За что благодарить Бога? Благодарственные молитвы господу и святым Как отблагодарить бога за помощь в жизни.

Спрашивает Елена
Отвечает Александра Ланц, 08.10.2010


Вопрос : "Что значит благодарить Бога за все? И за болезни и беды и за тяжелые утраты? Как правильно понимать эти слова?"
Доброго вам времени суток, Елена!

Вот тот стих, о котором вы спрашиваете:

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ().

Думаю, что этот стих полностью может понять только тот человек, который хоть раз в жизни реально испытал, что такое благость Бога (). Но давайте начнём с начала... С благодарности как таковой.

Много ли среди тех, кто называет себя христианами, людей, которые реально всем сердцем благодарят Бога за то добро, которое Он ежедневно совершает в их жизнях: за крышу над головой, за каждый кусок хлеба на столе, за силы жить, за радость расцветшего цветка, за способность видеть, слышать, работать?..

К сожалению, мы частенько даже не осознаём, что всё доброе, без исключения, - это то, что пришло от Бога. Да, работали мы, и в магазин за хлебом сходили тоже мы, и даже порезали его мы... но силы для работы, таланты, которые мы использовали, чтобы заработать хлеб – от Бога. Многие ли из нас благодарят Всевышнего за то, что не смотря на всё наше Ему сопротивление, на то, что мы всё ещё остаёмся грешащими или склонными ко греху существами, Он всё равно продолжает поддерживать в нас жизнь, позволяет нам прийти в этот мир с талантами? А ведь совершённый грех или зреющий в нас грех – это прямой отказ от власти Бога в нашей жизни! Но не смотря на эти постоянные отказы признать Его Тем, от Кого зависит наше дыхание, Он продолжает подавать нам это самое дыхание.

Впрочем, соглашусь с вами в том, что многие верующие всё-таки благодарят Бога за то доброе, что у них есть. Но не бывает ли так, что благодаря за хлеб на нашем столе, мы одновременно где-то в глубине своего сердца (даже, может, не признаваясь себе в этом) думаем, а мог бы на столе быть и ананас, и дорогая колбаса и вообще что-нибудь повкуснее? Или когда благодарим Бога за возможность купить какую-то обновку, одновременно сожалеем о том, что не можем приобрести две, три, четыре... таких обновки, и где-то в глубине своего сердца обижаемся на Бога, Который не даём нам больше, лучше, приятнее и пр.?

Это о благодарности вообще. Как видите, даже здесь нам с вами надо серьёзно задуматься над тем, действительно ли мы благодарны Богу, когда благодарим Его.

Ещё хуже обстоят дела с благодарностью за что-то плохое, что произошло или происходит в нашей жизни. В лучшем случае, мы просто молчим, а в худшем открыто обвиняем Вседержителя в несправедливом к нам отношении. Ведь мы, в общем-то, не такие уж и плохие, и даже служим Ему (в церковь ходим, ритуалы-посты соблюдаем, где надо поклонимся, где надо молитву прочитаем и т.д.), тогда почему у нас нет дворцов в разных странах мира, креветок на ужин и прекрасного здоровья? Или почему хотя бы нет спокойной жизни? Ведь мы зачастую много у Него не просим... хотя очень хотелось бы.

Как же можно благодарить за плохое? за болезни, беды, утраты... Не думаю, что смогу полностью открыть вам всю суть слов апостола, потому что на сто процентов уверена, что это невозможно понять, если сам не прошёл через процесс их понимания , когда твоё личное несчастье, твоя боль однажды вдруг стали дверью к настоящим Свету, Добру, Любви, когда неожиданно пришло осознание того, что если бы не это несчастье, не эта страшная потеря, ты никогда так и не задумался бы о существовании Бога, о том, почему в мире так много несправедливости, о смысле своей жизни... и никогда бы не получил шанс понять суть тех или иных спасительных истин Слова Божьего – Библии.

Да, Бог идёт на огромный риск быть отвергнутым, когда допускает в нашу жизнь то, за что мы сначала никак не можем благодарить Его, когда, вместо того, чтобы давать и давать нам благо, комфорт, богатство, вдруг начинает отнимать, словно намеренно расшатывая наше к Нему и без того малоустойчивое доверие. Но без этого мы никогда бы не поняли, что живём НЕ веруя ни в Него, ни в Его силу, что так и продолжаем жить по своим собственным правилам, отталкивая от себя Его направляющую ко Спасению от греха и смерти руку. Мы так бы и думали, что веруем, тогда как в нас не было никакой веры, кроме как вера в своего личного бога, который должен исполнять все наши желания, который должен принимать такое служение, которое мы даём ему, который должен служить нам не смотря ни на что .

И чего стоит вера, если она не способна пройти через испытания огнём, если там же в огне она и сгорает, как солома? Чего стоит вера, которая при первом же сильном ветре, рушится и отречётся от Бога и Спасителя? Разве не должны мы благодарить Бога за то, что Он допускает такие ветры и такой огонь в нашей жизни, чтобы мы, наконец, увидели, насколько слаба наша вера, насколько плохо мы знаем Бога, если во время испытаний не к Нему льнём, не за Него стоим, не на Него уповаем, а ищем помощи на стороне?

Когда апостол писал «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» , он обращался к людям, которые уверовали, которые начали считать себя христианами, и эта его фраза для многих из них должна была стать лакмусовой бумажкой для того, чтобы иметь возможность проверить – а в вере ли они, любят ли они Христа настолько, чтобы реально благодарить Его за всё – и хорошее, и плохое – или они прилепились к Богу только в поисках всё возрастающего комфорта. Тот, кто реально Христов, может сквозь плачь и боль своей плоти искренне сказать Богу: «мне больно, но я знаю, что через эту боль Ты дашь мне то, что я никогда не смог бы понять и принять по-другому, поэтому я благодарю Тебя». И никогда не ошибётся!

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Иногда человек замечает только негативные события в своей жизни, сосредотачиваясь на том, чего у него нет, и забывает благодарить Господа. Но это неправильно. Какие бы эмоции вы ни испытывали, поблагодарите Создателя за все, что он вам предоставил. Вспомните о том, что было и что есть сейчас хорошего в вашей жизни. Очень часто люди не обращают никакого внимания на то хорошее, что имеют и жалуются, например, что у них нет шикарной машины, хотя водят автомобиль среднего класса, нет собственного дома, хотя имеют хорошую квартиру в собственности и прочее. Они не понимают, за что благодарить Бога и впоследствии остаются ни с чем: без крова, без машины и так далее. Все желают вкусно поесть, забывая о голодающих – людях, остро нуждающихся в помощи.

Когда мы выражаем свою благодарность Богу, мы тем самым признаем свою зависимость от Него. В Священном Писании указаны причины, по которым людям надо благодарить Бога. Наш великий пример - Иисус – Сын Божий возносил благодарность Отцу в своих молитвах. Сердце человека должно быть наполнено благодарностью Богу уже за то, что по своей милости Господь ввел нас в Свое Царство света, в котором вечно будет владычествовать Христос.

Как благодарить Бога

  • Если вы не знаете нужной молитвы, можете благодарить Бога своими словами. Сделав это, трижды перекреститесь справа на левую сторону, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
  • Также, если вокруг вас достаточно людно, можете просто сказать про себя: «Спасибо тебе, Господи!» Исходя из православного вероучения, христиане благодарят Господа за все. Даже если в жизни случается что-то лихое, православные веруют, что эти испытания посылает им Бог, дабы человек признал свои ошибки, раскаялся в совершенных грехах и встал на новый путь – путь исправления.
  • Внимательно прочитав Псалтырь - книгу, которая является частью Библии, вы обнаружите в ней 150 песен, большинство из которых посвящены исключительно благодарению Господа. Прочитайте эту священную книгу, и вы непременно ощутите, что окрепли духовно.
  • Посетите любую православную церковь. У церковных служащих приобретите свечку и поставьте её перед иконой с образом Спасителя. Зачастую, этот лик помещают справа перед алтарем. В церковной лавке вы можете купить молитвослов (на случай, если не знаете благодарственной молитвы). Эта специальная книга содержит не только благодарственные, а и на все случаи жизни молитвы. В установленные в храме ящички для подаяний вы можете положить столько средств, сколько посчитаете нужным. Обычно эти подаяния идут на покупку церковной утвари, восстановление храма и т.д. Этим вы отблагодарите Бога.
  • Можно также заказать за свечным ящичком в храме благодарственный молебен - представляет собой специальную службу, на которой священник читает определенные молитвы к Господу. Для этого напишите на листке бумаги имена тех, от кого молебен будет совершаться.
  • Совершите любое доброе дело - это будет лучшая благодарность. Подайте милостыню, накормите голодную кошку или собаку, окажите помощь своим родственникам и пр.

Христианская притча

Один мужчина чувствовал, что очень обязан Господу Богу, так как счастливо избежал угрожавшей его жизни опасности. Как-то в разговоре с другом, он спросил, что ему сделать, чтобы по достоинству отблагодарить Бога. В ответ друг рассказал ему такую историю.

Молодой человек сильно любил одну девушку и просил её стать его женой. Однако у молодой женщины были иные планы. И вот однажды, во время прогулки по улице на перекрестке девушку чуть не сбила машина. Она не погибла только благодаря сноровке парня, который резко дернул её назад. После чего девушка повернулась и сказала: «Теперь я стану твоей женой».

Как ты полагаешь, как чувствовал себя парень в этот момент? - спросил друг.

А вместо ответа его товарищ лишь недовольно скривил рот.

Вот видишь, - снова обратился к нему друг, - может быть, и твое поведение сейчас вызывает у Бога те же чувства.

Существует рассказ о протестантском пастыре, который, посещая больных, зашел в больницу для душевнобольных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: «Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?» От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевнобольных людей, он понял, чторазум – это великийБожий дар! Пастырь тут же обещал больному и самому себе, что он будет ежедневно благодарить Бога за свой здравый рассудок.

Э тот случай из жизни пастыря характеризует общую особенность человеческого отношения к жизненным благам, в силу которого люди привыкли все принимать, как должное, само собой разумеющееся . Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага.

"Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой , – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»

Д ействительно, вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал намразум, который возвышает нас над животными; – свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; – чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни.

Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды, которыми питается и живет наше тело, и заставляет животных служить нам. Так, по Его воле горы и долины, моря и реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух – все служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного и опасного в мире. Словом, «Им мы живем и движемся и существуем». Каждое мгновение нашей жизни естьдар Его бесконечной благости, каждое дыхание груди нашей есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.

Н о этого мало! Когда нарушением заповедей Божиих люди подвергли себя всевозможным бедствиям, стали непотребными пред Богом, недостойными жизни и блаженства, Бог Отец не оставил их погибать. Напротив, по причине Своей бесконечной любви, Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ().

Е динородный Сын Божий , жалея нас блудных детей, пришел в наш мир и воспринял наше смертное естество. Он «унизил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной» (). Он научил нас праведно жить и показал нам путьк Царству Небесному. Он взял на Себя грехи рода человеческого, претерпел ради нас унижения, оплевания, пощечины, побои, крестные страдания и позорную со злодеями, пролил Свою кровь за нас и положил за нас душу Свою, «дабы лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству» ().

Единосущный Отцу и Сыну – Дух Святой , ради искупительной жертвы Богочеловека, нисходит на нас, очищает нашу совесть от греховных дел, оживляет и освящает наше естество, дает нам Свою божественную силу, необходимую для праведной жизни и делает нас чадами Божиими.

П ри всем этом, мы часто забываем Бога, огорчаем Его милосердие своим упрямством, тупостью, злобой! Но Господь не только не губит, но продолжает прощать и миловать нас, терпеливо ожидая нашего исправления. Несмотря на наши частые падения, Он с большой заботливостью и мудростью ведет нашу жизньк спасению, к нескончаемой радости в небесных обителях. Редко кто из людей задумывается над тем, как много препятствий создает он Богу в деле своего спасения!

С в. Иоанн Кронштадтский делится таким своим опытом, который знаком многим верующим людям: «Сколько раз смерть вступала в мое сердце, переходя потом к телу (числа нет), и от всех смертных случаев Господь избавлял меня!» Чувство потока милостей от Бога вызвало у псалмопевца следующие вдохновенные слова:

«Благослови, душа моя, Господа и все внутри меня – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя. Являет Господь милость и правду всем обижаемым... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псл. 102-й).

В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство , исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!»

Н ам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви , которая силой духа Святого содержит чистое Евангельское учение, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та , к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Эта та Церковь, в которой мы удостаиваемсяпричастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие.

И так, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Еголюбовь к нам, Его постоянную заботу о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание, проясняет наш разум , дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается цель нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.

К роме того, благодарность Богу рассеивает уныние, удаляет печаль, возвращает нам бодрость и жизнерадостность . Благодарность Богу можно уподобить теплым солнечным лучам, проникающим в темный погреб души. От соприкосновения с Духовным Солнцем душа согревается , человек делается добрее и готовым к любви.

Б удем же стараться ежедневно и, в особенности, по воскресным дням, благодарить своего Создателя и Спасителя – это послужит превосходным лекарством для нашей души!

Благодарственная Молитва (из молебна)

Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия – неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом. Аминь.

Некоторые благодарственные и хвалебные псалмы :33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Псалмы, прославляющие Бога:8, 17, 92, 102, 103.

Благодарственный Акафист

Составлен в сороковых годах протоиереем о. Григорием Петровым в одном из сталинских концлагерей, в котором он, вероятно, и умер.

Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой, силою спасительного промысла Твоего. Благодарим за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Твоего будущего Царства. Простирай нам впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки!

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех моих путях, чудно ведя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего промысла явлены с первого дня и до ныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя: Слава Тебе, призвавшему меня к Жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной; Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного; Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, во веки!

Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоухающий ветер, горы, простертые в небо, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротекущей красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз; Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы; Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за вечную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки!

Силой Духа Святого дышит каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуйя!

Как ты прекрасен в торжестве весны. Когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источник жизни, Ты победитель смерти. При свете месяца и пении соловья стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах. Вся земля – невеста Твоя, она ждет Тебя – Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души!

Слава Тебе извлекшему из темноты земли разнообразные краски, вкус и аромат. Слава Тебе за радушие и ласку всей природы. Слава Тебе за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий. Слава Тебе за глубину Твоего разума, запечатленного во всем мире; Слава Тебе, благоговейно целую следы Твоей незримой стопы. Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни; Слава Тебе, за надежду бессмертной нетленной красоты; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты услаждаешь думающих о Тебе, как животворно святое Слово Твое, мягче елея и сладостнее сот беседа с Тобой. Окрыляет и живит к Тебе; каким трепетом тогда наполняется сердце и как величава и разумна становится тогда природа и вся жизнь! Где нет Тебя – там пустота. Где Ты – там богатство души, там живым потоком изливается песнь: Аллилуйя!

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой вечного сна и тишина угасающего дня, я вижу Твой чертог под образом сияющих палат и облачных теней зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, торжественно зовут: пойдем к Отцу! Слава Тебе в тихий час вечера;

Слава Тебе, излившему миру великий покой; Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца; Слава Тебе за отдых благодатного сна; Слава Тебе за Твою благость во мраке, когда далек весь мир; Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души. Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня; Слава Тебе, Боже, во веки!

Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет. Там Христос! И сердце поет: Аллилуйя!

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня. Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне; Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми; Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей; Слава Тебе за кротость животных, служащих мне; Слава Тебе за светлые минуты моей жизни; Слава Тебе за ясные радости сердца; Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы, как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний, дивно величие Твое. Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в рождении громов и дождей, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащих гор. Ты сотрясаешь землю, как одежду. Ты вздымаешь до неба волны морские. Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуйя!

Как молния, когда осветит чертоги пира, то после нее жалкими кажутся огни светильников, так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, темными, призрачными казались они. Душа гналась за Тобою. Слава Тебе, край и предел высочайшей человеческой мечты!

Слава Тебе, за нашу неутомимую жажду богообщения; Слава Тебе, вдохнувшему в душу вечную тоску по небу; Слава Тебе, облекшему нас тончайшими лучами Твоими; Слава Тебе, сокрушающему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло; Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою; Слава Тебе, Боже, во веки!

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверие грядущего рая в мелодичности пения, в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красот, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуйя!

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной; Слава Тебе. Вся природа полна законов Твоего бытия; Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей; Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей; Слава Тебе за гениальность человеческого ума; Слава Тебе за животворящую силу труда; Слава Тебе за огненные языки вдохновения; Слава Тебе, Боже, во веки!

Как близок Ты в дни болезни. Ты Сам посещаешь больных, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа и сердце беседует с Тобой. Ты миром озаряешь душу во время тяжких скорбей и страданий, Ты посылаешь нежданную помощь. Ты утешаешь, Ты любовь испытующая и спасающая, Тебе поем песнь: Аллилуйя!

Когда я в детстве впервые сознательно призвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейный покой. Тогда я понял, что Ты – благ и блаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова, и ныне зову.

Слава Тебе, исполняющему во благих желания мои; Слава Тебе, бодрствующему надо мною день и ночь; Слава Тебе, врачующему скорби и утраты целительным течением времени; Слава Тебе, с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь; Слава Тебе, Ты одарил бессмертием все доброе и высокое, Ты обещал желанную встречу с умершими; Слава Тебе, Боже, во веки!

Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздников? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск фаворского света, когда небо и земля хвалебно поют: Аллилуйя!

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный, неуловимый Лик.

Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра; Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей; Слава Тебе, пребывающему там, где благоухает милосердие; Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других; Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра; Слава Тебе, принимающему высокие порывы нашей души; Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного; Слава Тебе, Боже, во веки!

Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее. С Тобой нет непоправимого. Ты весь любовь. Ты – Творец и Восстановитель, Тебя хвалим песнью: Аллилуйя!

Боже мой, ведающий отпадение гордого ангела денницы. Спаси меня силою благодати, не дай мне отпасть от Тебя, не дай забыть мне все Твои благодеяния и дары, не дай усомниться в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, вездесущему.

Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств; Слава Тебе за благодатные предчувствия; Слава Тебе за указания тайного голоса; Слава Тебе за откровения во сне и наяву; Слава Тебе, разрушающему наши бесполезные замыслы; Слава Тебе, страданиями отрезвляющему нас от угара страстей; Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца; Слава Тебе, Боже, во веки!

Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания, слышу струящуюся кровь. Ты уже близок, сеть времени рассеялась. Я вижу Твой Крест – он ради меня. Мой дух в прахе перед Крестом: здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуйя!

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твою, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную.

Слава Тебе за непостижимую живительную силу благодати; Слава Тебе воздвигшему Свою, как тихое пристанище измученному миру; Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения; Слава Тебе, Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий; Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения; Слава Тебе за Чашу жизни, за Хлеб вечной радости; Слава Тебе, возведшему нас на небо; Слава Тебе, Боже, во веки!

Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя, молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуйя!

Что моя хвала пред Тобой. Я не слыхал пения херувимов – это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Что моя хвала! Природа послушна Тебе, а я – нет; но пока живу, я вижу любовь Твою, хочу благодарить, молиться и взывать.

Слава Тебе, показавшему нам свет; Слава Тебе, возлюбившему нас любовью глубокой, неизмеримой, божественной; Слава Тебе, осеняющему нас светом, сонмами ангелов и святых; Слава Тебе, всесвятый Отче, заповедавший нам Твое Царство кровью Сына Твоего; Слава Тебе, Дух Святой, животворящее солнце будущего века; Слава Тебе за все, о Троице Божественная, всеблагая; Слава Тебе, Боже, во веки!

О, всеблагая и животворящая Троице! Прими благодарение за все милости Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы, умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуйя!

Как часто наша духовная жизнь представляет собой непрестанный список просьб у Бога, пусть даже самого высокого порядка, но в каком-то смысле с потребительским отношением! Мы как бы пытаемся соделать Бога своим должником и не замечаем, сколько милостей нам Господь уже оказал и что это мы – в неоплатном долгу перед Ним.

Много писавший о молитвенном подвиге, среди различных видов умного делания выделяет именно : «Благодарение Богу составляет часть умного… делания и состоит в благодарении и славословии Бога за всё случающееся – и приятное, и скорбное» . Даже ниспосланная от Бога скорбь, поскольку имеет в виду какую-то духовную пользу человека, заслуживает благодарения.

Это делание заповедано Самим Господом через апостола: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18); «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4: 2).

«Что значит благодарение? Это – славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на всё человечество и на каждого человека. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отвсюду окружают скорби, вводится живая вера, по причине которой человек отвергает все заботы о себе, попирает страх человеческий и бесовский, повергает себя всецело на волю Божию» .

Как поясняет святитель Игнатий, Господь «заповедал нам тщательно упражняться в благодарении Его, возделывать в себе чувство благодарности к Богу» . Это должно быть именно чувство, особое внутреннее расположение души, созидаемое деланием благодарения. Именно это чувство – безропотной благодарности Богу за всё – есть превосходное приготовление к молитве, потому что учит нас относиться к Богу подобающим образом. Чувство благодарения оживляет саму молитву. Святитель напоминает слова Писания: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 4–7).

равносильна неверию. Неблагодарный не видит путей спасения, на которые возводит Господь человека. Ему кажется, что всё происходящее с ним бессмысленно и случайно. Напротив, от благодарения и славословия Бога, особенно в скорбях и страданиях, рождается живая вера, а от живой веры – тихое, но могущественное терпение о Христе. Где же ощутится Христос, там и Его утешение .

Святитель объясняет, что истинное благодарение рождается не из самодовольства, а из видения собственных немощей и видения милостей Божиих к падшему созданию. Благодарение Бога из довольства собственной жизнью, как это узнаем мы из притчи о мытаре и фарисее, может означать глубокое душевное тщеславие, ослепление временным комфортом. Собственно, сами болезни, попускаемые нам Богом, правильно могут быть понесены только при благодарении за них Бога. И благодарение Господа – единственное оружие, способное победить любую скорбь, любую горечь. «Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу. Она исторгает сердца их из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотою и верою» .

«Если сердце ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение».

Но как быть, если в душе нет подобных благодарных чувств, если душу сковывают холод и бесчувствие? «Если сердце ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение» . Вот как святитель описывает подобное делание в «Аскетических опытах»: «Повторяемые слова “Слава Богу за всё” или “Да будет воля Божия” со всей удовлетворительностью действуют против очень сложной скорби. Странное дело! иногда от сильного действия скорби потеряется вся сила души; душа как бы оглохнет, утратит способность чувствовать что-либо: в это время начну вслух, насильно и машинально, одним языком, произносить: “Слава Богу”, и душа, услышав славословие Бога, на это славословие как бы начинает мало помалу оживать, потом ободрится, успокоится и утешится» .

В одном из писем святитель Игнатий предлагает человеку, испытывающему сильные болезни и скорби, такой совет: «Пишу вам, потому что вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю вам духовный рецепт, которым советую вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий и душевных, и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности… Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующее: “Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем”… Начнете чувствовать, что успокоение входит в вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Фес. 5: 16)» .

Воздавая Господу благодарение, христианин обретает бесценное сокровище – благодатную радость, которая наполняет его сердце и в свете которой совершенно иначе воспринимаются события жизни. Вместо уныния душу исполняет отрада, а вместо печали и огорчений – и утешение.

«Помышления злые сквернят, губят человека – помышления святые освящают, животворят его»

«Будем возделывать невидимый подвиг благодарения Богу. Подвиг этот напомянет нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога; подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание. Помышления злые сквернят, губят человека – помышления святые освящают, животворят его» .

Благодарность – труд и талант

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вера есть удел душ благодарных». Быть благодарным - это талант, это особый дар… Неблагодарный человек не может быть христианином, как и неблагодарный христианин незаслуженно носит это имя. Этот дар может внезапно настичь человека, и он, как будто прозрев, начинает видеть вещи, которых до того не замечал.

Благодарность – удел смиренных. Гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищения за свои личные достоинства. Благодарность духовно сближает людей, устраняет недоверие и подозрительность.

Благодарность - это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости. Через благодарность исчезает отчуждение. Человек благодарный открыт другому.

Принять с благодарностью то, что подаёт нам Господь - вот наш христианский труд, наш подвиг и наша миссия.

Искреннее благодарение в молитве неотделимо от радости. К сожалению, человек переменчив, его сознание часто затмевается суетой и повседневными заботами.

Благодарность - это особое отношение человека к Богу и миру, подлинное состояние открытости.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь - это чудо из чудес. Любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является - Божественным даром. Только благодарный человек способен к подлинной радости. И наоборот, если этой радости нет в жизни, значит причина тому - неспособность к благодарению, невосприимчивость к любви Другого.

Радость жизни

Святитель Григорий Богослов пишет: «Мы получили бытиё, чтобы благоденствовать». Иными словами, мы живём, чтобы жить и получать от этого радость.

Господь создал человека для того, чтобы он получал радость от того, что он делает.

То, что максимально противостояло жизни - смерть, - побеждено Воскресением Христовым.

Радость Пасхи – это радость восстановленного, исцелённого и цельного человека, радость бессмертия, бессмертия всего человека, а стало быть и радость тела. А радость сопряжена с благодарностью.

Бог, устами Апостола, призывает нас: «Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1 Сол. 5, 16-18)

«За всё благодарите», - так заповедует нам апостол Павел (1 Фес. 5,18).

Апостол заповедует благодарить не только за добро, но за всё, то есть и за добро, и за зло. Так умел благодарить святитель Иоанн Златоуст. Несмотря на то, что он жестоко пострадал от несправедливости и последние годы жизни провел в суровой ссылке, на смертном одре последними его словами были: «Слава Богу за всё».

А священномученик Арсений (Мациевич), митрополит Ростовский, несправедливо осужденный императрицей Екатериной Второй на пожизненное заключение за сопротивление царской политике секуляризации (отбирания церковных и монастырских земель в государственную казну), оставил в своей одиночной тюремной камере на стене надпись: «Благо мне, яко смирил мя еси».

Кто научился быть благодарным даже в скорбях, тот воистину «недалеко от Царства Небесного».

Благодарность дает чувство удовлетворения тому, кого благодарят. Ведь другой человек видит и понимает, что его труды не напрасны, а нужны и заслужено оценены. В тоже время благодарность оказывает благотворное влияние и на самого благодарящего, так как приносит ему мир, гармонию и прочие позитивные чувства.

Благодарность Богу

Богу мы обязаны всем: нашей жизнью и всеми ее благами, промыслом о нас, неисчислимым милосердием, долготерпением наших грехов, страстей, пристрастий, нерадения, слабостей.

И нам необходимо прежде всего и больше всего быть благодарным Богу, без Которого не совершается ничего, а уж затем человеку – как Его творению.

Все блага, которые мы имеем, посылаются нам от Бога, как и говорит об этом апостол Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов».

Господь дает нам все - и бытие, и жизнь, и дыхание, и свет. Он дал нам глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ноги, чтобы ходить, руки, чтобы работать, голову, чтобы думать. Он нас питает, одевает, хранит и заботится о нас. Наш дом, наши вещи, наше материальное богатство - все это дары Божии.

Святые отцы говорят об этом так: «если ты сделал что-нибудь без содействия тела, то это принадлежит тебе. Если же ты сделал это с помощью тела, то тебе следует помнить, что тело твое есть создание Божие. И если ты подумал что-нибудь без ума, то это твое. Если же с помощью ума, то знай, что и ум твой - творение Божие».

Из этих слов хорошо видно, что нам не принадлежит даже то, что мы как будто бы сами приобрели, заработали и создали. Тем более не принадлежит нам то, чего мы не в состоянии создать, например наши близкие и любимые люди, наше тело, наша душа, наше здоровье, наши таланты и способности. Все это есть не что иное, как великие Божии дары.

И за все это мы обязаны непрестанно благодарить и поминать нашего Господа.

За все надо научиться благодарить Бога, ибо мы часто судим о том, что не вмещается в наше понимание. Судим людей, с которыми что-то случилось, забывая о том, что если так случилось – значит надо смириться и за все благодарить Бога.

Если человек искренне молит и не получает просимое - значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит. Становясь на молитву, учит нас святитель Василий Великий, мы должны сначала славословить Бога, затем благодарить Его, потом каяться, и только после этого просить о чем-либо, хотя обычно человек в своем духовном росте движется от прошения и покаяния к благодарению и славословию..

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет не сомневающаяся вера и любовь к Богу. Благодарность наша - удостоверение о правильно установленной религиозной душе. Все мы умеем просить. Даже неверующие в крайне тяжкие моменты иногда прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва - знак высоко поднявшейся души. Хорошо вспомнить Бога в несчастье; но не забыть Его в радости - знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой. Молитва благодарения несовместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстоятельствах, не потщимся взойти и на более высокую ступень - благодарственной молитвы».

Благодарность Богу поднимает нас, смертных, из смертного тления, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и обращает к Богу.

Собственно говоря, благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля.

«Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой Иоанн Кронштадтский, – внутрь-ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!»

В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их как горькое, но необходимое лекарство, исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков.

Мы должны благодарить Господа за то, что наша вера дает нам духовный разум понимать окружающие нас события, правильно расценивать их и поучаться от них; понимать, что природные и общественные бедствия посылаются Господом преимущественно для того, чтобы встряхивать человечество от греховного равнодушия, пробуждать его от духовной дремоты, напоминать ему о том, что мы не вечны на земле и что нас ожидает иная жизнь.

Благодарность и свобода

Слово «дар» означает «даром», «безвозмездно»; дар это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости.

Дар - это посильное для человека подражание Богу, Который все дает чел веку даром.

Дар как свободное действие человеческого духа, не должен рассчитывать на ответ и отдачу, иначе он превращается в расчет, взаимообмен, взаимную помощь, услугу и плату за нее. Тогда слово «дар» перестает отвечать своему названию и должно быть заменено иным словом:

Тот, кто дает (дарит), не должен ничего ждать в ответ от человека. Если он делает действительно ради Христа, то получит от Христа больше, чем даже ожидает.

Если это он сделал ради любви, то получит награду в самой любви. Если любовь является высшей христианской добродетелью, то благодарность - её главным проявлением. Чтобы стяжать истинную христианскую благодарность, надо победить самого себя, распять своё гордое «я» на кресте христианских подвигов поста и молитвы.

Только твердая вера во Христа делает человека по-настоящему милосердным и свободным.

Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. В этих словах явное противоречие. То, что делается в ожидании благодарности, уже не является добром, а чистая корысть.

Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Христианин должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти.

В обыденной жизни зачастую люди активно переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ взамен, как будто их обманули.

Схожую ошибку совершают и те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными отплатить или отработать за него, впадая в зависимость от полученного добра. Они думают, что им сделать, что подарить взамен, боясь показаться неблагодарными и тем унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью. Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал помощь или содействие, Ведь по их понятиям должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро.

Поэтому, то в обществе и существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом ложная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять с себя придуманное бремя.

Дар не должен стеснять свободы человека, тогда у него будет истинная благодарность и истинная любовь не ради дара, а ради самой любви. Любовь же, как чувство, отдавая себя, не уменьшается, а увеличивается еще больше.

Наша православная вера есть величайший дар Божий, это самое дорогое и самое радостное, единственное, что может дать смысл и силу жить и получать от жизни радость…Мы должны дорожить своей верой, и, если требует от нас жизнь, не должны скрывать, таить, что мы верующие люди. Напротив, мы должны свидетельствовать о своей вере и доносить её до людей. Это чувство величайшего дара и радости, что мы православные люди, что мы принадлежим к Православной Апостольской Соборной Церкви.

Библиография

Свт Николай Сербский (Велимирович) Творения: Кн. 1: Беседы М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

Голод по Богу -www.pravoslavie.ru

Пестов Н.Е Современная практика православного благочестия. klikovo.ru

Cвт Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской - Творения в двух томах - Том второй - Аскетические творения. Письма М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

Свт. Григорий Богослов. Избр. слова. М 2002

Александр А. Соколовский

Статьи по теме