Философия науки степин владислав семенович. Исторические типы научной рациональности

В.С. Стёпин внес существенный вклад в исследование проблем методологии науки, теории познания, философии культуры. В 70-80-е гг. им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса научной теории, имеющая широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теоретических объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки (научная картина мира; идеалы и нормы исследования; философские основания), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в научном поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий научного исследования. Стёпин обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только некоторых из них, становящихся реальной, эмпирической историей науки. Разработал идею типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм исследования, особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов - от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем.

В последние годы Стёпин исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, их роль в трансляции исторического опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизационного развития. Стёпин проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание различных типов системных объектов. Универсалии (категории) культуры («природа», «пространство», «время», «причинность», «свобода», «справедливость», «совесть», «добро», «зло» и т.п.), наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеческого бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого ист. типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную ист. эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеческого жизненного мира, посредством которой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определенном типе культуры. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Философия выступает рефлексией над универсалиями культуры. Философские категории упрощают и схематизируют мировоззренческие универсалии, превращая их в теоретические понятия предельной степени общности. Но за счет оперирования этими понятиями философия способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренческими ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры.

Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры. Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на современном этапе развития цивилизации. Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экологического, антропологического и др. глобальных кризисов.

Вячеслав Семёнович Стёпин (род. 19 августа 1934, пос. Навля, Брянская область) - советский и российский философ и организатор науки.

Биография

Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина (1956) и аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). Кандидат философских наук (диссертация «Общеметодологические проблемы научного познания и современный позитивизм»). В конце 1960-х годов - активный участник семинаров Московского методологического кружка, в 1960-1970-х годах - соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске.

Доктор философских наук (1976, диссертация «Проблема структуры и генезиса физической теории»), профессор (1979), заведующий кафедрой философии БГУ (1981-1987), директор Института истории естествознания и техники АН СССР (1987-1988), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1987 года по Отделению философии и права (философские вопросы естествознания), директор Института философии АН СССР (РАН) (1988-2006), академик РАН с 31 марта 1994 года. Иностранный член Национальной академии наук Беларуси (1995), почётный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ, 1992), заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ. С 2006 года - научный руководитель, главный научный сотрудник Института философии. Член экспертной комиссии РСОШ по обществознанию. Входил в состав ВАК РФ (2012-2016).

Президент Российского философского общества.

Награды

  • Почётный доктор СПбГУП с 2011 года.
  • 2004 - благодарность Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие науки и многолетнюю плодотворную деятельность.
  • 2004 - Государственная премия России в области науки и техники.
  • 1999 - орден «За заслуги перед Отечеством» (IV степени).
  • 1986 - орден Дружбы народов за успехи в научной и педагогической деятельности.
  • 1982 - Почётная грамота Верховного Совета БССР за успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии науки и культуры.

Философия

Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 1960-80 годах критиковал позитивизм, пост- и неопозитивизм. При этом избегал в своих статьях и книгах отсылок к классикам марксизма и материалам съездов КПСС, в отличие от многих советских философов, которые называли Стёпина «скрытым позитивистом» и считали маргиналом. В 1970-80-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий. Универсалии (категории) культуры функционируют:

  1. как формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта,
  2. как категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху,
  3. как предельно обобщенная структура человеческого жизненного мира.

Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.

Сочинения

Книги

  • Современный позитивизм и частные науки. - Минск, 1963
  • Становление научной теории. - Минск, 1976
  • Методология. Мировоззрение. - М., 1979
  • Природа научного познания. - Минск, 1979
  • Идеалы и нормы научного исследования / Ред.-сост. В. С. Стёпин. - Минск, 1981 (редактор-составитель и соавтор)
  • Специфика научного познания. - Минск, 1983
  • Становление научной теории: Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. - М., 1983
  • Научные революции в динамике культуры / Ред.-сост. В. С. Стёпин. - Минск, 1987 (редактор-составитель и соавтор)
  • Философское познание в динамике культуры. // Человек в системе наук. - М., 1989
  • Философская антропология и философия науки. - М., 1992
  • Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации (в соавт. с Кузнецовой Л. Ф.). - М., 1994
  • Философия науки и техники. - М., 1995
  • Основания науки и их социокультурная размерность. - М., 1996
  • Философия науки и техники (в соавт. с Гороховым В. Г., Розовым М. А.). - М., 1996
  • Эпоха перемен и сценарии будущего. - М., 1996
  • Парадигмальные образцы решения теоретических задач. - М., 1998
  • Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития. // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. - М., 1998
  • Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации. - М., 1999
  • Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). - М., 2000
  • Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. - М., 2003
  • Философия науки. Общие проблемы. - М., 2006
  • Куда идет российская культура? - СПб., СПбГУП, 2010 (в соавт.)
  • История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. - М., Академический проект, 2011.
  • Цивилизация и культура. - СПб., СПбГУП, 2011

Вячеслав Семёнович Стёпин (19 августа 1934, пос. Навля, Брянская область) — советский и российский философ и организатор науки.

Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) (1956), аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959).

В конце 1960-х годов — активный участник семинаров Московского методологического кружка, в 1960-70-х годах — соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске. Доктор философских наук (1976), профессор (1979), заведующий кафедрой философии БГУ (1981-87), директор Института истории естествознания и техники (Москва, 1987-88), член-корреспондент АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР, с 1992 — Институт философии РАН (1988 — 2006), академик РАН (1994).

Иностранный член Национальной академии наук Беларуси (1995), почётный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ, 1992), заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета Московского Государственного университета. Научный руководитель Института философии с 2006. Работы в области философии и методологии науки.

Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 1960-80 годах критиковал позитивизм, пост- и неопозитивизм. В 1970-80-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов).

В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки.

Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов.

Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий.

Книги (5)

История и философия науки

Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей.

В ней прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания. Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменение типов научной рациональности, связи пауки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования. Проблематика философии науки анализируется на конкретном материале истории науки.

Методы научного познания

Настоящая работа представляет собой учебно-вспомогательное пособие по теме «Методы и формы научного познания» в курсе диалектического материализма.

Показана методологическая роль философских знаний в процессе научного открытия. Предпринята попытка более четкой классификации частных приемов исследования. Книга рассчитана на преподавателей, аспирантов, студентов, на всех, кто интересуется методологическими проблемами современной науки.

Теоретическое знание

В книге показано, как возникает и развивается в культуре ее особый феномен — теоретическое знание. Анализируются типы и структура теоретических знаний. Рассматриваются механизмы порождения теорий. Показано, что эти механизмы исторически развиваются, зависят от типов системных объектов, осваиваемых наукой, а также от особенностей, присущих той или иной культуре ценностей. Анализ проведен на конкретном материале истории естественных и социальных наук.

Особое внимание уделено современным способам и формам теоретического освоения мира и его судьбам на переломном этапе развития цивилизации.

Философия

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

В учебном пособии рассматриваются вопросы сущности, статуса и функций философии, ее генезиса и исторической эволюции, анализируются основные проблемы метафизики, онтологии, философии природы, философской антропологии, теории познания, философии науки, социальной философии и варианты их решения, предлагаемые различными направлениями философской мысли. Содержание и структура пособия соответствуют типовой учебной программе для вузов.

Философия науки и техники

Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей. В ней обсуждаются общие проблемы философии науки. Прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания.

Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменение типов научной рациональности, связи науки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования.

Книга рассчитана на аспирантов и соискателей, а также всех тех, кто интересуется философскими и социальными проблемами науки и ее перспективами в развитии современной цивилизации.

Стёпин Вячеслав Семёнович (род. 19 августа 1934, пос. Навля, Брянская область) - российский и белорусский философ и организатор науки.
Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) (1956), аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). В конце 1960-х годов - активный участник семинаров Московского методологическог...

Краткая биография

Стёпин Вячеслав Семёнович (род. 19 августа 1934, пос. Навля, Брянская область) - российский и белорусский философ и организатор науки.
Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) (1956), аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). В конце 1960-х годов - активный участник семинаров Московского методологического кружка, в 1960-70-х годах - соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске.
Доктор философских наук (1976), профессор (1979), заведующий кафедрой философии БГУ (1981-87), директор Института истории естествознания и техники (Москва, 1987-88), член-корреспондент АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР, с 1992 - Институт философии РАН (1988-2006), академик РАН (1994). Иностранный член Национальной академии наук Беларуси (1995), почётный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ, 1992), заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета Московского Государственного университета. Научный руководитель Института философии с 2006. Член экспертной комиссии РСОШ по обществознанию.
Президент Российского философского общества.
Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 1960-80 годах критиковал позитивизм, пост- и неопозитивизм. В 1970-80-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий.
Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Стёпина Вячеслава Семеновича в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Стёпина Вячеслава Семеновича в жанрах философия, справочная и учебная литература по философии.

Статьи по теме