Рационалистическая философия рене декарта. Презентация на тему "рене декарт" Доказательство существования Бога

«Философия Возрождения» - Николло Макиавелли. Доблести принципса. Аргументы рационалистов. Идолы разума. Методологическая доминанта в исследованиях. Жан Боден. Философия Нового времени. Гуманизм эпохи Возрождения. Научная и техническая революции. Развитие техники. Критерий сравнения. Антропоцентризм. Философия Возрождения. Возрождение.

«Немецкая классическая философия» - Критика способности суждения. Основные идеи. Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию. Иммануил Кант. Механика Ньютона. Кант выступает как эмпирик. Гипотетические императивы. Учение о явлениях. Критика практического разума. Характер долженствования. Знание. Знаменитый вопрос. Знания, предшествующие опыту.

«Западная философия 19-20 веков» - Материалистическое учение. Неопозитивизм. Философия. Марксистская философия. Философия жизни. Идея материалистического понимания истории. Философская антропология. Изменения. Основные направления. Культура XIX и XX веков. Западноевропейская философия XIX-XX века.

«Философия 20 века» - Люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов. Герменевтика. Сны. Анима – бессознательное женское начало в психике мужчины. Изменения в экономической жизни западных стран. Главные труды З.Фрейда. Основная идея неотомизма. Карл Густав Юнг. План. Новейшая история. Роль науки нельзя оценить однозначно.

«Неокантианство» - Веберовская типология социального действия. Вебер. Участники жертвовали собственным комфортом. Релятивизм. Модель поведения. Предположительное объяснение. Познание. Действия и высказывания. Содержание знания. Неокантианцы. Доказательное установление истины. Неокантианство. Прагматизм. Стартовые наборы наших субъективных ценностей и культурных образцов смыслополагания.

«Немецкая философия» - Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Фейербах убеждён, что чувственность - единый источник истинного знания. Философия Фейербаха. Такой категорией является бытие. Иммануил Кант. Этика Иммануила Канта. Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом.

Всего в теме 17 презентаций

Текст слайда: Латинизированное имя - Рене Картезий (Cartesius) Место рождения: Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) (Франция) Место смерти: Стокгольм, Швеция Основные интересы: метафизика, эпистемология, математика 31 марта 1596 – 11 февраля 1650

Текст слайда: Школа/традиция: картезианство, рационализм Направление: Европейская философия Основной вклад в философию: идея Cogito ergo sum; метод радикального сомнения; картезианский дуализм; онтологическое доказательство бытия Божия. Период: философия XVII века (философия Нового времени)

Текст слайда: Признан основателем Новоевропейской философии. Последователи: Б. Спиноза, А. Арно, Н. Мальбранш, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Э. Гуссерль и др.

Текст слайда: Биография. О детстве и юности известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе», переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась чрезмерной критике. Родился в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани; Учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет; В 1616 в университете Пуатье он получил степень бакалавра права (где занимался ещё и изучением медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой; В 1617 Декарт поступает добровольцем на службу в протестантскую армию и много путешествует по Европе;

Текст слайда: В 1620-е годы Декарт знакомится с математиком М. Мерсенном, через которого он долгие годы «держал связь» со всем европейским научным сообществом; В 1628 Рене Декарт более чем на 15 лет обосновывается в Нидерландах, но не поселяется в каком-то одном месте, а около двух десятков раз меняет место жительства; В 1633, узнав об осуждении церковью Галилея, Декарт отказывается от публикации натурфилософской работы «Мир», в которой излагались идеи естественного возникновения вселенной по механическим законам материи; В1649 году по приглашению шведской королевы Кристины Декарт отправился в Швецию. Суровый климат и непривычный режим (королева заставляла Декарта вставать в 5 утра, чтобы давать ей уроки и выполнять другие поручения) подорвали здоровье Декарта, и, подхватив простуду, он умер от пневмонии.

Текст слайда: Основные философские труды. 1619 год в научном отношении оказался ключевым для Декарта. Именно в это время, как Рене сам писал в дневнике, ему открылись основания новой «удивительнейшей науки». «Мир, или Трактат о свете» (1633, опубликовано только в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; Работа «Рассуждение о методе» (1637), с которой и началась новоевропейская философия; Главное философское сочинение «Размышления о первой философии» (1641); «Первоначала философии» (1644) — компендий, суммирующий наиболее важные метафизические и натурфилософские теории автора; Большое влияние на европейскую мысль оказала и последняя философская работа Рене Декарта «Страсти души», опубликованная в 1649 г.

Текст слайда: Основатели философии Нового времени.

Текст слайда: Рене Декарт — великий философ. Рене Декарт был не только гениальным естествоиспытателем, математиком, физиологом, но и великим философом. Основная цель его философии: устранение препятствий на пути объективно-достоверного познания. Его вклад в философию получил название картезианской революции, от Картезий – латинизированное имя философа.

Текст слайда: Дуализм. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: При этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе – человеке — оказалась в принципе не разрешимой в его философии. протяжённая (res extensa) мыслящая (res cogitans)

Текст слайда: Учение о субстанциях. Изучая проблему бытия, Декарт выводит базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия: Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Текст слайда: Доказательства существования Бога. 1. Наиболее известным является так называемый «онтологический аргумент»: Бог есть всесовершенное существо, поэтому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречие. 2. В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, но причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо. 3. Основан на необходимости существования Бога для поддержания человеческого существования. Декарт полагал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является тем не менее источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы.

Текст слайда: Классификация идолов. Как и у Ф. Бэкона, у Декарта была своя классификация идолов – основных источников заблуждения:

Текст слайда: Опорные точки рационализма. Центром внимания сделал человеческий ум, постигающий любую истину. До Декарта методология развивалась только в одном направлении – индуктивно (метод Ф. Бэкона): от единичного и частного ко все более общему. Декарт же на примере физических знаний отправлялся от самых общих положений и от них переходил к более частным положениям физики, достигая затем максимально конкретных наук. Благодаря его математическому складу ума определился путь от общего к частному – методология начала развиваться дедуктивно (метод Р. Декарта).

Текст слайда: Рационалистический метод. Декарта не устраивала традиционная логика, более пригодная к рассмотрению уже известного, чем к открытию ещё нам неизвестного. Этими соображениями он руководствовался при разработке правильного метода: Самое важное правило требует считать истинным только то, что познается с очевидностью и отчетливостью (это правило требует избегать «опрометчивости и предвзятости»). Мысленно делить любое из «исследуемых мною затруднений» на предельно простые элементы. Придерживаться «определенного порядка мышления», отправляясь от предметов простых к познанию наиболее сложного. Пользоваться всегда полными перечнями, общими обзорами, в которых ничего не было бы упущено.

Текст слайда: Понятие «ясного и внимательного ума». Главный принцип рационализма: Она также является важнейшим положением его методологии и гносеологии. Интуицию необходимо рассматривать в качестве естественного и одновременно интеллектуального света: интуиция отделяется от чувственных восприятий. Она есть прочное, отчетливое понятие «ясного и внимательного ума» — интуиция непосредственна. интуиция

Текст слайда: Три класса идей. В познавательной деятельности Декарт усматривал: Идеи, который каждый человек получает извне; Образуемая на основе идей первого рода разновидность идей в его уме; Врожденные идеи, независимые от внешних предметов, действующих на чувства. Их отличают: ясность, отчетливость, простота.

Текст слайда: Помимо врожденных идей имеются и Пример: положение о невозможности того, чтобы одновременно одно и то же было и не было. Врожденность представляет собой предрасположенность, склонность к проявлению в определенных условиях. врожденные аксиомы

Текст слайда: Методическое сомнение. Главный вопрос философии: Исследование возможности достоверного научного знания и метод, посредством которого можно достичь такого знания. ? Существует ли достоверное знание, которое могло бы служить фундаментом, опорой для всей науки?

Текст слайда: Решение этих задач имело своей предпосылкой преодоление философского скептицизма. Первый шаг в его опровержении: всеобщее и полное сомнение. А сомнение – это мыслительная деятельность.

Текст слайда: Непосредственная достоверность сознания. В качестве мыслящего я наверняка существую: Достоверное знание существует, т.к. существует сам мыслящий человек. «Я мыслю, следовательно, я существую». (Cogito ergo sum…)

Текст слайда: Этические взгляды. идея совершенного существа как истинного объекта любви; идея противоположности духа материи, предписывающая нам удаляться от всего телесного; идея бесконечности вселенной, предписывающая "возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью; идея солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу.

Текст слайда: Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире. (с) Здравый смысл — самая распространенная вещь на свете потому, что каждый думает, будто наделен им в полной мере. (с) Одиночество нужно искать в больших городах. (с) Чему завидуют больше всего, так это славе. (с) Жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим. (с)

Текст слайда: Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений. (с) Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды и желания. (с) Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. (с) Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (с) Ничто из ничего не получается. /Ex nihilo nihil fit/. (с) Мы можем давать себе отчет о состоянии здоровья нашего тела, но о состоянии ума — никогда. (с)

Текст слайда: Спасибо за внимание!

Подготовила ученица 8 «А» класса Усова Таисия Руководитель: Гончаров О.Н. Рене Декарт


Биография Рене Декарт родился 21 марта 1596 года в маленьком городке Ла-Гэ в Турени. Род Декартов принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Детство Рене провел в Турени. В 1612 году Декарт закончил школу. Он провел в ней восемь с половиной лет. Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном (тогда - учеником, позже - священником), будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.


Биография В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) - сначала в революционную Голландию (в те годы - союзника Франции), затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем - ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где проводит 20 лет Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 году он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde) из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Он писал Мерсенну об осуждении Галилея: Это меня так поразило, что я решил сжечь все мои бумаги, по крайней мере никому их не показывать; ибо я не в состоянии был вообразить себе, что он, итальянец, пользовавшийся расположением даже Папы, мог быть осужден за то, без сомнения, что хотел доказать движение Земли… Признаюсь, если движение Земли есть ложь, то ложь и все основания моей философии, так как они явно ведут к этому же заключению.


Биография Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637) «Размышления о первой философии…» (1641) «Начала философии» (1644) В «Началах философии» сформулированы главные тезисы Декарта: Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм. В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя состоит из элементарных частиц, локальное взаимодействие которых и производит все природные явления. Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук. Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции, а вот протестантские богословы Голландии наложили на них проклятие (1642); без поддержки принца Оранского учёному пришлось бы нелегко. В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни.


Биография В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году). К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.


Научная деятельность В 1637 году вышел в свет главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое. Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - ноль). Символическую алгебру Декарт называл «Всеобщей математикой», и писал, что она должна объяснить «всё относящееся к порядку и мере». Создание аналитической геометрии позволило перевести исследование геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, то есть анализировать уравнение кривой в некоторой системе координат. Этот перевод имел тот недостаток, что теперь надо было аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). Однако достоинства нового метода были исключительно велики, и Декарт продемонстрировал их в той же книге, открыв множество положений, неизвестных древним и современным ему математика м. В приложении «Геометрия» были даны методы решения алгебраических уравнений (в том числе геометрические и механические), классификация алгебраических кривых. Новый способ задания кривой - с помощью уравнения - был решающим шагом к понятию функции. Декарт формулирует точное «правило знаков» для определения числа положительных корней уравнения, хотя и не доказывает его.


Научная деятельность Декарт исследовал алгебраические функции (многочлены), а также ряд «механических» (спирали, циклоида). Для трансцендентных функций, по мнению Декарта, общего метода исследования не существует. Комплексные числа ещё не рассматривались Декартом на равных правах с положительными, однако он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Впрочем, Декарт проявил некоторую непоследовательность: коэффициенты a, b, c… у него считались положительными, а случай неизвестного знака специально отмечался многоточием слева. Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Позже аналогичное определение числа приняли Ньютон и Эйлер. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Этот анахронизм был вскоре отброшен его учениками, прежде всего - английскими, для которых геометрические построения - чисто вспомогательный приём. Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке. Приложение «Геометрия» было, однако, тут же переведено на латинский и неоднократно издавалось отдельно, разрастаясь от комментариев и став настольной книгой европейских учёных. Труды математиков второй половины XVII века отражают сильнейшее влияние Декарта.


Механика и физика Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной. Физика Декарта, в отличие от его метафизики, была материалистической: Вселенная целиком заполнена движущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Неделимых атомов и пустоты Декарт не признавал и в своих трудах резко критиковал атомистов, как античных, так и современных ему. Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма. Основными видами движения Декарт считал движение по инерции, которое сформулировал (1644) так же, как позднее Ньютон, и материальные вихри, возникающие при взаимодействии одной материи с другой. Взаимодействие он рассматривал чисто механически, как соударение. Декарт ввёл понятие количества движения, сформулировал (в нестрогой формулировке) закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неточно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). В 1637 году вышла в свет «Диоптрика», где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Декарт первый математически вывел закон преломления света (независимо от В. Снеллиуса) на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии). Исследовал законы удара. Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. Теплоту и теплопередачу Декарт совершенно правильно рассматривал как происходящую от движения мелких частиц вещества


Другие научные достижения Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов». Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.


Философия Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую, равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия. В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:


Доказательство существования Бога Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность. Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога: во-первых, как источника самой идеи о нём - это доказательство, так сказать, психологическое; во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого. Всё же вместе Декартово доказательство бытия Божия должно быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической (психологической) и онтологической точек зрения».


Доказательство существования Бога Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. - субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли. Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции. Обе эти субстанции - дух и материя - для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.



Спасибо за внимание!

Cлайд 1

Cлайд 2

Рене Декарт - французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Cлайд 3

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился в городе Лаэ, ныне Декарт, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов. Биография

Cлайд 4

В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, занимался математическими исследованиями. Затем он поступил на службу (1617) - сначала в Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу. В Париже, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем - ещё несколько лет участия в войне. По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет. Он ведёт переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки - от медицины до метеорологии. В 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным - годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Бюст Рене Декарта украшает библиотеку Университета Ла Флеш.

Cлайд 5

Появляются книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637) «Размышления о первой философии…» (1641) «Начала философии» (1644) Кардинал Ришельё благожелательно отнёсся к трудам Декарта и разрешил их издание во Франции. В 1635 году у Декарта родилась незаконная дочь Франсина (от служанки). Прожила она всего 5 лет (умерла от скарлатины), и смерть дочери он расценил как величайшее горе в своей жизни. В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует также гипотеза об его отравлении, поскольку симптомы болезни Декарта сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком. Эту гипотезу выдвинул Айки Пиз, немецкий учёный, а затем поддержал Теодор Эберт. Поводом для отравления, по этой версии, послужило опасение католических агентов, что вольнодумство Декарта может помешать их усилиям по обращению королевы Кристины в католичество (это обращение действительно произошло в 1654 году). Королева Кристина беседует с Рене Декартом

Cлайд 6

К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции. Спустя 17 лет после смерти учёного его останки были перевезены в Париж (позже он был погребён в Пантеоне). В 1819 году многострадальный прах Декарта был вновь потревожен, и ныне покоится в церкви Сен-Жермен де Пре. В честь учёного назван кратер на Луне.

Cлайд 7

Cлайд 8

Математика - мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук. Научная деятельность 1637 - главный математический труд, «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках» В книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике. Особо следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные - x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид (дробные и отрицательные утвердились благодаря Ньютону). Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части - нуль). Символическая алгебра - «Всеобщая математика», объясняющая «всё относящееся к порядку и мере».

Cлайд 9

Создание аналитической геометрии (перевод исследования геометрических свойств кривых и тел на алгебраический язык, анализирование уравнения кривой в некоторой системе координат) нужно аккуратно определять подлинные геометрические свойства, не зависящие от системы координат (инварианты). открытие множества положений, неизвестных древним и современным ему математикам. Приложение «Геометрия» методы решения алгебраических уравнений, классификация алгебраических кривых. новый способ задания кривой - с помощью уравнения. формулировка точного «правила знаков» для определения числа положительных корней уравнения.

Cлайд 10

Формулировка основной теоремы алгебры: общее число вещественных и комплексных корней уравнения равно его степени. Отрицательные корни Декарт по традиции именовал ложными, однако объединял их с положительными термином действительные числа, отделяя от мнимых (комплексных). Этот термин вошёл в математику. Все неотрицательные вещественные числа, не исключая иррациональные, рассматриваются Декартом как равноправные; они определяются как отношения длины некоторого отрезка к эталону длины. Декарт пока ещё не отделяет алгебру от геометрии, хотя и меняет их приоритеты; решение уравнения он понимает как построение отрезка с длиной, равной корню уравнения. Книга «Метод» сразу сделала Декарта признанным авторитетом в математике и оптике. Примечательно, что издана она была на французском, а не на латинском языке.

Cлайд 11

Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной. Понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости, формулировка закона сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664). Исследование законов удара, чёткая формулировка закона инерции (1644). «Диоптрика» (1637), где содержались законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги. Первый математически вывел закон преломления света на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии). Механика и физика

Подобные документы

    Понятие рационализма как философского направления, его основные идеи и история развития. Место в становлении западноевропейского рационализма Декарта, формулировка основных правил дедуктивного метода исследований. Методы научного познания в гносеологии.

    контрольная работа, добавлен 27.08.2009

    Смысл картезианского сомнения, основоположником которого является Р. Декарт. Характеристика врожденных идей, доказательства существования Бога. Общие правила рационалистического познания. Причины человеческих заблуждений, содержание учения о страстях.

    реферат, добавлен 09.11.2011

    Западная философия Нового времени. Период формирования систем в философии Бэкона и Декарта. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания. Индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационализм и дуализм Р. Декарта.

    реферат, добавлен 16.05.2013

    Общее описание и основные проблемы веры и разума в средневековой философии. Рассмотрение проблем гармонии веры и разума на примере работ Фомы Аквинского. Теоцентризм средневековой философии, его специфические особенности и значение в истории науки.

    контрольная работа, добавлен 17.10.2010

    Роль метафизики Декарта в современной философии. Проблема адекватного отношения к классической метафизике эпохи Модерна, судьба ее экзистенциального измерения. Проблема наличия и проявления антропологической интенции Декарта. Кантоведение и современность.

    реферат, добавлен 09.03.2013

    Основные черты средневековой философии. Научная революция 17 века и ее воздействие на философию. Рационалистическая философия Декарта. Социальная философия и этическая концепция Канта. Философское учение Бэкона. Система и метод в философии Гегеля.

    шпаргалка, добавлен 15.01.2006

    Сущность понятия действительности. Факторы возникновения мышления, его способность к обобщенному отражению действительности. Логика как наука о правильном мышлении. Формационный и цивилизационный подход к пониманию развития общества. Учение Декарта.

    контрольная работа, добавлен 06.01.2012

    Основные черты философии Нового времени. Общая характеристика эпохи и философии Нового времени. Основные представители: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Барух (Бенедикт) Спиноза, Джон Локк. Французское просвещение 18 в.

    лекция, добавлен 15.02.2009

    Понятие "философской теологии" применительно к философии Декарта. Метафизика Декарта, приводящая к идее Бога. Общая задача декартовой системы - построение системы знания о мире. Доказательства бытия Бога: антропологический и онтологический варианты.

    реферат, добавлен 05.04.2012

    Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике. Главная цель познания - достижение научной истины. Сторонники ведущей роли активности человека в познании, их идеология. Относительная и абсолютная истины, их критерии.

Статьи по теме