Праведные женщины Вхиджабе حجاب‎‎. хиджаб

Асия

Она была женой Фараона, правителя Египта, который называл себя богом. Посмотрите на Могущество Аллаха: муж был шайтаном, а жена была настолько праведна, что в Коране мы читаем ей похвалы, а наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил о ней так: «Многие мужчины достигли степеней совершенства. Однако не достигла степеней совершенства ни одна женщина, кроме Марьям и Асии. Именно Асия спасла Мусу от тирана – Фараона».

Как упоминалось в истории о сестре Мусы, мир ему, Асия уверовала в Мусу, мир ему, как пророка. Она полюбила его еще в то время, когда он был ребенком. Когда Муса, мир ему, получил пророческую миссию, Фараон не уверовал. Но Асия уверовала, что Муса, мир ему, – истинный пророк. Когда Фараон услышал об этом, то обошелся с ней крайне сурово, подвергнув ее множеству наказаний. Однако она не отреклась от своей веры и покинула этот мир верующей.

Урок:

Посмотрите, как крепок был ее иман. Несмотря на то что ее неверующий муж подверг ее ужасным мучениям, она не сдалась. Сейчас, когда человека постигают небольшие трудности, он уже произносит слова неверия, аузубиЛлях. О женщины! Вера (иман) – это великий дар. Вне зависимости от того, насколько тяжелы испытания, никогда не делайте ничего, что бы противоречило религии. Если муж делает что-то, что противоречит Исламу, не поддерживайте его и не составляйте ему компанию. В те времена брак с неверующим (кяфиром) был действителен. Но в нашем Шариате правила другие: если муж – неверующий, брак не действителен. А если он становится неверующим после свадьбы, то брак аннулируется.

Служанка дочери Фараона

В книге «Равдат ас-Сафа» упоминается, что у дочери Фараона была служанка, которая прислуживала ей, расчесывала ей волосы и тому подобное. Она уверовала в то, что Муса, мир ему, – пророк, но боялась Фараона и поэтому никак не проявляла свою веру. Однажды, когда она расчесывала волосы дочери Фараона, расческа выпала из ее руки. Когда она наклонилась, чтобы поднять ее, то произнесла: «БисмиЛлях (во имя Аллаха)». Дочь Фараона спросила: «Что ты сейчас сказала? Во имя кого?» Служанка ответила: «Во имя Того, Кто создал твоего отца и дал ему царство». Дочь Фараона удивилась и спросила: «Разве есть кто-то, более великий, чем мой отец?» С этими словами она побежала к отцу и рассказала ему, что произошло. Фараон очень разозлился, позвал эту служанку и стал ей угрожать. Но та, не колеблясь, сказала: «Делай, что хочешь, я не отрекусь от своей веры». Ей вбили в руки и ноги гвозди и положили на ее тело горячие угли. Но она не отреклась от веры. Тогда ее ребенка схватили и бросили в огонь. Из пламени ребенок сказал: «Мама! Будь терпелива и не отрекайся от своей веры». И она сохранила иман. Ее, как и ее ребенка, бросили в огонь. В суре «Аль-Бурудж» упоминается ров, и истории об этом рве рассказывается похожий случай с матерью и ребенком.

Урок:

Обратите внимание, какой твердой была ее вера. О женщины! Иман – это огромное благо. Не допускайте, чтобы из-за ваших страстей, желаний или трудностей в вашей вере и религиозности появились недостатки и изъяны. Не совершайте ничего, что бы противоречило повелениям Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.

Старая женщина среди последователей Мусы, мир ему

Когда Фараон стал преследовать бану Исраиль в Египте, притесняя их, заставляя тяжело работать и побивая их, Аллах велел Мусе, мир ему, покинуть ночью Египет вместе с бану Исраиль, чтобы спастись от Фараона. И тогда Муса, мир ему, вышел в путь с бану Исраиль. Когда они добрались до Нила, то заблудились. Никто не знал, куда идти. Муса, мир ему, поразился этому и воскликнул: «Кто знает эту местность, пусть выйдет вперед и укажет нам дорогу». Тогда вперед вышла старая женщина и сказала: «Когда Юсуф был при смерти, он завещал своим братьям и племянникам, что, если потребуется покинуть Египет, нужно взять с собою его гроб с телом, куда бы вы ни направились. Пока вы не возьмете с собой гроб, не сможете найти дорогу». Муса, мир ему, спросил, где находится этот гроб. И снова никто не знал ответа, кроме этой старой женщины. Когда он спросил ее, она сказала: «Я не покажу тебе, где он, пока ты не пообещаешь мне одну вещь». Он спросил: «Какую?» Она ответила: «Ты должен пообещать, что я умру верующей и буду с тобой в Раю». Муса, мир ему, поднял руки и произнес: «О Аллах! То, о чем она просит, – не в моей власти». Ему было велено: «Дай ей обещание, Я выполню его». Тогда он пообещал ее это, и она показала ему, где найти гроб: он был похоронен в центре реки. Когда гроб вытащили, они тут же нашли дорогу.

Урок:

Посмотрите, как праведна была эта женщина: она не просила о богатствах этого мира, но обеспечила себе счастье в вечной жизни. О женщины! Откажитесь от своего стремления к мирскому. Вы и так получите в этом мире то, что вам предписано. Обратитесь к своей религии.

Сестра мальчика Хайсура

В истории о Мусе и Хидре, мир им обоим, упоминается, что последний убил маленького мальчика, исполняя повеление Аллаха. Муса, мир ему, встревожился и спросил: «Что этот невинный ребенок сделал такого, что ты убил его?» Хидр, мир ему, ответил: «Если бы этот мальчик вырос, он бы стал неверующим. Его родители были мусульманами. Могло так случиться, что они тоже собьются из любви к нему. Поэтому было лучше убить его. Вместо этого мальчика Аллах даст этим родителям дочку, которая будет чиста от всякого зла и принесет больше пользы родителям». В других книгах написано, что так все и случилось. Их дочка вышла замуж за пророка, и среди их потомков было еще семьдесят пророков. Убитого мальчика звали Хайсур, а мы рассказываем про его сестру.

Урок:

Когда Аллах восхваляет женщину, говоря, что она чиста от всякого зла и принесет много пользы родителям, какой же великой должна быть эта женщина! Какой прекрасный и благородный подвиг – быть чистой от всего зла и принести своим родителям благо и мир. О женщины! Старайтесь быть такими же.

Мать мальчика Хайсура

Хайсур – это мальчик, о котором рассказано выше. Вы читали, что в Коране говорится, что его родители – верующие (мусульмане). Человек, которого Аллах называет верующим, не может быть просто обычным верующим с не очень крепким иманом. Очевидно, что вера этого человека очень крепка. Поэтому мы можем сделать вывод, что мать Хайсура была очень праведной женщиной.

Урок:

Взгляните: крепкая вера – это настолько величественная вещь, что Аллах восхваляет людей с этим качеством. О женщины! Будьте крепки в вере. Этого можно добиться, только выполняя повеления Аллаха и отстраняясь от грехов.

Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Зейнаб бинт Джарира аль Ханзали

Хайсам ибн ‘Ади ат-Таи рассказывал, что Муджахид рассказывал со слов аш-Ша‘би, что однажды кади Шурайх сказал ему: - О Ша‘би! Тебе следует жениться на женщине из племени Тамим. Они очень умные.

В чем же проявляется их ум? - спросил Ша‘би.

Шурайх сказал: - Однажды я возвращался с похорон днем и проходил мимо их поселений. Там я встретил старушку, стоявшую около двери. Рядом с ней стояла девушка, самая красивая из всех, что я видел за свою жизнь. Я подошел и попросил попить, хотя мне вовсе не хотелось пить. “Чего ты хочешь выпить?” – спросила старушка. Я ответил: “Чего-нибудь”. Она сказала: “Поторопись, девушка! Принеси ему молока! По-моему, этот мужчина не местный”. Я спросил: “Кто эта девушка?” Она ответила: “Это Зейнаб, дочь Джарира. Она из семьи Ханзалы”. Я спросил: “Она свободна или занята?” Старушка ответила: “Свободна”. Тогда я сказал: “Выдай ее замуж за меня”. “Если вы соответствуете друг другу”, – ответила старушка на диалекте племени Тамим. Я пошел домой отдохнуть, но сон отошел от меня. Когда я совершил полуденный намаз, то взялся за руки моих братьев-уважаемых чтецов Корана ‘Алкамы, ал-Асвада, ал-Мусаййиба и Мусы ибн ‘Арфаты. С ними я отправился на встречу с дядей девушки. Он встретил меня и спросил: “О Абу Умаййа! Чего ты хочешь?” Я ответил: “Я хочу жениться на Зейнаб, дочери твоего брата”. Он сказал: “Она тоже не отказалась бы выйти замуж за тебя”. А затем он женил меня на ней. Вот тогда я вспомнил о жестокосердии женщин племени Тамим и пожалел о содеянном. Я сказал себе: “Что я буду делать с женщинами племени Тамим? Лучше я разведусь с ней”. Но потом я сказал: “Нет, лучше я прижму ее к себе. Может быть, я буду доволен. А если нет, то поступлю так, как пожелаю”. Если бы ты видел, Ша‘би, как женщины наставляли ее, когда завели ко мне. По Сунне, если жена заходит к своему мужу, тот должен встать и совершить намаз из двух ракатов, а затем попросить Аллаха даровать ему то хорошее, что есть в его жене, и попросить Аллаха уберечь его от того зла, что есть в ней. Я совершил намаз и завершил его словами приветствия. Тут я заметил, что она молится за мной, и когда я закончил молиться, ко мне зашли рабыни, которые взяли мою одежду и надели на меня темно-желтую рубашку. Когда дом опустел, я подошел к ней и протянул руку к ее талии. Она сказала: “Подожди, Абу Умаййа! Стой, где стоишь”. Затем она сказала: “Хвала Аллаху, которого я восхваляю и прошу о помощи! Благословение Мухаммаду и его семье! Я не знакома с тобой и не знаю твоего характера. Расскажи мне, что тебе нравится, чтобы я придерживалась этого, и что тебе не нравится, чтобы я отошла от этого”. И еще она сказала: “Ты был уже женат в своем народе, и я тоже. Но случилось то, что предопределил Аллах. Теперь я твоя, и посему поступай так, как повелевает тебе Аллах: удержи по-хорошему или отпусти с миром. Вот то, что я хотела сказать. И я прошу прощения у Аллаха для себя и для тебя!”» Шурайх продолжил: - О Ша‘би! Она вынудила меня обратиться к ней со словами: “Хвала Аллаху, которого я восхваляю и прошу о помощи! Мир и благословение Пророку и его семье! Ты произнесла прекрасные слова. Если ты будешь придерживаться их, то получишь добрый удел. Но если ты отвернешься от них, то это обернется против тебя. Я люблю такие вещи и не люблю такие. Теперь мы вместе, и поэтому не надо различать между нами. Если увидишь хорошее, то разглашай. А если увидишь плохое, то покрой”. Тогда она что-то сказала, но я уже не припоминаю это. А еще она спросила: “Как ты воспринимаешь визиты родственников?” Я сказал: “Не люблю, когда свойственники начинают меня беспокоить”. Она спросила: “А кого ты хочешь впускать домой из твоих соседей? Я буду впускать их. А тех, кого ты не любишь, я тоже не стану любить”. Я сказал: “Та семья - честная, а та - скверная”. О Ша‘би! В ту ночь я спал счастливым. После этого она прожила со мной год, и я не видел от нее ничего дурного. В начале следующего года я вернулся домой с собрания шариатского суда и увидел там старушку, которая распоряжалась в нашем доме. Я спросил: “Кто это?” Мне сказали: “Это – твоя теща”. В тот момент я забыл обо всем, что чувствовал. Затем я сел лицом к старушке. Она сказала: “Мир тебе, Абу Умаййа!” Я ответил: “И тебе мир! Кто ты?” Она сказала: “Я прихожусь тебе тещей”. Я сказал: “Пусть Аллах приблизит тебя еще ближе!” Она спросила: “Как тебе твоя жена?” Я ответил: “Прекрасная жена!” Она сказала: “О Абу Умаййа! Женщина бывает плохой, если она родила сына или же получила признание своего мужа. Если тебя станут терзать сомнения, то возьмись за кнут. Клянусь Аллахом! В доме мужчины нет ничего хуже избалованной жены”. Я сказал: “Клянусь Аллахом! Ты дала ей хорошее воспитание”. Она спросила: “Хочешь ли ты, чтобы к тебе приходила твоя теща?” Я сказал: “Когда пожелаешь”. Она приходила ко мне в начале каждого года и давала хорошие советы. Я прожил со своей женой двадцать лет, ни в чем не упрекая ее. И только один раз я упрекнул ее, но поступил несправедливо. Дело было так. Муэдзин объявил о начале намаза после того, как мы совершили два раката добровольного намаза. Тогда я был имамом целого поселка. Вдруг я заметил приближение скорпиона. Я взял посуду и накрыл его, а потом сказал: “Зайнаб! Не двигайся, пока я не приду”. Если бы ты видел, Ша‘би! Когда я вернулся с намаза, то обнаружил, что скорпион уже ужалил ее. Я попросил, чтобы все успокоились и чтобы мне принесли соль. Я постучал ей по пальцу, а затем начал читать суры “ал-Фатиха”, “ал-Фалак” и “ан-Нас”.


Рассказывает мухаддис Йемена, шейх Мукбиль ибн Хади Аль-Уади’и

1.Она держится за Книгу Аллаха и Сунну посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, насколько может, в соответствии с пониманием первых поколений праведных ученых.

2. Она выстраивает хорошие отношения с мусульманами, и даже с немусульманами, ведь Великий и Могучий Аллах говорит в Своем Священном Писании:«Говорите людям хорошее» . Сура «Корова», аят 83.И говорит: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам». Сура «Женщины», аят 58.
Так же говорит: «А когда вы говорите, то будьте справедливы». Сура «Скот», аят 152.
Говорит Пречистый и Возвышенный:«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не
отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»
. Сура «Женщины», аят 135.

3.И ее обязанность – соблюдать исламскую форму одежды, избегая в этом уподобления врагам Ислама. Передал имам Ахмад в своем «Муснаде» хадис от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что сказал посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье: «Если кто-то уподобился какому-либо народу, то он из него» .Наш Могущественный Господь говорит в отношении одежды: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин,
чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям».
Сура «Сонмы», аят 59.И передал имам Ат-Тирмизи в своем сборнике хадис от Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Всевышний Аллах, что сказал посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье: «Женщина – это то, что нужно укрывать (аурат), и когда она выходит, устремляется к ней шайтан».

4.Мы советуем ей хорошо относиться к своему мужу, если она желает счастливой жизни. Пророк, мир и благословение ему и его семье, говорит: «Если муж позвал жену на супружеское ложе, а она отказала, то ангелы проклинают ее» . Приводится в сборниках достоверных хадисов имамов Аль-Бухари и Муслима. И в сборнике имама Муслима: «… то те, кто в небесах, гневаются на нее» .

5.Она занята присмотром и исламским воспитанием своих детей. Имамы Аль-Бухари и Муслим в своих сборниках достоверных хадисах передали от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас опекун, и каждый из вас ответственен за своих подопечных» . – Затем упомянул женщину, что она: «Опекун в доме своего мужа, и она ответственна за своих подопечных» . Также в двух сборниках достоверных хадисов передано от Маъкыля ибн Ясара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кому бы не вверил Аллах опекунство – если он искренне не позаботится о вверенном, то не ощутит запаха Рая». И не должен призыв к Исламу отвлекать ее от воспитания детей.

6. Так же она должна быть удовлетворенной тем, что постановил Аллах касаемо превосходства мужчины над женщиной.
Говорит Пречистый и Возвышенный Аллах: «Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими» . Сура «Женщины», аят 32.И говорит: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, (сначала) увещевайте, (затем) избегайте на супружеском ложе и (наконец) побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них». Сура «Женщины», аят 34.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается в двух достоверных сборниках, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра – это верхняя. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь, а если ты оставишь его, то оно останется кривым» .
Женщина проявляет терпение в том, что предопределил Аллах относительно превосходства мужчины над ней, но это не значит, что мужчина может относиться к ней как к рабыне. Как передано в сборнике имама Ат-Тирмизи,посланик Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, говорит:
«Относитесь к женщинам хорошо, ведь они – ваши пленницы, и нет у вас
прав на иное в отношении них. И поистине у вас есть право на ваших женщин, и поистине у ваших женщин есть право на вас. Ваше право на них в том, чтобы они не впускали в дом того, кто вам не нравится, а их право на вас в том, чтобы вы заботились о их еде и одежде»
.Так же в сборниках «Сунан» и в сборнике «Муснад» имама Ахмада приводится хадис от Муавии ибн Хайды, да будет доволен им Аллах, что мужчина спросил:
«О, посланник Аллаха, какое право на нас имеют наши жены?» Он ответил: «Если ты ешь, то корми и ее, если ты одеваешься, то одевай и ее. И не бей ее по лицу и не говори: «Да обезобразится твое лицо», и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)».

Таким образом, да благословит вас Аллах, следует вместе помогать друг другу в добре. Мужчина относится к жене так, как того требует Ислам, помогает ей получать знания, помогает ей в призыве к Аллаху, и женщина относится к мужу так, как того требует Ислам, помогает ему в знании, призыве к Аллаху и в управлении домашними делами. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». Сура«Трапеза», аят 2.

И к Аллаху мы обращаемся за помощью.

Вопрос:

Я молодой человек и начал задумываться о женитьбе. Но у меня есть несколько вопросов, на которые я хотел бы получить ответы прежде, чем начать поиск жены. Первый вопрос — насчет жены: какая именно девушка является «обладательницей религии», на которую указывал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха? Я знаю, что чем больше девушка имеет знаний, поклоняется Аллаху, богобоязненна, призывает к Аллаху, тем лучше, но что насчет ситуации, когда девушка вбирает в себя не все эти качества? Как, например, если она ограничивается выполнением обязанностей. Считается ли она «обладательницей религии», которую имел в виду посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха? А также, теряет ли девушка, носящая хиджаб , открывающий лицо, или никаб, открывающий глаза, статус «обладательницы религии»? Говоря иначе: если родители молодого парня выбрали для него девушку, носящую хиджаб, не покрывающий ее лицо, то может ли он отказаться от сватовства, так как она не является «обладательницей религии»?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха завещал нам жениться на «обладательницах религии». Кто же именно «обладательница религии»?

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал жениться на «обладательницах религии» и сказал: «На женщине женятся из-за четырех вещей: из-за ее имущества, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее религии. Выбери обладательницу религии, и ты преуспеешь!» (Аль-Бухари 5090, Муслим 1466).

Абдуль-Азым Абади, да помилует его Аллах, сказал, толкуя этот хадис : «Богобоязненному и почтенному человеку следует воплощать религию во всех вещах, особенно в тех, которые долгое время находятся с ним. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел стремиться выбирать спутницу, обладающую религией, которая является пределом мечтаний» («Авнуль ма’буд», 6\31).

Что касается качеств, которыми обладают девушки, «обладающие религией», то их множество. Среди них можно выделить следующие:

1. Правильное . Это качество находится на первом месте списка хороших качеств. Если девушка будет из ахлю с-сунна валь джамаа, значит, она обладает самым лучшим качеством «обладательниц религии». А девушки из числа и не являются «обладательницами религии», на которых мусульманину велено жениться. Потому что они могут обладать плохим воздействием на своего мужа, детей или на них обоих.

2. Подчинение мужу . Она не должна ослушаться его, когда он велит ей сделать что-либо. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «У посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какая женщина является самой лучшей?», и он ответил: «Та, которая радует мужа, когда он смотрит на нее, которая повинуется, когда он велит ей что-либо, и которая не делает в отношении себя и своего имущества то, что он порицает» (Ан-Насаи, 3131, хадис назвал достоверным шейх Аль-Альбани в книге «Сахих ан-Насаи»). Таким образом, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал на три важных качества, которыми обладает хорошая, праведная жена. Это:

а) Когда муж смотрит на неё, она радует его своей религиозностью, нравственностью, отношением и внешним видом.

б) Когда муж отсутствует, она оберегает для него свою честь и оберегает для него его имущество.

в) Когда он повелевает ей сделать что-либо, то она подчиняется ему, кроме случая, когда он повелевает ослушание Аллаха.

3. Помощь мужу в его вере и религии . Когда она повелевает ему подчиняться Аллаху и предостерегает от совершения запретных вещей. Передается от Саубана, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда в отношении серебра и золота было ниспослано то, что было, люди сказали: «Какое же имущество нам держать?» Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я узнаю об этом для вас!», — и, сев на своего верблюда, поехал к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а я находился рядом с ним. Он сказал: «О посланник Аллаха, какое имущество нам держать?» Он ответил: «Пусть каждый из вас держит благодарное сердце, поминающий Аллаха язык и верующую жену, которая будет помогать вам в деле ахирата» (Ат-Тирмизи 3094, Ибн Маджа 1856, шейх Аль-Альбани назвал хадис достоверным в книге «Сахих ат-Тирмизи»).

Аль-Мубаракфури , да помилует его Аллах, сказал, комментируя этот хадис: « Слова «верующую жену, которая будет помогать вам в деле ахирата» означают, что она будет помогать ему в его религии, напоминая о наступлении молитвы, посте и других видах поклонения . А также, что будет препятствовать в совершении им прелюбодеяния и прочих запретных вещей» («Тухфатуль ахвази» 8\390).

4. Чтобы она была праведной женщиной . Качествами праведных женщин являются: покорность Господу, выполнение обязанностей перед мужем в его имуществе и в отношении себя, даже если он будет отсутствовать.

Всевышний Аллах сказал: «Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (Сура «Женщины», аят 34). Сказал шейх Абду-р-Рахман Ас-Саади , да помилует его Аллах: ««Праведные женщины покорны» — то есть покорные всевышнему Аллаху. «И хранят то, что положено хранить» — то есть они покорны своим мужьям даже в их отсутствии, храня себя для мужа и храня его имущество с помощью Всевышнего Аллаха, а не полагаясь на себя. Душа повелевает плохое, но тому, кто уповает на Аллаха, Он достаточен в делах его религии и жизни» («Тафсир ас-Саади», стр. 177).

Передается от Саада ибн Абиль Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Четыре относятся к счастью : праведная жена, просторный дом, праведный сосед и хорошее верховое животное. И четыре вещи к несчастью: плохой сосед, плохая жена, тесный дом и плохое верховое животное» (Ибн Хиббан, 1232).

Шейхуль Ислям Ибн Таймия , да помилует его Аллах, сказал: «Праведная жена проводит со своим мужем – праведным мужчиной – многие годы. Она дана ему во временное пользование, как об этом сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Этот мир дан во временное пользование, а самое лучшее, что можно приобрести в нем – это праведная жена. Такая, что когда ты смотришь на ее, она радует тебя, если ты повелишь ей что-нибудь, она подчинится, а если тебя не будет рядом, то она будет хранить себя и твое имущество». Она — именно та женщина, о которой пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал мухаджирам, когда они спросили его о том, какое богатство им держать у себя. Он сказал: «Держите благодарное сердце, поминающий Аллаха язык и верующую жену, которая будет помогать вам в деле ахирата» (Ат-Тирмизи).

От нее будет исходить любовь и милость, как об этом сказал Всевышний Аллах в Своей Книге . Горечь разлуки будет тяжелее для нее, чем смерть, тяжелее, чем потеря имущества и расставание с родиной, в особенности, если у одного из них будет привязанность к другому, или у них будут дети, которые могут погибнуть или может ухудшиться их положение» («Маджму’ аль фатава», 35\299).

5. Этика и знания . Передается от Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть три категории людей, которые получают два вознаграждения: человек из людей Писания, который поверил в своего пророка и поверил в Мухаммада, мир ему благословение Аллаха; раб, который выполняет обязанности перед Аллахом и перед своим хозяином; и человек, у которого была рабыня, и он стал обучать ее этике и делал это хорошо, он стал обучать ее знаниям и делал это хорошо, а потом освободил ее и женился на ней. Ему будет два вознаграждения!» (Бухари 97, Муслим 154).

6. Проявление покорности Аллаху и воздержание от запретного . Это один из смыслов выражения «обладательница религии», приведенного в хадисе, который мы встретили в начале вопроса.

Шафиитский ученый Аль-Хатыб Аш-Ширбини , да помилует его Аллах, сказал: «Смысл слова «религия» в хадисе – это богослужения, праведные деяния и воздержание от запретных вещей» («Мугниль мухтадж», 3\127).

Если женщина будет объединять между покорностью своему Господу, выполняя то, что Он повелел и оставляя то, что Он запретил, а также, покорностью своему мужу, то она будет из тех, кого пророк, мир ему и благословение Аллаха, обрадовал великой милостью при входе в Рай! В хадисе сказано: «Если женщина будет совершать пять своих молитв, соблюдать месяц поста, сохранит своё целомудрие и будет покорной своему мужу, то ей скажут: «Войди в Рай через любые его врата, какие пожелаешь!»» (Ахмад 1664, шейх Аль-Альбани назвал хадис хорошим).

7. Поклоняющаяся Аллаху и постящаяся . Всевышний Аллах сказал: «Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами» (Сура «Запрещение», аят 5).

Таким образом, стало ясно, что слово «религия» охватывает многие виды поклонения и подчинения Аллаху, . Необходимо указать, что все, что мы упомянули из качеств и деяний не находится на одном уровне у женщин. Эти качества имеют много степеней, как мы это видим. И чем больше девушка будет обладать скромностью, знаниями и покорностью Господу, тем больше она будет ближе к тому смыслу, по причине которого на ней было велено жениться.

Девушка, «обладающая религией», лучше всего подходит для мужчины, потому что она будет сохранять его религию, помогать ему в делах ахирата, радовать его взгляд, защищать его, когда он будет отсутствовать и воспитывать их детей наилучшим образом.

Статья подготовлена по материалам сайта: http://www.islam-qa.com

Известно, что между мужчиной и женщиной есть вполне естественные физические и психологические различия, которые влияют на их роль, социальные и другие обязанности. Поэтому супруги должны соблюдать и уважать права друг друга, которыми их наделил Всевышний Аллах.

Находятся люди, которые видят в исламском браке ущемление интересов и прав женщин, порой даже обвиняют в нарушении свободы. При знакомстве с правами и обязанностями супругов видно, что это не соответствует действительности. Ведь согласно Шариату, жёны имеют столько же прав, сколько и обязанностей.

Праведные супруги рассматриваются в Исламе как один из факторов наслаждения друг другом в этой жизни и как величайшая Милость, которую Аллах оказывает мужчине и женщине, так как они находят друг в друге успокоение от жизненных бедствий и страданий. Кроме того, они дарят друг другу отдых, утешение и наслаждение, с которым ни одно другое мирское наслаждение сравниться не может. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мир этот даётся во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в этом мире, является праведная жена» (Муслим). А на вопрос, какая жена является наилучшей, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на неё; повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь; и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества » (Ахмад).

Обязанности жены

Праведная женщина должна, во-первых, соблюдать предписания Аллаха, а во-вторых, быть послушной и выполнять все обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:

1. Прежде всего мусульманка должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников. Пророк (мир ему и благословение) отметил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому, то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо её обязанность перед мужем велика (аль-Бухари и Муслим).

2. Жена должна быть готовой в любое время удовлетворить его физиологические потребности, за исключением дней менструального цикла и послеродового очищения или же болезни. Жене не дозволяется отказывать мужу в исполнении своих обязанностей в постели. Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, то ангелы будут проклинать её до утра, потому что он злится на неё » (аль-Бухари и Муслим).

Эта обязанность жены является самой важной, потому что в основном именно она предопределяет счастье супругов. Несоблюдение женой супружеских обязанностей и игнорирование прав мужа на сближение часто служит причиной развода и разлада в семье. Поэтому она должна стараться быть привлекательной и желанной, отзывчивой и активной.

3. Супруге не дозволяется соблюдать пост-сунну (пост в месяц Рамадан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не сможет наслаждаться ею, когда она постится. По этому поводу Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения » (аль-Бухари).

В хадисе также сказано, что если жена будет соблюдать пост-сунну без согласия мужа, то её пост не будет принят, он будет напрасен.

4. Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит за неё вознаграждение, а муж – за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение » (аль-Бухари).

В то же время жене разрешается давать что-либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.

5. Без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж не должен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать родственников, если нет опасности попадания в запретное или же если он не сомневается в этом. На муже лежит ответственность за семью, поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему. Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено Шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без его разрешения.

В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого заболел её отец. Она направила послание Пророку (мир ему и благословение) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (мир ему и благословение) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи её отцу».

6. Жена должна быть неприхотливой и довольствоваться тем, что Аллах даровал супругу. Она не должна проявлять отвращение к нему, гневаться на трудное положение, а, наоборот, должна выражать благосклонность дарованным ему Аллахом, быть экономной и помогать мужу в добыче средств к существованию, предостерегать его от запретных путей заработка. В прошлом жёны, провожая своих мужей на поиски средств существования, просили их приносить домой только честно заработанное, говоря, что им будет легче терпеть голод и нищету, нежели мучения Ада.

7. Она должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, несоответствующую Шариату. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа » (Ахмад, ат-Тирмизи).

8. Ей запрещено самой самостоятельно знакомиться с друзьями своего мужа, представляться им, оставаться с чужим мужчиной наедине, а также принимать кого-либо в доме мужа в его отсутствие.

9. Нельзя проявлять высокомерие перед другими из-за красоты супруга или хвастаться богатством мужа. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, спорить, причинять боль или мучение и т.п. Жена должна проявлять к нему высокое уважение и отдавать ему должное как главе семьи. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда женщина причиняет мучения своему мужу в этой жизни, гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «О женщина. Не мучай его. Да уничтожит тебя Аллах, ведь он же твой гость. Может быть, он скоро простится с тобой и придёт к нам» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

10. После того, как жена совершит что-либо, что вызовёт гнев мужа, она должна поторопиться сделать всё, чтобы он простил её. Ибн Хиббани, Ибн Маджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы, и её хорошие деяния не поднимаются на небеса. Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные Шариатом желания мужа, то за это ей не будет греха».

11. Жена должна заботиться о детях, занимаясь их воспитанием, быть нежной и сострадательной к ним. Шариатом категорически запрещается проклинать детей.

12. Супруге необходимо быть покорной мужу, кроме того случая, когда он заставляет делать что-либо запрещённое Шариатом. В хадисе, переданном Ибн Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пять намазов в день, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет своё тело от постороннего мужчины, покорна своему мужу, она войдёт в Рай своего Господа ».

Таким образом, жене следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для неё Раем и Адом. Наш Пророк (мир ему и благословение) указал на то, что жена получает большое вознаграждение за это, и сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдёт в Рай » (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Если Коран и Сунна предписывают жене быть доброй, то мужу также предписано относиться к своей жене как можно лучше и мягче, быть с нею как можно добрее и справедливее, так как он полностью несёт ответственность за свою семью. Об этом сказано в хадисе: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству » (аль-Бухари и Муслим).

Статьи по теме