Ему и благословение аллаха сказал. Благословение пророка определенное количество раз

15:40 2018

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Говорит Аллах Всевышний в Коране:

«Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания».

Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли.

Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис отказался.

Мы сказали: «О Адам! Это – враг тебе и твоей жене. Пусть же он не выведет вас из Рая, а не то ты станешь несчастным.

В нем ты не будешь голодным и нагим.

В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя».

Но сатана стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?»

Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение.

Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь.

Он сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным.

А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым»» (Та Ха, 114–124).

Аллах Всевышний изгнал на землю Адама, Хаву и проклятого Иблиса, который сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены» (Аль-Хиджр, 36).

Он сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» (Аль-Хиджр, 39–40).

С тех пор Аллах выбирал из числа благочестивых людей посланников и пророков (Мир им) и ниспосылал им Писания, чтобы люди могли следовать прямым путем и защищаться от козней проклятого Иблиса. Как и для всякой вещи в этой мирской жизни, Аллах установил срок и для само́й мирской жизни, которая закончится, и наступит Судный день. И вот перед этим Судным днем Аллах послал последнего Пророка и Посланника - Мухаммада ﷺ, которому Он ниспослал через Джибриля, мир ему, священный Коран. Миссия всех посланников и пророков заключалась в том, чтобы призывать людей к поклонению Одному лишь Аллаху и сторониться тагута (лжебожеств). Ведь только таким образом человек может достичь счастья в этом мире и вернуться в первоначальную обитель - Рай! Для отвергнувших же милость Господа и последовавших путем проклятого Иблиса Аллах приготовил Ад.

Сказал Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ: «Я был послан с мечом перед Судным днем, чтобы все поклонялись Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища. А пропитание было дано мне под сенью копья» (Ахмад. Т. 9. С. 126). Аль-‘Ираки в «Тахридж ихъйа ‘улуми-д-дин» (Т. 2. С. 352) сказал, что хадис достоверный. Аль-Альбани в «Сахиху-ль-джами‘» (№ 5142) также подтвердил достоверность хадиса.

Что это за меч? Почему Посланник ﷺ пришел с мечом? И пришел ли он сразу с мечом? Нет! Он ﷺ более 13 лет в Мекке призывал людей к тому, чтобы они оставили своих идолов и поклонялись Одному лишь Аллаху. Что они делали в ответ? Строили против него заговоры, пытались убить и изгнать его, называли его колдуном и поэтом, хотя он был самым правдивым среди них. Аллах послал его как милость для миров, чтобы люди вышли из заблуждения и вернулись на прямой путь. Но многобожники Мекки упорствовали в своих заблуждениях и не хотели возвращаться на прямой путь, кроме тех, кого Аллах всё же наставил по милости Своей. Они ополчились против мусульман и начали преследовать их и убивать, и тогда Аллах дозволил мусульманам защищаться. Мусульмане собрали силы и выступили против многобожников. Почему? Потому что поклонение людей было посвящено идолам. Люди умирали в таком положении, не достигнув ничего, кроме вечного Ада. Разве люди не заслужили того, чтобы узнать правду и спастись? Заслужили, даже если некоторые из них этого не могли понять и принять изначально. Так и сейчас, сегодня, здесь в Сирии и во всем мире, где мусульман убивают и преследуют.

Мы взяли в руки оружие и защищаем свою религию и право поклоняться Одному Аллаху, мы защищаем свои убеждения, себя и своих братьев и сестёр по вере! «Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам» (Аль-Барака, 251). Спроси́те нас: чего вы хотите? Мы ответим, что хотим сражаться против тех, кто пришел убивать нас, ведь «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (Аль-Анфаль, 39). Мы хотим, чтобы поклонение принадлежало Тому, Кто сотворил всех людей, Кто наделил нас всех слухом, зрением и органами. Мы хотим, чтобы люди судили между собой тем, что ниспослал Господь как милость для миров, мы не хотим, чтобы эта милость отвергалась и чтобы суд был основан на демократии, монархии, тоталитаризме и прочих выдуманных людьми системах. Мы не хотим, чтобы одни люди считали других людей господами и поклонялись кому-либо помимо Аллаха, потому что это есть путь Иблиса, это есть то, чего добивается Иблис. Спроси́те себя, почему все неверующие пришли во все наши земли и убивают нас только потому, что мы говорим: наш Господь - Аллах. Что было бы, если бы мы не боролись, а просто терпели? Об нас вытирали бы ноги, и заблуждение возобладало бы над истиной! Таким образом, мы стараемся следовать пути Мухаммада ﷺ, потому что Мухаммад ﷺ был лучшим из людей, и путь Мухаммада ﷺ - это лучший путь, и мы не спасёмся, кроме как следуя его путем. Сказал Аллах о Мухаммаде ﷺ: «Воистину, твой нрав превосходен» (Аль-Калам, 4).

Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы - мусульмане» (Али ‘Имран, 64)

И мир пророкам, и хвала Аллаху, Господу миров!

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА

(ЧАСТЬ 16)

قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى

Свет Ислама
-2017-

Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.

Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин - не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха - пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас - для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».

© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

БЛАГОНРАВИЕ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!

Ты для людей возвысил замок благонравия.
Вот он разрушен - жертва их забвения.
Они господ себе нашли для почитания,
Хоть благонравие достойней их почтения.

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ БЛАГОНРАВИЯ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!

Всевышний Аллах сказал: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] был добр с ними. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. А когда ты решишься на что-либо, то уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (3:153).

Всевышний также сказал: «Поистине, ты - человек превосходного нрава» (68:4).

«Ненавистнее всего ему была ложь» .

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не говорил ничего непристойного и не поносил людей , и он часто повторял: “Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами” » .

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: “Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!” » .

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым красивым человеком на лицо и имел самый прекрасный нрав» .

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды люди попросили: “О посланник Аллаха, призови проклятие на многобожников!”, на что он сказал: “Поистине, я был послан не как проклинающий, а как милость!” » .

«Он всегда предвещал добро и не любил предвещать зло. Ему нравились добрые имена» .

Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) глядел на меня и разговаривал со мной так, что я решил, что являюсь лучшим среди людей. Я спросил его: “О посланник Аллаха, я лучше или Абу Бакр?”

Он ответил: “Абу Бакр!

“О посланник Аллаха, я лучше или Умар?”

“Умар!”

“О посланник Аллаха, я лучше или Усман?”

“Усман!”

Когда я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне правду. Тогда я подумал, что лучше бы я вообще не спрашивал его» .

Ата ибн Йасар, да помилует его Аллах, сказал: «Однажды я встретил Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): “Расскажи мне о качествах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), (упомянутых) в Торе”. Он сказал: “Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране, где сказано:

‹О Пророк! Поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя …› (33:45), и защитника для неграмотных . Ты - Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим (аль-мутаваккиль). Он не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину , чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца» .

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только оно не являлось греховным, если же было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха r никогда не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха] » .

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда никого не бил рукой: ни женщин, ни слуг. За исключением, если он сражался на пути Аллаха. И кто бы ни причинил ему зло, он [никогда] не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха]» .

Сообщается, что Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда кто-нибудь приходил к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой, он всегда поворачивался к своим собеседникам и говорил: “Ходатайствуйте [за просителей] и вы получите награду, а об угодном Ему решении Аллах объявит через Своего Пророка” » .

Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал лучшим нравом из всех людей. Однажды он послал меня с каким-то поручением, а я сказал: “Клянусь Аллахом, я не пойду!” хотя в душе решил пойти и выполнить то, что велел мне Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). После этого я вышел из дома и не останавливался, пока не прошёл мимо игравших на рынке мальчишек, как вдруг посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, как оказалось, стоял сзади, взял меня за затылок. Я посмотрел на него и увидел, что он смеётся, Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “О Унайс , разве ты пошёл туда, куда я велел?” - а я сказал: “Да, я иду, о посланник Аллаха”».

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, я служил ему девять лет, и не было такого, чтобы я сделал что-то, а он сказал: “Почему ты поступил так-то и так-то?” Или сказал бы: “Разве ты не сделал то-то и то-то?”, если я чего-либо не делал» .

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека из племени бану ханифа по имени Сумама ибн Усаль, являвшегося господином жителей аль-Йамамы. Они привязали его к столбу мечети, а через некоторое время к нему вышел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Что у тебя, о Сумама?”

Тот сказал: “Я думаю, что всё кончится хорошо, о Мухаммад, ибо, если ты убьёшь меня, будет кому за меня отомстить, если окажешь мне благодеяние , то окажешь его благодарному человеку, если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут всё, что ты пожелаешь”.

Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел: “Освободите Сумаму”.

После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась рядом с мечетью, и совершил полное омовение, а потом вошёл в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!
О Мухаммад, клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц!
Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь она стала для меня самой любимой из всех религий!
Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь он стал для меня самым любимым из всех городов!” » .

ХАДИСЫ
О нравственных качествах

«Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами » .

«Воистину, я сильнее люблю тех из вас, которые обладают превосходным нравом» .

«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом. А лучшие из вас - те, которые хорошо относятся к своим женам» .

«Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль - это стыдливость» .

«Поистине, с помощью благонравия верующий может достичь степени того, кто постится днём и выстаивает ночи в молитве» .

«Воистину, наиболее совершенна вера у верующих, которые обладают превосходным нравом и снисходительны к своим женам» .

«Не будет на Весах ничего тяжелее благонравия» .

«Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна).” Люди сказали: “О посланник Аллаха, мы знаем, кто такие “болтливые” и “хвастливые”, но кто такие “разглагольствующие”?” Он сказал: “Это надменные”» .

«Добродетель суть прекрасный нрав» .

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» .

«Воистину, я послан, дабы усовершенствовать нормы морали» .

«Не сообщить ли мне вам, кто не попадет в ад? Каждый, кто близок [к другим], прост и добр» .

«Самые любимые Аллахом среди Его рабов - те, которые обладают превосходным нравом» .

«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья. И нет добра в том, кто не любит друзей и кого не любят друзья» .

«Богобоязненность и превосходный нрав» .

«Верующий искренен и великодушен, а грешник лжив и скуп» .

«Верующие не заносчивы и податливы, как верховые верблюды. Когда тех ведут, они покоряются, а когда их опускают на колени, они опускаются» .

«Верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не терпит причиняемые ими обиды» .

«Не поведать ли мне вам о лучших из вас?» Люди сказали: «Конечно, поведай!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас - те, которые дольше живут и наделены превосходным нравом» .

«Правдивость, забота о вверенном тебе на хранение имуществе, превосходный нрав и употребление в пищу того, что разрешил Аллах, не унижая себя при этом, - если в тебе есть эти четыре качества, то тебе не повредит то, что ты чего-то лишился в этом мире» .

«Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал» .

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже если правда будет на его стороне. И я гарантирую дом в средней части Рая тому, кто откажется от лжи даже в шутку. И я гарантирую дом в высшей части Рая тому, у кого благой нрав» .

МОЛИТВЫ ПРОРОКА О БЛАГОНРАВИИ

«О Аллах, позволь мне творить благие дела и надели меня благим нравом, ведь никто не ведет людей к благодеяниям и благонравию, кроме Тебя. И избавь меня от скверных дел и скверного нрава, ведь никто не в силах избавить людей от них, кроме Тебя»

اللَّهُمَّ اهْدِنِي لِأَحْسَنِ الْأَعْمَالِ وَأَحْسَنِ الْأَخْلَاقِ، لَا يَهْدِي لِأَحْسَنِهَا إِلَّا أَنْتَ، وَقِنِي سَيِّئَ الْأَعْمَالِ وَسَيِّئَ الْأَخْلَاقِ، لَا يَقِي سَيِّئَهَا إِلَّا أَنْتَ

(Аллахумма ихдини ли ахсани аль-а‘мали ва ахсани аль- ахляки, ля йахди ли ахсаниха илля анта, ва кынии сеййиа аль-а‘мали ва сеййи аль-ахляки, ля йакы сеййиаха илля анта ) .

«О Аллах, упаси меня от скверного нрава и деяний, от скверных желаний и недугов»

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ وَالْأَعْمَالِ وَالْأَهْوَاءِ وَالْأَدْوَاءِ

(Аллахумма инни а‘уузу бика мин мункирати аль-ахляки ва-ль-а‘мали ва-ль ахвааи ва-ль адваи ) .

«О Аллах, соедини наши сердца в любви и согласии и устрой между нами благочестие…».

اللَّهُمَّ أَلَّفْ بَيْنَ قُلُوبِنَا، وَأَصْلِحْ ذَاتَ بَيْنِنَا

(Аллахумма аллиф бейна кулуубина ва аслих зата бейнана ) .

«Воистину, я всего лишь человек. О Аллах, кого бы из верующих я ни ругал , сделай это для него причиной приближения к Тебе в День воскресения!» .

«О Аллах, создай трудности для того, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины, и та власть будет им в тягость, и будь добр по отношению к тому, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним»

اللَّهُمَّ مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَشَقَّ عَلَيْهِمْ فَاشْقُقْ عَلَيْهِ وَمَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَرَفَقَ بِهِمْ، فَارْفُقْ بِهِ

(Аллахумма - ман валийа мин амри умматии шей‘ан фашака алейхим фашкук алейхи, ва ман валийа мин амри умматии шей‘ан фарафака бихим фарфук бихи ) .

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, малодушия, скупости, старческой дряхлости и мучений могилы! О Аллах, даруй душе моей благочестие и очисти её, [ведь] Ты - лучший из очищающих её и Ты - её Покровитель и Владыка! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не [может] насытиться, и от мольбы, которой не внемлют!”

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ، وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ، وَالْهَرَمِ، وَعَذَابِ الْقَبْرِ، اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا، وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا، أَنْتَ وَلِيُّهَا وَمَوْلَاهَا، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ، وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ، وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ، وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا

(Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-‘аджзи, ва-ль-касали, ва-ль-джубни, ва-ль-бухли, ва-ль-харами ва ‘азаби-ль-кабр! Аллахумма, ати нафси таква-ха, ва закки-ха, Анта хайрун ман заккя-ха, Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха! ) .

А знания не приносят пользы, если человек не руководствуется ими в делах, не учит им других, не облагораживает ими свой нрав.

«О Аллах, одари меня прекрасным нравом, как Ты одарил меня прекрасной внешностью»

(Аллахумма камаа хассанта халки фаахсин хулуки ) .

Прощение в ходе ссоры

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что некий мужчина ругал Абу Бакра, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел рядом с ним. Он удивился этому и улыбнулся. Мужчина продолжал, и, наконец, Абу Бакр ответил ему. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассердился и встал. Абу Бакр догнал его и сказал: “О посланник Аллаха, ты сидел, пока он ругал меня, а когда я ответил ему, ты рассердился и встал”.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Возле тебя был ангел, который отвечал ему за тебя. Но когда ты ответил ему сам, появился сатана. О Абу Бакр! Три вещи суть истина. Если с рабом Божиим поступают несправедливо, а он прощает обидчика ради великого и могучего Аллаха, то Аллах непременно дарует ему могущество и он одержит верх.

Если человек распахнет двери и станет раздавать пожертвования, поддерживая тем самым связи, то Аллах лишь умножит его богатство. Если же человек распахнет двери и станет просить других, желая тем самым увеличить своё состояние, то Аллах не увеличит для него ничего, кроме недостатка ”».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит» .

Таким образом, человек имеет право отомстить за причиненную ему обиду или ответить на оскорбление тем же, и ответственность за его проступок несет тот, кто первым причинил обиду или нанес оскорбление. При этом обиженный может отвечать на обиду только в пределах совершенной против него несправедливости. Но если он излишествует в этом, то совершает грех, ибо дозволено ему было лишь равноценное возмездие.

Всевышний Аллах сказал: «Воздаяние за зло - равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит несправедливых» (24:40).

Т.е. отказаться от возмездия, снести оскорбление и стерпеть лучше, и это было отражено в хадисе про Абу Бакра.

«Поистине, самым ненавистным человеком для Аллаха является непримиримый соперник, ведущий тяжбу» .

Имам ас-Сан‘ани так прокомментировал этот хадис: «Аллах ненавидит тех, кто много спорит. Суть подобных споров состоит в том, что один спорщик пытается очернить другого и выявить у него ошибку тогда, когда в этом нет необходимости, просто ради унижения своего оппонента и демонстрации своего превосходства над ним».

Сноски

[Краткое изложение Сахиха Муслима (395)].
Достоверный хадис. [Аль-Байхаки].
Имеется в виду, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков и не позволял себе порочить других людей.
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1422)].
В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли.
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1934)].
[Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1416)].

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Удел только от Аллаха, а люди лишь создают причины
Всевышний Аллах сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано. Клянусь Господом неба и земли, что это является истиной, подобно тому, что вы обладаете даром речи!» (аз-Зарият 51: 22-23).

«Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» (Юнус 10: 31).

Всевышний Аллах также сказал: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (аль-Исра 17: 31).

Всевышний Аллах также сказал: «Именно они (лицемеры) говорят: “Не расходуйте на тех, кто возле посланника Аллаха, пока они не покинут его”. Но Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, однако лицемеры не понимают этого» (аль-Мунафикъун 63: 7).

Всевышний Аллах также сказал: (Худ 11: 6).

Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным» . аль-Бухари 3208, Муслим 2643.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок» . ат-Табарани в “аль-Аусат” 1560, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 601. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4200.

Никто не умрет, пока не получит свой удел сполна
Со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему» . Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 10/27, аль-Къуда’и в “аль-Муснад” 1151. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2085.

Со слов Джабира, Абу ад-Дарды и Абу Са’ида (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы сын Адама старался убежать от своего удела подобно тому, как он бежит от смерти, то настиг бы его удел так же, как настигнет его смерть» . Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/90, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 1192, ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/135. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5240.

Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Удел бывает двух видов: удел, который требуешь ты, и удел, который требует тебя, и если ты не являешься за ним, он сам является к тебе” . Ибн ‘Абд Раббих в “аль-‘Икъд аль-фарид” 3/169.

О своей нужде следует жаловаться и обращаться в первую очередь лишь к Аллаху
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда я сидел верхом позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне: «О мальчик, не научить ли тебя некоторым словам, посредством которых Аллах окажет тебе пользу?» Я сказал: “Конечно”. Тогда он сказал: «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя; помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Вспоминай Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде. Если захочешь попросить о чем-либо, то проси Аллаха; если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что перья уже подняты (от хранимой Скрижали), а страницы высохли, а поэтому, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя, не могло обойти стороной. И поистине, победа приходит с терпением, радость с несчастьем, а с трудностью приходит облегчение» ” . Ахмад 1/293, 303, 307, ат-Тирмизи 2516, аль-Хаким 3/531-532, Абу Я‘ля 2556, Ибн Аби ‘Асым 316, ат-Табарани в «аль-Кабир» 2/134, и др. Достоверность этого хадиса подтвердили такие имамы, как: Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аль-‘Аджлюни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз, Мукъбиль ибн Хади. См. “Нур аль-икътибас” 18, “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 344, “Муафакъа аль-хубр аль-хабар” 328, “Макъасыд аль-хасана” 188, “Кашф аль-хафа” 1/366, “Субулю-Ссалям” 4/267, “Тахридж аль-Муснад” 2804, “Тахридж Китаб ас-Сунна” 137-139, “ас-Сахих аль-муснад” 699.

«Тот, кого постигла нужда, а он обратился к людям для избавления от нее, они не помогут избавиться от нее. А тот, кого постигла нужда, и он обратился с ней к Аллаху, то Он обязательно пошлет ему его удел рано или поздно» . Ахмад 1/442, ат-Тирмизи 2326, Абу Дауд 1645, аль-Хаким 1/408. Имамы ат-Тирмизи, аль-Багъауи, аз-Захаби, Ахмад Шакир, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Шархсу-Ссунна” 7/329, “Тахридж аль-Муснад” 4219, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2787.

Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Воистину, богачи не дадут тебе столько, сколько потребуется для избавления от нужды, однако дадут тебе столько, сколько будет достаточно для того, чтобы ты опозорился” . аль-Хаттаби в “аль-‘Узля” 180.

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: “Как-то аль-Хузайми прочитал мне стих:
Сынов Адама не проси ты ни о чем,
проси Его, Того, чью дверь найдешь открытою всегда.
Аллах испытывает гнев, когда не просишь ты Его,
а человека попроси, и ты разгневаешь его”
. См. “аль-‘Узля” 180.

О необходимости добывать свой удел дозволенным образом
«Настанут для людей времена, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является приобретаемое им имущество» . аль-Бухари 2059.

Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Бойтесь Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, ведь поистине, ни одна душа не умрет, пока сполна не получит своего удела, даже если и будет задержка. Бойтесь же Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, приобретайте дозволенное и избегайте запретное!» Ибн Маджах 2144, Ибн Хиббан 3239, аль-Хаким 2/14. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7323.

Со слов ‘Амры бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мир этот сладок и зелен, и тот, кто получит от него что-то из дозволенного, тому будет в этом благодать. Но сколько же тех, кто переходит границы дозволенного в богатстве Аллаха и Его посланника, и получит в День воскрешения Огонь?!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 24/340. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1608.

Ведь если человек будет добывать свой удел запретным образом, то это имущество обернется для него наказанием. И именно поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто прибегал к Аллаху за защитой от имущества, которое обернется наказанием. Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от плохого соседа; и жены, от которой я поседею раньше времени; от ребенка, который будет повелевать мне; от имущества, которое станет для меня мучением, от коварного друга, глаз которого меня видит, а сердце подстерегает: если он видит во мне нечто хорошее, то скрывает, а если видит во мне дурное, то рассказывает это» . ат-Табарани в «ад-Ду’а» 3/1425. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3137.

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ جاَرِالسُّوءِ، وَ مِنْ زَوْجٍ تُشَيِّبُنِي قَبْلَ الْمَشِيبِ، وَمِنْ وَلَدٍ يَكُونُ عَلَيَّ رَبًّا، وَمِنْ مَالٍ يَكُونُ عَلَيَّ عَذَابًا، وَمِنْ خَلِيلٍ مَاكِرٍ عَيْنُهُ تَرَانِي، وَقَلْبُهُ يَرْعَانِي إِنْ رَأَى حَسَنَةً دَفَنَهَا، وَإِذَا رَأَى سَيِّئَةً أَذَاعَهَا

/Аллахумма инни а‘узубика мин джари ссу-и, уа мин зауджин тушайибуни къабляль-машиб, уа мин уалядин якуну ‘аляйа раббан, уа мин малин якуну ‘аляйа ‘азабан, уа мин хъалилин макирин ‘айнуху тарани уа къальбуху яр‘ани ин ра-а хасанатан дафанаха, уа иза ра-а сайиатан аза‘аха/.

Более того, если человек покается за запретное имущество, то, даже избавляясь от него, ему нельзя иметь намерение совершить садакъа! Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садакъа), не получит за это никакой награды, а еще понесет за это бремя греха» . Ибн Хузайма 4/110, Ибн Хиббан 3367. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” № 752, “Тахкыкъ Джами’ аль-‘улюм” 1/264.

Со слов Ибн Мас’уда, Абу Барзы аль-Аслями и Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день ноги раба Аллаха не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о пяти вещах: О его жизни, как он ее провел; о его молодости, как он ее использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал» . ат-Тирмизи 2416, 2417, Абу Я’ля 2/254, аль-Байхакъи 2/286. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 946.

Обилие удела не показатель проявления любви Аллаха к рабу
Всевышний Аллах сказал: «Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!» (аль-Муъминун 23: 55-56).

Всевышний Аллах также сказал: «Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали эти народы нищете и недугам, дабы они стали смиренными. Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а шайтан приукрашивал для них то, что они совершали. Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата всех соблазнов. Когда же они возрадовались тому, что им было даровано, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (аль-Ан’ам 6: 44).

Всевышний Аллах также сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» Вовсе нет! Вы сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно пожираете наследство и страстно любите богатство» (аль-Фаджр 89: 15-20).

Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах одарил раба тем, чего он возжелал в мирской жизни, несмотря на его грехи, то поистине, это является для него ловушкой (обольщением)!» , – после чего он прочитал следующий аят: «А когда они забыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата всех соблазнов. Когда же они возрадовались тому, что им было даровано, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние» ” (аль-Ан’ам 6: 44). Ахмад 4/145, ат-Табарани в “аль-Аусат” 9426. Хафиз аль-‘Иракъи, ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Файдуль-Къадир” 629, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 414.

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах распределил между вами ваш нрав, как Он распределил между вами и ваш удел. И поистине, Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако, Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит!» Ахмад 1/387, аль-Баззар 2026, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/166. Имам аз-Захаби, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Умдату-ттафсир” 1/323, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2714.

О великой мудрости Аллаха в распределении удела среди Своих рабов
Всевышний Аллах сказал: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. А милость твоего Господа лучше того, что они собирают» (аз-Зухруф 43: 32).

Всевышний Аллах также сказал: «Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его своим рабам, чтобы они не уравнялись с ними» (ан-Нахль 16: 71).

Всевышний Аллах также сказал: «Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (аш-Шура 42: 27).

Абу Хани аль-Хайляни рассказывал: “Я слышал, как ‘Амр ибн Харис и другие относительно этого аята: «Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле» , говорили: “Этот аят был ниспослан относительно некоторых бедняков, который жили под навесом. Причина этого была в том, что они сказали: «Если бы у нас было богатство», и стали жаждать мира этого” . Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 554, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/338. Достоверность иснада подтвердил ас-Суюты.

Хафиз Ибн Касир в отношении данного аята сказал: “Если бы Всевышний Аллах даровал людям удел, который превышает их нужду, то это побудило бы их к грехам и притеснению друг друга, вызвало бы в них высокомерие и недовольство. Къатада говорил: “Было сказано: «Наилучший удел – это тот, который не портит тебя и не увлекает»!” Однако Аллах посылает удел, выбирая то количество, которое требуется для праведности, и Он лучше знает об этом. Он наделяет богатством того, кто заслуживает этого и делает бедным того, кто заслуживает это. А в хадисе аль-Къудси сообщается: «Поистине, из числа Моих рабов есть такие, которые могут быть только в достатке, а если Я сделаю их нуждающимися, то это испортит их религию. И среди Моих рабов есть такие, которые могут быть только в нужде, и если Я обогащу их, то это испортит их религию!»” См. “Тафсир Ибн Касир” 4/374.

Что касается хадиса, который упомянул хафиз Ибн Касир, то он является слабым. См. “ад-Да’ифа” 1775.
Однако, несмотря на это, смысл его правильный. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Может быть так, что для некоторых людей нужда лучше, нежели богатство, тогда как для других богатство лучше, нежели нужда. Также обстоит и со здоровьем, ибо для кого-то наличие здоровья лучше, чем болезнь” . См. “Маджму’уль-фатауа” 11/120.

Упование на Аллаха должным образом в получении удела
Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (ат-Талякъ 65: 2-3).

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание также, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются в конце дня с полными» . Ахмад 1/30, ат-Тирмизи 2344, Ибн Маджах 4164, Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 310.

Имам аль-Мунауи сказал: “Поистине, обилие удела человека будет ровняться количеству членов его семьи и детей, и помощь посылается сообразно требуемому пропитанию. А тот, кто женился с намерением, связанным с миром вечным, желая увеличить численность общины, а не просто удовлетворить свою нужду и страсть, тому Аллах пошлет удел, откуда он и не ожидал” . См. “Файдуль-Къадир” 3/241.

Необходимость создания дозволенных причин для получения удела
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (ан-Ниса 4: 29).

Всевышний Аллах также сказал: «Мы не посылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам» (аль-Фуркъан 25: 20).

От Анаса (да буден доволен им Аллах) передается, что однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха, мне привязать верблюда и уповать на Аллаха, или же отвязать его и уповать?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Привяжи и уповай!» ат-Тирмизи 2517. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Ибн ‘Аббас (да буден доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды жители Йемена, отправляясь в Хадж, не взяли с собой припасы, сказав: «Мы уповающие на Аллаха». А когда они приехали в Мекку, то стали просить у людей помощи. И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность» (аль-Бакъара 2: 197)”. аль-Бухари 1523.

Со слов аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, любому из вас взять свою веревку, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать их, благодаря чему Аллах убережет его от нужды, будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, а могут и отказать» . аль-Бухари 1471, 2373.

Му’ауия ибн Къурра рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да буден доволен им Аллах) встретил людей из Йемена и спросил их: “Кто вы?” Они ответили: “Мы – уповающие на Аллаха”. После чего ‘Умар сказал: “Напротив, вы – пожирающие еду людей! Ведь уповающий сначала сеет семена в землю, а затем уповает на Аллаха” . Ибн Аби ад-Дунья в “Тауаккуль ‘аля-Ллах” 10.

О необходимости избегания крайности в стремлении к мирскому
Всевышний Аллах сказал: «Будет отвлекать вас страсть к приумножению до тех пор, пока вы не посетите могил» (ат-Такасур 102: 1-2).

Со слов Сальмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не становись ни первым из входящих на рынок, ни последним из выходящих оттуда, ибо там шайтан откладывает яйца и выводит своих птенцов» . аль-Хумайди в “аль-Джам’ байна ас-Сахихейн” 3/361, ат-Табарани в “аль-Кабир” 6/248. Имам аль-Къуртуби и имам ан-Науауи подтвердили достоверность хадиса. См. “Тафсир аль-Куртуби” 13/301, “Рияд ас-салихин” 1850.
Этот же хадис приводит и имам Муслим (2451), только как слова самого Сальмана аль-Фариси.

Со слов ‘Амра ибн Тагъляба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа признаков Судного Часа то, что умножатся богатства, увеличится невежество, участятся смуты и распространится торговля» . ат-Таялиси 1171, аль-Хаким 2/7. Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль ибн Хади назвали хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2767, “ас-Сахих аль-муснад” 1005.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Праведность первых поколений этой общины была по причине их аскетизма и убежденности, а гибель последних из ее числа будет по причине жадности и больших надежд» . Ахмад в “аз-Зухд” 10, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Якъин” 3, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 6853. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3845.

Имам аль-Мунауи сказал: “Смысл хадиса в том, что в конце времен жадность и пустые надежды возьмут верх и станут причиной погибели из-за накопления богатства и любви к нему. Ведь чрезмерность в любви к имуществу влечет к смутам, войне, убийству и тому подобному. Сказал ат-Тыби: «В хадисе под «убежденностью» речь идет об убежденности в том, что Аллах и есть источник удела, который распределяет удел, как сказано в Коране: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ 11: 6). И тот, кто будет убежден в этом, тот не будет скупиться, а жадный удерживает свое имущество и питает большие надежды именно по причине отсутствия убежденности” . См. “Файдуль-Къадир” 4/301.

Со слов Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Двое ненасытных никогда не насытятся: ищущий знания и ищущий мирского» . аль-Хаким 1/91, аль-Баззар 4880, ат-Табарани в “аль-Кабир” 10388. Имамы аз-Зуркъани, аль-‘Аджлюни и ас-Саффарини, аль-Альбани и Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. “Мухтасар аль-Макъасыд” 1103, “Кашф аль-хуфа” 2/380, “Шарх китаб аш-Шихаб” 450, «Сахих аль-джами’» 6624, “ас-Сахих аль-муснад” 51.

Къатада говорил: “Было сказано: «Наилучший удел – это тот, который не портит тебя и не увлекает»”. См. “ад-Дурруль-мансур” 13/158.

Истинное богатство – это богатство души
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Богатство человека не в изобилии мирских благ. Истинное богатство – это богатство души» . аль-Бухари 6446, Муслим 1051.

Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пророк Муса спросил Аллаха: “Кто из Твоих рабов является самым богатым?” Аллах ответил: “Тот, кто довольствуется тем, что ему даруется”. Муса спросил: “А кто из Твоих рабов является самым бедным?” Аллах ответил: “Тот, кому всегда мало”» . После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинное богатство – это не внешнее его проявление, однако истинное богатство – это богатство души. И если Аллах желает Своему рабу блага, то помещает богатство в его душу, а богобоязненность в его сердце. Если же Аллах желает Своему рабу зла, то помещает его нищету промеж его глаз!» Ибн Хиббан 6217, аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ” 1/274, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 1/92. Иснад хадиса хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3350.

Истинная обитель – это обитель мира вечного
Всевышний Аллах сказал: «Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспослали с неба и благодаря которой переплелись между собой растения земли. А потом они превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако праведные дела лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (аль-Кахф 18: 45-46).

Всевышний Аллах также сказал: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кинтарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (Али ‘Имран 3: 14).

Всевышний также сказал: «Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель – это настоящая жизнь. Если бы они только знали!» (аль-‘Анкабут 29: 64).

Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул во время копания Рва: «О Аллах, нет жизни, кроме жизни в мире ином!» аль-Бухари 2834, Муслим 1805.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мир этот – тюрьма для верующего и Рай для неверного» . Муслим 2956.

Со слов Даххака ибн Суфьяна (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нему: «О Даххак, что ты употребляешь в пищу?» Он ответил: “О посланник Аллаха, мясо и молоко” . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А во что потом все это превращается?» Даххак ответил: “В то, о чем тебе известно” . Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах сравнил этот свет с тем, что выходит из сына Адама» . Ахмад 3/452, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8138, аль-Байхакъи в «аш-Шу’аб» 5653. Хафиз Ибн Касир, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Джами’ аль-масанид» 5393, «аз-Зауаджир» 2/35, «Сахих ат-таргъиб» 2151.

Имам аль-Мунауи об этом хадисе сказал: “Говорит аз-Замахшари: “Смысл хадиса в том, что несмотря на то, что человек проявляет изящность и усердие в хорошем приготовлении еды и ее улучшении, она все равно превратится в итоге в то, от чего испытывают отвращение. Также и мир этот, в обустраивании которого люди прилагают большое усердие, упорядочивая это, завершит свое существование крахом”. Сказал ад-Дайлями: “Это является сравнением мирского с мочой и калом. Ведь еда, что выходит из человека, до этого имела цвет, приятный вкус, также и сладкий напиток, однако все это превратилось в то, о чем вам известно. Также и мир этот, он является зеленым и сладким, к которому склоняются души. А несведущий об исходе мира этого склоняется к его красотам, полагая, что мир этот вечный, или же полагая, что сам он будет жить вечно” . См. “Файд аль-Къадир” 2/278.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, Аллах сравнил еду и то, во что она превращается с миром этим. Ведь, несмотря на заботу о еде при приготовлении, приправу и соление, посмотри, во что она превращается. Никто не обольщался миром этим и не желал прожить в нем вечно, кроме обладателя дурного стремления, презренного разума и низкого положения!” См. “Тарикъ аль-хиджратейн” 382.

Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения приведут того, кто в мире этом жил в наибольшей роскоши, который был из числа заслуживших Ад. Когда его погрузят в огонь первый раз, он будет спрошен: “О сын Адама, видел ли ты когда-нибудь благо и испытывал ли когда-нибудь блаженство?” На что он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, о Господь!” И приведут того, кто в мире этом испытал самые ужасные бедствия, получив в награду Рай, и его введут в Рай, а потом спросят: “О сын Адама, знал ли ты когда-нибудь горе и испытывал ли ты когда-нибудь нужду?” На что он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, никогда я не знал горя и никогда не испытывал нужды!”» Муслим 2707.

Получение удела будет облегчено тому, кто стремился к миру вечному
Со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьим основным намерением является мир этот, того дела Аллах разделит и поместит его нищету прямо меж его глаз, и он не получит из мирского ничего, кроме того что предписано ему. А тот, чьим намерением был мир иной, того дела Аллах соберет воедино, поместит его богатство в его сердце и придет к нему мир этот сам, против своей воли» . Ахмад 5/183, Ибн Маджах 4105, Ибн Хиббан 72. Достоверность хадиса подтвердили имамы: Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-Мунзири, ад-Думьяты, аль-‘Иракъи, аль-Бусыри, Ибн Муфлих, аль-Альбани, Мукъбиль. См. “ат-Тамхид” 21/276, “Тахридж аль-ихья” 4/271, “аль-Адаб аш-шар’ия” 3/263, “Сахих ат-таргъиб” 90, “аль-Муснад ас-Сахих” 358.

Имам ас-Синди сказал: “То, что предписано рабу Аллаха из его удела неизбежно ему достанется. Однако тот, кто желал мира вечного, тому его удел достанется без особых усилий, тогда как тот, кто желал мирского, достанется его удел с трудностью и сложностью. А тот, кто желает мира иного, для того будет собран мир этот и мир иной” . См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 4/424.

Шейх Мухаммад аль-Мубаракфури относительно слов: «сделает его богатство в его сердце» , сказал: “Т.е. Аллах сделает его неприхотливым, удовлетворенным, чтобы не утруждался желанием большего” . О словах: «соберет его дела воедино» , сказал: “Т.е. его разрозненные дела, сделает его желания собранными и подготовит их причины так, что он даже не заметит этого” . О словах: «поместит его нищету прямо меж его глаз» , сказал: “Нужда в творениях, подобно тому, кто впал в самое трудное положение” . См. “Тухфатуль-ахуази” 6/339.

О Аллах, даруй и облегчи для нас дозволенный удел в мире этом, который не станет для нас наказанием! И введи нас, о Аллах, в Свой обширный Рай по Своей великой и безграничной милости!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

Объясняя аят «ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Сура «Верующий», аят 60), шейх Ибн Усаймин сказал:

«Так сказал Великий и Могущественный Аллах и таково Его обещание, а Всевышний Аллах не нарушает Свои обещания…

«… и Я отвечу вам» . - Ответом для обращения с поклонением является принятие Аллахом выполненного поклонения, а ответом для обращения с просьбой является дарование того, что человек просит. И таково обещание Аллаха. Но для этого необходимо наличие некоторых обстоятельств, необходимо наличие определенных условий для того, чтобы было отвечено на дуа.

Условие первое: чистота намерения для Аллаха (ихляс). Ты должен очищать свое намерение, чтобы быть обращающимся по праву. Если это в каком-либо обряде поклонения, то не приобщай к Аллаху ничего, не совершай поклонение ради показухи или чтобы потом хвастаться этим, и не ради того, чтобы сказали люди: «Он был в хадже, он щедрый, он много постится». Если же ты не будешь придерживаться этого, то сделаешь напрасным то, что совершал.
Так же и в обращении с просьбой: необходимо соблюдать чистоту в намерении. Обращайся к к Аллаху с чувством, что ты нуждаешься в Нем, а Он не нуждается в тебе; чувствуя, что Он способен дать тебе то, что ты просишь.

Условие второе: чтобы не было дуа преступным. Если оно будет преступным, то Аллах его не примет, даже если просит отец или мать для сына, согласно тому, что сказал Всевышний Аллах: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих». (Сура «Преграды», аят 55) И если человек просит о том, что является грехом, просит что-нибудь запретное - я прибегаю к Аллаху от этого - это его дуа не принимается, так как он преступил. И также если он попросит то, что невозможно по шариату, например скажет: «О Аллах, сделай меня пророком». — Это не разрешается, и это преступление, которое не принимается. Также если будет делать дуа против того, по отношению к кому поступил несправедливо - дуа не принимается . И если женщина будет делать дуа против своего сына, за то что тот любит свою жену - дуа ее не принимается. И если отец делает дуа против своего сына, за то что тот общается с праведными людьми - такое дуа не принимается. Таково условие: не должно быть в дуа преступления.

Условие третье: чтобы взывая к Аллаху, человек был уверен в ответе на зов, чтобы не было это дуа для него пробой, действием совершаемым «на авось». А ведь некоторые люди обращаются к Аллаху чтобы проверить примется их дуа или нет - такое дуа не принимается от них. И если обращаешься к Аллаху, то взывай с уверенностью, что Аллах ответит, потому что, твое дуа, тогда, когда ты сомневаешься - не принимается.

Условие четвертое: отстранение от запретного. Человек не должен употреблять в пищу запретное. А кто употребляет запретное, полученное от ростовщичества, мошенничества, обмана и тому, что подобно этому - не будет ему отвечено на дуа. Доводом этому являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Поистине Аллах - благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине Всевышний Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам, Он сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете». (Сура «Верующие», аят 51) И сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас». (Сура «Корова, аят 172) Затем (пророк, мир ему и благословение Аллаха) рассказал о человеке, который «долго находится в пути, его волосы растрепаны, и сам он в пыли протягивает руки к небу, взывая: «О Господи! О Господи!» - Но еда его запретная и питье его запретное, и одежда его запретная, и вскормлен он на запретном - так как же при этом будет ему отвечено?!» (Муслим 1686)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал, что подобное положение далеко от того, чтобы Аллах ответил на дуа. При том, что тот человек принял меры, при которых дуа заслуживает ответа, но то, что он употреблял в пищу запретное, удалило его от принятия Аллахом его дуа. Просим у Аллаха избавления (от такого в жизни).

Таковы четыре условия, необходимые для дуа.
И благополучие - от Аллаха.

См. «Шарх Рияд ас-салихин» 6/7-10.

شارحا لقول الله تعالى: {وقال ربكم ادعوني أستجب لكم}:

«وهذا قول من الله عز وجل ووعد والله تعالى لا يخلف الميعاد …
… {أستجب لكم} والاستجابة في دعاء العبادة هي قبولها والاستجابة في دعاء المسألة إعطاء الإنسان مسألته وهذا وعد من الله تعالى لكن لابد من أمور فلابد لإجابة الدعاء من شروط

منها الإخلاص أن تخلص لله فتكون داعيا له حقا إن كنت في عبادة لا تشرك به شيئا لا تعبده رياء ولا سمعة ولا من أجل أن يقال فلان حاج فلان سخي فلان كثير الصوم إذا قلت هذا أحبط عملك فلابد من الإخلاص في المسألة أيضا ادع الله وأنت تشعر بأنك في حاجة إليه وأنه غني عنك وقادر على إعطائك ما تسأل

ولابد أيضا من أن يكون الدعاء لا عدوان فيه فإن كان فيه عدوان فإن الله لا يقبله ولو من الأب لابنه أو من الأم لابنها إذا كان فيه عدوان فإن الله لا يقبله لقول الله تعالى {ادعوا ربكم تضرعا وخفية إنه لا يحب المعتدين} فلو دعا الإنسان بإثم بأن سأل ربه شيئا محرما فهذا لا يقبل لأنه معتد ولو سأل ما لا يمكن شرعا مثل أن يقول اللهم اجعلني نبيا هذا لا يجوز وهو عدوان لا يقبل ولو دعا على مظلوم فإنه لا يقبل ولو دعت المرأة على ابنها لأنه يحب زوجته فإنه لا يقبل وكذلك الأب لو دعا على ابنه لأنه صاحب أناسا طيبين فإنه لا يقبل فيشترط أن يكون في الدعاء عدوان

الشرط الثالث: يشترط أن يدعو الله تعالى وهو موقن بالإجابة لا دعاء تجربة لأن بعض الناس قد يدعو ليجرب ليرى هل يقبل الدعاء أم لا؟ هذا لا يقبل منه ادع الله وأنت موقن بأن الله تعالى سوف يجيبك فإن كنت دعوته وأنت في شك فإن الله لا يقبله منك

الشرط الرابع: اجتناب الحرام بأن لا يكون الإنسان آكلا للحرام فمن أكل الحرام من ربا أو فوائد غش أو كذب أو ما أشبه ذلك فإنه لا يستجاب له والدليل على هذا قول النبي صلى الله عليه وسلم إن الله طيب لا يقبل إلا طيبا وإن الله أمر المؤمنين بما أمر به المرسلين قال تعالى {يا أيها الرسل كلوا من الطيبات واعملوا صالحا} وقال {يا أيها الذين آمنوا كلوا من طيبات ما رزقناكم واشكروا لله إن كنتم إياه تعبدون} ثم ذكر الرجل يطيل السفر أشعث أغبر يمد يده إلى السماء يا رب يا رب ومطعمه حرام وملبسه حرام وغذي بالحرام فأنى يستجاب لذلك فاستبعد النبي صلى الله عليه وسلم أن يستجيب الله لهذا مع أنه فعل من أسباب الإجابة ما يكون جديرا بالإجابة ولكن لما كان يأكل الحرام صار بعيدا أن يقبل الله منه

فهذه أربعة شروط للدعاء لابد منها والله الموفق».

انظر: «شرح رياض الصالحين» 6/ 7-10

Статьи по теме