Патриарх алексий 2 биография его семья. Алексий II умер как святой — стоя на коленях перед иконами

Два года, а именно столько исполнилось нашему блогу, мы совершаем увлекательное путешествие в мир LiveJournal. Сколько приятных открытий уже состоялись и сколько всего интересного ждет нас впереди!
В ЖЖ можно найти абсолютно все! Но как среди тысяч интересных и не очень блогов найти именно то, что необходимо и важно именно нам? Очень просто! Надо прийти на очередной Meetup, организованный редакцией Живого Журнала и познакомиться с интересными авторами.

Вообще полезно бывает иногда провести развиртуализацию. Взглянуть на людей, чьи блоги и посты читаешь постоянно, познакомиться лично, обменяться мнениями, выпить кофе, поболтать, да и просто отлично провести время.
Как там у Антуана де Сент- Экзюпери? "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения".
Интернет интернетом, а слушать вживую талантливых и увлеченных людей это настоящее удовольствие!

Конечно, узнав, кто именно будет выступать на очередной блогерской встрече в креативной мансарде LiveJournal, мы не моли не прийти сюда! Знакомьтесь, Ольга и Павел Сюткины, известные в блогосфере как p_syutkin .

Сразу скажу, что я совсем не фуд блогер. Разумеется, как любая женщина я умею готовить и делаю это каждый день, но кулинария никогда меня особо не занимала. Но вот в блоге Павла и Ольги я нахожу именно то, что так для меня ценно, а именно - историю России. Еще в Петербурге мне подарили на работе книжку Павла Сюткина "Непридуманная история русской кухни". Я прочитала ее запоем, но у меня возникло тогда много вопросов. В то время я не знала, что такое ЖЖ и совершенно не собиралась быть блогером. Причудливые повороты судьбы!
А вот теперь я могу все свои вопросы задать автору лично!

Павел Сюткин - историк, исследователь, писатель. Человек, увлеченный и знающий о русской кухне так много, что хватит не на одну книгу, пока мне удалось прочитать только одну, но сейчас собираюсь прочесть и о советской кухне. Я вдохновилась на этой встрече и мне передался тот живой интерес к этому пласту истории. Как можно понять характер народа если не знать, что он ест? По-моему, невозможно. В любой стране мы всегда стараемся попробовать местную кухню, чтобы стать ближе к людям, живущим там.
А хорошо ли мы знаем кухню своей Родины?

В морозный московский вечер мы собрались в мансарде LiveJournal и нам было очень тепло!
Мы совершили интереснейший экскурс в историю России и не только, поговорили о домострое и модных нынче ресторанах русской кухни, узнали имена лучших шеф-поваров и даже обсудили предстоящие президентские выборы!

Но главным героем нашего вечера все таки была кулинария!
Скажите, вы знаете, что это за блюдо такое - тельное? Почему оно так называется? А калья и ушное?
Чем все-таки Собакевич потчевал Чичикова? Что это за блюдо такое - няня и как оно выглядит?
А мы все это узнали!

У нас текли слюнки, когда Ольга Сюткина рассказывала нам о своем парадном бюде - солянке с осетриной

Конечно, раз темой встречи была еда, то оставить блогеров голодными LiveJournal не мог! Угощение было в стиле именно старинной русской кухни: пирожки и медовуха!
Медовуха выше всяких похвал!

Блогеры, ели, пили и общались. Всем было хорошо!

Очередная блогерская встреча закончилась. Мы еще раз с удовольствием пообщались со старыми знакомыми, увидели новых и прекрасных блогеров, познакомились с людьми, чье мнение, опыт и знания для нас очень важны, получили массу приятных эмоций и сделали открытия!

История русской кухни - тема неисчерпаемая. Загляните в блог p_syutkin и убедитесь сами. Это интересно, увлекательно и очень полезно.

Ну а мы будем с нетерпением ждать следующего Meetup (а) и очень надеяться, что этот замечательный формат блогерских встреч станет доброй традицией. .

Спасибо всем за прекрасный вечер, нам было классно!


Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения, равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.
Все фотографии в этом блоге авторские, если не сказано обратного. Все тексты в этом блоге авторские, если не сказано обратного. При использовании материалов активная прямая ссылка на этот блог обязательна. Копирование материала в некоммерческих целях с указанием источника (активная прямая ссылка) разрешается. В других случаях - просим связаться с нами через e-mail или личные сообщения в

Кому мы решили доверить гастрономическую неделю в LiveJournal и дежурство по рубрике « Еда» ? Сомнений не было - Павел и Ольга Сюткины, номинанты премии Neforum Awards 2017, не только большие эксперты по прошлому и настоящему русской кухни. Их почти детективное исследование холодильника советского человека описано в бестселлере «Непридуманная история советской кухни», а совместный блог заполняет лакуны наших знаний в области краткой истории русских котлет , изящности блюд из репы и технологии выращивания вегетарианского мяса . А вопрос, была ли при СССР забыта кухня русская , мучит нас до сих пор.

Ольга и Павел Сюткины

Перед началом дежурства мы попросили Павла и Ольгу немного рассказать о себе и задали наши самые животрепещущие вопросы. Свои вы можете задать в комментариях к первому дежурному посту недели.

Вы знатоки русской кухни, давайте начнем с вопроса, который мучит наших соотечественников уже довольно давно: пельмени и борщ - мы их можем считать нашими блюдами? И какое блюдо на ваш взгляд является визитной карточкой русской кухни?

Конечно, можем. И то, и другое блюдо – примеры удачного синтеза наших традиций и заимствованного опыта. Это, кстати, одновременно и ответ на извечный спор славян: чей борщ? - Общий. Борщу явно под тысячу лет, а то и больше.

Ни одного народа, который претендует на его «первородство» тогда и не существовало - ни русских, ни украинцев, ни поляков, ни прибалтов, ни белорусов.

При этом каждая из этих наций со временем выработала свои прекрасные версии борща. И борщ московский – такое же достижение национальной культуры, как и борщ полтавский, и литовский.


Сколько лет должно находиться в кухне блюдо, чтобы стать национальным? Спросите у итальянцев: «Паста аль помодоро – это ваш специалитет?». Хотя помидоры появились в массовой кухне Апеннинского полуострова, хорошо, если лет 250 назад. А у нас ревнители «посконности» все от картошки морщатся – не наша, мол, она.

Искать же «визитную карточку» русской кухни в Средневековье я бы не стал. Да, там есть подходящие для этого блюда – пряники, калач, квашеная капуста, ботвинья, тельное.

Но не случайно сегодня многие ученые относят феномен «национальной кухни» больше к буржуазной культуре нового времени.

Это логично. До этого кухня (в том числе и наша) не сильно богата. И самое главное это кухня не наслаждения, а насыщения. А вот XIX век дает уже множество прекрасных, а главное, широко применимых и сегодня блюд – бефстроганов, гурьевская каша, пожарские котлеты, солянка…

Вы пример счастливой семьи и успешного блога в ЖЖ. Расскажите немного о своей кухне - как это вести один блог на двоих? Кто выбирает темы? Кто пишет? Бывает ли, что вы критикуете друг друга? Что самое сложное в совместном творчестве?

Совместное творчество возникло у нас уже больше 25 лет назад, - это наша семья. А вот первая совместная книга вышла в 2011 году. «Непридуманная история русской кухни» - так она называлась. Теперь таких книг уже восемь. Но с самого начала мы пытаемся следовать этому стандарту – не «придумывать» историю, а строго следовать документам и источникам. Многим это нравится, поскольку люди видят, что к истории кухни можно относиться, как к науке, а не как к байкам и анекдотам. Другие возмущаются тем, что подлинная наша историческая кухня оказывается не такой изобильной, духовной и древней, как это хотелось бы им видеть.

Работать вместе нам и просто, и сложно. Наверное, мы уже давно притерлись друг к другу.

Вот почему разговоры на повышенных тонах о щах с головизной (было-было и такое) уже в прошлом.

А разделение обязанностей простое и логичное. Я, как кандидат исторических наук, занимаюсь работой с источниками, обоснованием той или иной точки зрения. Ольга, как практикующий кулинар, прекрасно знающий нашу старинную кухню, - рецептурной составляющей, поиском утраченных вкусов и их воспроизведением для сегодняшнего человека.

А вот темы выбираются просто. Во-первых, у нас всегда в работе какая-нибудь книга. Вот, к примеру, недавно закончили очередную – об истории суздальской кухни. «Тысяча лет за русским столом», видимо, так будет называться она. Понятно, что многие публикации блога за последний год отражали наши встречи, находки, поездки в этот город. Позже они превращались в соответствующие главы книги.

Помимо этого, мы с Ольгой активно путешествуем по стране и миру. Кольский полуостров, Азов, Удмуртия, Китай, Средняя Азия, Болгария, Италия, Франция – куда только не пролегали наши кулинарные путешествия за последние годы. Многие их эпизоды – это еще и страницы нашего блога.

В нем часто можно встретить и просто любопытные «штучки» из прошлого. Пару лет я вел рубрику «Кулинарная загадка», где читателям предлагалось поломать голову над забытыми предметами, блюдами, обычаями нашей кухни.

А вообще мы рассматриваем блог еще и как определенного рода способ обсуждения актуальных проблем.


И еще один наш вывод относительно тем. Не бойтесь идти против общественного мнения. Ведь, чаще всего мнение это сложилось за счет самых ленивых и нелюбопытных людей. Которые, увидев где-то в телевизоре или газете какую-то мысль, тут же готовы согласиться с ней. Не надо бояться делать темами постов сюжеты, связанные с критикой авторитетов. Просто критика эта должна быть объективной и обоснованной. Вот, пример из нашей практики. Сколько «крику» было несколько лет назад по поводу того, что мы упрекнули В. Похлебкина в необъективности и передергивании фактов. Сколько гневных слов прозвучало о том, как ничтожные Сюткины могут критиковать великого Похлебкина. И что же теперь? Все стало на свои места.

И спустя пару лет после выхода наших работ мнение о том, что Похлебкин – весьма спорный с точки зрения достоверности автор, стало общепринятым.

А наши работы цитируются в качестве источников в Википедии (в т.ч. англоязычной), ведущими российскими и иностранными СМИ, введены в научный оборот. Вывод один – не робейте в выборе темы, если вы уверены в своей правоте.

- Почему на ваш взгляд темы еды стала так популярна, а шеф-повара вдруг превратились почти в рок-звезд?

Это естественное стремление, отражающее внимание к внутреннему миру человека. В Европе и Америке популярность кулинарных журналов, телепередач, а потом и блогов растет уже с 1960-х годов. В силу понятных причин при СССР эта волна нас миновала. Удивительно вспомнить, но при социализме у нас не было ни одной кулинарной передачи на ТВ.

Сегодня кулинария – одна из мощных площадок для обмена мнениями, творчества, споров. Порой я даже иронизирую, говоря «одна из последних площадок». Ее популярность сродни футболу. В нем как известно, все разбираются. Вот и тема «вкусно поесть» близка каждому. Другое дело, что подходы и оценки здесь могут быть очень разные.

А что до шеф-поваров… Просто надо знать, насколько изнурительной, изматывающей может быть их работа. Очень непросто за ежедневной рутиной найти место для творчества. И если кому-то это удается, можно только снять шляпу перед его успехами. Дай-то бог, чтобы каждая рок-звезда трудилась столько, сколько они.

- Расскажите о самом громком гастрономическом событии в России последних лет.

Это не столько какое-то разовое событие. А скорее, процесс, начавшийся с известных событий 2014 года. Это поворот общественного мнения к отечественной кухне. Вот только процесс этот очень неоднозначный. Нам, как людям занимающимся историей русской кухни, с одной стороны, очень приятно видеть, как наши давние слова становятся «лозунгом момента».

Читать, как ораторы и СМИ практически дословно повторяют пассажи из наших публикаций трех-пятилетней давности. О том, что наша кулинария – это огромная часть национальной культуры.

С другой стороны, процесс неизбежно порождает и «пустую пену». Болтовня депутатов, показуха чиновников – следствием этого является «фейклор». Придуманные на ровном месте традиции, высосанные из пальца поводы для кулинарных праздников с раздачей блинов на лопате и приготовлением пяти тонн каши. Подлинная история нашей кухни – живая, полная побед и трагедий, заменяется бездушным лубком. Но лубком «высокопатриотичным» и «духовным», позволяющим сочинять очень удобную историю страны. В отличие от того, что делаем мы, - историю «придуманную» и сказочную.


- За кем из русских шефов вы следите? Какие местные рестораны любите?

В последнее время с улыбкой наблюдаем новую тенденцию – резкое увеличение числа «великих русских поваров». У меня всегда вызывает улыбку термин «великий» в приложении к живому персонажу. То есть я понимаю, что скажем, Пелевина или Сорокина многие могут назвать «великими». Но я не могу себе представить, чтобы кто-то из них со всей серьезностью относился к этому. Ну, типа, «да я велик, что ж тут поделаешь?».

В кулинарных делах все по-другому.

«Великие» повара и «титаны» русской кухни в последнее время плодятся как кролики. И судя по всему, сами эти персонажи испытывают искренне наслаждение от этих характеристик.

Если же серьезно, то я знаю действительно великих русских поваров – Беляева, Филина, Комма, Мухина, Березуцких.

Что же до нашего внимания, то мы с интересом следим как за опытными шефами Максимом Тарусиным, Рустамом Тангировым, так и их молодыми коллегами – Максимом Рыбаковым, Александром Волковым-Медведевым. Мне кажется, что они очень тонко улавливают главную тенденцию нашей кухни – использовать традиционные вкусы и продукты, но сделать из них современные яркие блюда.

- Сможет ли Россия задавать гастрономические тренды на международном уровне?

Нам бы сначала самим с собой разобраться. Мы вообще, стремимся к международному признанию? Или Россия выше этого и мнение каких-то [дальше идут привычные оскорбительные термины] европейцев и американцев нам безразлично? Или в политике – безразлично, а вот в смысле кухни – очень важно? – Так что для начала давайте просто не будем лукавить.

Что же по существу, то страна последние годы ищет идеал своего будущего в прошлом. «Домостроевский» порядок, «самодержавие, православие, народность», почитание отеческих привычек… Вот только почему мы удивляемся, что образом России за рубежом в результате этого становится медведь с балалайкой, блинами и водкой? Это же, ведь, ровно то, к чему мы и сами «стремимся»!

Популярность нашей кухни за рубежом – вопрос спорный. Да, на фестивалях русской культуры выстраиваются очереди за блинами и пирогами. Да, есть примеры удачных концепций, работающих за рубежом – от «Теремка» в Нью-Йорке до «MariVanna» в Лондоне. Но пока это счастливые исключения.

Типичный же образ русского ресторана за границей – это советская кухня 1970-х с оливье, холодцом, котлетами по-киевски, солянкой и тортом медовик.

Причем, зачастую в весьма грустном исполнении. Неудивительно, что эти заведения становятся в основном прибежищем эмигрантов, связывающих своих лучшие воспоминания с советской молодостью.

С другой стороны, немало международных кулинарных конкурсов в последние годы выдвигают на первые места наших молодых шефов. Вот только побеждают они там не с «домостроевским» кашами, щами и курниками. А с яркой и талантливой фантазией, совмещающей традицию с новизной. Вот здесь-то, на мой взгляд, и лежит рецепт нашего успеха.

- Что вы готовили на Новый год у себя дома? Кто у вас в семье обычно стоит у плиты?

Нас часто спрашивают: «А вы готовите только русскую кухню для себя?». – Нет ничего смешнее, слышать это. Мы любим готовить вкусную еду, а уж какой она будет - русской, украинской, итальянской или французской - не важно. Долгие годы мы ездили в Австрию – по работе, отдыхать, кататься на лыжах. Эта австрийско-баварская кухня стала для нас почти родной. Суп-гуляш, штрудель, торт «Захер» - частые гости на нашем столе. Много лет назад открыли для себя итальянскую «глубинку» - Тоскану, Лигурию, Ломбардию. И были покорены ею. С кулинарного путешествия по Провансу в шкафу у нас долгое время стояло трюфельное масло, а на крючке висит фартук из ресторана Поля Бокюза в Лионе.


Новогодняя солянка действительно возвращает к жизни

Что же о Нового года, то наряду с привычным оливье (который делается каждый раз по-разному, например, с семгой) Ольга с дочкой Василисой приготовили утку под соусом из клюквы, апельсина, рома, душистого перца и корицы. На сладкое – пропитанный ликером штоллен. А на утро 1 января – традиционная возвращающая к жизни рыбная солянка с каперсами и маслинами.

Стоит ли русским людям отказаться, скажем, от майонеза и манной каши? Почему нашу кухню так часто критикуют как нездоровую?

Сегодня русская кухня находится в непростой ситуации. Здесь есть, как минимум два серьезных вопроса. Первый - это восприятие русской кухни общественным мнением. Спросите у первого встречного, что такое русская кухня. И получите ответ: каши, щи, блины, жирное мясо, много калорий и т.п.

Можно не соглашаться с этим. Но таково массовое мнение о нашей кулинарии. Пытаться бороться с ним очень важно. Но игнорировать этот факт, делать вид, что восприятие русской кухни народом не такое, - глупо. И прежде всего для перспектив той самой русской кухни.

Впрочем, есть и другая проблема. И связана она как раз не с внешними обстоятельствами. Давайте перенесемся на 200 лет назад. Начало XIX века.

Русская знать предпочитает «вдову Клико», устрицы и «страсбургские пироги». А ведь, русская кухня временами действительно «тормозит», отстает от исторического развития.

И в начале XIX это стало очевидным. Люди, имевшие возможность сравнивать, знакомиться с зарубежной кулинарией, делали свой выбор. Другое дело, что прошло полвека, и стараниями русских поваров наша гастрономия вышла на мировой уровень.

Кстати история повторяется, и то же самое произошло в конце 1980-х начале 1990-х годов. Когда пришедшая в упадок советская кухня настолько надоела большинству наших сограждан, что они бросились на все эти захлестнувшие нас волны французских, итальянских, японских блюд.

Так что критикуют нашу кухню, бывает, и по делу. А вот наше дело – превратить ее в действительно современную гастрономию. Которая, не отказываясь от традиций и вкусов прошлого, станет соответствовать сегодняшним понятиям в вкусной и здоровой пище.

- Что еще кроме еды вас вдохновляет?

Последние два года – внук. Который, надеемся, получит в семье крепкую кулинарную закалку. Маленький человечек – это серьезное испытание для нас. Но и огромная радость.

Редакция ЖЖ с нетерпением ждет начала дежурства Павла и Ольги и желает им больших успехов!

Знатоки русской кухни (Ольга и Павел издали книги о её прошлом и настоящем), телеведущие и авторы любимого многими блога в Живом Журнале.

Обязательно посмотрите полную видеозапись встречи, вас ожидает много открытий и новых знаний!

Вечер открылся тематическим фуршетом . Гостей ожидали пирожки, а также вкуснейшие медовуха и квас от партнера встречи - компании "Очаково" . Поделимся впечатлением гостьи встречи, медика, Инги arctic-inga.ru :

Полезная профилактика простуды - медовуха с клюквой, согревающая с яблоком-имбирём-корицей, и традиционная. Мне понравился этот солнечно-янтарный напиток. Приятный на вкус, сладкий, как положено медовухе и чуть-чуть с кислинкой.


Рассказ Ольги и Павла получился большим и очень интересным. Здесь мы приведём только небольшую часть того, о чём говорилось на встрече, и рекомендуем вам посмотреть полный вариант в видеозаписи.

История русской кухни полна сказок. Специалисты, в том числе Павел и Ольга, работают с архивами, чтобы развеивать мифы. Рассказ о нашей кухне начался с самого давнего прошлого. Важно понимать, когда рождается кулинария, как отдельная часть культуры. Павел рассказал, что она возникла много тысяч лет назад из попыток людей изменить натуральный природный вкус пищи.

Слушатели узнали как о происхождении конкретных блюд русской кухни, так и о полной истории её развития. Русская кухня известна нам с 9-11 века, но только потому, что тогда возникли первые письменные источники. Конечно, развитие общей кулинарии началось гораздо раньше.

Кухня, к сожалению, была "не важна" для летописцев, в отличие от исторических событий, чтобы писать о ней отдельно. Поэтому историки собирают по крупицам упоминания о кухне в исторических документах. Интересно, что археология изучает, среди прочего, и вопросы истории кухни.

Павел уделил особое внимание конструкции русской печи. Первые печи относятся к 6-9 векам, но это простые очаги и круглые глиняные сооружения. До 13 и даже до 17 века они не были такими, как рисуют в сказках. Илья Муромец не мог бы лежать на такой печи. Печи приобрели привычный нам вид в петровские времена.

Важнейшим памятником истории русской кухни является "Домострой", изданный в 1550-е годы. Точной даты его издания нет, потому что первые русские печатные книги издавались без указания года. Это работа, которая дает более-менее полный взгляд на старую русскую кухню. Это не кулинарная книга, а руководство, как приглашать гостей, вести хозяйство, закупать продукты.

Важно понимать, что в книгах показана кухня бояр или людей с достатком, а какой была самая простая кухня, мы не знаем точно. В 1610-13 годах издана "Роспись царским кушаниям". Русские авторы не проявляли интереса к кухне и книга была создана для польского царевича, претендующего на российский трон.

Ещё один значительный факт истории русской кухни. Даже "крепкие хозяева" пекли хлеб с лебедой, чтобы "не расслабляться", поскольку трудные времена могли возникнуть всегда.

Похожие блюда встречаются во всех кухнях мира. С этим связан важный вопрос, точного ответа на который нет, - сколько столетий блюдо должно продержаться в кухне, чтобы считаться национальным. Павел Сюткин высказал мнение, что если продукт входит в разные блюда привычной нам кухни столетиями и популярен у населения страны, то его вполне можно считать "своим".

В истории кухни, зарубежной и русской, многое зависело от властителей. Например, Екатерина Медичи привезла в Париж итальянских поваров, что заложило основу французской кухни.

Павел задал вопрос залу: "Что такое национальная русская кухня?" Прозвучали ответы: гречка, соленые грибы, варенья и соленья, блины, а также вариант "намешать всё что есть". Важно понимать, что кухня состоит не только из продуктов, но и из традиций застолья и многих других обычаев.

Ольга Сюткина рассказала, что потребление еды раньше было очень разумным, часто использовались остатки предыдущих блюд. Например, готовили суп-"похмелку" на рассоле, уксус в те времена был только пивной.

Не все блюда можно правильно воспроизвести сегодня. Например, гречневые ("красные") блины делались раньше из зеленой гречки, а сейчас гречка проходит обработку.

Любопытный факт: калачи были первой уличной едой, первым фастфудом в нашей кухне. Отсюда происходит выражение "дойти до ручки". Калачи выпекались с ручкой, за неё нужно было держаться во время еды и потом выбросить её. Если человек был так голоден, что съедал и ручку, говорили, что он дошёл до ручки. Также любопытно, что названия блюд левашник и лаваш являются однокоренными.

Какой общий вывод можно сделать? Кухня всегда "редактируется" под современность и это нормально. За свою долгую историю наша кухня испытывала взлёты, падения, трагедии и достижения. Во все времена, кроме советского периода, она была тесно связана с остальным миром, принимала в себя блюда и технологии.

После завершения лекции слушатели могли задать вопросы и получить исчерпывающие ответы.

Слушателей интересовало, например, что отправить зарубежным друзьям, как настоящее русское? Вариантов много: икру, пастилу, пряники и т.д. Считать ли пельмени национальным русским блюдом? Пельмени возникли одновременно у многих народов. Русская версия пельменей: кундюмы, кундюбки, в их начинке капуста или грибы, рыба. Сначала их готовят, как пельмени, потом запекают, заливают любым бульоном и доготавливают в горшочке. Вопросов было много и все они были интересными.

Книга Ольги и Павла досталась в подарок автору лучшего вопроса - ещё одному специалисту отрасли, гастрономическому журналисту, блогеру и кулинарному критику Анатолию Гендину anatoly_gendin

Некоторые фотографии гостей встречи - Влад shchukin-vlad.ru

Дарья daryadarya

Максим novikovski

Традиционная общая фотография в завершение вечера. Конечно, это не все участники встречи, - мы благодарны тем, кто остался до конца.

Надеемся, что вы провели приятный и познавательный вечер в компании друзей и единомышленников. Спасибо, что были с нами! Ждём вас снова!

Благодарим за фотографии для итогового поста Ингу

Давайте я внесу ясность. Многие подумали, что продался Попадос проклятым басурманам-туркоманам, подался за длинным кебабом и поносит, блин, наш родной русский блин. Строчит, как хороша иноземная кухня, а от родимой, отечественной, нос воротит. И щи ему крымские жидки, и куры не так приготовлены.

А ведь на самом деле мало ещё найдётся таких фуд-патриотов, как ваш покорный слуга. Даже вчерась, сидя в знаменитом Le Train Bleu, что на Лионском вокзале Парижа, поедая фуа-гра и почитывая ""Шарли Эбдо"", мечтал я вовсе не о французских круассанах и луковом супе. Хотелось, знаете ли, нормального украинского русского борщеца, да понаваристее, кулебяки и холодного кваса.

2.

Я ватник? В этом смысле – абсолютно, самый махровый. Куда бы не заносила судьба безродного руссо-татарина, буквально через пару недель он начинает скучать не по берёзкам, но по блинчикам с творожком, солёным огурчикам и той гречневой каше с мясом, что так прекрасно готовит моя супруга. А ещё по рыбке копчёной...
3.

И вот же парадокс: в Москве, в сердце Святой Руси, поесть настоящую русскую пищу куда как сложнее, чем евро-американо-японский и прочий фастфуд. Простой вопрос: когда вы в последний раз заказывали кулебяку, а когда – пиццу или суши? И почему в русском городе днём с огнём не сыскать обычной гурьевской каши? У меня нет ответа на эти вопросы, я не помню кулебяк в московских меню и на полках магазинов.
4.

Вообще, есть стойкое ощущение, что российский общепит – это такой глобальный заговор против наших кулинарных традиций. А ведь они в том числе и составляют национальную идентичность, наравне с языком, сказками о Иване-дураке и странным праздником ""Старый Новый год"". Ты – русский по духу, если жить не можешь без селёдки и картошечки с укропом.
5.

Слава богу, есть люди, которым не всё равно. Первые шаги в популяризации нашей кухни делаются сейчас в той же Москве. Прямо сейчас в самом центре, от Тверского бульвара до Чистых прудов, работают 6 площадок фестиваля ""Наш продукт"" , где любой желающий может попробовать рыбу, закопчённую прямо тут же, древнерусским способом и людьми, одетыми согласно той эпохе. А за кинотеатром ""Россия"" ратоборцы Алексея Овчаренко воспроизводят весь процесс выпекания русского хлеба – от размола пшеницы до горячей лепёшки.
6.


7.

Все продукты, представленные тут – самые простые. Ведь по словам того же Алексея, в старину было гораздо важнее сохранить продукт, чем приготовить сложное блюдо.
8.

Но и сложного в русской кухне было вполне достаточно. За этим с площадок фестиваля можно свернуть в новый и очень интересный ресторан ""Московская кухмистерская"", на Большой Никитской.
9.

Просвещённый 19-ый век стал для наших поваров звёздным часом. На Цветном бульваре господин Оливье придумывает свой легендарный ""русский салат"". Мы называем его фамилией автора, хотя на разных континентах я встречал его исключительно как Russian salad. Русские ресторации появляются в Европе. От простых солений к самым сложным блюдам! Увы, те традиции и рецепты напрочь позабыты. Мы не знаем, что ели наши прапрадеды, каким был вкус блюд в российских трактирах и обычных домах. Можем только фантазировать и глотать слюну, читая гоголевское описание обеда обычного уездного купчишки.
10.

Потому-то начинание известного столичного ресторатора Кирилла Гусева и моего ЖЖ-френда, историка русской кухни Павла Сюткина p_syutkin столь долгожданное и крутое. Ты листаешь меню, как настоящий учебник истории. Можешь представить себя дворянином и заказать утиную лапшу с кореньями и перепелиным яйцом. Купцом 2-ой гильдии и потребовать себе сковородку каши перловой с рагу из козлёнка и опятами, чисто для разминки. Обычным коллежским асессором из ""Шинели"" и скромно заказать себе полбы.
11.

Представляете, у нас уже обычная полба стала деликатесным редким продуктом! Этот кулинарный праздник – лишь первый робкий шаг, в долгой дороге борьбы за наши желудки. Чтобы полбу можно было поесть без экскурсии на Большую Никитскую, а в обычной забегаловке у метро. И чтобы в соседнем кафе продавали не бургеры с пережаренной фри и кола 0,3, а горячие вкусные пироги с компотом из сухофруктов.
12.

Тогда, вполне возможно, в Москве появится первый русский ресторан, удостоенный звезды Мишлен. И мы с Немихаилом с удовольствием туда пойдём и опубликуем свои неподкупные обзоры.
Кирилл и Павел, вы делаете очень хорошее и вкусное дело!

p.s. Читайте, кстати, журнал Павла, он чрезвычайно хорош))

Статьи по теме