Скульптура с двумя лицами. Янус в древнеримской мифологии

Двуликий Янус

Двуликий Янус
С латинского: Janus bifrons (янус бифронс).
Имя бога времени в Древнем Риме, поэтому изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое - лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» - производное от этого же слова.
Иносказательно: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Двуликий Янус" в других словарях:

    Смотри в статье Янус … Современная энциклопедия

    См. в ст. Янус … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Янус … Исторический словарь

    ДВУЛИКИЙ, ая, ое; ик (книжн.). То же, что двуличный [первонач. заключающий в себе два противоречивых свойства]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 лицемер (32) притворщик (23) ханжа (21) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    См. в статье Янус … Энциклопедический словарь

    Книжн. Неискренний, двуличный человек. ШЗФ 2001, 62; БТС, 242; Янин 2003, 95. /i> В римской мифологии бог времени Янус изображался с двумя лицами. ФСРЯ, 542; БМС 1998, 652 … Большой словарь русских поговорок

    Двуликий Янус - Книжн. Презр. Двуличный, ненадёжный человек. Так «двуликим Янусом» личность и «пребудет в веках», если не поймёт, не почувствует, что путь к внутренней свободе и гармонии лежит сквозь и через разрушение всего, во что она тайно или явно верует,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    двуликий Янус - книжн. неискренний, двуличный человек. В римской мифологии Янус – бог времени, а также всякого начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым вперед, старым – назад, в прошлое … Справочник по фразеологии

    ДВУЛИКИЙ ЯНУС - 1) В римской мифологии Янус божество дверей, входа и выхода, всякого начала изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. 2) (Перен.) неискренний, двуличный, лицемерный человек с противоречивыми взглядами … Словарь политических терминов

Книги

  • Двуликий Янус. Он же Иосиф Джугашвили, Сосо, Коба, Сталин , Мурох Валерий Иванович. Валерий Иванович Мурох, доктор медицинских наук, профессор, член Московской организации Союза писателей России. Родился в Минске в 1939 году, живет и работает в Москве. Автор широко известных…
  • Двуликий янус , Е. Я. Басин. Главная цель книги - обратить внимание на развитие таких мало исследованных творческих способностей, как эмпатия, художественная энергия и таких нравственных стимулов творчества, как вера,…

2006 г.), могут быть самыми разными. В некоторых из них основной сюжет скрывают переплетения линий, какие-то образы становятся видимыми только при определенном повороте или с определенного расстояния. Отсюда и названия: "обманки", "двоевзоры", "оборотни". На этот раз речь идет о том, какие трансформации претерпел двуликий бог Янус.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Двуликий Янус. Неизвестный скульптор. Италия, XVIII век. Санкт-Петербург, Летний сад. Фото 2006 года.

Древнеримская монета.

Этрусский бронзовый флакон с двумя лицами. Около 250 года до н.э. Высота 9,4 см. The Freud museum, Лондон.

Рукоятка ножа с головой волка и моржа. Резьба по моржовой кости. Длина ручки ножа 10 см. ХХ век. Архангельская область.

Славянские боги Световид и Триглава. Фрагменты картин В. Королькова. Из книги: Грушко Е., Медведев Ю. Мифы и легенды Древней Руси. - М., 2003.

Свистулька-оборотень с четырехликим всадником на свинье-баране. 1981 год. В. Ковкина (род. в 1922 г.).

Подсвечник-оборотень "Рыба - птица". А. Якушкин. 2006 год. Майолика. Рязанская обл., г. Скопин.

"Memento mori" (с латинского: "Помни о смерти"). Германия, середина XVI века. Слоновая кость. Kunst Palace, Дюссельдорф (Германия).

Двуликие картинки (в женских прическах спрятаны образы старух). XIX век. США, Франция.

Ваза "Туман". На фотографии мы видим только два лица.

Четырехликая ваза "Туман". А. Голубкина. 1899 год.

Горельеф "Волна" (другие названия: "Море житейское", "Пловец"). А. Голубкина. 1903 год. 300 x 380 x 100 см. Установлен над боковым входом в Московский художественный академический театр.

Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен - побережье Средиземного моря - платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.

Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади.

Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года - январь. Был он и богом дверей, - ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.

Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.

Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.

Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)

Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события.

В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.

Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями".

В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.

А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков.

Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.

В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза "Туман" выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь "мертвый" материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в "тумане". Если смотреть с другой точки - ваза превращается в "двуликую" женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит "сквозь туман" черты трех разных лиц. Свою "четырехликую" вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе - после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза "Туман" от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, - "Волна", обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур - настолько искусно спрятала их Голубкина.

Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.

Входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. . С его именем связано название месяца январь .

Один из древнейших римских богов-индигетов , вместе с богиней очага Вестой , занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).

Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой - LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий . Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

В культуре

Литература

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть», царь Александр автором называется двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Николаю I.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Янус" в других словарях:

    - (Janus). Древнее латинское божество, первоначально бог солнца и начала, поэтому первый месяц года называется его именем (Januarius). Он считался богом дверей и ворот, привратником Неба, посредником в каждом человеческом деле. Янус призывался при… … Энциклопедия мифологии

    - (миф.) у древних римлян бог первоначально солнца, впоследствии всякого начинания, входов и выходов, ворот и дверей. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположн. стороны, также со скипетром и ключом. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЯНУС, в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле: двуликий Янус лицемерный человек … Современная энциклопедия

    В римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле двуликий Янус лицемерный человек … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в… … Исторический словарь

    ЯНУС. В выражении: двуликий Янус см. двуликий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    I в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле «двуликий Янус» лицемерный человек. II спутник Сатурна, открыт… … Энциклопедический словарь

    Январский Словарь русских синонимов. янус сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) божество (… Словарь синонимов

    - (лат. Janus, от janus крытый проход и janua дверь) в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. По реформе календаря Ю. Цезаря месяцем, посвящённым Янусу (Januarius январь), начинался год. Изображался с двумя лицами… … Политология. Словарь.

    Янус - янус, а: двул икий янус … Русский орфографический словарь

    Янус - ЯНУС, в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем всякого начала. Изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое в будущее). В переносном смысле: “двуликий Янус” лицемерный человек. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ".

Как я уже говорил в предыдущей статье, "триумфальная арка - однозначно "женский" символ. Это изображение женского лона". Так что с богом Янусом "неувязочка" происходит: может он вовсе и не бог, а - богиня?

Начнём разбираться...

Прежде всего, точно известно, что под покровительством Януса находились все двери — и частных домов, и храмов богов и ворот городских стен. А теперь вспоминаем изображения Шила-на-гиг, которые рамещались как раз над дверями и домов, и храмов, и ворот.

Пример изображения Шилы над дверями - Стреттонская церковь в Ирландии, 14 век.

Далее. В той же статье Википедии говорится, что на самом деле двуликий Янус состоит не из двух мужских лиц, а только из одного; другое же лицо у него - женское. Напомним, что это божество изображалось с двумя лицами, обращёнными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращённое в прошлое. Так вот, старец - это Янус, а молодой, безбородый человек - это на самом деле Яна. Янус — это Аполлон , а Диана — Яна , с добавлением Д для благозвучия.

Наконец, само же имя божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь». "Дверь" - она во всех языках женского рода, и я думаю, не надо объяснять символическую связь дверей с женскими половыми органами, - тут и так всё очевидно.

К тому же, Янус-Яна существовал задолго до учреждения культа Юпитера. Википедия сообщает: "До появления культа Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата". А что там у нас было до появления культа Юпитера? - Правильно, матриархат с культом Великой Богини.

Учёные предполагают, что раньше имя Янус звучало как «Дианус», образованное от «диа» — dy-eð2 из индоевропейского корня «дей», означающего сияние. В латыни этот корень представлен словами dies («день»), Diovis и Iuppiter.

И здесь следует остановиться на этом имени Diovis (др .-инд . Dyâus , собств . «сияющее , дневное небо », «день »). От этого имени произошли и Зевс, и Юпитер, и другие патриархальные боги. Уж больно похоже это имя на слово "Дэва". Читаем в Википедии: "Дэ́ва , или дэвата (санскр. देव , deva IAST ) — бог, божественное существо в индуизме . Предположительно, слово происходит от праиндоевропейского *deiwos , — прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня *diw «светиться» . Женский род дэви «богиня » (PIE *deiwih 2 ). Родственно «дева» также литовское dievas , латышское dievs , прусское deiwas , германское tiwaz и латинское deus («бог») и divus («божественный») , от которого также произошли английские слова divine , deity , французское dieu , испанское dios , итальянское dio , славянское *divъ.

И здесь мы подходим к самому интересному - этимологической связи между словами "дэва" и "дева". По-моему, эти слова однокоренные. Александр Тулупов в своей книге " Род Севера. Русские гиперборейцы" пишет: "Воможно, самым прямым и простым показателем места и роли "женского" в русском родовом сознании есть само русское "дева", архаичное общее с "deva" - ведическая богиня. Но не просто богиня, а именно "солнечная" богиня от санскритского корня "div" - "светлая, блистающая". А некто Сергей Петров написал: "Оба слова происходят от "давать"; дева, я извиняюсь, даёт, и деус, в смысле, бог, даёт". Ну да, у древних славян был Дажьбо́г (Дажбог, др.-рус. Дажьбогъ, церк.-слав. Даждьбог ).

Дажьбог в представлении современного художника . Женственное лицо, длинные волосы, восьмиконечная "звезда Иштар" (или "звезда Богородицы") на груди, руки подняты, как у женских статуэток богинь.

А ещё вспоминаются слова из молитвы "Отче наш": "хлеб наш насущный дай нам на сей день".

Кстати, а вот дословный перевод "Отче наш" с арамейского (взял у val000 в "Отче наш" в переводе с арамейского):

О, Дышащая Жизнь ,
Имя Твоё сияет повсюду!
Высвободи пространство,
Чтобы посадить Твоё присутствие!
Представь в Твоём воображении
Твоё «Я могу» сейчас!
Облеки Твоё желание во всякий свет и форму!
Прорасти через нас хлеб и
Прозрение на каждое мгновение!
Развяжи узлы неудач, связывающие нас,
Как и мы освобождаем канатные верёвки,
которыми мы удерживаем проступки других!
Помоги нам не забывать наш Источник.
Но освободи нас от незрелости не пребывать в Настоящем!
От Тебя возникает всякое
Видение, Сила и Песнь
От собрания до собрания!
Аминь. Пусть наши следующие действия произрастают отсюда.

Как видим, здесь вместо "Отче наш" - "Дышащая Жизнь ". Вспомним, что имя Ева переводится как "Жизнь ". Вспомним и то, что Святой Дух на иврите (‏רוח הקדש‎ ‏‎, Руах hакодеш ), на арабском языке (روح القدس, Ар-рух аль-кудс ) и в прочих семитских языках (Ру́ах ) — женского рода.

Дмитрий Мережковский в своём исследовании "Иисус неизвестный" пишет, что в канонических евангелиях при крещении Иисуса слышится голос с небес : "В день сей Я родил Тебя".
А на родном Иисуса и Матери Его, арамейском языке, где "Дух Святой", Ruach, - женского рода: "Я родила Тебя".
Матерь Небесная, Дух, так говорит в вечности; так же могла бы сказать и матерь земная, Мария, во времени. Здесь уже между двумя Рождествами нет противоречия; жало соблазна вынуто.
"Бог есть Дух" (Ин. 4:24) не может не значить и в устах Самого Иисуса, на арамейском языке: Бог есть не только Он, Отец, но и Она, Мать .
"Матерь Моя - Дух Святой", - скажет, вспоминая о том, что было тотчас после Крещения Сам Иисус, в Евангелии от Евреев, нисколько не менее православном, чем наши канонические Евангелия.

Память арамейского подлинника сохранилась и по-гречески у всех четырёх свидетелей, в наших канонических Евангелиях, где образ Духа - не "голубь", peristeras, а "голубка", peristera. При крещении Иисуса в реке Иордан на Него "снизошёл" Св. Дух в виде голубки .


Голубь Святого Духа в Соборе Святого Петра

Голубь был священной птицей богини Иштар . В Вавилоне слова «голубь» и «рождаться» звучали сходно, этих птиц связывали с рождением.
Это уже забыли православные, но всё ещё помнят еретики.
"Сниди Дух Святой, сниди
Голубица Святая, сниди
Матерь Сокровенная!" -
такова молитва крещения и евхаристии в "Деяниях Фомы". Гностики-офиты также крестились и причащались "во имя Духа-Матери".

Скорее всего, и с Янусом пороизошла такая же "метаморфоза". Очень подозрительна близость Януса и Юноны. Она отождествляется с греческой богиней Герой , в которой видны черты великого женского божества доолимпийского периода. 1 марта проводились празднества в её честь — матроналии . Надо сказать, что Новый год древние римляне прадновали именно 1 марта. И только в 46 г. до Р. Х. император Юлий Цезарь ввёл новый календарь - тот, который используется по сей день, и тогда Новый год переместился на 1 января. Стало быть, новогодняя "связка" с январём - дело довольно-таки позднее, эпохи имперского Рима, а раньше всё было не так.

Тема достаточно интересная, и я, может быть, ещё к ней вернусь. Кажется, здесь дело касается не одного только Януса. Скорее всего, и другие "мужские" боги появились точно таким же образом. Сначала было женское божество, допустим, Либера. Затем к нему добавлялось мужское имя - Либер - и какое-то время божество было двуполое: Либер-Либера. И, наконец, женское имя упразднялось и оставалось лишь одно имя мужское.

Очевидно, сначала существовала Дева, затем появилось двуполое божество Дьяус-Дева, и, наконец, остался лишь Дьяус, а Дева была демонизирована (В Младшей Авесте дэвы предстают как злые духи, порождения Ангра Маинью , олицетворяющие всевозможные пороки и стремящиеся навредить человеку и другим благим творениям).

Наверно и Яхве таким же образом внедрился в матриархальный культ (

Статьи по теме