Храм святой троицы красное село телефон. Церковь во имя пресвятой троицы в красном селе

Согласно дошедшим до нас сведениям, самой первой в Красном Селе была церковь св. великомученицы Екатерины, построенная по повелению Императрицы Екатерины I между 1725 и 1727 годами (т. е. в период ее пребывания на престоле). К сожалению, более точной даты основания этой церкви и каких-нибудь сведений о ее убранстве обнаружить не удалось. Известно лишь, что церковь была деревянная и находилась на месте, где впоследствии были построены здания военного госпиталя (современный адрес - ул. Восстановления, в районе д. 13). Просуществовал этот храм недолго - в 1732 г. он был полностью уничтожен пожаром.

В 1733 г. Санкт-Петербургское Духовное Правление выпустило указ о постройке в Красном Селе нового каменного храма, на который Императрица Анна Иоанновна выделила из личных средств 350 рублей. Новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена 16 августа 1733 года в центре Красного Села и строилась по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Спустя два года строительство храма было окончено, и 20 июля 1735 года ее главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем о. Иосифом Чедневским. По всей видимости, в том же году был освящен и правый придел св. великомученицы Екатерины (храм изначально планировался двухпрестольным). Левый придел свт. Николая Чудотворца был пристроен в 1738 г., однако освящен лишь в 1761 г. В 1822 г. в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел святых праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора (в Петропавловской крепости) Санкт-Петербурга протоиереем о. Стахием Колосовым.
В 1854 г. по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова храм был частично перестроен и расширен, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 г. по его проекту, с юго-западной стороны от церкви была построена небольшая каменная часовня.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). Находясь на возвышенности, храм был виден за много верст. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о ее закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и самый старый из которых, весом 164 пуда 4 фунта (2,68 тонны), был отлит еще в 1764 г.

Одной из главных святынь храма считался серебряный вызолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого, в свою очередь, находился другой - кипарисовый, с 72 различными частицами святых мощей и других святынь. Первоначальное происхождение этого креста неизвестно, в храм же он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой. Другой, также особо чтимой святыней, считалась находящаяся в киоте с левой стороны придела свв. Симеона и Анны небольшая икона Сретения, изображавшая св. праведного Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом на руках, украшенная серебряной ризой с бриллиантами и драгоценными камнями. Икона эта была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловский слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте ее обретения была построена каменная часовня, и ежегодно 11 мая из Троицкой церкви к ней совершался Крестный ход. В настоящее время этот образ находится в Александро-Невской церкви (см. № 2).

Первоначально сельское кладбище находилось близ церкви, и лишь в годы царствования Императора Николая I из-за боязни, что оно находится близко к Красносельским дворцам, кладбище было ликвидировано и перенесено на расстояние в 1,25 версты от церкви на новое место. Рядом с храмом, вплоть до конца XIX века, разрешалось хоронить лишь священнослужителей - здесь были погребены священник Петр Смирницкий (служивший с 1801 по 1850 годы), священник Михаил Горонович (служивший с 1834 по 1854 годы), священник Василий Медведский (служивший с 1876 по 1899 годы).

С момента постройки Троицкая церковь находилась в ведении Павловского городского правления и лишь в 1812 году была переведена в Епархиальное ведомство.
Согласно приходской ведомости, на 1912 год к Троицкой церкви была приписана церковь св. благоверной княгини Ольги, находившаяся в Дудергофе (см. № 11), и церковь св. преподобного Серафима Саровского в дер. Горелово (см. № 10). Кроме них ко храму были также приписаны две упомянутые выше каменные часовни - в церковной ограде (построенная в 1854 г.) и на месте обретения иконы св. Симеона Богоприимца. Эта часовня была построена в 1865 году на средства почетного гражданина Арсения Николаевича Бородулина и находилась рядом с первой деревянной часовней, устроенной вскоре после обретения чудотворного образа.

Согласно той же ведомости, ко храму были также приписаны еще три деревянные часовни, однако когда они были построены и где находились - неизвестно, можно лишь предположить, что они находились в соседних деревнях близ Красного Села - Михайловке, Константиновке, Николаевке, Мухоловой, Перекюли, Койеровой, Горской, Кавелахты, Горелово, Пигелево и других, крестьяне которых и составляли приход Троицкой церкви.

В 1890 г. по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для этой школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.
Троицкая церковь продолжала действовать и в советское время, первые репрессии против ее служителей начались в середине 1930-х годов, когда в марте 1935 г. был выслан из Ленинграда псаломщик храма Михаил Михайлович Безпалов. Его дальнейшая судьба неизвестна.

В августе 1937 года был арестован священник Троицкой церкви Владимир Михайлович Безпалов, а спустя месяц и оставшиеся священнослужители - настоятель храма Василий Григорьевич Крылов и дьякон Петр Михайлович Безпалов. По сфабрикованному обвинению все они были приговорены к высшей мере наказания и 21 октября расстреляны.

Хотя церковь перестала действовать уже фактически с 1937 года, официально она была закрыта по постановлению Леноблисполкома лишь в 1939 году и тогда же переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 г., сразу же поле оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней, также как и в находившейся по соседству Александро-Невской церкви (см. № 2), на протяжении двух лет совершались богослужения.

В начале 1944 г., во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание Троицкой церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали еще раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х гг. в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

Начиная с 1995 г., когда в Красном Селе была образована православная община, администрация Дома культуры дала разрешение на совместное использование здания, а в 1998 году оно полностью было возвращено законному владельцу - Русской Православной Церкви, и в нем начались капитальные реставрационные работы, продолжающиеся и в настоящее время. К 1998 году была полностью восстановлена колокольня, а позднее и церковные апсиды. В 1995 г. Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.

Первую Божественную литургию после чина малого освящения совершил 25 января 1995 г. вновь назначенный настоятель свщ. Александр Ганьжин. Внутри храма к настоящему времени обустроен лишь главный придел Святой Живоначальной Троицы, где находится деревянный иконостас белого цвета, восстановление которого происходит поэтапно, по сохранившимся старым фотографиям. На стенах и колоннах храма, в застекленных киотах помещены несколько больших икон современного письма. С 1997 г. при храме действует воскресная школа для детей, а в 2000 году причтом было начато издание собственной приходской газеты «Свеча».

В настоящее время церковь также планирует начать восстановление разрушенной часовни на нижнем (бывшем военном) кладбище, которая до 1918 г. была приписана к Александро-Невской церкви (см. № 2).
С 1995 года и до настоящего времени настоятелем Троицкой церкви является протоиерей Александр Ганьжин. Современный адрес храма - пр. Ленина (бывшая Санкт-Петербурская ул.), 108.

Согласно дошедшим до нас сведениям, самой первой в Красном Селе была церковь св. великомученицы Екатерины, построенная по повелению Императрицы Екатерины I между 1725 и 1727 гг. (т. е. в период ее пребывания на престоле). К сожалению, более точной даты основания этой церкви и каких-нибудь сведений о ее убранстве обнаружить не удалось. Известно лишь, что церковь была деревянная и находилась на месте, где впоследствии были построены здания военного госпиталя (современный адрес - ул. Восстановления, в районе д. 13). Просуществовал этот храм недолго - в 1732 г. он был полностью уничтожен пожаром. В 1733 г. Санкт-Петербургское Духовное Правление выпустило указ о постройке в Красном Селе нового каменного храма, на который Императрица Анна Иоанновна выделила из личных средств 350 рублей. Новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена 16 августа 1733 г. в центре Красного Села и строилась по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Спустя два года строительство храма было окончено, и 20 июля 1735 г. её главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем Иосифом Чедневским. В 1737 г. был освящен правый придел во имя Святой Великомученицы Екатерины (храм изначально планировался двухпрестольным). Позже, в 1738 г. к церкви был пристроен левый придел во имя Святителя Николая, освященный, однако,лишь в 1761 г. В 1822 г. в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел во имя Святых Праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора в Петропавловской крепости протоиереем Стахием Колосовым. В 1851 - 1854 гг. церковь подверглась частичной перестройке и расширению по проекту архитектора А. И. Резанова, при участии А. М. Камуцци, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 г. церковь была обнесена оградой с небольшой каменной часовней (по проекту Резанова) в её юго-западной части. Первоначально сельское кладбище находилось близ церкви, и лишь в годы царствования Императора Николая I из-за боязни, что оно находится близко к Красносельским дворцам, кладбище было ликвидировано и перенесено на расстояние в 1,25 версты от церкви на новое место. Рядом с храмом, вплоть до конца XIX века, разрешалось хоронить лишь священнослужителей.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). Находясь на возвышении, храм был виден за много верст. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о её закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и старый из которых, весом 2,68 тонны, был отлит ещё в 1764 г.

С момента постройки Троицкая церковь находилась в ведении Павловского городского правления и лишь в 1812 г. была переведена в Епархиальное ведомство. В 1890 г. по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 г. для этой школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.

На 1912 г. к Троицкой церкви была приписана церковь святой благоверной княгини Ольги в Дудергофе и церковь преподобного Серафима Саровского в Горелово. Кроме них ко храму были также приписаны две каменные часовни - в церковной ограде и на месте обретения иконы св. Симеона. Эта часовня была построена в 1865 г. на средства почетного гражданина А. Н. Бородулина и находилась рядом с первой деревянной часовней, устроенной вскоре после обретения чудотворного образа. Ко храму были приписаны ещё три деревянные часовни, однако когда они были построены и где находились - неизвестно, можно лишь предположить, что в соседних деревнях близ Красного Села.

Троицкая церковь продолжала действовать и в советское время, первые репрессии против её служителей начались лишь в середине 1930-х гг. Хотя церковь перестала действовать уже фактически с 1937 г., официально она была закрыта по постановлению Леноблисполкома в 1939 г. и тогда же переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 г., сразу же после оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней на протяжении двух лет совершались богослужения. В январе 1944 г., во время наступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание церкви получило частичные разрушения. В 1960-е гг. были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х гг. в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

Начиная с 1995 г., когда в Красном Селе была образована православная община, администрация Дома культуры дала разрешение на совместное использование здания. 25 января 1995 г. после чина малого освящения в здании были возобновлены богослужения, а в 1998 г. оно было полностью возвращено православной общине, и в нем начались капитальные реставрационные работы, продолжающиеся и в настоящее время. В 1996 - 1998 гг. была полностью восстановлена колокольня Троицкой церкви, позже заново сооружены алтарные апсиды, в 2002 - 2003 гг. восстановлен купол над основным объемом храма.

В 1995 г. Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.


Церковь Святой Троицы. Фото 1910-х гг.

Согласно дошедшим до нас сведениям, самой первой в Красном Селе была церковь св. великомученицы Екатерины, построенная по повелению Императрицы Екатерины I между 1725 и 1727 годами (т. е. в период ее пребывания на престоле). К сожалению, более точной даты основания этой церкви и каких-нибудь сведений о ее убранстве обнаружить не удалось. Известно лишь, что церковь была деревянная и находилась на месте, где впоследствии были построены здания военного госпиталя (современный адрес - ул. Восстановления, в районе д. 13). Просуществовал этот храм недолго - в 1732 г. он был полностью уничтожен пожаром.

В 1733 г. Санкт-Петербургское Духовное Правление выпустило указ о постройке в Красном Селе нового каменного храма, на который Императрица Анна Иоанновна выделила из личных средств 350 рублей. Новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена 16 августа 1733 года в центре Красного Села и строилась по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Спустя два года строительство храма было окончено, и 20 июля 1735 года ее главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем о. Иосифом Чедневским. По всей видимости, в том же году был освящен и правый придел св. великомученицы Екатерины (храм изначально планировался двухпрестольным). Левый придел свт. Николая Чудотворца был пристроен в 1738 г., однако освящен лишь в 1761 г. В 1822 г. в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел святых праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора (в Петропавловской крепости) Санкт-Петербурга протоиереем о. Стахием Колосовым.

В 1854 г. по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова храм был частично перестроен и расширен, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 г. по его проекту, с юго-западной стороны от церкви была построена небольшая каменная часовня.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). Находясь на возвышенности, храм был виден за много верст. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о ее закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и самый старый из которых, весом 164 пуда 4 фунта (2,68 тонны), был отлит еще в 1764 г.

Одной из главных святынь храма считался серебряный вызолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого, в свою очередь, находился другой - кипарисовый, с 72 различными частицами святых мощей и других святынь. Первоначальное происхождение этого креста неизвестно, в храм же он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой. Другой, также особо чтимой святыней, считалась находящаяся в киоте с левой стороны придела свв. Симеона и Анны небольшая икона Сретения, изображавшая св. праведного Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом на руках, украшенная серебряной ризой с бриллиантами и драгоценными камнями. Икона эта была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловский слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте ее обретения была построена каменная часовня, и ежегодно 11 мая из Троицкой церкви к ней совершался Крестный ход. В настоящее время этот образ находится в Александро-Невской церкви (см. № 2).

Первоначально сельское кладбище находилось близ церкви, и лишь в годы царствования Императора Николая I из-за боязни, что оно находится близко к Красносельским дворцам, кладбище было ликвидировано и перенесено на расстояние в 1,25 версты от церкви на новое место. Рядом с храмом, вплоть до конца XIX века, разрешалось хоронить лишь священнослужителей - здесь были погребены священник Петр Смирницкий (служивший с 1801 по 1850 годы), священник Михаил Горонович (служивший с 1834 по 1854 годы), священник Василий Медведский (служивший с 1876 по 1899 годы).

С момента постройки Троицкая церковь находилась в ведении Павловского городского правления и лишь в 1812 году была переведена в Епархиальное ведомство.

Согласно приходской ведомости, на 1912 год к Троицкой церкви была приписана церковь св. благоверной княгини Ольги, находившаяся в Дудергофе (см. № 11), и церковь св. преподобного Серафима Саровского в дер. Горелово (см. № 10). Кроме них ко храму были также приписаны две упомянутые выше каменные часовни - в церковной ограде (построенная в 1854 г.) и на месте обретения иконы св. Симеона Богоприимца. Эта часовня была построена в 1865 году на средства почетного гражданина Арсения Николаевича Бородулина и находилась рядом с первой деревянной часовней, устроенной вскоре после обретения чудотворного образа. Согласно той же ведомости, ко храму были также приписаны еще три деревянные часовни, однако когда они были построены и где находились - неизвестно, можно лишь предположить, что они находились в соседних деревнях близ Красного Села - Михайловке, Константиновке, Николаевке, Мухоловой, Перекюли, Койеровой, Горской, Кавелахты, Горелово, Пигелево и других, крестьяне которых и составляли приход Троицкой церкви.


Интерьер Троицкой церкви. Фото 1910-х гг.

В 1890 г. по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для этой школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.

Троицкая церковь продолжала действовать и в советское время, первые репрессии против ее служителей начались в середине 1930-х годов, когда в марте 1935 г. был выслан из Ленинграда псаломщик храма Михаил Михайлович Безпалов. Его дальнейшая судьба неизвестна. В августе 1937 года был арестован священник Троицкой церкви Владимир Михайлович Безпалов, а спустя месяц и оставшиеся священнослужители - настоятель храма Василий Григорьевич Крылов и дьякон Петр Михайлович Безпалов. По сфабрикованному обвинению все они были приговорены к высшей мере наказания и 21 октября расстреляны.


Церковь Святой Троицы. Фото 2001 г.

Хотя церковь перестала действовать уже фактически с 1937 года, официально она была закрыта по постановлению Леноблисполкома лишь в 1939 году и тогда же переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 г., сразу же поле оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней, также как и в находившейся по соседству Александро-Невской церкви (см. № 2), на протяжении двух лет совершались богослужения.

В начале 1944 г., во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание Троицкой церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали еще раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х гг. в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

Начиная с 1995 г., когда в Красном Селе была образована православная община, администрация Дома культуры дала разрешение на совместное использование здания, а в 1998 году оно полностью было возвращено законному владельцу - Русской Православной Церкви, и в нем начались капитальные реставрационные работы, продолжающиеся и в настоящее время. К 1998 году была полностью восстановлена колокольня, а позднее и церковные апсиды. В 1995 г. Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.


Современное внутреннее убранство Троицкой церкви. Фото 2001 г.

Первую Божественную литургию после чина малого освящения совершил 25 января 1995 г. вновь назначенный настоятель свщ. Александр Ганьжин. Внутри храма к настоящему времени обустроен лишь главный придел Святой Живоначальной Троицы, где находится деревянный иконостас белого цвета, восстановление которого происходит поэтапно, по сохранившимся старым фотографиям. На стенах и колоннах храма, в застекленных киотах помещены несколько больших икон современного письма. С 1997 г. при храме действует воскресная школа для детей, а в 2000 году причтом было начато издание собственной приходской газеты «Свеча».

В настоящее время церковь также планирует начать восстановление разрушенной часовни на нижнем (бывшем военном) кладбище, которая до 1918 г. была приписана к Александро-Невской церкви (см. № 2).

С 1995 года и до настоящего времени настоятелем Троицкой церкви является протоиерей Александр Ганьжин. Современный адрес храма - пр. Ленина (бывшая Санкт-Петербурская ул.), 108.

журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2002

Церковь Пресвятой Троицы - единственное здание в Красном Селе, история которого восходит к XVIII в.

Императрица Екатерина I (1725-1727) распорядилась построить в Красном Селе церковь и освятить престол во имя святой, имя которой носила.

В 1732 году вместо обветшавшей и сильно пострадавшей от пожара церкви, времён Екатерины I, по указу императрицы Анны Иоанновны была возведена новая. Сама Анна Иоанновна внесла первое пожертвование на строительство - 350 рублей серебром. 22 июня 1733 года было получено разрешение Синода на строительство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Екатерины (в память старой Екатерининской церкви).

Новую церковь решено было возводить на Красносельской (Дворцовой) горе, на пересечении Царскосельской дороги и Ревельского тракта (ныне пр. Ленина и Нагорной улицы). Храм на этом месте хорошо виден с близлежащих районов и с железнодорожной ветки.

Заложена церковь были 16 августа 1733 года "при управителе Дмитрии Парфентьеве и мастере Бланке", как сообщалось на мраморной доске в притворе церкви. Приход церкви составлял 277 дворов. Автор проекта - архитектор Иван Яковлевич Бланк (1708-1745) - русский архитектор немецкого происхождения, отец архитектора К.И. Бланка. Кроме Троицкой церкви в Красном селе он известен постройками Знаменской церкви в Царском Селе, фонтанов "Шахматная гора" и "Римские фонтаны" в Петергофе. Существует мнение, что (1731-1734) архитектором М.Г. Земцовым построена совместно с И.Я. Бланком. Действительно, эти храмы выполнены в едином стиле, что не может не бросаться в глаза.

Основной объем здания храма завершался тремя пятиугольными апсидами на востоке. К нему примыкали трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Деревянный купол не имел барабана и опирался непосредственно на подпружные арки, что ограничивало внутреннее пространство. Наружное убранство церкви составляли треугольные фронтоны, рустованные пилястры на углах, лучковые завершения оконных и дверных проемов, окна-люкарны. Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и самый старый из которых, весом 164 пуда 4 фунта (2,68 тонны), был отлит еще в 1764 году.

Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями в стиле барокко.

20 июля 1735 года строительство храма было окончено Освящение совершил настоятель Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиерей о. Иосиф Чедневский. 19 июля был освещён Екатерининский придел, 20 июля - главный престол храма.

Храм изначально планировался как двухпрестольный. Третий придел во имя свт. Николая Чудотворца был пристроен в 1738 году, освящен в 1761 году.

В 1815 году на средства купца Василия Крашенинникова и распоряжением городского головы Петра Алексеева в церкви осуществлен ремонт: замена деревянной крыши железной, поновление живописи. Троицкая церковь была "холодной" т.е. в зимнее время не отапливалась. На церковном дворе располагались кладбище, упраздненное при императоре Николае I из-за близости к дворцу (ныне утраченному).

В 1822 году в средней части храма, с правой стороны, был устроен тёплый придел святых праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора (в Петропавловской крепости) Санкт-Петербурга протоиереем о. Стахием Колосовым.

С 1827 года по март 1830 в церкви архитектором 3.Ф. Дильдиным (Дыльдиным) проводился ремонт, в результате которого заменены пол, рамы, перекрытия на хорах и на колокольне, два ветхих иконостаса, престолы и жертвенники в приделах, устроены две изразцовые печи, настлан пол из путиловской плиты.

В 1851-1854 году по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова (1817 -1887) храм был частично перестроен и в таком виде он пребывал до 1939 года. В ходе работ храм расширили почти на четверть с разборкой и переносом северной, южной стен и соответствующим удлинением западной и восточной. Новый кирпичный купол (такого же диаметра, как старый) был поставлен на барабан, что привело к увеличению высоты подкупольного пространства. Деревянные перекрытия церкви везде, кроме боковых апсид, заменили кирпичными сводами. Новая отделка церкви была осуществлена в стиле барокко, дабы не нарушать замысла первого архитектора храма. В том же 1854 году по проекту А.И. Резанова, с юго-западной стороны от церкви была построена небольшая каменная часовня.

Одной из главных святынь храма считался серебряный позолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого находился другой - кипарисовый, с 72 различными частицами святых мощей и других святынь. Первоначальное происхождение этого креста неизвестно, в храм он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой. Другой, также особо чтимой святыней являлась икона Сретения Господня. Она находилась в киоте с левой стороны придела свв. Симеона и Анны (сейчас икона находится в Александро-Невской церкви Красного Села). Икона была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловский слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте ее обретения была построена каменная часовня, к которой ежегодно 11 мая из Троицкой церкви совершался Крестный ход.

Император Александр II в 1864 году пожертвовал образ Спаса Нерукотворного память покорения Кавказа.

К Троицкому храму были приписаны четыре часовни (в юго-западном углу церковной ограды, деревянная на приходском кладбище, деревянная и каменная на месте обретения иконы св. Симеона); три церкви: во имя равноап. кн. Ольги в Дудергофе (1884), прп. Серафима Саровского в Горелово (1905), блгв. князя Константина Ярославского и вмц. Варвары при училище писчебумажной фабрики (1906); церковноприходская школа. Все указанные выше приписные церкви и часовни ныне утрачены.

Рядом с храмом были захоронены священники Петр Смирницкий (служивший с 1801 по 1850 г.), Михаил Горонович (1834-1854), Василий Медведский (1876-1899).

В советское время храм был открыт до 1939 года, хотя репрессии среди священнослужителей начались уже с 1937 года. В 1939 храм был окончательно закрыт, и переоборудован под клуб, снесена находившаяся рядом с храмом каменная часовня.

В 1941 году, сразу же поле оккупации немцами Красного Села, церковь была вновь открыта. Богослужения совершались два год. При отступлении немецких войск в начале 1944 года советской артиллерией было частично разрушено здание церкви. После войны в 1960-е годы власти решили довершить работу артиллерии: были снесены купол и верхний ярус колокольни. В здании стал храма стал располагаться Красносельский дом культуры. В 1995 году Троицкая церковь даже в таком обезображенном виде была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.

Статьи по теме