Иешуа истина прежде всего в том что. «Мастер и Маргарита»: гимн демонизму? Либо Евангелие беззаветной веры (ч.6)

“Что есть истина?” — люди задаются этим вопросом на протяжении всей истории человечества. Об этом спорят во время застолий и интеллигенты и работяги, об этом же размышляют богословы и философы. Полагаю, что вообще каждый человек, рано или поздно пытается ответить для себя на этот вопрос.

Не обошёл его вниманием и М.А.Булгаков в своём произведение “Мастер и Маргарита”, в центральной, на мой взгляд, сцене всего романа. Кто-то наверняка возразит, что в “Мастере и Маргарите” нет центральных сцен и эпизодов, что это шедевр, наполненный глубокими смыслами от первой до последней строки. Что ж спорить не буду, но останусь при своём мнение - именно для описания не канонической истории Иешуа Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, сыном богослова, профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, и был задуман данный роман, все остальное только антураж.


Но прежде чем перейти непосредственно к знаменитому диалогу Иешуа и Понтия Пилата ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытой колоннаде дворца Ирода Великого, сделаем небольшое отступление и попытаемся определиться, что подразумевается под понятием «истина».

Безусловно, в вопросе “Что есть истина?” имеют в виду Истину в последней инстанции, то есть Божью Правду . В Русском миропонимании изначально Правда-Истина и Справедливость суть одно и то же, что подразумевает: Правду-Истину невозможно обрести вне праведной нравственности и этики, вне лада с Богом, ибо Бог у русских, если упоминается с эпитетами, то прежде всего - Боже правый, указующего на всеобъемлющую безукоризненность Правды Божией. Во взаимосвязи понятий “Правды-Истины”, “Справедливости” и “Праведности” проявляется своеобразие Русского Миропонимания.

Для сравнения: в англоязычном описании жизни “truth” — и “истина”, и “правда”; “justice” — “справедливость”, “правосудие”, “оправдание”; “righteousness” — “праведность”. То есть грамматически это не однокоренные слова, вследствие чего справедливость, праведность и правда связываются друг с другом дополнительными языковыми средствами, а сам язык допускает возможность некой “справедливости” помимо Правды-Истины.

Но при этом в русском языке у слова “истина” есть и иное толкование - соответствие действительности (без оговорок о нравственности). «Истинный» - точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий… (Толковы словарь живого великорусского языка. В.Даля) .

Именно этим обстоятельством и объясняется употребление мною не просто слова «истина» а словосочетания “Правда-Истина”.

Явление Правды-Истины в обществе людей всегда определённо и обусловлено стечением вполне определённых обстоятельств, характерных для исторического времени и места действия. Правда-Истина в обществе всегда жизненно конкретна. Стоящих вне жизни, конкретно не определённых “Правд-Истин вообще” — не бывает, поэтому их бессмысленно искать, но именно “Правду-Истину вообще” ищет и спорит о ней большинство “обеспокоенных” этим вопросом. И некоторые из них настаивают на том, что она существует в какой-то абстрактной, непостижимой форме, но никак не в определённой форме бытия во всём его многообразии.

Правда-Истина многогранна в своих явлениях, но не бывает двух или более взаимоисключающих друг друга “Правд-Истин” в одних и тех же обстоятельствах.

А теперь вернёмся к Михаилу Афанасьевичу Булгакову и диалогу об Истине Иешуа и Понтия Пилата.

Мера обладает голографическими свойствами в том смысле, что любой её фрагмент содержит в себе некоторым образом и все её остальные фрагменты во всей их информационной полноте. Мера пребывает во всём, и всё пребывает в мере. Благодаря этому свойству меры Мир целостен и полон.

И чувство меры — это не пустые слова, они прямо указывают на то, что человеку дано Свыше шестое чувство, которое по существу является его личным средством восприятия меры — Божьего предопределения . Однако ограниченному временем, локализацией и ресурсами человеку Мера - Божьего предопределения доступна только в какой-то её части: отсюда субъективизм, то есть неполнота, ограниченность его восприятия Мира.

Но человеку, живущему в ладу с Богом, обладающему праведной нравственностью и этикой Мера - Божьего предопределения открывается во всей её полноте, она просто отображается в нём в силу её голографического свойства.

Если использовать терминологию теории управления, то Божье предопределение в отношении людей является вектором цели, а в силу той или иной степени порочности людей их текущее состояние (вектор текущего состояния) отклонено от предопределённого в область Божье попущение, и чем порочней нравственность, тем сильней это отклонение. Разность же между вектором цели и вектором текущего состояния называется вектором ошибки

А как мы в быту называем наши личные проблемы порождённые нашими же ошибками? Правильно - “головной болью”. Так вот Иешуа не просто излечил Понтия Пилата от физической боли (ну излечил и излечил, ничего невероятного в этом нет, чтобы до такой степени ошеломить прокуратора), Иешуа обнулил его вектор ошибки, и тем самым ввёл его в русло Божьего промысла. И в этот миг в Пилате отобразилось всё Мироздание в своей полноте и целостности, что и привело его в шок.

Иешуа советует Понтию Пилату покинуть на время дворец, где сильно давление порочных обстоятельств, способных вновь увести его в попущение от русла Божьего промысла, и погулять в садах, чтобы он смог осмыслить произошедшее с ним и осознать Божье предопределение, а он, Иешуа, поможет ему в этом. Но Пилат испугался, струсил, и тем самым обрёк себя на бесконечные терзания и муки совести.

Что есть истина? - спросил Понтий Пилат.
- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти.

Булгаков очень хорошо обыграл здесь ту интересную мысль, что есть истины для посвящённых, - и есть, так сказать, "опиум для народа". В качестве "народа" у Булгакова, собственно, и выступил прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Иисус просто не стал "метать бисер" и сказал Пилату не об истине вообще, а о его плачевном состоянии здоровья. В самом деле, было бы странно, если бы Иисус, в его положении, изрёк что-нибудь типа "истина есть путешествие сознания к своему абсолюту". Ибо Иисус, хоть и любил говорить притчами, но притчи эти были понятны и простым людям.

Меня неуклонно преследует ощущение, что сейчас даже философы устали искать абсолютную истину. То ли убедились, что её на самом деле не существует, и они занимаются сизифовым трудом, то ли пришли к выводу, что есть истины, полезные для человека, и истины бесполезные, и что абсолютная истина относится скорее к разряду этих последних. В самом деле, какая нам разница, что было первым, курица или яйцо? Особенно, если ни то и ни другое! Какая нам разница, если мы не астрономы и не космонавты, Земля ли вертится вокруг Солнца, или наоборот. Мы каждый день видим своими собственными глазами, как Солнце неустанно делает обороты вокруг Земли, но, умные чукчи, мы также знаем, что кто-то просто нагло врёт нам в глаза и всё на самом деле по-другому. Вечная слава Галилею и Джордано, но, простите, какое это имеет к нам отношение? Разве это как-то влияет на наш рассудок? Даже Луна, если уж на то пошло, не так уж сильно влияет на женское сознание!

Нет, как ни крути, ни верти, есть истины "для внутреннего пользования" и для всех остальных. Причём они обязательно не совпадают. А ведь сколько учёных мужей, по-настоящему великих умов, возглавляли "крестовый поход" за истиной! Боюсь, что многие мудролюбры пали жертвой своего же собственного тщеславия. Это ведь так величественно - заарканить госпожу Истину собственной персоной и навеки татуировать на ней своё имя! Поэтому девиз философов всех времён всегда был "один против всех". Даже если кто-то из них "учился" у другого. Ведь они учились, в первую очередь, для того, чтобы бороться с остальными!

Однако кто даст гарантии, что г-жа Истина до сих пор не поймана? Кажется, писательская способность человечества во много раз превышает читательскую. Поэтому далеко не всё из того, что написано, уже прочитано, и прочитано конгениально. Тем более что многие рукописи, хотя и не горят, до сих пор находятся глубоко под землёй либо в громадных архивах, где для того, чтобы что-то найти, нужно на это "что-то" наткнуться. Но у меня на счёт "найденной, но не открытой миру" Истины есть большие сомнения. Слишком уж многословны наши философы! Огромные тома, десятки томов. Возникает законный и справедливый вопрос: раз ты уже нашёл Истину, что можешь ты сказать сверх того? И зачем вообще говоришь? То-то и оно…

Если уж на то пошло, к Истине ближе всего должны быть те философы, от которых осталась одна-единственная фраза, либо один-единственный фрагмент. Таких философов всего два: Анаксимандр и Протагор. Причём про второго из них ходят упорные слухи, что его наследие было более обширным, но его якобы ликвидировал философ-киллер Платон. Причина такого слуха коренится в кричащей диспропорции дошедшего до нас философского наследия этих людей: одна фраза Протагора против многих томов Платона. Свежо преданье, но верится… с трудом. Даже если гений и злодейство - вещи совместимые, рукописи "не горят" ещё и потому, что доходят до нас в пересказе других людей. А здесь этого почему-то не произошло.

В заключение хочу просто процитировать эти одиноко стоящие в мировой философии и литературе изречения. Без комментариев. Во-первых, потому, что до меня это уже сделали другие - в частности, Хайдеггер в своём "Разговоре на проселочной дороге". А, во-вторых, просто потому, что после этого уже, на мой взгляд, ничего не надо говорить.

АНАКСИМАНДР

"А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени".

ПРОТАГОР

"Человек есть мера вещей".

P.S. Отзывы с других сайтов.

Александр Медведев
Истина есть правда бытия. Т.е. те знания, которые развивают.

Yes Bimbo!
Многие путают правду с истиной.

Бред Солнечный
Истина это тотальное нахождения здесь и сейчас.Истина это практическое переживания,любое теоритическое её описание будет не точно.Истина в том, что у тебя болит зуб.Этими словами Иисус указывал,на то что необходимо пережить реальность,со всеми её факторами.Он указывал на здесь и сейчас..

Ignat obuhov
у меня реально болит зуб. хоть плоскогубцами выдёргивай

Владимир Ермилов
Если говорить о всеобщей Истине, то её ищут и будут искать очень долго. А частная, конкретная Истина доступна каждому. Истина=Объективная правда=Не ложь=Доказуемое
Доказывай!

E c L i p s E
Истина - есть достоверное знание. Абсолютная истина практически недостижима. Как правило искомый предмет здешних рассуждений объективен и относителен.

Виктор Вышкварко
Истина то что я существую

Эльвина
Истина. обычно, валяется под ногами, когда в споре двое лезут на стену.

Aleksandr Daschenko
Как ни "обыгрывай" это понятие, но единого, общепринятого определения, не дал и не даст никто. Истина - это абсолют. Недоступный человеку. Истина безусловна(она неизменна в независимости от того, что мы думаем или предпринимаем), а человек условен, он мыслит и действует (или бездействует), исходя из условий. К ней можно приблизится (что и сумели сделать некоторые люди типа Иисуса Христа или Гаутамы Будды, правда «приближались» они с разных сторон) - и только. Это маяк, который светит вдали, манящий, но недостижимый. И вот почему. "Причина заблуждений коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет по своему собственному масштабу, а не по масштабу вселенной, и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу." (Ф. Бэкон).
Истина - ВНЕ ПРЕДЕЛОВ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Одни говорят, что Истина - Бог, другие – Любовь, третьи - Реальность. Все правы, но никто и никогда не сможет дать общепринятого понятия того, что не укладывается в прокрустово ложе человеческой мысли.
-----
"Не находя это нечто (истины - прим. моё) под тысячью наименований, которое он всегда искал, человек культивировал веру, веру в спасителя, идеал, а вера неизбежно порождала насилие". - Дж. Кришнамутри.

Марья Моревна
Есть Истина, есть правды - у каждого своя, и на каждом этапе - другая.
А в некоторых частях рассуждения задававшего вопрос - есть то, что и Истину может перекрыть (путь к Ней).

Dark Knight
То, что не является ложью, и есть Истина.

Борис Латош
"Ничто не истина. Всё дозволено"

Zeitgeist Russia
Мы, весь человеческий род, растём, учимся, и медленно сбрасываем с себя старые предрассудки. Не существует никакого высшего понимания правды, так как жизнь постоянно меняется, эволюционирует. У нас есть только одно, а именно логическая база понятий о функционировании жизни. Идея персонифицированного создателя или бога уже не имеет никакой определенной функции, а также нет никаких доказательств её реальности. Люди изобрели тысячи богов за последние десять тысяч лет... С чего вы полагаете, что Иисус и Его Отец - это единственный верный путь? В этом нет никакого смысла и существует море доказательств в поддержку несуеверных понятий реальности через анализ природных феноменов. С религией покончено. Нам пора двигаться дальше по пути развития и прогресса, отбросив эту религиозную дискриминацию которую так сильно пытаются сохранить религиозные учения. Вопрос о том, как же зародилась жизнь - не имеет особого значения, т.к. жизнь это энергия, которая всегда существовала и которая не может исчезнуть или закончиться. Мы считаем, что настоящая философия это желание вникнуть во все жизненные процессы, а вовсе не слепая приверженность чьим-то учениям. Поэтому, чем раньше люди перестанут искать невидимую силу и пути на небеса после смерти - тем быстрее мир, любовь и согласие наступят здесь, на земле. Настоящая сила скрыта внутри нас самих, ибо мы такая-же часть этого мира как и всё остальное вокруг. Все мы братья и сёстры, все мы связаны друг с другом. И эта связь существует между всем живым в этом мире - всегда и везде. Мы всё. Мы и есть Бог. Не существует понятий добра и зла - это ошибочное суждение, основанное на идеях и взглядах из нашего далёкого прошлого. Все мы одна большая семья, живущая на одной планете в гармонии с природой, однако религия в действительности способствует разделению людей по принципу их отношения к тому или иному религиозному учению, а также развивает ненависить к иноверцам. Не существует человеческих грехов или пороков, однако религия убедила многих в обратном. На самом деле человек прекрасен и удивителен, как и всё остальное в нашем мире. Причина по которой в мире там много бед вовсе не в том, что в человека заложена склонность к разрушению. Проблемы возникают из-за разделения общества через расизм, религию, национализм, богатство, классы и политические стуктуры. Всё это в совокупности продолжает разлагать каждое новое поколение людей одними и теми-же устарелыми ценностями и взглядами, созданнымы для того чтобы подчинять себе и оставлять положение вещей неизменным. (с)

Александр Волошин
Истина -- это всё то, что действительно когда-то существовало, существует сейчас и в определённом порядке развивалось и развивается сейчас, вне зависимости от того, знаем ли мы об этом или не знаем. Наличие вымыслов тоже есть истина. А вот та или иная оценка того или иного события может быть, а может и не быть истиной.

Максим Селюк
Я считаю, истина в философии есть понятие неопределимое, как точка в геометрии. Это всё, что было, есть и будет, но всего этого нам, людям, не постигнуть.

(11 )

Тема истины является главной в споре бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «Что такое истина?»- спрашивает Пилат. И слышит в ответ: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова». На первый взгляд, эти слова кажутся странными. Если же вдуматься в них, открывается смысл фразы Иешуа. Болит голова, а значит, в душе нет покоя, что-то гложет и мучает человека. От чего же может страдать знатный и богатый прокуратор Иудеи?

На это дает ответ Иешуа: «Ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей». Понтий Пилат одинок и несчастен. Он умнее многих, а любви в его жизни нет. Вот в чем заключается истина. Ведь истина — это любовь. Иешуа тоже одинок. Он говорит: «Я один в мире». Но для прокуратора все люди злы, а Иешуа любит их, называет «добрыми людьми». Счастье Иешуа состоит в любви к людям. Что это за царство истины и справедливости, о котором он говорит? Это царство любви, «когда не будет власти», потому что она просто не будет нужна. Иешуа верит, что люди когда-нибудь освободятся от страданий, которые сами себе и причиняют, ненавидя друг друга. Пилат в это не верит. Он не видит истины, не знает ее. Весь мир кажется Пилату враждебным. И вдруг он встречает человека, который избавляет его от головной боли, от душевных страданий.

Перед Пилатом открывается путь к истине. Но он слишком озлоблен окружающим миром, он совершает ошибку, за которую потом расплачивается долгие и мучительные годы. У Пилата появляется возможность, вслушавшись в слова Иешуа, изменить свою жизнь, поверить в людей и полюбить их. Что останавливает его? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Чего боится прокуратор? Он не хочет рисковать своей карьерой, положением, жизнью? Но дорожит ли Пилат своей жизнью? Ведь за несколько минут до вынесения Иешуа смертного приговора «мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора».

Значит, к страшному решению Пилата подталкивает простой, животный инстинкт самосохранения. Обстоятельства побеждают прокуратора, потому что у него нет духовной силы. Убив Иешуа, прокуратор подписывает приговор себе и понимает это. «Страшные, злые боли прокуратора некому лечить». От боли души, от терзаний одинокого сердца «нет средства, кроме смерти». Но ведь Пилата ожидает бессмертие!

Чем же заканчивается история Пилата? Прощением. Ведь истина — это еще и прощение. Тема прощения заложена в рассказе о бале Сатаны. Там избавляется от своих страданий и обретает покой Фрида. Покой, тишина, мир — ключевые понятия для Булгакова. Прийти к ним может только тот, кто достоин, кто не отягощен памятью о зле, кого не мучает совесть, кто умеет любить и прощать. Получает прощенне и успокоение Понтий Пилат. Иешуа клянется ему, что казни не было, и прокуратор восклицает: «Больше мне ничего не нужно!»

«Невысыхающая черно-красная лужа» пролитой Пилатом крови, преступление, две тысячи лет лежавшее каменной глыбой на его сердце, исчезает из сознания прокуратора. Пилат уходит по дороге к познанию истины и любви.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков открывает нам свое понимание мира, свою систему ценностей. Он верит в высшую справедливость. Истина для него — любовь и прощение. «Все будет правильно, на этом построен мир», — говорит Воланд, выражая этими словами авторскую мысль.

С этим высказыванием, возводимым к Александру Невскому и повторяемым в последние годы достаточно часто, большинство выражают согласие на словах, но не следуют этому принципу безукоризненно в своей повседневной жизни, начиная с того, что сами они почитают незначительными мелочами . Однако есть в этих словах и более глубокий смысл, чем чудесное сокрушение превосходящих военных сил противника малочисленным войском, и он, к сожалению, остаётся скрытым для многих.

В Русском миропонимании изначально Правда - она же и Истина, и Справедливость, что подразумевает: Истину невозможно обрести вне праведной нравственности и этики, вне лада с Богом, ибо Бог у русских, если упоминается с эпитетами, то прежде всего - Боже правый; все остальные эпитеты - следствия и выражения этого, указующего на всеобъемлющую безукоризненность Правды Божией.

Знак этого единства справедливости, праведности и истины сохранился до наших дней: законоуложение, предназначенное для поддержания в жизни общества норм справедливости (пусть и субъективно понимаемой соответственно нравственности социальных групп в каждую эпоху) , издревле на Руси называли «Правдой»: «Русская правда», «Ярославова правда». В более поздние времена, чтобы слово «правда» в значении «справедливость, обусловленная праведностью» не давило на психику неправедных судейских и не мешало им творить государственно организованную несправедливость , законоуложения стали называть иначе: «законоуложениями», «сводами законов», «кодексами».

Но изначально в русском миропонимании Истина не может быть неправедной, а справедливость не может быть обретена вне Правды-Истины, и соответственно - всякая ложь - несправедлива и неправедна. В этом единении Правды-Истины-Справедливости-Праведности - изначальное своеобразие Русского вuдения жизни и Русской речиДля сопоставления: в англоязычном описании жизни «truth» - и «истина», и «правда»; «justice» - «справедливость», «правосудие», «оправдание»; «righteousness» - «праведность». То есть грамматически это не однокоренные слова, вследствие чего справедливость, праведность и правда связываются друг с другом дополнительными языковыми средствами, а сам язык допускает возможность некой «справедливости» помимо Правды-Истины.

Но мы живём на рубеже ХХ, ХХI веков, и к этой эпохе изначальная само собой разумеющаяся взаимообусловленность этих жизненных явлений и выражающих их понятий утрачена в сознании многих. Так, “Виссариону” (Сергею Анатольевичу Торопу), провозгласившему себя в 1991 году Христом во втором пришествии, - основателю церкви Последнего Завета - принадлежит красивый на первый взгляд афоризм: «Кто ищет правды после истины В смысле: после того, как дана истина, тот ищет ложь».

Но это - не по-русски: в Русском миропонимании Правда - всеобъемлющее явление и понятие, а Истина - один из аспектов Правды в случаях:

  • когда обусловленная реальной нравственностью этика не играет какой-либо роли (например, 2×2=4 всегда, вне зависимости от нравственности и этики), либо,
  • когда сложилась единая нравственно-этическая основа, объединяющая многих и порождающая субъективное понимание Правды-Истины, общее более или менее широкому кругу людей.

И это субъективное, общее многим понимание, обусловленное нравственно-этической общностью, часто называют «истиной», хотя по существу это не объективная истина-правда, а одно из многих возможных приближений к ней, возможно содержащее и ложь, и ошибки, с которыми все, разделяющие эту «истину», свыклись. Соответственно, Сергей Анатольевич “Виссарион” своим красивым, но не праведным и антирусским каламбуром путает у людей мысли и вводит их тем самым в заблуждение точно также, как столетием раньше своим парадоксомУже упоминавшееся: «Если бы кто доказал мне, что Христос стоит вне истины, я бы предпочёл остаться со Христом, а не с истиной» удерживал в заблуждении людей Ф.М.Достоевский.

Если же названные два условия отсутствуют, то встаёт вопрос о Правде-Истине, а не об истине, безотносительно нравственности и этики , поскольку Предопределение бытия Мироздания - выражение Высшей нравственности и этики Бога - Творца и Вседержителя.

Соответственно, поиски Правды-Истины всегда правомерны, поскольку человеку всегда можно выйти за пределы ограничивающих его субъективных истин , но невозможно выйти за пределы Правды-Истины, хотя и возможно уклониться от неё в какой-то ошибочный субъективизм. Поэтому, кто ищет ложь, тот найдёт её как Неправду, обусловленную его реальной нравственностью и уводящую его от Правды-Истины; а кто ищет правду «после истины» - истины субъективной, найдёт истину в Правде как новое субъективное нравственно обусловленное понимание объективной Истины, открывающее его сознанию новые грани Правды-Истины, новые меры, и как следствие, прежде неведомое для него восприятие Всего «Всё» - это слово, привычно понимается в смысле каких-либо мелочей житейской обыденности, хотя в предельно общем смысле оно обозначает то, что на языке философии именуется «объективная реальность». А Бог - Всемилостивый Вседержитель - покажет стечением жизненных обстоятельств, кто нашёл Правду после «истины», а кто нашёл ложь, уклонившись от Правды-Истины: «По вере вашей да будет вам».

«Что есть истина?» - этот вопрос поднимается неоднократно на протяжении истории цивилизации: и в застольных спорах о «смысле жизни», и в научных и в богословских трактатах, и в реальных жизненных ситуациях повседневности. К этому же вопросу пришёл и Пилат (Иоанн, 18:38 и далее) разбирая навязанное ему хозяевами синедриона (санхедрина) дело Христа, о чём говорят канонические новозаветные тексты.

Не обошёл этого вопроса и М.А.Булгаков в “Мастере и Маргарите”:


«- Зачем же ты, бродяга, на базаре сму¬щал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

И тут прокуратор подумал: “О, боги мои! Я спрашиваю его о чём-то ненужном на суде… Мой ум не служит мне больше…” и опять померещилась ему чаша с тёмной жидкостью. “Яду мне, яду!”

Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чём-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся и голова пройдёт В одной из ранних редакций:
«И он услышал голос, говоривший по-гречески:

Истина в том, что у тебя болит голова и болит так, что ты уже думаешь не обо мне, а о яде. Потому что, если она не перестанет болеть, ты обезумеешь. Тебе даже и смотреть на меня не хочется, а хочется, чтобы пришла твоя собака. Но день сегодня такой, что находиться в состоянии безумия тебе никак нельзя, и твоя голова сейчас пройдёт» (Журнал “Слово”, № 6, 1991, стр. 55).

Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слoва.

Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.

Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.

Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а только вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.

Ну вот, всё кончилось, - говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, - и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком в окрестностях, ну хотя бы на Елеонской горе. Гроза начнётся, - арестант повернулся, прищурился на солнце, - позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.

Беда в том, - продолжал никем не останавливаемый связанный, - что ты потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, - и тут говорящий позволил себе улыбнуться.

Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.

Развяжите ему руки» (гл. 2, текст выделен нами жирным при цитировании).

Как видно из этого евангельского диалога, противоречащего учению церквейЦерковная традиция исходит из того, что Иисус молчал перед Пилатом: «не отвечал ни на одно его слово», - Матфей, 27:14; аналогично Марк, 15:5; как показал Иешуа простым жизненным примером Пилату:

Явление Правды-Истины в обществе людей всегда определённо и обусловлено стечением вполне определённых обстоятельств, характерных для исторического времени и места действия . Истина в обществе всегда жизненно конкретна. Стоящих вне жизни конкретно не определённых “истин вообще” не бывает , поэтому их бессмысленно искать, но именно “истину вообще” ищет и спорит о ней большинство “обеспокоенных” этим вопросом. И некоторые из них настаивают на том, что она существует в какой-то абстрактной, непостижимой форме, но никак не в определённой форме бытия Всего во всём его много- и разнообразии.

О ней же - об “истине вообще” - спрашивает Иешуа Пилат, и получает убедительный ответ, возвращающий его к определённости, царящей во Всём (в объективной реальности). И это явление истины своею простотой и обыденностью производит шоковое впечатление и на Пилата, и на его секретаряА кроме того этот простой ответ возмущает и воцерковленных литературоведов, порицающих М.А.Булгакова за демонизм и сатанизм.

Правда-Истина многогранна в своих явлениях, но не бывает двух или более взаимоисключающих друг друга “истин” в одних и тех же обстоятельствах. Соответственно повествования, содержащие две взаимоисключающие “истины” по одному и тому же вопросу, обрекают тех, кто с ними сталкивается:

  • либо на безумие или шизофрению (расщепление личности и интеллекта), в случае согласия с ними в их полноте,
  • либо на обязанность дать определённый ответ на вопрос «что есть истина?» по затронутым в них проблемам, в случае несогласия с ними, хотя бы отчастиСобственно этим мы и занимаемся, развивая настоящую работу.

Такого рода не разрешённые неопределённости во мнениях приобретают особую остроту и значимость в богословии, поскольку в нём, в лучшем случае , уклонения от Правды-Истины представляют собой выражение незрелости человечества, а в худшем случае - возводимый напраслиной навет на Бога. И этот навет включает в себя не только учение о нескончаемом аде для грешников, но и лживое учение о реальных фактах жизни и о нормах жизни глобальной цивилизации, народов и, наконец, - персонально каждого из людей.

«К огда Михаил Афанасьевич Булгаков писал роман о Мастере, едва ли он предполагал, что создает самое значимое произведение русской литературы ХХ века…» Так начинается одна из интересных публикаций о бессмертном романе. Редакция «Читалки» полагает, что «Мастер и Маргарита» является произведением, значимость которых не ограничивается временными рамками.

Для разминки: это интересно. Цитаты из романа, найденные в Интернете

· «Помилуйте… Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»

· «Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются…»

· «Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих…»

· «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые…»

· «Трудный народ эти женщины!»

· «Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен…»

· «Все будет правильно, на этом построен мир!»



· «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»

· «Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта!»

· «Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.»

· «Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно…»

· «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

· «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…»

· «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»

· «Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

· «Правду говорить легко и приятно…»

· «Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»

· «— Достоевский умер…» «— Протестую, Достоевский бессмертен!»

· «…факт — самая упрямая в мире вещь!»

· «Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!»

· «Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?»

· «Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным…»

· «— Трусость — один из самых страшных человеческих пороков.
— Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок!»

· «Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно…»

· «Самый страшный гнев — гнев бессилия…»

· «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

· «Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда!»

· «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…»

· «Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима…»

И еще одна, как нам видится, главная…

К этим 29-ти следует добавить еще одну, которая нам (редакции «Читалки») видится самой главной. Она перекликается с Библией, вынесена в заголовок статьи и взята из эпизода, в котором в беседе Иешуа и Понтия Пилата поднимается вопрос об Истине.

Что такое Истина ? Предыстория вопроса

С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина. Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие.

Суть ответа Иешуа его мучителю

Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора “Что такое истина?” Иешуа говорит: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ...Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние.
Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой.

В чем же истина, по Булгакову?

Свое бессмертие роман заслужил именно потому, что в нем дается булгаковская трактовка истины: «-… Что такое истина?» … «- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Избитый по приказу Пилата Иешуа видит истину в том, чтобы воспринимать боль своего палача прежде своей собственной. «Возлюби ближнего как самого себя», - призывает Библия. «Возлюби ближнего больше самого себя», - призывает Булгаков.

В заключение

«…Все теории стоят одна другой,- считает Воланд. Но… - «Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.

Статьи по теме