Как держать рамадан. Простые правила при соблюдении поста в рамадан

Ораза - это мусульманский пост. Может совершаться в любой день, кроме праздничных (ораза-байрам, Курбан-байрам). В девятый месяц исламского календаря (Рамазан) мусульмане обязаны держать пост. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря. Пост начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца.

№2. Почему мусульманин должен поститься во время священного месяца Рамазан?

Месяц обязательного для мусульман поста является одним из пяти столпов ислама.

К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ораза, закят и хадж. Шахада - декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Намаз - пять ежедневных молитв. Ораза - пост во время месяца Рамазан. Закят - обязательное пожертвование, религиозный налог в пользу нуждающихся. Хадж - паломничество в Мекку. В течение месяца Рамазан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни даёт возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста они стремятся обуздать свои инстинкты и страсти. Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю - освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамазан чрезвычайно позитивно воздействует на их души.

№3. Вреден ли мусульманский пост?

Врачи считают, что не вреден. К примеру, ночные приёмы пищи, как правило, умеренны, и желудку легче с ними справиться. Привыкая к небольшому количеству еды, пищеварительная система начинает работать лучше, а организм чистится от шлаков.

Мусульманский пост достаточно гибок и основан на том, что жизнь и здоровье человека - самое ценное для Бога. Поэтому если есть риск для вашего здоровья, держать пост не рекомендуется. В перечне на первом месте путники, беременные и кормящие женщины и дети (вообще, до семи лет, но имамы не рекомендуют растущему организму такой режим питания). Также нельзя держать пост болеющим людям - тем, кому нужно постоянно принимать лекарства и необходим нормальный режим дня и питания. Можно ли вам держать пост, должен определить лечащий врач. При этом путники и болеющие обязаны возместить пропущенные дни после окончания поста.

№5. Что такое ифтар и сухур?

Сухур, предрассветный приём пищи, и ифтар, вечернее разговение во время Рамазана, заменяют традиционное трёхразовое питание. Сухур совершают перед молитвой фаджр, до наступления рассвета. Ифтар - вечером после заката. При этом ночные приёмы пищи - обязанность постящегося мусульманина, они относятся к сунне пророка Мухаммада. Ежедневно перед тем как совершить пост, мусульмане произносят намерение приблизительно в следующей форме: "Я намереваюсь завтра (сегодня) совершить пост месяца Рамазан, ради Аллаха".

№6. Как войти в оразу, и что лучше есть во время вечернего приёма пищи?

Во время ифтара очень важно не объедаться. Потому что, во-первых, вам после него ещё желательно поспать (особенно если утром надо на работу), во-вторых, вам после него придётся молиться часа полтора, что затруднительно с полным желудком. Пророк Мухаммад разговлялся фиником и запивал его большим количеством воды. Врачи поддерживают этот способ питания и добавляют, что можно к финику съесть пару других сухофруктов - главное, их долго и тщательно пережёвывать. Они собьют зверский аппетит и тогда можно приступать к нормальному ужину. Любимый постящимися казахами бешбармак отменяется - врачи рекомендуют супы всех видов и в небольшом количестве. Во время ифтара жизненно необходимо больше жидкости - измождённый за день организм впитает её, как губка, восстанавливая водный баланс.

№7. Что лучше есть во время утреннего приёма пищи?

Утренний приём пищи должен насытить вас на как можно большее количество времени. Поэтому здесь можно и бешбармак, и плов, и другие сытные блюда, но только если вы после него не ляжете спать. В любом случае переедать тоже не стоит. Рекомендация врачей: на завтрак лучше есть кашу, даже если завтрак в четыре утра. Предпочтение отдаётся кукурузе и пшену - они перевариваются очень долго, насыщая организм необходимыми микроэлементами.

№8. Как минимизировать последствия жары и избежать обезвоживания?

К сожалению, с жарой невозможно ничего сделать, с обезвоживанием - тоже. Поэтому рекомендация врачей одна: постящиеся не должны проводить много времени на жаре, тем более на открытом солнце. Если уж улицы не избежать, держитесь в тени, обязательно наденьте головной убор и носите с собой бутылку воды - прополоскать рот и умыться, если почувствуете, что перегрелись. Из неё вам придётся и попить, если станет совсем плохо. Кондиционер и прохладный душ помогут вам остыть и продержаться до вечера. Главное, не переборщить, чтобы не простудиться. Ещё один совет, чтобы облегчить состояние днём: во время ифтара и сухура избегайте солёной и сладкой еды. Соль и сахар выводят из организма жидкость и усиливают чувства жажды и голода.

№9. Можно ли принимать лекарства во время поста?

Если вам необходим курс лечения, то проблему с принятием лекарств решит ваш врач. А если у вас заболела голова, то придётся подождать до заката, и только тогда принять таблетку. Любые лекарства должны попадать в организм с большим количеством воды, нельзя давиться таблетками всухую, тем более что так и до язвы недалеко.

№10. После каких сигналов организма следует немедленно прекратить пост?

Если кружится и нестерпимо болит голова, темнеет в глазах, не прекращается рвота, ноги не держат, а во всём теле ломота и нет сил - лучше сходить к врачу. Это может быть и временное явление - например, из-за перепадов давления в атмосфере. А может быть и признаком серьёзного заболевания. В любом случае, готовьтесь к тому, что все ваши хронические заболевания дадут о себе знать во время поста.

№11. Как выйти из поста, чтобы не навредить своему организму?

Здесь никаких особых рекомендаций нет, ведь ораза не голодание. Но существует основное правило, которого нужно придерживаться всегда, особенно когда дело касается еды. Это умеренность. Не стоит сразу же накидываться на обед из трёх блюд: ваша пищеварительная система может не выдержать такого праздника живота. Лучше взять себя в руки, разбить приёмы пищи на пять раз и приучить себя питаться правильно.

В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней .

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц .

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» .

Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века » .

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют. В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен.

Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам .

Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие: 1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»); 2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после .

Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан , то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» ; «Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» .

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) .

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан , а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль , тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» .

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай.

Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль .

Если долг превысит один месяц (не 29-30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718-1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».

БАКУ /Trend Life/ - Совет газиев Управления мусульман Кавказа (УМК) издал фетву в связи с началом месяца Рамазан. Представляем читателям Trend Life календарь на месяц Рамазан 2018 года для территории Азербайджана, который составлен исходя из расчетов Шамахинской астрофизической обсерватории (ШАО) Национальной академии наук Азербайджана (НАНА).

Согласно фетве, 17 мая - первый день месяца Рамазан . Ночи Лейлят аль-Гадр придутся с 18-го на 19-й, с 20-го на 21-й, с 22-го на 23-й, с 26-го на 27-й дни месяца Рамазан (по григорианскому календарю с 3 на 4, с 5 на 6, с 7 на 8, с 11 на 12 июня). Праздник Рамазан будет отмечаться в первый день мусульманского месяца Шавваль - 15 июня. В этот же день в мечетях Азербайджана будет совершен праздничный намаз.

Управление мусульман Кавказа призывает всех быть терпеливыми в месяц Рамазан и совершать благотворительные дела во имя Аллаха. Рамазан является священным для мусульман месяцем и его называют Венцом года, "Шахруллах" (месяц Аллаха) и "Зийафатуллах" (пир Аллаха). Именно в этот месяц Священный Коран стал снисходить на пророка Мухаммеда (CAC). В этот месяц Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает им их прегрешения, облагораживает и одаривает. Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.

Ниже представлена таблица поста для жителей Баку и пригородов.

Для жителей отдаленных от столицы городов время меняется от представленной таблицы (в минутах):

Агдам +11, Агдаш +10, Агсу +5, Агджабеди +10, Агстафа +18, Астара +4, Бабек + 18, Балакен +5, Бейлаган +10, Барда +11, Гёкчай +8, Гянджа +14, Гедабек +16, Горанбой +12, Горадиз +10, Гёкгёль +14, Гах +11, Газах +19, Газымаммед +4, Габала +8, Губа +5, Гусар +4, Джалилабад +6, Джабрайыл +12, Джульфа +18, Дашкесен +15, Евлах +11, Загатала +15, Зангилан +13, Зардаб +9, Исмайыллы +6, Имишли +7, Кельбаджар +15, Кюрдемир +6, Лачын +14, Лянкяран +5, Лерик +7, Масаллы +5, Мараза +3, Мингечевир +11, Нахчыван +18, Нефтчала +3, Огуз +11, Орудубад +16, Саатлы +6, Сабирабад +6, Сальян +4, Сиязен +3, Сумгайыт +1, Тертер +12, Товуз +16, Уджар +8, Физули +11, Хачмаз +4, Шамахы +6, Шахбуз +18, Шеки +12, Шамкир +15, Шарур +18, Шуша +13, Шабран +4, Ширван +4, Ярдымлы +8 минут.

Ежедневные молитвы в Священный месяц Рамазан

Как правильно соблюдается пост

Всевышний определил порядок соблюдения поста в течение благословенного месяца Рамазан. Соблюдение поста в месяце Рамазан обязательно для каждого сознательного, совершеннолетнего и способного поститься по шариату мусульманина.

Каждый день, после утреннего принятия пищи (имсак), перед тем, как начать пост необходимо произнести молитву (ниййет), также как и во время разговения (ифтара). О молитвах можно узнать из специальной религиозной литературы.

Открывать пост - ифтар желательно фиником, чистой водой, молоком или же чем-нибудь сладким. Ни в коем случае во время принятия пищи нельзя употреблять продукты, в которых есть свиное мясо или спиртные добавки. Нежелательно есть слишком плотно ни утром, ни вечером, это отягощает тело и вредно для здоровья. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился.

Ограничения и особенности во время поста

В период между утренним и вечерним намазом нельзя совершать некоторых действий:

1) Нельзя преднамеренно врать, клянясь именами Аллаха, пророков и имамов.

2) Нельзя есть и пить. Кроме того, ничего не должно поступать вовнутрь тела через естественные отверстия. Например, нельзя, чтобы вода зашла в ушное отверстие, или же через рот или нос в организм попал густой туман, дым и пар (витающие в воздухе мука, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачки и делать клизмы. Пробовать пищу можно (если человек готовит пищу), но не проглатывать, а выплевывать. Если же пища проглатывается по забывчивости или несознательно, то орудж не считается прерванным. После утреннего принятия пищи (имсак) до начала поста, необходимо тщательно очистить полость рта и между зубами от остатков пищи, так как если во время поста проглотить мелкие остатки пищи, то это нарушает пост.

3) Нельзя вступать в половую связь во время поста. Нежелательно также супругам заниматься интимными ласками, возбуждающими друг друга. Интимные отношения после поста разрешаются, но с условием полного омовения до утренней молитвы. Отметим, что если оргазм произошел во время сна (поллюция), то это не ведет к остановке поста. В этом случае следует искупаться и продолжить пост.

4) Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящийся вырывает против своей воли, то пост не нарушается, только следует прополоскать рот.

5) Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост. Пользоваться косметикой и благовониями женщинам не запрещено, но лучше воздержаться, потому что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста.

6) Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается. Принятие лекарств также прерывает пост. Инъекции делаются больным людям, для которых пост не желателен, но после выздоровления человек должен возместить эти дни.

7) Глотание слюны и мокроты не прерывает пост, так же как и полоскание рта и купание. Только купающийся человек должен следить за тем, чтобы не проглотить воду и не окунуться в воду с головой. Например, не прыгать в бассейн или море.

Освобождение от поста

Пост обязателен для всех верующих, кроме несовершеннолетних, престарелых и тяжелобольных, умалишенных, беременных женщин и кормящих матерей, путников и тех, кто находится на поле битвы.

"Кто из вас застанет этот месяц, пусть проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть соблюдает пост в другие дни. Аллах желает вам облегчения и не желает трудностей, и чтобы полно и завершенно совершили вы пост и возвеличили Господа за то, что Он вывел вас к пути истинному, может, вы будете благодарны!" - сказано в Коране.

Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни поста. Также как и больному, после выздоровления, причем сделать это до наступления месяца Рамазана следующего года. Но если человек болен или стар, и никак не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный день поста должен накормить досыта бедняка. Если пост был пропущен добровольно, из-за халатности или пренебрежения, то это является тяжким грехом и на него налагается тяжелый штраф (о размере спросить в мечети).

Ночь Предопределения судьбы

Точная дата ниспослания Корана неизвестна, но вот уже в течение столетий верующие мусульмане отмечают священную ночь Лейлят аль-Гадр в последние 10 дней Рамазана по ночам в нечетные дни месяца (Эхья геджеси). По- другому она получила название - Ночь Предопределения судьбы, потому что считается, что именно в эту ночь Всевышний составляют судьбу человека на ближайший год. В Коране говорится: "Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое Ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь нисходят ангелы и Дух (Джабраил), с дозволения их Господа, дабы исполнить Его веления. В эту ночь - ниспослание приветствий до самого наступления зари".

Как правило, одни мусульмане отмечают эту ночь с 18 на 19, с 20 на 21 и с 22 на 23 число месяца Рамазан. Другие считают, что Священная ночь приходится именно в ночь с 26 на 27 число месяца Рамазан.

Соблюдение поста укрепляет здоровье

Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина не только духовно, но и укрепляет здоровье. Если человек постоянно ест и пьет обильно, не давая организму отдыха, то в теле скапливаются ядовитые вещества. Организм человека, уставший от систематического приема пищи в течение всего года, в этот месяц отдыхает. При этом в нашем теле происходит своего рода обновление. Вот что сказал по этому поводу пророк Мухаммед (С): "Соблюдайте орудж, и вы станете более здоровыми".

По мнению врачей, пост укрепляет иммунную систему, улучшая функциональные показатели лимфоцитов в десять раз, а также повышая содержание клеток ответственных за иммунитет; препятствует ожирению; препятствует образованию избыточной кислотности, являющейся главной причиной язвы желудка; предохраняет от образования камней в почках, так как он повышает содержание в крови натрия, препятствуя процессам кальцинирования; сдерживает половые инстинкты и особенно у молодых, тем самым, предохраняя организм от психических и физических расстройств; воздержание от питья повышает энергетику организма и способность к обучению, улучшает память; активизирует и оптимизирует обменные процессы, проходящие в клетках с участием глюкозы, жиров и белков.

Пост - это воздержание от еды, питья и половой близости от рассвета до заката в месяц Рамадан, обязательное для каждого совершеннолетнего и разумного человека из числа верующих.

У поста имеется 3 обязательных (фард) действия:

1. Намерение.

2. Воздержание от еды и питья.

3. Воздержание от половой близости.

Приняв пищу до начала рассвета, желательно (мустахаб) вновь утвердить в своем сердце намерение поститься. Важно, чтобы намерение утверждалось не менее чем за час до времени полуденного намаза. Утверждения в сердце намерения поста достаточно. Если постящийся, не произнеся соответствующих слов, вознамерится в сердце поститься на следующий день, его пост будет правильным. Поощряемо выразить намерение, произнеся следующие слова:

Навайту ’ан ’аcума савма шахри Рамадани мина-л-фаҗри ’ила-л-магриби халисан ли-ллахи та‘ала.

Ради Всевышнего Аллаха я искренне намерился соблюдать пост месяца Рамадан от рассвета до заката.

Разговение (ифтар) после захода солнца солью, кусочком еды или водой является сунной. Поощряется также разговение финиками.

После ифтара читается следующая ду‘а:

Аллахумма лака сумту ва-бика ’аманту ва-‘алайка таваккалту ва-‘ала ризкика ’афтарту фа-гфир ли йа гаффар ма каддамту ва ма ’аххарту.

О Аллах, только ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и Твоим питанием разговелся. О Прощающий, прости мои прошлые и будущие грехи.

Для постящегося мусульманина является сунной следующее:

1. Прием пищи до начала рассвета (сухур).

2. Намерение воздерживаться от грехов во время поста.

3. Чтение религиозных книг в свободное время.

4. Сразу после захода солнца, совершив вечерний намаз, приступить к разговению (ифтару).

Днем, во время поста, порицаемыми (макрух) являются следующие действия:

1. Пустословить.

2. Сквернословить.

3. Ругаться с кем-либо.

4. Долго находиться в бане.

5. Нырять и купаться в воде.

6. Жевать еду или жвачку.

7. Пробовать что-либо языком.

8. Целоваться с женой.

9. Держать уразу без разговения 2 дня подряд.

10. Совершать какой-либо грех.

Во время поста можно совершать 10 следующих действий:

1. Пробовать приобретаемый товар на вкус.

2. Прожевывать пищу для ребенка.

3. Накладывать сурьму на глаза.

4. Смазывать маслом усы или бороду.

5. Чистить зубы сиваком.

6. Делать кровопускание.

7. Лечиться пиявками.

8. Совершать полное омовение с кувшином.

9. Пропотеть, находясь в бане.

10. Мыться с мылом.

Пост нарушают следующие 3 действия:

1. Проглатывание пищи или лекарства размером с горошину.

2. Проглатывание одной капли воды или лекарства.

3. Половая близость.

Человек, нарушивший пост Рамадан по своей воле, обязан восполнить все пропущенные дни поста и совершить искупительные действия (каффарат) за его нарушение.

В качестве каффарата поста он должен освободить одного раба. Если невозможно найти раба или средства не позволяют купить его, то следует поститься 60 дней подряд. Если по причине слабости у верующего не хватает сил поститься 60 дней, то он должен накормить досыта 60 бедняков.

Пост верующего нарушается в тех случаях, если:

1. Он по своей воле вызовет у себя рвоту в количестве, наполняющем рот.

2. Он совершит предрассветную трапезу (сухур, думая, что рассвет еще не настал, в то время как уже рассвело.

3. Он приступит к разговению (ифтар), думая, что солнце зашло, в то время как оно еще не скрылось за горизонтом.

4. У него произойдет семяизвержение из-за объятий с женой (без половой близости).

В таких случаях постящийся должен восполнить нарушенные дни поста после Рамадана, не совершая каффарата.

Если у человека пост нарушится днем, то он должен не есть и не пить, как и постящийся, до захода солнца.

Пост верующего не нарушается в следующих случаях: если ему в горло попадет пыль, земля, шерсть или дым; если он проглотит свою слюну или остаток еды, застрявший между зубов; если он, забыв про пост, поест, попьет или вступит в половые сношения; если у него без половой близости произойдет семяизвержение.

Женщинам во время месячных и послеродового кровотечения поститься не нужно. Дни поста, пропущенные в Рамадане, надлежит восполнить после него.

Слабый пожилой человек, который не в состоянии поститься, вместо каждого дня поста должен накормить бедняка или дать ему столько денег, чтобы тот смог наесться досыта.

Если беременные и кормящие грудью женщины опасаются нанести вред своему здоровью или здоровью ребенка, а также если больные опасаются осложнений здоровья вследствие поста, то правильным для них будет не поститься. Все они должны восполнить пропущенные дни поста после Рамадана.

Путешествующим людям предпочтительнее не соблюдать пост. После возвращения из поездки им необходимо будет восполнить пропущенные дни поста. Неправильно нарушать пост человеку, который вышел в путь после рассвета. Если он его нарушит, то ему придется восполнить пост.

Для непостящегося путника, прибывшего из поездки домой днем, поощряемо воздержание от еды и питания до заката, как постящемуся.

Человек, не восполнивший по причине болезни пропущенные дни поста, должен оставить наследникам завещание о том, чтобы они раздали милостыню фидйа за оставшиеся за ним дни. Если человек, оставивший такое завещание, скончается, то его наследники должны будут раздать милостыню фидйа в размере 1/3 его имущества.

Соблюдать пост в понедельник, четверг, дни ‘Ашура (10-е число месяца Мухаррам), бара‘ат (15-е число месяца Ша‘бан), ‘Арафа (9-е число Зу-л-хиҗҗа), в первую неделю месяцев Зу-л-хиҗҗа и Мухаррам и в 3 дня полнолуния каждого лунного месяца является желательным (мустахаб) действием, за которое постящийся получает большое вознаграждение.

Неправильно нарушать дополнительный пост, необходимо (важиб) восполнить его после. Можно нарушить дополнительный пост из-за прихода гостей или приглашения в гости до времени полуденного намаза, но неправильно нарушать его после этого времени.

Порицаемым (макрух) является пост в дни праздников разговения (Ураза байрам, ‘Ид ал-фитр) и жертвоприношения (Курбан, ‘Ид ал-адха), в 3 дня ташрик (11-го, 12-го и 13-го числа месяца Зу-л-хиҗҗа) или только по пятницам и субботам.

Если 30-го числа месяца Ша‘бан после заката не появится месяц, то поститься 30-го числа до обеденного времени, ожидая известия о появлении месяца, является поощрительным (мустахаб). При известии о появлении месяца пост начинается. Если известие о появлении месяца не придет, то пост следует нарушить.

Если месяц не появится 29-го числа Ша‘бана, то поститься 30-го Ша‘бана, посчитав его за начало Рамадана, является порицаемым. Правильно в этот день поститься с намерением исполнить дополнительный пост.

Если во время захода солнца на месте восхода месяца нет облаков или пыли, то для определения начала месяцев Рамадан и Шаввал нужно, чтобы месяц увидели как можно больше людей. Свидетельства двух-трех человек в этом случае не являются достоверными.

Если место восхода месяца закрывают облака, пар или пыль, то для определения начала Рамаанна достаточно свидетельства одного вызывающего доверие человека - будь то мужчина или женщина - о появлении месяца. На следующий день следует начать пост Рамаанн.

Для определения начала месяца Шаввал принимается свидетельство о появлении нового месяца двух вызывающих доверие мужчин или одного вызывающего доверие мужчины и двух вызывающих доверие женщин. На следующее утро следует проводить праздничный намаз фитр.

Совершеннолетний и разумный мусульманин, остерегающийся совершения боль ших грехов, считается вызывающим доверие человеком.

Правила поста: как держать Уразу в месяц Рамадан

Если по забывчивости съел что-нибудь неподходящее, нужно будет восполнить это.

«Если бы люди знали все достоинства месяца Рамадан, то они бы пожелали, чтобы он длился целый год», - цитирует хадис Пророка руководитель направления дагвата ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров . Он рассказал о некоторых нюансах поста в месяц Рамадан.

- Кто и со скольких лет должен держать пост?

Пост в месяц Рамадан является одним из столпов ислама, то есть одной из обязанностей, возложенных на каждого мусульманина Всевышним Аллахом. В благородном Куръане сказано: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он был предписан тем, кто был до вас, может быть, вы будете богобоязненны». Каждый здравомыслящий совершеннолетний мусульманин обязан держать пост. Ребенку, умалишенному и человеку, потерявшему сознание, необязательно соблюдать пост, так как эти лица не в состоянии выполнять предписания. Пророк сказал: «С трех людей поднято перо (не записываются поступки): с ребенка, не достигшего совершеннолетия, с потерявшего рассудок, пока не придет в себя, со спящего, пока не проснется».


- По мусульманским оценкам со скольких лет девушек и парней можно считать совершеннолетними?

- Для кого пост необязателен?

Для больных и путников соблюдение поста не является фардом, но если они будут поститься, их пост считается действительным. Также несоблюдение поста не является фардом для пожилых людей, женщин в состоянии хайда (менструация) и нифаса (послеродовое состояние), беременных женщин, кормящих матерей, если они опасаются повредить ребенку. В дальнейшем им нужно будет возместить эти дни в удобное для них время.


- Как быть тем, кто по каким-либо причинам не постился?

В качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой день установлена фидия - за каждый пропущенный день минимум 200 рублей. В случае неспособности выплатить данную сумму обязательность ее спадает.

- Правда ли, что во время поста разрешено ополаскивать рот водой?

Да, это правда. Во время омовения нужно ополаскивать рот. Однако нужно опасаться проникновения воды внутрь. В противном случае пост этого дня будет недействителен и его нужно будет восполнить в другое время. Часто спрашивают о том, можно ли пользоваться зубной пастой. Воздержание будет благоприятнее. Есть вероятность того, что паста останется во рту и попадет внутрь. Пророк пользовался мисваком (небольшая палочка для чистки зубов, сделанная из корня дерева Сальвадоры персидской, Арака и некоторых других деревьев).


В одном из недавних постов в Инстаграме муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин писал, что употребление пищи и половая близость по забывчивости не нарушают пост. Чем это можно объяснить?

Человеку свойственно забываться, всякое может случится. Да, по забывчивости человек может съесть что-нибудь неподходящее. Например, ребенок делится своей едой с родителем, а тот съел небольшой кусочек. Это не нарушит его поста. Если человек делает это осознанно, то помимо восполнения этого дня он в качестве искупления должен соблюдать пост еще 60 дней подряд или накормить 60 малоимущих.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


Как правильно выбрать новогоднюю елку

Пора решить - искусственная или настоящая. Разбираем плюсы и минусы двух вариантов.

Елочные базары уже открылись. Хвою на них поставляют из лесопитомников Татарстана и соседних регионов - Марий Эл и Кировской области. Минимальная цена на деревья - около 500 рублей. Что выбрать? Этот вопрос мучает каждого, кто приходит на рынок. Елка пушистая и красивая, но у сосны-то какой аромат! Хочется ведь не только видом наслаждаться, но и запахом.

«Вредителей в наших елках быть не может»

Самое страшное, что может случиться при покупке натуральной ели или сосны, - это ее зараженность вредителями или плесенью. Неприятно, когда только-только срубленное в лесу деревце начинает вдруг оживать в виде выползающих из-под коры личинок или жуков-короедов, решивших пережить очередную зиму в стволе. Появление плесени на дереве может вызвать аллергию, особенно у детей.

Определить качество зеленой красавицы, которую вам предлагают, невозможно. Придется верить продавцу на слово, что весь свой товар он привез, закупив его у организации, которая имеет право выращивать ели и сосны на продажу. В республике эта роль отведена лесным хозяйствам - территория плантаций составляет 345 га.


В этом году на аукцион Министерством лесного хозяйства Татарстана будет выставлено примерно 17 тысяч елей и 43 тонны хвойной лапы. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить спрос на новогодних красавиц в республике.

Мы можем с уверенностью сказать, что в хвойных деревьях, которые выращиваются на плантациях республики, нет вредителей. Потому что за всеми насаждениями, особенно в период активной деятельности насекомых, которые атакуют деревья, ведется постоянное наблюдение, а также проводится их обработка специальными средствами защиты, - заверили в Минлесхозе Татарстана.

Кроме того, в ведомстве не рекомендуют татарстанцам заниматься в оставшиеся предновогодние дни самостоятельной рубкой деревьев. Лесные хозяйства республики уже организовали патрулирование своих угодий - попавшихся нарушителей ждет суровое наказание.

Простых граждан могут штрафовать на 3-4 тысячи рублей, должностных лиц - на 20-40 тысяч рублей, юридических лиц - на 200-300 тысяч рублей. При этом кроме административного взыскания срубленное дерево будет тоже конфисковано.


Плюсы: у ели ветки расположены чаще, чем у сосны, значит, украсить можно интереснее.

Ель - самая дешевая в хвойном ряду.

Минусы: быстро осыпается, пахнет первые пару дней.

Цена - от 500 рублей.

Сосна

Плюсы: устойчива к засухе, учитывая, что в квартирах центральное отопление. Это важно, так как не придется постоянно опрыскивать.

Меньше осыпается - меньше хлопот с уборкой.

Сосна пахнет ароматнее, чем ель.

Минусы: редкие ветки, смотрится не так эффектно, как елка.

Цена - от 700 рублей.

Пихта

Плюсы: иголки у пихты мягкие и совсем не колючие, если в доме маленькие дети - это важно.

Пихта не осыпается.

Пихта источает невероятный аромат - по запаху она превосходит всех хвойных сородичей.

Минус один, но очень существенный - стоимость.

Цена - от 2 000 рублей.

Если хотите, чтобы хвойное дерево стояло дольше и пахло ароматнее, его нужно «посадить» в ведро с мокрым песком и периодически поливать горячей (!) водой.

Покупая елку в кадке, сначала пару дней «акклиматизируйте» ее на балконе, в гараже или в подъезде, где температура выше, чем на улице, но ниже, чем в комнате. Не удобряйте елку во время новогодних праздников - она может тронуться в рост и последующую «заморозку» до весны не пережить.

Искусственные ели выделяют токсины

Конечно, вместо живой лесной красавицы можно приобрести искусственную. Ее плюс в сроке годности. Служит пластмассовое изделие своему хозяину не несколько недель и потом теряет свой лоск, а несколько лет. Беда только в том, что, как и все искусственно созданное, такая ель таит в себе опасность для человека.

Поливинилхлорид, из которого изготавливаются практически все современные искусственные елки, выделяет газы, раздражающие слизистые. Но это не самое страшное. Гораздо опаснее свинец, олово или барий, которые добавляют в изделия для пожаропрочности. Эти металлы выделяют фталаты - обязательный компонент, который входит в состав парфюмерной продукции и лака для ногтей. Конечно, никто специально барий, свинец не добавляет в пластик. Его очень много в окружающей среде. В елках эти тяжелые металлы присутствуют как продукты исходного сырья. Хотя, по мнению химиков, вред человеку изделия из ПВХ наносят не более того, что каждый житель города получает, когда дышит выхлопными газами на улице.

Покупателя должно насторожить:

- «химический» запах;

Иголочки отваливаются, когда проводишь рукой «против шерсти»;

Также надо обращать внимание на устойчивость модели, особенно если она выше полутора метров. Самой надежной считается металлическая крестообразная подставка.


Самыми дорогими считаются литые ели из пленки ПВХ - каждая ветка имеет уникальную форму, чем обусловлена реалистичность дерева. Новинка последних лет - елки с оптоволокном. Кончики иголок светятся, к такой елке даже не нужны гирлянды. Самый популярный и недорогой вариант - конструкция из стальных трубочек с ветками из полиэтилена или распушенной лески, намотанной на проволоку.

Плюсы: долговечность и польза для экологии.

Минус: нет запаха хвои.

Цена - от 1 500 до 35 тысяч рублей.

Статьи по теме