Приветствие христиан. Реинкарнация: почему православие не может ее принять? О поведении прихожан, несущих церковное послушание

Так как же принято здороваться в православной церкви ?

Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?.. Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви?

Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами:«Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем:«Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас!» – следует ответить:

«И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» ; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»

Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, т.к. точно не знают как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник духовный пастырь, и для него тоже очень важно помочь своим прихожанам. Во-первых:

при встречи со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать ему руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословения: кланяются в пояс, коснувшись земли и говорят: «отец …. благословите» . Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите» . При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой . Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (возможны другие благословения) и кладёт правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, целуя руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило действует при прощании со священником.

Во-вторых:

благословение уместно, а в некоторых случаях и необходимо для пользы просящего, испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.

В-третъих:

согласно церковному этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благовение к Божьему служителю, которому дано «пользоваться такой честию, какой не дал Господь и Ангелам». (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».(Мал.2.7). Если прихожанин встречает священника на улице, то также при необходимости можно испросить благословения, или наклонением головы поприветствовать церковным приветствием. У диакона благословения не испрашивают, а при необходимости обращаются «отец диакон».

В-четвёртых:

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.

0:153

Входя в дом, надо сказать: «Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!»

0:351 0:360

Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»

0:505 0:514 За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно.


В каждой местности, у каждого возраста, есть свои обычаи и особенности приветствий.

Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. (Кстати, и сегодняшнее "Здрасть!" - тоже некрасиво, оно часто выражает поспешность, нежелание здороваться, а вот благоодарственное и полное "Здравствуйте!" гораздо вежливее и теплее).

0:1850

0:8

1:512 1:521

За века христиане выработали особые формы приветствия.

В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку.

1:1090 1:1099

Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови».

1:1249 1:1258

Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!»

1:1445 1:1454

Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».

1:1830

В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».

При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием.

1:410 1:419

В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щёки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.

Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям…

1:1628

1:8

Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»

Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их.

1:672 1:681

Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное. А митрополит В.Федченков даже рассказывал случай, когда он решил переплыть озеро, но вдруг силы иссякли, он мог утонуть и какая-то неведомая сила подхватила его и донесла до берега - лишь потому, что когда он входил в воду, один старичок сказал ему: "С Богом!", т. е. ласковое пожелание спасло ему жизнь, придало благодатных сил.

1:1750 1:8

Поэтому православное приветствие - не просто приветствие, но и своеобразная молитва за других.

1:188 1:197


2:705 2:714 2:766

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Не редко встречая православного верянина мы слышим такие слова: «Мир вашему дому», «Христос посреди нас» или «Спаси тебя Бог». Но не каждый понимает их значение. Так, как и во всех сферах жизни в православии существует определенные правила этикета. Они, как ни странно, имеют отличие от светских.

Православный этикет

Основные правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога. Вот основные из них:

  • Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения. Более того ее также нужно читать при начале и окончании любого дела. Именно она определяет отношение конкретного человека к близким и семье.
  • Произнося «Господи благослови» это хорошая привычка, которая обеспечит защиту от злых помыслов и недобрых дел.
  • Если вы пришли в гости, то по этикету верующего необходимо сказать: «Мир вашему дому», в ответ владельцы дома отвечают «С миром принимаем».
  • А когда все садятся за обеденный гостевой стол то обязательно желают друг другу «Ангела за трапезой».
  • При случайной встрече на улице принято приветствовать ближнего словами «Христос посреди нас» в ответ отвечают «И есть и будет».

Такие простые приветствия помогают каждому человеку укрепится в вере и жить с Богом в сердце.

Господь всегда с Вами!

Основы православного этикета в отличие от светского являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но, будучи основаны на христианской любви, и путями утверждения души в Боге. В каждом человеке христиане учатся почитать образ Божий.
С молитвы все начинается - каждое утро и любое дело, молитвой и все завершается, т.к. в жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место. Молитва определяет наши отношения в семье и с окружающими людьми. Обращение к Богу «Господи, благослови!» перед началом всякого дела уберегает от многих недобрых дел, размолвок и обид. Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке, и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжелобольному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…(имя) и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения». Прощать обиды надо от всей души. Лучший способ погасить последствия размолвок, недоразумений и обид, которые в церковной практике называются искушениями, - это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто виноват, а кто прав. Но далека от христианства ситуация когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради». Бич нашего времени - необязательность. Разрушая многие дела и планы, подрывая доверие, вводя в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово - признак нелицемерной любви к ближнему.
При беседе умейте внимательно и спокойно слушать собеседника, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту. Многословие и возбужденный рассказ о своем «духовном опыте» свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с окружающими. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону, старайтесь не говорить без особой нужды.
Входя в чужой дом, надо сказать: «Мир Вашему дому!», на что хозяева должны ответить: «С миром принимаем!». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!». В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Современные христиане приветствуют друг друга от Пасхи до Вознесения Господня: «Христос Воскресе!» - и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!». В воскресные и праздничные дни православные приветствуют друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!». Уходящих из дома на учебу детей напутствуют словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу при прощании, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное. За все тепло и искренне благодарите ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено отвечать: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, лучше благодарить, сказав: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Умение обратиться к незнакомому или к ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, что христиане видят в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. В православной среде принято обращение к священнику «батюшка», либо, называя его полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Александр». Прихожане к батюшке должны обращаться на «вы». К юноше, мужчине обращаются «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту - «отец», как знак особого уважения. «Отец» - великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». К девушке, к женщине обращаются: «сестра», «сестричка», «сестрица». Жен священников называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Ирина».
Обращение «благословите!» - одна из форм приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись правой рукой пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным зна-мением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. Миряне, получающие благословение, целуют руку священника. Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением - то есть «креститься» на священника. В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита - рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае берется только у архиерея. Клирики же в присутствии архиерея отвечают на ваше приветствие «благословите» поклоном. Благословение берется только до или после службы. При прощании также испрашивается благословение священника или архиерея. Под благословение, к Причащению Святых Даров, к целованию Креста в конце службы сначала подходят мужчины, затем женщины, в семье - сначала отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству.
В Православной Церкви в официальных случаях к священнику обращаются «Ваше Преподобие» или «Ваше Высокопреподобие», если священник протоиерей. К епископу обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту обращаются «Владыка». К Святейшему Патриарху обращаются «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означа-ют святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.
Храм - это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. Идя в храм Божий нужно поразмыслить над тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть. Когда идете в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы, неудобно менять деньги при пожертвовании на свечи, ибо это мешает и молящимся и работающим в храме. Приходить в храм нужно до начала богослужения с таким расчетом, чтобы можно было успеть взятьи поставить свечи к иконам, написать записочки о здравии живущих и упокоении усопших. До начала службы также необходимо приложиться и к иконам.
При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Мужчины входят в храм с непокрытой головой, женщины – с покрытой. Войдя в храм, сотворите в сторону иконостаса - три поясных поклона. В храме ходите тихо, спокойно и скромно, а проходя против Царских Врат, остановитесь на момент и благоговейно поклонитесь в сторону врат и перекреститесь. При прикладывании к иконам целуется изображение руки, край одежды. Не дерзайте целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь к Кресту, лобызаются стопы Спасителя, а не Его Пречистый лик. Прикладывание к иконам во время богослужения, хождение по храму является неуважением к святыне, кроме того, мешает молитве остальных людей.
Если вы опоздали к началу службы и входите в храм во время чтения Евангелия, во время чтения Шестопсалмия или во время Евхаристического канона на литургии, когда совершается пресуществление Святых Даров, - остановитесь у входных дверей и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо идите на свое обычное место. Придя на свое место, молчаливым поклоном поздоровайтесь с окружающими, но ни о чем не спрашивайте. Перед Богом в храме все стоят, а не сидят, только в случае нездоровья или крайнего утомления разрешается сесть и отдохнуть. Стоя в храме, не любопытствуйте, не всматривайтесь в окружающих вас, а также не разговаривайте, а молитесь с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб. Помните, что за разговоры в храме Господь попускает впасть в тяжкие искушения.
Если приходите в храм с детьми, следите за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти из храма, скажите им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) вы-ведете их. Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведете или вынесите его из храма. Никогда не позволяйте ребенку есть в храме, кроме того, когда священник раздает благословенный хлеб и просфоры. Кощунством является жевание «жвачек».
В храме молитесь, как сами участвующие в богослужении, а не только как присутствующие, чтобы те молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца, внимательно следите за Святой службой, чтобы молиться со всеми и именно о том, о чем молится и вся Святая Церковь. Полагайте на себе крестное знамение и творите поклоны одновременно со служащими и всеми молящимися. В будние дни можно творить земные поклоны, Не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме, полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.
До конца службы никогда, без крайней необходимости, не уходите из храма, ибо это - неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если такое случится с вами (что раньше вышли), то скажите об этом на исповеди священнику.
Ко Святому Причащению подходите смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди. С верою и любовью причастившись Святых Тайн Божиих, не крестясь, поцелуйте Чашу, и чинно, не крестясь, со сложенными на груди руками отойдите немного в сторону и совершите поясной поклон Спасителю, а затем пройдите к месту, где стоит запивка. После запивки, перекрестившись, чинно пройдите на свое место. Не уходите из храма, не выслушав благодарственной молитвы Господу Богу после Причащения.
Одежда для храма предпочтительнее однотонная, а не пестрая и не цветастая. Ходить в храм надо с чувством достоинства - здесь неуместны спортивные костюмы, спортивные майки, шорты или платья с глубоким вырезом. Одежда должна быть скромная, соответствующая месту, не в обтяжку, не обнажающая тела. Желательно, чтобы одежда была с длинным рукавом. Неуместны, конечно, для женщины брюки или джинсы, а тем более шорты. Различные украшения - серьги, бусы, браслеты - в храме выглядят нелепо, особенно на мужчинах. Об украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе внимание нескромными нарядами и украшениями. Помните слова апостола Павла: «Чтобы … жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично же-нам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10). Понятно, что в храме недопустима также косметика. Разрисовывание лица ведет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов - изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что поклоняется она не Богу, а своим страстям, по сути, поклоняется демонам. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к Кресту и к святыням с накрашенными губами.
Любой христианин должен в любом месте, не только в храме, но и на работе, и в гостях, оставаться христианином!

Несколько лет тому назад пришел как-то в школу инспектор и говорит мне:

– Дай ученикам (старших классов) задание записать по памяти «Отче наш». Не для проверки и не для оценки, а просто чтобы посмотреть, как они это напишут. И пусть переведут на современный греческий язык.

Я думал, что проверю эти работы быстро, но это заняло у меня немало времени. Красной ручкой исправлял я ошибки, и листочки детей постепенно покрылись исправлениями: ошибок было много и в написании, и в переводе, очень много ошибок. И я сказал себе: «Ну вот, инспектор и мне дал возможность посмотреть, что же знают наши дети в школе».

Ну, что тут скажешь? Все мы во что-то верим, возносим свои молитвы, принадлежим к Православной Церкви, а спроси кого-нибудь: «Что означает, что ты православный? Что означают слова, которые ты произносишь в Символе веры?» – Он во что-то верит, что-то читает, а сам этого не понимает, сам этого не знает. И не надо думать, будто ты лучше. Кто-то может знать древнегреческий, другие хорошо изучили свою веру, читали святоотеческие тексты, третьим известны определенные догматические истины, но сколько таких? А большинство людей знает, во что верит? Они вообще знают, что мы православные, и что это значит, что мы православные? Да и православные ли мы вообще? И что значит, что я православный?

Как-то один человек сказал мне:

– Каким бы я ни был, но раз уж родился в Греции, меня взяли, крестили, и я стал православным.

А разве этого достаточно? Нет, недостаточно. Мало сказать: «Я православный, потому что родился в Греции», потому что это выбирал не ты. Это первое движение, которое Бог сделал в твоем направлении и облагодетельствовал тебя, когда ты этого не ждал, этого не заслуживал, когда ты вообще мало понимал, что происходит. Церковь делает тебя православным, крестит в младенчестве, а ты уже потом становишься православным, ведя свою личную борьбу, и начинаешь делать Православие своим – как личный опыт, как переживание.

Нет, это не одно и то же, и разница здесь огромная: одно дело, когда у Христа та же самая сущность, что у Бога Отца, т.е. Он единосущен, и другое – если Он подобосущен, т.е. имеет подобную, но не ту же самую сущность. Тогда Христос автоматически перестает быть Богом, если Он подобосущен.

А что значит, что Пресвятая Богородица является Богородицей, а не Христородицей? Она ведь родила Христа. Кого родила Пресвятая Богородица – Человека или Богочеловека? Сколько Ипостасей у Христа – одна или две? Сколько у Него природ – одна или две? Какая терминология правильна: «Богочеловеческая природа Христа» или «Божия и человеческая природа во Христе»? «Богочеловеческая Личность Христа» или «Богочеловеческая природа Христа»?

Ну что, у тебя уже голова пошла кругом? Я это сказал не для того, чтобы заморочить тебе голову, а чтобы показать, как далеки мы от познания Христа, Которого приняли с младенчества в Крещении, но не постарались познать и понять, в Кого же мы веруем. Поэтому мы так легко и уходим, потому что не знаем, в какого Христа уверовали. Мы не стали ближе к Нему, не познали Его, не поняли Его и не полюбили. И поэтому не понимаем того, чем мы живы, поэтому не радуемся Православию, поэтому так легко и уходим из Православия.

А кто уходит? Никто никогда не уходил из Православия, если пережил истинного Христа, если пережил Православие и усладился им. Я видел людей, из православных сделавшихся иеговистами, протестантами, ушедших в какие-то еще ереси, парарелигиозные движения, и они говорят:

– Мы тоже когда-то были христианами, однако бросили Православие.

Я сказал кое-кому из них:

– А сказать тебе кое-что? Ты никогда не был православным христианином, потому что православные не уходят никогда. Ты говоришь так, как будто пребывавший в свете уходит в мрак и заявляет: «Я нашел свет!» Разве такое возможно?

Я просто сказал ему: «Ты никогда не был православным».

– А разве ты не помнишь, что я тоже был когда-то как ты?

– Да, был, но формально. Я не видел, чтобы ты ходил в церковь, чтобы исповедовался, причащался, молился, чтобы читал, жил Христом, исследовал Священное Писание, святоотеческие тексты, чтобы участвовал в каком-нибудь приходском собрании, беседе, я никогда тебя там не видел. А сейчас ты всё это делаешь. Сейчас у тебя появилась эта горячая ревность, когда ты сделался еретиком, сейчас, когда отрекся от своего Крещения, ты вдруг по два раза в неделю стал ходить на собрания… Ну что, видишь, что ты никогда-то и не был настоящим православным, а только формальным? Вот ты и ушел.

А знаешь, почему ты ушел? Не потому, чтобы обрел там истину, а просто нашел в этой ереси каких-нибудь людей, втершихся в доверие к тебе. Как? Хорошим отношением, хорошими словами, деланной, а иногда и искренней предупредительностью – они нашли тебя в твоем страдании и эксплуатировали это. Это философия всех еретиков сегодня: подъезжают к людям с проблемами, с болью. Боль – это же такая возможность подступиться к человеку, показать ему, во что ты веришь, и увлечь. Простотой и любовью – или коварством.

Конечно, бывает, к примеру, что у кого-то умирает ребенок, а соседи – православные – его не утешают, не уделяют ему никакого внимания, не интересуются, как бы с ним заговорить, как бы сдружиться. И тут еретик идет к нему домой и сходится с ним, разговаривает, утешает, составляет ему компанию и т.д. и мало-помалу увлекает его. И человек говорит:

– Я не нашел тепла в Церкви, со мной никто даже не поздоровался.

Видите? По большому счету, Православие означает и верить, и жить, и любить, и помогать, и обнимать своего брата, чтобы существовало это единство. Еретики это делают: эти люди, пребывающие в заблуждении, соединены между собой, они друг друга знают, постоянно видятся, разговаривают, поддерживают один другого. А у нас в Церкви этого нет.

Замечаете, как я от догмата перехожу к этосу? То есть к тому, что у нас нет ни православного этоса, ни православной веры, словно она вычищена в нас изнутри. Этос означает образ жизни: мы иногда неправославны в своем поведении. Мы не всегда бываем в нем православны, поэтому я и спросил себя тогда: «А православен ли я?» Это огромная тема, и здесь можно многое сказать. Что же сказать прежде всего?

Я видел за свою жизнь разных людей: и протестантского пастора, ставшего православным, видел и римо-католика, ставшего православным, причем это были люди, глубоко знавшие свою прежнюю веру. Бывший пастор приехал из другой страны, ни слова не знал по-гречески, ничего не знал о Православии, но что у него было в душе, когда он был протестантом? Он ощущал пустоту в душе, жаждал истинного Бога и не находил Его, алкал и не насыщался, хотя так этого хотел и реально старался всё делать для Бога. Однако эта вера, бывшая у него, не давала ему ощущения полноты, и он принялся читать книги. Дело не в том, чтобы знание приводило к богопознанию, – когда читаешь книги, это еще не значит, что познаёшь Бога, нет, но он всё же читал церковную историю, искал истинную веру, и так, ища, читая и молясь Богу истинному, уехал со своей родины, оставил всё и принялся искать истинного Бога. И это – пастор! Ты понимаешь?

Великое дело – жаждать Истины, искать Бога. Он пришел к Православию без пропаганды, без промывания мозгов, без всех этих приемов, ведь его сердце жаждало и пылало, как вулкан, в желании найти Истину, а такому человеку невозможно заморочить голову. И вот из пастора он сделался рядовым православным христианином, крестился, стал монахом и выучил греческий, и теперь уже 20 лет как живет в Греции. Никого в монастыре он не знал и был среди греков совсем один. Но он сказал: «Это неважно! Я нашел Христа, нашел Православие, нашел Истину». Кто же привел тебя к Истине, человек? Сам Бог!

То есть я не видел, чтобы кто-нибудь открыл для себя истинную веру православную, увидел настоящих православных христиан – и прошел мимо них. Нет, он останавливается на Православии. А если кто-нибудь бросает Православие, значит, он его и не познал: это исключено, чтобы ты познал Христа, истинного Бога, явившегося на землю, и бросил Его и ушел.

Когда Христос сказал ученикам:

– Может, вы тоже хотите уйти? – святой апостол Петр сказал Ему от имени всех:

– Господи, куда нам идти? Разве это возможно – оставить Тебя? У Тебя ведь глаголы жизни вечной! (ср. Ин. 6, 67–68). Твои слова велики, они текут из жизни вечной, и я не могу Тебя оставить.

Православие – это великое дело. Великое дело – быть православным, но только ты православен не для того, чтобы размахивать мечом или дубиной, бить и кричать, а чтобы говорить в душе: «Христе мой! Молю Тебя, чтобы Православие, которое я держу в руках, я не выронил!» Потому что, по святым отцам, Православие подобно хождению по натянутому канату, так что православный с легкостью может стать еретиком. Где? В своей жизни. Если я сейчас возгоржусь тем, что я православный, то я уже не православен, потому что православный смирен.

Может, я и православен в догматах, верую во Единого Бога Отца, знаю Троичный догмат, христологию, триадологию и т.д., но если я страдаю эгоизмом и говорю: «Я православный, я обладаю Истиной! Я всех вас уничтожу, идите вы прочь! Все вокруг ничего не стоят, один лишь я прав!» – то этот эгоизм делает нас еретиками по нраву и духу.

Православие означает хождение по канату, это внимание к себе и в отношении к православному догмату, и в православном этосе и поведении. Великое дело – быть православным. Нам следовало бы плакать пред Богом от благодарности, от чувства своего недостоинства быть православными, и умолять Его сделать нас настоящими православными. И говорить: «Да, Господи, я крестился и получил благодать Святого Духа, крещен во имя Святой Троицы, но, Господи, православен ли я сейчас, Твой ли я, христианин ли я благодаря одному этому? Или формально был совершен какой-то акт, и всё?»

Вот отец семейства, он православен, но как он разговаривает со своей женой? Ходит в церковь, читает книги, серьезные святоотеческие книги, и считает себя строго православным. Но дома крайне деспотичен, жесток, хочет, чтобы было только как он скажет, чтобы говорил только он, чтобы его мнение было равносильно закону, и ни с кем не считается. Этот человек, знаешь, что делает? Жена ему это однажды выскажет, да и ребенок тоже:

– Извини, а ты кто тут такой? Римский папа?

Он напрягается:

– Что ты сказал? Назвал меня римским папой? Меня? Возьми свои слова обратно, а то получишь по зубам! Ты что, еще и настаиваешь на своем?

Православен тот, кто правильно живет в повседневной жизни

То есть ему говорят: а разве ты не ошибаешься? Обладаешь непогрешимостью папы? Видите, как это перешло в наш менталитет? Можешь заявлять, что ты православный, но православен тот, кто не только говорит: «Я правильно верую в Бога», – но и правильно живет в повседневной жизни. А если ты деспотичен и ведешь себя как римский папа, непогрешим в своем мнении, взгляде, мышлении…

Ты говоришь:

– Главное – быть православным! Главное говорить, что…

Да, это очень важно – быть православным, непоколебимым в своей вере. Но как же твоя жизнь, она вообще имеет какое-нибудь значение? То есть этот эгоизм, который ты демонстрируешь дома, разве Бог его не видит? Что ты Ему потом скажешь? «Я знал Троичный догмат, я должен отправиться в рай! Хотя и не даю жене слова сказать»?

Другой пример. Покажу тебе, как мы нарушаем православные догматы и на деле их опровергаем. Заходишь в какой-нибудь дом, а там родители желают, чтобы всегда было по их воле, чтобы у детей был такой же вкус, как и у них: в одежде, поведении, в фильмах, которые они будут смотреть. Другой линии в доме они не принимают:

– Мы в нашей семье все такие. Хочешь – приспособляйся! А не хочешь – вставай и уходи. В этом доме будет то, что скажут тебе родители! Всё, мы закончили!

Знаешь, что говорят об этом святые? Что ты этим всё равно что упраздняешь и нарушаешь Троичный догмат на уровне этоса. Верить, что Бог Троичен, знаешь, что означает? Что ты принимаешь, что у Бога одна природа, но три Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть Отец, Он не Сын, и Святой Дух тоже не Отец и не Сын. Они различны в том, что касается Их Лиц, и одинаковы в том, что касается Их природы. Единство и разнообразие: разнообразие в единстве и единство в разнообразии.

Это говорят многие богословы, они говорят (с этим не все целиком согласны), что это может функционировать как отражение этой реальности и в семье. Как? Когда мы говорим: «Дома мы все – одно, как Святая Троица, но и различны, как различны Бог, Сын и Святой Дух». Лица Святой Троицы любят одинаково, думают одинаково, но у каждого Лица есть Свои черты и свойства. Следовательно, и дома, если я верую в Святую Троицу, надо уважать мнение другого: чтобы мы разделяли общий дом, т.е. любовь, единство, тепло, доброту, веру в Бога. Все мы связаны в этом доме, как пальцы одной руки, сжатые в кулак, но у моего ребенка, жены есть своя индивидуальность, и они вправе идти своим путем.

Некоторые отвечают на это так:

– Но, помилуйте, разве мне нельзя иметь свое мнение? Разве я не могу иметь мнение, отличающееся от твоего?

Ты видишь? Говорить о Святой Троице – это одно, но надо еще и ввести Святую Троицу в свой дом как образ жизни, как этос, как поведение. Это грандиозно.

Святой Сергий Радонежский, подвизавшийся в России, сказал:

– Монастырь, который строю, я посвящу Пресвятой Троице. Знаете, почему я это сделаю? Я хочу, чтобы отцы, которые будут тут жить, не просто говорили, что мы строго православные и веруем в Святую Троицу, но и осуществляли в жизни – в той степени, в какой мы можем, – это единство в разнообразии. Чтобы мы были объединены, как Святая Троица, как единое сердце.

Тогда в русском монашестве насчитывались тысячи монахов, их было очень много, и представь себе, чтобы в таком монастыре царило единство, чтобы между ними не было ссор, ревности и недоразумений, группировок, клик, а одно только священное единство.

Однако единство – это не всё уравнивающий каток. Святой Сергий говорит:

– Я не хочу делать вас всех одинаковыми. Один будет садовником, другой псалтом, третий будет любить иконопись, четвертый – уединение, пятому будут по душе беседы с людьми.

Это индивидуальные качества каждого человека, его личные дарования. Так происходит и со Святой Троицей: у каждого Лица имеется Свое качество, но между Ними царит любовь и симфония. Ты понимаешь это, т.е. как Святая Троица может войти в ваш дом?

Затем ты соглашаешься, что Христос стал Человеком, принял человеческую природу, а с другой стороны… видишь, что твой ребенок хочет пойти на прогулку, отправиться куда-нибудь – к морю, в горы, поехать с друзьями на экскурсию. И говоришь ему:

– Но, дитя мое, неужели тебе может нравиться такое? Духовное ведь превыше всего. Да не занимайся ты этими материальными делами, это же суета. Неужели эти мирские дела, всякие мирские дела могут взять над тобой верх?

Нет ничего, что не было бы освящено Христом: и еда, и семья, и дом, и мир

И это опровергает сказанное прежде, что Христос стал Человеком. Потому что если ты правильно, догматически веруешь, что Христос стал Человеком, тогда это значит, что Он воспринял в человеческой природе все ее черты и проявления жизни сей и освятил их. Значит, нет ничего, что не было бы освящено Христом: и прогулка твоего ребенка, и еда, и машина, и семья, которую он создаст, и его дети, и дом, и среда, и мир. Потому что Христос взял на Себя всё, поскольку стал Человеком и воспринял человеческую природу.

Ты воспринимаешь это как абстрактный догмат. Например, вера в то, что Христос стал Человеком, должна была бы заставить тебя смотреть на Бога с пониманием и любовью, с благодарным (евхаристическим) чувством и признательностью, а не отделять материальное от духовного, не делить их на части и говорить: «Вот это духовное, а это материальное». Прости, но если бы ты увидел Христа, что бы ты сказал? Что Он наполовину Человек, а наполовину Бог? Нет, две природы в Нем соединены неслитно, нераздельно. А что это значит? Что земное ликовствует с небесным, что сегодня все радуются, все воспринимают последствия того догмата, что Бог Слово соединился с человеческой природой.

Вот как догматы отражаются в нашей повседневности, и как мы становимся еретиками, считая, что мы православные. Я говорю это главным образом о себе. Может, я и ошибаюсь. И это тоже черта Православия – чтобы каждый признавал, что он не обладает абсолютной истиной: истина не в одном человеке, а в Церкви. Конечно, это неправославно, чтобы я, хоть я и священник, говорил, будто мое мнение непогрешимо. Нет. Если я скажу это, то опять же стану еретиком. Непогрешимо то, что говорит вся Церковь, то, во что верит Тело Христово, Тело верующих христиан, которые молятся, причащаются и живут Христом и, как Тело, содержат истину.

Есть много православных, не могущих своим поведением помочь никому и сделать кого-нибудь православным, потому что всё время грозят кулаком, а люди не желают становиться православными таким образом. И что страшно – так это то, что размахивающий кулаками прекрасно знает догматы, и то, во что он верует, совершенно верно, но только дух, с которым он действует, неправославен.

Не знаю, что здесь чему предшествует? Думаю, необходимо и то и то: и правильно верить во что-то, и правильно этим жить. Быть православным по вере, но и вести себя православно. Потому что, спрошу тебя: а помог ли ты кому-нибудь стать православным, стать ближе к Церкви той манерой, в какой ты иногда разговариваешь?

Один мой друг на чужбине, в Эдинбурге, как-то рассказал мне:

– Пришел ко мне в храм человек, работавший на Би-Би-Си. Протестант, не православный, он не принадлежит к Церкви, но так волнуется, слушая Святую литургию, богослужения (там служат на английском).

И вот подошел он к моему другу наконец и сказал:

– Отче, я чувствую в последнее время, что Христос зовет меня. Но не знаю, куда идти. В какую Церковь мне пойти? Может, к тебе? К римо-католикам? Протестантам? Куда?

Другой сказал бы тут: «О, какая возможность!» Так сказать, «какая возможность, что он клюнет, и я его схвачу! Давай, бери его», – сказал бы кто-нибудь. Но этот мой друг-священник, весьма эрудированный, катехизировавший и крестивший множество инославных, сказал ему:

– Прославь Бога за то, что чувствуешь, что Он зовет тебя! И молись, чтобы Он указал тебе, куда идти.

Страшный ответ, если учесть, что батюшка этот православный. Он мог бы сказать ему: «К нам иди, чтобы тебя не водили за нос кому не лень! Здесь Истина!» Но он не сказал этого. И этот человек начнет ходить к нему, в этот храм, и примет Крещение, и пройдет катехизацию, и станет православным. Почему? Потому что этот известный священник – носитель не только православных догматов, но и православного этоса, которого у нас частенько не находится.

Давайте же создадим вокруг себя эту православную атмосферу, чтобы другой ею дышал. И любить его, если он отличается от нас, и говорить ему: «Это моя вера, у меня вот такая широкая вера. Таков мой Бог, делающий меня строгим к себе, но уютным для тебя. Делай как хочешь, как можешь – я на тебя не давлю». Так он усладится и сблизится с тобой.

Ты можешь быть православным и в то же время еретиком

В молебне святому Фанурию мы поем: «Святый Фанурие, веди меня, православного, блуждающего в ересях всяческих нарушений» . Я православный, но блуждаю в ереси. В какой ереси? Ересь – это любое нарушение, которое я совершаю в жизни: всякий грех, всякое отклонение в моем поведении и есть малая ересь. Ты можешь быть православным и в то же время еретиком.

Я так и живу: православный, но еретик по поведению, поступкам, этосу. Нет у меня православного этоса, не знаю я как следует православных догматов. Потому и сказал вначале, что нам еще предстоит пройти длинный путь, перед нами простирается необъятное поле, нам еще надо читать, учиться, готовиться.

Но сегодня, думаю, мы с вами сделали кое-что православное – поговорили, никого не осудили, никого не обругали, ни с кем не поссорились, и любим Бога, поклоняемся Отцу, Сыну и Святому Духу Богу, Троице единосущной и нераздельной!

Статьи по теме