Чудо в зейтуне. Явление девы марии в каире Явление богородицы над церковью в 1979

В декабре 2009 года в пригороде г.Каира в районе Гизы под названием Эль-Варак в храме коптской ортодоксальной христианской церкви, произошло явление Богородицы.
Явление произошло через 40 лет после известного на весь мир явления Божией Матери в Зейтуне (пригороде Каира) в другой коптской церкви - Аль-Муалляка.
Явление наблюдали тысячи людей в течении четырех дней(10, 14, 16, 17 декабря 2009 года), но продолжались они и позже.


Тысячи людей собирались в этом районе с наступлении темноты, чтобы увидеть Чудо.
Коптская церковь находится на окраине Каира.
Несмотря на свою малочисленность и нахождении среди мусульман,копты сохранили верность христианству.
В последние годы быстро идет обновление монашества в монастырях, в том числе древних Нитрийских.

Как сообщила польская исследовательская организация "Nautilus", первым необычное явление заметил около 20.30 мусульманин Хасан, находившийся в своем баре. Это был сильный свет, источавшийся со стороны церкви.неким мусульманином вечером 10 декабря 2009 года.

Информацию подтвердил коптский епископ Шубра аль-Хайма, большого рабочего пригорода к северу от Каира, сообщает агентство KIPA-APIC со ссылкой на независимый веб-сайт «Religioscope».
Сообщается, что новое появление "светоносных вспышек" на храме, в которых многим очевидцам виделся образ Девы Марии, длилось более трех месяцев и привлекло к месту явления сотни тысяч людей.

Необычное явление, напоминающее человеческую фигуру с золотым нимбом и в бирюзовой накидке было замечено над крышей храма. Чудо наблюдалось ночью, с 1.00 до 4.00, зафиксировано множеством очевидцев с разных ракурсов на фото и видео.
Сначала это был яркий свет, некоторые очевидцы видели свечение и голубя (голубку), кружившего над храмом.
После 1.00 появилась непосредственно фигура, отождествляемая с Пресвятой Богородицей, перемещающаяся по крыше храма.
Кресты на церкви светились ярким светом.

Вокруг храма быстро собралась огромная толпа, певшая песни и гимны в честь Божией Матери.
Чудесное видение,видимое очень ясно и четко,потрясало своей невероятностью и, в то же время, очевидностью.


Видео Явления Пресвятой Богородицы в Каире 2009 год

***
КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ-КОЛЫБЕЛЬ ВОСТОЧНОГО МОНАШЕСТВА

Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились до наших дней.

Коптская Церковь принадлежит к семье древних восточных Церквей, к которой относятся также Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти Церкви называют «дохалкидонскими», поскольку в период богословских споров они не приняли решений IV Вселенского собора, имевшего место в Халкидоне в 451 году. Первоначально Коптская Церковь входилась в состав Александрийской патриархии, но после избрания первого коптского Патриарха Феодосия (536–538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной национальной Церковью.

Само название «Коптская Церковь» говорит о ее древности. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» - это искаженное греческое название Египта - Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит к «Ха-Ка-Птах» - древнему культовому наименованию Мемфиса. Как отмечал в начале ХХ века выдающийся отечественный востоковед Борис Александрович Тураев, «около миллиона потомков подданных древних фараонов, единоплеменников св. Антония и Пахомия Великих, до сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные».

В настоящее время число коптов, живущих в Египте, по разным оценкам достигает 5–7 млн. человек. Копты живут по своему собственному календарю, который повторяет календарь фараонов. Год состоит из 12 месяцев по 30 дней и одного месяца, состоящего из 5 дней (6 дней в високосный год). Рождество празднуется 7 января, Крещение - 19 января. Празднование Пасхи не имеет фиксированной даты.

Христианство в Древнем Египте существовало до 641 года, когда страна была завоевана арабами. Христианская вера в Древнем Египте зародилась в Александрии, откуда оно быстро распространилась по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Христианская церковь называется в Египте коптской. Из-за особенностей веры коптская церковь откололась от ортодоксальной. До сих пор часть населения Египта придерживается этой веры. Слово "копт" произошло от арабского "купт", а оно в свою очередь от греческого "эгиптос", что обозначает "египтянин". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила.
***

ЯВЛЕНИЕ В ЗЕЙТУНЕ

Чудо явления Пресвятой Богородицы в Зейтуне наиболее известное и масштабное в истории.

Напомним, что в 1968 г., в пригороде Каира - Зейтуне, вечером 2 апреля рабочий автобусного парка (кстати, также мусульманин) увидел странное зрелище - на крыше коптской церкви Девы Марии стояла полупрозрачная женская фигура в ослепительно белой одежде, от которой исходило свечение.
В бедном районе Зейтун на окраине Каира, находится коптская церковь Аль-Муалляка, посвященная Деве Марии.
Она построена на месте, где, по преданию, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет.

Показания многочисленных свидетелей обобщил журналист Фрэнсис Джонсон в своей книге «Когда миллионы видели Деву Марию», выдержавшей пять переизданий.

Автор обращает внимание на то, что явления совершались над и вокруг церкви в Зейтуне, деловом пригороде Каира, лежащем в непосредственной близости от маршрута, по которому следовало Святое Семейство во время бегства в Египет. Земля, на которой стоит церковь, первоначально принадлежала семье копта по фамилии Халил. В 1920 году одному из членов его семьи во сне явилась Богородица и велела построить храм на этом месте.
"Ты должен построить Мне церковь. Если ты это сделаешь, то через 50 лет Я сюда прийду"-сказала ему Дева Мария.

Храм был воздвигнут в 1925 году и после этого переулок стал называться Халил Лэйн (переулок Халила). И вот, 50 лет спустя, Пресвятая Дева как будто благословила храм таким образом.

ЦЕРКОВЬ АЛЬ-МУАЛЛЯКА

Самая известная из шести церквей Аль-Муалляка была построена в IV в. на одном из бастионов римского форта. Само название храма "эль-Муаллака" в переводе с арабского означает "подвешенная". Смысл его объясняется особенностями местоположением церкви, основной неф которой расположен между двумя башнями крепости Вавилон, служащей фундаментом всего архитектурного комплекса.

Церковь имеет привычную для архитектуры того времени форму базилики. Правда в отличие от стандартной формы, в которой должно было быть три основных зала (центральный больше двух боковых, и его величественность дополнительно подчеркивается разницей в высоте потолка, потолки в боковых залах делались ниже), Ал-Муалляка делится колонами на четыре зала.

Центральные залы отличаются друг от друга лишь шириной. Аль-Муалляка славится своим иконостасом, непривычным с точки зрения русского человека. Иконы расположены лишь в самом верху, остальная часть иконостаса представляет собой резную деревянную панель с костяной инкрустацией. Иконы Аль-Муалляка выполнены в манере "схематизма": нет прорисованных деталей, объемности изображений, пропорций, но, тем не менее, при взгляде на эти иконы человек чувствуют, что они несут сильный эмоциональный заряд.

В церкви практически нет фресок, это тоже элемент культур коптов, фрески использовались лишь в часовне, а в самой церкви их можно увидеть лишь в виде орнамента на колонах. Как и в большинстве коптских храмов, внутри расположены скамейки. Отличались в коптской культур и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что, с какой стороны ни посмотри - виден Крест. В стеклянных витринах, усыпанных клочками бумаги, в деревянных пеналах, обернутых в кофры, лежат мощи святых, к которым обращаются со своими просьбами и молитвами многочисленные паломники, которые посещают коптские церкви.

Аль-Муалляка единственная церковь, в которую можно попасть с внешней стороны форта, все остальные церкви находятся внутри форта. Храм стал наиболее значимым из всех шести церквей после публичного явления Пресвятой богородицы над храмом в 60-е года ХХ столетия. Пречистая молилась Господу, источая свет в ночи, и благословляла страждущих исцелиться, после чего они выздоравливали.
***

ЧУДЕСА ЕГИПЕТСКИЕ

Чудеса в Каире – не единственные в Египте.
В 1982 году подобные явления повторились в другом храме Богородицы в Каире, на улице эль-Гамхурия.
25 марта 1986 года Богородица явилась в Шубре, одном из христианских кварталов Каира над храмом святой мученицы Деминианы и 40 дев, они продолжались там до 1991 года.

Примечательно, что там свидетели (в том числе и члены папской комиссии из Ватикана!) четко видели изображение Младенца Иисуса на руках у Девы Марии – оно появилось во время Божественной литургии. Видение появлялось и в храме, возле алтарной стены.
С августа по сентябрь 1997 года продолжались явления Богородицы над храмом в деревне Шентана в провинции Менуфия – они тоже зафиксированы епископами Коптской церкви и секретарем Папы Римского.
А в августе 2000 года начались явления Богородицы в Асьюте, городе в 290 километрах к югу от Каира. Там Богородицу видели над церковью Святого Марка.

В 2002-м Богородица являлась в церкви в Гизах, неподалеку от пирамид. Дева Мария, сотканная из света, простирала руки к людям. Полицейские и военные направили мощные прожекторы в сторону явления, но не смогли затмить заливавший всю округу свет...
А в одной из самых древних коптских церквей во имя свв. мчч. Сергия и Вакха, построенной над пещерой, где по преданию останавливалось Святое Семейство, мироточит Крест на каменной колонне.

Покров Пресвятой Богородицы простирается над Египтом. Богородица не оставляет своих чад.
Явления Пресвятой Богородицы явно связаны с пребыванием Святого Семейства в Египте, где оно нашло убежище от царя Ирода, здесь произошла первая проповедь Младенца Христа, в результате которой старые боги были уничтожены, и воссиял свет истинной веры, а египетская земля и ее народ получили благословение от Господа.
К этому периоду относится Древо Богородицы в Каире, а также пещера, где скрывалось святое семейство (храм Сергия и Вакха).

В Каире, а точнее в его старинных предместьях, которые сегодня являются частью города, Святое Семейство ожидали как драматические, так и теплые встречи.
В дальнейшем, благословение, полученное народом Египта, проявилось в распространении христианства в Египте.

Места, где останавливались Дева Мария, Иосиф и младенец Иисус, сохранились не только в истории, здесь располагаются старинные церкви и монастыри в память о тех событиях.
И даже мусульмане благоговейно относятся к местам пребывания Святого семейства. Например, охранник в Матарейи, бесплатно помогает при осмотре святыни.

Сергей Путилов

Русского пилигрима, забравшегося в горы близ Дамаска, чтобы посетить монастырь Св.Феклы, может удивить почтение, с которым православные монахини относятся к «коптской» иконе «Чудо Богородицы в Зейтуне». Ее иконография может показаться православному человеку очень необычной. Пресвятая Дева в нимбе из золотых звезд парит над куполом храма, из ее распростертых ладоней бьют снопы света. Такие же иконы вы увидите в греческих храмах Святой Земли и, конечно же, в самом Египте, где расположен Зейтун. Почитание «коптской» иконы Богородицы Зейтунской широко распространено на православном Ближнем Востоке. В то же время, в России об этом великом чуде и тридцать лет спустя еще мало кто знает.

Небольшая пятикупольная церковь Богородицы в каирском пригороде Зейтун стоит в тени громадного современного собора. Три десятка лет назад здесь произошли события едва ли не самые потрясающие за всю двухтысячелетнюю историю Христианства. 2 апреля 1968 года рабочие-мусульмане автобусного парка, находившегося рядом с храмом, увидели странное зрелище – на крыше церкви стояла полупрозрачная женская фигура, от которой исходило свечение. Сначала они не поняли, но затем ужаснулись. Прибежавшие люди увидели на крыше Богородицу – такой, как Ее изображают на иконах в деисусном чине иконостаса, молящуюся перед крестом храма, от которого тоже исходило сияние. Пришедшие фотографы сделали первые кадры.

Весть о явлении облетела весь мир. Очевидцами явлений, продолжавшихся непрерывно в течение трех лет, были сотни тысяч людей, среди которых немало фотокорреспондентов и журналистов. Однако в нашей стране, находившейся тогда за большевистским «железным занавесом», обо всех этих событиях практически ничего не известно. Показания многочисленных свидетелей обобщил журналист Фрэнсис Джонсон в своей книге «Когда миллионы видели Деву Марию», выдержавшей пять переизданий.
Автор обращает внимание на то, что явления совершались над и вокруг церкви в Зейтуне, деловом пригороде Каира, лежащем в непосредственной близости от маршрута, по которому следовало Святое Семейство во время бегства в Египет. Земля, на которой стоит церковь, первоначально принадлежала семье копта по фамилии Халил. В 1920 году одному из членов его семьи во сне явилась Богородица и велела построить храм на этом месте. Храм был воздвигнут в 1925 году и после этого переулок стал называться Халил Лэйн (переулок Халила). И вот, 50 лет спустя, Пресвятая Дева как будто благословила храм таким образом.

Предыдущее явление Богоматери было в 1962 году в советской Литве. Пресвятая Дева сказала тогда, что в следующий раз Она придет в Египет.

Первое видение в Зейтуне, как уже было сказано, случилось вечером 2 апреля 1968 года, в 20.30. Вот что рассказали рабочие-мусульмане, прибывшие на обычную пересменку к воротам своего гаража, что напротив церкви Святой Марии. Час пик уже прошел, и в наступающей темноте на улице были только одна машина и несколько женщин, идущих на освещенной фонарем стороне. Внезапно какое-то движение над средним куполом храма привлекло внимание женщин. Двое рабочих отставили свои чашки чая и застыли в изумлении – коленопреклоненная «белая леди» стояла рядом с крестом на верхушке купола. Один из рабочих, по имени Фарух, указал перевязанным пальцем (который ему должны были ампутировать на следующий день) и закричал из всех сил, думая, что девушка хочет броситься вниз: «Леди! Не прыгайте! Не прыгайте!» Движимый чувством отчаяния, он бросился вызвать пожарных и полицию, а несколько его товарищей – позвать священника отца Константина.
В этот момент «Леди», облаченная в мерцающую светом одежду, встала на ноги. Одна из женщин внизу закричала по-арабски, внезапно осененная: «Наша Богоматерь Мария!». Едва с ее губ сорвался этот возглас, как неизвестно откуда появилась стая белых голубей, и стала парить рядом с видением. Через несколько мгновений необычное видение поблекло в потемневших небесах, оставив зрителей ошеломленными и безмолвными.

На следующее утро, когда рабочий-очевидец Фарух прибыл в госпиталь на операцию, хирург был поражен, увидев палец абсолютно здоровым. Это было первое известное чудо исцеления в Зейтуне.

Краткий рассказ о первом видении был помещен в выпуске каирской газеты Wantani. Неделю спустя произошло второе видение, затем еще и еще, в быстрой последовательности. Они всегда происходили ночью и сопровождались таинственным светом, сиянием и блеском вокруг церкви, которые образовывали как бы балдахин из звезд. Один из свидетелей описывает это как «ливень из бриллиантов». Минуты спустя появлялась стая сияющих голубей и летала вокруг залитой потоками света церкви. Очевидцы описывают их как странных птиц, – будто бы сделанных из света, которые летали с поражающей скоростью, но не махали крыльями. Иногда семь или более птиц летали в форме креста. Потом они сбивались в стаю и внезапно исчезали, будто таяли снежные хлопья.

Вскоре слепящая вспышка света будто всасывалась в церковную крышу. Уменьшаясь, свет приобретал форму Богоматери. Она всегда была в длинной одежде и покрывалом на голове из голубовато-белого света. Складки одежды трепетали на теплом ветру. Вокруг головы было ослепительное сияние в виде нимба. Оно было таким сильным, что делало практически невозможным различить черты лица. Видение без усилий скользило сквозь купола и приветствовало толпу внизу. Неожиданно Она могла появиться над или между пальмовыми деревьями во дворе церкви, или являлась как шар света на одной из 4 угловых глав, или у поддерживающих их каменных арок. Частота видений варьировалась. В первые дни Богородица появлялась почти каждую ночь, иногда по несколько раз в ночные часы. Поэтому многие сотни наблюдателей могли быстро сбегать домой и привести сюда своих родственников или соседей. С течением времени видения, однако, стали появляться менее часто. Время от времени Пресвятую Деву можно было видеть с младенцем Иисусом на руках, или со святым Иосифом вместе со Христом – ребенком лет 12-ти.

Новости о видениях распространялась с быстротой пламени, вызывая волну сильного воодушевления невероятного множества христиан, мусульман, иудеев и даже неверующих. Толпы собиравшихся по ночам достигали 250 тысяч человек. Каждое появление Богородицы сопровождалось оглушительными криками, плачем огромного количества людей, осаждавших со всех сторон церковь: «Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!» Множество мусульман, стоя на коленях на своих циновках, цитировали вирши из Корана в честь Святой Марии (ислам испытывает определенное почтение к Деве Марии и признает Непорочное зачатие Христа). Другие молились в унисон с католиками, коптами и протестантами. Впервые в истории христиане и мусульмане молились вместе в таком большом количестве.

В ранние часы фотограф Вагих Ризк Матта впервые успешно сфотографировал видение. «Явление – говорит он – было таким резким, что слепило мне глаза. Я был словно поражен ударом тока. Я щелкнул камерой несколько раз и неожиданно обнаружил, что моя больная рука исцелена». Растущее количество других исцелений подвигло коптские церковные власти даже организовать специальный Медицинский комитет, чтобы расследовать случаи исцелений.

Епископ Григорий, руководитель Академии коптской культуры и научных исследований: «Эти события не имеют равных в прошлом ни на Востоке, ни на Западе. Однажды я видел отверзшиеся небеса, и Святая Мария появилась в этом разрыве. Она выглядела больше ростом, чем обычная человеческая фигура, молодая, прекрасная и сияющая. У Нее на голове было что-то вроде покрывала. Она смотрела в направлении креста на куполе главного храма. Она выглядела как скорбящая Мать. Она не выглядела счастливой. Она стояла там в течение 2 или 3 часов. Иногда Она медленно двигалась. Временами у Нее в правой руке была оливковая ветвь, а иногда Она поднимала обе руки в молении. Иногда Богородица являлась с Младенцем Христом на руках – тогда она выглядела счастливой, иногда улыбалась. Она всегда была милостивой. Затем Она возвращалась к куполу, фигура превращалась в светящийся шар и таяла в темноте».

Епископ Афанасий из Бени Зуиф: «Было трудно стоять все время прямо перед церковью, так как волны людей толкали меня со всех сторон. Богородица была в 5-6 метрах над куполом, высоко в небе, в полный рост, как фосфорицирующая статуя, но она не была безжизненная. Было заметно движение тела и складок одежды. Она сделала жест рукой, благословляя народ. Это было что-то сверхъестественное что-то очень, очень небесное».

5 мая 1968 года специальный комитет иерархов Коптской Церкви обратился к своему папе Кириллу VI:

«Мы имеем большую честь представить Вашему Преосвященству эти исследования, касающиеся появления Благословенной Девы в нашем коптском православном храме в Зейтуне (г.Каир). 27 апреля 1968 года после того, как Вы нас направили, мы выехали на место, где находится церковь, и стали беседовать с очевидцами. В итоге опроса рабочих гаража, населения Зейтуна – христиан и мусульман – мы пришли к заключению, что появление Пресвятой Богородицы было несколько раз на куполах церкви со 2 апреля по сегодняшний день (5 мая). Множество людей из разных частей страны видели Богородицу и подтвердили это письменно. Многие с энтузиазмом посылали нам свои письма со свидетельствами. Мы представляем Вам эти показания с собственными свидетельствами того, что видели своими глазами».

Когда я вернулся в Россию, то первым делом рассказал о Зейтунском чуде настоятелю церкви Николы Чудотворца в городе Видное о. Николаю. Вот что он мне сказал: «Чтобы случайно не отвергнуть явленное нам свыше чудо, нужно смотреть по плодам. То есть на то, какие последствия имели зейтунские события. Привели ли события, произошедшие в Коптской Церкви, к усилению веры среди людей? Нужно, не отвергая, внимательно изучить все, что связано с этими явлениями, иначе мы рискуем вместе с водой выплеснуть и ребенка».

По сообщению бенедиктинского монаха Джерома Палмера, который также написал книгу о видениях в Египте, христиане и нехристиане свидетельствовали, что то, что они видели в Зейтуне, приводило их к вере в Бога. «Люди – пишет он – начали думать, что Христианство – это новый путь, особенно те, кто раньше был неверующим. Определенно, вера в Бога, в сверхъестественное усиливалась». Вместе с тем, «в этих явлениях не заключалось никаких посланий, да ведь и сотни посланий не смогли бы сделать того, что сделали видения в Зейтуне», – резюмирует автор.

Специалист в области коптских исследований, дьякон Игорь Катаев из Санкт-Петербурга, предложил мне посмотреть на эту проблему шире. Дело в том, что по поводу Зейтуна высказывались различные авторитетные богословы, и здесь мнения отличаются до полной противоположности. Одни считают все проявления духовного мира у инославных, как то: чудеса, видения, откровения, – воздействием нечистых духов – бесов. Другие полагают, что в иных христианских течениях также возможно проявление чудес Божиих. И в таком случае необходимо уже рассуждать о причинах и целях этих чудес – призваны они утвердить инославных в их исповедании или же эти чудеса посланы, чтобы наставить их на истинный путь – исповедание Православной веры. Последнее, кстати, маловероятно, потому что, как правило, любые чудеса, происходящие в рамках какой-либо конфессии, истолковываются ее представителями в пользу этой конфессии. «На самом деле, – резюмирует дьякон Игорь Катаев, – решение этого вопроса у нас отнесено на день Последнего Суда, когда и откроется, где истина, а где ложь».

Пожалуй, это наиболее разумный подход к Зейтунскому чуду. Однако проблема, как вести себя по отношению к африканским братьям по вере, остается. Событие это стало неотъемлемой частью жизни Коптской Церкви, что отражено в тысячах издаваемых книг, фотографий и икон. Несколько таких икон я купил себе на память. На одной из них Богородица изображена с нимбом из звезд в окружении парящих над ней белых голубей. Из ладоней Девы Марии исходит свет.

Каир – Дамаск – Иерусалим – Москва

Христиане страны пирамид

Недавно издательство «Лепта-пресс» выпустило сборник, посвященный описанию величайших христианских святынь, находящихся в Египте, современной общественно-политической жизни коптов – прямых потомков древних египтян и истории Коптской Церкви. Немаловажно, что авторы в своих работах опираются не только на научные труды предшественников, но и на свои личные впечатления и наблюдения.

Со страниц сборника с читателем говорят живые наследники исчезнувшей тысячи лет великой цивилизации: торговцы, монахи, рыбаки. Большое количество содержащихся в книге малоизвестных научных фактов о коптах дополнено наблюдениями о современном непростом политическом положении в стране. Происходящий в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению, не обошел стороной и Египет - страну, где христиане и мусульмане веками сосуществовали мирно.

Первая книга сборника – «Христианский Египет» – обзорная работа, в которой с православной точки зрения популярно рассказывается о памятных местах, связанных с бегством Святого Семейства в Египет, о первых христианских монастырях и храмах, возникших на территории современного Египта еще в начале первых веков Христианства. Подробно автор описывает особенности христианской Коптской Церкви, рассказывая о ее богослужении, обрядах, календаре и иконографии.

Вторая книга – «Неизвестный Египет, или Крест над пирамидами» – написана живым языком в жанре путевых заметок. В ее основу положены личные впечатления автора от посещения монастыря Антония Великого - древнейшей христианской обители в мире, расположенной в сердце Аравийской пустыни. Подробно рассказывается о жизни простых коптов–христиан, главной особенностью которых является то, что уже полторы тысячи лет наследники исчезнувшей цивилизации являются меньшинством в собственной стране и, несмотря на преследования мусульман, открыто исповедуют Христианство.

Сборник «Христианский Египет» предназначен для всех интересующихся современным состоянием Христианства на Ближнем Востоке и судьбой величайших христианских святынь. Книга может быть полезна для преподавателей и студентов гуманитарных специальностей, а также для историков, религиоведов и культурологов. Книга дополнена оригинальными цветными фотографиями из личных архивов авторов и имеет удобный «карманный» формат, благодаря чему ее можно брать в путешествие.

Елена Кривец, Сергей Путилов. «Христианский Египет». Сборник. - М. Изд-во «Лепта-пресс», 2005, 377с.

Небольшая пятикупольная церковь Богородицы в каирском пригороде Зейтун стоит в тени громадного современного собора. Церковь принадлежит Православным коптам, египтянам чистейшей крови, не прошедшим через арабизацию посредством принятия ислама. "Копт" - арабское название, данное первоначально всем египтянам, но закрепившееся после исключительно за христианами в отличие от египтян мусульман. Христианство пришло в Египет в апостольские времена (Святой Апостол Марк) и широко распространилось по стране, ставшей колыбелью славного движения монашества при Преподобных Антонии Великом и Пахомии Великом, а также центром богословия при Святителях Афанасии Великом и Кирилле Александрийском. Несмотря на свою малочисленность среди мусульманского мира, копты сохранили верность своей Церкви, и за последние годы начинается обновление монашества, в частности, в древних Нитрийских Монастырях.
2 апреля 1968 года рабочие-мусульмане автобусного парка, находившегося рядом с храмом святой Марии, увидели странное зрелище – на крыше церкви стояла полупрозрачная женская фигура, от которой исходило свечение. Они подумали, что это монахиня, которая намерена спрыгнуть с крыши вниз, и позвонили в полицию. Постепенно вокруг церкви собралась толпа, глазеющая на светящуюся фигуру. После этого видение появлялось по ночам еще несколько месяцев. Прибежавшие люди увидели на крыше Богородицу – такой, как Ее изображают на иконах в деисусном чине иконостаса, молящуюся перед крестом храма, от которого тоже исходило сияние. Пришедшие фотографы сделали первые кадры.
Коптский Католический Патриарх Кардинал Стефан I официально подтвердил истинность явлений. Он сказал, что, вне всякого сомнения, явления Богоматери Зейтунской происходили и наблюдались многими коптскими католиками из его паствы, которых он знает и которые заслуживают доверия. Явления также подтвердили иезуитский священник отец д-р Генрих Хабиб Айрут, ректор католического College de la Sainte Famille в Каире, и священник д-р Ибрагим Саид, глава протестантского евангелического духовенства. Монахини из Общества Священного Сердца также стали свидетелями явления и направили подробный отчет в Ватикан. В результате, 28 апреля 1968 года из Ватикана прибыли два посланника, которые сами наблюдали Явления и направили доклад Папе Римскому Павлу VI (сообщение в газете "Al Ahram" от 6 мая 1968 года). На уровне Египетского правительства также была подтверждена истинность Явлений Богоматери. Явления были сняты на видеоплёнку и транслировались египетским телевидением. Они также были засняты фотографами многих газет. Расследования, проведённые полицией, не могли найти никаких объяснений этим явлениям. В радиусе 24 км не было найдено никакого устройства, способного проецировать изображение на купол храма. Фотографы из независимых изданий выражали мнение, что подобные явления не могли быть результатом манипуляций.
Весть о явлении облетела весь мир. Очевидцами явлений, продолжавшихся непрерывно в течение трех лет, были сотни тысяч людей, среди которых немало фотокорреспондентов и журналистов. Показания многочисленных свидетелей обобщил журналист Фрэнсис Джонсон в своей книге "Когда миллионы видели Деву Марию", выдержавшей пять переизданий.
Предание гласит: "Когда Божия Матерь бежала в Египет от преследования Ирода, фиговое дерево, внезапно наполнившееся плодами, накормило изголодавшихся и обессиленных Пречистую, Иосифа и Господа ". На месте смоковницы сравнительно недавно – в 1925 году – был воздвигнут храм коптской православной Церкви. Его построил по обету Тофик Халил. После этого переулок, на котором построена церковь, стал называться Халил Лэйн (переулок Халила). Позже некоему Халилу Паше Ибрахиму во сне Богородица дала слово, что может явить Себя на этом месте через пятьдесят лет. И вот, 50 лет спустя, Пресвятая Дева как будто благословила храм таким образом.
Предыдущее явление Богоматери было в 1962 году в советской Литве. Пресвятая Дева сказала тогда, что в следующий раз Она придет в Египет.
Первое видение в Зейтуне, как уже было сказано, случилось вечером 2 апреля 1968 года, в 20.30. Вот что рассказали рабочие-мусульмане, прибывшие на обычную пересменку к воротам своего гаража, что напротив церкви Святой Марии. Час пик уже прошел, и в наступающей темноте на улице были только одна машина и несколько женщин, идущих на освещенной фонарем стороне. Внезапно какое-то движение над средним куполом храма привлекло внимание женщин. Двое рабочих отставили свои чашки чая и застыли в изумлении – коленопреклоненная "белая леди" стояла рядом с крестом на верхушке купола. Один из рабочих, по имени Фарух, указал перевязанным пальцем (который ему должны были ампутировать на следующий день) и закричал из всех сил, думая, что девушка хочет броситься вниз: "Леди! Не прыгайте! Не прыгайте!" Движимый чувством отчаяния, он бросился вызвать пожарных и полицию, а несколько его товарищей – позвать священника отца Константина.

В этот момент "Леди", облаченная в мерцающую светом одежду, встала на ноги. Одна из женщин внизу закричала по-арабски, внезапно осененная: "Наша Богоматерь Мария!". Едва с ее губ сорвался этот возглас, как неизвестно откуда появилась стая белых голубей, и стала парить рядом с видением. Через несколько мгновений необычное видение поблекло в потемневших небесах, оставив зрителей ошеломленными и безмолвными.
В это же время несколько человек, бросившихся за священником, быстро взобрались на крутую каменную лестницу и возбужденно-сбивчиво стали рассказывать о явлении. Священник открыл окно – и чудесный Свет пролился в его комнату. Он увидел Пречистую Деву, окруженную ореолом сияния на фоне темного неба. Голова Ее была покрыта голубой вуалью и Лик очень похож на иконописные изображения. Прошло несколько минут, фигура быстро поднялась в ночное небо и исчезла.
На следующее утро, когда рабочий-очевидец Фарух прибыл в госпиталь на операцию, хирург был поражен, увидев палец абсолютно здоровым. Это было первое известное чудо исцеления в Зейтуне.
Краткий рассказ о первом видении был помещен в выпуске каирской газеты Wantani. Неделю спустя произошло второе видение, затем еще и еще, в быстрой последовательности. Они всегда происходили ночью и сопровождались таинственным светом, сиянием и блеском вокруг церкви, которые образовывали как бы балдахин из звезд. Один из свидетелей описывает это как "ливень из бриллиантов". Минуты спустя появлялась стая сияющих голубей и летала вокруг залитой потоками света церкви. Очевидцы описывают их как странных птиц, – будто бы сделанных из света, которые летали с поражающей скоростью, но не махали крыльями. Иногда семь или более птиц летали в форме креста. Потом они сбивались в стаю и внезапно исчезали, будто таяли снежные хлопья. Вскоре слепящая вспышка света будто всасывалась в церковную крышу. Уменьшаясь, свет приобретал форму Богоматери. Она всегда была в длинной одежде и покрывалом на голове из голубовато-белого света. Складки одежды трепетали на теплом ветру. Вокруг головы было ослепительное сияние в виде нимба. Оно было таким сильным, что делало практически невозможным различить черты лица. Видение без усилий скользило сквозь купола и приветствовало толпу внизу. Неожиданно Она могла появиться над или между пальмовыми деревьями во дворе церкви, или являлась как шар света на одной из 4 угловых глав, или у поддерживающих их каменных арок. Частота видений варьировалась. В первые дни Богородица появлялась почти каждую ночь, иногда по несколько раз в ночные часы. Поэтому многие сотни наблюдателей могли быстро сбегать домой и привести сюда своих родственников или соседей. С течением времени видения, однако, стали появляться менее часто. Время от времени Пресвятую Деву можно было видеть с младенцем Иисусом на руках, или со святым Иосифом вместе со Христом – ребенком лет 12-ти.
Новости о видениях распространялась с быстротой пламени, вызывая волну сильного воодушевления невероятного множества христиан, мусульман, иудеев и даже неверующих. Толпы собиравшихся по ночам достигали 250 тысяч человек. Каждое появление Богородицы сопровождалось оглушительными криками, плачем огромного количества людей, осаждавших со всех сторон церковь: "Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!" Множество мусульман, стоя на коленях на своих циновках, цитировали вирши из Корана в честь Святой Марии (ислам испытывает определенное почтение к Деве Марии и признает Непорочное зачатие Христа). Другие молились в унисон с католиками, коптами и протестантами. Впервые в истории христиане и мусульмане молились вместе в таком большом количестве.
В ранние часы фотограф Вагих Ризк Матта впервые успешно сфотографировал видение. "Явление – говорит он – было таким резким, что слепило мне глаза. Я был словно поражен ударом тока. Я щелкнул камерой несколько раз и неожиданно обнаружил, что моя больная рука исцелена ". Растущее количество других исцелений подвигло коптские церковные власти даже организовать специальный Медицинский комитет, чтобы расследовать случаи исцелений.
Епископ Григорий, руководитель Академии коптской культуры и научных исследований: "Эти события не имеют равных в прошлом ни на Востоке, ни на Западе. Однажды я видел отверзшиеся небеса, и Святая Мария появилась в этом разрыве. Она выглядела больше ростом, чем обычная человеческая фигура, молодая, прекрасная и сияющая. У Нее на голове было что-то вроде покрывала. Она смотрела в направлении креста на куполе главного храма. Она выглядела как скорбящая Мать. Она не выглядела счастливой. Она стояла там в течение 2 или 3 часов. Иногда Она медленно двигалась. Временами у Нее в правой руке была оливковая ветвь, а иногда Она поднимала обе руки в молении. Иногда Богородица являлась с Младенцем Христом на руках – тогда она выглядела счастливой, иногда улыбалась. Она всегда была милостивой. Затем Она возвращалась к куполу, фигура превращалась в светящийся шар и таяла в темноте ".
Епископ Афанасий из Бени Зуиф: "Было трудно стоять все время прямо перед церковью, так как волны людей толкали меня со всех сторон. Богородица была в 5-6 метрах над куполом, высоко в небе, в полный рост, как фосфорицирующая статуя, но она не была безжизненная. Было заметно движение тела и складок одежды. Она сделала жест рукой, благословляя народ. Это было что-то сверхъестественное что-то очень, очень небесное ".
5 мая 1968 года специальный комитет иерархов Коптской Церкви обратился к своему папе Кириллу VI: "Мы имеем большую честь представить Вашему Преосвященству эти исследования, касающиеся появления Благословенной Девы в нашем коптском православном храме в Зейтуне (г.Каир). 27 апреля 1968 года после того, как Вы нас направили, мы выехали на место, где находится церковь, и стали беседовать с очевидцами. В итоге опроса рабочих гаража, населения Зейтуна – христиан и мусульман – мы пришли к заключению, что появление Пресвятой Богородицы было несколько раз на куполах церкви со 2 апреля по сегодняшний день (5 мая). Множество людей из разных частей страны видели Богородицу и подтвердили это письменно. Многие с энтузиазмом посылали нам свои письма со свидетельствами. Мы представляем Вам эти показания с собственными свидетельствами того, что видели своими глазами ".

Приводим отрывок из сообщения епископа Афинского, направленного лично папе Кириллу VI: "Первое, что мы увидели, когда пришли сюда около 11 часов вечера, было нечто в отверстии под северо-западным куполом. У нижней части отверстия появился не очень яркий силуэт и начал медленно расти. Сначала я его не различал, но многие люди говорили, что видят его. Наконец, и я стал его различать. Он был виден около двадцати минут, потом исчез. Я сказал людям, что если больше ничего не будет, то я не смогу об этом написать. Мы стояли среди ожидающей толпы до 3.45. В это время некоторые из людей, пришедшие со мной, прибежали с северной улицы, идущей мимо церкви, и сказали: "Богоматерь над средним куполом!" Мне сказали, что некоторые облака покрывали купол, когда вдруг что-то вроде флуоресцентной лампы начало освещать небо. И внезапно все увидели, что Она стоит во весь рост. Я начал прокладывать путь к фигуре через толпу. Она находилась на высоте 15-18 футов над куполом, высоко вверху, в полный рост, и напоминала фосфоресцирующую статую, но не была застывшей, как статуя, Ее тело и одежда двигались. Мне было очень трудно стоять все время перед фигурой, ибо людская волна теснила меня со всех сторон. Думаю, что в толпе было не менее сотни тысяч человек. В течение часа или около того я наблюдал фигуру, меня выносило толпой прямо перед ней девять-десять раз ".
По сообщению бенедиктинского монаха Джерома Палмера, который также написал книгу о видениях в Египте, христиане и нехристиане свидетельствовали, что то, что они видели в Зейтуне, приводило их к вере в Бога. "Люди – пишет он – начали думать, что Христианство – это новый путь, особенно те, кто раньше был неверующим. Определенно, вера в Бога, в сверхъестественное усиливалась ". Вместе с тем, "в этих явлениях не заключалось никаких посланий, да ведь и сотни посланий не смогли бы сделать того, что сделали видения в Зейтуне ", – резюмирует автор.
Рассказ известного Каирского хирурга: "Мой пациент, которому я два года назад оперировал рак, три недели назад пришёл в мой кабинет для проверки. После обследования я обнаружил, что мужчина имеет другую опухоль. Я действительно прощупывал опухоль во время внутреннего осмотра и взял кусок ткани для биопсии. Когда тест показал, что опухоль была злокачественной, я порекомендовал немедленную операцию, но человек отказался, сказав, что не имеет достаточно денег, и ушел. Две недели спустя он вернулся и попросил еще один экзамен. К моему удивлению, я не мог найти опухоль, но только некий белый рубец. Человек сказал мне, что он был в Зейтуне и молился Богородице о помощи. Я не верю в такие чудеса, но я не могу объяснить исчезновение опухоли и это сводит меня с ума ".
О многочисленных фактах исцелений часто писал каирский еженедельник "Ватани". Еженедельник опубликовал многие рассказы о совершившихся милостью Пречистой излечениях безнадежно больных. Многие рассказы изумительно трогательны. Иные как бы не осознают того, что произошло. Одна из чудесно исцеленных, госпожа Галила (у нее были разрушены два позвонка), повествует о случившемся: "Вечером в субботу 11 мая я вместе с матерью пришла в церковь Пресвятой Девы Марии в Зейтуне. Меня тяготили боль и скорбь, душу сверлило отчаяние от сознания неизлечимости болезни. В половине двенадцатого служащий церкви, увидел, как я страдаю, сжалился и пригласил отдохнуть в свою комнату. Я пыталась забыться, но не могла и вернулась в церковный двор. В небе над церковью пролетали духовные тела, похожие на голубей. В половине второго ночи я увидела, что между куполами церкви движется Дева Мария. Она была видна во весь рост; двигаясь, Она поворачивалась направо и налево, излучая свет. Луна в ту ночь была полная, но свет Пречистой Девы был ярче лунного. Голову Ее венчала искрящаяся Корона. Через четверть часа я ощутила желание снять с талии железный корсет, легла на кровать и погрузилась в спокойный сон, после которого проснулась, не находя никаких следов болезни ".
Парализованную женщину Махмуд Шукри Ибрагим усадили перед храмом на стул. Увидев Деву Марию, она ушла на своих ногах. Профессор Шафик Абд-эль-Малик утверждает, что ее паралич был неизлечим и медицинские средства в ее случае были бессильны. Врач Уильям Нашед Заки, ставший свидетелем явления Богородицы, избавился от грыжи, которой страдал 12 лет. 20-летняя слепая и немая девушка Мадиха Мохаммед Сайд была привезена братьями к церкви, над которой явилась Богородица. Она в присутствии многих людей обрела зрение и закричала: "Дева, Дева!"
Зейтунские явления являются, возможно, наиболее впечатляющим и лучше всего документированным "чудом" нашего времени. Самое короткое явление длилось около минуты, а самое долгое состоялось 8 июня 1968 года и продолжалось более семи часов. В последний раз Дева Мария появилась перед паломниками в Зейтуне 29 мая 1971 года.
Коптская православная церковь построила и освятила две церкви в честь Божией Матери Зейтунской (день празднования 2 апреля), одну во Франции и другую в Вене.
Чудо в Зейтуне - не единственное, происходившее в Коптской церкви. Уже в 80-х годах чудный свет стали видеть по ночам в храме св. мч. Дамиана в еще одном каирском районе Шубра. А в одной из самых древних коптских церквей во имя свв. мчч. Сергия и Вакха, построенной над пещерой, где по преданию останавливалось Святой Семейство, мироточит Крест на каменной колонне.
С недавних пор чудеса в Египте стали возобновляться. В 2000 году наблюдались явления Богородицы в Асьюте. По описанию очевидцев, в Праздник Преображения Господня, 19 августа примерно в 11.35 из разных мест - над куполом и на колокольнях храма - появились светящиеся голуби, и стал источаться сильный аромат. После этого над средним крестом началось явление Девы Марии в виде звезды, излучающей яркий свет. Объем и сила этого света стали увеличиваться, пока не вырисовалась фигура Божией Матери. Она стала двигаться по направлению к северной колокольне, обошла ее вокруг, и затем снова направилась к кресту. На Богородице было головное покрывало голубого цвета. Из Ее пречистых рук исходил свет. Явления повторялись многократно и, как и в случае с явлениями в Зейтуне, их наблюдали тысячи верующих. Также в 2002 году при большом стечении народа и полиции (которая была стянута во избежание волнений) наблюдались чудесные видения Девы Марии в городе Омрания, округ Гиза..

А для нас, православных, остался вопрос - как относится к Зейтунскому явлению? Если судить по плодам, они были самые радостные - многие уверовали, крестились, произошло много исцелений, некоторые происходят и поныне. С другой стороны, все произошло в церкви, хоть и сохранившей апостольское преемство, но не находящейся в литургическом общении с большинством православных церквей. Наши единославные греки, точнее Александрийский Патриархат в Египте, отвернулись от этого чуда. Потому что копты - "монофизиты". В России же, где в 1968 году господствовал атеизм, к чудесам в Зейтуне с самого начала отнеслись совсем иначе. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, узнав об этих событиях и подразумевая приниженное положение Церкви в СССР, произнес: "Слава, Богу, значит, у нас еще есть будущее! ". Может быть, Господь все же не оставляет Своей милостью этот народ, живущий только благодаря упованию на Него?

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

«Когда я приезжаю в «Пермь-36», у меня есть ощущение памяти, которую необходимо хранить… Как только последний из нас забудет, как все было на самом деле, так все тут же начнётся снова. Поэтому помнить необходимо», - сказал Андрей Макаревич на Международном гражданском форуме «Пилорама», в шестой раз прошедшем йа территории музея-лагеря «Пермь-36» - единственного в России мемориального комплекса истории политических репрессий.

Могущество человека сегодня очевидно. Нажатием всего нескольких кнопок он способен уничтожить всю жизнь на Земле. Однако это могущество и ограничено. Пока мы не можем предотвратить ни засуху, ни катастрофическое наводнение, ни извержение вулкана, землетрясение, цунами… Последствия же их всегда одни и те же: помимо гибели множества людей, большие участки земли становятся непригодными для дальнейшего проживания, а это влечёт за собой миграцию народов. И очень возможно, что они придут в другую страну не с рукой, протянутой за помощью, а с оружием!

Тосканская маркграфиня Матильда родилась в XI веке, а умерла уже в XII. По тем временам она была личностью уникальной: властная и жёсткая, она не просто участвовала в политических интригах, но и вела полноценные военные действия. В историю она вошла как ярая сторонница папы римского Григория VII.

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полётов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине её называли не иначе как «королева скорости».

23 марта 1989 года капитан Джозеф Хейзелвуд зашёл в бар в портовом городе Вальдес на Аляске. Было 16 часов, и у него выдалось несколько часов свободного времени, пока на нефтяном терминале перекачивали в танкер 200 миллионов литров сырой нефти. Хейзелвуд играл в дартс со своими помощниками и пил водку. Тёплая компания весь вечер отдыхала в баре.

Свастика (санскр.) - крест с загнутыми под прямым углом (реже - дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещённых молний, молота Тора и тому подобного. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. В фашистской Германии использовалась как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии, стала символом варварства и насилия. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2000

Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Это был Томмазо Кампанелла. Как и Бруно, его считали не только философом, но также астрологом и магом.

В ночь с четверга на пятницу 11 декабря 2009 года тысячи жителей городского района Warraq al-Hadar в Каире стали свидетелями очередного чуда явления Богоматери. Необычное световое явление, напоминающее человеческую фигуру с нимбом, было замечено над крышей храма Богородицы и Архангела Михаила, относящегося к Коптской православной церкви. Феномен наблюдался с 01.00 до 04.00 и был зафиксирован очевидцами на фото и видео, доступное ныне в Интернете. Несмотря на то, что данное событие имело довольно сильный резонанс на Западе, в русскоязычном сегменте всемирной паутины на настоящий момент оно должного освещения не получило.

Как сообщила польская исследовательская организация "Nautilus", первым необычное явление заметил около 20.30 мусульманин Хасан, находившийся в своем баре. Это был сильный свет, источавшийся со стороны церкви. Некоторые прохожие также заметили свечение, а также некого "голубя" (голубку), кружившего над храмом. После 01.00 появилась непосредственно отождествляемая с Богородицей фигура, которая начала перемещаться по крыше храма. Вокруг быстро собралась огромная толпа, певшая песни и гимны в честь Богоматери.


Подробностей о событиях той ночи известно мало. По выложенным в сети роликам, можно говорить о наличии съемок нескольких этапов явления: с разных положением фигуры, наличия и отсутствия свечения венчающих церковь крестов. На одной из видеозаписей явно запечатлен момент исчезновения светящейся фигуры. К сожалению, о качестве представленных видеоматериалов говорить не приходится.

Известно, что подобные явления в Каире и Египте в целом происходили не единожды. Наиболее известными являются многократные явления Богородицы над коптской церковью Святой Девы Марии в пригороде египетской столицы Зейтун со 2 апреля 1968 года по 29 мая 1971 года. В этом случае также наблюдалась светящаяся фигура на крыше храма и иные световые проявления, длившиеся от нескольких минут до нескольких часов. В других местах аналогичные чудеса случались в 1982 (Edfu), 1997 (Shentena Al-Hagar), 2000-2001 (Assiut) и 2002 (Ormania Gharibia) годах.


В случае египетских чудес, явно религиозного характера, в их достоверности сомневаться не приходится. Их свидетелями стали тысячи, даже десятки и сотни тысяч людей различного социального статуса и вероисповедания. Объективность этих аномальных явлений подтверждается фото- и видеосъемками. Другое дело - вопрос о природе данных феноменов. Если для верующих людей здесь все предельно ясно, то для ученого мира все не столь однозначно. По сравнению с выдвинутыми несколько сомнительными предположениями о "видениях, свойственных кризисным периодам" и "массовых заблуждениях вследствие неправильной интерпретации световых явлений", довольно интересной выглядит предложенная в 1989 году идея нейрофизиолога М. Персингера и геолога Дж. Дерра о взаимосвязи означенных явлений с сейсмической активностью. Но окончательный ответ на данный вопрос, если это вообще возможно, все еще предстоит найти впереди.

Статьи по теме