Этическая мысль платона. Этическое учение платона

1. Учение о добродетели. Этическим проблемам Платон посвятил достаточно много работ. Три добродетели соответствуют трем частям души: мудрость -- добродетель разумной части, мужество -- импульсивной, владение собой--подчиняющейся (управляемой). Однако требуется еще и четвертая добродетель -- справедливость, которая связывает все части души воедино, устанавливая среди них порядок, «чтобы каждая исполняла то, что ей положено». Так развивалась классическая теория четырех добродетелей, которая оставалась главенствующей в течение веков.

Кроме того, Платон видел, что сами по себе знание и Добродетель не делают человеческую жизнь более полной и совершенной. Знание без радости так же несовершенно, как и радость без знания. После односторонних теорий, с которых начиналась этика греков, это была первая попытка сопоставления и классификации различных ценностей и добродетелей. Был систематизирован материал, собранный в беседах Сократа, который получил развитие во взглядах Аристотеля.

2. Учение о любви. Не только в нем содержалось ядро платоновской этики: оно было в его идеалистическом взгляде на мир. Как бытие, так и благо Платон разделил на два мира: идеальный и реальный. Идеальные блага он ставил несравненно выше реальных.

Реальные блага, в сравнении с идеальными, казались ему преходящими. Платон пессимистически полагал, что в реальном мире существует зло и оно превалирует над благом, поэтому единственным путем к всеобщему благу является уход из этого мира.

Однако этот взгляд не был окончательной точкой зрения Платона. Позднее, напротив, он признал реальные блага необходимыми для достижения идеальных благ. Его этика, подобно его теории познания, избежала со временем односторонности, и то, что он вначале отрицал, было осмыслено в дальнейшем как необходимый источник развития.

Об этом соотношении реальных и идеальных благ Платон говорил в своем учении о любви. Связь учения о благе с учением о любви заключается в том, что любовь. как ее понимал Платон, это не что иное, как присущее душе стремление к обретению и вечному постижению добра.

В силу этого изначальным объектом любви являются реальные блага, например красота тела. Со временем в душе укрепляется осознание того, что красота души выше, чем красота тела, и предметом любви становятся тогда прекрасные мысли и поступки, ибо прекрасное творят души, одним словом, прекрасное (красота) духовно. Еще позднее пришло понимание того, что если предметы прекрасны, то потому, что они содержат в себе прекрасное, которое обще для всех, и любовь проявляется не к тому или иному прекрасному предмету, а к прекрасному всех предметов. И тот, кто постепенно совершенствуется в делах любви, тот постигает, наконец, то, к чему все остальное было только подготовкой: прекрасное вечно, будучи прекрасным всегда, и для каждого -- идея прекрасна.

Обыденный язык воспринял понятие платоновской любви (или, как говорят, «платонической») в более приземленном, сугубо негативном значении реализации чувственных желаний без телесных объектов; для Платона, между тем, сверхчувственная любовь была настоящей целью, а чувственная любовь -- путем к ней. Через реальные, относительно конечные цели можно достигнуть идеальных, абсолютных и вечных целей -- в этом смысл учения о любви Платона.

Эта теория была не только этической теорией целей, но также психологическим описанием человеческих устремлений.

Этика Платона, и особенно его учение о любви, помимо своего поэтического полета и пафоса, были наиболее позитивными частями его философии; трансцендентальными были для нее цели, а не бытие. Отношение идей и явлений было не отношением двух миров, а отношением целей и средств. В этой части учения идеализм Платона имел наиболее значимый и, вместе с тем, наименее метафизическим вид.

Учение о благе имеет очень большое значение в философии Платона. В любом случае идея блага является изначальной для его философской системы и доминирует над всем к другими идеями. Это предпочтение, отданное благу, является особенностью его системы так же, как ранее предпочтение отдавалось идеям. Об идее блага Платон пишет, что она подобна солнцу, которое не только освещает вещи, но благодаря которому возможна и сама их жизнь, развивающаяся и умножающаяся; идея блага обусловливает также существование всех других идей, несмотря на то, что сама находится над существованием и вне его. Благо есть начало и конец системы Платона; оно является исходным началом в соответствии с которым возник мир, и конечной целью, к которой мир стремится.

  • 3. Учение о государстве. Конкретные желания человека проявляются во всей полноте, по Платону, не в личной, а в общественной жизни. Поэтому основные положения своей этики он развивал на основе теории государства. Теория государства, которую создавали до него греки (например, софисты), придерживалась реальных отношений и стремилась, главным образом к рационализации средств, но не ставила перед государством (обществом) целей. Платоновская же теория общества, изложенная в «Государстве» и «Законах», была нормативной теорией «наилучшего» общества, построенного в соответствии с идеями блага и справедливости:
    • а) наилучшее общество должно стремиться к наивысшим целям в соответствии с идеями; такими идеями Платон считал всеобщность и устойчивость. В связи с этим общества должно руководствоваться не индивидуальными замыслами и притязаниями, а общими принципами.
    • б) совершенное общество имеет одну цель, которая обязательна для всех: недопустимо, чтобы каждый гражданин по своему стремился к собственному благу. Общество должно строиться как организм, в котором каждый обязан «делать свое дело», а это означает, что каждый стремится к общей для всех цели. Части общества должны зависеть от целого, а не единое целое -- от части. Только в этом случае в нем будет порядок;
    • в) в своей деятельности общество должно опираться на знание, ибо для того, чтобы совершить благо, необходимо его знать.
    • г) к обществу могут принадлежать лишь те, кто ему необходим. Помимо правителей, философов, это воины государства, то есть войско, а также производители необходимых материальных благ, то есть ремесленники. Каждая из этих трех групп населения выполняет в обществе свои задачи и поэтому должна находиться в разных условиях; следовательно, группы имеют различную общественную ценность. Идеальное общество должно быть сословным. Три сословия, которые его составляют, соответствуют трем частям, из которых состоит душа; существует точная аналогия между обществом и личностью. Части общества должны обладать теми же добродетелями, что и части души: добродетель правителей -- мудрость, воинов -- мужество, ремесленников -- владение собой. Когда каждое сословие выполняет свою роль, тогда возникает гармонический строй государства как государства справедливости.
    • д) идеальное общество аскетично, поскольку стремится к идеальной цели, достижение которой не дает гражданам ни богатства, ни роскоши, ни каких-либо благ. Напротив, оно требует отречения от индивидуальных благ.

Эта утопия Платона опиралась на принцип подчинения личности обществу, цели же государства были исключительно моральными, идеальными, всеобщими и устойчивыми.

Эстетика. Взгляд Платона на искусство не был простым. Он сам был художником и поэтом в той же мере, что и философом, был способен к вдохновению и выше всего ценил творчество. В поэзии он видел божественное «сумасшествие», в поэте -- «божественного мужа», посредника между Богом и людьми, устами которого говорят боги.

Собственно говоря, оно копирует реальные вещи, которые, в свою очередь, по Платону, есть копии идей, то есть искусство является копией копии.

С одной стороны, Платон видел в искусстве, именно в искусстве поэта, наивысший род деятельности человека, а с другой -- принижал искусства, носящие подражательный характер, хотел из своего идеального государства изгнать художников.

Сущность платонизма. Платонизм есть идеализм, или теория, в которой утверждается, что во всех областях бытия и деятельности, кроме реальных элементов, которые, по своей природе, преходящи, присутствуют идеальные элементы, которые вечны, и эти идеальные элементы преобладают над реальными. В частности, платонизм означает:

  • -- в онтологии: убеждение в том, что существует идеальное бытие, а реальное бытие зависит от него;
  • -- в психологии: признание того, что душа существует независимо от тела и что тело является менее совершенным и зависимым от нее элементом;
  • -- в теории познания: убеждение в том, что существует доопытное, врожденное и разумное знание и что чувственное знание, как зависимое и неистинное, должно ему подчиняться;
  • -- в методологии: признание диалектического метода и подчинение ему любого эмпирического метода;
  • -- в этике: признание того, что истинной целью человека являются идеальные блага, и что реальные блага, как низшие по отношению к идеальным, должны быть им подчинены и объяснены только как средства их достижения.

Как правило, говорят о системе Платона, поскольку она всесторонне охватывала разнообразные проблемы и разрешала их с единых позиций. Но эта система была программной, а исполнение ее идей разрывало систему. Исходным в его философии было понятие идеи, но также понятия души и блага; Платон был творцом не только идеализма, но и спиритуализма, а также метафизики на этическом основании. Подобным же образом дело обстоит и в теории познания: разум находится в привилегированном положении, как и интуиция, а также иррациональные элементы познания; и хотя «предположительное», гипотетическое знание Платон не слишком ценил, однако он проанализировал его более точно, нежели его предшественники. Платон был также пионером финалистического понимания природы, был основателем логики. Аристотель в том и другом случае имел уже перед собой открытую дорогу.

Этика Платона

Этика - это философское учение о морали, о нравственности, как одной из форм идеологии. «Нравственность - достоинство души, обусловленное ее божественной природой и связью с миром идей. Поэтому этике предпосылается и учение о душе». Богомолов А.С. Античная философия - М: Изд-во Мысль-.(180с.) Основу этики Платона составляет объективный идеализм. Платоновская этика ориентирована на совершенствование общества в целом и отдельной личности в частности, на создание совершенного государства.

У Платона этика построена, исходя из его осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. При соблюдении этих добродетелей - в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия. Следовательно этика у Платона социальная - она тесно связана с политической организацией общества. Человек, по Платону, может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. Образец совершенного государства и образец совершенного человека - такова цель этического учения Платона.

Учение Платона о добродетели . Изначально Платон сводит понятие добродетели к знанию. Однако со временем Платон убеждается, что добродетель зависит не только от разума. Учение о добродетели опиралось прежде всего на его учение о душе, которая состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной. Разум, по Платону, это основа высшей добродетели- мудрости; воля- основа добродетели мужества; преодоление чувственности лежит в основе добродетели благоразумия. Четвертая добродетель- справедливость - является гармоническим сочетанием первых трех: мудрости, мужества и благоразумия. Эта теория четырех добродетелей Платона стала главенствующей в течение последующих веков.

Учение о любви . Это учение представляет собой не только стержень всей этики Платона - оно отражало его идеалистический взгляд на мир. Как бытие, так и благо Платон разделил на два мира: идеальный и реальный. Идеальные блага он поставил несравненно выше реальных. Однако Платон признает реальные блага необходимыми для достижения благ идеальных. Связь учения о благе с учением о любви заключается в том, что любовь- присущее душе стремление к обретению и вечному постижению добра Через реальные цели можно достигнуть идеальных, абсолютных и вечных целей -- в этом смысл учения о любви Платона. По Платону, если предметы прекрасны, то потому, что они содержат в себе прекрасное, которое общее для всех, и любовь проявляется не к тому или иному прекрасному предмету, а к прекрасному всех предметов.

Учение о благе . Учение о благе занимает главенствующую позицию во всей философии Платона. По Платону, все люди по природе стремятся к благу. Во всех вещах от природы присутствует стремление к совершенствованию. Если обратиться к мифу «о пещере», то там идея блага представляется у Платона в виде солнца. Это солнце (Благо) и есть основа всего, она обуславливает существование всех других идей. Идея блага с одной стороны является основой, из которой возник мир, с другой стороны - конечной целью, к которой мир стремится.

Учение об «идеальном государстве» . На основе теории государства развиваются основные положения этики Платона, так как конкретные желания человека проявляются во всей полноте, по Платону, не в личной, а в общественной жизни. Это теория общества, построенного в соответствии с идеями блага и справедливости. Платон считал, что вся государственная власть должна находиться в руках рабовладельческой аристократии, чтобы она могла силой держать народ в повиновении. В этом учении Платон выступал против демократии вообще. Таким образом, общество в «идеальном государстве» разделилось на три сословия:

џ Первое - философы, они же правители. Они понимают идеальный мир, а значит и истину, яснее остальных, поэтому именно они должны управлять. Кроме того философы бескорыстны и будут стремиться к всеобщему благу.

џ Второе - стражи (воины). Все, чего они хотят - это защищать государство от внешней агрессии и внутренних конфликтов.

џ Третье - земледельцы и ремесленники (торговцы). Они главным образом основываются на своих мирских желаниях, на обладании материальной собственностью.

«Идеальным государством» Платон считал рабовладельческую аристократическую республику или монархию.

Нравственная жизнь в ее высших проявлениях (мудрость и мужество), по мнению Платона, свойственна лишь немногим избранным - аристократам- рабовладельцам; народ не способен к нравственности, лишь только к подчинению.

Платон также выделял четыре государственные формы правления, которые считал наихудшими: тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

1 Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако появляется стремление к обогащению, стяжательству, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия - правление в государстве небольшой группы эксплуататоров аристократов или богачей. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия - политический строй, при котором власть принадлежит народу. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.

4. Тирания - единоличное правление, установленное в результате насильственного захвата власти. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.

«Идеальное государство» Платона- это схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому контролю.

Заключение

Платон - основоположник объективного идеализма, его виднейший представитель. Наследник Сократа и досократиков, основатель Академии и учитель Аристотеля, Платон стоит в центре философской мысли. На протяжении нескольких веков происходило тщательное изучение его философии, которая явила собой фундамент для последующего развития всей европейской философии. Известно, что при создании своих философских концепций, Платон обращался к трудам своих предшественников, но это нисколько не отдалило его назад, наоборот - позволило поднять античную философию на более высокую ступень. Конечно, в разное время, к Платону относились по-разному: так например, в античности Платона называли «божественным учителем», в средние века Платон - предтеча христианского мировоззрения, а в эпоху Возрождения - политический утопист.

«В своих трудах великий мыслитель как бы подвел итог всему предшествующему научно-философскому развитию в Древней Греции. В них затронут огромный круг вопросов, которые изучаются в настоящее время астрономией, механикой, физикой, биологией, зоологией, психологией, политической экономией, эстетикой, этикой, социологией». Антология мировой философии (42 с.)

В его учениях не было четкой системы, по всей видимости именно благодаря этому факту, благодаря подвижности, мыслей философа, наследие Платона актуально на протяжении нескольких веков.

Список используемой литературы

1. Платон «Федон, Пир, Федр, Парменид.» - М.: Изд-во «Мысль», 1999

(произведения«Федр» и «Пир»)

2. Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. - К.:Зовнiшторгвидав Украiни, 1993 - 176 с.

3. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона - М.: Мысль, 1988.

4. Асмус В.Ф.Античная философия М., 1976.

5. Антология мировой философии Т 1. Изд. «Мысль», 1968.

6. Богомолов А.С. Античная философия - М: Изд-во Мысль- 368с.

7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 1993

8. Рассел Б. Мудрость Запада: Пер. с англ.-М.:1998.- 479с

9. Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Мысль, 1984

10. Лосев А.Ф Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999

Г. Сковорода: философия, личность, жизненный путь и произведения

Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты «Наркис, разглагол о том: узнай себе» и «Асхань, или Симфония о познании себя самого»; они посвящены вопросу о самопознании...

Жизнь и личность Платона

Согласно учению Платона существуют сверхъестественный мир идей и мир чувственных вещей. Первичным он считал мир вечных, неизменных, самодостаточных (божественных, мудрых, совершенных) идей-сущностей, а вторичным, производным - чувственный мир...

В истории русской философской мысли есть выдающиеся творческие личности, идеи которых раскрывают свой глубинный и могучий потенциал лишь со временем -- по мере научно-технического и социального прогресса. К ним, вне всякого сомнения...

Западники и славянофилы. Религиозная русская духовность

Николай Александрович Бердяев родился в Киеве в 1874 году в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе, в 1894 году поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел на юридический...

Концепция психоанализа

Список литературы...

Концепция психоанализа

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное...

Немецкая классическая философия

Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 - 1872) - крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля...

Организация "идеального государства" по Платону

Платон

Этика учение о нравственности. У Платона она построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, в государстве царит добро...

Політична система суспільства

Політична свідомість і політична культура виступають необхідними елементами будь-якої політичної системи суспільства. Будучи відповідними різновидами суспільної свідомості й культури, що мають власний предмет і механізм формування...

239
Осоткина Е.Д.

427–347
гг. до н. э.
Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э.
в аристократической семье. В возрасте двадцати
лет стал учеником Сократа. Много
путешествовал. В возрасте сорока лет вернуться
в Афины, основал свою Академию,
просуществовавшую около 900 лет.

Этика Платона

Этика Платона рассматривает, вопервых, природу высшего блага, а
затем осуществление этого блага
сначала в действительности
единичного человека (учение о
добродетели) и, наконец, в
деятельности общества (политика).

Эволюция этических взглядов Платона

Этическим проблемам Платон
посвятил достаточно много работ.
Изначально, увлеченный
интеллектуализмом Сократа, он
свел добродетель к знанию. Однако
со временем он преодолел
односторонность своего учителя. Он
убедился, что добродетель зависит
не только от разума.

Идеал абсолютной объективной правды
противополагается чувственным влечениям
человека: доброе противополагается
приятному. Вера в конечную гармонию
добродетели и счастья, правда, остается; но
идеал абсолютной правды, абсолютного
добра, приводит философа к признанию
иного, сверхчувственного мира, обнаженного
от плоти, где эта правда живет и
раскрывается в своей полноте.

Этическую концепцию
Платона можно
разделить на две
связанные между собой
части: индивидуальную
этику и социальную
этику.
Этика Платона, которая
была раскрыта в его
произведениях «Федон»
и «Государство»
основана на понимании
добра как высшей цели
нашей деятельности.

Первая является учением об
интеллектуальном и нравственном
совершенствовании человека, которое
Платон связывает с гармонизацией его
души.

Душу философ
противопоставляет
телу как раз
потому, что телом
человек относится
к низшему
чувственному
миру, а душой
способен
соприкасаться с
настоящим миром
– миром вечных
идей.

Человеческие добродетели тем самым
имеют врожденный характер, они особые
ступеньки гармонизации его души и
восхождения к миру вечных идей. В
восхождении человека к идеальному миру
находится смысл его бытия.

По учению Платона, через тысячу лет души
призываются снова избрать себе образ жизни
на земле. Те души, которые три раза сряду
выбирали себе образ жизни философов и
жили в этом виде хорошо, переходят по
прошествии трех тысяч лет в жилище богов и
пользуются спокойствием, а все другие души
странствуют по земным телам, какие выберут
для себя, целые десять тысяч лет.

Душа, по Платону, состоит из трех частей
разумной
вожделеющей
страстной

Одна из этих частей, разумная,
помещается в голове; это мыслящий дух;
две другие части души неразумны; одна из
них благородна, другая неблагородна.
Благородная часть – энергия воли; она
одарена влечением к благородному и
доброму и по своей природе находится в
союзе с разумом; она живет в груди.
Неблагородная часть души, живущая в
желудке, имеет своими качествами
чувственные влечения и страсти. Разум
преобладает у греков, мужество у
северных варваров, а у финикиян и
египтян преобладает влечение к корысти.

Три добродетели соответствуют трем
частям души: мудрость - добродетель
разумной части, мужество -
импульсивной, владение собойподчиняющейся (управляемой). Однако
требуется еше и четвертая добродетель
- справедливость, которая связывает
все части души воедино, устанавливая
среди них порядок, «чтобы каждая
исполняла то, что ей положено». Так
развивалась классическая теория
четырех добродетелей, которая
оставалась главенствующей в течение
веков.

Платон выразил очень важную истину:
характер человека определяется
характером его отношений с другими
людьми.
Одна из добродетелей у Платона –
мера. Ничего сверх меры. Платон
сознательно упраздняет всё личное
ради создания модели государства,
изначально основанного на
социальном неравенстве.

Учение о любви.

Как бытие, так и благо Платон разделил на два
мира: идеальный и реальный. Идеальные блага
он ставил несравненно выше реальных.
Реальные блага, в сравнении с идеальными,
казались ему преходящими. Что же тогда имеет
ценность и может быть признано как благо? С
этой точки зрения, взгляды Платона подверглись
изменениям.
Платон пессимистически полагал, что в
реальном мире существует зло и оно
превалирует над благом, поэтому единственным
путем к всеобщему благу является уход из этого
мира.

Позднее, напротив, он признал реальные блага
необходимыми для достижения идеальных благ.
Более совершенная этическая теория Платона
состояла из трех положений: 1) блага составляют
иерархию; 2) вершиной иерархии не является ни
одно из реальных благ, на вершине идеальное
благо - идея добра; 3) реальные блага являются
в то же время началом и необходимым этапом на
пути к вершине.
Об этом соотношении реальных и идеальных
благ Платон говорил в своем учении о любви.
Связь учения о благе с учением о любви
заключается в том, что любовь. как ее понимал
Платон, это не что иное, как присущее душе
стремление к обретению и вечному постижению
добра.

Идея блага является изначальной для его философской
системы и доминирует над всем к другими идеями. Это
предпочтение, отданное благу, является особенностью его
системы так же, как ранее предпочтение отдавалось
идеям. Об идее блага Платон пишет, что она подобна
солнцу, которое не только освещает вещи, но благодаря
которому возможна и сама их жизнь, развивающаяся и
умножающаяся; идея блага обусловливает также
существование всех других идей, несмотря на то, что сама
находится над существованием и вне его. Благо есть
начало и конец системы Платона; оно является исходным
началом в соответствии с которым возник мир, и конечной
целью, к которой мир стремится.

Для полного развития добродетели
справедливости, считал Платон,
необходимо соединение людей в такое
государство, в котором все было бы
приспособлено к этой цели. Цель
государства, т.е. смысл его

справедливости.

Цель государства, т. е. смысл его
существования, состоит в обеспечении
справедливости. Получается, что цель
его - этическая. Однако исторические
причины возникновения государства иные
- экономические. Но т. к. смысл всего
существующего - осуществление добра,
то и смысл государства - тот же. Если
государство организуется вне
нравственных целей, то оно не будет
прочным.

В книге «Государство» Платон пишет, что
воспитание нравственности есть одновременно
строительство государства. Причина
порочности государства в нравственном
падении граждан, независимом от политических
форм.

Нравственная жизнь - это стремление к высшей
цели добра и справедливости.
Нравственность бывает истинной, положительной и
отрицательной. Первая доступна немногим
избранным. Вторая, называемая моралью
подчинения - удел толпы.

Заключение

Стремление Платона (пусть и не
реализованное адекватно) к синтезу
личного и общественного блага,
должного и сущего, истины и добра,
попытка обоснования объективного
источника морали и ее
ригористического смысла оказались
исключительно плодотворными для
дальнейшею развития этики.

16. Этическое учение Платона

ПЛАТОН (ок. 427–347 до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.

Философия Платона не представляет собой законченной и всеохватывающей системы. Платон постоянно подвергал все сомнению. В некоторых диалогах он, по-видимому, вообще не приходил к каким-либо выводам, в других – ставил вопросы, вызывая сомнение у тех читателей, которые испокон веков истолковывали этот критический дух как разъедающий скептицизм. Однако такое заключение не принимает во внимание других особенностей его произведений.

От некоторых концепций и учений Платон никогда не отказывался, хотя часто подвергал их шлифовке и переработке. Ниже мы наметим некоторые из этих учений. Их можно считать собственными выводами Платона и основой подлинного платонизма. Предпринимая такую попытку, мы будем следовать традиционному делению философии на этику, теорию познания и теорию природы. Само это разделение возникло в ранних школах платонизма в результате изучения диалогов.

Этика. Платон писал диалоги с единственной целью: помочь людям понять сущность благой жизни и побудить их жить в соответствии с таким пониманием. Благую жизнь Платон называл «подражанием Богу». О том, что главная его цель носила моральный или практический характер, свидетельствует не только VII письмо, но и тот факт, что итоговые произведения Платона раннего и зрелого периодов – Государство и Законы были посвящены прежде всего практическим вопросам. Для этики Платона характерны следующие основные положения.

Все люди по природе стремятся к благу. Во всех вещах от природы присутствует стремление улучшать и совершенствовать свое бытие. Человек не составляет исключения из этого правила. Когда душа реализует эту естественную склонность, результат ее правильной деятельности называется добродетелью. То же происходит, когда хорошо и в согласии с природой работает тело; такое состояние мы называем здоровьем. Эта концепция, позже получившая название естественного закона, лежит в основании всей этики Платона.

Добродетель есть знание. Как и искусством, добродетелью невозможно овладеть без усилий или по счастливой случайности. Человек не может поступать хорошо, если не знает, что именно он делает, а также почему и как это следует делать. Источником всякой добродетели является знание, причем знание не просто абстрактное, теоретическое, но конкретное и практическое (не исключающее, однако, и теории), подобное навыкам искусного ремесленника, понимающего, что он делает и как это следует делать.

Самые дурные поступки совершаются невольно, или вопреки воле, в том смысле, что противоречат ее естественной и основной направленности на благое. Человек, совершающий такие поступки, находится в худшем положении, чем тот, кто знает благо и его желает, но отдался страстям или воле случая. Первый не может избежать зла, ибо извращены сами движущие им силы: он полагает, что знает то, чего на самом деле не знает, и думает, что желает того, чего на самом деле не желает, т.е. блага.

По природе душа важнее тела, поскольку душа пользуется телом как орудием, а все использующее выше используемого. Поэтому здоровье души (добродетель) важнее здоровья тела, и высшим делом человека является «забота о душе». Порок хуже смерти, и хуже совершить несправедливость, чем ее претерпеть, поскольку совершающий несправедливость калечит свою душу.

Четыре основные добродетели души – это мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Мудрость направляет действие к цели; справедливость воздает всем вещам то, что им причитается в соответствии с подлинными нуждами и возможностями каждой, как понимает их разум; мужество, невзирая на препятствия, доводит до конца мудрые и справедливые дела; умеренность представляет собой гармонию различных частей души в согласии с разумом.

Само по себе удовольствие не является ни благом, ни злом. Существуют как добродетельные, так и порочные наслаждения, однако добродетельные наслаждения, которыми сопровождаются разумные действия и которые соответствуют природе, приносят гораздо большее удовлетворение, нежели порочные.

Итак, не существует конфликта между действительным долгом и подлинным интересом человека. Долг и польза в конечном счете совпадают. Главная наша обязанность – быть самими собой и во всем хранить себе верность. И в конечном счете это окажется гораздо более приятным и полезным, чем дурными и неразумными поступками уродовать свою природу.

Человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно удовлетворить без помощи других людей. Эти элементарные нужды распадаются на три группы, которые требуют осуществления в любом человеческом обществе трех основных социальных функций: приобретение и сохранение знания, активное общественное служение и производство материальных предметов, необходимых для поддержания здорового образа жизни. Эти три функции реализуются в учителе, воине и работнике. Каждый член общества обязан исполнять хотя бы одну из них. В Государстве люди, исполняющие соответствующие обязанности, именуются правителями (философами), служителями (стражами) и ремесленниками. Эти функции и все сопряженные с ними ремесла и профессии подчиняются естественной иерархии. Политическое искусство должно направляться знанием, а производство – политическим искусством, имеющим в виду благо всего общества. Среди прикладных важнейшим должно быть искусство поддержания здоровья – гигиена.

Ведущие посты в государстве люди должны занимать благодаря своим заслугам, а не по наследству. В числе радикальных реформ, намеченных в Государстве, можно назвать следующие: право каждого ребенка на образование и на занятие в будущем, при условии соответствующих способностей, самых высоких постов; право женщин на участие во всех видах общественной деятельности, в том числе и в управлении; искоренение во всем обществе как крайней нищеты, так и чрезмерного богатства; введение совместных трапез и общей собственности.


Соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны. Раздел 3 Практическое применение деловой этики и этикета на отечественных и зарубежных предприятиях. 3.1. Кодекс принципов деловой этики и этикета компании "Юнилевер" (Unilever) (Англия- ...

Качествах, о статусе учреждения или фирмы, в которой они работают. В этих деталях, бросающихся в глаза посетителям и клиентам, проявляется «деловой стиль», элементы этики, корпоративной культуры и этикета, возникающих сейчас в России. В нашей деловой сфере весьма важно придерживаться норм служебной субординации, основанной на обязательном подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины...

Помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество. 7. Происхождение профессиональной этики Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много...




Выявлены основные элементы этикета. На вопрос «Какими элементами этикета необходимо обладать госслужащему?» – ответы расположились следующим образом (Рисунок 8) Рисунок 8 – Главные элементы этикета государственных служащих Этот вопрос был поставлен в открытой форме и преследовал главную цель – выявить, насколько этические и профессиональные аспекты сочетаются в содержании жизнедеятельности...

Статьи по теме