Церковный устав русской православной церкви. Устав русской православной церкви

Новая религиозная структура уже сейчас зовет в «священники» мужчин без духовного образования. Этого следовало ожидать. Трудно было бы представить, что «активисты», выбрасывающие из храма пожилых женщин и избивающие священников, будут впоследствии ходить в эти храмы, молиться, причащаться, каяться в своих грехах, вести церковную жизнь. Захваченные храмы не могут не стоять пустыми, потому что "СЦУ" – это политический проект. Это организация для тех людей, для которых Украина «превыше всего», в том числе, превыше Бога. Главной задачей этих людей является изгнание из Украины того, что хоть каким-то образом напоминает о цивилизационном единстве восточных славян...

Дорогие братия и сестры, в настоящие дни святая Церковь Христова, а вместе с нею и мы, светло празднует всерадостные, святые дни попразднства Рождества Пресвятой Бого­родицы. Церковь вещает нам: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы). Жена, по слову Христа Спасителя, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин.16:21), то есть рождение всякого человека в мир доставляет радость и утешение родителям новорожденного и всем родным и близким. И не только рождение, но и самая...

Сколько похвал, сколько дней празденственных посвящает Православная Церковь рождшейся ныне Деве Марии! Ныне духовно торжествуем мы рождение Ея. Потом прославляется день введения Ея во храм, день Благовещения, день Успения. Каждый день Церковь величает Ее, как честнейшую Херувим и славнейшую Серафим. Если пример некоторых, называющих себя христианами, но не следующих Православной Церкви в прославлении Матери Божией, возбуждает в иных по временам недоумение о святости правила Православной Церкви: это не дивно. К чему не располагает пример других? Но надобно же узнать правду, чтобы не колебаться в любви к правде.

Святые отцы, Вселенские и Поместные Соборы постоянно заботились о соблюдении церковно-богослужебной дисциплины. Имея в виду евангельский пример Спасителя, изгнавшего торгующих из храма, а также наставление апостола «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13), они руководствовались ими при вынесении священнослужителям и мирянам наказаний за нарушение Церковного устава и особенно богослужебной дисциплины.

В Церкви всё должно основываться на предписаниях церковных канонов и богослужебного Устава: всё должно совершаться «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40).

Пастыри и миряне должны ревностно следовать канонам и Уставу, чтобы не сойти с пути благодатного послушания на путь своеволия и своекорыстия.

Создав в разных частях мира Церковь Христову на началах, завещанных Спасителем, святые апостолы требовали от пастырей и всех христиан беспрекословного послушания их наставлениям и указаниям, но всегда проникнутым духом христианской любви и отеческого попечения, о чем свидетельствуют послания первоверховного апостола Павла.

Предстоятели и архипастыри Русской Православной Церкви строго следили за соблюдением богослужебной дисциплины. Святейший Патриарх Алексий (1877-1970) говорил в одном из своих выступлений перед воспитанниками духовных школ: «У пастыря два священных долга – это молитва и подвиг... Молитва и подвиг – это как бы два крыла, которые возносят пастыря от земли в небесные области. Молитвою он сопровождает каждое свое священнодействие в храме; молитвою он и дома подготовляется к совершению Божественной службы. И чем углубленнее бывает эта уединенная молитва, чем истовее совершает пастырь свое келейное правило, чем точнее он выполняет требования, установленные Церковью, тем действеннее бывает сила его священнодействий... Русский православный человек хорошо разбирается в том, молится ли пастырь, совершая то или иное молитвословие, или только внешним образом исполняет написанное в книгах».

Православному христианину нужен пастырь-молитвенник. Искренность молитвы пастыря всегда благодарно воспринимается молящимися.

Совершать богослужение, беседовать с Самим Господом Богом, которому и ангелы предстоят со страхом и трепетом, должно с великим благоговением и усердием, так как служение совершается Богу. Вся мысль священника при совершении богослужения должна быть устремлена к Владыке и Господу, Которому он предстоит и служит и образ Которого носит в себе. Поэтому священнослужители должны прочитывать молитвы со всяким вниманием и благоговением, ничего не опуская и не прибавляя, и читать по книге так, чтобы не было запинаний.

Сердце пастыря, когда он молится о живых и умерших, должно быть отдано молитве, горячо и искренне доброжелательствовать тем, о ком возносятся молитвы. И чем большему числу людей испрашивает он благ у Господа и чем выше эти блага, тем сильнее противодействует ему враг спасения. Бороться с искушениями пастырь должен терпеливым пребыванием в молитве, побеждая силою Божией бесплотного врага.

Все движения священнослужителей за богослужением должны быть степенны, походка свободная и неторопливая. Совершать каждение следует плавно, не спеша, но и не затягивая. По церковному установлению, при молитвенных обращениях священнослужитель должен истово творить крестное знамение, а также поясные и земные поклоны.

Особое внимание пастырю дóлжно обращать на свое поведение в алтаре. В алтарь не следует допускать непосвященных, а уборку его нужно поручать диаконам или псаломщикам. Сидеть в алтаре, согласно каноническим правилам, могут только епископы и пресвитеры во время чтений паримий и Апостола. Непозволительны хождения по алтарю, а также выходы из алтаря, не предписанные Уставом. После причащения священнослужителей следует открывать святые врата и износить Святые Дары для причащения верных. В алтаре могут звучать лишь слова Священного Писания и церковнобогослужебных книг.

Пастырь призван знать древние богослужебные традиции, блюсти их и наставлять пасомых вести себя благоговейно в храме. Не следует разрешать во время службы и прикладывания к святыням. Священник должен разъяснять, что при вечернем входе с кадилом, шестопсалмии, полиелее, акафисте, пении «Честнейшую», великом славословии и евхаристическом каноне литургии хождение по храму непозволительно.

Истовость богослужения, его и внешняя, и внутренняя духовная красота прежде всего зависят от самих священнослужителей. Простота и строгость богослужения – лучшие украшения, способствующие его полному осмыслению. Всё должно быть про- сто, но с теплым чувством и благоговейно.

Истовое совершение богослужения высоко ставит пастыря в глазах верующих и приносит ему их любовь. «Пасомые простят иному пастырю некоторую, быть может, сухость и суровость... простят ему даже его слабости, но никогда русский православный человек не простит священнику неверия и неблагоговейного, небрежного, внешне формального исполнения своих пастырских обязанностей»

Сокращения в богослужении недопустимы: красота православной службы раскрывается в полной мере лишь при соблюдении ее строя, проникнутого глубоким духовным смыслом. Нельзя делать самочинных изменений и в словах молитв, в ектениях и возгласах. Не нужно вводить в обиход нецерковные песнопения и во внебогослужебное время, ибо наши церковные песнопения созданы святым Иоанном Дамаскином (VII- VIII вв.), святым Андреем Критским (VII-VIII вв.) и многими другими церковными песнописцами.

Поминовение во время великого входа, особенно в Великую субботу, когда «молчит всякая плоть человеча, ничтоже земное в себе помышляя» при виде Господа своего и Спасителя во гробе, духовенству полагается произносить тихо, благоговейно, «елико слышати точию друг ко другу». Не может и не должно быть деления богослужений на торжественные и простые: всякой православной службе, как службе Божией, по самой идее ее присуща торжественность, за всякой православной службой торжественно славится достопоклоняемое имя Бога нашего, так что и будничные службы дóлжно совершать по Уставу, без сокращений и неторопливо.

Обстановка храма должна содействовать молитвенной настроенности верующего: «Святыми отцами, установившими не только богослужебный чин в храмах, но и их внешний вид и внутреннее устройство, всё было продумано, всё предусмотрено и устроено для создания особого настроения в молящихся, дабы ничто в храме не оскорбляло ни слуха, ни взора и дабы ничто не отвлекало от устремления к небу, к Богу, к миру горнему, отображением которого должен являться храм Божий. Если в лечебнице телесных недугов всё предусматривается к тому, чтобы создать для больного условия, потребные ему по состоянию здоровья, то как же всё должно быть предусмотрено в лечебнице духовной, в храме Божием», – писал Святейший Патриарх Алексий.

Электрическое освещение храма символического значения не имеет. Электричество не может заменить в церкви лампад и свечей. Символическое значение в Православной Церкви имеют елей и воск: по объяснению Симеона, архиепископа Солунского (XIV- XV вв.), елей – во образ Божественной милости; воск, слагающийся из множества цветов, как наше всесовершенное приношение и жертва от всех. Поэтому не следует подменять электрическими лампочками свечи и лампады пред иконами, на престоле и жертвеннике и употреблять разноцветные лампочки в паникадилах и канделябрах. Паникадила, горящие искусственным светом, допустимы; но ни в коем случае не следует помещать электрические лампочки в семисвечнике и освещать чтимые иконы множеством ламп. Недопустимы какие бы то ни было световые, и тем более электрические эффекты во время служб. Лампады должны быть хорошо заправлены до службы.

Согласно указаниям Устава, на всех вечернях «подобает свещи вжигати от начала» перед образом Спасителя, Божией Матери и храмовой иконой «на десней стране» иконостаса, причем на малой и великой вечернях возжигается свеча и перед аналоем, на котором полагается праздничная икона. Кроме того, на великой вечерне возжигается еще свеча «пред образом Спасителя на тябле» – части иконостаса над царскими дверьми, где раньше перед Деисисом (иконой с изображением Спасителя в центре, Божией Матери и Иоанна Предтечи – по сторонам) был подсвечник, который спускался и поднимался шнуром.

В алтаре свечи зажигаются у престола, а «по 1-м антифоне кафизмы», в начале «Господи, воззвах», возжигаются все другие светильники. На вседневной вечерне светильники перед аналоем, в тябле и в алтаре у престола зажигаются «по стихологии», в начале пения «Господи, воззвах», а на великой вечерне в это время «дóлжноесть возжигати прочия свещи». Гасятся светильники на малой вечерне, на отпусте вечернем, а на прочих вечернях – по конечном Трисвятом (Устав, главы 24-25). На повечерии, полунощнице и часах светильники зажигаются перед образами Спасителя и Богородицы. В начале утрени светильники зажигаются также и перед храмовой иконой.

При пении «Бог Господь» светильники возжигаются перед аналоем и в тябле, в начале же полиелея возжигаются «все свещи», которые и горят «до скончания 3-я песни» канона, а затем, так как по 3-й и 6-й песнях полагаются уставные чтения, гасятся, и на 8-й снова зажигаются и горят до конца великого славословия.

Во многих храмах свечи сгорают уже в начале службы, а при совершении важнейших ее частей мерцают одна-две свечечки. Возжжение свечей следует распределять так, чтобы их хватало на полиелей, пение «Честнейшую», великое славословие – главнейшие части утрени за всенощным бдением и обязательно на евхаристический канон за литургией. Согласно предписанию «Известия учительного» при Служебнике, на престоле за главнейшими службами суточного богослужебного круга – вечерней, утреней и литургией должно гореть не менее двух свечей.

Неотъемлемым элементом православного литургического служения является икона. Иконы и стенопись в храме должны быть древнего православного письма и размещаться сообразно с издавна принятыми в Православной Церкви правилами. К XI веку в Византии установился определенный порядок размещения в алтаре и храме иконографических изображений. Этот порядок в основных его чертах был принят и на Руси, и в древних храмах его можно наблюдать и доныне. С точки зрения иконографии и литургики порядок этот весьма важен, ибо отражает во всей полноте в формах иконографии идею Церкви. Следует избегать украшений икон искусственными цветами, оскорбляющими честь святыни: «Они предосудительны в церковном обиходе – не потому, что они малоценны, но потому, что заключают в себе ложь», – говорил Святейший Патриарх Алексий. Живые цветы можно ставить или класть у икон, но в умеренном количестве. Не следует ставить в алтаре и храме горшки или кадки с комнатными растениями.

Русская Православная Церковь неустанно заботится о сохранении храмов. Она бережно относится к наследию предков – храмам древнего зодчества. Всякий ремонт храма производится с ведома и разрешения местных властей, а реставрационные работы в храмах – памятниках древней архитектуры с разрешения и под наблюдением государственных органов по охране памятников старины и Общества по охране памятников реставраторами-специалистами.

К области церковно-богослужебной дисциплины относятся предписания о повседневном внешнем облике пастыря: у пастыря всегда должен быть опрятный вид, он должен носить только приличествующую его духовному званию одежду. Не приличествуют духовным лицам одежды из дорогих тканей. Согласно древним традициям, необходимо предпочитать одежду темного цвета.

Во время богослужения надо следить, чтобы облачения не сдвигались с плеч и на сторону и чтобы из-под подрясника и стихаря не виднелись брюки, сапоги. Во время богослужения иподиаконы и чтецы должны быть облачены в стихари такого же цвета, как и облачения священнослужителей, и из такой же, а не из худшей ткани. При выборе цвета облачений в дни праздников необходимо сообразовываться с издавна принятыми в церковной практике традициями.

Если каждое богослужение для священника есть дерзновенное приоткрытие будущего Царства Славы, то Божественная литургия, когда совершается великое таинство принесения Бескровной Жертвы, в которое святые ангелы желают только проникнуть, является для священника величайшим приоткрытием будущего Царства. И какою святостью, непорочностью и чистотой душевной и телесной должен обладать священник, предстоящий пред святым престолом, знаменующим собою Престол Божий, и совершающий во время божественной литургии дерзновенное принесение Бескровной Жертвы.

Поэтому пред совершением Божественной литургии священник должен особенно тщательно соблюдать чистоту своих души и тела, чтобы предстать пред Престолом Божиим с чистой совестью и получить просимое от Господа. В противном случае он должен немедленно очистить свою совесть в таинстве Покаяния. Ветхозаветный священник Оза был наказан смертью лишь за то, что недостойно коснулся Священного Кивота (2 Цар. 6, 6-7).

Все священно-церковнослужители должны являться к богослужению вполне подготовленными, трезвыми, прилично и опрятно одетыми и иметь благообразный внешний вид. Каждый из них делает поклон с молитвой перед входом в храм, а по входе – перед иконостасом, чтимыми иконами и другими святынями. Перед началом службы псаломщик должен убедиться, что всё готово к отправлению богослужения. То же делает и священник. Чтобы не было в церковной службе остановок и замешательства, псаломщик должен не только хорошо знать Устав, но и тщательно готовиться к каждой службе: найти дневное зачало Апостола, кафизмы, просмотреть стихиры, которые он будет петь, сделать все пометки и расстановки главных строф. За помощью он должен обращаться к настоятелю или очередному священнику. После молитвы перед царскими вратами священник обращается лицом к богомольцам и кланяется им, затем проходит южной дверью в алтарь, а псаломщик и диакон кланяются ему, и когда он приложится к престолу, принимают от него благословение.

Не следует, открывая двери и завесы алтаря, смотреть на народ. Нельзя опираться на престол и жертвенник. Во время богослужения священник не должен отдавать вслух кому бы то ни было приказаний, и тем более прерывать, даже если и допущена на клиросе какая-либо ошибка. Замечание или указание нужно сделать незаметно, чтобы ошибка не явилась соблазном для молящихся. При каждении священника с диаконом вокруг престола, стола при водоосвящении, вселенских панихидах и у гроба покойника кадить нужно начинать, когда диакон со свечой встанет на противоположной стороне. При этом поклоны тот и другой делают одновременно. Ни диаконы, когда стоят на амвоне, ни псаломщики с клироса не должны оборачиваться и разглядывать стоящих в храме. Псаломщики и певчие на клиросе должны читать или петь, не наваливаясь на аналой.

Церковные старосты наблюдают за сохранением порядка во время богослужения, во всех своих действиях они призваны строго соблюдать благочиние и благопристойность.

По современному положению об устройстве и управлении Русской Православной Церкви церковный староста является председателем исполнительного органа храма, в который входят помощник старосты, если он есть, бухгалтер, председатель ревизионной комиссии и казначей. На исполнительном органе лежит ответственность за проведение всей финансово-хозяйственной деятельности храма.

Каждое храмовое богослужение пастырь обязан сопровождать проповедью Слова Божия для духовного руководства в спасении верующих, а отправлению треб должна предшествовать беседа пастыря, разъясняющая существо и смысл предстоящих священнодействий и молитв.

Православному пастырю важно блюсти благоговейное отношение к Церковному богослужебному уставу.

И Иерусалимская, и Студийская редакции православного богослужебного Устава созданы в монастырях: первая – в Лавре святого Саввы Освященного, близ Иерусалима, вторая – в Студийском монастыре, около Константинополя. В Русской Православной Церкви издавна сложилось высокое уважение к овеянному святостью его составителей богослужебному Уставу.

Требования Церковного устава долгое время выполнялись неукоснительно. Чтобы приблизить выполнение Устава к условиям приходской жизни, с течением времени был применен особый литургический прием, известный под названием многогласия, – одновременного чтения и пения различных, следующих друг за другом частей богослужения. Но само содержание Устава оставалось неизменным. Указания Устава о порядке совершения богослужебных последований и их количестве, как и прежде, уважались и исполнялись.

В конце XVII века многогласие было запрещено. Тогда возник новый прием приближения Устава к практике, существенно отличавшийся от многогласия: перечень требований Устава стали сокращать. Это происходило не сразу. Традиция пунктуального отношения к Уставу соблюдалась долго. Но постепенно с Уставом стали обращаться вольно и высокие цели Устава стали забывать.

Литургика Православной Церкви в соответствии с догматическим учением о связи между торжествующей Небесной Церковью и воинствующей земной придает особое значение, чтобы мысль верующих была постоянно направлена на укрепление этой связи в религиозном сознании. В содержании богослужений постоянно упоминается о ней как о непреложном пути к спасению. Об этом напоминается в ектениях, отпустах и других частях последований. К усвоению верующими этой мысли направлено и введение в последование утрени на всенощном бдении молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», представляющей собою евхологическое (герч. «евхи» – молитва, «логос» – слово = молитвословное) раскрытие догмата о связи между Небесной и земной Церквами. Небесная Церковь, к заступничеству которой молитвенно обращаются верующие, предстательствует за них пред Богом. Молитва содержит литургийный каталог святых как обязательную часть. Без него прежде всего ослабляется догматический характер молитвословия. С другой стороны, через этот каталог сохраняется тематическая связь молитвословия с последующим содержанием всенощного бдения (канон), раскрывающая святоотеческую мысль, что «любезна ангелам и человекам памяти святых» (святой Ефрем Сирии; † 373 г.). Всё это определяет догматическую и литургическую сущность молитвословия, хотя иногда и отвергается начисто нашей богослужебной практикой. Каталог святых обычно пропускается, и текст молитвословия сокращается иногда настолько, что остаются только начальная и заключительная фразы.

Можно привести факты, когда отход от указаний Устава не сокращает, а удлиняет продолжительность совершения богослужений. В практику, например, вошло пение молитвословий «Сподоби, Господи, в вечер сей», «Ныне отпущаеши» и стихов перед шестопсалмием «Слава в вышних Богу, и на земли мир» и «Господи, устне мои отверзеши». В последнем случае не только затягивается чтение шестопсалмия, но и вокальные прелюдии находятся в полном противоречии с намерением составителя исследования обеспечить психологическую сторону чтения шестопсалмия – «беседы души человеческой с Богом», как Церковь называет шестопсалмие, – достижение глубокой сосредоточенности молящихся при слушании чтения псалмов шестопсалмия. Пение, которое мы слышим перед псалмами, несет в себе некий элемент развлечения. Основа молитвенной сосредоточенности рушится, и восстановить ее не удается до самого конца чтения.

Бесспорно, трудности уставного богослужения существуют, так как существующий Устав при его составлении предназначался для монастырей, а не для приходских храмов. Но при решении их нужно помнить, что православное богослужение оказывает большое воздействие на религиозное настроение молящихся, и именно в уставном служении особенно сильное.

Православное богослужение привлекает молящихся словом. Преподобные Савва Освященный († 532) и Феодор Студит († 829) вместе с продолжателями начатого ими дела – составления Устава использовали богатства древней христианской литературы. Что может сравниться с канонами святителя Андрея, архиепископа Критского († 712), святителя Космы, епископа Маиумского († ок. 787), святителя Феофана, епископа Никейского († 850), создавшего «венец» в честь своего брата преподобного Феодора Начертанного, исповедника († ок. 840), или со стихирами инокини Кассии (IX в.) и других песнописцев, с дивными молитвенными текстами, введенными в состав православных богослужебных последований?! Всё это неиссякаемое литургическое богатство православного богословия, к которому Устав привлекает молящихся в храме.

И эта нравственная сторона православного богослужения особенно ярко раскрывается при неотступном совершении богослужений по Уставу.

Устав Православной Церкви предписывает определенные правила внешнего выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны и любызания святыни.

При молитве индивидуальной, совершаемой наедине, каждый христианин, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент, свободен употреблять тот или иной внешний знак. Но поведение молящегося, а тем более священнослужителя, за общественным богослужением строго определяется Церковным уставом, который служит и законом совершения службы и внешнего поведения в храме, и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины православного христианина. Вот наиболее важные из его предписаний на этот счет.

Православный христианин должен входить в храм тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного; шум, разговор, и тем более смех, при входе в церковь оскорбляют святость дома Божия и величие обитающего в нем Бога – «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем» (Пс. 5, 8).

Войдя в храм, нужно остановиться, положить три поклона (в простые дни – земные, а в субботу, воскресенье и праздничные дни – поясные) с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго» и поклониться направо и налево людям, вошедшим в церковь прежде тебя.

Став на место, полагается с благоговением и страхом Божиим помолиться словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя!», «Создавый мя, Господи, помилуй мя!», «Без числа согреших, Господи, прости мя!», «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!», «Достóйно есть, яко вои΄стину блажи΄ти Тя, Богорóдицу, Присноблажéнную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнéйшую Херуви΄м и слáвнейшую без сравнéния Серафи΄м, без истлéния Бога Слова рóждшую, сýщую Богородицу Тя величаем!», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй!» (трижды), «Благослови». «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» (молитва с поклонами).

Те же молитвы произносятся и при выходе из храма.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершения поклонов с внутренним благоговением и внешним благообразием. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знáмением и потом делать поклон. Крестное знамение дóлжно изображать правильно, с благоговением и не спеша. Церковный устав строго требует от нас, чтобы в храме Божием мы всё делали не только истово и чинно, но своевременно и неторопливо, то есть там, где указано.

Вообще поклоны следует совершать по окончании каждого краткого прошения; например: «Господи, помилуй» или молитвословия, а не во время его исполнения. «Не вкупе с молитвой», – как говорится в Типиконе.

Пред началом всякого богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем при всех службах, на всяком «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на «Слава тебе, показавшему нам свет», на троекратном «Аллилуиа» и на «Буди имя Господне» полагаются поясные поклоны с крестным знамением.

На всех ектениях должно внимательно вслушиваться в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу и, осенив себя крестным знамением при возглашениях: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», положить поясной поклон. При пении и чтении стихир, стиховен и других молитвословий поклон полагается только тогда, когда слова молитвословий побуждают к этому, например при словах «припадéм», «поклони΄мся», «мóлим Ти ся» и т. п.

При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон.

На полиелее после каждого величания – по одному поклону.

Пред чтением Евангелия и по прочтении его на «Слава Тебе, Господи» один поясной поклон полагается всегда.

При начале чтения или пения Символа веры на слова «Верую», «И во Единаго Господа Иисуса Христа», и «И в Духа Святаго», при произнесении слов «Силою честнаго и животворящего Креста», при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий нужно осенять себя крестным знамением, без поклона.

Когда священнослужитель произносит: «Мир всем» или возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы΄ Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами», следует делать поклон, но без крестного знамения; такой же поклон полагается и при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпýсте, если таковой совершается без Креста. Когда отпуст говорится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, – поклон следует делать с крестным знамением.

При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонить голову.

Прикладываться к Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать никого и не оттеснять; два поклона положить пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать ноги; к иконе Божией Матери и святых – руку. Прикладываясь к Святому Евангелию, можно произносить про себя молитвы «Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим», «Христе Боже, помози ми и спаси мя».

Молясь за живых и умерших и называя их по именам, следует с любовию произносить имена, ибо по долгу любви христианской они требуют от нас сердечного сочувствия и любви.

Молиться за усопших следует так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости им согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение».

Когда священнослужителем совершается каждение молящихся – отвечать на него наклонением головы.

Во время чтения Евангелия – стоять с преклоненною главою, как бы слушая Самого Иисуса Христа.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный псалом «Помилуй мя, Боже», по окончании первой половины Херувимской полагается поясной поклон. Во время великого входа при поминовении Святейшего Патриарха и других лиц нужно стоять благоговейно, с преклоненной главою, и в конце поминовения при словах «Всех вас православных христиан» говорить: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» – при служении епископа; при служении других священнослужителей говорится: «Священноигуменство, или священномонашество, или священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», затем с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа дóлжно произнести: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Во время совершения самого таинства Евхаристии следует молиться с особенным вниманием и по окончании песни «Тебе поем» поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Значение этого момента так велико, что с ним не может сравниться ничтó в нашей жизни. В нем заключается наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).

Во время пения «Достойно есть» или задостойника священник молится о живых и умерших и поминает их по именам, и в особенности тех, за кого служится литургия; присутствующие в храме должны в это время помянуть своих близких, живых и умерших.

После «Достойно есть» или задостойника – земной поклон. При словах «И всех и вся» – говорить в себе «Молитвами всех святых Твоих, Господи, посети и помилуй нас».

В начале Молитвы Господней «Отче наш» – совершить крестное знамение и положить земной поклон.

При открытии царских врат и явлении Святых Даров, означающем явление Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите!» – земной поклон.

При последнем явлении Святых Даров (чем изображается вознесение Иисуса Христа на небо), при словах священника «Всегда, ныне и присно, и во веки веков» – также земной поклон.

Приступая к принятию Святых Таин – тела и Крови Христовых, нужно положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно и, не спеша, благоговейно и со страхом Божиим подходить к святой чаше, громко назвав свое имя. По принятии Святых Таин дóлжно лобызать край чаши, как бы самое ребро Христово, и затем спокойно отходить, не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»

Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера. Святой антидор и благословенный хлеб принимать нужно благоговейно и целовать при этом подающую руку священника. Антидор раздается присутствующим за литургией для благословения и освящения души и тела, чтобы те, кто не приобщился Святых Даров, вкусили освященного хлеба.

От Святой Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества Христова до Крещения Господня и во все вообще Господние праздники поклоны земные Святою Церковью совершенно отменяются.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не нужно, но только кланяться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда священник кадит с Крестом в руке, все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос воскресе!», говорят: «Воистину воскресе!»

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу и не крестятся перед этим.

Находясь в храме Божием, нужно помнить, что находишься в присутствии Господа Бога, и поэтому стоять как пред самим Лицом Его, пред очами Его, в присутствии Божией Матери, Святых ангелов и всех святых, ибо сказано: «В хрáме стоя΄ще славы Твоея΄, на небеси΄ стоя΄ти мним» (Последование утрени).

Спасительная сила церковных молитв, песнопений, чтений зависит от действия их на наши сердца, умы и чувства. Поэтому нам необходимо понимать всё совершающееся в церковном богослужении, проникаться и питаться им. Всё совершая благообразно и по чину церковному, дóлжно в телесах и душах наших прославлять Господа нашего и Бога.

I. Общие положения
1. Религиозная организация «Отрадненская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», именуемая в дальнейшем тексте Устава «Епархия», является централизованной религиозной организацией и объединяет в целях совместного исповедания и распространения православной веры местные религиозные организации и религиозные организации, учрежденные Епархией (в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты), именуемые в дальнейшем тексте настоящего Устава канонические подразделения Епархии.

2. Епархия входит в иерархическую структуру Религиозной организации Русская Православная Церковь, именуемая в дальнейшем тексте Устава «Русская Православная Церковь», и является ее каноническим подразделением.
Епархию возглавляет Епархиальный архиерей.

3. Епархия осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. (именуемая далее в тексте настоящего Устава — «Канонический Устав Православной Церкви»), и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, а также в соответствии с гражданским Уставом Русской Православной Церкви, Уставом Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви, постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, указами и распоряжениями Епархиального архиерея, решениями Епархиального собрания и Епархиального совета, а также настоящим Уставом.
Епархия соблюдает законодательство Российской Федерации.

4. Епархия является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на оном имущественном праве обособленным имуществом. Епархия несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. На принадлежащее Епархии движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов Епархии.
Епархия может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Епархия открывает банковские, в том числе валютные, счета в банках и иных кредитных организациях.

5. При изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Епархия в установленном законом порядке уведомляет об этом орган государственной регистрации. Епархия ежегодно информирует орган государственной регистрации о продолжении своей деятельности, а также о продолжении деятельности религиозных организаций, входящих в структуру Епархии.

6. Епархия не участвует в деятельности политических партий и политических движений, а также не оказывает им материальную и иную помощь и поддержку.

7. Епархия вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, относящихся к деятельности Епархии.

8. Епархия имеет бланк (штамп) и печать со своим полным наименованием или религиозной символикой. Образец печати утверждается Патриархом Московским и всея Руси.

9. Полное наименование Епархии: Религиозная организация «Отрадненская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа Епархии (Епархиального совета во главе с Епархиальным архиереем) - Самарская область, город Отрадный.
При осуществлении уставной деятельности Епархия указывает свое полное наименование, предусмотренное настоящим Уставом.
Вероисповедание Епархии - православное.

II. Цели, задачи и формы деятельности
10. В целях совместного исповедания и распространения веры и для достижения задач совместной реализации гражданами права на свободу исповедания и распространения православной веры Епархия осуществляет:
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии в храмах, часовнях и других культовых зданиях сооружениях, а также на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных для этих целей, в местах религиозного почитания (паломничества), в организациях, созданных Епархией и (или) иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, а также в жилых помещениях;
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии вне территории культовых здания и сооружений, мест религиозного почитания (паломничества) и иных мест, предоставленных для этих целей - в установленном законом порядке;
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домов, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы - по просьбе находящихся в них граждан и по согласованию с администрацией соответствующих учреждений;
— богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в воинских частях и на кораблях в порядке, установленном законодательство, и с учетом требований воинских уставов;
— распространение православных религиозных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные;
— миссионерскую деятельность;
— благотворительную деятельность, деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов;
— религиозное образование и воспитание, обучение религии;
— организацию паломничества, прием религиозных делегаций, представителей различных конфессий, проведение национальных или международных религиозных совещаний, съездов, семинаров;
— производство, приобретение, распространение, религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения;
— экспорт, импорт, реализацию (передачу для собственных нужд) религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения;
— издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации;
— изготовление, распространение, реализацию предметов религиозного назначения (изделий) из драгоценных металлов и драгоценных камней;
— деятельность по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений религиозного назначения в установленном законом порядке, при осуществлении которой Епархия вправе выступать в качестве заказчика;
— осуществления телерадиовещания и оказание услуг связи для целей телерадиовещания;
Епархия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности Епархии, предусмотренным настоящим Уставом, и направленную на достижение этих целей.
Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Епархия получает соответствующую лицензию в установленном порядке.
Для осуществления предусмотренных настоящим пунктом Устава видов деятельности Епархия вправе создавать структурные подразделения (без прав юридического лица).

11. Епархия вправе создавать организации для осуществления благотворительной, культурно-просветительской, образовательной, издательской и полиграфической, художественной, предпринимательской, производственной деятельности, а также для осуществления деятельности в сфере социального обслуживания, сельского хозяйства и деятельности по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений.
Епархия вправе учреждать средства массовой информации.
Организации созданные Епархией, могут действовать как структурные подразделения Епархии (без прав юридического лица) либо в качестве самостоятельных юридических лиц.

12. Епархия вправе обращаться в государственные органы за финансовой, материальной и иной помощью в осуществлении реставрации, содержания и охраны зданий, сооружений и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в обеспечении преподавании общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных Епархией и иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, действующими на территории Епархии, в осуществлении благотворительной деятельности, в реализации общественно значимых социальных или культурно-просветительских программ и мероприятий.

13. Епархия вправе обучать основам православной веры несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений по заявлению родителей (законных представителей) в установленном законом порядке.

14. Епархия может обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления с предложением о создании православных вероисповедальных кладбищ.

III. Создание епархии
15. Епархия образована в 2012 г.

16. Епархия учреждена по решению Священного Синода Русской Православной Церкви.
Территориальная сфера деятельности Епархии - Самарская область.
Епархия может, по согласованию с Епархиальными архиереями соответствующих Епархий, иметь подворья на территории других субъектов Российской Федерации.

17. Устав Епархии с изменениями (дополнениями) принимается Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждается Патриархом Московским и всея Руси.

IV. Структура и органы управления
18. В состав Епархии входят иерархически подчиненные ей канонические подразделения, в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты, часовни.
Канонические подразделения Епархии могут создаваться в качестве юридических лиц (религиозных организаций) либо без прав юридического лица.

19. Высшим (руководящим) органом управления Епархии в период между заседаниями Поместного Собора Русской Православной Церкви является Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В период заседаний Поместного Собора Русской Православной Церкви высшим органом управления Епархии является Поместный Собор Русской Православной Церкви.
Руководящим органом Епархии является Священный Синод Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Органами управления Епархии являются: руководитель Епархии — Епархиальный архиерей, Епархиальное собрание.
Постоянно действующими исполнительными органами Епархии являются Епархиальный совет, а также Епархиальное управление.

V. Епархиальный архиерей
20.
Епархиальный архиерей (митрополит, архиепископ или епископ) избирается (отстраняется от должности) Священным Синодом Русской Православной Церкви. получая о том указ Патриарха Московского и всея Руси. Епархиальный архиерей является руководителем (единоличным руководящим органом) Епархии, возглавляет Епархию и управляет ею.
Епархиальный архиерей без доверенности действует от имени Епархии.
Епархиальный архиерей по должности и сану является председателем Епархиального собрания, Епархиального совета и Епархиального управления.

21. В полномочия Епархиального архиерея входит:
— наблюдение за исправным, соответствующим церковному уставу совершением каноническими подразделениями Епархии богослужений и иных религиозных обрядов;
— созыв и проведение Еп архиального собрания и заседаний Епархиального сонета;
— право «вето» на решения Епархиального собрания с последующей передачей спорного вопроса на рассмотрение Священного Синода Русской Православной Церкви;
— осуществление общего руководства каноническими подразделениями Епархии, а также высшего начальственного наблюдения за их деятельностью;
— утверждение подлежащих государственной регистрации уставов канонических подразделений Епархии с изменениями (дополнениями);
— подтверждение принадлежности к Епархии входящих в ее структуру религиозных организаций, в том числе на стадии их создания;
— назначение (освобождение от должности), а также наблюдение и контроль за деятельностью настоятелей и причта приходов Епархии, представление на утверждение Священного Синода Русской Православной Церкви кандидатур ректоров духовных образовательных учреждений, а также кандидатур настоятелей (настоятельниц) монастырей, входящих в структуру Епархии; направление кандидатов для поступления в духовные образовательные учреждения;
— направление Патриарху Московскому и всея Руси ходатайств о награждении достойных клириков и мирян церковными наградами и награждение их в установленном порядке;
— осуществление полномочий в сфере управления каноническими подразделениями Епархии в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и гражданскими уставами соответствующих канонических подразделений;
— утверждение решений Епархиального совета и Епархиального управления;
— издание распорядительных документов по всем вопросам деятельности Епархии, включая кадровые вопросы, в рамках своей компетенции;
— привлечение в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви клириков и мирян к ответственности; передача соответствующих дел на рассмотрение церковного суда; принятие решения о создании епархиального суда и утверждение его решений;
— выдача в установленном порядке подтверждений о вхождении местных религиозных организаций, в том числе приходов, в структуру Епархии;
— благословение на строительство, ремонт, реставрацию и реконструкцию храмов, часовен и иных зданий и сооружений религиозного назначения, принадлежащих (предназначенных для передачи) Епархии либо каноническим подразделениям Епархии; утверждение соответствующих инвестиционных проектов;
— направление в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций (граждан) ходатайств о передаче Епархии и ее каноническим подразделениям храмов и иного имущества религиозного назначения;
— осуществление полномочий представителя Русской Православной Церкви перед Соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к деятельности Епархии;
— распоряжение имуществом и финансовыми средствами Епархии в порядке. предусмотренном настоящим Уставом;
— совершение сделок от имени Епархии, в том числе заключение договоров, выдача доверенностей, открытие банковских счетов, право первой подписи финансовых документов (право второй подписи данных документов принадлежит главному бухгалтеру Епархии);
— прием и увольнение работников Епархии; утверждение штатного расписания Епархии;
— осуществление контроля за религиозной, административной, финансовой и хозяйственной деятельностью канонических подразделений Епархии;

Предусмотренные настоящим пунктом Устава полномочия (полностью или частично) может осуществлять Викарий Епархиального архиерея на основании соответствующей доверенности, выданной Епархиальным архиереем.

22. В своей деятельности Епархиальный архиерей подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

VI. Епархиальное собрание
23. Епархиальное собрание, возглавляемое Епархиальным архиереем, состоит из клиpа, монашествующих и мирян, проживающих на территории Епархии и представляющих канонические подразделения Епархии по представлению Епархиального совета и в установленном им количестве.

24. Председателем Епархиального собрания является Епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает заместителя председателя собрания и секретаря. Заместитель председателя может руководить собранием по поручению председателя.
Кворум Епархиального собрания составляет более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Епархиального собрания. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.
Епархиальное собрание осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным им регламентом.

25. Епархиальное собрание созывается не реже одного раза в год Епархиальным архиереем по его усмотрению, по решению Епархиального совета или по требованию не менее одной трети состава Епархиального собрания.

26. В полномочия Епархиального собрания входит:
— избрание делегатов на Поместный Собор Русской Православной Церкви;
— избрание членов Епархиального совета и Епархиального суда;
— рассмотрение ежегодных отчетов о деятельности Епархиального Совета;
— решение иных вопросов в соответствии с Каноническим уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

27. Постановления Епархиального собрания подписывают Епархиальный архиерей, секретарь и избранные для этого два члена собрания.

VII. Епархиальный совет
28. Председателем Епархиального совета является Епархиальный архиерей.

29. Епархиальный совет образуется по благословению Епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане. Общее число членов Епархиального совета должно быть четным. Половина состава Епархиального совета назначается Епархиальным архиереем, остальные члены совета избираются Епархиальным собранием сроком на три года.
Полномочия членов Епархиального совета, назначенных Епархиальным архиереем, могут быть досрочно прекращены по решению Епархиального архиерея.
Полномочия членов Епархиального совета, избранных Епархиальным собранием, могут быть досрочно прекращены, но решению Епархиального собрания.
Основания и порядок досрочного прекращения полномочий членов Епархиального сонета определены Каноническим уставом Русской Православной Церкви.

30. Заседания Епархиального совета проводятся не реже одного раза в полгода. Кворум Епархиального совета составляет более половины его членов. Повестка заседаний определяется председателем совета. Председатель ведет заседание в соответствия с утвержденным им регламентам. Председатель назначает секретаря сонета из числа его членов.
Если при рассмотрении вопроса па заседании совета возникают разногласия, вопрос решается большинством голосов присутствующих на заседании членов совета. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

31. Епархиальный совет в соответствии с указаниями Епархиального архиерея:
— выполняет решения Епархиального собрания, относящиеся к ведению совета, и отчитывается перед ним о проделанной работе;
— устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания; подготавливает заседания Епархиального собрания, включая предложения к повестке дня;
— рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины; при отсутствии в Епархии епархиального суда выполняет функции епархиального суда;
— рассматривает вопросы, связанные с созданием входящих в структуру Епархии местных религиозных организаций, в том числе приходов;
— принимает в установленном порядке решения о создании религиозных и иных организаций, учреждаемых Епархией, а также структурных подразделений Епархии;
— определяет источники финансирования Епархии, a в необходимых случаях и канонических подразделений Епархии;
— рассматривает отчеты o деятельности канонических подразделений Епархии, принимает по ним решения;
— рассматривает планы строительства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации храмов и иных зданий (сооружений) религиозного назначения принадлежащих (предназначенных для передачи) Епархии либо каноническими подразделениями Епархии; рассматривает соответствующие инвестиционные проекты;
— ведет учет и принимает меры для сохранности имущества Русской православной Церкви, в том числе имущества Епархии и ее канонических подразделений;<
— в пределах своей компетенции решает вопросы, связанные c владением, пользованием и распоряжением имуществом канонических подразделений Епархии;
— осуществляет ревизию канонических подразделений Епархии;<
— создаст комиссии для осуществления отдельных направлений деятельности Епархиального совета;
— ежегодно отчитывается перед Епархиальным собранием o своей деятельности;
— решает иные вопросы по указанию Епархиального архиерея и в соответствии c Каноническим уставом Русской Православной Церкви, a также настоящим Уставом.

32. Решения Епархиального совета подписываются всеми членами совета и утверждаются Епархиальным архиереем.
Решения Епархиального совета вступают в силу после их утверждения Епархиальным архиереем.

VIII. Епархиальное управление
33. Епархиальное управление является исполнительным органом Епархии.

34. Непосредственное руководство Епархиальным управлением осуществляет Епархиальный архиерей.

35. Порядок образования и деятельности, a также структура Епархиального управления определяется Положением, утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви, и распоряжениями Епархиального архиерея.
В структуру Епархиального управления могут входить отделы и иные подразделения без прав юридического лица.
Решения Епархиального управления вступают в силу после их утверждения Епархиальным архиереем.

IХ. Имущество и финансовые средства Епархии
36. Финансовые средства Епархии образуются из:
— пожертвований, поступивших в связи c совершением богослужений, таинств, чинопоследований и обрядов;
— пожертвований в связи c распространением предметов религиозного назначения и религиозной литературы (книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет и т.п.);
— иных пожертвований российских и иностранных граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований;
— доходов, полученных от деятельности учрежденных Епархией юридических лиц, направляемых на уставные цели Епархии;
— отчислений канонических подразделений Епархии в размерах, согласованных c Епархиальным архиереем;
— поступлений в связи c реализацией (передачей для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
— иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, поступлений, в том числе доходов по ценным бумагам и банковским вкладам.

37. Финансовыми средствами Епархии распоряжается Епархиальный архиерей.
Епархия вправе приобретать акции и иные ценные бумаги.
Доходы от предпринимательской деятельности Епархии направляются на реализацию целей и задач деятельности Епархии, предусмотренных настоящим Уставом.

38. Епархия отчисляет финансовые средства в бюджет Русской Православной Церкви в размерах, определяемых Священным Синодом Русском Православном Церкви.

39. На территории Российской Федерации и за границей Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Епархии, в том числе, относящееся к памятникам истории и культуры.
Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве земельные участки для осуществления уставной деятельности.
Епархия может иметь в собственности или на ином имущественном праве транспортные средства для осуществления и обеспечения уставной деятельности.
Епархия вправе выступать заказчиком строительства зданий и сооружений, жилых домов, помещений хозяйственного назначения при соблюдении законодательства Российской Федерации

40. Епархия вправе получать безвозмездно в собственность или пользование находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, строения, сооружения и иное недвижимое и движимое имущество религиозного назначения, предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, a также религиозного образования и иной религиозной деятельности.

41. Имущество, принадлежащее Епархии и ее каноническим подразделениям на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом Русской Православной Церкви.

42. Священный Синод Русской Православной Церкви устанавливает Единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом Епархии и ее канонических подразделений.
Критерии отнесения имущества Епархии и ее канонических подразделений к особо ценному движимому имуществу устанавливаются Священным Синодом Русской Православной Церкви.
Епархия осуществляет впадение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим Епархии на праве собственности или ином имущественном праве (в том числе продажу, передачу в аренду данного имущества) на основе канонической и материальной подотчетности Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви.

43. Епархия не вправе совершать сделки по распоряжению зданиями (строениями) храмов и часовен, a также особо ценным движимым имуществом богослужебного назначения (в том числе договоры купли-продажи, аренды, залога данного имущества), за исключением сделок по отчуждению (передаче) данных объектов в собственность (пользование) канонических подразделений Епархии либо Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви на основании указа Епархиального архиерея либо распоряжения Священного Синода Русской Православной Церкви.

44. Имущество Русской Православной Церкви, которым обладает Епархиальный архиерей в силу своей должности, после смерти Епархиального архиерея вносится в инвентарную книгу Епархии и передается в собственность Епархии.

45. Епархия пользуется налоговыми и иными льготами, предоставленными государством, а также финансовой, материальной и иной помощью государства в реставрации, содержании и охране памятниками истории и культуры, находящихся в собственности Епархии или принадлежащими ей на ином имущественном праве.

46. В случае ликвидации Епархии все имущество Епархии, принадлежащее ей на праве собственности, переходит и собственность Русской Православной Церкви в лице Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви.
В случае ликвидации Епархии все имущество, переданное в пользование Епархии Русской Православной Церковью или ее каноническими подразделениями, возвращается Русской Православной Церкви в лице Православной религиозной организации Московская Патриархия Русской Православной Церкви либо соответствующим каноническим подразделениям.

47. Казначей Епархии осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений. Главный бухгалтер Епархии составляет годовой финансовый отчет; ведет бухгалтерскую отчетность Епархии; имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов (право первой подписи принадлежит Епархиальному архиерею). Главный бухгалтер Епархии может одновременно занимать должность казначея.

X. Заключительные положения
48.
Работники Епархии обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка, учитывающего особенности условий труда в религиозной организации Русской Православной Церкви, на них распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации. Епархия вправе привлекать добровольцев в целях осуществления ими безвозмездного труда в интересах Епархии.

49. Документы, относящиеся к работникам и священнослужителям Епархии, хранится в Епархии.

50. Работники и священнослужители Епархии в установленном законодательством порядке подлежат социальному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению.
Епархия может пользоваться аналогичными фондами Русской Православной Церкви в порядке, установленном Священным Синодом Русской Православной Церкви.

51. Епархия, как юридическое лицо, может быть ликвидирована по решению Священного Синода Русской Православной Церкви, c последующим утверждением решения Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, a также по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви o ликвидации Епархии утверждается ликвидационная комиссия (ликвидатор), сроки ликвидации, утверждается промежуточный ликвидационный баланс.
Данное решение направляется в орган государственной регистрации для исключения Епархии из единого государственного реестра юридических лиц.

От редакции. Гражданский устав Русской Православной Церкви, разработанный Комиссией Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви в связи с новым законодательством СССР о свободе совести и религиозных организациях, составлен на основании Устава об управлении Русской Православной Церкви и является документом, закрепляющим за нашей Церковью права юридического лица, узаконивающим ее деятельность и определяющим ее взаимоотношения с государством.

31 января 1991 года настоящий Устав был одобрен Священным Синодом, 30 мая 1991 года зарегистрирован Министерством юстиции РСФСР. В связи с внесением ряда поправок в действующий Закон о свободе совести и религиозных организациях настоящий Устав представлен также для регистрации в Министерство юстиции СССР.

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь, или Московский Патриархат, является самоуправляемым (автокефальным) религиозным объединением (религиозной организацией) граждан, признаваемым другими Автокефальными Православными Церквами, образованным в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества.

Русская Православная Церковь является юридическим лицом и действует на территории СССР при соблюдении законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик и правил, установленных настоящим Уставом. Свое управление и регулирование внутрицерковной жизни она осуществляет на основе своего канонического Устава.

На территории других государств Русская Православная Церковь несет свою миссию в соответствии с действующими там законами, а также настоящим Уставом и каноническим Уставом.

2. Русская Православная Церковь ведет свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире. С 1448 года является Автокефальной Церковью. В 1589-1700, 1917-1925 и с 1943 года имела и имеет патриаршую форму управления. До 1942 года именовалась Поместной Российской Православной Церковью. Нынешнее название вошло в употребление с 1943 года.

3. Совместное осуществление права на свободу вероисповедания и распространения православной христианской веры, а также попечение о религиозно-нравственном просвещении общества включает в себя:
а) совершение обрядов, шествий и церемоний;
б) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации (газеты, журналы, религиозная литература, теле- и радиопрограммы и иные формы публичного распространения массовой информации, в том числе и собственные);
в) миссионерскую деятельность;
г) дела милосердия и благотворительности;
д) религиозное обучение и воспитание;
е) подвижническую деятельность (монастыри, скиты и прочее);
ж) паломничество;
з) иную деятельность, соответствующую правилам и традициям Русской Православной Церкви.

II. Структура и управление Русской Православной Церкви

4. Русская Православная Церковь есть единое централизованное религиозное объединение, включающее в себя иерархически подчиненные структурные подразделения, в том числе Московскую Патриархию, синодальные учреждения, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, Духовные учебные заведения, братства, миссии, представительства и подвория, находящиеся на территории СССР и за границей.

5. Высшими органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом.

6. Поместный Собор, состоящий из архиереев, представителей священства, монашества и мирян, созывается Патриархом, Священным Синодом или Архиерейским Собором по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет. Нормы представительства и порядок избрания делегатов на Собор устанавливаются Священным Синодом.

7. Поместный Собор:
а) принимает канонический Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения;
б) утверждает гражданский Устав Русской Православной Церкви и возможные последующие его изменения и дополнения;
в) решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Церкви, и обеспечивает ее единство;
г) избирает Главу Русской Православной Церкви - Патриарха;
д) утверждает постановления Архиерейского Собора;
е) создает или упраздняет органы церковного управления;
ж) определяет характер отношений с государственными органами, а также религиозными организациями (объединениями) иных юрисдикций и вероисповеданий;
з) утверждает порядок владения, распоряжения и пользования имуществом Русской Православной Церкви.

8. Архиерейский Собор состоит из архиереев Русской Православной Церкви и созывается Патриархом или Священным Синодом по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года. По предложению Патриарха, Священного Синода или 1/3 членов Собора может быть созвано внеочередное заседание Собора.

9. Архиерейский Собор:
а) создает и упраздняет епархии, синодальные учреждения, Духовные учебные заведения общецерковного значения и утверждает положения, регулирующие их деятельность;
б) утверждает решения Священного Синода;
в) рассматривает и одобряет расходы общецерковного бюджета.

10. Священный Синод:
а) осуществляет высшую власть в Русской Православной Церкви в период между Поместными и Архиерейскими Соборами;
б) принимает Гражданский устав Русской Православной Церкви, а также вносит в него изменения и дополнения;
в) организует внутреннюю и внешнюю деятельность Русской Православной Церкви;
г) осуществляет взаимоотношения с государственными организациями и иными религиозными объединениями;
д) решает вопросы, связанные с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду подразделений Русской Православной Церкви (синодальных учреждений, экзархатов, епархий, миссий, подворий, представительств и т.д.), и утверждает Положения (Уставы) об их деятельности;
е) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

11. Постановления, принимаемые Поместным Собором, Архиерейским Собором, и определения Священного Синода вступают в силу с момента их принятия.

12. Патриарх (официальный титул: "Святейший Патриарх Московский и всея Руси"):
а) возглавляет Священный Синод и председательствует на его заседаниях;
б) полномочно представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с органами государственной власти и управления, общественными объединениями и фондами на территории СССР и за ее пределами;
в) имеет долг ходатайства ("печалования") перед органами государства за всех членов Русской Православной Церкви;
г) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией и Московской епархией и иными учреждениями в соответствии с каноническим Уставом Русской Православной Церкви.

13. Решения и постановления Поместных и Архиерейских Соборов, определения Священного Синода, послания и обращения Патриарха публикуются в официальных церковных изданиях.

III. Источники образования средств и имущественные отношения в Русской Православной Церкви

14. Средства Русской Православной Церкви образуются из:
а) добровольных пожертвований граждан, объединений, организаций, фондов, предприятий, органов государства и прочее;
б) денежных поступлений в связи с совершением культовой деятельности;
в) средств, получаемых в связи с реализацией предметов религиозного назначения;
г) прибыли от производственной, коммерческой, издательской и иной деятельности, не противоречащей настоящему Уставу и действующему законодательству.

15. Все здания, предметы религиозного назначения и литература, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства, земельные участки и иное имущество, приобретенное Русской Православной Церковью в лице Московской Патриархии, синодальных учреждений, экзархатов, епархиальных управлений, благочиний, приходов, монастырей, миссий, братств, представительств, подворий и иных подразделений Русской Православной Церкви, созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, предприятиями и организациями или переданное государством, а равно приобретенное по другим основаниям, предусмотренным законом, являются собственностью всей Русской Православной Церкви.

16. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности или аренды, определяется настоящим Уставом и правилами, утвержденными Священным Синодом.

17. Право распоряжения культовыми зданиями, а также зданиями общецерковных и епархиальных учреждений, монастырей и Духовных учебных заведений, принадлежащих Русской Православной Церкви на правах собственности или аренды, равно как и право распоряжения священными предметами (включая иконы), созданными до 1945 года, а также общецерковными библиотеками, принадлежит исключительно Священному Синоду. Владение и пользование указанным имуществом осуществляются на основе канонической, юридической и материальной подотчетности вышестоящему структурному подразделению Русской Православной Церкви. Владение, пользование и распоряжение иным имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности или аренды, осуществляются структурными подразделениями Русской Православной Церкви самостоятельно на основе такой же подотчетности соответствующему вышестоящему структурному подразделению Русской Православной Церкви.

18. Русская Православная Церковь может владеть и пользоваться необходимым ей имуществом на договорных началах с государственными, общественными, иными религиозными объединениями, а также гражданами в порядке, предусмотренном в пунктах 7 "з", 10 "е".

19. Русская Православная Церковь вправе создавать собственные или совместные (в том числе с зарубежными партнерами) предприятия для ведения благотворительной, просветительской, производственной, коммерческой, издательской, художественной, кустарно-ремесленной, реставрационной и иной хозяйственной деятельности. Русская Православная Церковь вправе в установленном законом порядке учреждать банки или иметь счета в государственных, коммерческих, международных банках, в том числе и в иностранной валюте.

20. Русская Православная Церковь как субъект гражданского права по своим обязательствам отвечает принадлежащим ей собственным имуществом. На имущество культового назначения не могут обращаться взыскания по претензиям кредиторов.

21. Добровольные пожертвования и иные виды денежных поступлений, включая средства, получаемые в связи с совершением культа, а также средства, получаемые от реализации предметов религиозного назначения и литературы, в соответствии с законодательством налогом не облагаются.

IV. Заключительные положения

22. Русская Православная Церковь в установленном законом порядке пользуется государственными фондами социального обеспечения и страхования, а также образует аналогичные фонды за счет своих средств. Порядок образования и использования указанных церковных фондов определяется Священным Синодом.

23. Проведение ревизий финансовой и производственно-хозяйственной деятельности в Русской Православной Церкви осуществляется в соответствии с каноническим Уставом Русской Православной Церкви и действующим законодательством.

24. Официальной печатью и штампом Русской Православной Церкви являются печать и штамп Священного Синода.

Адрес Московской Патриархии и резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: 113191, Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь.

Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

II. Поместный Собор

III. Архиерейский Собор

IV. Патриарх Московский и всея Руси

V. Священный Синод

VI. Московская Патриархия и Синодальные учреждения

VII. Церковный суд

VIII. Самоуправляемые Церкви

IX. Экзархаты

X. Епархии

1. Епархиальный архиерей

2. Епархиальное собрание

3. Епархиальный совет

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения

5. Благочиния

XI. Приходы

1. Настоятель

3. Прихожане

4. Приходское собрание

5. Приходской совет

6. Ревизионная комиссия

XII. Монастыри

XIII. Духовные учебные заведения

XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье

XV. Имущество и средства

XVI. О пенсионном обеспечении

XVII. О печатях и штампах

XVIII. Об изменениях настоящего Устава

Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

II. Поместный Собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору.

2. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.

3. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором.

В исключительных случаях процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

5. Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.

8. Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

9. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

10. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

13. Все архиереи - члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора.

16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора.

Примечание:

избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании.

Статьи по теме