Житие мученицы параскевы, нареченной пятницею. Молитва параскевы римской Параскева римская в чем помогает

Закономерен вопрос: какое отношение имеет икона святой Параскевы к духовной жизни Мариуполя? По преданию эта икона спасла наш город от холеры.

В путеводителе по Крыму указывается, что «источник святой преподобномученицы Параскевы Римской… на территории Топловского Свято-Троице Параскевиевского женского монастыря… забил на месте казни святой Параскевы (усекновение головы). Считается, что вода из источника св. Параскевы излечивает болезни глаз и головы. Также святой Параскеве молятся женщины, желающие иметь детей. Источник имеет форму колодца, над которым установлена часовня. В этом источнике была обретена икона святой Параскевы греческого письма. На иконе изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцеленные глаза. По преданию, эта икона спасла город от холеры. Местонахождение этой иконы в настоящее время не известно».

Эпидемические болезни в XVIII-XIX в.в. в буквальном смысле выкашивали население. В издании «Старый Мариуполь» указывается: «Не меньше страдало от эпидемий и взрослое население Мариуполя. Не располагая статистическими данными, трудно судить о том, какие моровые болезни поражали его в первые полвека жизни в устье Кальмиуса. Но о том, что это были тифы, лихорадка и туберкулез, можно утверждать с огромной долей уверенности» .

Сделанное мне предложение - провести журналистское расследование на предмет установления важного для духовного Мариуполя факта - определения местонахождения иконы св. Параскевы - было неожиданным. Особых сложностей в таком расследовании поначалу не видела. Есть православные храмы Мариупольских благочиний, краеведческий музей, есть Интернет, наконец. Может быть, если повезет, услышу предания, передающиеся из уст в уста, о времени пребывания иконы в нашем городе. Надеялась на то, что, как всегда, бывает во время расследования: откроются другие источники информации.

Но первые же мои активные попытки воспользоваться всем перечисленным выше ни к чему не привели. Убедилась только в том, что и до меня пытались установить местонахождение иконы этой святой. Однако и тогда все заканчивалось констатацией факта - к сожалению, судьба иконы в настоящее время неизвестна. И я прекратила свое расследование.

Прошел месяц, другой. Иные заботы и дела занимали время и внимание, но нет-нет, а святая тревожила память и сердце. Однажды, перебирая бумаги, увидела среди них небольшую книгу «Животворящая святыня. Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь» , написанную Людмилой Ясельской по благословению высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского. Ее дала мне в свое время для временного пользования старший научный сотрудник отдела истории края с 1917 года по настоящее время Мариупольского краеведческого музея Татьяна Головко.

Икона святой Параскевы напрямую связана с этим монастырем. Автор книги пишет по этому поводу: «Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свое упование и чаяния, утешались и излечивались. Это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места».

А вот и описание того, что интересует сейчас меня больше всего: «И, конечно же, неопровержимым доказательством тому было обретение в источнике иконы с изображением св. преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением – по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля ст. ст.) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник). Современных данных о местонахождении этой иконы мы не имеем».

Книга издана в 2009 году. Может быть, с тех пор Топловский монастырь сумел получить какие-либо сведения об этой иконе? Нахожу телефон монастыря и связываюсь с матушкой Ульяной. Ее ответ был лаконичным: «Если бы вы прислали нам такую информацию, мы были бы очень рады». Значит, следы иконы надо искать в Мариуполе.

Обращаюсь в Мариупольский краеведческий музей. Первым, что предоставляют мне сотрудники — главный хранитель фондов музея Людмила Якушенко, заместитель директора музея по научной работе Раиса Божко, заведующая отделом истории края с древнейших времен до 1917 года Лидия Кучугура, которые не только не отказали в помощи, но и активно включились в поиск, — была ксерокопия той страницы книги «Мариуполь и его окрестности» (Мариуполь, 1892 г.), где написано: «В этой же церкви (церковь Рождества Богородицы. – Прим. авт.) чтится икона св. Параскевы и притом 8 августа. Празднование установлено по следующему случаю. Во время холеры одна женщина видела сон, что нужно икону св. Параскевы обнести вокруг прихода. Обнесли – и холера прекратилась. Это было 8 августа, и с тех пор этот день посвящен св. Параскеве. В церкви бывают только женщины, и панаиры, празднуемые в этот день, называются женскими» (текст дан в современной транскрипции. – Прим. авт. ).

Кто же она такая, святая Параскева?

Полное преподобномученицы Параскевы Римской

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва бы­ла един­ствен­ной до­че­рью ро­ди­те­лей-хри­сти­ан и с мо­ло­дых лет по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу. Жи­вя в ро­ди­тель­ском до­ме, она мно­го вре­ме­ни уде­ля­ла мо­лит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­тая Па­рас­ке­ва раз­да­ла все свое иму­ще­ство ни­щим, при­ня­ла ино­че­ство и, под­ра­жая свя­тым апо­сто­лам, на­ча­ла про­по­ве­до­вать языч­ни­кам о Хри­сте, мно­гих об­ра­щая в хри­сти­ан­ство.

О ее де­я­тель­но­сти бы­ло до­не­се­но им­пе­ра­то­ру Ан­то­ни­ну Пию (138–161), и свя­тая Па­рас­ке­ва пред­ста­ла пе­ред су­дом. Бес­страш­но ис­по­ве­да­ла она се­бя хри­сти­ан­кой. Ни обе­ща­ния по­че­стей и ма­те­ри­аль­ных благ, ни угро­зы му­че­ни­я­ми и смер­тью не по­ко­ле­ба­ли твер­до­сти свя­той и не от­вра­ти­ли ее от Хри­ста. Она бы­ла пре­да­на звер­ским ис­тя­за­ни­ям. Ей на го­ло­ву на­де­ли рас­ка­лен­ный шлем и бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. Од­на­ко си­лой Бо­жи­ей свя­тая му­че­ни­ца оста­лась невре­ди­мой. Ко­гда им­пе­ра­тор за­гля­нул в ко­тел, свя­тая Па­рас­ке­ва бро­си­ла ему в ли­цо несколь­ко ка­пель рас­ка­лен­ной смо­лы, и он ослеп. Им­пе­ра­тор стал про­сить ее об ис­це­ле­нии, и свя­тая му­че­ни­ца ис­це­ли­ла его. По­сле это­го им­пе­ра­тор от­пу­стил свя­тую Па­рас­ке­ву на сво­бо­ду.

Пе­ре­хо­дя с про­по­ве­дью Еван­ге­лия с од­но­го ме­ста на дру­гое, свя­тая Па­рас­ке­ва при­шла в го­род, где пра­ви­те­лем был Ас­кли­пий. Здесь свя­тую опять су­ди­ли и при­го­во­ри­ли к смер­ти. Ее по­ве­ли к огром­но­му змею, жив­ше­му в пе­ще­ре, чтобы он по­жрал ее. Но свя­тая Па­рас­ке­ва со­тво­ри­ла над зме­ем ­ное зна­ме­ние, и он тут же из­дох. Ас­кли­пий и го­ро­жане, ви­дя та­кое чу­до, уве­ро­ва­ли во Хри­ста и от­пу­сти­ли свя­тую. Она про­дол­жа­ла свою про­по­ведь. В го­ро­де, где пра­ви­те­лем был некто Та­ра­сий, свя­тая Па­рас­ке­ва при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний ее обез­гла­ви­ли.

«…святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово, — заключает Людмила Ясельская. – Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре. Частицы этих мощей имеются в обители. А в том месте, где ей отсекли голову, забил целебный источник Чокрак Саглык (по-татарски «источник живой, здоровой воды»), не пересыхавший ни разу за девятнадцать веков» .

С каким изображением разыскивается икона святой Параскевы?

Каким был образ святой Параскевы на иконе, находившейся в мариупольском храме Рождества Богородицы? Скажу сразу, на сегодняшний день ни в одном православном храме Михайловского и Николаевского благочиний Мариуполя нет иконы с каким-либо ее изображением.

Вот как описана икона святой преподобномученицы Параскевы Римской в «Иконописном подлиннике», особом руководство по иконографии, собрании образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах:

«Другая святая Параскева известна как Параскева Римская, она пострадала в Риме, в первой половине II века. Прославлена св. Параскева Римская как преподобномученица, память её отмечается 26 июля. Иконографические особенности изображений прмц. Параскевы Римской - это пальмовая ветвь, которую она держит в руках вместе с крестом. Кроме того, она изображалась с орудиями страданий Христа. Необычная иконографическая деталь в изображении Параскевы Римской - это блюдо с лежащими в нем глазами, символ дара исцеления ослепленных, деталь эта возникла в связи с чудом, о котором повествует житие святой (исцеление императора от слепоты).»

И в Преображенской церкви (на «Черемушках»), и в соборе Архистратига Михаила (на Левом берегу) мне показывали святцы (в церкви – черно-белые, в соборе – цветные), где святая изображена примерно так, как описывается в упомянутой книге о Топловском монастыре.

Согласно бытующим преданиям, сказано в книге: «по ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках. Считается, что особенно хорошо помогает преподобномученица Параскева тем, у кого больны глаза…».

Есть, по утверждению Людмилы Ясельской, греческая икона, на которой святая Параскева держит чашу, а в ней – исцеленные ею глаза. По преданию, именно эта икона находилась в мариупольском храме Рождества Богородицы и спасла наш город от холеры. И местонахождение именно этой иконы в настоящее время неизвестно.

Написала и подумала: если местонахождение иконы только неизвестно, то это плохо, но не безнадежно. А что, если икона св. Параскевы, не приведи Господь, канула в Лету? Давайте еще раз вернемся к периоду ее пребывания в церкви Рождества Богородицы. Храм заложил в 1780 году, как сказано в книге «Мариуполь и его окрестности» (Мариуполь, 1892 г.), . В издании «Мариуполь и его окрестности: Взгляд из XXI века» (Мариуполь, 2008 год) также указывается, что «еще в 1780 году митрополит Игнатий в г. Мариуполе заложил четыре храма: соборную церковь св. Харлампия; для кафайского квартала – церковь св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата; для карасевского квартала – церковь Рождества Богородицы; для марьинского квартала – церковь Успения Богородицы». Полное ее название – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане называли ее Рождественской.

Документально подтверждается, что церковь Рождества Богородицы существовала и в 1795 году. В издании «Мариуполь и его окрестности» за 2008 год отмечается, что «в 1795 году в Мариуполе действовали 4 православных храма: Св. Харлампия, Рождества Богородицы, Успения Богородицы и Св. Марии Магдалины».

И все же «сведений о ней сохранилось мало, - пишут исследователи. - Церковь перестраивалась в конце XVIII века, но, когда - неизвестно, к тому же описи с 1809 г. по 1823 г. были безвозвратно утеряны…». Уже в 1892 году «Мариуполь и его окрестности напишет: «… для карасевцов, т. е, выходцев из Карасу-Базара, митрополит заложил и основал церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Так как карасевцы привезли с собой походную церковь с подвижным антиминсом, то Рождество-Богородичная церковь скоро была окончена, освящена и открыта к богослужению. Потом она была перестроена, но, когда неизвестно, потому что описи с 1809 по 23 г. утеряны. Вероятно, каменная часть, то есть фундамент, и стены до купола, осталась старая; она была покрыта сначала камышем, а потом позднейшая переделка состояла в том, что приделали деревянный купол. В таком виде она была и до настоящего времени, а теперь опять переделывается (пишет издание в 1892 году. - Примеч. автора) . В ней остался престол, освященный митрополитом Игнатием. Иконостас старый, хорошей работы. Над иконостасом крест и архиерейская рипида из Крыма (как утверждают исследователи, из Крыма греки вывезли все церковное убранство и иконы. - Примеч. автора). К числу древних предметов относится плащаница 1717 г., вышитая шелками, чаша, кадило и два евангелия на греческом и турецком языках».

Как и многие другие храмы, строилась церковь Рождества Богородицы на средства прихожан того времени. Размещалась она на месте пересечения современных улиц Куинджи и Артема… особенно почиталась прихожанами Рождественской церкви икона Косьмы и Дамиана… Как сказано в упомянутой выше книге, в Рождественской церкви «чтится икона св. Параскевы и притом только 8 августа». (День почитания иконы ошибочно приведен по н. ст. Память Параскевы Римской совершается 26 июля по ст. ст. (8 августа н ст.). Прим. ред. )

Изъяли вооруженные красноармейцы или спасли верующие мариупольцы?

По материалам, предоставленным отделом по вопросам внутренней политики горсовета, церковь Рождества Богородицы располагалась на Косьмо-Демяновской площади в конце улицы Таганрогской (позже улицы Артема). Храм был уничтожен в 1936 году. И в том же году на этой же площади возвели среднюю школу № 11. Упоминается эта церковь и в завещании знаменитого нашего земляка Архипа Ивановича Куинджи. В первом пункте этого документа записано: «Рождество-Богородичной церкви в г. Мариуполе, в которой я был крещен, десять тысяч (10000 руб.) на школу моего имени». В этом храме в 1875 году знаменитый художник венчался с Верой Леонтьевной Кечеджи-Шаповаловой.

Вместе с сотрудниками краеведческого музея, главным редактором газеты «Эллины Украины» Викторией Помазан пытаемся отыскать следы иконы св. Параскевы среди архивных документов, в воспоминаниях людей, каким-либо образом связанных с событиями и фактами того периода. О храме слышали, об иконе - нет или «так что-то, в общих чертах».

Иногда путают икону св. Параскевы с Мариупольской иконой Божией Матери «Одигитрия», известной сегодня по имени Мариупольской. Как сказано в упомянутой выше книге «Мариуполь и его окрестности», Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия» «была богато украшенная икона. Риза Божией Матери …вышита из жемчуга, местами жемчуг редкой величины, и осыпана бриллиантами, алмазами и другими драгоценными камнями». Ее почитали и мусульмане, «известно, что хан перед военным походом ставил перед иконою пудовую восковую свечу». А когда христиане из Крыма переселялись в Приазовье, то, помолившись у иконы, вынуждены были прятать святыню от татар в одной из бочек с зерном, старательно оберегая ее.

Путают Мариупольскую икону Божией Матери с иконой св. Параскевы, вероятно, потому, что с первой иконой тоже совершали крестный ход против холеры. Однако находилась «Одигитрия» не в церкви Рождества Богородицы, а в Свято-Успенском храме, который в 1936 году был взорван. На этом месте сегодня располагается автовокзал.

Во время расследования местонахождения иконы св. Параскевы забрезжила было надежда на успех. Из краеведческого музея позвонила главный хранитель фондов Людмила Якушенко и сообщила, что в фондах сохранилось 18 инвентарных книг отдела истории Ждановского музея за 1948 год. Может, в них найдется запись о разыскиваемой иконе.

Сижу листаю инвентарные книги. Вот сведения об иконе деревянной Георгия Победоносца, на коне, XVIII столетие; нахожу также запись: «Икона «Божия Матерь» в ризе латунной, образец работы по металлу; икона медная. Передана Сталинскому музею краеведения; икона, нарисованная на полотне масляными красками – Божия Матерь и . Риза сделана из разноцветного стекляриуса…»

Нет, не она, разыскиваемая. И вдруг в инвентарной книге № 13 с записями от 6 по 13 октября читаю: «Икона Августовская. Пресвятая . Стоимость – 5-00» . Очень может быть, что это та самая икона. Но кто теперь может пояснить, что означает «августовская»: августейшая или имеющая отношение к тому 8 августа, когда в церкви Рождества Богородицы праздновали панаир? И стоимость ее невысока – пять советских рублей.

Неужели и она попала в списки церковных ценностей, когда в голодные годы Страны Советов вооруженные красноармейцы с милицией изымали их, чтобы обеспечить «благополучие и будущее Советской Республики»?

Захожу в интернет. И опять разочарование. В материале Википедии сказано: «Августовская икона Божией Матери - почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память ее явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши)».

А когда материал готовился к печати, сотрудники Мариупольского краеведческого музея сообщили, что эта икона находится в фондах Донецкого областного краеведческого музея и является «довольно редким образом Августовской иконы Пресвятой Богородицы, связанным с событиями первой мировой войны 1914 г.».

Забрезжившая надежда опять пропала. А может, все-таки икона, спасшая когда-то Мариуполь от холеры, спасена кем-то из мариупольцев? Очень хотелось. чтобы откликнулись те, которым что либо известно об этой духовной святыне Мариуполя. Заходите на наш сайт и сообщайте любую информацию об иконе святой преподобномученицы Параскевы Римской. будем вам искренне благодарны.


Конечно же, такое обилие храмов во имя одной святой на сравнительно небольшой территории и не имеющее аналогов во всем Крыму - не простое совпадение. Оно объясняется тем, что у местных жителей издавна существовало верование, что именно в этих местах преподобномученица Параскева претерпела свои последние страдания и восприняла мученический венец, а целебный источник забил на месте ее казни.

Жизнеописание святой преподобномученицы Параскевы повествует следующее: она родилась в Риме, в семье благочестивых христиан: Агафона и Политии. Они долгое время не имели детей, и, только после горячих молитв, Господь даровал им единственную дочь Параскеву, названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева - пятница, греч.). Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина - Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н.э.) и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.

Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам - проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никакого вреда. Тогда последовал новый приказ - бросить Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву: "Раба истинного Бога, - просил он, - помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь". По молитве святой император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.

Отпущенная с миром Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить Параскеву от евангельской проповеди, но, не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: "Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их" (Мк. 16:18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.

Наконец, святая Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преодобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы святой преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. Частицы этих мощей некогда имелись в обители.

А местные крымские жители твердо веровали, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля (по старому стилю) не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су - источник живой, здоровой воды). Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места. И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением святой преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением - по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля по старому стилю) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный "женский панаир".

С вятая преподобномученица Параскева пострадала за веру во Христа в царствование римского императора Антонина Пия (138-161). Она родилась в Риме и была единственной дочерью благочестивых христиан. Ее родители Агафон и Полития были бездетны, но усердной молитвой испросили у Бога ребенка. Родившуюся девочку назвали Параскевой (дословно-пятница), так как она родилась в пятницу. Мать научила святую Параскеву молиться и с усердием и любовью посещать храм Божий. Христианское воспитание принесло свои плоды: святая Параскева с юности полюбила чтение Священного Писания, была кроткой и смиренной, исполненной пламенной любви ко Христу Спасителю.

После кончины родителей святая Параскева, стремясь к духовному совершенству, раздала имущество бедным, приняла иноческое пострижение и, подражая святым апостолам, стала ходить по городам и селениям, проповедуя слово Божие. Многих язычников обратила святая Параскева к истинной вере. Видя успех ее проповеди, иудеи оклеветали святую перед императором Антонином Пием. Он приказал привести к себе святую Параскеву и пытался убедить ее отречься от Христа. Но ни угрозы, ни уговоры не поколебали веру святой. Тогда ее подвергли пыткам: надели на голову раскаленный шлем и бросили в медный котел, наполненный кипящим маслом и смолой. Однако святая мученица осталась невредимой. Император, желая проверить, горячо ли содержимое котла, приказал святой Параскеве брызнуть на него из котла. Святая исполнила повеление, и смола, попавшая на лицо императору, выжгла ему глаза. Раскаявшись, Антонин стал просить у святой мученицы прощения, и она исцелила его. Видя силу молитвы святой, император и многие из его слуг приняли святое Крещение.

Отпущенная на свободу, святая Параскева вновь отправилась по разным городам с проповедью христианского учения. В одном городе, где правителем был некто Асклипий, святую схватили и вновь предали суду. Убедившись, что она не отречется от Христа, мучители бросили ее в пещеру, где жил змей и куда бросали приговоренных к смерти преступников. Святая Параскева крестным знамением поразила змея и осталась невредимой.

Увидев такое чудо, Асклипий и его приближенные уверовали во Христа. Вновь святая Параскева отправилась проповедовать учение Христа Спасителя. В другом городе местный правитель по имени Тарасий подверг святую многочисленным жестоким пыткам, а затем приказал отсечь ей голову мечом.

Позднее мощи святой преподобномученицы Параскевы были перенесены в Константинополь, в 1200 году их видел там русский паломник Антоний. В Константинополе, на левой стороне бухты Золотой Рог, в местности Хаски-Кивой, был построен храм во имя святой Параскевы. Память преподобномученицы Параскевы свято чтится и в России. В 1864 году в Крыму, в урочище Топлу, был устроен женский общежительный монастырь в ее честь. Около монастыря находился источник святой Параскевы, который считался целебным.

Все о религии и вере - "молитва параскевы римской" с подробным описанием и фотографиями.

Молитва параскевы римской

Преподобномученица Параскева Римская

Cвятая преподобномученица Параскева родилась в Риме, в семье благочестивых христиан Агафона и Почитии. Они долгое время не имели детей, и только после горячих молитв Господь даровал им единственную дочь Параскеву названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева – пятница – греч.) Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина – Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н. э.), и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.

Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти св. Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам – проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никагого вреда. Тогда последовал новый приказ – бросить св. Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал св. Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву «Раба истинного Бога, – просил он, – помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой, император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.

Отпущенная с миром св. Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить св. Параскеву от евангельской проповеди, но не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк.16 18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.

Наконец, св. Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре.

В Крыму, у села Тополевка, рядом со святым источником чистой ключевой воды, расположился Троице-Параскевский Топловский женский монастырь. Ему более 130 лет. До 1917 г. в нем жили 300 монахинь. В настоящее время в возрожденном монастыре хранятся ценные православные реликвии: иконы, распятие с мощами святых. Пребывавшие в монастыре возвращаются к истокам веры своих отцов, заряжаются духовными и нравственными идеалами православия.

Местные крымские жители твердо веруют, что именно здесь в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля / 8 августа, не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су – источник живой, здоровой воды). Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среда густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места.

И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением св. преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением- по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля ст. ст.) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир». (панаир – церковный праздник (греч).)

Наряду с древними, существовали и более современные предания о святой преподобномученице Параскеве. Замечательно, что эти предания бытовали не только среди окрестного православного населения, но и в значительной степени среди татар. «Топловский монастырь, – говорили они, – никогда не оскудеет; его хранит и за него молится сама св. Параскева. По ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках: тихая, прекрасная, она безмолвно благословляет встретившегося ей путника и, если он болен, исцеляет его своим дивным взглядом. Но случилось, что злые люди хотели сделать вред монастырю; тогда святая являлась им и своим мановением останавливала дерзких; пораженные незримой силой, они не могли продолжать своего пути и оставляли то, что неправедно взяли. Так было с татарами, пытавшимися унести ночью приготовленные бревна и доски для постройки церкви и монастырских келий; они со своей ношей доходили только до св. источника, где их заставало утро, несмотря на их усилия скрыться и увести похищенные ими предметы».

Акафист святой преподобномученице Параскеве

Взбранной невесте Христовой, святой преподобномученице Параскеве, с верой и любовию похвальное пение яко благой целительнице приносим: ты же, страстотерпице Христова, милостивно нам преклонися, подвиги и страдания твоя воспевающим, и от всяких бед свобода ны, со умилением зовущий ти: Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево всеславная.

Ангел Господень послан бысть возвестити неплодным родителем, твоим, преподобномученице, яко Бог молитву их услыша: родити бо имут дщерь благословенную Царствия Небесного наследницу. Таковому, предивному предвозвещению о рождении твоем дивящеся, яко избранницу Божию, ублажаем тя похвалами сими: Радуйся, ангельским проречением провозвещенная, Радуйся, неплодие родителей своих рождением твоим разрешившая. Радуйся, многими молитвами у Бога испрошенная, Радуйся, всех в молитве не унывати научившая. Радуйся, благаго корене святое прозябление, Радуйся, Христолюбивых отца и матере дщерь боголюбезная. Радуйся, от чрева матерня на служение Христу предизбранная. Радуйся, Жениху нетленному девство свое обручившая, Радуйся, божественнаго к людям милосердия явление, Радуйся, молитвы кадило непрестанное. Радуйся, ленивых обличение, Радуйся, сумняшнхся благое утверждение. Радуйся, преподобномученице Христова. Параскево, всеславная.

Видевшие мира суету и непостоянство, Параскево богомудрая, от мира удалитися вожделела еси, да возможеши непрестанно благоугождати Христу Богу, и невозбранно иго Его благое понести, в молитвах же присно прилежати, зовуща Ему: Аллилуиа.

Разум небесный стяжавши преподобномученица Параскева, по кончине родителей твоих, вся имения нищым раздала есть, в путь исповедания Христова усердно потекши, того ради восхваляем тя сице: Радуйся, красотою душевною просиявшая, Радуйся, о телесной доброте небрегшая. Радуйся, благодатию Святаго Духа душу твою исполнившая, Радуйся, исповедания имене Его не убоявшаяся. Радуйся, исповеднице Христова непоколебимая, Радуйся, страстотерпице Иисусова многострадальная. Радуйся, благовестнице Евангелия богомудрая, Радуйся, добродетелей многих вместилище. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Силою Божиею свыше укрепляема, святая преподобномученице Параскево, немощь естества женскаго отложила еси, и, в броню исповедания Христова облекшися, со идолослужители крепко ратовала еси, иже аще и лютыми мученьми от любве Христа Бога тя отвратити тщахуся, но терпением твоим побеждени явишася, Ангелом и тебе воспевающим: Аллилуиа.

Имела еси душу мужеством о Христе преисполненную, Параскево богомудрая, мучителей нечестивых крепко посрамила еси, темжо мучительству их посмевающеся, аки в куждем телеси бывши, Христа ради вся претерпела еси, нас же научила еси воспевати ти сицевая: Радуйся, громогласная Божия исповеднице, Радуйся, Сладчайшего Иисуса невесто прекрасная. Радуйся, девство непорочное Ему в дар принесшая, Радуйся, кровь твою за Него пролиявшая. Радуйся, пред судии и мучители имя Его не боязненно исповедавшая, Радуйся, свидетелей мучений твоих к вере приведшая. Радуйся, в молитвах наших теплое прибежище, Радуйся, нашего на Господа упования утверждение. Радуйся, любителем временных наслаждений обличение, Радуйся, горних ищущих ободрение. Радуйся, в борениих сущим помощнице, Радуйся, обидимым благое утешение. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Бурею неверия одержимый царь Антонин удивися, егда тя виде, в котле кипящем невредиму, егда же руце свои от котла исполнивши на лице мучителя повергла еси, той опален вопияше, помилуй мя, рабо истиннаго Бога, и даждь ми свет очей моих, да уверую в Бога, Его же ты проповедуеши и пою Ему купно с тобою. Аллилуиа.

Слышавше многая и лютая страдания твоя. Параскево преславная, и мы грешнии терпению твоему умиленно дивимся, како и железо разженное на главе твоей носила еси. и биения лютая многажды претерпела еси, темже тя ублажающе зовем: Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле твоем носившая, Радуйся, Того единаго возлюбившая. Радуйся, о укрепляющем тя господе вся возмогшая, Радуйся, чудеса многия во уверение идолослужителей сотворившая. Радуйся, терпением мучителей твоих препобедившая, Радуйся, неверного царя покаравшая. Радуйся, исцеление тому милостиво подавшая, Радуйся, среди народа римскаго, имя Христово вельми прославившая. Радуйся, всем языком образ долготерпения явившая, Радуйся, всем родом исполнение веры показавшая. Радуйся, восхваляющим подвиги твоя благодатное просвещение дарующая, Радуйся, о грехах их Господа умоляющая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Боготечной звезде уподобилася еси, святая преподобномученице Параскево, грады и страны многия обходящи и имя Христово проповедающи, за него же многажды даже по крове пострадала еси, тем же днесь томужде Господу предстоиши, непрестанно воспевающи ангельскую песнь: Аллилуиа.

Видевше людие преславнеє чудо твое, преподобномученице, како дракона великаго имени Божия призванием поразила еси, во Христа абие увероваша, глаголюще ти: Радуйся, Господа и Христа твоего страданьми и чудесы прославившая, Радуйся, спасения многих душ человеческих виновнице. Радуйся, добропобедная страстотерпице Христова, Радуйся, многочудесная свидетельнице Иисусова. Радуйся, насадительнице веры истинный, Радуйся, милостивая целительнице недугов человеческих. Радуйся, и грешныя люди любовию твоею не оставившая, Радуйся, о просвещении душ наших возревновавшая. Радуйся, труды многия Евангелия ради подъявшая, Радуйся, сегоради велия в царствии небеснем пронареченная. Радуйся, лика девственниц украшение, Радуйся, полка мученическаго похвало преславная, Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Проповедником, Христовым, богоносным Апостолом верно продолжала еси, Параскево многострадальная, и в проповедании Евангелия чрез все житие твое подвизалася еси, человеки во спасение уловляющи. Тем же чудес дарованием от Христа Бога обогатилася еси, о них же и невернии в веру приидоша и воспеша Богу: Аллилуиа.

Возсияла еси, яко звезда на тверди Церкви Христовой, Параскево добропобедная, и всем нам образом жития твоего светиши ясно, темже верою и любовию память твою святую почитающе, вопием ти: Радуйся, подвижнице Божия постом и молитвою воспитанная, Радуйся, голубице непорочная, кротости и незлобия преисполненная. Радуйся, за свои мучители молитвы Господеви приносившая, Радуйся. Христу Спаситетю нашему тем уподобившаяся. Радуйся, злобу врагов добром препобедившая, Радуйся, Стефана первомученнка венцу поревновавшая. Радуйся, евангельских заповедей верная исполнительнице, Радуйся, неверия грозная обличительнице. Радуйся, кающихся прошения от Бога скорая подательнице, Радуйся, верных ко спасению добрая наставнице. Радуйся, сердца наша умиления исполняюща,. Радуйся, помыслы наша к Богу возносящая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Хотяша душу свою за Христа положити и его ради многая мучения претерпевши, от нечестиваго мучителя Тарасия во главу усечена была еси, но от Христа венец нетленный на главу свою прияла еси, а душею твоею в горния обители райския востекла еси, идеже со Ангелы и всеми святыми сладце поеши Богу: Аллилуиа.

Новый живот вечный прияла еси, богохвальная, егда, мечною кончиною от плоти разрешившися, на брак Небеснаго Жениха возшла еси. Его же молящи не престай за ны грешныя любовию страдания твоя чествующия и глаголющия присно: Радуйся, мученическое течение твое мечною кончиною увенчавшая, Радуйся, тем главу невидимаго змия стершая. Радуйся, во гласе пения ангельского на небо душею твоею воспарившая, Радуйся, мученический лик на небесех возвеселившая. Радуйся, постнический полк возрадовавшая, Радуйся, девственнаго сонма веселящее украшение. Радуйся, постническое житие, мученическую же кончину в себе сочетавшая, Радуйся, и нас о добродетели ревновати подвигающая. Радуйся, свято и непорочно на земле пожившая, Радуйся, идольскую лесть обличившая. Радуйся, демоны посрамившая, Радуйся, мучителю помысл покаяния вложившая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Странно есть неверным видети, како от единаго молитвеннаго призывания имени твоего святаго, Параскево многострадальная, недужным исцеления подаются и духи нечистий от человек отбегают, нам грешным тебе в помощь призывающим и поющим Богу: Аллилуиа.

Вся Церковь Христова честная страдания твоя, святая и всехвальная преподобномученице, прославляет, исцелений же благодать от тебе приемлет и радостно взывает ти глаголющи: Радуйся, в житии и по смерти многими чудесы прославленная, Радуйся, дары целебныя независтно подающая. Радуйся, любящым и чтущым тя любовию сугубою воздающая, Радуйся, во благих прошения наша скоро исполняющая. Радуйся, в недузех страждущия благодатно посещающая, Радуйся, неисчельныя болезни скоро исцеляющая. Радуйся, болезни терпети хотящим помощь дарствующая, Радуйся, душевныя страсти поборати помогающая. Радуйся, яко на подвиг долготерпения твоего зряще, малодушия нашего устыжаемся, Радуйся, яко мужество твое воспоминающе, воинствовати на плоть подвизаемся. Радуйся, в животе твоем многия люди просветившая, Радуйся, по преставлении твоем множайшия роды во благочестии утвердившая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Вси Ангели небесний и святых лицы радостно тя, преподобномученице, сретоша, егда во врата Царствия Небеснаго возшла еси, воежде мзду твоим подвигом и страданиям от Господа прияти, убо и нам недостойным наследие вечное со святыми, испроси, молящи да сподобит нас Господь купно с тобою пети Ему во Царствии Небеснем: Аллилуиа.

Витийство человеческое не довлеет воеже по достоянию тя, Параскево всеблаженная прославити, обаче любовию твоею побеждаеми приносим ти хваления сицевая: Радуйся, со Христом вечно царствуюшая и о нас Его умоляющая. Радуйся, дары Его божественная молитвами твоими щедро нам подающая, Радуйся, кающимся снизхождение. Радуйся, подвизающимся благое наставление, Радуйся, от горних высот к земнородным милостиво приникающая, Радуйся, искушения демонская молитвою твоею вземляющая. Радуйся, ветвь победную в шуйцу свою приявшая, Радуйся, ум наш горе возносяща. Радуйся, и всем во спасении труждающымся помощь невидимо подающая. Радуйся, Ангелом прореченная, Радуйся, и собеседнице Ангелов явившаяся. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Спастися молящымся ти пособляющи, святая преподобномученице, с верою приходящым в храм твой святый дары благодатныя присни подавши и всякое во благих прошение наше скоро исполнявши, яко дерзновение велие ко Христу Богу стяжавши. Ему же радостно поеши победную песнь: Аллилуиа.

Стеною молитв твоих, преподобномученице, от всякого искушения диавольскаго нас огради, да не порадуется враг падениям нашим, но тобою крепко да посрамится в нас хвалебно зовущих ти: Радуйся, по Бозе и Богородице крепкое наше упование, Радуйся, непостыдное в бедах предстательство. Радуйся, в сонних видениих верныя посещающая, Радуйся, и неверным дары целебныя милостиво подавающая. Радуйся, звездо Божия благодати, ею же мрак в нас прогоняется, Радуйся, чудес пучино, всех нас неоскудно напояющая. Радуйся, воздержанием древней Иудифи уподобившаяся, Радуйся, мужеством сию превозшедшая. Радуйся, яко Христовы мироносицы Христа возлюбившая, Радуйся, Тому верная в мучениях своих пребывшая. Радуйся, по глаголу Его прославленная, Радуйся, Того выну лицем к лицу созерцающая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Пение наше хвалебное не довольно есть к прославлению многих и предивных чудотворений твоих, святая преподобномученице, обаче яко благая и милостивая Христова подражательница благосердием твоим на нас грешных воззри, и святыми и благомощными твоими молитвами ко Господу мир душевный нам испроси, воеже взывати Богу: Аллилуиа.

Светлыми лучами чудес немерцаемо сияеши, Параскево богохвальная, вся же благочестно жити хотящия благодатно к незаходимому солнцу правды Христу Богу путеводиши, зовущих ти сице: Радуйся, целомудрия цвете драгий и прекрасный, Радуйся, мировместилище ароматы райскими преисполненное. Радуйся, от исполнения твоего и нам дары благодатныя неискудно источающая, Радуйся, доблестная исповеднице Христова благодатию облеченная. Радуйся, во смирении твоем на небеси и на земли дивно возвеличенная, Радуйся, нищетою временною богатство нетленное стяжавшая, Радуйся, о Царствии Божием плач духовный выну явльшая, Радуйся, в мучениях телеси своего плачу не предавшаяся. Радуйся, кротостию твоего языка Христу унаследовавшаяся, Радуйся, правды Его алкавшая. Радуйся, о пище тленней Его ради забывшая, Радуйся, милость Божию и на неверных молитвою твоею призывавшая. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всеславная.

Благодать Господня молитвами твоими источнику воды от лет древних зде даровася. Темже и Храму Божию со обители дев создатися тамо во имя твое благоволила еси Сию убо выну присещай и не забуди духовных чад твоих в преподобии тебе подражати хотящим и поющим Богу: Аллилуиа.

Поюще твоя подвиги и страдания, и многая чудеса твоя, святая и всехвальная Параскево, молимся ти прилежно, молися о нас к прославлыцему тя Владыце о еще избавитися нам от погибели вечныя, часть же спасаемых улучити благодарно зовущих: Радуйся, венценосице от руки Христовы увенчанная, Радуйся, чистотою сердца Боговидения сподобившаяся. Радуйся, многия люди Христу тобою уверовавшия Богу примирившая, Радуйся, ненависть от человек Христа ради приявшая. Радуйся, страшныя муки Его ради подъявшая, Радуйся, с светлою свещею на брак Жениха Небеснаго пришедшая. Радуйся, свеще Божия ревности, елеем милости исполненная, Радуйся, душы наша мастию Духа Святаго в тебе живущаго умащающая. Радуйся, дщерь благословенная Отца Небеснаго. Радуйся, яко мзда твоя многа на Небеси. Радуйся, яко молитвы твоя действенны на земли, Радуйся, яко силы твоея трепещут преисподнии. Радуйся, преподобномученице Христова, Параскево, всехвальная.

О, святая и многострадальная преподобномученице Параскево! Приими милостивно моление сие наше, и умоли Святую и присно покланяемую Троицу избавити нас от мучений вечных, и сподобити вкупе с тобою Царствие Небесное улучити, и вечно Создателю нашему пети: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святой преподобномученице Параскеве

О, святая и многострадальная преподобномученице Параскево!

К тебе, аки теплей за ны к Богу молитвеннице припадаем и прилежно молимся, умоли Господа и Владыку нашего пробавити милость Свою к нам недостойным рабам Его, даровати же нам душевное и телесное здравие, земли плодоносне, воздуха благорастворение, во благочестии христианстем преуспеяние, к житию временному нужная довольная и вся ко спасению потребная; да мирно и благочестно поживше, сподобимся благую кончину христианскую улучити и Царствие Небесное наследити.

Ей, предстательнице наша благая! Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице крепкое на Тя возлагаем, но буди нам ходатаица во спасение, да сподобимся вкупе с тобою и всеми святыми в радости блаженства вечнаго, славити во твоем заступлений великую милость Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая, равноименную тебе веру в сожительство избрала еси, Параскево победоносная, темже изливаеши исцеления и молишися о душах наших.

Храм твой, всечестная, яко врачебницу душевную обретше, в нем вси вернии велегласно почитаем тя, преподобномученице Параскево славная.

По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского

Акафист и Житие –

«Топловский Троице-Параскевский женский монастырь»

Сия брощюра напечатана на средства Благочестивых Греческих Христиан, в Дар Топловскому Троице-Параскевскому женскому монастырю.

Статьи по теме