Как готовиться стать крестной мамой. Таинство Крещения: обязанности крёстной матери

Подготовка к крещению

Крещение традиционно проходит в церкви. Подготовка к крещению должна начинаться с ее выбора. Если у вашей семьи нет привычной для посещения церкви, придется обойти несколько, чтобы выбрать лучшую для вас по ощущениям. Если ребенок еще маленький, то стоит выбрать церковь ближе к дому. Это будет удобно и в дальнейшем, когда вы все вместе будете посещать ее на праздники и для причащения. Можно предварительно прочитать форумы для мам, узнать мнение тех, кто уже имел опыт крещения в церквях вашего города, района.

Выбрав церковь, переговорите со священником, проводящим обряд крещения . Вы почувствуете его отношение к детям, к обряду и сможете узнать все нюансы церемонии. Можете задать батюшке главные вопросы:

  • уточните, как пройдет обряд крещения (с полным окунанием в купель или только с омовением головы ребенка; для одного вашего ребенка или вместе с другими детьми; будет церемония в самом храме или в отдельном здании и т.п.);
  • расспросите, нужно ли приходить крестным для предварительной беседы, для исповедания и причастия;
  • обговорите имя ребенка для наречения таинства;
  • узнайте продолжительность обряда;
  • спросите разрешение на фото и видео съемку;
  • узнайте цену «на храм» за обряд;
  • обговорите, что понадобится на крещение (обычно дают список).

Как правило, крещение ребенка рекомендуют проводить с 40-го дня после рождения. С этого дня родившую женщину пускают в церковь и могут прочитать молитву на воссоединение матери и ребенка. Но случается, что ребенка крестят сразу в роддоме (при нем может быть небольшая церковь) или в первые 40 дней после рождения. Некоторые считают, что в более раннем возрасте детки спокойнее реагируют на крещение.

Выбор крестного и крестной – это очень ответственное решение. Вы должны помнить, что крестные отвечают за ребенка перед Богом даже больше, чем родители. Их задача – воспитание малыша в православии. И вы должны им доверять больше всех.

К крестным у церкви есть некоторые требования:

  • оба должны быть крещенными (нужно прийти на крещение в нательных крестиках);
  • крестная должна быть старше 13 лет, а крестный – старше 15 лет;
  • если крестный один, то он должен быть одного пола с малышом;
  • крестной может стать и беременная, но не может быть родившая женщина менее 40 дней назад;
  • не могут быть супругами до, во время и после крещения ребенка (не должны иметь интимных отношений);
  • рекомендовано поститься 3 дня до крещения, а в день крещения нельзя заниматься любовью и принимать пищу до церемонии.

Перед крещением стоит познакомить ребенка и будущих крестных. Возможно, крестным нужно будет выучить молитвы (например, «Символ веры») – спросите у батюшки. Но в основном этого не требуется. Батюшка просто попросит повторить за ним отдельные строки. На обряд крещения подготовьте одежду для ребенка, которую крестной легко будет расстегнуть перед омовением.

Обычно крестные оплачивают церемонию и всё, что для нее требуется. Некоторые придерживаются традиции: крестная покупает наряд для крещения, крестный – крестик. Обычный крестик можно купить в самой церкви. Иногда и наряд можно приобрести на месте. Для крещения ребенку понадобится крыжма (белая чистая ткань) или крещальная рубашка.

Продумайте свой наряд и обговорите наряд с крестной. Яркий макияж, брюки, глубокое декольте, юбка выше колен и голые плечи не приветствуются. Не забудьте платки на головы для себя и крестной. Обувь должна быть удобной – церемония достаточно длительная.

Обряд крещения

Крещение ребенка осуществляется в 3 этапа:

  • подготовка к крещению – крестные (восприемники) три раза отрекаются от сатаны, читают молитву «Символ веры»; батюшка проводит миропомазание ребенка, рисуя маслом крестики на лобике, на глазах, на ротике, на носу, на ушках, на ручках, на груди, на ножках малыша – ставит печать Святого Духа;
  • проводится омовение ребенка – ребенок окунается в купель, или ему омывают голову; омовение – это второе рождение ребенка, при котором его уже охраняет Ангел-хранитель, и ответственность за малыша возложена на крестных;
  • на ребенка батюшка надевает крестик, и крестные вместе с малышом обходят купель три раза; после батюшка рассказывает крестным, в чем их роль для малыша.

После крещения можно пригласить гостей отпраздновать это событие. Но всё зависит от самочувствия малыша, от его возраста. Раньше было принято звать гостей на крестильную кашу. Сегодня не обязательно организовывать праздник дома – можно пойти в кафе, из которого мама с ребенком могут уйти раньше, оставив гостей отдыхать. Гости должны приготовить памятные подарки для крещеного малыша и пожелать ему здоровья, счастья.

Крещение ребенка – это духовный праздник, большое событие в религиозной жизни ребенка. Участникам церемонии непременно передастся особое ощущение этого обряда, наполняя сердца всех особым ощущением чистоты и душевного умиротворения.

Крещение ребенка – важное событие для родителей. Поэтому готовиться к нему нужно заранее как духовно, так и материально. Вам предстоит выбрать храм , крестных, посетить разъяснительные беседы перед крестинами и приобрести крестильные принадлежности.

Что нужно знать родителям

Крещение проводят начиная с 40-го дня с момента рождения ребенка

У девочки обязательно должна быть крестная мама , у мальчика – крестный папа

Крестные не могут состоять в браке

Крестный должен быть старше 15 лет, а крестная – старше 13-ти

Беременная женщина может стать крестной, если ее ребенку более 40 дней

Продолжительность поста перед крещением – три дня. В день крещения до начала церемонии нельзя принимать пищу

Перед съемкой крестин нужно получить благословение у батюшки

В идеале крестные и родители должны знать наизусть молитвы «Символ Веры» и «Отче наш». «Символ Веры» читается во время крещения

При желании можно сделать пожертвование за таинство крещения. В некоторых храмах сумма пожертвования фиксированная

Крещение ребенка проходит как индивидуально, так и в группе

Крещение ребенка длится от 40 минут

В первую очередь перед крестинами родителям нужно ответить на вопрос: «Почему мы хотим крестить ребенка?» Сегодня обряд крещения для многих семейных пар утратил важную духовную составляющую. Одни крестят детей по настоянию старших родственников, другие отдают дань традициям.

Если вы сомневаетесь, стоит ли крестить малыша, повремените. Некоторые супруги считают, что решение о принятии крещения ребенок должен принимать самостоятельно и осознанно, а потому отказываются крестить новорожденного.

Те, кто решает крестить малыша в раннем возрасте, постятся перед таинством, читают молитвы, исповедаются и причащаются. Еще одна обязанность родителей – выбор крестных для малыша.

Советы крестным мамам и папам

Крестные – это духовные наставники малыша. Именно они отвечают за религиозное и нравственное воспитание ребенка.

Если крестные сомневаются, смогут ли справиться с возложенными на них обязанностями, посоветуйте им посетить разъяснительные беседы перед крестинами. Беседы проходят в храме или церкви в форме лекций на тему религии. Присутствующие могут задавать вопросы служителям церкви. В некоторых храмах и церквях в финале бесед выдают сертификаты об их прохождении.

Не страшно, если крестные не выучили молитву «Символ Веры». Во время крещения ее можно повторять вслед за священником.

Что нужно купить перед крестинами:

Нательный крестик. Обычно для мальчика его приобретает крестный, а для девочки – крестная

Крестильную сорочку, шапочку и полотенце. Купить эти вещи могут как крестные, так и сами родители

Крестные могут подарить малышу икону с изображением святого, покровительствующего новорожденному. Это святой с таким же именем, как и у ребенка или святой, чей день памяти приходится на день рождения или день крестин малыша

Таинство крещения

Во время крещения крестные и родители отрекаются от грехов и дьявола, повторяя указанные священником слова, и обещать соблюдать христианские заповеди. Далее крестные передают малыша священнику, который трижды окунает младенца в купель, а после совершает обряд миропомазания. Затем с ребенком на руках крестные трижды обходят вокруг купели.

После таинства крещения обычно устраивают домашний праздник с участием самых близких членов семьи.

Крещение человека является одним из Таинств Православной церкви, символизирующее принятие его Христианской Церковью. С этого момента начинается путь человека к вере и Богу. Поэтому Таинство предполагает огромную ответственность для крестных, которые должны придерживаться, правил крещения, дабы не причинить непреднамеренного вреда новорожденному.

Правила подготовки к крещению ребенка для крестного

Согласно правилам крещения ребенка, согласившись стать крестным папой (восприемником), мужчина берет на себя ряд обязанностей, в том числе и по подготовке к обряду. До крещения ребенка крестный отец должен изучить Священное Писание, правила христианского благочестия и основы православия. Восприемнику важно начинать подготовку к предстоящему событию с посещения церкви, в которой планируется крестить малыша. Там батюшка проведет беседу и расскажет правила подготовки к Таинству крещения ребенка для крестного.

По традиции восприемник приобретает для малыша нательный крестик и берет на себя всю финансовую часть, связанную с проведением обряда. По правилам крещения крестные для своего крестника готовят Как правило, это серебряная ложка или икона.

Священники часто отмечают, что правила крещения ребенка не предусматривают для крестного отца обязанность поститься, исповедоваться и причащаться перед Таинством, однако, как человеку верующему, восприемнику не стоит пренебрегать данными канонами.

Правила для крестного во время крещения ребенка

Правила Крещения обязуют крестного отца держать мальчика на руках, при этом крестная мать просто стоит рядом. И наоборот, если крестят девочку. Перед совершением обряда, батюшка обходит храм, читая молитвы, затем предлагает крестному отцу и крестнику повернутся лицом на запад, и ответить на некоторые вопросы. Новорожденный в силу возраста не может сделать этого, поэтому за него отвечает крестный. Также вместо крохи крестные читают и от лица крестника отрекаются от сатаны, произносят обеты. Если крестят мальчика, то от купели его воспринимает крестный папа, а если девочку, то крестный отец помогает крестной вытереть малышку и надеть на нее крестильный наряд.

Быть крестным отцом для ребенка не только почетно, но и очень ответственно. От того, как крестный будет соблюдать правила Крещения и исполнять свои обязанности, зависит дальнейшая судьба крестника, поэтому пренебрегать ими просто недопустимо.

Огласительные беседы для подготовки к Таинству Крещения для крестных и взрослых людей.

Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит, не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо научение вере, затем – принятие Таинства. Брошюра просто и доходчиво раскрывает основные положения православной веры, рассказывает о Церкви и ее Таинствах, помогает читателю понять, в Кого мы веруем, подробно объясняет, как проходит чин Крещения. Кроме того, автор обращается и к родителям, которые решили крестить своих младенцев. Как подготовиться ко Крещению, чтобы принятое Таинство не послужило человеку в суд и осуждение, – основная задача предлагаемой книги.

Зачем нужна подготовка?

Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит их в храм, кто не просто берет на себя ответственность за ребенка, но служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине Крещения восприемники (крестные) произносят за ребенка , свидетельствуя тем самым как о готовности воспитывать ребенка по-христиански, так и о собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны, утверждая этим свое намерение принимать участие в христианском воспитании маленького человека.

Все это очень важно осознавать хотя бы в самых общих чертах. Крещение - сознательный выбор жизни со Христом, жизни по-христиански - в противовес безрелигиозному образу жизни. А если ребенок пока сам это выбор сделать не может, то это могут и должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую очередь. Суррогатное материнство - репродуктивная технология, которую Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди, когда приносят ребенка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние. А как же иначе?

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало.

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после 40-дневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

Во многих храмах в Москве и в других городах уже давно введена подготовка ко Крещению. В некоторых храмах человек должен посетить несколько бесед, после чего сдает экзамен, в других храмах бывает одна беседа и экзамен. В одном из подмосковных храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завету.

Времена, когда было трудно найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно уже прошли, и теперь практически никто не может оправдать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и как-то серьезно относиться к этому событию. О необходимости введения повсеместно подготовки перед Крещением ясно говорилось и в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000 году.

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.

Что необходимо знать о Боге перед Крещением?

Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, необходимо узнать, что пришедший в храм человек, пожелавший принять Крещение, знаете о Нем. Тогда будет легче разговаривать.

Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиане?

Обычный ответ: Во Христа.

Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что Вы слышали о Святой Троице?

Обычные ответы:

– Это такая икона.

– Это такой праздник.

– Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).

– Это Отец, Сын и Святой Дух. (Этот правильный ответ произносит, к сожалению, лишь один из двадцати-тридцати человек).

Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что есть Святая Троица. Священник, погружая человека в воду произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.

Итак, первое, без чего нельзя приступать ко Крещению, – это без веры во Святую Троицу. Православные христиане верят в Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа.

Что мы еще знаем о Боге? Прежде всего, мы, наверное, все знаем, что Бог – Творец всего мира. Только Он существует по-настоящему, в самом глубоком смысле этого слова. Все же остальное сотворено Богом из ничего, и бытие тварного мира находится в руках Божиих. Некоторые религии говорят, что материя совечна Богу, что Бог не творил саму материю, а только «лепил» из материи все остальное. Подобное учение неприемлемо для христианина.

Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духами.

В догматическом богословии перечисляются еще и другие свойства Божии. Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (то есть ни в чем не имеет нужды), вездесущ (то есть присутствует везде), всеведущ (то есть знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг (то есть является Сам источником всего благого).

По поводу последнего свойства Божия часто возникает вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит войны?» Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Если родителям предложить выбор: кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? – все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются по-разному. Вот отсюда и зло на земле.

И что удивительно, Сам Бог не может отнять свободу у человека. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.

Само творение человека Богом – это удивительное событие. До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей своей волей влияют на мир. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправиться.

Тут можно задать вопрос: «Как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается – осечка, еще раз жмет на курок – опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок – осечка, тогда он берет нож, замахивается – но нож ломается, человек бросается на жертву – но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он лежит, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны».

Но теперь давайте вернемся к учению о Святой Троице.

Вопрос: Итак, получается, что православные христиане верят в трех Богов – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа? Правильно?

Обычные ответы:

– Да. (Половина собеседников).

– Нет, в одного. (Другая половина).

Вопрос: В Кого одного? Бога Отца? Или Бога Сына? Или Бога Святого Духа?

Обычные ответы:

– В Бога Отца.

– В Святого Духа.

– Они все едины.

Действительно, православное учение о Святой Троице говорит, что мы веруем в одного Бога, единого в Трех Лицах. По выражению одного церковного писателя, мы веруем в единого, но не одинокого Бога. Мы верим, что Бог, оставаясь единым, в то же время является Троичным. В едином Боге три Лица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. «Лицо» по-славянски означает «личность», по-гречески – «ипостась». Это не три Бога, а Единый Бог. Как это может быть – Единый и в тоже время Троичный? Ответ может быть самый простой: человек не может понять этой тайны до конца, поскольку человеку вообще невозможно познать Бога до конца. Бог – Творец, мы – Его творение. Между нами огромная пропасть. Но мы знаем, что Бог Сам о Себе открывает некоторые тайны. Бог Сам открыл нам, что Он Един, и в тоже время в Нем есть Три Лица.

Догмат о Святой Троице говорит о том, что Бог есть Троица Единосущная и Нераздельная.

Святые отцы часто приводили следующий образ, объясняя единство Святой Троицы. Представим себе Солнце. Мы знаем, что есть само Солнце, мы видим и свет, рождаемый им, мы чувствуем и тепло, исходящее от него. Само Солнце (как звезда), свет и тепло – это разные явления, но они существуют нераздельно. Хотя в свете современной физики этот образ не безупречен, ибо свет (фотоны) и тепло (энергия) не так неразрывно существуют по отношению к своему источнику. Например, звезда потухла, а свет от нее еще летит. Но для своего времени это был очень точный образ нераздельности Трех Лиц в Едином Боге.

Но если нераздельность Святой Троицы еще как-то можно попытаться объяснить с помощью некоего образа, то единосущие Святой Троицы объяснить с помощью человеческих понятий и образов, наверное, невозможно. Ведь в природе ничего подобного не существует. Представить себе человека с тремя личностями внутри, которые могут между собой общаться, принимать совместное решение, любить друг друга, и при этом чтобы он действовал, как единый человек, – невозможно.

Единосущность Святой Троицы означает, что если Бог Отец творит мир, то и Бог Сын творит мир, и Бог Святой Дух творит мир. Все действия Божии исходят от Единого Бога. Если Бог Сын хочет спасения человеческого рода, значит, и Бог Отец желает этого, и Бог Святой Дух хочет этого.

Теперь вернемся к первому ответу на вопрос о том, в какого Бога веруют христиане. Первый ответ был – во Христа.

Вопрос: А кем же был Христос?

Чтобы легче было ответить, можно предложить следующие вопросы в виде некоторой анкеты:

– Был ли Христос Богом?

– Был ли Христос человеком?

– Был ли Христос ангелом?

– Был ли Христос пророком?

– Был ли Христос кем-то еще?

На каждый вопрос, как в анкете, можно ответить: «да», «нет», «не знаю».

Спросим несколько человек.

Некоторые наиболее частые ответы:

– Он был человеком, но не Богом и не ангелом. Может быть, еще и пророком.

– Он был человеком, а потом стал ангелом.

– Он был человеком, потом Его распяли, Он воскрес и стал Богом.

– Он был Богом и Человеком. (К сожалению, очень редкий ответ, но если он звучит, задается следующий вопрос).

Вопрос: А теперь поясните. Когда Младенец Христос родился, Он уже был Богом?

Обычный ответ: Нет, Он стал Богом после Воскресения (или Крещения).

Заключение священника: К сожалению, вы еще не вполне знакомы с православным учением о Христе, которое очень важно. Ибо христианином может называться только тот человек, кто следует учению Христа, а православным только тот, кто «правильно славит» Его, то есть правильно исповедует Его. В этом смысл фразы «православный христианин».

Когда православный человек говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы – о Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но более 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природу.

Как это произошло? В утробе Божией Матери силою Святого Духа зачинается новая жизнь. Богу это было легко сделать: мы помним, что первого человека Бог сотворил и вовсе из праха земного. Когда в утробе любой обычной женщины зачинается новая жизнь, то в мире появляется новая личность. Как только две клеточки (мужская и женская) сливаются, появляется маленькое человеческое тельце, состоящее пока только из одной клеточки. Но без живой души эта клеточка еще не будет человеком. И в тот же миг этому микроскопическому тельцу дается душа, и это уже человечек с душою и телом. Повторю: в момент зачатия в мире появляется новая личность, или, вспомним, по-славянски – новое лицо, а по-гречески – новая ипостась. Когда в утробе Божией Матери зачиналась новая жизнь, то новая личность (лицо, ипостась) не возникала, ибо с новой человеческой жизнью соединилось Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы – Бог Сын.

Поэтому запомним, что Христос – это не Человек, ставший Богом (после Крещения или Воскресения), а Бог, который стал Человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил время вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он уже был Богом.

Итак, Православная Церковь учит о Христе как истинном Боге и истинном Человеке. Запомним это положение православной веры, ибо в этих словах – ее стержень: Христос есть истинный Бог и истинный Человек. А теперь обращаю ваше внимание на то, что именно эта истина, после учения о единстве Святой Троицы, более всего встречала непонимания и вызывала уклонения в ереси. Действительно, человеческому разуму очень трудно уяснить, как можно быть Богом и Человеком одновременно. Лучше сказать даже так: объяснить учение о Богочеловечестве Христа умом невозможно, в это можно только верить сердцем.

Что же здесь сложного? Попробуем объяснить. Бог – это Творец мира. Человек – это Его творение. Быть Творцом и творением – невозможно. Мы можем себе представить, что некий скульптор вылепил прекрасную скульптуру. У нее есть все – руки, ноги, голова, уши, глаза, но это бездушный камень. Быть скульптором и статуей одновременно невозможно. Бог отличается от человека гораздо больше, чем художник от своей картины, больше, чем гончар отличен от горшка, который он вылепил. И Бог, будучи Творцом, становится Своим творением. Например, стать для скульптора бездушным камнем и ограничить себя во всем – это страшное наказание и унижение. Именно такое самоуничижение, умаление Бог претерпевает ради человека. Всемогущий, вездесущий, всеведущий Бог, чтобы стать Человеком, казалось бы, должен лишиться всех Своих свойств. Но хотя это и непонятно логике, сердцем мы веруем, что Христос был и Богом, и Человеком. В том-то и всемогущество Бога, что и это Ему возможно.

А для чего Богу нужно было становиться Человеком, неужели нельзя было спасти человека как-то еще? Оказывается, нельзя. По выражению одного из святых отцов, Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Человек упал в огромную пропасть, насильно из этой пропасти Бог не может вывести человека. И вот Бог Сам становится Человеком, сходит в эту бездну, чтобы поднять оттуда человека к Себе.

Чтобы понять, какое уничижение добровольно претерпевает Бог, становясь Человеком, вспомним Евангелие.

Вопрос: Что сделал царь Ирод, когда узнал о рождении Младенца Христа?

– Не знаю (большинство).

– Приказал убить всех младенцев в Вифлееме (редко).

Вопрос: Как спасся Христос?

– Его положили в корзину и пустили по реке.

– Он с Матерью спрятался в пещере.

Пока правильных ответов нет. Во-первых, в корзину положили будущего пророка Моисея, а не Христа. А в пещере Христос не прятался, а родился. Младенец Христос спасся следующим образом. Ангел явился во сне праведному Иосифу, обручнику Божией Матери, сказав, чтобы он, взяв Деву Марию и Младенца, отправился в соседнюю страну – Египет, где царь Ирод не мог их найти.

Но посмотрим на эту историю глазами православного человека. Ведь Младенец-Христос – это Всемогущий Бог, и Он мог в мгновение ока уничтожить то войско, которое было послано убить Его. В Ветхом Завете нечто подобное происходило. Царь Ахав ищет убить пророка Илию и посылает войско в горы, где скрывается пророк. Пророк Илия молится о спасении, с неба сходит огонь – и войска нет. Царь посылает второе войско, все повторяется. И так три раза. Уж если Бог спасает Своего пророка, то тем более Он может спасти Себя. Но Всемогущий Бог, как беспомощный Младенец, на руках Пресвятой Богородицы бежит от Своих преследователей. И Он был действительно беспомощен по человеческой природе.

Будучи Богом, Христос ни в чем не имел и не имеет нужды, ибо Он вместе с Богом Отцом сотворил небо и землю, моря и океаны, растения и животных. А став добровольно Человеком, Христос хотел есть и пить, чувствовал голод и холод.

Как Бог Христос бессмертен. Какая может быть смерть для Бога, Который Сам сотворил жизнь? Но став Человеком, Христос претерпевает истинную смерть. Как обычно умирает человек? Душа разлучается с телом, и тело бездыханное погребается во гробе. Теперь это тело мертво – просто набор молекул, химических соединений, и ничего больше, никакой жизни. Христос умирает так же. Душа Христова покидает Его тело, и оно, бездыханное, погребается во гробе. Конечно, смерть не может быть сильнее Бога, и мы знаем, что Христос воскресает.

Поэтому, когда Церковь говорит, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком, она говорит о том, что Бог ради спасения человека нисходит в такую пропасть, куда, логически рассуждая, невозможно спуститься Богу, оставаясь Богом.

Опираясь на строгую логику, невозможно представить себе, что Бог может стать человеком. Ведь есть свойства совместимые (например, можно быть горячим и красным), а есть свойства несовместимые (например, нельзя же быть одновременно горячим и холодным или красным и зеленым). Быть Богом и быть человеком – это логически несовместимо. Но у нас есть не только ум и логика, но есть еще и сердце, способное верить и вместить невместимое. Поэтому православные христиане верят в то, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком.

Таинство Крещения

До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради которого вы и пришли в храм.

Вопрос: Как Вы думаете, что происходит с человеком в Таинстве Крещения? Для чего Вы хотите креститься сами или крестить Ваших деток? Чего не хватает Вам?

Варианты ответа: Чтобы Господь дал веру.

Возражение: Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно.

Вариант ответа: Чтобы был Ангел-Хранитель.

Возражение: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?

Вариант ответа: Чтобы можно было молиться.

Возражение: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись.

Вариант ответа: Господь больше слышит и заботится о крещеных.

Возражение: Тут я категорически не соглашусь. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы.

Вариант ответа: Чтобы заново родиться.

– Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу.

Крещение – очень многогранное Таинство. К тем граням, которые отметили вы, хотелось бы добавить еще одну важную, на мой взгляд, сторону.

В момент Крещения человек становится членом Церкви! Звучит очень просто, но за этим стоит очень глубокий смысл. Что такое Церковь? Это не просто собрание верующих людей. Мол, скучно верить одному, а вместе веселее. Собралось два человека: «Веришь в Бога?» – «Верю». – «И я верю, давай верить вместе». – «Давай». – «Ну вот, мы уже Церковь!» Нет, это еще не Церковь. Пока это клуб по православным интересам.

Церковь – это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму. Смотрим на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка живет не сама по себе. В природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по себе, например, амебы, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, чем-то питаются. Но клетки в организме живут совсем другой жизнью. Каждая клетка выполняет свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки доходят через кровеносные сосуды питательные вещества, доходят нервы, которые управляют всем телом, душа пронизывает все тело.

Так же и Церковь. Каждый христианин – это живая клеточка живого организма. До каждого христианина доходит кровеносный сосудик, который духовно питает его. Что это за кровеносный сосудик, объясним чуть позже. Святой Дух пронизывает всю Церковь и управляет ею.

В этом смысле Крещение можно уподобить операции по пересадке, например, почки. Берут донорскую почку и пересаживают ее больному. В чем смысл операции? В том, чтобы почка заработала, прижилась, жила единой жизнью с новым организмом. А почка может еще и не прижиться! Что должен сказать врач, если после операции он увидит, что почка не прижилась? «Простите, но операция прошла впустую. Можно считать, что от пересадки вы не получите никакой пользы!» Если же врач будет убеждать вас: «Операция прошла успешно, только вот сама почка так и не работает, но не расстраивайтесь, ведь почка пришита там намертво, и можно с уверенностью говорить, вы теперь живете с почкой», – то этот врач будет лгать.

А что должен сказать священник, если он видит после Крещения, что человек дома не молится, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается в течение месяца, полугода, наконец, года? Честный священник должен сказать: «Простите, но Крещение хотя и совершилось, но, к сожалению, пока не действенно в Вас, и пока Вы не получите никакой пользы». Действительно, почка пересаживается, чтобы жить единой жизнью с организмом, а Крещение совершается для того, чтобы человек жил единой жизнью с Церковью. Нет церковной жизни – значит, что-то не так.

«Как же так? Вот у меня свидетельство о Крещении: печать, подпись. Я, что же, по-вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой, – нет. Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.

Еще Крещение можно сравнить с приготовлением теста: бросается закваска в муку, и тесто постепенно подходит. А если бросить закваску в какой-нибудь капсуле? Вроде и есть закваска в тесте, да ничего с тестом не происходит.

Возьмем, к примеру, двух деток. Один не крещен, а другой крещен, но в храм не ходит. Так вот, «автоматически», только за то, что второй ребенок крещеный, он никакой дополнительной благодати не получает. Господь его любит, но так же, как и первого. Ибо Господь любит всех людей – и крещеных, и не крещеных.

Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать. Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.

Можно привести другой образ. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу. Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге. Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и остался.

Но что-то все же происходит в Крещении? Или крещеный, но нецерковный человек действительно вновь становится некрещеным, и тогда можно заново принимать Крещение? Конечно, нет, второй раз Крещение совершать недопустимо! С человеком все же происходит важное событие, в нем происходит перемена. Семя новой жизни, брошенное в душу во время Крещения, пребывает в человеке, и поэтому это Таинство никогда не повторяется.

У одного из святых отцов, блаженного Диадоха, есть следующий образ. Если человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его сердца, обитал грех и делал человека оскверненным и тленным. В момент Крещения грех изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать. Но пройдет еще немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно преображаться.

Поэтому, будем разделять такие понятия как «действительность» и «действенность». В действительности Крещения можно не сомневаться, но вот действенность Таинства зависит от самого человека. К сожалению, почти единственное преимущество крещеного человека, не живущего церковной жизнью, заключается в том, что возвращаться в лоно Церкви, восстанавливать духовную жизнь он будет уже не через Таинство Крещения (оно никогда не повторяется), а через Таинство Исповеди, которое часто называется «вторым Крещением».

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Статьи по теме