Спасский собор в. Спасский собор

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Храм Михаила Архангела бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Собор Спаса Нерукотворного Образа бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
  • Спасо-Андроников монастырь

    Адрес Спасо-Андроникова монастыря: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»).
    Фотоальбом Спасо-Андроникова монастыря.
    Рассказ о поездке в Спасо-Андроников монастырь.
    План Спасо-Андроникова монастыря.

    Спасо-Андроникова обитель - одна из древнейших в Москве. По преданию, в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу Яузы митрополит Алексий во исполнение обета основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

    Монастырь был поставлен на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну , Рязань и дальше в Золотую Орду.

    Первым игуменом монастыря стал Андроник , один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского. Когда его причислили к лику святых, монастырь получил название Спасо-Андроникова.

    Икона из Спасского собора, написанная его настоятелем, отцом Вячеславом Савиных.

    Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев - «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.

    В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.

    Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам.

    На первом этаже настоятельских покоев проводятся периодические выставки, на втором - размещается администрация Музея имени Андрея Рублева.

    В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга этого времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей.

    В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Сам корпус получил название «братского». Сейчас здесь расположен музейный депозитарий.

    Духовное училище было возведено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы.

    На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» - народное название многих часовен у городских застав (в данном случае - у Рогожской).

    По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским.

    Святые ворота - главный вход в Спасо-Андроников монастырь.

    Появились они во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богоматери.

    Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Ныне ворота восстановлены, а в помещении над ними, заменившем храм, находится отдел учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева.

    В XVII столетии деревянные стены монастыря заменили каменными. От них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее.

    Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста.

    Северная, западная и большая часть восточной стены возведены в XVIII- XIX веках.

    Когда большевики закрыли Спасо-Андроников монастырь, исчезло многое: святые мощи, иконы, книги, утварь... В наше время по воле Божией некоторые святыни возвращаются в обитель.

    В 1996 году Спасский собор вновь обрел старинную икону первых настоятелей - преподобных Андроника и Саввы. После революционных конфискаций след ее был потерян. Обретение началось с того, что в одном из «Андрониковских сборников» (рукописный журнал конца 1920-30-х годов), хранящихся в библиотеке Свято-Данилова монастыря, настоятель Спасского собора нашел фотографию той самой иконы первых игуменов с пометкой: «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии - архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья».

    Обратившись на подворье Иерусалимского патриархата - в никогда, к счастью, не закрывавшийся храм Воскресения Словущего на Арбате, - священники и прихожане Спасского собора с великой радостью обнаружили в его хранилище утерянную икону первых игуменов Спасо-Андрониковской обители! Можно предположить, что отец Сергий спас не одну икону разоренного монастыря, перенеся их в церковь Воскресения, где служил.

    17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла в родном храме подобающее ей место.

    В Спасо-Андрониковом монастыре упокоились первые его настоятели, а также иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Правда, до сих пор точно неизвестны места их погребения.

    В 1922-1928 годах на территории упраздненной обители устроили колонию для беспризорников. Для них на месте монастырского кладбища, ликвидированного 13 сентября 1927 года, сделали футбольную площадку.

    До наших дней дошли лишь отдельные надгробия. Некоторые были восстановлены над приблизительными местами захоронений. Среди них - памятники Полежаевым, Зубовым.

    Экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры.

    Коллекция музея собрана за последние полвека. В ней около 10 000 экспонатов: иконы XIII- XVII веков, фрагменты росписей, снятые со стен уничтоженных храмов, лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов, археологические экспонаты, рукописи и старопечатные книги XV-XIX веков.

    Гордость музея - произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

    Монастырская жизнь в Спасо-Андрониковой обители до сих пор не восстановлена. Но Спасский собор действует как приходской храм.

    В день памяти преподобного Андрея Рублева , 17 июля 1989 года, в Спасском соборе была отслужена первая после большого перерыва Божественная литургия. Приходская жизнь Спасского собора разнообразна - в основных своих направлениях она наследует Спасо-Андрониковой обители.

    С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря - знаменное пение. И ныне все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

    Летопись монастыря.

    1360-е. Основание монастыря.
    1380. В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве.
    Между 1410 и 1427. Строительство каменного Спасского собора.
    1439. Монастырь получил архимандрию.
    1504-06. Построена трапезная палата.
    1611. Разграбление монастыря поляками.
    1653. Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится виднейший «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум.
    1691-1694. Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году).
    1701. Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.
    1748. Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву.
    1764. Монастырь причислен ко 2-му классу.
    1790-1803. Строительство колокольни Симеона Богоприимца.
    1812. Обитель пострадала от наполеоновского нашествия.
    1848-1850. Перестройка Спасского собора.
    1874. Построена церковь мученика Евграфа.
    1919. Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.
    1924. Закрытие Спасского собора.
    1930-е. Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни.
    1947. Создание музея имени Андрея Рублева.
    1960. Музей открывают для посетителей.
    1989. Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма.

    С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 27, 2009».

    ул. Казанская, 50

    Спасский собор. 2015 г.

    История Спасского собора начинается почти 400 лет назад, в начале XVII в., когда на месте храма стояла деревянная Троицкая церковь. На ее паперти над входом висела икона Спаса Нерукотворного, прославленная чудесами, которые начались 12 июля 1645 г. Это был день возведения на престол Алексея Михайловича, второго самодержца из дома Романовых. Именно в этот день житель города Хлынова (Вятки) Петр Палкин, будучи слепым уже три года, пошел в храм и стал молиться на паперти перед иконой Спасителя. Внезапно, по милости Божией, он прозрел. Весть о чуде быстро облетела город, к иконе Спасителя стало приходить множество людей, просящих помощи, и многие получали исцеление.


    Вид на Спасский собор и южную часть города. Начало XX в.

    Весть о чудесах, происходивших в Вятке в 1646 г., достигла Москвы. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву. Встреча в столице происходила 14 января 1647 г. у Яузких ворот при огромном стечении народа. Навстречу вышли сам царь с семьей и патриарх Иосиф. Приложившись к святой иконе, Алексей Михайлович с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и далее - в Успенский собор. В память об этом событии царь назвал Фроловскую башню Спасской. Спасская башня Кремля, получившая таким образом, «вятские корни», навсегда стала одним из символов России. Около 300 лет икона находилась в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Москвы, однако после событий 1917 г. она бесследно исчезла.



    Спасский собор и приказная изба (в центре снимка). Начало XX в.

    В Вятке же на месте обветшавшей Троицкой церкви был построен каменный Спасский собор, но простоял он недолго, около шестидесяти лет. После пожара 1757 г. храм разобрали, и на его месте в 1764 – 1767 гг. был воздвигнут новый величественный собор, в верхнем храме которого находился чудотворный образ Христа Спасителя. Эта постройка и сохранилась в несколько измененном виде до наших дней.


    Вид на Спасский собор с перекрестка Преображенской и Казанской улиц

    Строительство собора пришлось на вторую половину XVIII в., на период раннего классицизма. Внутренняя отделка храма завершилась к 1818 г., когда освятили последний престол на втором этаже - святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, строительство храма продолжалось 54 года. Верхний храм собора не отапливался, службы в нем проходили лишь летом. Спасский собор поражал горожан своими масштабами: высота колокольни достигала 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.


    Бывшая Соборная площадь Вятки. В центре - обезглавленный Спасский собор. 1930-е гг.

    В 1929 г. храм был закрыт, но в отличие от многих остальных соборов города уцелел. Долгие годы здесь находилось общежитие педагогического института, а с 1960-х годов - научно-проектный институт. В 1995 г. собор был возвращен церкви, начались работы по его реконструкции. В 2009 г. была восстановлена колокольня, на которой установлен девятиметровый золоченый шпиль с крестом. В настоящее время восстановление храма продолжается.

    Фото: С. Суворов, ГАКО, pastvu.com

    Спасский собор Андроникова монастыря

    Дата создания: 1425 г. - 1427 г.

    Материал, техника: белый камень

    Спасский собор Андроникова монастыря - наиболее древний белокаменный храм, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.

    Стены собора сложены из правильных прямоугольных блоков желтовато-белого известняка, гладко отшлифованных с лицевой стороны. В монастыре жил и работал величайший художник древней Руси - Андрей Рублев, который не только расписывал собор, но и участвовал в его строительстве.

    Собор - самое яркое и значительное произведение раннемосковской школы зодчества.

    Художественный образ этого сооружения полон необычайного напряжения. Зодчие преднамеренно понизили угловые части и энергично приподняли средние деления его основного объема. Выше, на постаменте из четырех трехлопастных арок, разместился легкий барабан главы, поставленный как бы на пружинящие кокошники. В целом эта устремленная вверх композиция очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове. Можно подумать даже, что создавшие ее мастера вообще были знакомы с творением Петра Милонега. Подхватив и развив далее примененные им архитектурные формы, они не только создали храм, в котором традиционная крестово-купольная схема претерпела еще большее изменение; одновременно была подготовлена почва для новых творческих поисков и смелых дерзаний русских зодчих XVI века.

    В настоящее время в монастыре располагается Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

    Спасский собор Андроникова монастыря в Москве - наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое отделение пилястр с базой и капителью от профиля вышележащей закомары можно считать зарождением "ордерного" строя.

    Собор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.). Можно отметить известную близость и к храмам южных славян - Сербии и Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др) говорят о связях Москвы с Новгородом и Псковом.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

    Датировка и возможные предшественники

    Согласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.

    Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)

    О датировке собора есть несколько мнений. По всей видимости, первый храм был деревянным. Есть предположения о постройках первого каменного храма в 1360 или 1390 годах. (В частности А. Павлинов - автор первой систематической истории русской архитектуры - писал: "В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г." цитирую по Буракову.) Вывод о существовании более раннего храма, позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

    История сооружения

    Существуют источники ("Книга степенная царского родословия", Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот - из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.

    Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

    После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода "Серп и Молот", в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

    С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

    В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.

    Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.


    Спасский собор

    План собора на уровне порталов

    По Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Стр. 45.

    Архитектурные особенности

    Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от "креста" к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.

    Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности".

    Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.

    Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.

    В росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде "розеток", но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или "лунницы", то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

    Список литературы

    Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.

    П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.

    Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.

    Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.

    Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

    Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

    Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

    С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

    В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

    Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

    Статьи по теме