Что такое табула раса. История появления фразы «Табула раса» (Tabula rasa)

лат. – гладкая, чистая доска для письма) – термин сенсуализма, означающий состояние сознания человека, еще не располагающего никакими знаниями, поскольку он не обладает внешним чувств. опытом (напр., новорожденный). Это понятие появилось еще в антич. философии – у Платона (Theaet. 191 с; рус. пер., М.–Л., 1936) и у Аристотеля (De An., 429в–430а; рус. пер., М., 1937), в стоицизме; термин встречается в различных значениях у Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. У Гоббса и Гассенди можно встретить сравнение человеческого сознания с "доской", на к-рую опыт наносит свои знаки. Широкую известность термин получил после Локка, к-рый употребил его в авторизов. лат. переводе "Опыта о человеческом разуме" (кн. II, гл. 1, § 2). В англ. подлиннике "Опыта" этому термину соответствуют выражения "пустая комната" (empty cabinet) и "чистый лист белой бумаги" (white paper). Этим термином Локк оперировал, критикуя теорию врожденных идей. Лейбниц выступил с критикой учения о T. R. и утверждал наличие в человеч. сознании врожденных потенций знания, добавив к формуле Гассенди и Локка: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах) оговорку: nisi ipse intellectus (кроме самого разума) (см. "Опыт о человеч. разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128). И. Нарский. Москва.

В переводе с латыни это выражение звучит как «чистый лист» или, дословно, «чистая доска».

История появления фразеологизма

Впервые выражение появилось в сочинениях грека Аристотеля, где мыслитель сравнивал человеческий разум с вощеной табличкой. Сравнивал с чистой дощечкой разум новорожденного и персидский ученый и врачеватель Авиценна.

Дело в том, что в античном мире, не знавшем бумаги, для письма использовались дощечки из глины или камня, покрытые слоем воска. Письмена на них наносились с помощью заостренной палочки - стилуса. Ее же обратным концом можно было удалить запись, и использовать поверхность повторно.

Римляне подхватили выражение и перевели на свой язык. Также они дали нам слово «стиль», как обозначение манеры изложения мыслей. Уже латинскую поговорку использовал в своем трактате о разуме философ 17 века Джон Локк. Именно после его труда выражение «Tabula rasa» укоренилось в своем современном значении.

Значение выражения

Сегодня выражение «Табула раса» употребляется для описания сознания, не замутненного опытом, привнесенным извне, также оно используется в переносном смысле и значит «начать что-то с чистого листа».

0 Любой человек так устроен, что хочет выделиться, и показать, что он лучше других. В этом особо отличились представительницы прекрасного пола, у которых кроме внешности особых достоинств нет. Хотя речь сейчас об интеллектуальном превосходстве, ведь это так же доставляет удовольствие, и поднимает тебя в глазах окружающих. Поэтому, чтобы казаться весьма умным, и интеллигентным во всех смыслах человеком, вам необходимо перемежать свою повседневную речь мудрыми изречениями и пословицами, которые попали к нам из других времён или языков. Сегодня поговорим об достаточно красивом словосочетании, это Табула раса , перевод вы сможете прочесть немного ниже. Сегодня жизнь диктует нам свои правила, когда необходимо постоянно впитывать новые знания, чтобы не прослыть аутсайдером. Поэтому добавляйте наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы время от времени заглядывать к нам на огонёк.
Впрочем, перед тем, как вы продолжите, мне хотелось бы показать вам ещё пару моих новых публикаций по тематике фразеологизмов . Например, что значит Зри в корень ; как понять Плёвое дело ; смысл выражения Прощаться, значит отрицать разлуку ; что означает У страха глаза велики и т. п.
Итак, продолжим, что значит Табула раса ? Это выражение было заимствовано из латинского языка "Tabula rasa ", что можно перевести, как "чистая дощечка ".

Табула раса - означает, что человек рождается с совершенно чистым сознанием, а будущий ресурс знаний выстраивается на основе чувственного восприятия и опыта внешнего мира


По сути , древние сравнивали ум с покрытой воском доской, на которой жизнь оставляет свои письмена. В переносном смысле "Табула раса" у римлян обозначало "незначительное событие", "пустое место", а поговорка сделать из чего-то табула раса, означало "обнулить", "свести на нет", "уничтожить" .

В наше время данный термин используется для обозначения чего-то не определившегося, не устоявшегося, например память новорождённого малыша, в которой жизнь ещё не оставила следов.
Довольно интересно происхождение столь мудрёного изречения.

В древние времена, когда ещё люди не придумали пергамент и бумагу, то для того, чтобы записать свои мысли, применяли довольно простой способ. Для этого нарезались плоские дощечки, которые покрывались тонким слоем воска. Именно на них грамотные люди вели свои расчёты, записывали доходы и расходы. Причём, если человек делал ошибку, он мог легко стереть часть своих записей тупым концом стилуса / стиля. В итоге, освобождалось место, где можно было разместить новые записи. Английский философ и педагог Джон Локк (29 августа 1632 - 28 октября 1704 ) однажды сравнил чистое, ещё не тронутое воспитанием сознание малыша с восковой дощечкой без записей. Данное сравнение пришлось по вкусу образованным людям, и придуманный философом образ стал крылатой фразой во многих языках мира.

Кстати, обратили ли вы внимание, что на этих дощечках писали "стилями " (упомянул выше)? Впоследствии это слово сформировало современное понятие "стиль ". Порой некоторые римляне говорили с завистью, "у него отличный стиль ", под которым подразумевалась сама принадлежность для письма, сам инструмент (стилус). Тогда, как сейчас под этим термином мы разумеем "способ выражения", "манеру письма" .

Прочтя эту статью, вы выяснили что такое Табула раса перевод, и теперь сможете блеснуть этим выражением в кругу своих друзей или близких.

- (лат.- гладкая, чистая доска). Для написания нового текста на восковой табличке старый текст стирался (сглаживался воск); в переносном смысле tabula rasa означает уничтожение старого смысла ради нового. Философы античности (Платон, Аристотель и др.), средневековья (Альберт Великий), Просвещения (Дж. Локк) сравнивали первоначальное состояние человека и его души с чистой доской. При этом, разумеется, каждый автор привносил в метафору свой смысл.

Слово вещь этимологически связано с лат. vox "слово, голос", следовательно, вещь, независимо от нашего к ней отношения, обладает своим голосом , своей судьбой. "Нам не дано предугадать как слово наше отзовется...". Могу ли я быть уверен, что "слово наше" действительно "наше"? Кроме права владения вещью, человек не лишен возможности "вслушиваться" в голос самой вещи, постигать диалект ее места, ее времени: "...простор приготовляет вещам принадлежать каждая своему "для чего" и, исходя отсюда, друг другу" (М.Хайдеггер).

В латыни tabula - 1) доска, плита, таблица; 2) дощечка для письма; 3) запись, документ; 4) меняльный стол; 5) вотивная табличка, памятная дощечка (в память о благодеянии богов); 6) доска для игры (в кости и т.п.); 7) картина; 8) участок поля; 9) географическая карта; 10) pl . складки одежды (Тертуллиан "О плаще" ; при tabella - веер). Значения слова tabella в основном совпадают со значениями tabula . Укажем лишь на одно исключение: "дощатая колыбель". Овидий пишет о колыбели, спущенной на воду с младенцами Ромулом и Ремом: quantum fati parva tabellae vehit! какая (великая) судьба на маленькой дощечке!

Слово Платону:

"Сократ . Так вот, чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного из более чистого воска, у другого - из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру.

Теэтет. Вообразил.

Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем... И вот что, как говорят, происходит отсюда. Если в чьей-то душе воск глубок, обилен, гладок и достаточно размят, то проникающее сюда через ощущения отпечатывается в этом, как говорил Гомер, сердце души, а " сердце" (χέαρ) не случайно звучит почти так же, как воск (χηρός), и возникающие у таких людей знаки бывают чистыми, довольно глубокими и тем самым долговечными. Как раз эти люди лучше всего поддаются обучению, и у них же наилучшая память, они не смешивают знаки ощущений и всегда имеют истинное мнение... Когда же это сердце, которое воспел наш премудрый поэт, космато или когда оно грязно и не из чистого воска и либо слишком рыхло, либо твердо, то у кого оно рыхлое, те хоть и понятливы, но оказываются забывчивыми, те же, у кого твердое, - наоборот; у кого же воск негладкий, шершаво-каменистый, смешанный с землей и навозом, у тех получаются неясные отпечатки. Неясны они и у тех, у кого жесткие восковые дощечки, ибо в них нет глубины, и у тех, у кого они чересчур мягки, ибо отпечатки, растекаясь, становятся неразборчивыми. Если же ко всему тому у кого-то еще и маленькая душонка, то, тесно наползая один на другой, они становятся еще того неразборчивее" (Теэтет 191 c-e; 194 c - 195 a ).

В диалоге "Филеб", где также как и в "Теэтете", речь идет о знании и об истинном знании, Сократ сравнивает душу с книгой: "Память, направленная на то же, на что направлены ощущения, и связанные с этими ощущениями впечатления кажутся мне как бы записывающими в нашей душе соответствующие речи. И когда такое впечатление записывается правильно, то от этого у нас получаются истинное мнение и истинные речи; когда же этот писец сделает ложную запись, получаются речи, противоположные истине" (Филеб 39а). Дальше Сократ говорит, что в наших душах есть и еще один мастер - "живописец, который вслед за писцом чертит в душе образы названного".

Хосе Ортега-и-Гассет реконструирует ситуацию возникновения метафоры "восковая дощечка". Допустим, мы смотрим на горный хребет Гуадаррамы. Высота его - около 2000 м. Тот факт, что мы видим, осознаем, воспринимаем гору, свидетельствует о том, что в данный момент эта гора "находится" в нас. Но каким же образом может войти гора высотой в 2 тыс. м в сознание, которое вообще не есть пространство? Для человека древности отношения между человеком и воспринимаемым им объектом аналогичны отношениям между двумя физическими предметами, один из которых при соприкосновении с другим оставляет на нем свой отпечаток. Метафора печати, оставляющей на восковой поверхности свой оттиск, укоренилась в сознании эллинов и определила на многие века развитие философских идей.

На первый взгляд, в этом учении нет никакой предвзятости в определении статуса субъекта и объекта. Но при ближайшем рассмотрении мы замечаем, что роль субъекта ущемлена. Согласиться с тем, что материальный объект может оставлять свой отпечаток на нематериальном, - значит уравнять их природу, то есть принять всерьез аналогию с воском и печатью.

В античном представлении о мире "Я" не играет большой роли. Греки вообще не пользовались этим словом в своих философских сочинениях. И грек, и римлянин искали нормы поведения, этический закон в соответствии человека космосу. Стоики, унаследовавшие классическую традицию, учили жить в согласии с природой, быть, как она, цельным и невозмутимым. "Я", вытянутая вперед рука слепца (Аристотель прямо сравнивает душу с рукой), ощупывает пути Вселенной, прокладывая тропинки для своего продвижения.

Возрождение, которое не было возвратом к античности, как многие утверждают понаслышке, преодолело это учение. Оно инвертировало отношения между субъектом и объектом. Образ покрытой воском дощечки несовместим с возрожденческим представлением о сознании. На смену метафоре печати приходит метафора сосуда и его содержимого. Объекты не попадают в сознание извне, они содержатся в не самом; это идеи.

Античная философия наибольшее значение придает чувственному восприятию. Новое время сосредоточено на воображении. В его концепции не объекты движутся в направлении к субъекту, а субъект сам их в себе возбуждает. Стоит только захотеть - и мы извлечем из небытия кентавра, который галопом, пустив хвост и гриву по весеннему ветру, помчится через изумрудные луга за неуловимыми тенями белых нимф. Таким образом сознание есть творчество.

Итак, Фортуна вдруг обернулась к "Я" своим лицом. Как в восточных сказках, нищий проснулся принцем. Лейбниц осмелился назвать человека маленьким богом. Кант сделал "Я" высшим законодателем Природы. А Фихте, с его склонностью к крайностям, возвестил, что "Я - это все" 1 .

В Книге Притчей есть Песнь Премудрости: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими" (Пр. 8, 22-31).

Апокалипсис это, как сказано в его первом стихе, - "Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел". В экспозиции Русского музея Петербурга находится четырехчастная новгородская икона XV в., одна из деталей которой называется "Евангелист Иоанн диктует Прохору".Прохор по преданию был учеником ап. Петра и спутником и писцом ап. Иоанна Богослова. С последним он разделил заточение на о-ве Патмос и записывал видения Иоанна (Апокалипсис). В миниатюре из Евангелия Хитрово "Иоанн диктует Прохору" (XIV в.) отсутствует содержание записи, что открывает простор для интерпретаций, в том числе и той, которая настаивала бы на записи Апокалипсиса. Слова Иоанна: "Я был в духе в день воскресный..."(Отк. 1,10) согласно традиции православной экзегезы означает "исступление, экстаз, сошествие некой духовной харизмы на человека". В.В.Савчук по этому поводу отмечает: "находясь в экстазе, невозможно описывать его, так же как невозможно кричать и одновременно записывать боль, от которой кричишь...откровения Иоанна требовали голоса, говорения; жизненная правда их изображения не выдерживала насилия монотонной регламентируемости письма, методичной беспристрастности его правил. Изображение непосредственности видения-письма во имя наглядной правды преодолевается введением дополнительной фигуры, наделяемой лишь одной функцией, функцией записи , оставляя Иоанну способность видения-говорения" 2 .

Если интерпретировать творение мира как запись текста, а состояние Премудрости-Художницы, ее "веселье" на земном кругу, как пребывание "в духе", возникает вопрос: кто "Автор" и кто "Писец"? Во всяком случае, фигуру Художницы нельзя исключать из числа причастных к тексту Апокалипсиса (Бог-Христос-Ангел-Иоанн-Прохор): связанная с "началом пути", с созданием "первотекста", она не могла игнорировать текст последний. Фигура Прохора представляется мне не столь однозначно функциональной, не столь механистичной. Прохор - спутник и писец Иоанна, но одновременно и "марионетка Бога", непосредственный исполнитель Его воли и роли. Прохор - последний в земном "хороводе" (ср. προχορεύω - плясать впереди, т.е. руководить пляской).

Напомню, что наша тема: "tabula rasa" и еще один ее разворот связан со словарными значениями слова tabula , среди которых есть и значение стол (ср. англ. table) .

1. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990, с. 68-80.

2. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., 1995, с.122.

"Выскобленная доска", т. е. чистая доска, на которой еще ничего не написано и можно писать все, что угодно - древние греки и римляне писали заостренной палочкой на вощеных табличках, и написанное легко стиралось; в расширенном смысле - пустое место; иногда в сочет. : сделать tabula rasa из чего-л., т. е. свести на нет, перечеркнуть, зачеркнуть что-л.

"Английский философ-материалист Локк, вслед за Аристотелем, сравнивавшим человеческий разум с табличкой для письма ("О душе", III, 430, al), в трактате "Опыт о человеческом разуме" (1690) пользуется образом чистой доски для характеристики интеллекта ребенка до начала воспитательного воздействия на него со стороны окружающей среды. Локк занялся обстоятельной критикой теории врожденных идей и пришел к непоколебимому убеждению, что все наши понятия, представления и отвлеченные идеи составляют плод чувственного восприятия внешнего мира. Отсюда следовало для Локка то же самое заключение, к которому пришли уже древние стоики, что интеллект есть tabula rasa, на которой чувственное восприятие пишет свои знаки". Л. И. Аксельрод, Двойственная истина в современной немецкой философии.

Если бы всякий стал вычеркивать у древних те места, которых он не понимает, - как скоро мы оказались бы перед tabula rasa. (К. Маркс, Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. )

Понятно, что все эти свойства рассуждений г. Михайловского остаются неизменными и тогда, когда он переходит к России. Он "приветствует от всей души" столь же странные россказни некоего г. Яковлева, что Россия - tabula rasa, что она может начать с начала, избегать ошибок других стран и т. д., и т. д. (В. И. Ленин, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. )

В последнее время критики наши ввели похвальный обычай нападать на те произведения литературы, в которых изображаются так называемые "больные", то есть полоумные и юродивые. Действительно, ничего не может быть презреннее, нелепее "разочарованных". Это, по большей части, школьники, в юных летах вкусившие трубки, вина и женщин и воображающие, что вне этих трех капитальных фактов жизни человеческой, остальная вселенная есть не что иное, как tabula rasa. (M. E. Салтыков-Щедрин, Брусин. )

Может быть, это утопия. Но допустим, что можно сделать из всего прошедшего tabula rasa: нет собственности, нет семьи. (Л. Н. Толстой, Анна Каренина. )

Если вы присмотритесь к разным сторонам французской жизни, сосредоточенной в Париже, то вы, вероятно, придете к тому выводу, что идея анархии начала уже охватывать собою не один какой-нибудь общественный слой: она проникла всюду, и в литературе, и в искусстве, в романе и в драме, в лирической поэзии, в нравах и обычаях, во вкусах и привычках - во всем чувствуется стремление сделать tabula rasa из того, что до сих пор считалось правдой, добром, правосудием, справедливостью, заслугой, властью, обязательством, собственностью, добрым именем, культурными обычаями. (П. Д. Боборыкин, Столицы мира. )

В те годы Стриндберг говорил исключительно языком молний, мир, окружавший его тогда, был как грозовая июльская туча, - tabula rasa, на которой молния его воли вычерчивала какие угодно зигзаги. (А. А. Блок, Письмо к матери, 15.VII 1912. )

Положительными, жизненными и жизнеутверждающими силами в Шекспире были, с одной стороны, его язычески-чувственная настроенность, простая радость о теле и о цветущей земле, и о приволье живых просторов воплощения, - с другой, его здоровое и строго-нравственное чувство. Но свобода несла в себе адогматизм, не то, чтобы прямо неверие, а разрыв связи с прежнею верой и приглашение верить или не верить во что угодно. Другими словами: отмену всех прежних ответов на мировые вопросы, открытое поле для всяческого сомнения, tabulam rasam осмысливающего мир сознания, необходимость решить по-своему все загадки и противоречия бытия. И Шекспир изнемогает перед этою непосильною задачей, уклониться от которой не может гений. (В. И. Иванов, Родное и вселенское. )

Идя ближе и ближе к детству, мы находим почти tabula rasa, то есть белый лист, на котором жизнь напишет все содержание. (А. В. Луначарский, О наследстве классиков. )

Ведь сами же вы, профаны, признаете, что душа ребенка не есть tabula rasa, что она представляет собою сложный продукт целого ряда разнообразных физических, нравственных и умственных влияний, преемственно передаваемых из поколения в поколение. (П. Н. Ткачев, Ташкентские рыцари. )

Статьи по теме