Презентация "раскол русской православной церкви". Церковный раскол Патриарх никон и церковный раскол презентация
- История Отечества
- Урок по Церковной истории разработал преподаватель Православной классической гимназии г.о.Тольятти протоиерей Георгий Рыбаков
- 1.Церковь после Смуты.
- 2.Церковная реформа.
- 3.Борьба светской и цер-ковной власти.
- 4.Церковный собор 1666-1667 гг.
- 5.Протопоп Аввакум.
- Почему церковный раскол является национальной трагедией России?
- Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II.
- В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси.
- Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.
- Н.Тютрюмов. Портрет
- патриарха Филарета.
- В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским.
- В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам.
- А.Иванов.
- Во времена раскола.
- Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги
- Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и
- Филарета.
- Царь перестал посещать
- патриарший Успенский Собор
- Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении пат-риарших полномочий, уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь.
- Патриарх Никон.
- В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном.
- Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
- Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей.
- Лишение Никона
- на Соборе
- Патриаршего сана.
- Неизвестный художник.
- (19 век).
- Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.
- Он встретил реформы отри-цательно,считая первоос-новой веры русские ис-точники.
- Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвра-щение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.
- В 1682 г.он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.
- Сожжение протопопа
- Аввакума.Миниатюра к.17 в.
- 4.Раскольниками называли:
- а)еретиков-вольнодумцев
- б)противников церковных реформ патриарха Никона
- в)реформаторов
- 5. Реформы патриарха Никона привели к:
- а)усилению позиции патриарха Никона
- б)созданию единой православной церкви
- в)церковному расколу
- 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в
- а)15 в б)16 в в)17 в
- 2.Имя патриарха Никона связано с
- а)церковным расколом 17 в
- б)утверждением патриаршества в России
- в)организацией Святейшего Синода
- 3.Старообрядчество в России возникло в результате
- а)церковного раскола
- б)движения еретиков и вольнодумцев
- в)влияния реформационного движения в Западной Европе
Слайд 2
2) Что такое Земские соборы? Почему Ивану Грозному требовалось созывать Земские соборы, а Алексею Михайловичу Тишайшему они стали не нужны? 3) Когда было принято Соборное Уложений Алексея Михайловича? Какое значение для развития Российского государства имели его положения.
Слайд 3
Церковный раскол
Слайд 4
Церковь после Смуты
с. 56. прочтите текст (пункты 1 и 2) и ответьте на вопросы: 1) Какое влияние на положение русской церкви оказало Смутное время? 2) Как изменилось положение церкви в период патриаршества Филарета?
Слайд 5
Раскол -
отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.)
Слайд 6
Причины реформы
Неточности в церковных книгах. Стремление исправить неправильные обряды. Возмущение нравами, царящими в русской церкви.
Слайд 7
Никон
В сер. 17 в. входил в кружок «ревнителей благочестия» (Никон, Аввакум и др.) 1652 г – избран патриархом.
Слайд 8
Никон представляет новые книги
Слайд 9
1653 – 1656 – реформы Никона
Исправление церковных книг по греческому образцу; Вместо Исус стали писать Иисус; Троеперстие вместо двоеперстия; Слово «Аллилуйя» стали произносить не 2 раза, а три; Во время крестного хода идти не по солнцу, а против него; Поясные поклоны вместо земных.
Слайд 10
Всех противников реформ Никона стали называть «старообрядцами» или «раскольниками».
Слайд 11
Лидер старообряд-цев – протопоп Аввакум. 1656 гг. старообрядцы были отлучены от церкви.
План урока 1.Реформы Никона и раскол в Русской Православной церкви 1.1.Предпосылки и причины реформ 1.1.Предпосылки и причины реформ 1.2.Суть преобразований 1.2.Суть преобразований 1.3.Патриарх Никон 1.3.Патриарх Никон 1.4.Протопоп Аввакум 1.4.Протопоп Аввакум 2. Старообрядчество
Важнейшие даты 1654 г – начало раскола в Русской Православной Церкви г- Соловецкое восстание
Тест 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в 2.Имя патриарха Никона связано с а)церковным расколом 17 в б)утверждением патриаршества в России в)организацией Святейшего Синода 3.Старообрядчество в России возникло в результате а)церковного раскола б)движения еретиков и вольнодумцев в)влияния реформационного движения в Западной Европе
Проверка теста 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в 2.Имя патриарха Никона связано с а)церковным расколом 17 в б)утверждением патриаршества в России в)организацией Святейшего Синода 3.Старообрядчество в России возникло в результате а)церковного раскола б)движения еретиков и вольнодумцев в)влияния реформационного движения в Западной Европе 4.Раскольниками называли: а)еретиков-вольнодумцев б)противников церковных реформ патриарха Никона в)реформаторов 5. Реформы патриарха Никона привели к: а)усилению позиции патриарха Никона б)созданию единой православной церкви в)церковному расколу
Начало реформ Царь Алексей Михайлович мечтал сделать Москву центром вселенского православия.Многое в церковной жизни требовало решительных преобразований В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев
Причины реформ Образование единого Российского государства «Москва – третий Рим» Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг Рукописный характер большинства церковных книг Множество разночтений, ошибок, искажений в церковной литературе Острые споры относительно того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов
Патриарх Никон В 20 лет женился и стал сельским священником В 30 лет ушел в Анзерский скит около Большого Соловецкого острова, пострижен в монахи под именем Никона Потом ушел в Кожеозерскую пустынь Был избран главой монастыря В 1646 г. царь Алексей Михайлович впервые увидел Никона, когда он прибыл в Москву для сбора пожертвований в пользу обители
Патриарх Никон Никон был переведен в столицу игуменом Новоспасского монастыря Никон стал собинным другом царя В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским Отличался нищелюбием Зимой ездил в Москву и вел службы в придворной церкви Стал участником кружка «ревнителей древнего благочестия» В 1652 г. Никона после смерти патриарха Иосифа назначают патриархом ()
Реформа патриарха Никона В 1652 г. старые обряды были заменены на новые Креститься следовало не двумя, а тремя перстами Петь «аллилуйя» не два, а три раза Во время крестного хода идти не по солнцу («посолонь»), а против него Совершать поклоны не земные, а поясные Иначе писать имя Христа – Иисус вместо прежнего Исус Отдельные слова богослужения были заменены новыми, «попрал» вместо «наступил», «дева» вместо «девица» Иконы и богослужебные книги переписывались, неисправленные подлежали уничтожению
Протопоп Аввакум () В 1642 г. поставлен в дьяконы, а через два года – в высокий чин протопопа В 1651 г. с женой и сыном отправился в Москву В Москве стал служить в соборе Казанской Божией Матери Вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия»
Никон и Аввакум Никон в 1652 г. уже начал проведение реформ В 1654 и 1656 гг. добивается одобрения реформ на церковных соборах Аввакум отверг реформы Никона По решению церковного собора Аввакум был обвинен в расколе, отлучен от церкви и сослан с семьей в Сибирь
Никон и Аввакум В 1664 г. – конфликт царя Алексея Михайловича и Никона В 1666 –1667 гг. на церковном соборе был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь В 1680 г. получил разрешение переехать в основанный им Воскресенский монастырь, но по дороге, в 1681 году - умер В 1664 г. Аввакума вернули в Москву, но он вновь стал обличать «ересь никонианскую» В 1664 г. – в ссылку на Мезень В 1666 г. привезен в Москву на церковный собор, расстрижен и проклят Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск 14 апреля 1682 г. сожжен на костре
Старообрядцы Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654, 1656 годов, с тех пор его сторонники стали преследоваться официальной властью Старообрядцы вынуждены были скрываться в Заволжье, в глухих сибирских деревнях, уезжали целыми селами в Северную Америку- Канаду и США