Картезианский монастырь. Монастырь картезианцев в березе

В городе Береза Брестской области есть руины удивительного комплекса зданий - картезианского монастыря (1648 год). С первого класса школы я интересовался руинами этого монастыря, лазил по его подвалам изучил все руины. Сейчас многие подвалы и подземные ходы завалены, но до сих пор я помню это удивительное чувство тайны и загадки, скрытое в этих стенах. Поэтому хочется, чтобы и вы коснулись этого чуда. И рассказ свой я начну с самого католического ордена картезианцев. Это самый древний христианский орден, а в Березе находится единственный в ВКЛ монастырь - Березовский. Затем я расскажу как выглядел монастырь раньше и какая его судьба сегодня. Ну, и что его ждет в будущем))




Для того, чтобы понять архитектуру монастыря, нужно познакомится с его законами, потому что они воплощены в камне. Картезианский орден – самый загадочный, аскетичный и мистический монашеский орден. Его основатель Святой Бруно родился в Кельне около 1030 года. Еще юношей он оставил отечество и отбыл во Францию для обучения в одном из центров тогдашней европейской науки — прославленной Реймсской школе.

Герб картезианцев

Примерно в возрасте двадцати пяти лет Бруно получил докторскую степень, был рукоположен в священники, стал каноником Кафедрального Собора, а через год — ректором университета. Он начал реформу, основные пункты которой были направлены на искоренение пороков, угнездившихся к тому времени в монастырях, а именно — утверждение сурового монашеского Правила, в основу которого ложились аскеза и послушание, запрет симонии, введение обязательного целибата для священников, провозглашение независимости монастырей в частности и всей Церкви в целом от каких бы то ни было светских властителей. Девиз ордена — «Крест стоит, пока вращается мир» (Stat crux dum volvitur orbis).

В 2005 году вышел фильм Into Great Silence

Великое безмолвие" - документальный фильм о монахах картузианцах. Обитель Гранд-Шартрёз, французские Альпы, повествующий о жизни картезианцев, который вызвал массовый интерес к ним. Трехчасовая документальная картина о монашеском ордене, члены которого хранят обет молчания. Действие фильма происходит в картезианском монастыре Гранд Шартрез, затерянном во французских Альпах. На всем протяжении этой ленты зрители почти не слышат человеческой речи; тишину прерывает только звон колоколов. Фильм отображает каждодневную жизнь монахов, живущих в полумраке: кельи монастыря освещаются лишь свечами. Спят они на лавках, застеленных соломой, а свои жилища обогревают лишь небольшими жестяными печками. Покрытые снегом альпийские горы служат величественным фоном их духовным поискам. По ночам монахи собираются в каменной часовне, где царит пронизывающий холод, садятся на пол и поют грегорианские песнопения.

Тишина. Повторение. Ритм. Фильм представляет собой аскетическое, почти безмолвное размышление о монашеской жизни. Никакой музыки кроме песнопений в монастыре, никаких интервью, никаких комментариев, никаких дополнительных материалов. Смена дня и ночи, времён года и вечно повторяющийся распорядок, молитва.

Устав и распорядок дня ордена.

Исторически картезианцы уделяют много внимания физическому и интеллектуальному труду, содержат при монастырях великолепные библиотеки.

Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной.

Каждая келья состоит из амбулатория (крытой галереи), отдельного садика, мастерской, туалета и кубикула, или жилой комнаты, где монах спит, ест, занимается и молится. Оставаясь изолированными друг от друга, все кельи имеют выход в общую галерею, соединяющуюся с церковью. Богослужения занимают у картезианца большую часть дня и ночи. Картезианцы не едят мяса даже в случае болезни, а раз в неделю постятся, питаясь хлебом и водой. На протяжении большей части года они едят только раз в день, получая пищу через особое оконце амбулатория. Картезианцы строжайшим образом соблюдают безмолвие, однако во время еженедельного «спатимента», энергичной трех- или четырехчасовой прогулки, братья свободно беседуют друг с другом. Монахи никогда не покидают окрестностей своего монастыря и не участвуют ни в каком деятельном служении. На протяжении почти девятивековой истории ордена их образ жизни практически не претерпел изменений.


Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь.

Настоящий человеческий череп монах картезианец постоянно держал в руках мистическим образом общаясь с душой умершего учителя.


Раздача еды через окошко

Основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, созерцательная жизнь в великом, почти вечном безмолвии, уединение, суровый аскетизм и постоянное молитвенное служение.

Братья-священники получают еду дважды в день через маленькое оконце, а во время поста (с 14 сентября до Пасхи) — единожды в день. В случае необходимости в каком-либо предмете монах оставляет в оконце записочку и в случае удовлетворения его просьбы на следующий день забирает предмет через это оконце. По древней традиции картезианцы не едят мяса, а во время поста — молочных продуктов. Братья-монахи посвящают больше времени физической работе, потому их питание несколько лучше, а количество обязательных богослужений — меньше. Тем не менее, их распорядок составлен так, чтоб и они могли жить уединенно. Кроме того, иногда в картезиях есть донаты — люди, которые не приносят обетов, но живут как монахи, аналог средневековых конверзов. Обычно им поручают работу, которая может нарушить одиночество братьев.

Келья

Келья — это двухэтажный домик с прилегающим небольшим садиком. Обустройство садика оставляется на волю монаха. Кто-то устраивает здесь огород, кто-то — настоящий сад с цветами и деревьями, кто-то предпочитает видеть за окном дикий кустарник и заросли высокой травы.

На первом этаже находятся дровяной склад и мастерская с необходимым оборудованием и инструментами, ибо монахи-священники тоже занимаются физическим трудом, вид которого, при этом, выбирают они сами. На втором этаже находится передняя под названием «Аve Maria», маленькая ванная с туалетом и спальная комната (кубикулум), в которой монах проводит почти все свое время: здесь он молится, выполняет духовные упражнения, занимается, ест и спит.

Питание и пост

Монах получает еду через маленькое отверстие в стене рядом с входной дверью Кельи. Если монаху требуется какая-либо книга или что-нибудь еще, он оставляет записку на полочке под этим окошком и через какое-то время здесь же находит требуемое. С братом, разносящим пищу и запрашиваемые вещи, монах не общается. Пищу разносят дважды в день. По отшельнической традиции монахи отказываются от мяса, но блюда из рыбы дозволены. В картезианский пост — с 14 сентября до Пасхи — вечерняя трапеза заменяется хлебом и напитком. По пятницам картезианцы постятся и питаются только хлебом и водой. Во время Адвента и Великого поста из рациона исключаются молоко и молочные продукты.

Принципы картезианского ордена.

Цель

Картезианский орден был учрежден ради прославления Бога, искания Его и воссоединения с Ним. Такова общая цель жизни всех Христиан. Особенность Ордена в том, что у его членов нет других целей. Весь их жизненный уклад подчинен этой одной единственной цели, дабы они могли «усердно искать, скоро найти и обрести Господа Бога», придя таким образом «к совершенной любви» (Правила). Поэтому картезианец отрекается от всего, что не ведет его к этой единственной, главной цели.

Уединение

«Наше общество, в сущности, учреждено ради созерцательной жизни, поэтому должно добросовестно соблюдать изоляцию от внешнего мира. Мы освобождены от обычных священнических обязанностей — даже если бы требовалось апостольское служение — для того, чтобы совершать нашу собственную миссию в мистическом теле Христовом» (Правила).

Молитва

Картезианцы не пользуются какими-то специфическими молитвенными практиками, памятуя о том, что единственным путем к Отцу является Его Сын. Созерцательная жизнь не интересуется деятельностью самого человека, она обращена к тому, какое действие производит в этом человеке Господь Бог. Миссия картезианцев — очищение помыслов от всего, что не Бог, «отворение дверей и окон души Богу» (Правила), полное поручение себя Его любви, какие бы формы она не обретала.

Духовная свобода — неотъемлемый принцип нашего сообщества. Правила Картезианского Ордена определяют лишь несколько молитв или духовных упражнений помимо святой Литургии. Сверх этого каждый монах-картезианец волен по наставлению Святого Духа и с помощью Приора или Духовника избрать необходимые для себя средства достижения единственной цели всех членов Ордена.

Послушание

Самой большой преградой на пути в поисках Бога, безусловно, является собственная воля человека, его «я». Посредством послушания картезианцы пытаются принести свое «я» в жертву, избавиться от него. Полное самоотречение дает возможность со смирением и кротостью малого ребенка открыться действию Святого Духа, при этом оберегая душу монаха от суетного беспокойства о самом себе.

Вера

Жизнь картезианца проходит во мраке уединения при нетленном сиянии веры. Отказавшись от всего, что не связано с верой, картезианец способен совершенным образом постичь ее глубину и свет, наполняющие его сердце.

Радость

«Сколько пользы и Божественного ликования доставляют уединение и покой пустыни стремящимся к ним, — знают лишь испытавшие это на собственном опыте. Мужи сильные могут здесь исследовать себя, оставаясь в себе; настойчиво искать добродетели и пользоваться плодами благодати Небесной. Здесь взгляд становится настолько острым, что может разглядеть Жениха; взгляд, ясно и скоро обращающийся к Богу. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в покойной деятельности. Здесь Бог после тяжкой битвы награждает сильных своих заветной наградой: покоем, которого не знает мир, и радостью в Духе Святом» (Святой Бруно, основатель картезианского ордена).

Скрытое апостольство

Вместе с этим, картезианцы исполняют миссию, врученную им Церковью: подобно кровеносным венам, Орден распространяет жизненную силу по всему мистическому телу Христову. «Удаленные от всех, но в связи со всеми пребывающие, мы стоим от имени всех пред Богом Живым» (Правила).

Давно я собиралась это сделать, да всё как-то не получалось. Хочу рассказать вам про Картезианский монастырь Аула Дей (Monasterio De La Cartuja Aula Dei), который находится недалеко от Сарагосы.
Мы посетили его ещё в начале августа (А что? Самое время писать сейчас про лето!). Вон он там вдалеке...


Прежде чем ехать в монастырь, надо туда позвонить, и женщина с приятным голосом назначит вам дату и время посещения. Как я поняла, таким образом они регулируют количество и численность экскурсионных групп, чтобы они не мешали жизни монастыря.

От ворот до входа ведёт длинная аллея, окружённая многолетними (а может и многовековыми, уж не знаю) платанами. Романтика...

Слева под аркой - касса, а справа - вход.

И вот мы наконец на территории монастыря!

Своё название он получил потому, что много-много лет назад здесь жили картезианцы (картухи, по-исп.) - французские монахи-отшельники. Орден этот был основан во Франции во французских Альпах и, кстати, до сих пор продолжает там своё существование. А вот в этом конкретном месте их след уже простыл.

Одно время это здание было в частной собственности и здесь была фабрика по производству тканей (даже в церкви стояли станки! я думала, только в советской России было возможно такое безобразие, оказывается, нет), а сейчас здесь обитает другой монашеский орден, женский, но тоже французский.

Но кельи тех монахов сохранились до сих пор, и их можно посмотреть и понакомиться с их образом жизни.
Кельи - это такие двухэтажные домики с прилегающим небольшим садиком, соединённые между собой крытой галереей. Всего этих домиков здесь 36.

Интерьеры там не замысловаты, на первом этаже - спальня, столовая, место для молитв и уединения...

На втором этаже, как правило располагалась мастерская с инструментами и необходимыми материалами (монахи много и усердно трудились).

А вот и садик:) Обустройство садика оставлялось полностью на волю монаха. Кто-то устраивал здесь огород, кто-то настоящий сад с цветами и деревьями, а кто-то предпочитал видеть за окном заросли высокой травы.

По этому саду я так и не смогла понять предпочтения владельца:) Что это вообще?
Но несмотря на такой унылый вид, здесь растёт груша и даже плодоносит неплохо!

Чем ещё славились картухи? Они делали отличное вино!

Возможно, картезианцы и их уклад жизни для кого-то покажется не очень интересной темой, но если (а вдруг?) они вас заинтересовали, то именно для вас я в конце поста выкладываю фильм о современных монахах-картухах, которые живут в таких же точно кельях только во Франции и далеко в горах.

А главный интерес, из-за чего собственно в этот монастырь и приезжают туристы со всего мира, - это церковь.

Кроме того что здесь просто красиво...

Здесь также сохранились (хотя и не полностью, хотя и не все) огромные фрески, выполненные известным художником Франсиско Гойей в 1774 году. Это серия огромных картин на стенах церкви, расказывающих о жизни Девы Марии. В биографии Гойи упоминается об этой его работе, он тогда был ещё молодым и не таким известным. Но, что интересно, я не супер ценитель живописи, и вообще не очень в ней разбираюсь, но за время пребывания в Испании уже успела посмотреть много работ этого художника. И как же мне было удивительно, что я прямо увидела в этих фресках его стиль, его манеру. Это я -то!
Вот что значит, растём, просвящаемся:)

Документальный фильм "Великая Тишина".
На протяжении 2-х с половиной часов показывается жизнь монахов, как она есть, никаких интервью и рассказов, минимум звуков, только песнопения да звон колоколов - тягомотина, конечно:) Но, если попадёт под нужное настроение (как, например, случилось у меня), может произвести сильное впечатление, а заодно порадовать изумительными альпийскими пейзажами...

Картезианский монастырь Плетерье (Kartuzija Pleterje) расположился в самом уютном регионе Словении, Доленьском, у плоскогорья Горьянци. На сегодняшний день Плетерье — это единственный действующий на территории Словении монастырь монахов-картезианцев .

Когда-то очень давно в 1403 году, великий граф Герман II Цельский, подписал указ об основании картезианского монастыря в Плетерье, и через 3 года основное здание было готово. Окончательно же монастырь был достроен только в 1410 году, а монастырская церковь в 1420 году.


Участие и поддержка графов Цельских не прошло даром для картезианского монастыря: во время их правления было отмечено самое интенсивное развитие картезианцев на всей территории нынешней Словении. Но ни что не вечно: со смертью последнего Цельского графа Урлиха II (1456), закончила свое существование и началось постепенное угасание ордена. В середине XV века, во время одного из турецких нашествий на эти земли, монастырь Плетерье был разрушен и отстроен только через несколько лет уже в виде крепости.


Нелегкие времена наступили для монахов-картезианцев и в конце XVI века. В 1595 году, в результате соглашения между орденом картезианцев и иезуитами , монастырь перешёл к последним. Через год Эрцгерцог Фердинанд II и папа Климент VIII письменно подтверждают факт этой передачи. А спустя почти 2 столетия, после роспуска ордена иезуитов, монастырь Плетерье вообще переходит во владение государства.

Только в 1899 году картезианский орден выкупает владения бывшего монастыря и Плетерье становится частной собственностью. Начинается строительство новой картезии. В 1904 году монастырь Плетерье вновь открывает свои двери для страждущих.

От первоначальных построек осталась лишь одна готическая церковь. Именно её сегодня и могут посетить многочисленные туристы, а также капеллу, которая имеет свой отдельный вход.


Старая готическая церковь внутри

Принятие картезианского обета подразумевает соблюдения строжайших правил. Монахи ограничены даже в общении между собой, ведя затворнический образ жизни. И только донаты (люди, которые не приносят обетов, но живут как монахи) делают работу, которая может нарушить одиночество братьев. (смотрите фильм Ф. Грёнинга о жизни монахов-картезианцев «Великая тишина» )

Монастырь картезианцев в Берёзе - памятник архитектуры XVII века, единственный в Великом княжестве Литовском монастырь ордена картезианцев, он считался самым крупным и богатым монастырем в княжестве. Является единственным монастырем картезианцев, находящимся на территории бывшего СССР.

Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси – Сапегами. Есть несколько легенд, почему монастырь (кляштор) был построен именно в Березе. По одной из них когда-то в этих местах была березовая роща, где было много чистых родников. Однажды слепой старец, пришедший в рощу с мальчиком поводырем, присел отдохнуть и уснул. Мальчик же заигрался в лесу и заблудился. Когда старик проснулся, он стал бродить по роще и услышал звуки родника. Напившись и умывшись чистой водой, старик стал снова видеть. В честь этого чуда старец поставил у родника березовый крест. О чудодейственном исцелении услышал Сапега, у которого был слепой сын. Отец привез мальчика к источнику и когда сын умылся, к нему вернулось зрение. В знак благодарности Сапега решил построить на этом месте монастырь. По другой легенде во время охоты Сапегов собаки с лаем погнались за зверем, вдруг внезапно наступила тишина. Когда хозяева догнали собак, те мирно лежали на поляне, а посреди поляны стоял крест, которого никогда на этом месте раньше не было. Сапега воспринял это как знак божий и решил заложить на этом месте монастырь.

Историческим же фактом является то, что в 1617 году город Береза становится собственностью Льва Сапеги, канцлера Великого княжества Литовского. После его смерти по завещанию Береза переходит сначала к его старшему сыну Яну Сапеге, затем к младшему сыну Казимиру Льву Сапеге. Казимир Лев был человеком образованным и так же как отец обладал выдающимися способностями и умом, занимал высокие посты в Великом Княжестве Литовском.


Казимир Лев Сапега

Казимир Лев Сапега был глубоко набожным человеком. За свою жизнь он основал немало костелов и монастырей. В 1646 году ему написали послание монахи-картезианцы из Картузов (около Гданьска), в котором рассказали о своем ордене и попросили разрешения обосноваться в его владениях. Сапеге понравилась идея основать Картезианский монастырь.

Картезианцы (лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Основа духовности картезианцев — полный уход от мира, суровая аскеза, созерцательная и уединенная жизнь, постоянная молитва. Картезианцы уделяли много внимания физическому и интеллектуальному труду. 7 картезианцев причислены к лику святых, 22 беатифицированы. Из правил ордена: «Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога».

После получения разрешения на строительство монастыря у епископа Андрея Гемблицкого, к Сапеге приехали 3 монаха, которые выбрали Березу как место для будущего монастыря. Береза привлекла их своей скрытностью и обособленностью, необходимыми для монашеской жизни. Строительство началось в 1648 году и продолжалось 40 лет. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батиста Джислени. Как только был заложен первый камень, Сапега подарил монахам 600 крестьян и большую территорию, и таким образом весь город стал принадлежать монастырю, поэтому и получил свое название Береза-Картузская , которое сохранялось до 1940 года .

Монастырь-крепость был построен в форме пятиугольника и занимал территорию более 6,5 га. В состав комплекса входили костел (построен намного раньше, в 1666 году), жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. В центре монастырского дворца располагалась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму (въездные ворота) с бойницами. В отчете по строительству монастыря, случайно найденного в куполе храма, фигурирует сумма в 300 тысяч червонцев (что было равно 1 тонне золота), потраченная на возведение монастыря.


Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дожил до окончания строительства, он скончался в 1656 году и был похоронен в Березе, в монастыре картезианцев, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Земельная собственность монастыря постоянно увеличивалась за счет новых пожалований, завещаний феодалов, получения земель за отданные монастырем в рост деньги, даров богатых людей за предоставление места на захоронения в склепе костела.

Монастырь стал крупным феодальным поместьем, основанным на крепостном труде около 2,5 тысяч крестьян.

Березовский монастырь картезианцев был и кредитором-ростовщиком. За денежными ссудами в монастырь обращались феодалы, городские магистраты, нуждающиеся в наличных деньгах мещане, обедневшие жители городских окраин.

В 19 веке монастырь стал одним из самых крупным собственников Беларуси. Во владении Березовского монастыря входили:

— 2 кирпичных завода с производственной мощностью 12 и 10 тыс. штук кирпича;
— 2 лесопилки;
— мастерские по производству черепицы и извести;
— кожевенный завод;
— 5 мельниц;
— броварни (винокуренные заводы).

В самом монастыре проживало 14-16 монахов. Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром. Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. На молитвы отшельники шли по специальным подземным переходам, которые сохранились до сегодняшних дней. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.

На фотографиях ниже — макет монастыря, выполнен студентами Брестского государственного технического университета.


Монастырь не раз подвергался нападению и разрушению во время войн: русско-польской 1654-1667, русско-шведской 1656-1658, Северной 1700-1721 годов, войны 1812 года. По преданиям, во время Северной войны в 1706 году в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII.

Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня.

После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Береза вошла в состав Российской империи. В 1831 году монахи приняли активное участие в восстании против царской России. Под предлогом участия монахов в восстании царское правительство 28 августа 1831 года закрыло монастырь, а здания были переданы в распоряжение военных властей. В 1866 году в Берёзу прибыл на постоянное расквартирование 151 Пятигорский пехотный полк. Чтобы выстроить для солдат казармы, приказано было разобрать костёл на территории картезианского монастыря. В своё время костёл был сооружён из хорошего красного кирпича, и казармы получили название «красных». Казармы сохранились до наших дней и их так и называют: .

В 1915 году здания монастыря горели во время пожара.

Во второй половине 1930-х лет в кляштор приехали монахи-паллотины, которые восстановили Дом Сапегов, некоторые хозяйственные здания, построили капличку (на фото справа от Дома Сапегов). Снимок сделан с колокольни разрушенного костела.

В 60-е годы вся территория кляштора принадлежала воинской части.

От былого величия монастыря сегодня остались руины, которые постепенно приходят в упадок. До наших дней сохранились лишь фрагменты комплекса: уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен. Но даже те руины, что мы можем видеть сегодня, поражают своей величественностью и позволяют представить впечатляющие масштабы и мощь монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, он мог бы стать туристической жемчужиной не только Березы, но и всей Беларуси.



Статьи по теме