Основные проблемы философской антропологии презентация. Философская антропология

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Философская антропология" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Философская антропология

Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна

Для всех специальностей

Слайд 2

План лекции Философская антропология: проблема человека

Проблема сущности человека в истории философии Преемственность взглядов на сущность человека Образ человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях. Философия о происхождении человека и его природе Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности

Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Знания Проблемы антропосоциогенеза Проблемы различения социального и биологического в человеке Темы образа человека в истории философии Темы ценности человеческого существования Умения и навыки Различение типов философских позиций в понимании отношений личности и общества Понимание причин изменений представлений о человеке Ориентация во множестве соврем енных теорий личности

Слайд 4

Материал для восстановления знаний

Для подготовки к теме «Философская антропология» необходимо повторить основные проблемы человека по темам: история философии постклассическая философия прагматизм иррационализм марксизм психоанализ экзистенциализм

Слайд 6

Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека

Аксиология Гедонизм Дух и душа Личность Мораль Прагматизм Ответственность Свобода Судьба Фатализм Ценность Человек

Слайд 7

Учебный материал Проблема сущности человека в истории философии

Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека. В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе. Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога Образ человека Нового времени антропоцентричен.

Слайд 8

В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм).

В XIX веке: Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным.

Учебный материал Понимание человека в Новейшей философии

Слайд 9

Антропогенез и антропосоциогенез Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.

Учебный материал Философия о происхождении человека и его природе

Трудовая теория происхождения человека В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Слайд 10

Слайд 11

Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации.

Учебный материал Социобиология и гендер

Слайд 12

Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Учебный материал Свобода и ответственность

Слайд 13

Учебный материал Понятия философской антропологии

Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду

Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества

Индивид – термин, Обозначающий отдельного человека

Ценность – отношение индивида к явлению как значимому

Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека

Социализация личности – процесс формирования социальных

Слайд 14

Приобретенные знания

Знание различных философских представлений о сущности и природе человека Знание различных теорий антропогенеза Знание о конкретных выходах в области психологии и педагогики, которые имеет проблема биологического и социального в человеке. Знание современных теорий, посвященных проблеме личности.

Слайд 15

Вопросы для самопроверки

Как менялись представления о сущности человека в истории философии? В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека? Что такое социобиология? Ваше отношение к ней. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

Слайд 16

Задания для самопроверки Ответить на вопросы теста

Свобода – это: Возможность человека делать то, что он хочет Умение действовать на основе познанной необходимости Умение подчинять все своей воле Правильное понимание сущности человека Сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении Сущность человека это «ансамбль» всех общественных отношений Сущность человека творится самим индивидом в процессе жизнедеятельности Сущность человека зависит от божественной благодати.

1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991. 6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

Слайд 18

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.




Философская антропология - это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувианский человек. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в гг.






Философская антропология изучает природу и сущность человека антропогенез происхождение и сущность сознания у человека психический мир человека скрытые духовные силы человека проблему существования человека проблему жизни после смерти духовное развитие человека перспективы эволюции человека смысл жизни человека проблему свободы и ответственности человека проблемы антропологической биоэтики






Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе, является её частью СредневековьеТеоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него ВозрождениеАнтропоцентризм Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом


Представления о человеке в Древнем мире В мифологических системах Древнего Мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же законам, что и окружающий его мир Цель жизни человека – достижение гармонии с природой Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира






Августин Аврелий (гг.) «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?»






Уильям Шекспир () Английский драматург, поэт эпохи Возрождения «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож не некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»


Представление о человеке в Новое время Философия Нового времени определяет человека как носителя разума Человек отличается от животных своей способностью к мышлению Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя


Рене Декарт () «Мыслю, следовательно, существую»


Представление о человеке в конце XIX – XX вв. С XIX века всё большую популярность приобретает иррационализм Сущность человека усматривается вне его разума – в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX века иррационализм привёл к отрицанию антропологии


Мишель Фуко () Французский философ, теоретик культуры и историк Мишель Фуко провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он – марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.




Фрэнсис Фукуяма (р.1952 г.) Американский политолог, философ, политэконом и писатель Фрэнсис Фукуяма считает, что развитие биотехнологий – генной инженерии, клонирования способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждёт ли нас «постчеловеческое будущее»?




Философская антропология XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность» и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричность и неопределённость Арнольд Гелен – недостаточность и деятельность


Макс Шелер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». М.Шелер. Положение человека в Космосе.


Макс Шелер о человеке Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя


Гельмут Плеснер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний


Гельмут Плеснер о человеке Место человека – не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя – в неопределённом месте за их пределами, в ничто Сущность человека ускользает от науки Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» - вечно ускользающее месторасположение человека


Арнольд Гелен () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо». Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя


Все трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является недостатком Это означает, что образ человека открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека






Биологизаторский подход Сущность человека сводится к природному началу, т.е. биологическому телу, от которого зависят различные аспекты существования человека Школа чарвака Томас Гоббс () Людвиг Фейербах ()


Теологический подход Фома Аквинский () Сущность человека сводится к его душе, понимаемой как отражение духовного начала (духа). Душа противопоставляется природному началу (телу), которое считается греховным. Человек есть комбинация духа (божественное начало), души (отражение божественного начала, сознание человека), тела (природное начало).


Социологизаторский подход Карл Маркс () Сущность человека сводится к социальным отношениям. Человек есть разумное биологическое тело (существо), включённое в социальные отношения, от которых целиком зависит формирование и развитие сущности человека.


Социо-космический подход Е.П.Блаватская () основатель Теософического общества Сущность человека имеет три аспекта: духовный (космический) – связан с бессмертным духом; социальный – связан с личностью человека, формирующейся в обществе, благодаря его культурному влиянию; биологический (материальный) – связан с биологическим телом человека и природными стремлениями.


Социо-космический подход Франчиа Ла Дью () Основатель учения Храма Человек состоит из: биологического тела, низших энергетических тел и высших энергетических тел, или духовных оболочек. Они составляют духовно- космический аспект сущности человека, являются бессмертными и переселяются из одной материальной формы в другую.




Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что следует говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости человека Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим Ф.М.Достоевский () «Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский






Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер () Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу.


Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин () - основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора








Австралопитек Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн.лет назад. Это наиболее близкий предок человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами.


Человек умелый Первый представитель рода Homo – Человек умелый. Назван так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия. Жил 2,4- 1,5 млн. лет назад. Мозг человека умелого на треть больше мозга австралопитека, биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи.




Человек разумный древнейший Человек разумный древнейший жил тысяч лет назад. Переходный этап от прямоходящего человека к современному. Основные признаки: среднеразвитая речь формы коллективной деятельности


Человек разумный - неандерталец Жил тыс. лет назад. Основные признаки: продвинутые формы речи сложные формы коллективной деятельности (загонная охота) забота о членах племени добывание огня












Концепция биологической эволюции Сознание – это продукт высокоорганизованной материи (мозга человеческого существа). Сознание есть особая способность психического мира человека, приобретённая в процессе эволюции. Такая способность есть следствие биологической изменчивости и наследственности, а также трудовой и социальной деятельности первобытных человеческих существ.


Концепция космической эволюции человека Сознание есть особая информационно-энергетическая функция материи, которая может развиваться только при участии объектов, имеющих такую же развитую функцию. Происхождение человеческого разума связано с влиянием Разума Космического. Причём интенсивность воздействия на различные группы организмов была далеко не однородной.


Теория психоанализа Зигмунд Фрейд () Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа Теория психоанализа – это психологическая теория, разработанная в конце XIX- начале XX века австрийским психиатром З.Фрейдом. Исследуя сферу бессознательного, З.Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности.


Модель психической структуры личности Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль Я (Эго) – сознание Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль Оно (Ид) – подсознание = бессознательное Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля


Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и низших (животных инстинктов) бессознательных сил Победа инстинктов ведёт к потере человеком своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного

Подобные документы

    Современная философская антропология. Социалдарвинистская, марксистская, психоаналитическая, экзистенциональная концепция. Восходящие к "философии жизни" традиции. Разнообразие и взаимодополнительность различных течений. Теоретический расизм и элитаризм.

    реферат, добавлен 25.10.2014

    Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении. Место личности в мире как основная проблема в истории философской мысли. Рассмотрение особенностей философской антропологии разных эпох. Человек как индивидуальный феномен философии.

    реферат, добавлен 27.05.2014

    Взаимосвязь мировоззрения и философии. Роль философии в обществе и основные этапы ее развития: античность, средневековье, эпоха Возрождения, Нового времени. Возникновение и развитие марксизма, позитивизма, прагматизма, экзистенциализма, персонализма.

    курс лекций, добавлен 15.02.2011

    Трудовая деятельность - надбиологический, социокультурный фактор в эволюции человека. Основные проблемы антропосоциогенеза. Биологическая эволюция человека. Осмысление происхождения и сущности человека философами разных времен, философская антропология.

    реферат, добавлен 01.06.2014

    Проблема человека в истории философии: основные подходы и этапы рассмотрения. Природное, социальное, духовное в человеке. Деятельность как способ существования человека, ее основания, структура и основные виды. Структура, формы и уровни деятельности.

    контрольная работа, добавлен 22.12.2015

    Проблема сущности человека в историко-философском ракурсе. Роль природных и социальных факторов в его формировании. Понятие индивид, личность, индивидуальность и их роль в целостном понимании человека. Философия о смысле жизни и о свободе человека.

    учебное пособие, добавлен 25.04.2012

    Основные идеи возрожденческой философии. Рене Декарт как основатель философии Нового времени. Философская концепция Джона Локка. Галилей и Ньютон - гении механики. Особенности философской системы Гегеля, Канта и Ницше. Центр философии К. Маркса.

    реферат, добавлен 24.08.2010

    Человек в философском измерении И. Канта. Концепция воспитания "истинного человека" в новаторском учении Н. Пирогова. Сущность человека в "философии образования" С. Гессена. Пути совершенствования личности в педагогической антропологии К. Ушинского.

    диссертация, добавлен 28.12.2013

    Природа человека, смысл его бытия и перспективы развития. Диалектика сущности и существования. Проблема свободы в философии. Сущность и смысл жизни. Традиционные идеалистические и религиозные представления о человеке. Этапы становления человека.

    реферат, добавлен 16.02.2010

    Возникновение философии экзистенциализма. Проблема личности в философии А. Камю. Трагизм существования человека в мире. Свобода человека в бытии с другими. Бунт как форма коллективного "страдания" человечества. Понятие абсурда, его философское осмысление.

1 слайд

Философская антропология Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей

2 слайд

План лекции Философская антропология: проблема человека * Проблема сущности человека в истории философии Преемственность взглядов на сущность человека Образ человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях. Философия о происхождении человека и его природе Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности

3 слайд

Требования к знаниям, умениям и навыкам * Знания Проблемы антропосоциогенеза Проблемы различения социального и биологического в человеке Темы образа человека в истории философии Темы ценности человеческого существования Умения и навыки Различение типов философских позиций в понимании отношений личности и общества Понимание причин изменений представлений о человеке Ориентация во множестве соврем енных теорий личности

4 слайд

Материал для восстановления знаний * Для подготовки к теме «Философская антропология» необходимо повторить основные проблемы человека по темам: история философии постклассическая философия прагматизм иррационализм марксизм психоанализ экзистенциализм

6 слайд

Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека * Аксиология Гедонизм Дух и душа Личность Мораль Прагматизм Ответственность Свобода Судьба Фатализм Ценность Человек

7 слайд

Учебный материал Проблема сущности человека в истории философии * Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека. В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе. Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога Образ человека Нового времени антропоцентричен.

8 слайд

В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм). В XIX веке: Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным. Учебный материал Понимание человека в Новейшей философии *

9 слайд

Антропогенез и антропосоциогенез Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. Учебный материал Философия о происхождении человека и его природе * Трудовая теория происхождения человека В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

10 слайд

Учебный материал Теория символизации * Американский философ и культуролог Л.Уайт – основатель теории. Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов. Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

11 слайд

Рисунок Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации. Учебный материал Социобиология и гендер *

12 слайд

Рисунок Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание. Учебный материал Свобода и ответственность *

13 слайд

Учебный материал Понятия философской антропологии * Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества Индивид – термин, Обозначающий отдельного человека Ценность – отношение индивида к явлению как значимому Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека Социализация личности – процесс формирования социальных

14 слайд

Приобретенные знания * Знание различных философских представлений о сущности и природе человека Знание различных теорий антропогенеза Знание о конкретных выходах в области психологии и педагогики, которые имеет проблема биологического и социального в человеке. Знание современных теорий, посвященных проблеме личности.

15 слайд

Вопросы для самопроверки * Как менялись представления о сущности человека в истории философии? В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека? Что такое социобиология? Ваше отношение к ней. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

17 слайд

Рекомендуемая литература * 1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991. 6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

18 слайд

* Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Определение
Филосо́ фская антрополо́ гия (от философия и
антропология; филосо́ фия челове́ка) в широком
смысле - философское учение о природе и сущности
человека; в узком - направление (школа) в
западноевропейской философии (преимущественно
немецкой) первой половины XX века, исходившее из
идей философии жизни Дильтея, феноменологии
Гуссерля и других, стремившееся к созданию
целостного учения о человеке путём использования и
истолкования данных различных наук - психологии,
биологии, этологии, социологии, а также религии и др.


Начало философской
антропологии связано с
появлением классических
для этого направления
работ Макса Шелера
«Положение человека в
космосе» (1928)
Хельмута Плеснера «Ступени
органического и человек» (1928), в
центре внимания которых
проблема природы человека,
специфическое отличие в
способе существования человека
и животных.

Философская антропология как школа
В более позднее время
вышли классические
работы Арнольда Гелена
«Человек. Его природа и
положение в мире» (1940)
и «Первобытный человек
и поздняя культура»
(1956).

Философская антропология как школа
К этим основным работам примыкают
сочинения П.Л.Ландсберга («Введение в
философскую антропологию», 1934),
Л.Бинсвангера («Основные формы и
познание человеческого бытия», 1941),
Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г.
Липпса(«Человеческая природа», 1941),
Больнова («Сущность настроений», 1941),
Ротхакера(«Проблемы культурной
антропологии», 1942) и другие.

Макс Шелер-основоположник
философской антропологии
Макс Шелер (1874-1928)
проделал серьезную
философскую эволюцию в
своих взглядах, был
неокантианцем,
феноменологом и в конце
своей жизни он все же
попытался соединить все
свои предыдущие искания с
главным - изучением
проблемы человека.

Макс Шелер
Время 20-х годов было очень неспокойным, и
возникновение философской антропологии (так
же, как персонализма и экзистенциализма)
весьма тесно связано с духовной и
экономической ситуацией в Европе. В частности,
Шелера не могли не беспокоить те социальноэкономические потрясения, происходившие в
странах Европы в 10-х годах: Первая мировая
война, революционные волнения в Германии и
России и т. д. В этом кризисе Шелер видел
прежде всего кризис понимания человека.
Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от
человека.

Макс Шелер
Шелер считал, что незнание сущности
человека приводит к кризису в культуре, к
отказу от самого человека. Кризис
общества - это кризис человека, кризис
личности. Причина этого в неправильном
подходе к познанию.
Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний
контроля и недооценка знаний культуры.
Знания контроля - это естественнонаучные знания,
знания культуры играют гораздо большую роль, но их
недооценивают. Но главное значение имеют знания
спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Макс Шелер
Таким образом, Шелер выстраивает
иерархию наук: естественные науки,
науки о культуре (в том числе
философия) и, наконец, учение о
спасении, то есть религия. Знание о
человеке должно предполагать некое
синтетическое знание, включающее в
себя знание всех трех наук: знание
естественнонаучное, философское и
религиозное.

Макс Шелер
Человек - единственное существо, которое
подпадает под все эти учения, но
оказывается, что познать человека во всем
этом синтезе нереально.
Человек, по выражению Шелера,
«вещь столь обширная», что все его
определения неудачны. Человека
нельзя определить, он превосходит
любое определение, любую науку.

Человек и Бог
Шелер был католиком, хотя и не всегда
ортодоксальным. Но при всех
сложностях его религиозных исканий,
христианская направленность
оставалась, и поэтому особенностью
человека Шелер считал его
направленность к Богу. Бог - это
высшая ценность, и человек - есть
существо, живущее в ценностном мире.
На эти взгляды Шелера повлияло его
увлечение неокантианством.
Направленность человека к Богу и
определяет его жизнь среди ценностей.

Человек и Бог
Всего Шелер насчитывает четыре класса
ценностей:
ценности удовольствия,
ценности жизни,
ценности духа и
ценности религии.

Природа и человек
В человеческой природе Шелер
насчитывает два основных начала:
это жизненное начало, некий
жизненный порыв,
и дух, идущий от Бога.
По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо,
но также и существо разумное, обладающее духом - поскольку Бог его
им наделяет. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или
волнении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, - это акт духовного
единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Природа и человек
Достояние духа достигается благодаря
человеческому слову. В словах выражается вся
мысль и вся культура
Для самого себя человек всегда является
центральной проблемой, но понимаемый с точки
зрения взаимоотношения с Богом, человек может
познать сам себя, познавая в себе духовные
Божественные проявления сквозь символы.
Поэтому философская антропология, по Шелеру,
должна быть не разделом какой либо
философской системы, а наоборот, вся
философия должна выводиться из человека. Из
знания о человеке через знание символов
возможно и познание всего мироздания.

Развитие философской
антропологии
Сейчас философская антропология
является одним из наиболее влиятельных
направлений в западной философии.
Существует множество различных ее
направлений, из которых выделяются два
основных: биологическое и
функциональное. Разделяются эти
направления философской антропологии
по следующему критерию: познание
человека или по его сущности, или по его
проявлениям.

Биологическое направление
философской антропологии
Сущность человека многогранна. И сам
Шелер говорил, что человека невозможно
познать, человек слишком широк. Поэтому
последующие направления философской
антропологии стали разрабатывать учение
о человеке с точки зрения биологической,
находя сущность человека в его
жизненном начале. Человек - это прежде
всего начало жизненное (но не следует
сводить его только к животному началу).

Биологическое направление
философской антропологии
Основным представителем биологического
направления в философской антропологии
является немецкий философ Арнольд Гелен
(1904-1976). Согласно этому направлению,
человек - это животное, но животное
особое в силу своего биологического и
социального предназначения.

Биологическое направление
философской антропологии
Это животное, способное создавать совершенно
особые творения. Поэтому человек отличается от
других животных, и это свое отличие от них он
ощущает как некоторую ущербность. Отсюда
извечное недовольство человека своими
творениями, будь то культура, наука и т. п.
Человек вечно недоволен, он отчуждается от
этих творений и в прямом смысле воюет с этими
своими творениями.

Функциональное направление
философской антропологии
Однако большинство представителей философской
антропологии после Шелера (и одновременно с
Шелером) рассматривали человека с точки зрения
не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так
возникает функциональная, или функционалистская
школа философской антропологии, одним из
основных представителей которой является Эрнст
Кассирер (1874-1945). Он утверждал, что поскольку
сущность человека непознаваема, то познать его
можно через его проявления, через те функции,
которые человек выполняет. Основное отличие
человека от животного - это его деятельный труд.

Функциональное направление
философской антропологии
Трудовая деятельность может быть самой разнообразной.
Человек создает вещественные предметы, создает науки,
религию, искусство, язык и т. п. - все это есть продукты
человеческой деятельности.
Объединяет всю деятельность и все проявления человека то,
что все они - и язык, и наука, и религия - есть символы
некоей действительности. Но, в отличие от Шелера,
Кассирер утверждает, что человеку доступны только
символы.
Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны
человеку только они, и познание человека возможно только
через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер
не призывает восходить через символы к бытию Бога.
Статьи по теме