Презентация на тему кижи. Презентация "деревянные церкви кижи" к проекту "архитектурные памятники россии" Скачать презентацию на тему заповедник кижи

История острова Кижи уходит в глубокую древность. Предками современных кижан были славяне-новгородцы. В X-XI веках они начали осваивать северные края, заселенные прибалтийско-финскими племенами корелой и весью. Напоминанием об этих поселениях являются сохранившиеся до настоящего времени названия соседних с островом Кижи деревень: Корба, Кургеницы, Конда, Лахта.


Название острова Кижи тоже имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения: Название острова Кижи тоже имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения: 1) Кижи - от карельского слова «кижат» - «игрища». В древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопро 1) Кижи - от карельского слова «кижат» - «игрища». В древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопро вождаемые обрядовыми песнями и плясками. вождаемые обрядовыми песнями и плясками. 2) От карельского «кииджи» -«водный мох». 2) От карельского «кииджи» -«водный мох».


Древняя история Кижей в период с XI по XV века была частью истории Новгорода - крупного политического, экономического и культурного центра северных славян. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края, причем нередко церкви и часовни ставились на местах древних языческих капищ. В 1478 году все новгородские владения вошли в состав набравшего силу Московского государства. Древняя история Кижей в период с XI по XV века была частью истории Новгорода - крупного политического, экономического и культурного центра северных славян. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края, причем нередко церкви и часовни ставились на местах древних языческих капищ. В 1478 году все новгородские владения вошли в состав набравшего силу Московского государства.


Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория которого охватывала южную часть Заонежского полуострова.После присоединения новгородских земель к Москве было сделано их описание и составлены так называемые «Писцовые книги». «Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние документы не сохранились. Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория которого охватывала южную часть Заонежского полуострова.После присоединения новгородских земель к Москве было сделано их описание и составлены так называемые «Писцовые книги». «Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние документы не сохранились.


На острове Кижи в 1582 году время было 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере» и церковь «Покров Святой Богородицы». Эти храмы не сохранились. Современные церкви возведены на месте прежних церквей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы. На острове Кижи в 1582 году время было 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере» и церковь «Покров Святой Богородицы». Эти храмы не сохранились. Современные церкви возведены на месте прежних церквей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы.


В XVI веке в окрестностях острова Кижи существовали еще две приходских церкви. В непосредственной близости от острова Кижи, на острове Большом Климецком, располагался Клименецкий монастырь, основанный в XVI веке. Постепенно, по мере возникновения новых деревень, образовывались новые приходы и строились новые церкви. К началу XVIII века было уже 12 приходских храмов. В XVI веке в окрестностях острова Кижи существовали еще две приходских церкви. В непосредственной близости от острова Кижи, на острове Большом Климецком, располагался Клименецкий монастырь, основанный в XVI веке. Постепенно, по мере возникновения новых деревень, образовывались новые приходы и строились новые церкви. К началу XVIII века было уже 12 приходских храмов.


В XVIII веке, после упразднения погостов как территориальных единиц, из ближайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В XVIII веке, после упразднения погостов как территориальных единиц, из ближайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В современном русском языке слово «погост» сохранилось в значении «церковь с кладбищем» или «сельское кладбище». В современном русском языке слово «погост» сохранилось в значении «церковь с кладбищем» или «сельское кладбище».


В конце XIX века Кижская волость состояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам северо-западного берега Климецкого острова, на островах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Территория церковного прихода совпадала в это время с административными границами Кижской волости. В конце XIX века Кижская волость состояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам северо-западного берега Климецкого острова, на островах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Территория церковного прихода совпадала в это время с административными границами Кижской волости.


Дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества - ансамбль древнего погоста на острове Кижи - стал основой созданного здесь в 1960 году архитектурного музея-заповедника, известного теперь уже всему миру. Дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества - ансамбль древнего погоста на острове Кижи - стал основой созданного здесь в 1960 году архитектурного музея-заповедника, известного теперь уже всему миру.


Кижи - небольшой островок, затерянный в Онежском озере. Карелия - край величественной природы, край озер, болот, больших и малых рек, дремучих лесов. Ушедшие поколения этой суровой земли русского Севера оставили удивительные памятники древней культуры и зодчества.

МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»

Учитель русского языка Стафеева В.Н.

Архитектурный ансамбль «Кижи»


Развитие речи Сочинение по фотоматериалам

  • Русский язык 9 кл. М.М. Разумовская, С.И Львов

  • Легенды и быль

Преображенская церковь Кижского ансамбля


  • В ансамбль Кижского погоста входят 22-главая летняя церковь Преображения, 10-главая зимняя Покровская церковь и колокольня.

  • Мы произносим слово «Кижи» - и перед мысленным взором появляется триединый многоглавый силуэт: две церкви и колокольня - Кижский архитектурный ансамбль. Мы приближаемся к острову Кижи - и перед нами уже наяву встают кижские храмы, такие разные и такие неразрывно слитные. Кижи без них немыслимы, как невероятны они и без водных просторов Онего, без островов, покрытых мелколесьем, без огромного, необъятного небесного свода. Неразрывное единство воды, неба и великой архитектуры! Кажется, будто эта гармония существует вечно, будто храмы родились вместе с озером и островом...

  • Прекрасное творение человеческих рук, и как каждое архитектурное соору­жение, он имеет свою историю. Она теснейшим образом связана с историей острова Кижи, и поэтому изложить «биографию» кижских храмов невозможно без рассказа о той земле, на которой они стоят. Остров Кижи с древнейших времен был центром большой округи. Название острова происходит от карельского слова «кйжат» - игрища. Очевидно, здесь, на этом небольшом ост­рове, собирались некогда на языческие действа - игрища - древние финноугорские племена, обитавшие ранее в этих местах.

  • Во времена средневековья территория Заонежья - а в её составе и остров Кижи - была заселена русскими, выходцами из Новгородской феодальной республики. Новые обитатели края частично ассимилировали, частично оттеснили местное население, принесли с собою новую религию - православие, однако проявили мудрую терпимость к древним языческим святыням. Остров Кижи сохранил роль центра для окрестных земель. Это подтверждается документами: писцовые книги" на протяжении XVI-XVII веков неоднократно сообщают о «Спасском Кижском погосте» с центром на острове Кижи. В писцовой книге 1582-1583 годов московского дьяка Андрея Плещеева есть и более подробное свидетельство: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

  • Конечно, это не те храмы, которые сейчас стоят в Кижах, это их предшественники и «тезки». Но существование их в XVI веке - свидетельство того, что уже в то время Кижи были центром религиозной жизни всей округи, и не только религиозной, но и общественной жизни. Здесь, в Кижах, происходили многолюдные крестьянские сходы - суёмы, на которых решались важнейшие для крестьянского мира вопро­сы (а Кижский погост уже в середине XVI века вклю­чал в себя 130 деревень!). В Кижах оглашались для жителей царские указы. Позже здесь, в церквах, размещалась земская школа...

  • Как выглядели кижские храмы той поры, мы не знаем. По свидетельству переписи 1616 года, Преображенская церковь - «древяная с папертями, верх шатровой», а о Покровской церкви говорится только, что она «теплая с трапезою древяна». Нет уверенности и в том, что храмы-предшественники стояли на месте нынешних. Обе церкви погибли в конце XVII века. Есть документальное свидетельство, что в 1693 году они сгорели от удара молнии.

  • Погост не мог долго существовать без церкви - негде было совершать обряды, проводить еженедельные по православным правилам службы. Негде было собираться «всем миром» для решения насущных вопросов. Нужно было создавать новые храмы. Причем, как это было принято в северных погостах, обязательно два - летний, неотапливаемый, и зимний, теплый. Кижане решили, видимо, начать с зимней церкви.
  • Никаких документальных свидетельств о строительстве Преображенской церкви пока не обнаружено. Единственное достоверное сведение - дата освящения церкви, 1714 год

  • В «Отпиской и отказной книге крестьян­ских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками, приписанными к железоделательным заводам Бутенанта фон Розенбуша», датируемой 1698 годом, говорится: «На погосте строят церковь новую теплую, клецки во имя Покрова Богородицы...» Очевидно, эта церковь - предшественница ныне существующей.

  • Начав разговор об истории постройки кижских храмов, мы вступили в область догадок. До сих пор в архивах не обнаружено точных документальных сведений об истории Преображенской и Покровской церквей . Все существующие данные косвенны, каждое из них требует дополнительного подтверждения. Есть и абсолютно белые пятна. Одно из них - кто автор знаменитой Преображенской церкви, главного сооружения ансамбля, вершины русской деревянной архитектуры. Очевидно, постройка храма закончилась незадолго до этого. Кто те люди, чьими руками воздвигались эти стены? Ответа на этот вопрос пока нет/ В разделе использованы материалы книги. Витухновской Кижи. Путеводитель по музею-заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.

Преображенскаяская церковь

  • Основное сооружение ансамбля Кижского погоста – 22-главая летняя церковь Преображения Господня. Храм построен в 1714 году. К сожалению, неизвестны имена авторов этого выдающегося архитектурного произведения. По кижской легенде, Преображенский храм построил один мастер, Нестор.


  • Высота кижской колокольни – 30 метров, ширина и длина одинаковы – 6,9 метра. В 1874 году колокольня подверглась перестройке. Композиция колокольни – низкий восьмерик на массивном четверике. Над восьмериком расположена звонница, завершающаяся стройным шатром.
  • Эта мельница из деревни Насоновщина, построенная в 1928-1929 годах крестьянином Н.Я.Биканиным, – экспонат кижского музея, относящийся к хозяйственным постройкам. Тип мельницы – «столбовка» – широко распространен в деревнях Заонежья. Это одна из последних сохранившихся в Карелии ветряных мельниц.

  • Материалы книги. М.Витухновской «Кижи».
  • Путеводитель по музею--заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.
  • http://www.liveinternet.ru
  • http://go.mail.ru
  • http://kartravel.ru

Шатровая колокольня (1874 год) - самое позднее сооружения Кижского ансамбля. Удачно расположенная между церквями, она продуманной простотой своего очертания оттеняет роскошные формы обеих церквей. Старинная бревенчатая крепостная стена, которой был обнесен погост, сохранялась только до XVIII века, о чем свидетельствуют старинные гравюры. При реставрации 1959 года она была воссоздана по образцу сохранившейся ограды Ильинского погоста на Водлозере. Не устаешь удивляться вкусу и чувству меры безвестных мастеров, расположивших все постройки ансамбля таким образом, что, обходя его вокруг, видишь все время меняющиеся картины, все новые и новые ракурсы, при этом церкви как будто сливаются в одно фантастическое сооружение, а потом разбегаются. Изумительно сочетание серо-коричневых тонов бревенчатых стен церквей с серебристым, более светлым, цветом покрытия глав из осинового лемеха - и все это на фоне холодного северного неба! Кроме Кижского погоста в музее под открытым небом имеются еще памятники деревянного зодчества, перевезенные из разных районов Карелии. Это прежде всего культовые сооружения. Древнейшее из них - маленькая Лазаревская церковь из бывшего Муромского монастыря (до 1391 г.), предназначавшаяся для монастырского кладбища, о чем упоминает писцовая книга 1563 г: "...за манастырём церковь Лазорь святый на гробищах." Находятся в Кижах и две часовни XVIII века - из Леликозера (Заонежский полуостров) и непохожая на нее из деревни Кавгоры (Кондопожский район).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Деревянные церкви Кижи Презентацию выполнила Ученик 8 «а» класса Харюшев Григорий Руководитель - Великова И.В.

2 слайд

Описание слайда:

На островах Кижского архипелага соединяются непроходимые болота, малые и большие реки, нетронутые территории, покрытые дремучими лесами, старинные поселения, где жизнь бьет ключом и словно идет своим чередом, а памятники древнерусского зодчества выстроены на лоне довольно суровой природы русского Севера. Первые поселенцы здесь появились несколько тысячелетий назад, а слово «кижат» на карельском языке означает «игрище». Что свидетельствует о проводящихся на островах Кижского архипелага языческих обрядах.

3 слайд

Описание слайда:

Музей-заповедник «Кижи» - один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это - уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста - объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

4 слайд

Описание слайда:

Ки́жский пого́ст - всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII-XIX веков, окружённых единой оградой - реконструкцией.

5 слайд

Описание слайда:

Церковь Преображенская Церковь Преображения (1714 год) - самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви. Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. По одной из легенд, церковь Преображения Господня построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку.

6 слайд

Описание слайда:

Высота церкви - 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла - без гвоздей. По своему типу храм - «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами. Форма и размеры глав меняются по ярусам.

7 слайд

Описание слайда:

Церковь Покрова Богородицы Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже - в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви - 27 м, общая длина - 32 м, ширина - 8,7 м. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

8 слайд

Описание слайда:

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья - церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части и завершается плавным повалом. Этот храм - «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

9 слайд

Погост Кижи.

Церковь Преображения Господня Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви - 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла - без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки».

Покровская церковь Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже - в 1764 году. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья - церкви Преображения. Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) - один из немногих декоративных элементов этого храма.

Шатровая колокольня Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Церковь Воскрешения Лазаря Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI-XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Часовня Михаила Архангела Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком. Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего. Над сенями - изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром.

Восьмикрылая ветряная мельница Представляет собой сруб, квадратный в основании. В центре сруба проходит осевой столб, врытый в землю, что позволяет вращать корпус мельницы вокруг своей оси для наиболее точного положения относительно направления ветра. Горизонтальный вал на конце снабжён восемью крыльями, которые расположены в двух плоскостях по четыре в каждой. Вращение передаётся посредством вала, с помощью деревянных зубчатых колёс, на каменные жернова. Поворот мельницы осуществляется при помощи верёвочного каната и простого ворота, вкопанного наподалёку

Часовни « Кижского ожерелья» В « Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово (« Виговка ») на вершине Нарьиной горы (XVII-XVIII век), часовня Кирика и Иулитты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (вторая половина XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

Статьи по теме