому познать это дать понятие предмету, определить его понятие. Особенно велика роль понятий в этике. Так, безусловное высшее благо как понятие определяет высшую цель общества, которой подчинены все остальные. В этом положении заключено коренное отличие теоретических построений Сократа от релятивизма софистов. В этике добродетель тождественна знанию: все дурное совершается по незнанию или заблуждению, а мудрость, добро обязано совершенному знанию. Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта - мудрый человек никогда не будет делать зла. дальнейшее развитие это учение получило в так называемых «сократических школах».

Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины. Этот метод получил образное название майевтики (повивальное искусство). Тем самым подчеркивался напряженный характер познавательного процесса, плодотворность его результатов. Особое значение приобретала знаменитая сократовская ирония, раскрывающая самые неожиданные, зачастую парадоксальные смысловые аспекты обсуждаемой темы.

Сократические ШКОЛЫ : мегарская, элидоэритрийская, киренская.

КИРЕНЦЫ . благо человека - это его наслаждение. В этом И СМЫСЛ И цель жизни. Реально только настоящее, ценно ТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно ггрехлдяще, но если смысл жизни в наслаждение которое так трудно получить, то стоит ли жить?”. Диоген, Антисфен. Человек должен освободить себя от зависимостей, привязанности к удовольствиям связывает человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ : Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и еделимое бытие носит характер всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Те. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Философия Платона. Открытие мира идеи. Учение о душе и проблема понятия. Учение о государстве.

В учении Платона (подлинное имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие - «корпус Платона» составляет свыше 30 диалогов.. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорейцев, Парменида, Гераклита и других.

Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий»: предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием.. Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет «материя». Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая - идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия.

Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое «припоминание». до своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь с Платоновых облаков на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают к размышлению, припоминаются о подлинной сущности мира. Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий - это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещенный спиной к входу. На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истинный мир.

Платон - сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней - Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этой символической упряжки

разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающие разумной душой становятся философами, аффективной воинами, вожделенной ремесленниками и землевладельцами.

Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями, Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей. Социальная теория в целом носит ярко выраженные черты абсолютного приоритета государства перед личностью.


На Ионийском побережье в г. Милете сформировалась философская школа, к которой принадлежали Фалес (ок. 625-547 до н.э.), Анаксимандр (ок. 610-547 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 -ок. 525 до н.э.). К ним следует отнести и Гераклита из г. Эфеса (ок. 520-460 до н.э.). Ранних греческих философов называют «фисиологами», поскольку главный предмет их размышлений - природа (по-гречески «фюсис»), а философия мыслится как учение о причинах и началах всего сущего. Для античной философии изначально характерными чертами является объективизм и онтологизм (понятие онтология означает учение о бытии).

Поиск и обоснование первоначала (по-гречески «архэ»), являющегося единой основой всего многообразия мира, носителем всех изменений и превращений, особенно занимал первых философов. Так, Фалес высказал идею о том, что все происходит из воды и в воду же превращается. Анаксимен полагал первоначалом всего воздух, путем сгущения и разрежения которого образуются конкретные вещи. «Беспредельный» воздух Анаксимена - источник дыхания и всей жизни. Преемник Фалеса Анаксимандр первоначало всего сущего усматривал не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе - апейроне (что означает беспредельное).Подобно древневосточным мыслителям античные философы в качестве основных элементов, составляющих первооснову мира, брали землю, воду, огонь, воздух. Сочетание этих стихий движущими силами притяжения и отталкивания дает начало развитию и состоянию конкретных вещей, явлений и процессов.

Например, Эмпедокл (ок. 490-430 до н.э.) считал, что эти природные стихии образуют «корни» вещей, они заполняют все пространство, находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Источником развития в природе, соединения и разделения элементов служат не сами «корни», а движущие силы мироздания, которые представлены противоборствующими сторонами: любовью и враждой. Если в циклическом возобновлении господствует любовь, то преобладают силы притяжения, единства, уподобления. Вражда приводит к отталкиванию, разъединению элементов и проявлению их качественного своеобразия. Преобладание сил любви или сил вражды определяет различные циклические стадии мирового процесса. В мире существует не одновременное, а последовательно повторяющееся единство и множество различных элементов и их состояний. Подобные идеи несколько раньше были высказаны Анаксагором из г. Клазомены в Малой Азии (ок. 500-428 гг. до н.э.). Он признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи. Это как бы «семена вещей», из различных сочетаний которых и образуются все существующие вещи. Движущей силой соединения и разделения этих «семян», элементарных частиц он считал «нус» (ум), как легчайшее и тончайшее вещество. Но ум следует интерпретировать и как духовную силу, определяющую основу мировой упорядоченности.

Выдающимся философом античного мира является Гераклит (ок. 544-460). Он славился глубокомыслием и загадочностью изложения, за что получил прозвище «Темный». Гераклит считал первоначалом всего сущего, первовеществом природы вечно живой огонь, из которого произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Согласно Гераклиту истина или мудрость совпадает с «логосом» как неким вселенским порядком и необходимостью, в соответствии с которыми осуществляется циклический мировой процесс. В своем сочинении «О природе», дошедшем до нас лишь в отрывках, можно прочесть: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».С его именем связано введение в философский оборот таких основополагающих понятий как мера , выступающая собственно внутренней границей любой вещи или процесса. Его понимание сложнейшей философской категории «становление» , выражающей спонтанную изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход и превращение в другое отчеканено такими известными каждому словами: «Все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако Гераклит понимает, что текущая река «изменяясь, покоится». Он не допускает разрыва и абсолютизации состояний покоя и изменчивости, а рассматривает их в единстве и процессе перехода из одного состояния в другое через борьбу противоположностей.

В жизни природы, тем более в человеческой жизни, эта борьба выступает вечным законом «всеобщим логосом». Она всеобща, «отец всего, царь всего», Тем самым к Гераклиту восходит разработка многих содержательных аспектов диалектики как учения о всеобщей связи, изменении и развитии . Процесс познания по Гераклиту идет через ощущения. Однако только мышление ведет к мудрости, так как свет разума проникает в тайники, скрытые от восприятия чувствами.

Атомистическая трактовка бытия. Вершиной древнегреческой натурфилософии явился атомизм Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.). По мнению Маркса, он был «первым энциклопедическим умом среди греков». Диоген Лаэрций (первая половина III в. н.э.) называет 70 его сочинений. В них были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, искусства, техники и др. Аристотель о нем писал: «Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодно отличается от других».Демокрит исходит из способности выяснения причин явлений. Ему принадлежит высказывание, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Его прозвали «смеющимся философом», ибо со слов римского философа Сенеки этот смех был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Вводной частью философской системы Демокрита была «Каноника». В ней сформулированы и обоснованы принципы атомизма (атом по-гречески - неделимый). Затем следовала физика (природа), как наука о различных проявлениях бытия. Из них следовала этика, которая строилась как порождение физики. Демокрит устанавливает различие между «подлинно сущим» и тем, что существует только в «общем мнении». Таким водоразделом является различение «знаний по мнению», являющиеся уделом многих людей и «знаний по истине», добытых методом причинного объяснения и достающихся только серьезным людям. Подлинно сущим Демокрит считает лишь атомы и пустоту. Атомы - это неделимые частицы. Они соединяются между собой и образуют вещи. Атомы различаются формой, порядком и положением, они едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Как подлинно сущее пустота (небытие) есть такая же реальность, как атомы (бытие). «Великая пустота» безгранична и заключает в себе все существующее. «Без нее не было бы возможности перемещения, уплотнения и сгущения».Атомам самим по себе свойственно непрестанное движение. Его разнообразие определяется бесконечным разнообразием форм и множеством атомов. Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве.

Вслед за своими великими предшественниками Демокрит полагал, что ничто не возникает из ничего. Одновременно он утверждает, что ничто не возникает без причины. Для него не существует случайности. Все необходимо в силу определенных причин. Демокрита можно считать первым последовательным детерминистом . Согласно детерминизма (с латыни переводится «определять») все происходящее в мире определяется какими-то причинами. В теории познания Демокрит отдает приоритет чувствам. Духовные явления он объясняет исходя из своей атомистической позиции. Душа состоит из атомов наиболее подвижных, шарообразных, из которых, кстати, состоит и огонь. Он выдвинул теорию «истечения» для объяснения восприятия окружающих нас предметов внешнего мира. Из самих предметов «истекают» так называемые образы, как бы подобия этих предметов. Подлинной формой познания является лишь разум, рассуждение, с их помощью можно постигнуть то, что находится на до вещественном, до чувственном уровне бытия. Этика Демокрита основана на принципе индивидуализма, достижении доброй мысли. «Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен». Главным средством этического воспитания он считал убеждение. Идеи Демокрита развивали философы более поздней античности - Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.), Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.) - римский поэт и философ-материалист. Атомистическая теория не теряет своей актуальности и на пороге XXI века.

Статьи по теме