Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых. Благочестивые правила Как прилагаются к мощам и иконам

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

Среди всего православного народа встречаются люди, которых можно отнести к «номинальным» христианам. Они ходят в храм на Рождество или Пасху, стремятся исполнять все обряды «народного» православия, т.е. пекут куличи, святят водку, купаются в проруби на Крещение, но внутри они обычные миряне, которые обманывают, крадут и ведут крайне непотребную жизнь. Для избежания такого несерьезного и поверхностного отношения к церкви, служителя стремятся максимально подробно донести до христиан смысл того или иного таинства - чтобы препятствовать распространению ересей , но растить разумную и думающую паству.

К таким обрядам относится и прикладывание к иконе. В VIII-X веках горели пожары иконоборчества, потому что служители решили понять образа повыше, поскольку люди так крепко прикладывались, что и золоченую раму откусывали. Как правильно прикладываться к иконе, а главное, зачем это делать?

Прикладываться к иконам стоит с особым чувством трепета и благоговения

Обязательно ли целовать образа в церкви

Следует понимать, что для православного христианина икона - это не просто доска с красками или картина, это благоговейный оттиск личности святого, который на ней изображен. Поклоняются люди не картине, а святому, который заслужил быть запечатленным.

Важно! Через священное изображение православные христиане могут вступить в таинственное общение с изображенной личностью.

Это раскрыто в обосновании VII Вселенского собора, где указывается, что честь, воздаваемая образам - это честь, которая относится к личности святой, которая изображена. Также четко указано, что доскам воздается почтительное поклонение, а Господу - Божеское. И почтение икон совсем не означает поклонение, поскольку поклонения заслуживает один Господь.

Немаловажно понимать и чувствовать разницу между обычной картиной или фотографией и иконой. В первом случае это просто запечатленный человек, а во втором - священное изображение святости человека, который был послушен Богу и всю жизнь положил перед Его престолом. У доски иное содержание, она говорит своим языком и выражениями. Даже человек, который изображен на ней, не похож на себя из-за того, что рисуют не тленную плоть, а священный дух, который был вложен в человека Творцом.

Икона – это образ святого, через который почитание и молитва дойдут до него

Так для чего необходимо прикладываться к изображениям святых? Все на том же Вселенском соборе было дано определение, для чего это необходимо: для воспоминания жизни человека и его мучений (в случае изображенного мученика), чтобы в этом воспоминании разделить и сделаться сопричастными некоему освящению . При этом стоит понимать, что все богослужение, вся литургия направлено лишь на одно - понять и услышать Господа, поклониться Ему. А все остальное - прикладывание к иконам, зажигание свечей, накладывание крестного знамени и прочее - это лишь средства достижения благодатного чувства поклонения.

Читайте о почитаемых иконах святых:

Как следует прикладываться к иконе

Многие священники советуют для прикладывания к иконам приходит чуть раньше начала службы - это позволит все сделать не спеша, без суеты и тем самым искреннее и благоговейно поклониться Богу. Поэтому лучше приходить до основной массы людей, толп и суеты.

Крайне полезно быть в храме не только в воскресный день, но и среди недели, особенно если в храме ежедневно идет служба.

Настроиться на службу следует заранее, еще до входа в храм - это позволит максимально открыто слушать Слово Божье и принимать учение и наставление. Перед входом следует три раза перекреститься, перемежая это поясными поклонами. Женщинам следует повязать платок на голову, а мужчинам, наоборот, снять головной убор. Сразу после входа в храм надо приобрести церковные свечи - их можно ставить перед образами.

Если есть нужда помолиться за близких, можно написать там же в церковной лавки молитвенную записку и передать ее священнику.

Дважды перекрестившись, слегка прикладываются губами к самому краю иконы, затем прикладываются лбом

Чтобы приложиться к святому образу следует пройти вглубь церкви к иконостасу и вначале поклониться главной церковной иконе. Вначале следует поклониться у аналоя и перекреститься два раза. Главный образ обычно находится в центре иконостаса и обильно украшен цветами или другим декором.

Во время празднества какого-либо святого его образ украшают и помещают рядом с главной храмовой иконой. В такие дни следует прикладываться вначале к этому образу. Есть ряд советов и рекомендаций, как лучше это сделать:

  1. Оставить у входа или под чьим-то присмотром сумки и пакеты. Пусть руки будут свободны, как и мысли.
  2. Не торопиться и не подгонять стоящих впереди - почтение и спешка понятия несовместимые. Подходить к иконостасу следует спокойно и учтиво, не торопясь и не бегом.
  3. Женщинам следует стереть накрашенные губы или вообще не красить их перед богослужением. Касаться стекла образа накрашенными губами не только неприлично, но и недопустимо.
  4. Поклоны и крестное знамение следует совершить при подходе к аналою и еще два раза перед образом непосредственно.
  5. Если перед иконой находиться священник, который помазывает елеем каждого, то следует вначале 2 раза поклониться иконе и перекреститься (также 2 раза), подойти за помазанием и благословением и затем совершить еще один поклон с крестным знамением.
  6. Прикладываться к образу надо в местах изображения рук, ног или ризы. Недопустимо касаться стекла у изображения лика - это невежливо и не допускается церковным этикетом. Прикладывание к ризам и рукам-ногам святого показывает, что человек не достоин большего по своей греховной натуре. Допустимо целовать в изображение волос или рук (касательно икон Спасителя Иисуса Христа и Иоанна Крестителя).
  7. Если образ групповой, т.е. на нем нарисованы несколько святых или даже группа, то приложиться можно единожды к основанию иконы.
Важно! Перед образами Спасителя следует читать молитву покаяния и прощения: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Перед образом Богородицы также можно говорить молитву покаяния и просить о милости.

Читайте об известных иконах Спасителя:

Как зажигать свечи

Свечи зажигают также как жест благоговения и почтения. Обычно их ставят у аналоя или у конкретного образа. Для этого устанавливают специальное устройство с отверстиями, в который можно вставить церковную свечу. Поджигают свечу от уже зажженных свечей и аккуратно устанавливают в свободные отверстия. Во время этого можно говорить: «Господи, помилуй» или читать любую молитву.

Свечи ставят у аналоя или у конкретного образа

Для зажигания специальных заупокойных свечей надо немного отойти в сторону. Обычно слева стоит особенный столик на 40 свечей - канун. Именно туда устанавливаются заупокойные свечи во время чтения молебна. При этом не надо покупать отдельную свечу для каждого умершего родственника, достаточно поставить одну за всех. Заупокойные свечи ставятся в конце службы перед уходом из храма.

На заметку! Если человек только начал посещать богослужения и не может сориентироваться как следует зажигать свечи, обычно рядом с ними стоят священнослужители, которые могут помочь в этом.

В целом, прикладывание к иконе - это таинство, которое призвано сломить гордость человеческую и позволить христианину укрепиться в его вере. Брезгливость и упорство в данном случае является проявлением гордого сердца, которое следует смирить. Прикладывание к иконе - это благоговейная и почтительная традиция, которая направлена на взращивание почтения у верующих к их предкам и тем людям, которые всю свою жизнь отдали на служение Господу.

Важно! Пустое прикладывание к образу без веры и ради «так надо» и «все так делают» не принесет пользы человеческому сердцу, наоборот, еще дальше уведет его во грехи.

Как правильно прикладываться к иконам

Давно заметил, что когда к нам заходят "внешние", то есть- новообрядцы, то находясь в притворе, норовят приложиться к иконам которые там находятся. Когда большой поток людей, всем трудно объяснить- что так делать нельзя. Мало того, что женщины оставляют свою помаду на иконах, плюс- зачем то норовят еще и лбом притронуться? Откуда ета традиция взялась у никониан? Понятное дело, что люди не виноваты и делают так как видят в новообрядных приходах, но все же находится в невежестве, мягко говоря- нехорошо.
Как правильно прикладываться, четко описано в Потребниках.

Всякое целование совершается по чину и по старшинству. Сначала идут священнослужители; старшие, потом младшие. Когда к образу, или к Евангелию, или ко Кресту приложится старший по чину священнослужитель (епископ или священник), он восходит на амвон и кланяется молящимся в пояс со словами: «Христос посреди нас» (если это епископ, то он благословляет рукой народ с теми же словами). Все же находящиеся в церкви на это кланяются ему в землю, без крестного знамения, отвечая: «Есть и будет». После этого к целованию попарно подходят младшие служители (священники, диаконы и чтецы, если они есть), затем стоящие в храме, сначала мужчины, потом девы и женщины.

Порядок целования следующий:

...подходя к иконе, двое прихожан совершают два поклона в землю, с крестным знамением, творя соответствующую празднику молитву, обычно запев из праздничного канона, например, в праздники Пресвятой Богородицы: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас», — а в праздник св. Николы: «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас». Затем с этой же молитвой, перекрестившись и, согласно священному преданию, сложив персты обеих рук, как для крестного знамения, и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы — двуперстие — рук должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются к иконе, всегда к строго определенному месту. Обычно в этих случаях у иконы стоит кто-либо из церковных служителей и указывает свечой то место, куда надлежит прикладываться. Первым целует икону прихожанин, стоящий справа, обычно он старший. После целования молящиеся вновь творят перед образом земной поклон с крестным знамением и вышеуказанной молитвой и, далее, не крестясь, кланяются в землю со словами: «Прости Христа ради, отче честный» или «владыко святыи» — стоящему справа от иконы священнику или епископу. Затем, также не крестясь, кланяются в землю друг другу, так, чтобы быть друг от друга по правую руку. При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: «Христос посреди нас», — а находящийся слева отвечает: «Есть и будет». В период от Светлого Христова Воскресения и до Отдания праздника Святой Пасхи вместо вышеприведенного «приветствия — ответа» произносим пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Это указание относится и к священнослужителям.

Такой же порядок соблюдается и на целовании святого Евангелия, когда за Всенощным бдением в субботу вечером (под воскресный день) после прочтения оно выносится на середину церкви для поклонения. Только здесь имеются некоторые отличия. Когда епископ или священник выносит Евангелие через Царские врата, следует, перекрестясь, поклониться в пояс со словами: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». Подходящие затем к целованию святой книги на первый земной поклон произносят молитву: «Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим». На второй поклон: «Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради». Затем, перекрестившись, целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку, с молитвой Исусовой. После этого вновь кланяются в землю, произнося: «Верую, Господи во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози ми и спаси мя». Далее — по вышеописанному обычаю. Когда же все молящиеся приложатся к Евангелию, священник уносит его в алтарь Царскими вратами и, обратившись оттуда на церковь, осеняет крестообразно всех Евангелием с произнесением слов: «Силою и заступлением святаго Евангелия Твоего, сохрани нас, Господи». На это все находящиеся в храме совершают поясной поклон, с крестным знамением и молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению».

При целовании Честнаго Креста на все поклоны произносится молитва «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», целуют изображение Спасителя на Кресте, так же, как и при целовании Евангелия, в правую ножку. Такой порядок имеет следующее объяснение. На образе Распятия Господня правая ножка Христа всегда приподнята, левая же опущена. По толкованию книги «Иконописный подлинник» (XVI века) это обозначает евангельский догмат о том, что те, кто будет стоять справа от Христа («одесную Его») на Страшном Суде, будут вознаграждены вечным блаженством за праведную жизнь, вознесены в Рай, те же, кто окажется на Суде слева («ошуюю Христа»), будут низвержены в ад на вечные муки за грехи. Поэтому, безусловно, желая попасть на Судищи Христовом в число вознесенных, а не низверженных, правоверные христиане прикладываются к правой, приподнятой ноге Спасителя на образе Честнаго Креста Его. Книга «Сын церковный» предлагает при целовании Евангелия прикладываться не к образу Распятия, а к евангелисту, евангелие которого читалось. Однако такого обычая в современном старообрядчестве не имеется.

В храм приходят с благодарностью к высшим силам или с покаянием в совершенных греховных поступках. Священнослужители не осуждают тех, кто не знает правил поведения в храме. Чтобы вести себя подобающе, достаточно поинтересоваться у работников церкви или ознакомится с правилами в церковной литературе.

Для верующих людей не возникает вопросов о том, как вести себя в церкви правильно. В основном, такими вопросами интересуются туристы или люди, придерживающиеся других вероисповеданий, которые оказались первый раз в церкви.

Подготовка к посещению

Посещение церкви должно начинаться с подготовки дома . Кроме чистоты духовной, следует позаботиться и о чистоте тела и одежды.

  1. Если предстоит утреннее посещение храма, нужно после умывания произнести слова благодарности в молитве за то, что ночь прошла мирно и спокойно. Необходимо прочесть главу из Евангелие или сокращенный молитвослов.
  2. Подготовить одежду. Для посещения храма женщинам стоит отказаться от брюк, коротких юбок и декольте. Одежда не должна быть яркой или слишком открытой. Приветствуется или полное отсутствие макияжа, или он должен быть неброским и не вызывающим.
  3. От утреннего приема пищи стоит воздержаться, исключение составляют больные, дети и беременные женщины.

Внутреннее устройство храма

Площадь церкви делится на алтарь, храм и притвор . Алтарь и храм разделены иконостасом. К алтарю ведут царские врата, а также северные и южные. Женщины не имеют права находиться в алтаре. Мужчинам вход в алтарь может разрешить священник, для этого они пользуются северными и южными вратами, а священнослужители могут входить через Царские врата.

Площадка, находящаяся на возвышении, в непосредственной близости к алтарю называется солеей. Только священнослужитель может дать разрешение подняться на солею или амвон (центральная часть солеи).

Как правильно заходить в церковь

Прежде чем прийти на службу, надо узнать, когда она начинается . Обычно расписание можно увидеть на дверях церкви или в церковной лавке.

Входя в церковь, мужчины должны снять головные уборы, а женщинам напротив, нельзя входить в православный храм, не покрыв голову платком или шарфом. Причем голова должна быть покрыта и у замужних, и у незамужних женщин, маленьким девочкам также рекомендуется следовать примеру мам и бабушек.

Тем, кто забыл об этом, платок предложат в церковной лавке . Важно не забыть его вернуть после посещения. Если женщина пришла в брюках, ее, конечно, не выгонят, но предложат специальную юбку.

Нужно выключить мобильный телефон, или отключить звук на нем, чтобы он не мешал другим прихожанам.

У входных дверей необходимо сделать три поклона и перекреститься три раза, при этом произнося слова молитвы: «Боже, очисти мя грешного и помилуй».

После входа прихожане оказываются в притворе . Это пространство, ведущее от входа в сам храм, своеобразный коридор. Притвор - это место, где соприкасаются земное и божественное. Притвор выполняет и практическую функцию. Если у церкви нет отдельной лавки, то именно здесь продают свечи, принимают записки за здравие и упокой, заказы на молебны и панихиды.

Некрещенным и женщинам во время критических дней запрещено проходить дальше притвора.

Поведение во время службы

В православных церквях и храмах верующие во время служб стоят. Только престарелым или больным людям можно сидеть. Для этого вдоль стен устанавливаются специальные лавки и стулья. Однако и больным и немощным людям рекомендуется, по возможности, встать во время чтения Евангелия.

Звон колоколов предвещает о скором начале службы. Церковным обычаем мужчинам предписано занять правую сторону, а женщинам левую. Обратите внимание, каких норм еще следует придерживаться:

Во время службы есть несколько моментов, когда верующие должны склонить голову . Обратите внимание, что это необходимо сделать в следующих случаях:

  • священник проходит с кадилом;
  • при открытии и закрытии Царских ворот;
  • во время произнесения возглашения «мир всем»;
  • во время благословения Евангелием;
  • после произнесения «Головы ваши Господеви преклоните».

Как ставить свечи

Строгой инструкции, как ставить свечи нет. Свечи можно приобрести в церковной лавке, а деньги за продажу свечей считаются добровольными пожертвованиями .

Как правило, в первую очередь ставят свечку перед иконой, находящейся на аналое. Это значит, что в этот день отмечается ее праздник.

Свечи можно ставить с разных сторон подсвечника, обеими руками. Свечку не зажигают от лампадки, правильнее зажигать от соседней свечи. Низ свечи надо чуть-чуть расплавить, потом установить ее в ячейке. Если свеча не зажигается, поставьте ее в подсвечник незажженной. Церковные служители сами зажгут ее.

Обратите внимание на то, что свечи за здравие , с молитвой о помощи в делах можно ставить у любой иконы. Вы можете уточнить в лавке, к какому именно святому стоит обратиться с той или иной просьбой.

За упокой свечи ставятся отдельно. Для этого есть специальный столик, называемый канун. На нем установлено распятие и есть ячейки для свечей. Иногда вместо ячеек стоит большой ящик с песком, куда ставятся свечи. В современный храмах рядом с кануном, например, на стене, прикрепляется текст молитвы за усопших.

Если вдруг вы поставили свечу о здравии человека, а потом выяснилось, что он уже умер, не стоит переживать. Для Бога мы все живы.

Как прикладываться к иконе

Перед иконой необходимо поклониться два раза , одновременно с этим креститься. Затем поцеловать икону и опять перекреститься с поклоном.

Губами прикасаться к лику святых запрещается, но можно приложиться к изображению рук, или это может быть край одежды Спасителя или святых. При прикладывании к кресту, поцелуй должен быть у ног Спасителя. Девушки должны учесть, что им нужно стереть помаду с губ.

Можно услышать такое мнение, что прикладывание к иконе негигиенично. Но служители церкви утверждают, что ученые доказали отсутствие микробов на иконах в церкви.

Прикладываться к иконам или нет - это личное дело каждого. Целуя икону, верующий выражает трепетную любовь, никто не заставляет этого делать.

Общение со священником

Приветствие священнослужителя должно начинаться со слов «Благословите». Употребление привычного «Здравствуйте» в храме неуместно. Священник ответит «Бог благословит» и крестит, после чего он кладет свою руку в ладони, ее нужно поцеловать. Считается, что во время поцелуя благословляющей руки, человек соприкасается с Христом.

Прощаются со священнослужителем тем же «Благословите» .

Перед уходом из церкви необходимо трижды перекреститься произнося молитву и кланяясь.

Православная вера укрепляется и все больше людей приходит в церковь. Но, посещая церковь, многие не знают, как вести себя в церкви правильно. В церковном мире должны соблюдаться определенные требования. Хоть правила поведения в православном храме, на первый взгляд, покажутся труднозапоминающимися, при повторных посещениях церкви и при обращении внимания на поведение других прихожан, выполнение их не потребует усилий.

Святые мощи способны творить чудеса. Многие православные знают, что после смерти люди, которые были названы святыми, не растворяются в земле привычным образом, а остаются в сохранности и источают благодать. Как правильно прикладываться к мощам согласно ? Какие для этого существуют традиции?

Святые мощи и церковный этикет

Когда мощи какого-нибудь святого привозятся в город, где до этого подобных событий не происходило, то к ним в церкви выстраивается целая очередь. Много страждущих желают прикоснуться к останкам святых, чтобы исцелиться или получить благословение.

Согласно церковным правилам, к мощам можно приложиться следующим образом:

  • подходя к усыпальнице святого, необходимо сделать два поклона до земли;
  • обычно прикладываются к голове, ноге или руке святого;
  • после однократного приложения отходят и делают еще один земной поклон.

Когда у православного возникает потребность приложиться к мощам неоднократно, он должен повторить весь вышеприведенный ритуал снова. Недопустимо целовать мощи накрашенными губами или иметь на лице какую-нибудь косметику. Также требуется четко соблюдать очередь. Еще нельзя ругаться и толкать других прихожан. Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам. Осталось осознать смысл данного действия.

Прикладываясь к останкам святого, человек выказывает уважение его жизненному подвигу. Он также просит выбранного святого о чуде, об излечении недуга, о сохранении семьи и подобных вещах.

Мощи являются проводником энергии и воли святого. Сами по себе они не являются идолами или культовыми предметами поклонения. Они просто проводят благодать в наш мир и транслируют просьбы верующих туда, куда они обращены.

Кроме того, существует версия, что мощи сохраняют в себе часть святости человека, совершившего духовный подвиг при жизни. И все те, кто выстраиваются в очередь к мощам, хотят прикоснуться к этой особой субстанции и напитаться ею для изменения своей жизни к лучшему.

У святых просят сил преодолеть трудности, молятся о здоровье близких, родителей и супругов. Обращаются к ним по поводу отсутствия детей в семье. Молят их о житейской мудрости и духовной прочности.

Стоит ли читать молитвы перед мощами?

При стоянии в очереди к святым мощам можно читать молитвы тому святому, которому мощи принадлежат. Не возбраняется просить святого о помощи и своими словами.

Перед походом в церковь можно также заранее прочитать молитвы перед домашним иконостасом. И придя домой из церкви, будет полезным завершить день чтением святых текстов и священных книг, особенно если они посвящены жизнеописанию того святого, к которому вы обращались за помощью.

Мощами христиане называют любые останки святых людей. Будь то пепел или целые кости, все они именуются святыми мощами. Нетленность мощей объясняется Божьей волей. Останки святого как бы изымаются из естественного круговорота вещей и явлений физического мира самим Богом. Их тление приостанавливается самым чудесным образом.

В православии нетленность останков святых воспринимается как живой урок о воскрешении тел после Страшного Суда. Но отсутствие тлена тела святого не является обязательным условием для его канонизации.

Подробное учение о важности почитания святых мощей было задокументировано в 787 году на заседании Второго Никейского Собора. В этом послании от Второго Собора содержится информация о том, что мощи сами чудес не совершают. Все чудеса вершатся по воле силы , и только при помощи мощей, но не при непосредственном их участии.

Изначально в христианской вере всех усопших предавали земле. Но император Констанций в 337 году распорядился поставить гроб своего отца в апостольском храме. Данная традиция стала повсеместной во второй половине 4-го века.

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам и что необходимо делать после этого. Святые мощи почитаются православными христианами не меньше, чем иконы и распятия, среди которых также есть чудотворные.

Статьи по теме