Томша е.ю. ценности вечные и преходящие (по материалам психологического исследования)

Если бы сознание человечества могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем, как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение.

Грани Агни Йоги

1960 г. Авг. 28. Река жизни. Если бы дух входил в поток и становился его частью, поток уносил бы его с собою. Но поток приносится мимо, уходя в прошлое, и дух остается созерцать потока новые струи, тоже несущиеся мимо. Понять эту отдельность свою от идущего мимо потока будет уже достижением духа. Отождествлять себя с ним – значит с ним слиться и стать частью его. Безмолвно Смотрящий не может стать частью того, на что смотрит. Безмолвный Рекордер, подобно пленке киноаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь – это одно, Смотрящий Безмолвно – нечто совершенно другое. И чувства, и мысли, и все, что течет через сознание человека, не будет Смотрящим на них. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Я страдаю, я переживаю, я беспокоюсь – это вибрирует только астрал, но не Безмолвный Свидетель. Я думаю, я мыслю, я созидаю мыслеформы – это ментал в действии, но не Свидетель, мимо которого постоянно течет этот мысленный поток. Я двигаюсь, хожу, говорю, ем, пью – это действует тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо Его отделить, Сущего вечно, от временности трех потоков в себе – физического, астрального и ментального. Надо приучить себя смотреть на все происходящее внутри и снаружи, как на нечто, находящееся вовне, как на временное и преходящее и не являющееся непреходящей сущностью духа. Вот нечто было, прошло и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного и снова смотрю на новые струи потока, которые проносятся мимо и так же пройдут, как прошло все, что было раньше, до них. Эту проходимость настоящего часа нужно в сознании утвердить, как основу, ибо не проходит лишь Смотрящий Безмолвно на жизни поток. Так утверждаются элементы бессмертия духа, которые не от временного, но от вечности. Временное служит лишь путем приближения к Вечному, и без него, без опыта и знания, им приносимого, к Вечному не подойти. Через временное и преходящее – к непреходящему и Вечному, Сущему в Беспредельности. Явления большей длительности ближе к нему, чем малой; цепь воплощений ближе, чем одна отдельная жизнь, или день, или час краткий, вырванный из сферы преходящего. Потому проведение более длинной линии будет решением жизни. И через краткость каждого часа можно вести эту длинную линию жизни, далеко за пределы этого часа, и дней, и годов жизни отдельной, и даже отрезка из нескольких жизней, ибо беспредельность вмещает их все, и даже больше того, что время вмещает в себя и обнимает собою. Ведь само понятие времени заключает в себе временное. Царство же Мое не от мира сего, не от временного и его элементы. Нечто в себе, стоящее посреди между несущимся потоком преходящего и безмолвным Свидетелем, можно приближать к любому полюсу жизни или отдалять от него. Когда сознание приближается к потоку, оно входит в него, сливается с ним и отождествляет себя с преходящим. Когда же оно устремляется в сферу Смотрящего вечно, выходит оно из потока и поднимается над ним, утверждает себя на камне вечного основания жизни. Ничто, происходящее с человеком в сфере трех его оболочек, не может затронуть Безмолвного Рекордера, хотя и кажется порой человеку, что потеряно все и он погибает. Не может погибнуть нерожденный от трех, ибо он есмь от начала времени и прежде начала. К чему устремится сознание – с тем и пребудет. Если к временному – с временным, если к вечному – с вечным. И если со Мною, то со Мною.

Планета несется в пространстве. Куда? В будущее. Оно неотвратимо, как судьба. Значит, в будущее и можно устремить дух. В настоящем недостижимо слияние сознания с Безмолвно Смотрящим. Но в будущем возможно оно. Если же считать настоящее ступенью приближения к будущему, то, зная, что хочет дух, можно начать утверждать в этот час настоящий в себе то, что в будущем, в котором возможно все, станет желаемой ступенью достижения. Утверждаются ныне, сейчас, возможности будущих достижений, невозможные в окружении ночи настоящей. Принцип семени универсален: не может быть всходов без семени. Посев в настоящем зерен будущих всходов необходим. И сеятель, который есть человек, и поле посева – сознание его, и зерна посева – мысли – являются теми условиями, которые, будучи применены мудро и со знанием закона, могут дать в будущем ряд сияющих достижений. Основа и двигатель – мысль. На ней и упор. И все достижимо. И пусть невозможное ныне не смущает дерзающий дух, ибо в будущем все достижимо, если семена возможностей, сейчас еще недостижимых, невозможных и достижимых в будущем, закладываются в сознании ныне, в час настоящий. Вот почему утверждается Мной дерзновение. Дерзающий смело, яро устремленный в будущее спело пожнет. Ручательство победе Даю. Не Магия, но действие непреложного закона. Как объяснить еще лучше, что утверждение и отрицание, принятое сознанием в настоящем, есть зерна посева гигантских всходов в будущем. Ибо все есть причина и следствие. Посеянное пожнем. Не лучше ли сеять сознательно, выбирая семена лучших возможностей и со знанием непреложности действия закона. Так Утверждаю идущих за Мной по победной тропе достижений и путь Указую к победе. Я Говорю, Я вам сказал, утверждайте.

Краткое описание

Что же такое понятие вечное и преходящее? Этим вопросом задавались еще наши дальние предки, пытаясь понять важность этого вопроса. Вот прошло несколько столетий, а мы юные поколения все также заинтересованы данной проблемой. Проживая в наш век информационных технологий нельзя не заметить, что многое изменилось, в том числе и сами люди. Мы перестали ценить такие простые вещи как чувства, любовь, дружба. Все вокруг нас меняется мода, одежда, слова, но одно остается неизменным настоящие чувства, называемые жизнью.

Прикрепленные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В Г, ТАГАНРОГЕ

Факультет: Естественнонаучного и гуманитарного образования

Кафедра: Химии и экологии

Творческая работа

По философии

На тему: Вечное и преходящее в философии.

Проверил: Тимошенко Т.В

Выполнил: студент группы Н-31

Сунгатуллина.А.А

Таганрог 2012

Введение.

Что же такое понятие вечное и преходящее? Этим вопросом задавались еще наши дальние предки, пытаясь понять важность этого вопроса. Вот прошло несколько столетий, а мы юные поколения все также заинтересованы данной проблемой. Проживая в наш век информационных технологий нельзя не заметить, что многое изменилось, в том числе и сами люди. Мы перестали ценить такие простые вещи как чувства, любовь, дружба. Все вокруг нас меняется мода, одежда, слова, но одно остается неизменным настоящие чувства, называемые жизнью. Небудь этой тонкой грани между вечным и преходящим, никто бы не смог правильно распорядиться своей жизнью, ведь она обретает ценность лишь тогда, когда ее соотносят со смертью. Но мы часто не видим этой границы разделяющей эти два понятия, и поэтому принимаем одно за другое. Ведь, в самом деле, не так уж и похоже вечное на преходящее.

Вечное это то, что не имеет ни начала ни конца и не ограничено временем, а преходящее можно охарактеризовать, как, то, что приходит к нам на какой-то промежуток времени и уходит, то есть оно ограничено пространством и временем.

В связи свыше сказанным, хотелось бы отметить, что разные люди, имеющие хотя бы какую- нибудь одну и ту же ценность подразделяют ее в разные категории.

На основе всего происходящего в данное время мы провели социальный опрос, направленный на то, что границу между вечным и преходящим общество стало не замечать, что является подтверждением проблемы, которая не покидает нас уже много лет.

Просмотрев выше предложенную диаграмму, мы можем сделать определенные выводы, доказывающие то, что люди не всегда задумываются о том, что же такое вечное, а что преходящее. Понимание данных категорий приходит с возрастом, но как бы это не оказалось поздно. Из этой диаграммы видно, что молодые люди в возрасте от15 до22 лет равноценно относятся к ценностям, их особо не волнует то, чего можно ожидать от завтрашнего дня; а в возрасте от55 лет и старше многие осознают ошибки молодости, и поэтому говорят: « А теперь пора задуматься и о вечном».

Данная проблема актуальна, потому что уже сейчас общество стало совершенно без сомнений приравнивать категорию вечного и приходящего, следовательно, для них исчезла граница разделения. Нужно найти поиск решения данной проблемы или создать алгоритм для того, чтобы в будущем не случилось того, что люди не смогут понять, что для нихдорого, что нужно беречь, а не хранить те вещи, которые не стоят большего внимания.

« Вечное и преходящее в философии». С точки зрения аксиологии (как учения о ценностях).

Объектом нашего исследования являются категории вечного и преходящего в философии.

Предметом нашего исследования является аксиология как учение о ценностях.

Цель нашей работы заключается в разработке алгоритма направленного на определение границ между вечным и преходящим.

Основные задачи, выявленные нами для раскрытия проблемы:

  • Проанализировать литературу о вечном и преходящем в философии;
  • Рассмотреть составные части понятия вечного;
  • Определить составляющее понятие преходящего;
  • Ознакомиться с учением о ценностях аксиологии;
  • Рассмотреть возможность влияния аксиологии на выявление сходств и различий между вечным и преходящим.

Гипотеза: мы предполагаем, что граница категорий вечного и преходящего стала слабовыражена для людей.

Это становится ярко выраженным в примерах нынешней жизни молодёжи, когда для них ценность в жизни имеют материальные вещи и блага, а не такие жизненные ценности, как чувства, любовь, жизнь.Настоящая молодежь перестаёт ценить любовь, для неё становиться главным, иметь больше денег и более дорогостоящие вещи и технику. Да и о понятии настоящей любви знают далеко не все. Для многих понимание любви состоит в том, чтобы быть вместе долгое время, а то и годы, не говоря о вечности, а просто удовлетворять свои потребности.

Для многих людей в современном мире, в мире технологий, понятие и значимость чувств утеряли свое значение. Сейчас проявление сочувствия, жалости, сострадания, все эти черты характера теперь считаются проявлением слабости, а не достоинства. Да и достоинства как такого понятия уже почти не существует. Сейчас в нашем мире приоритет получают такие «чувства» как злоба, коварство, ненависть, месть. Люди из-за скудной душевной жизни стали настолько агрессивны и коварны, что кроме собственной выгоды ничего не видят и видеть не хотят. Для них приоритет яркой пафосной жизни дороже человечности.

Говоря о человечности, мы упускаем из виду самое важное, самое вечное, что нам даётся – жизнь. Ценность жизни становится наравне с деньгами. Мы начинаем сравнивать бесценность с нищими приходящими благами. Жизнь даётся один раз, а мы ровняем её с приходящими дополнениями каких - то мимолётных развлечений. Сейчас отнять жизнь не составляет проблем, нет её ценности, люди продают свою жизнь абсолютно за всё, что возможно, жизнь приравнивают к вещам! Это не допустимо. Прожить жизнь без любви, романтики, чувств - сейчас намного возможнее, чем прожить её без новых технических средств, мы начинаем зависеть от техники, она не вечна, не постоянна, с каждым годом она совершенствуется, впоследствии чего мы начинаем покупать новую. Техника настолько нас завораживает, что мы перестаём любоваться природой, искусством, музыкой, творчеством. Вечные шедевры классики, серебряного и злотого века забываются, современная молодёжь даже не знает таких великих людей и шедевров. Люди настолько беднеют душевно, что понятие вечного теряется, из-за чего и происходит данная проблема: исчезновение границы между вечным и приходящим.

Так что же такое вечность? Вечность - это слово, которое употребляется в трех совершенно разных смыслах.

Оно означает свойство и состояние существа или вещества, безусловно, не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова вечность существа абсолютного.

Под вечностью подразумевается также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах вечность мира, которая иногда (напр., у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания.

Вечность есть интервал времени, который содержит в себе любой конечный промежуток времени.

В порядке развития человеческой мысли ни одно из этих понятий вечности не может быть признано первоначальным. Все они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль, хотя бы и младенческая, должна была прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как Земля, небо, океан.

С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу, сокрушающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а, следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие её действию.

Вечность.…Каждый вкладывает в это что-то своё, и ассоциации у каждого разные. Вечность у меня вызывает мысли о каком-то вакууме, в котором ничего никогда не изменяется… все вечно…

Как высказывался Хорхе Луис Борхес «Вечность есть образ, созданный из времени» Но, а что такое тогда преходящее? На этот вопрос, как и на вопрос что такое вечное однозначно ответить нельзя. Каждый человек мыслит по своему и у каждого будет своя точка зрения. На мой взгляд, преходящее это вещь или мысль или действие, которое подвержено изменению со временем. Если вечность это что-то безвременное, то преходящее это, то, что приходит и изменяется по истечению времени. Так что же тогда может быть преходящим? Этим может быть всё то, что доставляет мимолётное, мало значимое делающее человека счастливее на один миг. К примеру такого мига можно отнести покупку какой-либо вещи, гордиться превосходством над другим человеком, доказать свою правоту во что бы то ни стало. Так же можно отнести к преходящему удачу и дружбу. Но все эти примеры лишь на малый промежуток времени доставляют радость человеку, но не могут удовлетворить его душевные потребности на длительное время, затрачивая на это его малые силы. Но зачастую из-за «власти» техники над людьми, люди довольствуются этими мелочами, забывая о вечном. Поэтому современная молодёжь не то чтобы забывает о великих творцах, поэтах, музыкантов и мыслителях, они, попусту их не знают. Из-за чего и стирается граница между вечным и приходящим.

Раз эти понятия так отличаются, друг от друга может ли быть что-то общее среди них? Возможно, между этими категориями не так много общего, сколько они дополняют друг друга. Например, то, что без преходящего вдохновения не будет создан великий шедевр. Так же без вечного мотивирующего примера не будет преходящего стимула улучшить себя. Примером такого дополнения может послужить развитие теории атомистического материализма, в котором Левкипп создал теорию, а его ученик Демокрит продолжил труды своего учителя. Это служит еще одним доказательством того что преходящее существует совместно с вечным. Эти категории стимулируют общество на совершение различных поступков.

Но также нельзя забывать о том, что существует все, же некая граница разделения между этими категориями. Люди точно должны понимать и уметь различать преходящее от вечного. Иначе в мире наступит некий дисбаланс соотношений вечного и преходящего. Мы не можем по собственной воли и хотению приписывать неким вещам категорию вечного или же преходящего. Должен существовать некий алгоритм, по которому люди смогут не только различать, но и заносить вещи под эти категории. Иначе без алгоритма, люди начнут приписывать своим любимым вещам или действиям категорию вечного. Вечное есть нечто иное неподвластное времени действие всего человечества или же шедевр прошедший путь от древних времён до наших дней и которое заставляет задуматься над вечным или восхищаться им вечно. И если к такой категории мы начнём приравнивать наши любимые занятия или действия то у нас всё станет вечным, что будет смешно и нелепо, ведь такого быть не может. Мы должны чётко разделять вечное и преходящее, понимать их различия и важность в жизни, а не просто употреблять их значения.

Аксиология (от др. греч,- ценность) - теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Что такое ценности? Сам термин «ценность» уже давно употреблялся философами и представителями различных наук, употреблялся не только в книжном, но и в разговорном языке как самое обычное слово наряду со многими другими: «ценное открытие» и «ценность имущества», «ценное признание» и «драгоценности», «ценное в человеке» и «ценное для человека». Слово это не обладало строго однозначным смыслом и поэтому имело множество синонимов: достоинство, заслуга, польза, благо, стоимость, достояние и т. п. Лишь в политической экономии данное понятие имело более или менее определенное содержание, откуда оно, по-видимому, и было взято философами.

Выходит, ценность - это и идея и нечто совершенно иное - веление, обращенное к действительности, закон, предписывающий ей совершенство. Это некая движущая сила, которая вот-вот осуществит себя в реальности. Но это и не закон самой действительности, в которой все происходит по причинам и естественной необходимости, без какого бы, то, ни было вмешательства велений добра и справедливости.

Перед аксиологией, прежде всего, встает вопрос о том, как подразделять ценности, как характеризовать их основный типы

Ценности – это, с одной стороны, характеристики предметов (явлений), в которых человек как-то заинтересован и которые он оценивает положительно или отрицательно, а с другой - такие формы сознания, в которых выражено нормативно-оценочное отношение человека к окружающей действительности. Некоторые философы-марксисты предлагают и другие решения. Так, В. П. Тугаринов подразделяет ценности на уже существующие и еще не осуществленные. Скажем, справедливость ценится нами и как достигнутая в известной степени и в известных условиях реальность, и как то, что еще предстоит претворить в жизнь.

Следовательно, из учений аксиологии выходит то, что изучаемые ей ценности могут быть как в категории вечного и преходящего. Изучая ценности жизни, люди неподвластно вникают в вечное и преходящее, однако существует опасность в том, что отнести ту или иную ценность могут не правильно. Поэтому для решения данной проблемы в моей работе предлагается разработать алгоритм, который позволит выявить границы между вечным и преходящим.

Говоря о таком действии, как выявлении границы между вечным и преходящим, нам нужен некий алгоритм, по которому и будет происходить разделение по этим категориям.

Разработка этого алгоритма ведётся по принципам логических размышлений о том, что именно можно отнести к вечному и что на самом деле является преходящим. Из-за множества мнений людей и разности оценок жизни, ценности могут не совпадать и даже очень сильно различаться, поэтому следует выявить определённые рамки отношения к вечному. Исходя из самого популярного определения вечности следует придерживаться тех критерий, которое это определение поддерживает.

А преходящее это всего лишь мимолётные увлечения или действия доставляющие радость людям. Именно поэтому критериями преходящего будут являться такие критерии, которые будут схожи с популярными желаниями или увлечениями людей.

Доставить различные чувства может как вечное, так и преходящее, поэтому данный алгоритм будет необходим особенно в наше время, время технологий и «утраты души» людей. Поэтому практическая значимость данной темы необходима, для понимания и расценивая людьми жизненных ценностей, которые им будут даваться на протяжении всей жизни.

Елена Юрьевна Томша

психолог

Музейная Педагогика в школе

вып.4, СПб., 2005

Ценности вечные и преходящие

(по материалам психологического исследования)

В последние годы в Гимназии при ГРМ проводились различные психологические исследования, основной целью которых было выявить влияние предметов музейного цикла на личностное развитие и становление учащихся. Принадлежность Гимназии к Русскому музею - то, что является ценностью для родителей, приводящих сюда детей, реализуемая в ее стенах программа «Здравствуй, музей!» - главное отличие от других гимназий и школ. Определить, на что влияет музейный компонент, как сказывается он на развитии детей, в каких конкретных чертах выражается - вот задача, которую мы ставили перед собой.

Интеллектуальное освоение музейных дисциплин проверить достаточно просто - результаты контрольных работ, опросов, уровень реферативных работ и ответов на экзаменах являются достоверными показателями. Значительно сложнее определить глубину влияния полученных знаний, найти, как отражаются они на уровне общей культуры учащихся и выпускников, как это выражается в особенностях их мировоззрения и системы отношений.

Психологией признается, что одной из важнейших составляющих личности являются ценности, позволяющие прослеживать и анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его психологических побуждений. Они служат ориентиром жизни человека, определяют его поведение. По мнению Ф.Знанецкого, ценности являются основой бытия и создают культурный мир.

Ценности объединяются в систему, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая может меняться с возрастом и обстоятельствами жизни. А первичное оформление взглядов, установок и ценностей в некоторую систему приходится как раз на период завершения школьного образования. «Перемены в психическом созревании старших школьников влекут за собой и потребность в мировоззренческой рефлексии, обдумывании системы ценностей, - отмечает А.И.Копытин. - Этот период связан с выработкой мировоззрения и самосознания на основе полученных прежде знаний» (4). Безусловно, большое значение здесь имеют знания из общественных и гуманитарных дисциплин школьной программы, освещающих многие социальные вопросы. При этом хочется отметить, что в последнее время в отечественной, как, впрочем, и в зарубежной, литературе по педагогике и психологии подчеркивается роль искусства, его влияние на становление взглядов подростка. М.С.Каган в работе «Философия культуры» пишет: «…Искусство расширяет границы познавательной деятельности школьника, несет ему информацию особого рода, служит своеобразным «учебником жизни»«(2). Используя метафору Кагана, можно сказать, что наши гимназисты имеют уникальную возможность с первого класса и до окончания обучения обращаться к знаниям «учебников жизни» - шедевров Русского Музея.

Все вышеизложенное поясняет, почему именно выявление ценностных ориентаций и построение иерархической структуры ценностей учащихся старших классов Гимназии стало задачей психологического исследования, проведенного в 2002/2003 учебном году. Это была совместная работа с факультетом психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, и автор выражает глубокую благодарность Валентине Михайловне Бызовой, профессору, преподавателю Университета, за руководство и творческое сотрудничество.

В исследовании приняли участие 132 учащихся из 10 и 11 классов, 44 юноши и 88 девушек. Гимназистам было предложено выполнить тест, содержащий 2 списка ценностей, а также написать маленькое эссе на тему «Ценности вечные и преходящие». Результаты теста подлежали математической обработке, давали стандартизацию ответов, а эссе позволили увидеть отношение к теме ценностей в свободном изложении. Выбранная методика исследования основана, подобно широко известной методике Rokeach, на выделении двух категорий духовных ценностей: 1) базовые, терминальные (ценности-цели, например, равенство); 2) инструментальные (ценности-средства - свойства личности, способности, такие как честность, обязательность и т.п., - которые помогают достижению цели). В соответствии с этим подходом, методика содержит 2 списка из 30 ценностей, каждую из них предлагается оценить по 9-бальной шкале в зависимости от ее важности.

В получившейся иерархии базовые ценности выстроились в следующем порядке:

2. интересная жизнь

4. смысл жизни

5. свобода

7. самоуважение

8. удовольствие

9. разнообразие жизни

10. благосостояние (деньги, материальное благополучие).

В этом списке представлены «лидеры» - первые 10 ценностей из 30. Отметим, что такие интересующие нас ценности как духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) оказались примерно в середине списка. Здесь же ярко проявились и половые различия - для девушек названные ценности оказались более значимыми, чем для юношей, хотя во многих других вопросах различия практически не заметны. Исключение составляет лишь ценность «власть» (контроль над другими, доминирование, господство), где разность составляет почти 1,5 балла - для девушек эта сторона жизни практически не имеет значения, для юношей она более важна, хотя в целом именно «власть» стоит последней в списке ценностей, т.е. почти игнорируется гимназистами.

Среди ценностей, отражающих принцип жизни, способы поведения в соответствии с ценностями, установилась следующая иерархия:

1. достижение успеха

2. наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

3. независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

4. здоровье

5. выбор собственных целей

6. интеллект

7. верность (преданность друзьям, своим ближним)

8. умелость (компетентность, эффективность, продуктивность)

9. уважение родителей, старших (почтение)

10. честность (подлинность, искренность).

Дальнейшая обработка данных предусматривает объединение ценностей в группы, отражающие черты личности отвечающих. Здесь мы получили следующие результаты: на первом месте у гимназистов «гедонизм» как направленность на получение от жизни всевозможных удовольствий, на втором - «самостоятельность», затем - «стимуляция», т.е. необходимость испытывать сильные впечатления, «встряски», для ощущения полноты жизни. Сравнение с результатами, полученными сотрудниками Санкт-Петербургского Государственного Университета на большой группе российских школьников - ровесников наших гимназистов, - показывает их значительное отличие. Так в конечном итоге у школьников на первое место выходит «безопасность» (национальная, семьи, личная) как стремление к защищенности и стабильности; на втором - «достижения» (у гимназистов они оказались на пятом месте). Схожи результаты тем, что на третьем месте у российских школьников и на четвертом - у гимназистов оказалась «щедрость» (имеются в виду не материальные аспекты, скорее, за этим термином стоит понятие «широты души»).

Сравнения с другими исследованиями ценностных ориентаций также дали много интересного. В статье В.Н.Козиева, опубликованной в сборнике «Художественный музей в образовательном процессе», приводятся данные, полученные в Гимназии примерно 10 лет назад:

«Обследование 232 учеников 8-11 классов гимназии при Государственном Русском Музее в 1993 году показало, что эстетические ценности в списке 18 основных жизненных ценностей у школьников занимают последние места. Наиболее значимыми ценностями оказались "здоровье", "свобода", любовь", "семья", "друзья", "уверенность в себе" (методика "ценностных ориентаций" М.Рокича)»(3). Там же представлен обзор исследований отношения к художественной культуре и ее места в структуре ценностей за последние 30 лет. Выстраивается картина: «музейный бум» 70-х годов, снижение интереса в начале 80-х, усиление этой тенденции в эпоху перестройки и постсоветский период, падение значимости культуры в 90-е. Автор приходит к выводу: «В постсоветский период "художественная культура" в иерархии жизненных ориентаций заняла прочное периферийное положение…». Заметим, что в нашем исследовании духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) находятся уже не на последних местах, а примерно в середине выстроенной гимназистами иерархии. Не будем спешить с выводами, но, возможно, это начало обратного процесса возвращения к культуре, первые проявления тенденции обращения к ценностям культуры как к чему-то вечному, незыблемому, прочному, столь необходимому в постоянно меняющемся современном мире.

И еще одно открытие подарили нам наши учащиеся. В исследованиях ценностных ориентаций, проводимых в 90-х годах, ученые отмечают выраженную разницу в ответах мальчиков и девочек. Так, Е.В.Васина называет следующие половые различия: для девочек ценностью является аффилиация, доверительные отношения, для мальчиков - ориентация на самореализацию и самоутверждение (5). Исследование В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой показало следующее: «Неожиданно здоровье оказалось наиболее значимым для старшеклассников. На второе место десятиклассники поставили "любовь", на третье мальчики - "интересную работу", девочки - "счастливую семейную жизнь"»(1). В нашем исследовании анализ текстов эссе, в которых учащиеся в свободной форме излагали свои взгляды на ценности, показал обратную картину: во всех работах юношей главной ценностью в жизни называлась любовь и хорошие отношения; такие ответы встречаются и у девушек, но более ярко у них прослеживается тенденция самоутверждения в жизни, построения карьеры, обеспечения независимости. Размышления над текстами эссе приводили к предположению о смене традиционных ролей, о появлении энергичных, уверенных, активных и целеустремленных девушек и более мягких и романтичных юношей.

Хочется согласиться с мнением В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой: «За последние 10 лет очень изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным» (1). Размышления над материалами нашего исследования, попытки рассмотреть полученные результаты с различных точек зрения привели к следующему предположению: в предъявленной картине ценностных ориентаций отражаются столкновения ценностей, происходящие в нашем обществе в последние 15 лет. Они выражаются в противоборстве традиционных, установившихся в советском обществе ценностей и ценностей «западного образа жизни», весьма энергично насаждаемых с помощью СМИ. Ориентация на вечные ценности, такие как культура, красота, знания, любовь, добро, традиционно почитаемая и годами формировавшаяся в нашем обществе, подвергается ежедневной проверке на прочность. Многочисленные слоганы, такие как «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть!», «Ведь ты этого достойна», «И пусть мир подождет!» и т.п., формируют эгоистические установки, направленность на получение всевозможных удовольствий, желание жить одним днем, жажду обладания материальными благами. Об агрессивности рекламы, о ее негативном воздействии, особенно на неокрепшие сознания детей и молодежи, все чаще и все с большей тревогой говорят психологи. Уже известно, что реклама пропагандирует не товар, но определенный образ жизни, образ поведения, образ мысли. И в этой борьбе вечные ценности оказываются в сложном положении: к ним нужно восходить, это требует труда, преодоления себя, самосовершенствования, в то время как идеалы и нормы, пропагандируемые СМИ - в ток-шоу, рекламах, сериалах, - примитивны, а следовательно, очень легки для усвоения и подражания. Так культура сталкивается с культом посредственности, а вечные ценности - с блестящей мишурой псевдоценностей. И подростки, еще не определившиеся во взглядах, должны сделать свой выбор в этой непростой ситуации. В качестве иллюстрации хочется привести небольшие отрывки из эссе - размышлений гимназистов на тему «Ценности вечные и преходящие». Эссе подписаны псевдонимами, избранными авторами.

«Я считаю, что рассуждения о вечных ценностях по большей части бессмысленны. На самом деле большинство людей интересуются своим материальным благополучием, успехом, мнением о них окружающих, а так называемые "вечные ценности" уходят на второй план. Преходящие ценности для людей стали гораздо важнее вечных, потому что именно они могут обеспечить приятную и интересную жизнь…» (Звездочка, 16 лет)

«Для меня важна цель в жизни. Достижение своих желаний и целей. Комфорт и спокойствие. Хорошая семья. Работа. Независимость, уверенность в будущем…» (ПВА, 16 лет)

«В моем понимании вечные ценности - это то, что передается из поколения в поколение, из века в век. Такие как музыка, природа, семейный очаг, искусство, родные и близкие. Эти ценности никогда не должны исчезать, а ценности преходящие, как, например, стремление к славе, удовлетворение своих желаний и т.д., могут пропасть и не иметь никакого значения для человека. Возможно, многие люди считают их важными, но когда они оглянутся и подумают, то поймут, что важнее вечных ценностей ничего нет. Людям без них жить нельзя, иначе они никогда не обретут душевного счастья и радости в жизни.» (Мозг, 16 лет)

«Для меня самыми важными являются любовь, дружба и внутренняя гармония. Стремление к гармонии и красоте, к духовной жизни, к осуществлению своей жизни, к счастью и познанию. Жить для того, чтобы что-то очень важное донести людям, "жить для других", обогащать нашу жизнь светом и красотой, - это здорово.» (Герда, 16 лет)

Литература

1. Баранова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект социализации. / Журнал «Психологическая наука и образование» №1 - 1998

2. Каган М.С. Философия культуры, СПб, 1996 , с.302

3. Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском Музее / Сборник «Художественный музей в образовательном процессе», СПб, 1998, с.100-104

4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии, СПб, 1999, с.143

5. Психология /под редакцией А.А.Крылова, М, 2000, с.257-259

ЖИЗНЬ ПРЕХОДЯЩАЯ И ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

Жил некогда еврей – человек богатый и ученый. Прожил он отпущенный ему срок в довольстве, в почете, а потом Б-г призвал к себе его душу. Поднялась душа на небо, встретил ее ангел и повел показать место нового обиталища. Видит душа красивый дом, как две капли воды похожий на тот, где жил богач на земле. «Это мне?» – «Нет, твой дом дальше», – отвечает ангел. Идут, видят роскошную виллу. «Это мне?» – снова спрашивает душа. «Нет, твой дом дальше». Подходят к великолепному дворцу. «Неужто это для меня?» – радуется душа. «Нет, тебе вон туда», – Ангел повел головой куда-то в сторону. Смотрит душа – а там стоит крохотная избушка под соломенной крышей. «Да как же так, да за какие грехи мне такая немилость?!» Ангел только руками разводит: «Что попишешь, нам лишь на этот дом деньги доставлены». «А, значит, дело в деньгах! Дайте мне пять минут, – засуетился богач, – спущусь на землю, притащу вам целый сундук золота, у меня его много!» «Извини, – говорит ангел, – ничего не выйдет. Здесь только те деньги в цене, что ты другим давал. А что при жизни накопил да по сундукам распихал, – у нас это в зачет не идет. Поздно…»

Евреи верят в бессмертие человека. В бессмертие дела и бессмертие души.

Что есть бессмертие дела? В Талмуде сказано: Яаков, праотец нашего народа, не умер: раз его потомство живо, стало быть, жив и он. Наши мудрецы толкуют эту мысль следующим образом: если человек учит своих детей всегда поступать по законам праведности, это его великое дело продолжится в детях. И сам человек останется жив в праведных деяниях потомков.

Что есть бессмертие души? Мы верим, что душа спускается в наш мир, дабы, пребывая в человеческом облике, в теле, дарованном ей Б-гом, вершить благородные дела. Когда срок жизни тела заканчивается, душа возвращается туда, откуда явилась. Но коль скоро во время телесной жизни человек с радостью выполнял заповеди Б-жьи, был праведником, – душа его вернется к Создателю, возвысившись еще больше.

Есть люди, срок телесного бытия которых долог, а есть и такие, чье тело умирает молодым. Случается, умирают и дети. Многие поэтому спрашивают: отчего Всевышний одному дал долголетие, а другого обрек на «безвременную кончину»? Этот вопрос, при всей его кажущейся логичности, основан на непонимании смысла телесной жизни и смысла бессмертия души. Что такое «безвременная кончина»? Для кого она «безвременна»? И когда вообще «своевременна» смерть? В шестьдесят лет? В восемьдесят? Может быть, в сто двадцать?

Суть в том, что, отпуская душу на землю, Б-г поручает ей определенную миссию; каждой – свою. Соответственно Он отмеряет каждой душе и срок пребывания в теле – тот срок, что необходим для выполнения миссии. Кому-то дается три дня, кому-то – три месяца, кому-то – десятилетия. Потом каждый посланец возвращается домой, к семье – к своему небесному Отцу. Главное, таким образом, не в том, сколько прожил человек в своей телесной ипостаси, а в том, сумел ли он за время земного существования исполнить все, ради чего Б-г отрядил его в этот мир.

Конечно, наше общее желание – чтобы человек жил долго. Это естественно: мы ведь не знаем, какое «задание» дал ему Б-г, так пусть же будет у него побольше времени, чтобы как следует справиться со своим делом. Важно, чтобы жизнь человека была наполненной, чтобы он выполнял заповеди, чтобы был счастлив. Но всего важнее, чтобы отпущенная ему Г­сподом земная жизнь стала залогом достойного существования его в жизни вечной. Разумеется, для людей смерть близкого человека всегда невыразимо тяжела, однако понимание того, что смерть тела не есть смерть души, должно облегчить их страдания.

Мудрецы еврейского народа говорили: «Мир земной подобен прихожей перед тронным залом». Смысл их метафоры в том, что телесная жизнь – всего лишь подготовка к вечной жизни души в чертогах Б­жьих. Известно: многие наши праведники обращались к Б-гу с особой молитвой – чтобы за их поступки воздалось им не в здешнем мире, а в будущем. Ибо пребывание бессмертной души на земле преходяще, а жизнь ее в мире грядущем, пред лицом Отца небесного, вечна. Зачем же менять награду временную на ту, что будет с тобой всегда?!

В Торе, в книге «Дворим», приводится одна необычная заповедь – «отсылание от гнезда». Если человек видит птицу, сидящую на яйцах, и хочет взять яйцо, он должен сначала отогнать птицу подальше, чтобы она не видела и не страдала. Про того, кто выполнит эту заповедь, в Торе сказано: «…Продлятся дни его». На первый взгляд тут звучит обещание долгой жизни. Однако Талмуд трактует эту фразу по-иному. В нем рассказано о человеке, который, решив выполнить заповедь «отсылания от гнезда», полез на дерево, но сорвался, разбился и умер. Где ж тут долгая жизнь? Согласно Талмуду, слова «…Продлятся дни его» означают, что за исполнение заповеди человек получит награду не здесь, а «там, где дни длятся без конца» – в вечной жизни. Стало быть, награда тоже станет вечной.

И еще одно. Мы все ждем прихода Мошиаха. В Талмуде говорится, что в дни Мошиаха усопшие восстанут из могил. Наши мудрецы объясняют: речь идет о возрождении души. Душа вновь возродится в теле, и уже навсегда. В области затылка у каждого из нас есть кость под названием «луз»: когда придет Мошиах, Б-г «нарастит» вокруг нее прежнее тело. И тело это будет здоровым, сильным, и больше уже не постареет.

Маловеры долго насмехались над предсказанием Талмуда, называя его «выдумкой темных людей». Еврейские мудрецы отвечали им: Всевышний смог сотворить человека из ничего, из праха; неужели же ему не под силу воссоздать его из его собственных останков?

Маловеры, мнившие себя некогда «передовыми людьми», ныне оказались невеждами, а наши мудрецы были абсолютно правы. Посмотрите – ученые выращивают человеческие органы из стволовых клеток, клонируют животных! Если даже людям под силу «нарастить» тело из одной клетки, – что же тогда говорить о Творце всего живого…

Итак, наша нынешняя жизнь – всего лишь краткий промежуток времени в преддверии жизни вечной. Но это безмерно важный промежуток. Именно свершения в преходящей жизни определяют наше вечное будущее. Праведные дела в мире смертных не останутся без воздаяния от Б-га в мире грядущем. Однако тот, кто не использует данный ему Отцом шанс здесь и сейчас, кто гонится за мимолетными «радостями», больше берет, чем дает, – тот рискует на веки вечные остаться в избушке, крытой соломой. Как тот недальновидный богач…

Главный раввин России Берл Лазар

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Статьи по теме