Метафизика рационализм иррационализм как философские учения. Позиции рационализма и иррационализма


Рационализм ‒ обозначение философских течений, которые, признают разум основой познания и поведения людей.

Поскольку интеллектуальный критерий истины принимается многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии. Кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, когда разумность считается единственным существенным критерием.

Рационализм берет начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении.

Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII ‒ XVIII вв. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка ‒ бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума». Иными словами, разум способен постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.

Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Иррационализм – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.

Представители иррационализма выдвигают на первый план:

· волю (волюнтаризм );

· непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм );

· мистическое «озарение»;

· воображение;

· инстинкт;

· «бессознательное» и т.п.

Иррационализм свойственен таким философским течениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. Они объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). Как утверждают сторонники иррационализма, эти сферы реальности невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. С одной стороны, рассудок осознает и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Сторонники иррационализма ориентируются на внерациональные формы человеческого познания.

Одним из предшественников иррационализма в философии был Фридрих Шеллинг. Ключевым элементом иррационализм становится в философиях Сëрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше.

Сторонники иррационализма считают, что рационализм и иррационализм являются дополнительными сторонами реальности в духе принципа дополнительности Нильса Бора. Предполагается, что отношение дополнительности между рационализмом и иррационализмом распространяется на все явления действительности, например: разум ‒ чувства, логика ‒ интуиция, наука ‒ искусство, тело ‒ душа, и т.п.

Что же представляют собою рационализм в его современном понимании и в чем состоят принципиальные различия между ним и иррационализмом?

Не вдаваясь в анализ различных рационалистических и иррационалистических учений современности, ограничимся общей сравнительной характеристикой рационализма и иррационализма как философско-мировоззренческих позиций.

Можно отметить следующие основные особенности, отличающие позицию современного рационализма.

Рационалист считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т.п.

Рационалист придает большую ценность научному знанию. Он допускает, что мир (Вселенная, жизнь, общество, человеческая психика) исчерпывающего рационального объяснения не получит, наверное, никогда. Но тем не менее изучать и изменять его в целях улучшения жизни людей следует, руководствуясь методами науки (а не призывами и пророчествами, лишенными научного обоснования).

Рационалист отказывается считать без всякой проверки истинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимыми путями. Он полагает, что способы получения и обоснования любых знаний должны быть доступны разумному логическому объяснению.

Рационалист считает возможным критическое обсуждение любого вопроса, расположен выслушивать критику и под влиянием ее готов пересматривать свои представления. Он признает, что всякий человек как разумное существо, способное выдвигать одни идеи и подвергать сомнению другие, имеет право быть выслушанным. Это предполагает не только терпимость, но и существование общего "языка разума", с помощью которого все люди могут сотрудничать. Обращение к единому для всех "языку разума" способствует созданию единства человечества.

Иррационалисту в отличие от рационалиста свойственны следующие установки.

Иррационалист убежден, что в мире действуют недоступные человеческому разумению, непонятные, по могущественные силы, определяющие судьбы людей и вообще все происходящее. Приобщение к ним если и возможно, то только немногим избранным, которые наделены особыми, быть может, даже сверхчеловеческими качествами.

Иррационалист полагает, что разум не является высшей познавательной способностью человека. Он утверждает, что у людей есть более мощные познавательные способности, с помощью которых открывается то, до чего разум не в силах добраться. Шедевры человеческого творчества обязаны своим рождением не столько разуму творца, сколько загадочному, необъяснимому дару (инстинкту, мистическому озарению, взаимодействию с высшими силами или "космическими полями" и т.п.).

Иррационалист скептически, а подчас даже с пренебрежением относится к науке, ее достижениям и возможностям. Его интерес в гораздо большей мере привлекают мифологические элементы культуры. Он недоволен тем, что наука либо неспособна исследовать, либо игнорирует "тайны", слухи о которых имеют хождение в массовом сознании ("снежный человек", "летающие тарелочки"), а также разного рода оккультные явления (магия, колдовство, парапсихологические феномены и т.д.).

Иррационалист считает, что все действительно важное и значительное в человеческой жизни - выше разума. По его мнению, красота, совесть, любовь, смерть в принципе не поддаются логическому анализу и разумному пониманию и объяснению. Он думает, что человеческая природа такова, что эмоции и таинственные импульсы в ней берут верх над разумом, а потому поведение людей в значительной части иррационально, алогично, непредсказуемо.

Мы живем в XXI веке, но когда речь заходит о философии XIX века, то ее неизменно именуют современной философией. Как ни странно, в этом нет никакого парадокса. Почти все наиболее значимые современные философские течения и концепции, а также методы философствования берут свое начало именно в философии XIX века. Философы этого времени подвергли критике фундаментальные понятия классической философии, критиковали панлогизм гегелевской философии. Именно в эту эпоху приобретает силу иррационалистическая тенденция в философии. Да и рационализм существенно меняет свои формы. В XIX веке зародился позитивизм, различные формы которого нашли широкое распространение в настоящее время.

Другой отличительной чертой современной философии является её ярко выраженная антропологическая тематика. Конечно, без проблемы человека не обходится ни одна философская концепция, но отличительной особенностью современного подхода к решению этого вопроса является то, что предметом исследования становится внутренний духовный мир человека, то, что позже будет названо экзистенциальным состоянием человека. Такая традиция изучения человека была заложена в учениях Шопенгауэра, Ницше, в психоанализе.

Философия XIX и XX веков характеризуется борьбой двух тенденций – рационализма и иррационализма.

В философии Нового времени, рационализм рассматривался как альтернатива эмпиризму и сенсуализму («в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума»). В этом контексте рационализм – это методологическая установка, согласно которой разум является основой познания и достижения истины. Следует отметить, что и рационалисты, и эмпиристы, несмотря на все их разногласия по вопросу основания достоверного знания, верили в безграничные возможности разума и науки. Но рационализм можно понимать шире, не только применительно к теории познания. К рационализму принадлежат и те мыслители, которые полагают разум основой поведения людей, высшей частью (ядром) структуры личности, основанием бытия. И эта более широкая трактовка рационализма будет заключаться в следующем: рационализм – это философско-методологическая установка, согласно которой основанием бытия, познания и поведения людей является разум.

Рационалистическая тенденция в философии и культуре в целом была заложена еще в античности. Можно вернуться к античной философии и отметить, что древнегреческие философы традиционно выделяли в структуре человеческой души такие элементы, как разум, воля, чувства. Главенствующая роль неизменно отводилась разуму, он считался высшей частью души, подчинил себе волю и чувства. Даже когда речь заходила об основаниях природы, космоса, бытия в целом, то и здесь обнаруживалась его ведущая роль. Вода у Фалеса, лежащая в основе всего, разумная, как и огонь у Гераклита.



Анаксагор же прямо называл основой всего нус – разум. Еще более отчетливо рационализм в античной философии проявляется во взглядах Сократа, который полагал, что человек, знающий, что такое добро, будет добрым; знающий, что такое храбрость, будет храбрым («рационалистическая этика»). Таким образом, даже в основе нравственных качеств, по Сократу, лежит разум. Ученик Сократа Платон называет эйдосы (идеи) подлинным бытием, а во главе его идеального государства стоят философы-мудрецы, у которых наиболее развита именно высшая часть души – разум.

Культ разума проявлялся в дальнейшем в концепциях многих европейских философов и целых философских направлений (Спиноза, Лейбниц, немецкая классическая философия и др.). В XIX и в XX веках высокая оценка роли разума в жизни людей наиболее полно выражается в таких направлениях, как позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.



Но в XIX веке вера в широкие возможности разума значительно пошатнулась, рационалистическая установка подвергается критике, набирает силу противоположная тенденция – иррационализм.

Иррационализм – это философско-методологическая установка, согласно которой ограничивается, принижается или отрицается решающая роль разума в познании, структуре личности, поведении людей.

Усиление иррационалистических тенденций в XIX веке во многом определяется реакцией на гегелевский рационализми наиболее полно проявляется в философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в психоаналитической концепции и экзистенциализме. Разум теряет свои главенствующие позиции, уступая место воли к жизни (А. Шопенгауэр), воли к власти (Ф. Ницше), бессознательному (психоанализ), интуиции (А. Бергсон).

Контрольные вопросы:

1. Назовите представителей иррационалистического направления в философии XIX и XX веков.

2. Чем отличается иррационализм от рационализма?

Философия Шопенгауэра

Учение о воле

Согласно Шопенгауэру, в основе мира лежит не разум, а воля . Воля – это могучая творческая бессознательная сила, которая порождает все на земле и управляет всей деятельностью человека. Воля слепа, свободна, она не знает никаких ограничений и законов; она безосновна – то есть нет ничего, что её порождает и что ею управляет; напротив, она сама управляет всем, в том числе и разумом. Воля вечно голодна, ненасытна, вечно неудовлетворена. Воля проявляет себя, объективирует в неживой природе, живой природе, в человеческом обществе.

Проявление (объективация) воли в неживой природе – это магнетизм, сила притяжения, все природные катаклизмы: наводнения, землетрясения и т. д., то есть любые проявления активности природы.

В живой природе это борьба за существование, инстинкты и рефлексы. Огромное многообразие природы объясняется разным напряжением воли, поэтому в мире может быть и слабое мерцание, и яркий луч солнца, и сильный звук, и тихий отголосок. Воля несотворима и неуничтожима. Но все объекты живой и неживой природы рождаются и умирают, возникают и уничтожаются. Значит ли это, что воля прекращает свое существование и возникает вновь?

Шопенгауэр отрицательно отвечает на этот вопрос и поясняет это следующей аналогией: как по остановившейся прялке мы не делаем заключения о смерти пряхи, так и по факту уничтожения какого-либо объекта мы не делаем заключения об уничтожении воли. Воля не умирает, она лишь засыпает.

Нетрудно заметить, что понимание воли Шопенгауэром существенно отличается от общепринятого. Обычно волю понимают как атрибут человека, в лучшем случае – высших животных. Здесь же воля – это космический порыв, порождающий все живое и неживое. Понятие воли у Шопенгауэра значительно шире общепринятого.

Проявление воли на уровне человека – это эгоизм, жадность, зависть, лицемерие, корысть, властолюбие и т.д. Источник страдания человека – вечная неудовлетворённость своим состоянием, чувство лишенности. Жизнь – это нужда и страдание. Подтверждений этого тезиса Шопенгауэр находит великое множество: рождение, смерть, болезни, нужда, голод. Большинство людей ведёт нищенское существование, и вся их жизнь – это борьба за выживание. Но и жизнь человека с высоким материальным достатком наполнена страданием, так как любая мелочь может вывести человека из равновесия.

У всякого, кто знакомится с этими идеями Шопенгауэра, возникает естественное желание возразить автору: ведь наряду со страданием, неудовлетворенным желанием есть и счастье, удовольствие от исполнения желаний. И, как бы предугадывая это возражение, немецкий философ заявляет, что всякое удовольствие кратковременно, длительность убивает удовольствие. «Удовлетворение скоро насыщает, – пишет по этому поводу автор, – цель оказывается призрачной, обладание лишает прелести, в новой форме появляется опять желание и потребность, а если нет – наступает пустота и скука, борьба с которыми так же мучительна, как и с нуждой».

В жизни человека существуют три главные ценности – здоровье, молодость и свобода. Эти, казалось бы, вечные, непреходящие ценности призваны добавить оптимизма в человеческое существование, но этого не происходит, так как они носят «отрицательный» характер. Это означает, что, имея их, человек не испытывает удовольствия. Он понимает их ценность лишь в том случае, когда теряет их.

Многообразие философских учений и направлений - от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности.

Самое известное деление философов - на материалистов и идеалистов . Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.

Материализм и идеализм различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества - то это - объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это - субъективный идеализм.

Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.

Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, - высшее через низшее.

Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека. Идеалисты абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека.

материализм и идеализм весьма различаются в своих ценностных ориентациях.

Другое известное деление философов - на рационалистов , эмпириков и иррационалистов .

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты - на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к разуму. Они - это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания. Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты - это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Можно различать умеренный и крайний рационализм , умеренный и крайний иррационализм .

Умеренный рационализм достаточно самокритично относится к себе, отвергает чисто рассудочный, чисто логический подход к оценке явлений мира.

Крайний рационализм рассудочен, до омерзения логичен, расчетлив как вычислительная машина, выступает в таких мировоззренческих установках как лапласовский детерминизм, механицизм, технократизм.

Умеренный иррационализм делает упор на эмоциональность, неповторимость, индивидуальность, пренебрежительно относится к логике, любит парадоксы и загадки (пример: философия С. Кьеркегора, экзистенциализм). В искусстве он выступает в форме абсурдизма, сюрреализма…

Крайний иррационализм обычно выступает в форме мистицизма. Для него всё тайна, всё чудо, возможно любое нарушение порядка).

Эмпиризм - абсолютизация опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Он выступает в двух формах: сенсуализма и прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте (sensus - чувство, ощущение), чувственном познании. Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических действиях, приводящих к успеху. Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.

Эмпиризм занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Это видно из следующего.

Первое. Ясно, что между рационализмом и иррационализмом более глубокое различие, чем между рационализмом и эмпиризмом. И если располагать указанные философские-методологические позиции-установки в один ряд, то рационализм и иррационализм будут крайними членами этого ряда, а эмпиризм - средним членом.

Второе. На промежуточный характер эмпиризма указывает и то, что он может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим.

Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фантазию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентированный философ, выступал против дедуктивной логики Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать универсальное значение индукции как научного метода. С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение) и они выступают против мистицизма. Эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, частности. Эмпирики прагматического направления отдают предпочтение действию, практическому опыту.

схема соотношения рационализма, эмпиризма, иррационализма и “разумизма” Как видим, она аналогична структурной схеме мышления. Это позволяет не просто говорить о различии или противоположности указанных подходов, а классифицировать их, уточнить их место и роль в человеческой культуре.

Из схемы можно видеть, что наиболее сбалансированная позиция - это позиция “разумизма ”. Она охватывает все типы мышления (логику, интуицию, вероятностное мышление) и избегает крайностей-односторонностей рационализма, иррационализма, эмпиризма.

Философов делят также на догматиков и скептиков . Философы-догматики вырабатывают свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т. е. рассуждают в основном в духе позитивного, конструктивного, утвердительного философствования. Напротив, философы-скептики настроены в основном на волну критического, деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют чужие. Философы-догматики - это философы-изобретатели или философы-излагатели, а философы-скептики - это философы-чистильщики, философы-мусорщики.

Крайние догматики - это уже не философы, а люди, которые утверждают и отстаивают идеи несмотря ни на какие обстоятельства, без учета конкретных условий. Они не терпят никаких возражений и не выносят никакой критики. Крайние догматики - это либо фанатики, либо люди с окостеневшим рассудочным мышлением. Крайние скептики - тоже уже не философы, а люди, ни во что не верящие, подвергающие всё сокрушительной, уничтожающей критике. Это либо злопыхатели, которым всё не по нутру, либо очень мнительные люди.

Заслуживает внимания и такое деление философов: на субъективистов , объективистов и методологистов - в зависимости от основного предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним относятся натурфилософы, материалисты, онтологисты. Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся большинство идеалистов, философы жизни, экзистенциалисты, постмодернисты. Наконец, философы-методологисты осмысляют преимущественно формы и средства человеческой деятельности. Это - кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки.

И, наконец, существует очень небольшое количество философов, которых трудно отнести к какому-то одному типу, направлению. Это так называемые чистые философы, философы- систематики , создатели всеобъемлющих философских систем . Я говорил о них в предыдущем разделе. Эти философы по-хорошему всеядны, их взгляды-интересы, симпатии-антипатии достаточно сбалансированы и именно они в наибольшей степени заслуживают звания философов, т. е. людей , стремящихся к мудрости, мудрецов.

Практически вся докантовская философия Нового времени строилась на постулате «прозрачности», или абсолютной постижимое™, бытия для человека (тезис рационализма). В философии Канта была провозглашена принципиальная непознаваемость внешнего мира, т.е. «вещи-в-себе», но зато был сорван «покров тайны» с человеческого мышления (трансцендентальной диалектики). У Гегеля, где Бытие оказалось тождественным Мышлению, опять восстанавливалась «ясность» и «прозрачность» бытия.

В современной философии, во многом опирающейся на Канта, исходным тезисом часто опять становится идея о принципиальной «непрозрачности», «непроницаемости» бытия (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, позитивизм (эмпириокритицизм) и др.). Бытие оказывается непознаваемой и недостижимой «вещью-в-себе», и потому философия обращается к единственно доступному для нее миру явлений человеческого сознания (феноменам и ноуменам) и к человеческим переживаниям. Но и они часто объявляются недоступными рациональному познанию и постижимыми только интуитивно.

Интересно отметить, что как рационалистическое, так и иррационалистическое настроения в философии поддерживались самим ходом развития естественных наук.

Рационализм. Так, в XIX в. открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре и способствовали выработке современной естественнонаучной методологии, которая стала восприниматься как единственно научная. Это способствовало дальнейшему развитию рационализма в XIX в. и непосредственно повлияло на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, а в начале XX в. - на появление и развитие общей теории систем и структурализма, а также на развитие неомарксизма (в том числе марксизма-ленинизма).

Но уже в конце XIX - начале XX вв. абсолютизация этих позитивистско-сциентистских умонастроений привела в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «наук о духе» (культуре) и их методологий (рационалистической и иррационалистической соответственно).

Иррационализм. Хотя на протяжении XX в. в области естественных наук доминирующим оставался принцип рационализма, в области философии все сильнее проявлялась тенденция к иррационализму. Ее развитие было связано с целым рядом фактов. Среди важнейших можно назвать следующие.

Во-первых, математизация и дифференциация наук способствовала тому, что каждая «узкая» научная дисциплина становилась все более «закрытой» и непонятной для всех, кто не специализируется в данной области (в частности, для фило- софов-гуманитариев), приобретая в их глазах характер чуть ли ни «эзотерического» знания. Следствием этого стало, с одной стороны, принципиальное размежевание методологии естественных и «чисто» гуманитарных наук (впервые теоретически осмысленное в неокантианстве), а с другой стороны, усиление тенденции иррационализма в философии. Крушение прежней механистической картины мира, относящейся к макромиру (которая уже поэтому была более «ясной» и «прозрачной» для человека), также способствовало развитию данной тенденции, достигшей своего максимума в конце XX в. в таких течениях, как постструктурализм и постмодернизм.

Во-вторых, использование научных открытий в военных целях , экологический кризис, ставший результатом интенсивного промышленного развития и т.д., сначала подорвали сциентистские настроения в западной культуре, а затем вызвали их крушение, что способствовало подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания и нашло свое отражение в философии жизни (Дильтей, Бергсон, Шпенглер и др.), феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр и др.), психоаналитической философии (Фрейд, Юм, Фром и др.), экзистенциализме (Бердяев, Шестов, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.), а в конце XX в. - в постструктурализме и постмодернизме, а кроме того, росту интереса к тем течениям восточной (индийской и китайской) философии, в центре которых находятся феномены человеческого сознания (и в первую очередь, буддизму и веданте).

Говоря о влиянии естественных и гуманитарных наук на современную философию, можно выделить ряд наиболее существенных открытий (табл. 3).

Влияние достижений наук в XIX-XX вв. на философию

Таблица 3

Влияние на науку и культуру

Открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека (железная дорога, пароход, автомобиль, аэроплан, телефон, радио, фотография, кино, граммофон и т.д.)

XIX-XX вв.

Повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре; способствовали выработке современной естественнонаучной методологии и отношения к ней как единственно научной

Непосредственно повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма, марксизма и естественнонаучного материализма (в частности, «вульгарного», или физиологического)

Рубеж XIX-XX вв. Привели в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «паук о духе» (культуре) и их методологии XIX-XX вв.

Способствовали развитию рационализма XX в Способствовали появлению и развитию общей теории систем и структурализма способствовали развитию неомарксизма

Общий процесс дифференциации наук

Способствовал развитию отдельных наук и усилению непонимания «узкими специалистами» в различных науках друг друга

XIX-XX вв.

Способствовал развитию иррационализма

XIX в. - Биология:

Создание и широкое распространение эволюционной теории Дарвина, основанной на принципе естественного отбора;

открытие Менделем законов наследственности

Конец XIX-XX вв.

Способствовало утверждению идеи эволюции в науках и в культуре в целом; способствовало утверждению идеи о единстве всей живой природы.

Конец XIX-XX вв.

Повлияло на создание течения социалдарви- низма и геополитику.

Повлияло на концепцию творческой эволюции Бергсона (философия жизни), на эволюционизм Т. де Шардена, на становление идей русского космизма

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

XIX в. - Химия

Открытие Менделеевым Периодической системы элементов

Способствовало подтверждению идеи единства всей природы

Подтверждало законы диалектики и способствовало утверждению естественнонаучного материализма и марксизма

XIX в. - Физика

Открытие закона сохранения энергии (джоуль);

открытие электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла); возникновение и развитие термодинамики

Конец XIX-XX ев. Способствовало общему кризису в физике на рубеже XIX-XX вв.;

дало новое подтверждение принципа историзма; привело к возникновению понятия «стрелы времени»; привело к возникновению концепции «тепловой смерти Вселенной»

Конец XIX-XX вв.

Способствовало «феноменологическому» повороту в философии и дифференциации понятий «вещество» и «материя»; повлияло на развитие концепции эволюции Вселенной, на становление теории «Большого взрыва»

XIX в. - Математика Создание неэвклидовой геометрии

Повлияло на создание теории относительности, согласно которой пространство имеет неэвклидову структуру; способствовало появлению интуиционистской математики и неклассических логик

Повлияло на развитие феноменологии и логического позитивизма

XIX в. - Языкознание Открытие связи языка с национальной ментальностью и картиной мира (учение В. Гумбольдта о языке как выражение духа народа); открытие общей закономерности развития групп языков из общих корней, существования «языковых семей» (создание первых реконструкций индоевропейского праязыка)

XIX-XX вв.

Повлияло на увеличение общего интереса к языку и знакам в целом; способствовало возникновению семиотики (науки о знаках); подтверждало общий принцип историзма; способствовало дальнейшему развитию языкознания и семиотики

Повлияло на развитие общего интереса к языковой проблематике; оказало влияние на учение Хайдеггера, герменевтику Гадамсра, на лингвистическую философию, на постструктурализм и постмодернизм; повлияло на возникновение и развитие структурализма

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

Рубеж XIX-XX вв.

Физика

Общий кризис в физике; открытие радиоактивности; открытие электрона и сложной структуры атома; создание частной и общей теории относительности; зарождение квантовой механики; открытие радио

Способствовал крушению старой механистической (ныотоно-картези- ансткой) картины мира и возникновению новой физики и астрономии; создание радиосвязи, широкое использование в практической жизни электричества

Конец XIX-XX вв.

Способствовал «феноменологическому» повороту в философии: повлиял на становление эмпириокритицизма (второй стадии позитивизма), прагматизма, феноменологии; способствовал развитию неомарксизма (марксизма-ленинизма)

Математика и логика Кризис в математике (обнаружение парадоксов в основании математики); обнаружение логических парадоксов; создание Васильевым учения о «воображаемых логиках»; антип- сихологизм Фреге и разработка им основ логической семантики

Способствовал разработке проблем основания математики, появлению новых направлений в математике; способствовал появлению неклассических логик; стимулировал интерес к языковой и логической проблематике в целом; способствовал появлению и развитию информатики

Повлиял на становление неопозитивизма (логического позитивизма) и феноменологии Гуссерля

Психология и психиатрия Исследования в области подсознания; разработка Фрейдом метода психоанализа

Способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной (с начала XX в.), широкому распространению психоанализа как метода лечения, «сексуальной революции» в обществе (в 1960-е гг.); способствовал росту общего интереса к проблемам бессознательного в культуре и искусстве (дадаизм», «сюреа- лизм» и т.д.)

Вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнги- анство);

оказала влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

Лингвистика Концепция де Соссюра

Повлияла на развитие теоретического языкознания, семиотики и логики (логической семантики)

Стала непосредственной предпосылкой структурализма; повлияла на неопозитивизм и постпозитивизм (лингвистическую и аналитическую философию)

XX в. - общие события Первая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (отравляющие вещества, аэропланы и т.д. - в Первой мировой войне).

Вторая половина XX в. Использование научных открытий в военных целях (управляемые ракеты, атомная бомба и т.п. - во Второй мировой войне); экологический кризис, ставший результатом безудержного промышленного развития и т.д.

Подорвало сциентистские настроения в культуре, что способствовало усилению интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания

Вызвало крушение сциентистских настроений в культуре, что способствовало подъему новой волны мистицизма и религиозности, связанной с обращением к различным нетрадиционным для западной культуры религиям, в частности восточным

Способствовало развитию иррационализма, в частности философии жизни Бергсона и Шпенглера, экзистенциализма Хайдеггера и Ясперса

Способствовало дальнейшему развитию иррационализма, в частности:

  • - экзистенциализма Сартра, Камю и т.д.;
  • - постструктурализма и постмодернизма;
  • - интересу к восточной философии

XX в. - в науке в целом Усиление процесса интеграции наук

Повлияло на превращение принципа дополнительности в общеметодологический принцип

Вторая половина XX в.

Повлияло на возникновение синергетики и разработку методологии междисциплинарных исследований

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

XX в. - Физика и астрономия Возникла новая картина мира (борове ко-эй н штей н овс кая); открытие ядерной энергии; принцип дополнительности, принцип неопределенности, антропный принцип; открытие «доплеровского эффекта» и явления «разбегания галактик», создание космогонической концепции «Большого взрыва» возникновение ракетостроения

Произошло овладение ядерной энергией, используемой как в военных, так и в мирных целях Подтверждение концепции историзма в развитии природы; поиски следов внеземных цивилизаций в космосе с помощью радиотелескопов

Способствовало выделению трех структурных уровней бытия (микромир - макромир - мегамир);

оказало влияние на развитие общей теории систем;

способствовало усилению интереса к субъекту и его сознанию и к проблеме места человека во Вселенной; разработка философской космогонии; повлияло на развитие «космического мышления» и на развитие космизма

XX в. - Химия Создание принципиально новых материалов, применяемых во всех сферах жизни; создание ракетного топлива

значительное повышение урожайности сельскохозяйственной продукции; повлияло на возникновение космонавтики

Способствовало постановке проблемы и месте человека во Вселенной и на развитие русского космизма

XX в. - Биология

Возникновение генетики, открытие ДНК и РНК, разработка теории мутаций

Подтверждение представлений о родстве всего живого на Земле; возможность клонирования; дополнило дарвиновскую теорию эволюции

Вызвало изменения в теологических концепциях происхождения человека

Событие в других науках и культуре

Влияние на науку и культуру

Влияние на развитие и философии

XX в. - Языкознание Гипотеза лингвистической относительности Сепир-Уорфа (связь языка с национальной ментальностью и картиной мира); развитие сравнительно исторического языкознания (компаративистики)

Подтверждало концепцию историзма, влияло на исследование проблемы искусственного интеллекта

Повлияла на развитие языковой проблематики в философии (па феноменологию, герменевтику, психоаналитическую философию, постструктурализм и постмодернизм)

XX в. - Культурология Концепция Шпенглера о развитии культур.

«Игровая теория происхождения культуры» Хейзинги

Способствовала появлению и развитию культурологии как самостоятельной дисциплины; повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской культуры, способствовала росту интереса к другим культурам

Повлияла на развитие культурологии, искусствоведения и языкознания

Повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской философии, способствовала росту интереса к восточной философии Вторая половина XX в.

Повлияла на становление игровой теории языка Витгенштейна и лингвистической философии в целом

XX в. - Информатика Создание компьютеров

Значительные изменения в условиях умственного труда; революционные преобразования в способах связи, хранения,обработки и передачи информации

Поставило в философии проблему искусственного интеллекта; связи души и интеллекта

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какими характерными особенностями обладает философия XIX- XX вв.?
  • 2. В чем выражается практицизм современной философии?
  • 3. Какие виды времени выделяются в современной философии?
  • 4. Какое место занимает идея эволюции в современной философии?
  • 5. Почему в современной философии утвердилась идея относительности знания?
  • 6. Как соотносятся современная философия и естествознание?
  • 7. Что такое иррационализм и какое место он занимает в современной философии?
  • Железные дороги, пароходы, телефон, радио и т.д.
  • Отравляющие вещества, аэропланы и т.д. - в Первой мировой войне, управляемые ракеты, ядерная бомба и т.п. - во Второй мировой войне.
Статьи по теме