Страстная пятница — что нельзя делать в день смерти Христа. Страстная Пятница: Христос умер на кресте События страстной пятницы

Великая пятница – самый скорбный день Страстной недели и всего года для православных

В Великую или Страстную пятницу был распят Иисус Христос, который для искупления людских грехов принял мученическую смерть на Кресте.

Пост Страстной пятницы - самый строгий день Великого поста, согласно церковным канонам православные в это время полностью воздерживаются от пищи.

Церковные службы
Службы Великой или Страстной пятницы полностью посвящены воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя – Его распятии на Голгофе, мученической смерти, снятию с Креста и погребению. Во всех четырех Евангелиях эти события подробно описаны.

В Великую или Страстную пятницу совершаются три основные службы: Утреня, Царские Часы и Великая Вечерня с малым повечерием.

На утрени – эта служба проходит в Великий четверг вечером, посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелий, которые повествуют о страданиях Спасителя, начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной Вечери и кончая Его погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением к Его гробу воинской стражи.

Верующие стоят с зажженными свечами, во время чтения Евангелия, этим показывая с одной стороны то, что величие и слава не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.

Литургии в Великую пятницу не бывает, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву, за исключением тех лет, когда Страстная пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы, которую православные празднуют 7 апреля. В Великую пятницу совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня – в это время считается, что свершилась крестная смерть Иисуса. Во время службы поют особый канон о распятии Господа и выносят Плащаницу - плат, на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Обычно во время службы на Плащаницу кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу. Плащаницу украшают цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями тело погребенного Иисуса.
Перед Плащаницей во время службы положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются перед Плащаницей, а не в алтаре.

Находится Плащаница в центре храма в течение неполных трех дней, символизируя трехдневное нахождение в гробнице Иисуса Христа. Ее вносят обратно в алтарь за несколько минут до пасхального крестного хода.

В Кафедральном соборе Светицховели во Мцхета (древнейшая столица Грузии), где хранится величайшая реликвия, Плащаница Иисуса Христа, проводят особый ритуал, ставя крест перед алтарем.

Страстная пятница - для всех верующих время скорби и поминовения, когда все земное и бренное теряют свой смысл. Вместе с тем, оно пронизано насквозь предстоящим чудом Воскрешения.

Великая пятница - что можно и нельзя
Пост в Страстную пятницу очень строгий - верующие воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащаницы, примерно до 15 часов дня. По истечении этого времени можно есть лишь хлеб и пить воду, а некоторые и вовсе голодают в этот день.

Верующие помимо соблюдения строгого поста, должны максимально отстраниться от мирских забот, так как в этот день работать нельзя. Великая пятница во многих странах объявлена официально выходным, в том числе и в Грузии.

В Страстную пятницу нельзя прясть, шить, пилить или рубить, или что-то резать. Сельскохозяйственные работы выполнять в этот день также запрещаются, ни в коем случае вбивать железные предметы в землю нельзя –по аналогии с прибиванием к кресту гвоздями.

Посему, в Чистый четверг нужно переделать все дела, а в Великую пятницу пойти в церковь на службу и молиться. Прихожане, после службы могут с собой унесите двенадцать свечей, с которыми стояли в храме. Затем эти свечи зажечь в доме, пока сами не догорят, стараясь охватить все уголки. Это в доме очистит атмосферу и привлечет блага.

В Страстную пятницу ничто не должно отвлекать от молитвы и духовного самосовершенствования, поэтому в этот день отказываются от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур, и даже не умываются.

Празднование дня рождения или юбилея, если он выпадает на Великую пятницу, нужно перенесите, потому что веселиться и гулять запрещено в день вселенской скорби. В старину говорили, что тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, тот проплачет весь год.

Яйца, по древней традиции красили в один из дней Страстной седмицы - последней недели Великого поста.
Этим ритуалом рекомендовано заниматься в Великий четверг, когда дома проводится генеральная уборка и другие мероприятия по подготовке к Светлому Воскресению Христову.

Но в некоторых странах, в том числе и в Грузии по традиции люди красят яйца, которые символизирует кровь, пролитую Спасителем, в Страстную пятницу до захода солнца.

Приметы, обычаи и традиции
Воздержаться в Великую пятницу необходимо от употребления алкоголя, так как люди, которые напиваются в это время рискуют стать алкоголиками.

В день страданий и смерти Иисуса Христа следует воздержаться и от плотских утех - дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются или больными, или становятся в будущем жестокими преступниками.

Нельзя плевать в Великую пятницу на землю - народные приметы гласят, что тот, кто плюнет на землю - от того на весь год отвернутся все Святые.

Определить, есть ли на вашем доме порча, можно в Великую пятницу - для этого нужно, с остатком зажженной свечи, с которой вы отстояли службу, обойти всю квартиру или дом комнату за комнатой. Свеча сильно затрещит возле "порченной" вещи и начнет чадить черным дымом.

По народным приметам, урожая не будет, если посеять пшеницу или посадить что-либо другое в Страстную пятницу.

В Великую пятницу также нельзя стирать – согласно поверью, если постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Говорят, что человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать время своей смерти за три дня.

В старину люди по Страстной пятнице определяли какой год ожидается - для этого утром проснувшись первым делом, ни с кем не разговаривая, нужно было выглянуть в окно. Если увидели первой птицу, для девушки это к новому знакомству, а для парня - к добрым вестям.

Увидеть с утра первой собаку предвещало грусть и печаль, кошку – к достатку и богатой жизни, молодого парня или мужчину - весь год будете здоровым, а молодую девушку - к благополучию.

Увидеть с утра старика, инвалида или больного человека, к сожалению, предвещало болезнь или крупную потерю, а целую семью - жить со всеми родными в мире и согласии.

Магию Великой пятницы знахари использовали для многих целей - лечили болезни, ставили обереги, заговаривали от болезней. Например, в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски помогает печная зола, взятая в Страстную пятницу.

Наиглавнейшим днем предпасхальной недели, завершающей Великий пост, считается по праву пятый по счету. Великая Страстная Пятница для православных христиан - весьма ответственный момент, проникнутый печалью, а также благоговением и смирением. В 2020 году Великая Страстная Пятница - Великий Пяток, как еще называют самый скорбный день страстной седмицы, верующие отмечают 17 апреля. Чем он так отметился в библейской истории и отчего заслужил указанный выше статус - узнаете из данной статьи.


Особенности праздника Великая Пятница

Великая Пятница посвящена важным событиям из жизни земной Иисуса Христа, предшествовавшим его мучительной смерти, а именно, осуждению на казнь, страданиям на кресте, включая и саму гибель за человечество тоже. «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» священнослужители христианских храмов совершают в Великую Страстную Пятницу в своих церквях. Богослужение в этот день включает в себя:

  • Утреню, знаменующую время взятия Мессии в Гефсиманском саду мучителями по наводке Иуды-предателя и осуществление над невинным суда, в результате которого Иисус был приговорен к страданиям и страшной смерти;
  • Первый час, символизирующий момент ведения Сына Божия к Пилату на суд;
  • Третий час, олицетворяющий момент вынесения окончательного вердикта по делу Иисуса;
  • Шестой час, призванный напомнить о страстях Спасителя, что был распят на кресте;
  • Девятый час - момент смерти Мессии;
  • Вечерню, проводимую в память о снятии тела Иисуса с креста.


Как видите, Литургия отсутствует в данном списке. Нет ее в действительности в составе богослужения Великой Пятницы. Причина: принесение себя в жертву в этот день самим Господом человечеству. Вместо же данного вида церковной службы совершаются священником Царские Часы.

Теперь чуть подробнее о том, как именно проходит богослужение самого скорбного дня Великого поста - Великой Страстной Пятницы. На Утрене, которая, кстати, по традиции проводится не утром в Страстную Пятницу, а вечером Великого Четверга, представитель церкви читает, стоя посреди храма, «12 Евангелий Святых Страстей Христовых». Авторство последних принадлежит всем четырем евангелистам, а суть священных книг сводится к повествованию о страданиях Иисуса, где началом служит произошедшее на Тайной Вечере, а финалом - погребение Христа в саду Иосифа Аримафейского. Традиция чтения 12-ти Страстных Евангелий происходит от предания Апостольского. Но прежде оглашения благовестия о Христовых Страстях поется: «Слава долготерпению Твоему, Господи». На протяжении всего повествования верующие в храме стоят с зажженными свечами.


Что происходит в Вечерню, совершаемую в день Великой Пятницы? Так как она посвящена воспоминанию о снятии тела Христа с распятия, то же производится священнослужителями в православном храме. Представители церкви поют тропарь «Благообразнй Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...», после поднимают Плащаницу с Престола (икону с изображением Спасителя, лежащего во гробе) и выносят за пределы алтаря. Затем они водворяют ее на почетное место посреди храма - специальный стол, символизирующий собой гробницу. Все присутствующие на службе поклоняются Христу, изображенному на Плащанице, и целуют его раны и язвы, полученные от ударов копьем в момент казни. «Тело» Спасителя находится в центре храма в течение трех дней, вплоть до наступления Пасхи. Таким образом церковь напоминает пастве о трехдневном пребывании Мессии во гробе.

В Страстную Пятницу придерживаются по церковному уставу строжайшего поста. Нельзя не только есть что-либо, но даже пить воду воспрещается. Люди, не способные соблюсти такие ограничения, придерживаются указанного принципа лишь до выноса Плащаницы из алтаря. После же они вкушают лишь воду и хлеб.



Последний день земной жизни Иисуса

Библия рассказывает нам о том, в какой последовательности развивались события, предшествовавшие гибели Сына Божия на Кресте. Не лишним будет вспомнить или познакомиться - для кого как - с этой хронологией.

Итак, после моления в Гефсиманском саду Христос оказался под стражей. Утром Иисус был отведен к Понтию Пилату. Иудеи не зашли вместе с ним, так как это означало для них осквернение, а в таком состоянии нельзя есть пасху (у евреев тогда данный праздник уже существовал). Но надо сказать, что Спаситель совершил законную пасху за день до собственной гибели, поскольку жаждал, чтобы его заклали вместе с положенным для этих целей пасхальным агнцем. Пилат вышел к иудеям, приведшим Христа, и стал расспрашивать обвинителей, в чем заключается вина Иисуса.


Те ничего вразумительного ответить на это не сумели. Тогда Понтий послал Сына Божия к Ироду, но Спаситель после вновь предстал перед Пилатом. И Пилат, так и не найдя никаких доказательств вины Христа, обратился к иудеям, мечтавшим убить Иисуса: «Возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его».

Однако иудеи не могли убить кого бы то ни было - именно этого их закон им и не позволял. Жестокие люди задумали руками Пилата распять Христа. Тогда Понтий Пилат задал Спасителю вопрос; «Царь ли Ты Иудейский?» Иисус ответил, что он - Царь Вечный, и Царство его не от мира сего. Пилат, не желая предавать Христа смерти, объявил, что не находит его вины, и предложил ради праздника Пасхи отпустить на свободу одного из трех узников - как мы помним, кроме Мессии суду предали еще нескольких разбойников. И иудеи, по всей видимости, вопреки ожиданиям Пилата, явили милость свою не Иисусу, а преступнику Варавве.


Пилат отдал мучителям Христа и отдал распоряжения, веля прежде избить Спасителя, затем одеть в багряницу, на голову водрузить терновый венец и осмеять. Все было выполнено в точности. Так над Христом насмехались, помня о том, как он провозгласил себя Царем Иудейским. Вероятно, Пилат полагал, будто учиненное им унижение Иисуса окажется достаточным для утоления гнева иудеев. Но не тут-то было. Толпа стала кричать Понтию: «Распни Его, распни!», пригрозив: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Страх оказался сильнее правды, и Христос был приговорен к казни...

Затем был трудный путь Иисуса на Голгофу с тяжелым крестом на плечах, а в третьем часу дня мучители распяли на этом самом кресте Сына Божия на Лобном месте. По краям от него они распяли точно также двух разбойников, желая причислить к злодеям и ни в чем не повинного Иисуса. Как только свершилось это, солнце померкло вдруг, и так длилось три часа, были и другие знамения. Тем не менее, мучители продолжали глумиться над несчастным.

Когда Иисус умер, все разошлись. Возле креста остались лишь Матерь Божия, ученик Христа Иоанн и Мария Клеопова. Обнаружив Иисуса бездыханным, один из мучителей пронзил его тело копьем. Из раны потекли вода и кровь. Тело Учителя с креста снял ученик Спасителя Иосиф из Аримафеи. Вместе с Никодимом они обвили тело пеленами с благовониями и поместили останки в высеченный в скале гроб Иосифа.


Вот так Спаситель положил свою жизнь за весь род человеческий в Великую Страстную Пятницу. Посему данный день следует проводить в глубоких размышлениях и молитве.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

С по-не-дель-ни-ка пра-во-слав-ный ка-лен-дарь от-кры-ва-ет че-ре-ду пе-чаль-ных и тор-же-ствен-ных дней, име-ну-е-мых по-сла-вян-ски «Страстно й седми цей», т. е. «Неде-лей стра-да-ний» Иису-са Хри-ста. За каж-дым из дней за-креп-ле-но вос-по-ми-на-ние и бо-го-слу-жеб-ное вос-про-из-ве-де-ние со-от-вет-ству-ю-щих со-бы-тий еван-гель-ской ис-то-рии. Чте-ния и про-тяж-ные пес-но-пе-ния ве-дут хри-сти-ан по сле-дам Гос-по-да, гря-ду-ще-го на воль-ную смерть.

Страст-ной по-не-дель-ник

Близ-кие стра-да-ния и смерть Спа-си-те-ля сим-во-ли-зи-ру-ют-ся по-вест-во-ва-ни-ем о жиз-ни вет-хо-за-вет-но-го пра-вед-ни-ка Иоси-фа Пре-крас-но-го, про-дан-но-го сво-и-ми за-вист-ли-вы-ми бра-тья-ми в Еги-пет за два-дцать среб-ре-ни-ков ( гл.). В еван-гель-ской прит-че о бес-плод-ной смо-ков-ни-це, не при-нес-шей пло-да, а по-то-му про кля-той, изо-бра-жа-ет-ся ги-бель-ность пу-ти ду-хов-ной ле-но-сти. Те-му про-дол-жа-ет прит-ча о злых ви-но-гра-да-рях, ко-то-рые долж-ны по-не-сти за-слу-жен-ное на-ка-за-ние (). Об этой страш-ной ка-ре, ко-то-рая по-ло-жит ко-нец биб-лей-ско-му Из-ра-и-лю, так и не по-няв-ше-му смысл сво-е-го пу-ти в да-ро-ван-ной ему Бо-гом Свя-щен-ной ис-то-рии, го-во-рит скорб-ное про-ро-че-ство Гос-по-да о близ-ком раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма ().

Страст-ной втор-ник

Г. Грён-нинг . Прит-ча о та-лан-тах.
Фраг-мент (2-я пол. XVI в.)

В Страст-ной втор-ник Гос-подь при-зы-ва-ет нас к по-сто-ян-но-му бодр-ство-ва-нию и при-умно-же-нию сво-их да-ро-ва-ний, по-яс-няя это прит-ча-ми о де-ся-ти де-вах (муд-рых и нера-зум-ных) и о та-лан-тах (в пря-мом и пе-ре-нос-ном смыс-ле), ко-то-рые да-ны нам во-все не для то-го, чтобы за-ры-вать их в зем-лю. Ина-че нет оправ-да-ния на Страш-ном су-де ().

Страстная среда

При-бли-жа-ет-ся тра-ги-че-ская раз-вяз-ка, и смыс-ло-вым цен-тром Страст-ной сре-ды ста-но-вят-ся два вза-им-но про-ти-во-по-лож-ных по смыс-лу со-бы-тия: по-ка-я-ние греш-ной жен-щи-ны, бла-го-дар-но воз-лив-шей дра-го-цен-ное ми-ро на но-ги Иису-со-вы, и страш-ный за-мы-сел Иуды, од-но-го из Две-на-дца-ти апо-сто-лов, пред-ло-жив-ше-го вла-стям по-мочь тай-но аре-сто-вать сво-е-го Учи-те-ля за трид-цать среб-ре-ни-ков ().

Страст-ной чет-верг

На-сту-па-ет Страст-ной, или Ве-ли-кий, чет-верг . Умыв но-ги уче-ни-кам и тем пре-по-дав им урок сми-ре-ния, Гос-подь вку-ша-ет Свою по-след-нюю в зем-ной жиз-ни пас-халь-ную тра-пе-зу и уста-нав-ли-ва-ет та-ин-ство Ев-ха-ри-стии (бук-валь-но «Бла-го-да-ре-ния») - та-ин-ство Сво-е-го веч-но-го еди-не-ния и об-ще-ния со все-ми на-ми. В нём про-дол-жа-ет-ся чу-до Виф-ле-е-ма, чу-до во-пло-ще-ния и во-че-ло-ве-че-ния Бо-га, бла-го-да-ря ко-то-ро-му про-изо-шло ре-аль-ное со-еди-не-ние двух ми-ров - Бо-же-ствен-но-го и че-ло-ве-че-ско-го. Об-ра-ща-ясь к От-цу, Хри-стос мо-лит-ся за нас: «Да бу-дут все они од-но (еди-но); как Ты, Отец, во Мне, и Я в Те-бе, так и они да бу-дут в Нас еди-но» (). Лю-ди, по-том-ки еди-но-го Ада-ма, ста-но-вят-ся «со-те-лес-ни-ка-ми» Бо-го-че-ло-ве-ка Иису-са Хри-ста и через это - еди-но-кров-ны-ми бра-тья-ми.

Из-ме-ня-ет-ся и ха-рак-тер бо-го-слу-же-ний. Не слыш-но бо-лее ноч-но-го пре-ду-пре-жде-ния «Се же-них гря-дет…», ибо Он уже при-шел и в празд-нич-но убран-ной гор-ни-це со-вер-ша-ет ве-ли-кую Ве-че-рю Люб-ви. Двой-ным чув-ством - ра-до-сти и пе-ча-ли - про-ник-ну-то бо-го-слу-же-ние Ве-ли-ко-го Чет-вер-га: пе-ча-ли о на-чав-шем-ся крест-ном вос-хож-де-нии Гос-по-да на Гол-го-фу и ра-до-сти о той ве-ли-кой Ра-до-сти, ко-то-рую Гос-подь уго-то-вал всем лю-бя-щим Его. Эта «крест-ная ра-дость» и есть та под-лин-ная ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рая нам ныне да-ет-ся. В знак ее свя-щен-но-слу-жи-те-ли на Ли-тур-гии пе-ре-об-ла-ча-ют-ся в свет-лые одеж-ды. Чем же за-кан-чи-ва-ет-ся эта ночь чет-вер-га? Что ожи-да-ет Гос-по-да и всех нас, Его ду-хов-ных со-при-част-ни-ков на Тай-ной ве-че-ре, в пят-ни-цу?

Ночь над Иеру-са-ли-мом. В си-он-ской гор-ни-це мер-ца-ют све-тиль-ни-ки. В пе-чаль-ном мол-ча-нии воз-ле-жат Две-на-дцать. «Один из вас пре-даст Ме-ня», - зву-чат под-твер-жде-ни-ем на-дви-га-ю-щей-ся тра-ге-дии сло-ва Гос-по-да. Ше-пот, ис-пу-ган-ные воз-гла-сы: «Не я ли?» Вста-ёт Иуда и усколь-за-ет в ноч-ную тьму. Не спят и чле-ны Си-нед-ри-о-на. Ар-хи-ереи от-да-ют тай-ный при-каз во-и-нам…

Апо-сто-лы раз-де-ли-ли свя-щен-ную Ча-шу и Хлеб. Гос-подь го-во-рит о стра-да-ни-ях, ко-то-рые ждут Его. Пётр с го-ряч-но-стью обе-ща-ет ид-ти с Ним на смерть. Он и не по-до-зре-ва-ет, как она близ-ка.

«За-по-ведь но-вую даю вам: да лю би-те друг дру-га; как Я воз-лю-бил вас, так и вы люби те друг дру-га» ().

Тра-пе-за за-кон-че-на. Ти-хо на-пе-вая пас-халь-ный пса-лом, они по-ки-да-ют дом, вы-хо-дят за го-род-ские во-ро-та и углуб-ля-ют-ся в мас-лич-ный сад Геф-си-ма-нии. Там ца-рит тьма. Апо-сто-лы спят, лишь тро-их, са-мых близ-ких уче-ни-ков, Хри-стос про-сит раз-де-лить с Ним мо-лит-ву. Но гла-за у них сли-па-ют-ся и сквозь за-бы-тье они слы-шат Его го-лос: «От-че! Ес-ли Ты хо-чешь, про-не-си эту ча-шу ми-мо Ме-ня! Впро-чем, не Моя, но Твоя во-ля да ис-пол-нит-ся» ().

Тра-ги-че-ский финал бли-зок. Стра-жа уже пе-ре-се-ка-ет по тро-пин-ке овраг. Сле-ду-ет при-вет-ствен-ный по-це-луй Иуды, ука-зу-ю-щий на То-го, Кто имен-но дол-жен быть аре-сто-ван; неумест-ная по-пыт-ка Пет-ра с ме-чом в ру-ках за-щи-тить Учи-те-ля, вско-ре сме-нив-ша-я-ся столь же ис-крен-ним трое-крат-ным от-ре-че-ни-ем; ма-ло-ду-шие и бег-ство уче-ни-ков; до-прос у ар-хи-ерея на спеш-но со-зван-ном Си-нед-ри-оне, лжи-вые по-ка-за-ния, из-де-ва-тель-ства че-ля-ди. По-след-ний страш-ный во-прос Кай-а-фы, в ко-то-ром за-клю-чен смысл всей вет-хо-за-вет-ной ис-то-рии: «Бо-гом Жи-вым за-кли-наю Те-бя, ска-жи нам: „Ты ли Мес-сия (Хри-стос), Сын Бо-жий?“ Го-во-рит ему Иисус: „Ты [сам это] ска-зал. Бо-лее то-го го-во-рю вам: от-ныне у зри-те Сы-на Че-ло-ве-че-ско-го, вос-сев-ше-го по пра-вую ру-ку Си-лы и ше-ству-ю-ще-го по об-ла-кам небес-ным“. То-гда пер-во-свя-щен-ник разо-драл на се-бе одеж-ды и ска-зал: „Он из-рёк бо-го-хуль-ство! Для че-го нам ещё сви-де-те-ли? Вот, те-перь вы [са-ми] слы-ша-ли бо-го-хуль-ство. Что вы ре-ши-те?“ Они же ска-за-ли ему в от-вет: „Он дол-жен уме-реть!“» ().

В па-мять всех этих со-бы-тий, увен-чан-ных Крест-ной смер-тью, в на-ших хра-мах со-вер-ша-ет-ся Утре-ня с чте-ни-ем две-на-дца-ти Еван-ге-лий Свя-тых Стра-стей (Стра-да-ний) Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста. «Страстны е Еван-ге-лия», как их обыч-но на-зы-ва-ют, - это от-рыв-ки из всех че-ты-рёх Еван-ге-лий, рас-пре-де-лён-ные по хро-но-ло-ги-че-ско-го прин-ци-пу и охва-ты-ва-ю-щие со-бы-тия от Тай-ной Ве-че-ри до по-гре-бе-ния Спа-си-те-ля. Чис-ло две-на-дцать сим-во-ли-зи-ру-ет пол-но-ту биб-лей-ской но-чи, со-сто-я-щую из две-на-дца-ти ча-сов. Чис-лом уда-ров ко-ло-ко-ла воз-ве-ща-ет-ся по-ряд-ко-вый но-мер про-чи-ты-ва-е-мо-го Еван-ге-лия. Мо-ля-щи-е-ся сто-ят в тем-ном хра-ме с за-жжён-ны-ми све-ча-ми; зву-чат ти-хие и про-тяж-ные при-пе-вы: «Сла-ва Стра-стям Тво-им Го-о-оспо-ди», «Сла-ва дол-го-тер-пе-нию Тво-е-му Го-о-оспо-ди». Со-глас-но при-ход-ской тра-ди-ции, эта служ-ба со-вер-ша-ет-ся на-ка-нуне Страст-ной пят-ни-цы, то есть ве-че-ром Страст-но-го чет-вер-га.

Страст-ная пят-ни-ца

На-сту-па-ет Страст-ная пят-ни-ца - центр ве-ли-ко-пост-ной скор-би, день Крест-ной смер-ти и по-гре-бе-ния на-ше-го Гос-по-да. В пра-во-слав-ных хра-мах зву-чат чте-ния и пес-но-пе-ния о по-след-них ча-сах Его зем-ной жиз-ни.

Пред-ста-вим се-бе ран-нее утро дня на-ка-нуне ев-рей-ской Пас-хи. Иисус Хри-стос при-ве-дён в пре-то-рию, и от Пон-тия Пи-ла-та тре-бу-ют под-твер-жде-ния смерт-но-го при-го-во-ра. Тот брезг-лив и недо-во-лен. Ка-кое де-ло рим-ско-му гу-бер-на-то-ру до иудей-ских ре-ли-ги-оз-ных спо-ров о Мес-си-ан-ском цар-стве, тем бо-лее - о цар-стве «не от ми-ра се-го»?! Он ис-кренне со-чув-ству-ет му-же-ствен-но-му Че-ло-ве-ку, яв-но окле-ве-тан-но-му вра-га-ми, и хо-чет от-пу-стить Уз-ни-ка. Хри-стос для Пи-ла-та - без-обид-ный учё-ный меч-та-тель, по-хо-жий на стран-ству-ю-щих ан-тич-ных фило-со-фов, к ко-то-рым «здра-во-мыс-ля-щие» рим-ляне от-но-си-лись скеп-ти-че-ски-на-смеш-ли-во, как к веч-ным де-тям.

«За-чем Ты при-шёл сю-да», - спра-ши-ва-ет у Хри-ста пре-фект. - «Я для то-го ро-дил-ся и при-шёл в мир, чтобы быть сви-де-те-лем ис-ти-ны», - слы-шит он в от-вет и сар-ка-сти-че-ски усме-ха-ет-ся: «Что есть ис-ти-на?» Гру-бый сол-дат, он не ве-рит в неё. Он ве-рит в си-лу зо-ло-та и рим-ских ле-ги-о-нов. Со-хра-нить бла-го-во-ле-ние мрач-но-го им-пе-ра-то-ра Ти-бе-рия, дав-ше-го ему власть над этой бес-по-кой-ной про-вин-ци-ей, для него важ-нее все-го. И Пи-лат, несмот-ря на пре-ду-пре-жде-ния же-ны (), ма-ло-душ-но умы-ва-ет ру-ки.

Аль-брехт Дю-рер.
Рас-пя-тие Хри-ста. (1508 г.)

Око-ло по-лу-дня из-му-чен-но-го Хри-ста при-во-дят на ме-сто каз-ни и рас-пи-на-ют меж-ду двух раз-бой-ни-ков. Мир со-дро-га-ет-ся. Солн-це скры-ло свой лик и непо-нят-ная тьма на-дви-га-ет-ся на Гол-го-фу. В оди-но-че-стве, с вы-со-ты Кре-ста, встре-ча-ет Он мрак. А вни-зу - лю-ди, глу-мя-щи-е-ся и встре-во-жен-ные, рав-но-душ-ные и пла-чу-щие. Он уми-ра-ет, раз-де-лив со все-ми, пе-ре-жив-ши-ми му-ки и смерть, ужас по-след-них ми-нут... Иисус гром-ко вос-клик-нул: «„Отец! В ру-ки Твои пре-даю дух Мой!“ И с эти-ми сло-ва-ми ис-пу-стил Он по-след-ний вздох» ().

Утром в хра-мах чи-та-ют-ся Цар-ские Ча-сы, по-свя-щен-ные вос-по-ми-на-нию ми-нув-шей но-чи и на-сту-пив-ше-го дня смер-ти Спа-си-те-ля. (Ча-сы - это бо-го-слу-же-ния су-точ-но-го цик-ла; «цар-ски-ми» они на-зы-ва-ют-ся в дан-ном слу-чае по-то-му, что ко-гда-то в Кон-стан-ти-но-по-ле на них при-сут-ство-ва-ли им-пе-ра-то-ры со всем дво-ром.) Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия, на ко-то-рой со-вер-ша-ет-ся бес-кров-ная Ев-ха-ри-сти-че-ская жерт-ва, не слу-жит-ся, ибо «жерт-ва в этот день при-не-се-на на Гол-го-фе» (прот. ). (Един-ствен-ное ис-клю-че-ние - в слу-чае сов-па-де-ния Страст-ной пят-ни-цы с празд-ни-ком Бла-го-ве-ще-ния; то-гда со-вер-ша-ет-ся Ли-тур-гия св. Иоан-на Зла-то-уста.)

Око-ло двух ча-сов дня свя-щен-но-слу-жи-те-ли вы-но-сят из ал-та-ря Пла-ща-ни-цу - боль-шую ико-ну, на ко-то-рой умер-ший Иисус Хри-стос изо-бра-жен во весь рост, ле-жа-щим в гроб-ни-це. Она по-ла-га-ет-ся по-сре-ди хра-ма на осо-бом воз-вы-ше-нии (ка-та-фал-ке), и при-не-сен-ные ве-ру-ю-щи-ми цве-ты окру-жа-ют ее с трех сто-рон. Оста-ет-ся лишь ме-сто для при-хо-дя-щих по-кло-нить-ся Спа-си-те-лю ми-ра и об-ло-бы-зать Его пре-чи-стые но-ги.

На-сту-па-ет ве-чер, а с ним - «Чин по-гре-бе-ния». Ве-ру-ю-щие ста-но-вят-ся участ-ни-ка-ми по-гре-баль-ной про-цес-сии и, со све-ча-ми в ру-ках, со-про-вож-да-ют об-но-си-мую во-круг хра-ма Пла-ща-ни-цу с пе-ни-ем «Святы й Бо-же». Зву-чит скорб-но-за-та-ен-ный пе-ре-звон ко-ло-ко-лов и умол-ка-ет, ко-гда Пла-ща-ни-ца вновь за-ни-ма-ет своё ме-сто в хра-ме, сре-ди бе-лых цве-тов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (главе римской администрации Иудеи). Первоначально Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказание исполнено. Однако толпа под предводительством священников требовала смертной казни, и Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил.

В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки, после чего приказал солдатам привести в исполнение смертный приговор. Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом и скончался к вечеру пятницы. Столь быстрая смерть на кресте была редкостью: как правило, человек умирал в страшных мучениях на протяжении нескольких дней.

Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса произошло землетрясение, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря.

После смерти Иисуса Его тайные ученики из числа влиятельных иудеев упросили римские власти передать им тело. Они похоронили Спасителя в непосредственной близости от места казни. По требованию иудейских начальников возле гроба была выставлена стража.

Бичевание, Джотто

В этот день мы вспоминаем самые трагические события в человеческой истории - издевательства, истязания и страшную казнь, которую претерпевает Спаситель. История Страстной Пятницы - это не просто история о том, как когда-то давно плохие люди убили праведника. Все ее богослужение напоминает нам о том, что эта история имеет определяющее значение для жизни, веры и надежды каждого из нас.

Страстная Пятница - день, когда Господь совершает то, зачем он пришел на землю. Как говорит Он Сам: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10 :45)». Как напоминает нам пророчество Исаии, которое читается в этот день во время Царских Часов, но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53 :5). То, что совершается на Голгофе, связано не только с грехами фарисеев, или саддукеев, или Иуды, или Пилата - это связано с нашими грехами.

При создании Бог почтил нас величайшим из Его даров - свободой. Он создал нас из любви и для любви, а любовь может быть только свободной. Мы призваны свободно сказать Богу «да», но эта же свобода дает нам возможность сказать Ему «нет». Вся трагическая история человечества, все зло мира - от распадающихся браков до мировых войн коренится в том, что мы говорим Богу «нет». Все мы, начиная с падения Прародителей, употребляем нашу свободу во зло. Мы грешим: изменяем Богу и своему человеческому предназначению, творим зло или не творим добра, которое должны были, следуем ложными и гибельными путями. Всякий раз, когда мы делаем это, мы совершаем выбор - выбор, который определяет наше положение, глубоко влияет на других людей и на мироздание в целом. Бог не отменяет этого выбора, - потому что Его дар - дар свободы - реален и неотъемлем. Реальный выбор имеет реальные последствия, и когда мы совершаем грех, это порождает неизбежные и ужасающие последствия во времени и в вечности. Блаженный Августин сравнивает грешника с самоубийцей - как самоубийца убивает себя, но не может сам вернуть себя к жизни, так и грешник отторгает себя от Бога, но не может сам к Нему вернуться…

И Бог Сам приходит к нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф 18 :11). Он делает то, что совершенно невозможно для нас самих, - совершает искупление наших грехов и возвращает нас от смерти к жизни. Христос выбирает Божью волю там, где мы выбирали свою, хранит верность там, где мы предавали, следует путем веры там, где мы следовали путем противления. Двенадцать отрывков из Евангелий, которые читаются в этот день, повествуют о том, как Он смиренно, в полном послушании Отцу принимает страшную смерть. Однако речь идет не только о немыслимой физической боли. Он спускается в бездну страдания, смерти, отверженности и богооставленности, бездну, порожденную нашим грехом, чтобы спасти нас от вечной смерти.

Великая вечерня, во время которой совершается вынос плащаницы, должна запечатлеть в наших сердцах эту истину: «Христос умер за наши грехи», чтобы мы знали, насколько ужасен грех и какой ценой обретено наше спасение.

Распятие Христово, Джотто

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Анна Ахматова

В оформлении использованы фрагменты фресок Джотто, до 1305 года. Фотографии фресок Russian Look.

Постоянно пребывает с христианами, направляет, очищает, дарует благодать и милость, а если надо, наказывает для блага грешника. Православная Страстная пятница призвана напомнить всем верующим, что ценой нечеловеческих страданий и распятия дарована Божья благодать - вечная жизнь.

Углубляясь в воспоминания Великой пятницы, христиане по-новому пересматривают свою грешную жизнь, понимая, что каждая капля Святой крови - цена нашего греха.

Суд Пилата

Еврейские священники, схватив в четверг Христа, вынесли ему смертный приговор, но его утвердить его должен был римский правитель Понтий Пилат. Пилат приехал в Иерусалим перед Пасхой, которую евреи праздновали каждый год, вспоминая освобождение из египетского плена. В тот год Пасха припала на воскресенье.

Связанного и оплеванного Иисуса привели к Понтию Пилату, который спросил у Христа, царь ли Он, на что Спаситель не дал четкого ответа, но показал Себя, учителем, проповедником, но никак не возмутителем спокойствия. (Луки 15:1-7).

Суд над Иисусом Христом

Пилат не нашел вины Спасителя и передал решение неприятного для него вопроса Ироду, царю Галилеи.

Удивительно, но свое решение прокуратор принял после разговора с женой, которая просила не делать ничего плохого узнику, ибо ей приснился сон, что она пострадала за Учителя. В Библии не указано имя этой женщины, но историки утверждают, что это была Клавдия Прокула, которая впоследствии приняла христианство и причислена к лику святых.

Тетрарх Ирод Антипа ненавидел христиан, о которых уже был наслышан, и отдал Непокорного на поругание римским солдатам. Трудно представить, каким пыткам был подвергнут Сын Божий, как плакал Бог Отец, видя плетки с огромными крючьями на концах. Святая Кровь лилась рекой, но ненасытные человеческими страданиями воины продолжали свое дело на глазах у онемевшей толпы, радостных священников и убитой горем Матери Марии.

Надругавшись над невинным Иисусом, Ирод полуживого Богочеловека отправил обратно к Пилату для выполнения приговора. Понтий Пилат, не желая быть признанным противником кесаря, утвердил приговор, при этом произнес свою знаменитую фразу, о том, что на его руках нет невинной Крови, вся вина лежит теперь на еврейском народе, на дальнейших поколениях. (Мат. 27:24).

Понтий Пилат умывает руки

Дорога на Голгофу

Православная Страстная пятница - это воспоминание о Крестном пути от суда до распятия и крестных страданий Христа . Многие христиане всего мира стараются на Пасху приехать в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении Благодатного Огня , но перед этим пройти дорогой Виа Долороса, по которой шел Спаситель, растерзанный, изувеченный, с огромным тяжелым крестом на плечах.

«Свершилось!» - ликуют Небеса, но не надо забывать, какой ценой даровано человечеству это спасение.

Богатый тайный ученик Христа по разрешению Пилата снял Спасителя с Креста.

Снятие с Креста и погребение Спасителя

Укутанное в плащаницу, миропомазанное тело укладывают в новом гробу. По тем временам гробами назвали углубление в пещере, которое закрывалось огромным камнем, отвалить его было под силу только нескольким мужчинам.

Ныне на месте погребения находится Кувуклия.

Мир замер в ожидании. Ученики растеряны, римляне и священники ликуют, даже не предполагая, какое их ожидает разочарование.

Гробница Иисуса Христа в Иерусалиме

Богословие Страстной пятницы

Церковный хор во время служений воздает хвалу Страстям и долготерпению Господа нашего, Иисуса Христа.

На протяжении всего дня в храмах во время Царских часов читаются Евангелия, в которых описаны все события Страстной пятницы. Во время чтения священники акцентируют внимание прихожан на изменчивости человеческой натуры, что еще не завяли пальмовые листья, которыми евреи встречали Спасителя, а здесь они кричат: «Распни!».

Пятница Страстной седмицы - день памяти страшных страданий, но это время радости. Богочеловек заплатил за грехи человечества, цену этого Подвига нельзя забывать никогда.

Великий подвиг самопожертвования - отдать жизнь за неблагодарное человечество.

Вечерняя служба знаменуется выносом Плащаницы, в этот день отменены все Литургии, как знак особенной исключительности Великой пятницы. Исключение делается только во время совпадения дней Страстной пятницы и Благовещения.

Великая Вечерня

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

Что разрешено и что под запретом в Великую пятницу

  • Время воспоминаний о Страшных муках Христа наполнено тишиной, нигде не слышно музыки и веселья.
  • Воскресший Иисус достоин памяти о Его страданиях, это не день страха и ужаса, это время рассуждений.
  • До выноса Плащаницы многие христиане полностью отказываются от пищи, далее соблюдая сухоядение.
  • В этот день не делают никакую работу, кроме выпечки куличей.
  • Великую пятницу следует посвятить памяти Иисуса, проведя день в Богослужениях, молитвах и посте.

Православные богослужения наполнены силой благодарности за Страсти Богочеловека, переживания перед которыми вызывают слезы раскаяния у многих верующих.

Страстная Седмица. Великая Пятница

Статьи по теме