Рассказы о сельских священниках для души. Николай задорнов - амур-батюшка

Динамичное развитие и индустриализация современного общества неизбежно приводит к интенсивному росту потребления углеводородного сырья во всех сферах жизнедеятельности человека. Между тем, в большинстве нефтегазоносных районов материковой части ресурсы нефти истощены и возможность дальнейшей разработки месторождений требует применения дорогостоящих методов интенсификации добычи, что является целесообразным лишь при достаточно высокой рыночной стоимости углеводородных ресурсов.

Учитывая доминирующее влияние углеводородного сырья на развитие государства за последние десятилетия в развитых странах резко повысился интерес к проблеме освоения ресурсов нефти и газа континентального шельфа.

Континентальный шельф - морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства, имеющего выход к водам мирового океана, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод государства, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случаях, когда подводная окраина материка простирается более, чем на 200 морских миль от исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа проходит не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод госуларства, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты.

Поверхность Мирового океана составляет 71% поверхности Земного шара, из них 7% приходятся на континентальный шельф, в котором содержатся значительные потенциальные запасы углеводородного сырья. Материковая отмель, называемая континентальным шельфом, в геологическом и топографическом отношении представляет собой продолжение суши в сторону моря. Эта зона расположена вокруг континента и измеряется от мелководья до глубины, на которой резко увеличивается уклон дна. Граница перехода - кромка континентального шельфа находится в среднем на глубине 200 м. Однако ее значения могут достигать более 400 или менее 130 м. Встречаются случаи, когда по протяженности зоны глубины расположения кромки слишком различны и имеют величины, намного превышающие типичные для шельфа. Такие участки называют "бордерлендом".


Профиль континентального шельфа в обзем виде можно представить следующим образом: за береговой линией 1 расположен шельф 2, кромка 3 которого переходит в континентальный склон 4, резко спускающийся вглубь моря. В среднем начинается он со 120 м и может продолжаться до 200 - 3000 м. Его крутизна в основном составляет 5°, максимальная - 30° (у восточного побережья о. Шри Ланка). За подножием склона 5 находится область отложения осадочных пород, называемая континентальным подъемом 6, уклон которого меньше, чем склона 4. Далее располагается самая глубоководная равнинная часть моря 7.


В результате ислледований континентального шельфа установлено, что его ширина составляет от 0 до 160 км, соответсвтенно срднее значение ширины составляет 80 км, среднее значение глубины кромки по всей поверхности земного шара порядка 120 м, а средний уклон в интервале от 1,5 до 2,0 м на 1 км удаления шельфа от берега континента.

Теория развития континентального шельфа констатирует, что 18 - 20 тысяч лет назад в материковых ледниках содержалось большее количество воды,чем в настоящее время, поэтому уровень мирового океана был значительно ниже его текущего состояния. Современный континентальный шельф в те времена был частью материков. В дальнейшем в результате таяния льдов, и как следствие, повышения уровня моря, он оказался под водой. В теории генезиса континентального шельфа известны следующие теории формирования шельфа:

  • ранние представления - шельфы - это террассы, образованными в результате волновой эрозии;
  • более поздние представления - шельфы - это продукт отложения осадочных пород.

Однако данные исследований грунтов шельфа не согласуются полностью с этими представлениями. Возможно, что в одних районах шельф образовывался в результате эрозии, а в других - благодаря отложению осадочных пород. Можно также предположить, что и оба эти фактора одновременно влияли на его происхождение.

Разведка и разработка континентального шельфа

Поисково-разведочные работы на нилачие углеводородных месторождений в прибрежных районах Мирового океана, на регулярной основе проводимые с конца прошлого века, наглядно свидетельствуют, что недра континентального шельфа обладают большими запасами нефти и природного газа.

К началу 80-х годов XX века около 50 стран Доля добычи нефти составила 21% , или 631 млн. т , и более 15% , или 300 млрд. м 3 , газа.

К концу 90-х годов XX века поиски нефти и газа в районах континентального шельфа проводили подавляющее большинство из 120 стран, имеющих выход к морю, причем около 55 стран уже разрабатывали нефтяные и газовые месторождения. Доля добычи нефти из морских месторождений во всем мире составила 26% , или 680 млн. т , и более 18% , или 340 млрд. м 3 , газа.

Крупными районами морской добычи нефти и газа являются Мексиканский залив, озеро Маракайбо (Венесуэла), Северное море и Персидский залив, на долю которых приходится 75% добычи нефти и 85% газа. Уже в конце прошлого века число морских добывающих скважин в мире превышало 100 тыс., нефть которыми извлекается с глубин более 300 м. Разведочное бурение ведется от 1200 м в Мексиканском заливе и до 1615 м на о. Ньюфаундленд (побережье Канады).

Глубокое поисково-разведочное бурение в акваториях ведется:

  • на мелководье - с искусственных островов;
  • при глубинах моря до 100 м - самоподъемными плавучими буровыми установками (ПБУ);
  • при глубинах моря до 300-600 м - полупогружными плавучими буровыми установками (ППБУ);
  • на больших глубинах - с плавучих буровых судов.

Парк буровых установок неуклонно растет, о чем наглядно свидетельствуют данные педставленные в таблице ниже:

По состоянию на: Буровых судов Самоподъемных буровых установок Полупогружных буровых установок Погружных буровых установок Буровых барж Итого единиц Строится единиц
1982 г. 62 330 118 25 24 559 210
1998 г. 74 370 132 28 41 645 300

Более трети всех морских поисковых разведочных скважин бурят на шельфе Северной Америки (на долю США приходится 40 - %), где уже открыто более 300 месторождений и поиски продолжаются. Освоение площадей идет на все больших глубинах. В настоящее время нефть добывают с 300 м и более, для чего сооружают стационарные стальные и бетонные основания платформ, а для ведения разведочного бурения на глубинах вод до 900 и 1800 м - соответственно полупогружными плавуче буровые установки и плавучие буровые суда.

Начиная с 1980 г. за рубежом бурят в среднем 3500 - 4000 морских скважин в год, из которых 500 - 600 относятся к разведочным, а остальные - к эксплуатационным. Поисково-разведочные работы ведутся на всех широтах и наиболее активно в Северном и Баренцевом морях, присахалинском шельфе. Это обусловлено большими перспективами нефтегазоносности этих крупных осадочных бассейнов, а также научно-техническими достижениями в области проектирования и строительства морских платформ.

Быстрые темпы развития нефтегазодобывающей промышленности в районе Северного моря позволили таким странам, как Великобритания и Норвегия, не только отказаться от импорта, но и экспортировать значительные количества нефти и газа в другие страны.

Разведочные работы на нефть и газ проводятся также во многих районах шельфа Европы. Для стран Европы представляет интерес открытие подводных продолжений крупных газовых месторождений, таких, как Гронинген (Нидерланды), и месторождение, приуроченное к долине реки По (Италия).

Благодаря успешной морской разведке прирост запасов нефти и газа в странах Западной Африки и некоторых странах на побережье Персидского залива и юге Аравийского полуострова на 35-50% обеспечивается за счет морских месторождений. Бурение у побережья Западной Африки ведется в основном в Нигерии и Габоне.

Таким образом, в настоящее время за рубежом основными районами морского бурения продолжают оставаться Северное море, Азиатская часть шельфовой зоны Тихого океана и Мексиканский залив (США).

Осуществляется также разведка на нефть и газ во многих районах шельфовых зон Европы, Азии, Австралии, а также на территории континентального шельфа нашей страны.

Чтобы добыча углеводородов на шельфе превысила запланированные показатели, нефтегазовым компаниям придется обеспечить производственную кооперацию отечественных поставщиков необходимого оборудования.

Российский шельф имеет самую большую в мире площадь – более 6 млн кв. км и содержит свыше 110 млрд тонн ресурсов нефти и газа в пересчете на условное топливо. Основные ресурсы углеводородов (около 70%) сосредоточены в недрах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей. При этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и конденсат, в Печорском море – нефть, в Охотском – нефть и газ.

Согласно долгосрочной энергетической стратегии России, к 2035 году добыча нефти на континентальном шельфе должна возрасти до 50 млн тонн против около 17 млн тонн в 2015 году, в том числе 30–35 млн тонн составит арктическая нефть.

Заместитель министра энергетики РФ Кирилл МОЛОДЦОВ, выступая на конференции Offshore Marintec Russia, заявил, что освоение шельфа осуществляется в рамках 123 лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья.

– Все компании – Газпром, «Газпром нефть», Роснефть, ЛУКОЙЛ – активно разрабатывают существующие лицензионные участки… В настоящий момент мы ожидаем, что в 2016 году Россия прирастет объемами добычи по нефти более чем в 2,2 млн тонн и таким образом мы опередим темпы прироста средней добычи в Российской Федерации, прибавим более 11% добычи, – говорит он.

Если обсуждать арктический шельф как перспективную зону добычи углеводородного сырья, то флагманом выступает проект разработки Приразломного нефтяного месторождения, расположенного в Печорском море в 60 км от берега. Его извлекаемые запасы составляют более 70 млн тонн. На Приразломном месторождении с морской ледостойкой стационарной платформы добывается новый сорт нефти – ARCO, впервые поступивший на мировой рынок весной 2014 года.

– На сегодняшний момент с «Приразломной» отгружено более 17 млн баррелей нефти, пробурено 8 скважин (4 добывающие, 3 нагнетательные и 1 поглощающая). Отгрузка нефти происходит с помощью танкеров ледового класса, – говорит начальник департамента по развитию бизнеса и государственному регулированию на шельфе ПАО «Газпром нефть» Сергей МАТРОСОВ. – Преимущества нефти ARCO по сравнению с другими сортами – высокое содержание битумов и низкий показатель коксового остатка. Нефть очень хорошо подходит для глубокой переработки на НПЗ в Северо-Западной части Европы.

Как отметил Сергей Матросов, помимо разработки Приразломного нефтяного месторождения, шельфовый портфель «Газпром нефти» включает три проекта в Печорском, Баренцевом и Восточно-Сибирском морях, находящихся в стадии геологоразведки. В частности, в Печорском море это Долгинское месторождение на глубинах 21–46 м и Северо-Западный лицензионный участок на глубинах до 187 м.

– Мы объединяем их в единый проект, поскольку ожидаем широких возможностей для синергии двух участков как в области геологоразведочных работ, так и в сфере обустройства, транспортировки углеводородов и использования общей наземной инфраструктуры, – пояснил представитель «Газпром нефти».

В Баренцевом море компания работает на Хейсовском лицензионном участке площадью более 83 000 кв. км, а в Восточно-Сибирском море – на Северо-Врангелевском участке, который, по оценке «Газпром нефти», обладает огромным потенциалом добычи углеводородного сырья.

– Так, на площади участка, которая составляет 117 000 кв. км, объем гео-логических ресурсов предварительно оценивается в более чем 3 млрд тонн нефтяного эквивалента. Глубина моря варьируется от 20 до 90 м, что позволяет обустраивать месторождение при текущем уровне развития соответствующих технологий, – сообщил Сергей Матросов, добавив, что «Газпром нефть» рассматривает освоение арктического шельфа в качестве одного из стратегических направлений деятельности.

География добычи

Тех же приоритетов придерживается Газпром, у которого сегодня 38 лицензий на право геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на российском шельфе.

– Газпром рассматривает освоение шельфа в полном соответствии с национальной морской доктриной, и интересы, которые преследует Россия, полностью отвечают задачам и целям компании… Основную работу мы ведем в Арктике, в Камчатском регионе, на Сахалине и в Обско-Тазовской губе (Карское море в районе полуострова Ямал. – Прим. ред.), – заявил заместитель председателя правления Газпрома Валерий ГОЛУБЕВ. В числе наиболее интересных объектов он назвал, в частности, Южно-Лунское месторождение на Киринском перспективном участке проекта «Сахалин-3» в Охотском море, а также месторождение Каменномысское-море в акватории Обской губы.

Как сообщал в сентябре Газпром, в ходе проведения геологоразведочных работ на Киринском перспективном участке проекта «Сахалин-3» в Охотском море в результате бурения поисково-оценочной скважины на Южно-Лунской структуре получен значительный приток газа и конденсата, что свидетельствует об открытии нового месторождения. По словам Валерия Голубева, разведочная скважина на этом месторождении «дала очень хорошие результаты». В свою очередь, член правления Газпрома Всеволод ЧЕРЕПАНОВ, слова которого приводит РИА Новости, осенью сообщал журналистам, что запасы газа Южно-Лунского месторождения, которое относится к категории газоконденсатных, по предварительным данным, составляют от 40 млрд куб. м.

Согласно материалам компании «Газпром добыча Ямбург», месторождение Каменномысское-море, названное так по имени находящегося рядом села Мыс Каменный, открыто в 2000 году. Запасы составляют 535 млрд куб. м природного газа. Установку ледостойкой платформы и монтаж газопроводов планируется осуществить в 2018–2019 годах, промышленная добыча начнется ориентировочно через 6–7 лет. В перспективе несколько месторождений в окрестностях Ямбурга (Каменномысское-море, Северо-Каменномысское, Семаковское, Тота-Яхинское, Антипаютинское, Чугорьяхинское, Обское, Парусовое, Северо-Парусовое) будут разрабатываться взаимосвязанным технологическим комплексом с транзитом газа через имеющиеся мощности на Ямбургском месторождении.

Помимо компаний с госучастием, на шельфе России достаточно активно работает ЛУКОЙЛ, осваивающий, в частности, месторождения в Каспийском, Балтийском и Азовском морях.

– Первые крупномасштабные геологоразведочные работы были начаты еще в 1995 году на шельфе Каспийского моря, впоследствии были работы на Балтике, в Азовском море… В Каспийском регионе за 1995–2015 годы открыто 9 месторождений (с учетом долей ЛУКОЙЛа в совместных предприятиях) с запасами 1,1 млрд тонн условного топлива – примерно 50 на 50 по нефти и газу. Также подготовлены перспективные структуры с ресурсами около 500 млн тонн. Накопленная добыча уже составляет 6,5 млн тонн, инвестиции только в гео­логоразведочные работы – 46 млрд рублей, – рассказал на конференции в Петербурге вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Илья МАНДРИК.

Одним из наиболее успешных проектов он считает разработку месторождения имени Филановского в Каспийском море с объемом инвестиций около 87 млрд рублей. Как напомнил Илья Мандрик, в сентябре на этом месторождении с проектной добычей нефти на уровне 6 млн тонн начата эксплуатация первых двух скважин.

– В сентябре первые скважины запущены в опытную эксплуатацию, идет работа по определению дополнительных возможностей, оптимальному режиму скважин, обкатка технологического оборудования… По сути, первая очередь уже реализована, включая береговые сооружения… Всего в обустройстве этого месторождения было задействовано более 3000 человек и свыше 100 предприятий, – сообщил он, уточнив, что в качестве основных подрядчиков работали российские компании.

Российское оборудование в приоритете

Привлечение отечественных производителей к реализации шельфовых проектов считает необходимым не только ЛУКОЙЛ, но и другие компании, занимающиеся добычей углеводородного сырья. По мнению Валерия Голубева, без производственной кооперации российских предприятий не обойтись, например, при строительстве ледо­стойкой платформы для месторождения Каменномысское-море.

– Здесь мы предлагаем применить производственную кооперацию между существующими сегодня в России заводами, – говорит он. По его оценке, сооружение подводных комплексов по добыче углеводородного сырья является для газового концерна одним из приоритетных направлений, где нужно активизировать работу в области импортозамещения.

Как рассказал Валерий Голубев, в Газпроме уже сформирована специализированная структура, которая занимается проектами в области импортозамещения с тем, чтобы обеспечить участие российских промышленных предприятий в изготовлении оборудования, необходимого для подводной добычи на шельфе.

– Создано специальное предприятие, которое получило название «Газпром 335». Именно оно и должно быть основным консолидатором по выработке технологических требований, рассмотрению возможностей российских производственных мощностей… В ближайших задачах – формирование перечня критического оборудования, все необходимые технологические карты, меры по минимизации технологических рисков, сценарий глубокой локализации и тому подобное, – сообщил он.

В среднесрочной перспективе, отметил Валерий Голубев, новая структура станет центром компетенций для сопровождения разработки и производства оборудования, а далее будет выполнять функции сервисного обслуживания.

– Таким образом, мы заложили основу для создания промышленного производства в России подводных добычных комплексов. Существующая сегодня в стране производственная база и определенная воля (государства), а также потенциал Газпрома вполне позволяют организовать эту работу, – уверен зампред правления газового концерна.

Федеральные ведомства со своей стороны всячески поддерживают развитие импортозамещения в сфере добычи углеводородного сырья на шельфе.

– Это задачи прикладные, каждодневные, и федеральные органы власти совместно с компаниями будут продолжать их активно решать, – обещает Кирилл Молодцов. По его словам, сегодня выделено более 1,3 млрд рублей на научно-исследовательские работы, которые связаны, в частности, с совершенствованием технологий геологоразведки, а также с оптимизацией систем обеспечения устойчивой разработки месторождений, в том числе и в Арктической зоне. По словам Кирилла Молодцова, на рассмотрении федеральных органов власти также находятся более 20 научно-исследовательских работ, направленных на решение вопросов разработки технологий добычи, обустройства, строительства добычных платформ, строительства судов, которые в нашем понимании в 2017 году могут претендовать на финансирование в объеме более 3 млрд рублей.


(генеральный директор)

«Газпром нефть шельф» - российская нефтяная компания , созданная для освоения морских нефтегазовых месторождений. Владеет лицензией на разработку Приразломного нефтяного месторождения , открытого в 1989 году на шельфе Печорского моря . Приразломное - единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата . «Газпром нефть шельф» является дочерним предприятием ПАО «Газпром нефть ».

Деятельность

В настоящий момент «Газпром нефть шельф» - единственная нефтяная компания , ведущая добычу нефти на арктическом шельфе России (месторождение «Приразломное »).

Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения состоялась в апреле 2014 года. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин . Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти получил название ARCO (Arctic Oil) и впервые поступил на мировой рынок. В общей сложности с платформы «Приразломная » в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти . На пике максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Первая добывающая скважина на месторождении была запущена 19 декабря 2013 года. Устья всех скважин находятся внутри платформы - таким образом ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах специальное оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа - в случае необходимости скважина будет герметично перекрыта в течение 10 секунд.

МЛСП «Приразломная»

Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения Приразломного месторождения .

Для реализации проекта была создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная », которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. При её проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.

В плане рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений. Также организованы профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными органами. Компанией закуплено специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях.

В районе расположения платформы постоянно проводятся учебно-тренировочные занятия и комплексные учения, призванные обеспечить максимальную слаженность действий команды проекта в случае возникновения любых нештатных ситуаций. Тренировки выполняются как на море в ледовой обстановке, так и на суше - для защиты береговой полосы в районе пос. Варандей . С начала 2014 года компанией проведено более 100 учебно-тренировочных занятий по теме ЛРН, самым масштабным из которых стало учение по поиску и спасению людей, а также ликвидации разливов нефти «Арктика-2014» .

История

С мая 2014 года «Газпром нефть шельф» является дочерним обществом ПАО «Газпром нефть ».

1 июня 2009 года ООО «Севморнефтегаз», 100 % акций которого принадлежат «Газпрому », было переименовано в ООО «Газпром нефть шельф». В октябре того же года Роснедра переоформили лицензии на Приразломное месторождение с ООО «Севморнефтегаз» на ООО «Газпром нефть шельф».

29 декабря 2004 года «Газпром » стал единственным владельцем компаний, связанных с освоением

Энергетический потенциал развития экономики во многом зависит от морского будущего нефти и газа. На этом настаивают углеводородные эксперты. В нашей стране промышленное освоение континентального шельфа заявлено как перспективное. Однако достижение результата предполагает согласованное решение целого ряда правовых, инвестиционных, геологоразведочных, инфраструктурных и экологических задач.

Рентабельность месторождений на шельфе, прежде всего, обусловлена применением эффективных технологий добычи и . При этом конечные потребители углеводородов всё большее значение придают возможностям нефтегазоподготовки как фактору достижения качества товарной продукции. Мировой опыт в этом направлении наращивается и сегодня приходит в Россию. Труднодоступные, но такие желанные углеводороды из подводных недр уже ждут промышленной добычи.

  1. Мировые запасы нефти и газа континентального шельфа.
  2. Распределение добычи нефти на континентальном шельфе по регионам мира.
  3. Распределение добычи газа на континентальном шельфе по регионам мира.
  4. Запасы углеводородов на континентальном шельфе России.

Морской континентальный шельф представляет собой подводное продолжение поверхности материка (с небольшим уклоном - примерно 1-2 м на 1 км). Ширина шельфа варьируется от 50 до 100 км, глубина внешней границы находится в пределах 120-150 м, подводный склон материка заканчивается подножием. Шельф имеет одинаковое с материком геологическое строение, что имеет принципиальное значение для его промышленной разработки.

Освоение месторождений у моря началось в середине 19 века на прибрежных территориях Каспия (Апшеронский полуостров в районе Баку). Здесь же менее 100 лет назад открылась промышленная эксплуатация буровых платформ на сваях. Начиная с 1960-х гг., широкое применение получает подводная добыча нефти и газа.

Разработка месторождений на морском шельфе - это наукоёмкий, сложный по технологиям и в то же время опасный процесс, когда оборудование устанавливается и эксплуатируется в экстремальных условиях окружающей среды (сильные шторма, приливы и отливы, морская соль, сероводород, критически низкие температуры и сложнейшая ледовая обстановка). Тем не менее, перспективы добычи на шельфах основаны на экономической целесообразности и подтверждаются исследованиями, по которым в недрах под морским дном содержится половина общемировых запасов углеводородов.

Прогнозы говорят о том, что более 60% площади континентального шельфа имеют запасы углеводородов. Каждый год в мире бурится около 1 тыс. поисково-разведочных и примерно 2 тыс. эксплуатационных скважин различного типа. Всего пробурено более 100 тыс. скважин. Разведано более 2 тыс. шельфовых месторождений нефти и газа, большинство из которых - гигантские и крупные по объёму запасов.

Основные подводные залежи нефти и газа сосредоточены в Персидском заливе (Саудовская Аравия, Катар). Здесь находится более половины мировых запасов нефти. Крупнейшие месторождения углеводородов разрабатываются также в Гвинейском и Мексиканском заливе, в акватории Маракайбо (Венесуэла), в морях Юго-Восточной Азии, Бофорта и в Северном море (Норвегия). Добыча углеводородов в море составляет примерно треть от мировой добычи.

По данным IFP Energies nouvelles (IFPEN) и IHS Energy, мировые запасы нефти и газа континентального шельфа в 2010 г. оценивались примерно в 650 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (или 650 Gboe, диаграмма 1 ). При этом доля запасов нефти составляла 275 Gboe, а газа - 375 Gboe. Суммарная добыча нефти в 2010 г. на морских шельфах нашей планеты составляла 23,6 млн. баррелей в сутки, а газа - 2,4 млрд.м 3 в сутки (диаграммы 2 и 3 ).

Россия находится на пороге промышленного освоения континентального шельфа (по территории - это более 6 млрд.км 2 , что составляет 22% площади шельфа Мирового океана). Это самый большой по площади шельф в мире, извлекаемые углеводородные ресурсы которого оцениваются в 98,7 млрд.т. в пересчёте на условное топливо. При этом около 85% разведанных запасов сосредоточено на шельфе арктической акватории (Баренцево море, Карское море). Континентальный шельф Дальнего Востока содержит примерно 12-14% запасов. На шельфах Балтийского, Каспийского, Чёрного, Азовского морей также отмечен ряд месторождений (диаграмма 4 ).

Несмотря на то, что большая часть континентального шельфа находится в северных и арктических районах, морская добыча нефти и газа в России выделена в качестве приоритетной деятельности, способствующей развитию нефтегазовой отрасли и экономики в целом. Государственные планы предусматривают к 2030 г. увеличить добычу нефти на шельфе в 5 раз - с текущих 13 млн.т. до 66,2 млн.т.; добычу газа планируется поднять в 4 раза - с 57 млрд.м 3 до 230 млрд.м 3 . Достижению этих показателей будет способствовать правительственная Программа освоения шельфа до 2030 г. Экономический эффект от её реализации рассчитан в сумме 8 трлн.руб.

Успех на шельфе куётся на земле

  1. Технологическая платформа с оборудованием для подготовки нефти и газа.
  2. Наземные установки обезвоживания природного газа и регенерации ТЭГ.

Добыча нефти на континентальном шельфе осуществляется с помощью специальных гидротехнических сооружений - буровых платформ. Эти платформы делятся на три типа: самоподъёмная, полупогружная и буровая платформа гравитационного типа. Применяются также буровые суда, технологические платформы и плавучие комплексы добычи, хранения и отгрузки нефти. Выбор типа платформы зависит от условий эксплуатации (удалённости от берега, глубины моря, климата) и способов разработки месторождения (сетка разбуривания скважин, дебит нефти).

Несмотря на различие в конструкции платформ, все они схожи в одном - это предельно компактные сооружения с необходимым производственным оборудованием «на борту». Для каждого месторождения разрабатывается свой проект комплектации буровой платформы. При этом в условиях ограниченного пространства тщательно оптимизируется размещение бурового, эксплуатационного, технологического и энергетического оборудования.

Профессионалы нефтегазовой отрасли относят к приоритетным задачам технологическое обеспечение подготовки добываемой нефти и газа. Нефтегазоподготовка - это обязательный этап, предваряющий транспортировку, хранение и переработку углеводородов. Как правило, подготовка состоит из ряда операций: разделение нефти и газа, сепарация, осушка, удаление соединений серы, ртути, углекислого газа и солей, компримирования и др.

К примеру, для достижения высокого товарного качества из пластовой нефти удаляется (ПНГ). Перед транспортировкой на переработку или использованием в виде топлива, ПНГ очищают от примесей, воды и сероводорода. Производятся расчёты температуры точки росы газа по воде и углеводородам, определяется теплотворная способность ПНГ и его компонентный состав.

Технологический опыт, накопленный на земле, последовательно внедряется при освоении морских месторождений.

Мировой опыт приходит в Россию

  1. Модульная установка осушки газа COMART.
  2. Система очистки шельфового газа от соединений серы COMART.
  3. Модульная установка COMART для регенерации ТЭГ.

Успех в промышленной добыче углеводородов во многом зависит от испытанного в деле технологического оборудования, создаваемого на основе оригинальных конструкторских разработок и инженерных решений. Мировой опыт выполнения таких проектов положен в основу создания систем нефтегазоподготовки для месторождений России и стран СНГ.

В условиях развёртывания промышленной добычи нефти на шельфах именно применение эффективных технологий нефтегазоподготовки помогает добиться необходимого качества товарной продукции, сократить издержки и повысить экономическую привлекательность конкретных месторождений. В этом направлении действует известная инжиниринговая компания COMART - признанный лидер в разработке современных систем подготовки нефти и газа.

Оборудованием COMART оснащены месторождения ведущих добывающих компаний, среди которых: ExxonMobil, BP, Shell, Eni, Saudi Aramco, Repsol YPF, Petrobras, NIOC, Maersk Oil, ONGC и др. Только на морских шельфах успешно реализованы 32 проекта нефтегазоподготовки, что позволяет гарантировать решение самых сложных технических задач и в экваториальных водах, и в северных морях.

На сайте могут быть опубликованы материалы из открытых источников (программные коды, изображения и др.). Все права на подобные материалы принадлежат их авторам. Если вы являетесь правообладателем таких материалов и не согласны с их использованием на этом сайте, пожалуйста, свяжитесь со мной.

Статьи по теме