Презентация "раскол русской православной церкви". Церковный раскол Патриарх никон и церковный раскол презентация

  • История Отечества
  • Урок по Церковной истории разработал преподаватель Православной классической гимназии г.о.Тольятти протоиерей Георгий Рыбаков
План урока
  • 1.Церковь после Смуты.
  • 2.Церковная реформа.
  • 3.Борьба светской и цер-ковной власти.
  • 4.Церковный собор 1666-1667 гг.
  • 5.Протопоп Аввакум.
Задание на урок. 1.Церковь после Смуты.
  • Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II.
  • В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси.
  • Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.
  • Н.Тютрюмов. Портрет
  • патриарха Филарета.
2.Церковная реформа.
  • В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским.
  • В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам.
  • А.Иванов.
  • Во времена раскола.
  • Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги
Различия 3.Борьба светской и церковной власти.
  • Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и
  • Филарета.
  • Царь перестал посещать
  • патриарший Успенский Собор
  • Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении пат-риарших полномочий, уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь.
  • Патриарх Никон.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
  • В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном.
  • Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
  • Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей.
  • Лишение Никона
  • на Соборе
  • Патриаршего сана.
  • Неизвестный художник.
  • (19 век).
5.Протопоп Аввакум.
  • Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.
  • Он встретил реформы отри-цательно,считая первоос-новой веры русские ис-точники.
  • Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвра-щение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.
  • В 1682 г.он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.
  • Сожжение протопопа
  • Аввакума.Миниатюра к.17 в.
Тест
  • 4.Раскольниками называли:
  • а)еретиков-вольнодумцев
  • б)противников церковных реформ патриарха Никона
  • в)реформаторов
  • 5. Реформы патриарха Никона привели к:
  • а)усилению позиции патриарха Никона
  • б)созданию единой православной церкви
  • в)церковному расколу
  • 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в
  • а)15 в б)16 в в)17 в
  • 2.Имя патриарха Никона связано с
  • а)церковным расколом 17 в
  • б)утверждением патриаршества в России
  • в)организацией Святейшего Синода
  • 3.Старообрядчество в России возникло в результате
  • а)церковного раскола
  • б)движения еретиков и вольнодумцев
  • в)влияния реформационного движения в Западной Европе
Ответы:

Слайд 2

2) Что такое Земские соборы? Почему Ивану Грозному требовалось созывать Земские соборы, а Алексею Михайловичу Тишайшему они стали не нужны? 3) Когда было принято Соборное Уложений Алексея Михайловича? Какое значение для развития Российского государства имели его положения.

Слайд 3

Церковный раскол

  • Слайд 4

    Церковь после Смуты

    с. 56. прочтите текст (пункты 1 и 2) и ответьте на вопросы: 1) Какое влияние на положение русской церкви оказало Смутное время? 2) Как изменилось положение церкви в период патриаршества Филарета?

    Слайд 5

    Раскол -

    отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.)

    Слайд 6

    Причины реформы

    Неточности в церковных книгах. Стремление исправить неправильные обряды. Возмущение нравами, царящими в русской церкви.

    Слайд 7

    Никон

    В сер. 17 в. входил в кружок «ревнителей благочестия» (Никон, Аввакум и др.) 1652 г – избран патриархом.

    Слайд 8

    Никон представляет новые книги

  • Слайд 9

    1653 – 1656 – реформы Никона

    Исправление церковных книг по греческому образцу; Вместо Исус стали писать Иисус; Троеперстие вместо двоеперстия; Слово «Аллилуйя» стали произносить не 2 раза, а три; Во время крестного хода идти не по солнцу, а против него; Поясные поклоны вместо земных.

    Слайд 10

    Всех противников реформ Никона стали называть «старообрядцами» или «раскольниками».

    Слайд 11

    Лидер старообряд-цев – протопоп Аввакум. 1656 гг. старообрядцы были отлучены от церкви.


    План урока 1.Реформы Никона и раскол в Русской Православной церкви 1.1.Предпосылки и причины реформ 1.1.Предпосылки и причины реформ 1.2.Суть преобразований 1.2.Суть преобразований 1.3.Патриарх Никон 1.3.Патриарх Никон 1.4.Протопоп Аввакум 1.4.Протопоп Аввакум 2. Старообрядчество








    Важнейшие даты 1654 г – начало раскола в Русской Православной Церкви г- Соловецкое восстание




    Тест 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в 2.Имя патриарха Никона связано с а)церковным расколом 17 в б)утверждением патриаршества в России в)организацией Святейшего Синода 3.Старообрядчество в России возникло в результате а)церковного раскола б)движения еретиков и вольнодумцев в)влияния реформационного движения в Западной Европе




    Проверка теста 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в 2.Имя патриарха Никона связано с а)церковным расколом 17 в б)утверждением патриаршества в России в)организацией Святейшего Синода 3.Старообрядчество в России возникло в результате а)церковного раскола б)движения еретиков и вольнодумцев в)влияния реформационного движения в Западной Европе 4.Раскольниками называли: а)еретиков-вольнодумцев б)противников церковных реформ патриарха Никона в)реформаторов 5. Реформы патриарха Никона привели к: а)усилению позиции патриарха Никона б)созданию единой православной церкви в)церковному расколу


    Начало реформ Царь Алексей Михайлович мечтал сделать Москву центром вселенского православия.Многое в церковной жизни требовало решительных преобразований В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев


    Причины реформ Образование единого Российского государства «Москва – третий Рим» Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг Рукописный характер большинства церковных книг Множество разночтений, ошибок, искажений в церковной литературе Острые споры относительно того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов




    Патриарх Никон В 20 лет женился и стал сельским священником В 30 лет ушел в Анзерский скит около Большого Соловецкого острова, пострижен в монахи под именем Никона Потом ушел в Кожеозерскую пустынь Был избран главой монастыря В 1646 г. царь Алексей Михайлович впервые увидел Никона, когда он прибыл в Москву для сбора пожертвований в пользу обители


    Патриарх Никон Никон был переведен в столицу игуменом Новоспасского монастыря Никон стал собинным другом царя В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским Отличался нищелюбием Зимой ездил в Москву и вел службы в придворной церкви Стал участником кружка «ревнителей древнего благочестия» В 1652 г. Никона после смерти патриарха Иосифа назначают патриархом ()


    Реформа патриарха Никона В 1652 г. старые обряды были заменены на новые Креститься следовало не двумя, а тремя перстами Петь «аллилуйя» не два, а три раза Во время крестного хода идти не по солнцу («посолонь»), а против него Совершать поклоны не земные, а поясные Иначе писать имя Христа – Иисус вместо прежнего Исус Отдельные слова богослужения были заменены новыми, «попрал» вместо «наступил», «дева» вместо «девица» Иконы и богослужебные книги переписывались, неисправленные подлежали уничтожению




    Протопоп Аввакум () В 1642 г. поставлен в дьяконы, а через два года – в высокий чин протопопа В 1651 г. с женой и сыном отправился в Москву В Москве стал служить в соборе Казанской Божией Матери Вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия»


    Никон и Аввакум Никон в 1652 г. уже начал проведение реформ В 1654 и 1656 гг. добивается одобрения реформ на церковных соборах Аввакум отверг реформы Никона По решению церковного собора Аввакум был обвинен в расколе, отлучен от церкви и сослан с семьей в Сибирь


    Никон и Аввакум В 1664 г. – конфликт царя Алексея Михайловича и Никона В 1666 –1667 гг. на церковном соборе был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь В 1680 г. получил разрешение переехать в основанный им Воскресенский монастырь, но по дороге, в 1681 году - умер В 1664 г. Аввакума вернули в Москву, но он вновь стал обличать «ересь никонианскую» В 1664 г. – в ссылку на Мезень В 1666 г. привезен в Москву на церковный собор, расстрижен и проклят Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск 14 апреля 1682 г. сожжен на костре




    Старообрядцы Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654, 1656 годов, с тех пор его сторонники стали преследоваться официальной властью Старообрядцы вынуждены были скрываться в Заволжье, в глухих сибирских деревнях, уезжали целыми селами в Северную Америку- Канаду и США







  • Статьи по теме