Контрольная работа за ii семестр. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория

ОНТОЛОГИЯ

Онтология – учение о бытии

Вопрос о первоначале бытия связан с осмыслением единства и многообразия мира, Существование множества предметов, явлений, процессов и состояний порождает философскую проблему: является ли все это одним бытием, исходящим из одного начала или принципа, которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же существует бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность? Парменид полагал, что бытие неподвижно, неизменно и умопостигаемо. Демокрит разработал идею множественного бытия как атомарного вещества.

Онтологические позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей (сознания) и бытии людей, Основным вопросом онтологии является вопрос об отношении бытия к сознанию: существует ли объективная, независимая от сознания, реальность, или бытие сводится к содержанию сознания?

Монизм признает единство действительности и один источник существования в качестве первопричины, В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на материалистов и идеалистов.

ž Дуализм - воззрение, утверждающее сосуществование двух различных, несводимых друг к другу сущностей или субстанций - духовной и материальной. (Декарт)

Плюрализм- воззрение, согласно которому действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства (Лейбниц).

Идеалистический монизмвидит единство мира в духовном, идеальном начале. Различают объективный и субъективный идеализм

Материалистический монизмвидит единство мира в системе материальных связей. мир существует вне и независимо от человеческого сознания. Различают диалектический (Маркс) и механистический материализм (17 в.).

Реализм -наиболее распространенная онтологическая позиция, признающая объективную реальность, существующую вне сознания познающего субъекта. К реализму относится объективный идеализм, утверждающий самостоятельное, независимое от человеческого сознания, существование духовной реальности (идеи. Бога, разума) (Платон, Гегель), и материализм, утверждающий первичным родом бытия материю, вещественную реальность.

Диалектический материализм- философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания, Особенностью понимания бытия в диалектическом материализмеявляется то, что отброшено понятие бытия как такового

Субъективный идеализмявляется антиподом реализма и рассматривает мир как комплекс представлений, признавая реальным лишь бытие, воспринимаемое сознанием субъекта (распространяется в философии Нового времени). Дж. Беркли.

ž Экзистенциализм (философия существования XX века) утверждает принципиальное различие между бытием человека и бытием вещей: человек - это самосознающая и свободная реальность (Хайдеггер, Ясперс. Сартр, Камю)

Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления, категории -предельно широкие понятия - с целью рассмотрения бытия, сущего как такового, отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей, Как правило, такие категории раскрываются лишь друг через друга и используются попарно.

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия.

Небытие - противоположность бытия, несуществующее, непознаваемое ничто, Может рассматриваться как абсолютное - отсутствие бытия как такового, пустота; либо как относительное - небытие определенной вещи. В первом случае может отождествляться с понятиями «потенциальное бытие». «Единое». «Дао», «меон». «инобытие»; во втором случае - служить для определения границ конкретного бытия.

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория «бытие».

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется системой .

Отрицанием в диалектике является переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния.

«интенциональность».

Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является игровое познание.

Донаучное знаниеопределяется как «палеомышление» или этнонаука.

Согласно теории П. Фейерабенда , рост научного знания происходит в процессе пролиферации идей.

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель.

Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма).

Эстетика – философское учение о прекрасном.

Критическая функция философии выражается в стремлении«все подвергать сомнению».

Наука и философия относятся к истине как к высшей ценности. Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе.

Центральной проблемой немецкой классической философии является проблема тождества субъекта и объекта , сознания и бытия.

Характерной философией русской идеалистической философии является антропоцентризм.

Понятием, противоположным по смыслу понятью «истина» является «заблуждение».

Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям.

Секуляризация – форма эмансипации (освобождения) от религиозного влияния всех сфер общественной жизнедеятельности.

В современной научно литературе под техникой в широком смысле слова понимаются любые средства и способы деятельности , созданные человеком для достижения каких-либо целей.

Согласно иррационализму , слияние индивидуального Я и мира возможно каксострадание.

Одним из проявлений внутренней свободы человека в философии принято считатьсмирение.

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется «интенциональность ».

Семья – это первичная социальная группа , поскольку объединяет близких родственников, и социальный институт, поскольку определяет правила и нормы поведения человека.



Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир.

Гносеология исследует общие принципы, формы и методы познания.

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология .

Аксиология – это учение о ценностях, их формировании и иерархии.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего

существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю . Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею .

Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма – принципа, согласно которому материальная и духовная субстанции равноправны и независимы друг от друга.

Индетерминизм – это учение, отрицающее обусловленность, взаимосвязь и причинность.

Всеобщую обусловленность явлений утверждает принцип детерминизма

Отношения бытия и небытия является проблемой онтологии .

Слово есть знак понятия, форма его выражения.



Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется понятием .

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется эпистемологией

Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений, которое всегда теоретически нагружено.

Начальным шагом научного исследования является формулирование проблемы .

Кун Т . считал, что стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы.

Смена парадигм в науке, согласно концепции Т. Куна, является революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму.

Проблема смысла жизни возникает в результате осознания человеком собственной смертности.

В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема свободы .

Современная культура выходит за рамки локальных, то есть местных, национальных культур и приобретает глобальный, унифицированный характер.

Классическое понимание свободы предполагает ее связь с необходимостью .

Тезис «Наука – чума ХХ века» выражает смысл позиции антисциентизма.

Понятие «постиндустриальное общество » характеризует определенную стадию развития в теории, предложенной сторонниками стадиальной теории (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белл).

В конце XIX века зарождается философия техники в качестве относительно самостоятельной области исследования.

Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

Сенсуалисты считают, что все знание производится на основе ощущений , поэтому чувственное познание является достоверным.

Отрицание возможности достоверного познания сущности материальных систем – отличительная черта агностицизма . К. Поппер является автором концепции роста знания.

Возникновение инженерной деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства.


1. Философский смысл понятия бытия

2. Бытие и субстанция

3. Формы бытия. Материальное и идеальное


1.Филосовский смысл понятия бытия


Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово "бытие" происходит от глагола "быть". Но как философская категория бытие появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, она стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В современной философской литературе указывается два значения слова "бытие". В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином материя".

Итак, бытие - это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие - небытие. И если бытие - это все, что существует, то небытие - это все, чего нет.

Слово "бытие" получает в философии особый смысл, понять который можно, только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.

Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид-(V - IV вв. до и. э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испытывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными.

В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования, отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Но мысли не обычной, потусторонней о вещах и предметах мира, о потребностях и нуждах повседневного существования, а абсолютной мысли (впоследствии философы назовут ее "чистой", имея в виду такое содержание мысли, которое не связано с эмпирическим, чувственным опытом людей). Парменид как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку.

Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным и неуничтожимым. "Все по необходимости" означало, что заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться; день всегда придет,на смену ночи, солнце внезапно не потухнет, люди не вымрут все в один прекрасный день и т. д. Другими словами, Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира и что сам философ называл иногда Божеством, тем, что действительно имеется. А это означало, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира.

Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее преодоления Парменид и ввел в философию понятие и проблему "бытия". Сам термин был взят из обычного языка греков, но его содержание получило новое наполнение, не вытекающее из значения глагола "быть" в его повседневном употреблении: быть - существовать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась своеобразным ответом философии на потребности и запрос эпохи.

Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.

Чтобы облегчить понимание - того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера - совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.

Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно.


2. Бытие и субстанция


В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, выражающая картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии - содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека - вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию "субстанция": первый - связан с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия; второй - с гносеологическим осмыслением понятия "субстанция", его необходимости для научного знания. Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Основатель первого - английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626), который дал качественное описание субстанциональных форм и отождествил субстанцию с формой конкретных вещей. По образному выражению К. Маркса, материя у него "еще улыбается своим поэтически-чувственным блеском", ибо выступает в его исследовании как нечто качественно многогранное, обладающее различными формами движения, и "переливается всеми цветами радуги". Материя наделяется им такими свойствами, как желтизна, голубизна, чернота, теплота, тяжесть и т.д. Это, по мнению Ф. Бэкона, простейшие качества материи. Из различных комбинаций этих "натур" образуются все многообразные вещи природы.

Учение о качественной разнородности материи Ф. Бэкон подкреплял своим учением о форме и движении. Форма в его понимании - это материальная сущность принадлежащего предмету свойства. По Бэкону, форма - это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы - не атомы. Ф. Бэкон отрицательно относился к учению древних философов об атомистическом строении материи и особенно к учению о существовании пустоты. Он не считал пространство пустотой: для него оно было связано с местом, постоянно занимаемым материей. Фактически он отождествлял пространство с протяженностью материальных объектов. О времени Бэкон писал как об объективной мере скорости материальных тел. Такой подход к рассмотрению сущности времени достоин внимания, ибо время признается неким внутренним свойством самой материи, состоящим в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и характеризующим темп этих изменений. Таким образом, время органически связывается с движением. Движение, по Бэкону, - это прирожденное свойство материи. Как вечна материя, так вечно и движение. Он назвал 19 видов или форм движения в природе: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и др. Эти формы фактически были характеристиками механической формы движения материи, которая в то время наиболее полно была исследована наукой. Вместе с тем Ф. Бэкон стремился исследовать и объяснить многокачественность материального мира, правильно чувствуя, что причина кроется в специфике форм движения материи.

Материалистические воззрения Ф. Бэкона были систематизированы и развиты в сочинениях другого английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя - вечна, а тела и явления - временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений.

Все материальные тела характеризуются протяженностью и формой. Их можно измерить, так как они имеют длину, ширину и высоту. В отличие от Ф. Бэкона, у Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он ее исследует с количественной стороны как математик - геометр и механик. У него мир материи лишен таких качеств, как цвет, запах, звук и т.д. В интерпретации Т. Гоббса материя как бы геометризуется и предстает как нечто качественно однородное, бесцветное, как некая система количественных величин. Движение он понимает только как механическое. Материалистически Гоббс подходит к рассмотрению проблем пространства и времени.

В своих философских воззрениях на мир Т. Гоббс выступает, скорее, как деист; хотя у него встречаются утверждения и прямо атеистического характера, вроде того, что Бог - это продукт человеческого воображения. В сочинении "Элементы законов естественных и политических", в философской трилогии "Основы философии": "О теле", "О человеке", "О гражданине", а также в "Левиафане" он постоянно подчеркивает роль естественных связей и закономерностей. Вместе с тем Т. Гоббс не исключает полностью Бога из жизни людей: Богу пего "все видит и всем располагает", "это первейшая из причин". Свобода человека сопровождается "необходимостью делать не больше и не меньше того, что желает Бог". Т. Гоббс подчеркивает, что Бог не вмешивается в закономерное течение событий самих по себе.

Бэконовской и гоббеовской монистической трактовке субстанции французский философ и математик Ренэ Декарт (1596-1650) противопоставил дуалистическое понимание мира.

Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: нематериальную, или "мыслящую субстанцию", и материальную, или "протяженную субстанцию". Эти две субстанции существуют как бы параллельно. Их изучением занимается метафизика и физика. Первая исследует прежде всего духовную субстанцию, связанные с ней принципы познания и бытия. Вторая представляет философию природы. В ней дается учение о возникновении мира, развитии жизни на Земле (согласно законам природы), рассматривается строение тела животных и человека как сложных машин, подчиненных законам механики. Р. Декарт пишет даже работу "Животное - машина")

В основу космогонии он положил идею естественного развития Солнечной системы, обусловленного свойствами движения материи и ее разнородных частиц. Он приписывает материи самостоятельную творческую силу, считая основой или причиной движения частиц материи их вихревое вращение. Движение понималось Декартом как механическое - перемещение тел в пространстве. Таким образом, Р. Декарт вступает в противоречие с самим собой: он признает пространство как протяженность тела, но движение понимает как перемещение тел относительно других тел, что означает признание пространства как пустоты. Ставя вопрос о первоначальной причине движения, он ссылается на Бога, который сотворил мир и сохраняет в материи вложенное при творении количество движения. В то же время философ делает ценное обобщение формулирует закон сохранения количества движения.

Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом Бенедиктом (Барух) Спинозой (1632-1677), который разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа творящая и природа сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист.

Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции - модусам. Он их разделил на две группы: модусы - вечные, бесконечные и модусы - временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышлением и протяженностью, а конечные - всеми остальными явлениями и вещами.

Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа "причина самой себя". Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как "причину самой себя": источник движения, хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов.

Вместе с тем Спиноза - последовательный детерминист. Он считает, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он учил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая - модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы. В своей "Этике" Спиноза настаивает на безраздельном господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признается случайность как объективное явление, существующее наряду с необходимостью.

Спиноза не мог увидеть случайность и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке телеологизма (порожденной Богом целесообразности в природе).

Немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646- 1716) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы, или "самодеятельности". В своем произведении "Монадология" он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо. Монада - это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада - это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число. Деятельность, движение - свойство монады. Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий, и их цель. Душа - это цель тела, то, к чему оно стремится. Взаимодействие души и тела монады - это Богом "предустановленная гармония".

Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним. Монада - это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады жизни, монады души и монады духа. Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы: из монад-жизней возникает неорганическая природа; из монад-душ - животные; из монад-духов формируются люди.

Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Он отрицает в развитии скачки, прерывность постепенности.

Второй подход к анализу понятия субстанции - гносеологический.

Начало было положено английским философом Джоном Локком (1632-1704). Локк доказывал, что идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальным телам присущи лишь чисто количественные особенности. Качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем. Это - "первичные качества". "Вторичные качества" - это запахи, звуки, цвета, вкус. Кажется, что они принадлежат самим вещам, но на самом деле это не так: этих качеств в вещах не существует. Они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием "первичных качеств".

Деление на "первичные" и "вторичные" качества является, с точки зрения уровня современного знания, наивным и ненаучным. Однако оно было подхвачено и доведено представителями субъективного идеализма до логического конца: "первичные качества" были объявлены наряду со "вторичными качествами" не имеющими объективного, независимого от субъекта содержания.

Так, например, английский философ, епископ Джордж Беркли (1685-1753), открыто выступивший против материализма, атеизма и деизма, отвергает объективную основу любых качеств, фактически приравнивая их к ощущениям человека.

Согласно Дж. Беркли, в действительности существуют прежде всего "души", сотворивший их Бог, а также "идеи" или ощущения, будто бы влагаемые Богом в человеческие души. Беркли все объективное во внешнем мире сводит к субъективному: он отождествляет все вещи с "комбинациями" ощущений. Для него существовать - значит быть воспринимаемым 1 . Беркли заявлял, что все вещи находятся в уме Бога.

Английский философ Дэвид Юм (1711 - 1776) так же, как и Дж. Беркли, решал проблемы онтологии, выступая против материалистического понимания субстанции. Он отвергал реальное существование материальной и духовной субстанции, но считал, что есть "идея" субстанции, под которую подводится "ассоциация восприятий" человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Главными стали проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Ставилась задача получения достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений -эмпиризма и рационализма.

Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании. Однако философ не отрицал и роль разума в познании. Разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Он подчеркивал определенное единство чувственного и рационального моментов в познании,

Ф. Бэконом дана интересная и глубоко содержательная критика схоластики. Он заявлял, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет "идолами" или "призраками". Он делит их на четыре рода:

1) "идолы рода", т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;

2) "идолы пещеры" - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

3) "идолы рынка" - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;

4) "идолы театра" - искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем".

Своим учением об "идолах" Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.

Продолжатель философии Ф. Бэкона Т. Гоббс подчеркивал, что чувственное познание - это главная форма познания. Первичным актом познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление он понимал как сложение или вычитание понятий, распространяя на него полностью свой математический метод.

Локк предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание, человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Р. Декарт в своей работе "Рассуждения о методе" приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Интеллектуальная интуиция или чистое умозрение - отправной пункт познания. Все идеи Декарт подразделил на две группы: пришедшие из чувств и врожденные. Именно последние обладают полной достоверностью. К ним он относит идею Бога, математические аксиомы и т.д. Так, например, абсолютно достоверным началом, методом или средством, содействующим открытию, является сомнение во всем существующем. Он поэтому начинает с сомнения в существовании чувственных вещей, математических истин и даже "всемогущего Бога". Но, сомневаясь во всем и отрицая все, он приходит к выводу, что нельзя сомневаться в том, что существует сомневающаяся мысль. Таким образом он делает заключение, что единственный достоверный факт есть мышление: "Мыслю, следовательно, существую".

По Декарту, ясность и отчетливость наших представлений - вот критерий истинности. Для него истинно все, что человек воспринимает ясно и отчетливо.

Б. Спиноза различает три вида познания: чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, познание посредством разума, дающее знание о модусах, и самый высокий вид познания - интуиция, открывающая истину. Из установленных интуитивным путем истин (аксиом) выводятся дедуктивно по методу математики все остальные выводы и заключения.

В философии Г. Лейбница в работе "Новые опыты о человеческом разуме" он критикует тезис Локка о том; что нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума. Все истины он делит на истины необходимые (истины разума) и истины случайные (истины факта). К числу истин разума он относил понятия субстанции, бытия, причины, действия, тождества, принципы логики и принципы математики, принципы морали. Источником этих истин, по его мнению, является только разум.


3.Формы бытия. Материальное и идеальное


Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное). Материальное - всё, что принадлежит (объективной реальности), и отображается ощущениями , существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.

Противоположностью материального является всё, относящееся к , то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной является . К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.

Следует отметить, что понятия материального и идеального носят характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта. является обобщением понятия материального.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Основной политической системы общества является …Государство

Основным способом существования сознания является…Знание

Основными функциями социального знания являются методологическая и …аксиологическая

Основой мира является сознание, считают…идеалисты

Основоположником немецкой классической философии является...И.Кант

Основоположником учения об атомном строении материи является…Демокрит

Основоположником феноменологии является …Э. Гуссерль

Отрицанием в диалектике является... переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния

Ощущения, восприятия и представления - это формы НЕ рационального познания

Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит...Гегелю

Первый европейский университет был открыт в …Болонье

Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек смертен

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с …самосознанием

Переход от одного качества к другому называется...Скачком

По К.Марксу, человек – это...ансамбль общественных отношений

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

Положение о том, что земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной, доказал …Коперник

Положение, что каждый человек может быть для другого только целью, но не средством, - обосновал... Кант

Положил начало неклассической философии.- …Шопенгауэр

Понимание свободы как « осознанной необходимости» принадлежит ... Гегелю

Понимание хода истории, как борьбы Земного Града и Божьего Града, характерно для…Аврелия Августина

Понятие... противоположно по смыслу понятию «истина»: Ложь

Понятие « культура» означает прежде всего …систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…Н.Я. Данилевский

Понятие «общественное сознание» означает... совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «общественное сознание» означает совокупность идей, взглядов, представлений общих для социальных групп людей или общества в целом

Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …экзистенциализм

Понятие «традиционное общество» означает: докапиталистическое, доиндустриальное общество

Понятия «культура» и «общество» соотносится следующим образом...Между ними есть содержательная связь, но они не тождественны

Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…Познание

Поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим называется историческим прогрессом

Прагматики – это те, кто считает, что... НЕ истинно лишь то, что полезно и выгодно, что приносит успех

Практика – это НЕ предвидение хода событий

Предметом философии является...Всеобщее в системе «мир-человек»

Представителем стадиальной теории развития общества является…А. Тоффлер

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…Фрэнсис Бэкон

Представителями волюнтаризма являются…Шоппенгауэр, Ницше

Представление, согласно которому природные условия, климат, рельеф местности полностью определяют развитие общества…географический детерминизм

Представления древних мыслителей об изменчивости мира характеризуются как...Стихийная диалектика

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение…Пространство и время представляют единый континуум

стихийная диалектика

Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категориям... ценностей. Эстетических

Признак, присущий истине – это...Конкретность

Признак, которым характеризуется процесс развития – это... НЕ аморфность

Принцип детерминизма утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений.

Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …индивидуализм

Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии... Гегеля

Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…постпозитивизма

Проблемы экономической жизни являются центральными в философии…К.Маркса

Проблему существования в её наиболее общем, предельном виде выражает философская категория...

Прогностическая функция философии заключается в …предвидении будущего

Просветители были сторонниками Культа…Разума

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется…антропогенезом

Процесс постижения смысла чего-либо есть…Понимание

Процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью*

Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется...Социализация

Приоритет целей отдельных личностей над общественными утверждает инидивидуализм*

Раздел философии, изучающий природу и сущность человека, называется...философская антропология

Расчленение предметов на составляющие их элементы…Анализ

Расположение явлений по степени сложности. Критерий сложности - принадлежность к соответствующей форме движения материи:

НЕ 1-дефр2-замерз-науч4-рождене

Рационализм Р.Декарта заключен в его утверждении...”Я мыслю – следовательно я существую”

Религия – это… Вера в образование Высшего Разума

Религия видит смысл жизни…за пределами самой жизни

Решающую роль в формировании человека сыграл труд, считал...Энгельс

Римский клуб - это объединение глобальных проблем современности

С позиции... сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность. Идеализма

С точки зрения материализма, законы диалектики имеют...универсальный характер

С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…ценностей, которые человек реализует в поступках

С точки зрения экзистенциализма, человек задумывается над смыслом жизни …в пограничных ситуациях

Самосознание – это…. направленность сознания человека на оценку своих знаний, интересов, чувств, мотивов поведения

Свобода- это трагическое бремя человека, считают представители…Экзистенциализма

Система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности, называется...общество

Система норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в обществе-...Мораль

Систему примеров, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют...методом исследования

Систематизатором схоластики и создателем томизма является Фома Аквинский*

Слова «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» принадлежат…К.Марксу

Смысл жизни в христианской концепции состоит в …служении Богу

Современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит его дальнейшее существование, называются…глобальные проблемы

Согласно А.Шопенгауэру, все существующее представляет собой…Волю

Согласно Локку, к первичным качествам вещей относятся... НЕ протяженность и форма

Согласно концепции научных революций Т.Куна, смена парадигм в науке является….революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней, парадигму

Согласно теории отражения, первой и самой элементарной формой биологического отражения является инстинктивное поведение

Создателем классического психоанализа является …З. Фрейд

Солипсизм - это... форма субъективного идеализма

Соответствие между основными разделами философии и их содержанием: А ксиология-учение о ценностях, А нтропология – учение о человеке, Э тика – учение о морали, Г носеология – учение о познании, О нтология – у чение о бытии, Эс тетика – учение о прекрасном

Соответствие между основными сферами общественной жизни и определениями их сущности :(Политическая - осуществление государством власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий .Социальная сфера - жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений с позиций социальной справедливости, прав и свобод .Экономическая сфера - воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей, удовлетворение материальных потребностей людей .Духовная сфера - производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить их духовный мир)

Соответствие между понятиями и их значениями: В олюнтаризм-воля - высший принцип социального бытия и способа социального действия, С вобода - способност ь самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели, Н еобходимость - один из признаков закономерной связи явлений, процессов и предметов, Ф атализм - человеческая жизнь - неотвратимая реализация изначального предопределения

Соответствие между понятиями и их определениями:А льтруизм - утверждает сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья. Э вдемонизм - учение о сущности, путях достижения и критериях счастья. А скетизм - предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений. П ерфекционизм - учение о постоянном стремлении к самосовершенствованию. Г едонизм - смысл человеческой жизни видит в получении наслаждений. П рагматизм - смысл жизни усматривает в достижении успеха, выгоде и пользе.

Соотношение между понятиями «движение» и «развитие» состоит в том, что... развитие является частью дижения

Носит предельно теоретический характер

Специфика философского знания заключается в том, что оно...Носит предельно общий, теоретический характер

Спор между реалистами и номиналистами - это проблема...Универсалий

Способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов – это...герменевтика

Сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами, называется свойством

Сторонники диалектического материализма понимают материю как...объективную реальность

Суждение – « сознание не только отражает объективный мир, но и творит его» характеризует... активность сознания

Суждение есть форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.

Суть идеального заключается в...Отражении действительносьти в… образах

Существует множество начал бытия - полагают…плюралисты

Сущность общества, согласно натуралистической концепции, обусловлена природными и космическими закономерностями

Сущность сознания отражает суждение...сознание – это субъективный образ объективного мира, это результат активного отражения мира

Сущность человека составляет единство...Биологического и социального

Сущность языка заключается в том, что он является... знаковой системой, служащей для фиксации, хранения и передачи информации

Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является …искусство

Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…антисциентизма

Тезис о социальной природе человека отстаивает...марксизм

Тезис: «Сознание не только отражает мир, но и творит его» - означает, что...человек, опираясь на познанные законы природы, может изменять как природный, так и социальный мир, создавать предметы, которые до человека не существовали

Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах: Бердяева

Теорию естественного права разработал…Джон Локк

Теорию общественно-экономической формации разработал...

Теория агностицизма отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности. агностицизма

Теория «двух истин» получила распространение в…эпоху позднего средневековья

Теория, объясняющая происхождение человека как биологического вида, называется...Антропогенез

Термин агностицизм означает... представление о непознаваемости мира

Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого означает… непричинение зла другому

То, что лежит в основе, является сущностью, философы называют...Субстанцией

Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью НЕ практической деятельности

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …субкультурой

Труд и язык являются социальными факторами возникновения... Сознания

Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …автономии воли

Уподоблял сознание человека «чистой доске»… Локк

Учение в русской философии конца XIX – начала XX веков о неразрывном единстве человека, Земли и космоса - … Космизм

Учение о всеобщей обусловленности объективных явлений называется…Детерминизмом

Учение о предопределенности и неотвратимости судьбы называется...Фатализм

Учение о причинно-следственных связях называется …детерминизмом

Учение о самоорганизации материи называется...синергетика

Ф. Энгельс выделяет... основных форм движения материи. Пять

Ф.Ницше считает: "Человек – это канат, натянутый между животным и...Сверхчеловеком

Философ, полагавший, что в основе бытия лежит материя и форма, - это Аристотель

Философия возникла в период…7-6в до н.э.

Философия выступает как…Знания о мире в целом ….

Философия Платона имеет характер объективного идеализма

Философия, в отличие от религии, является... теоретическая форма осмысления бытия

Философия техники - это раздел философского знания, возникший позже всех остальных

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …Ф. Бэкон

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как самостоятельные сущности, независимые от материи и ее свойств, называется … субстанциональной

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется реляционной

Философская наука, изучающая общее принципы образного постижения мира в процессе деятельности человека, называется.. Эстетика

Философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной реальности, называется…Скептицизм

Философское учение, признающее дух и материю самостоятельными, независимыми началами, называется…дуализм

Форма – это…взаимная связь элементов содержания

Форма духовной жизни общества, основанная на образном восприятии окружающего мира, называется…Искусство

Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется... Понятием

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…методологической

Характер и форму прогрессивно направленных изменений раскрывает закон...Отрицания отрицания

Характерной чертой русской идеалистической философии является антропоцентризм

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …неравномерность развития отдельных стран и народов

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Характерным свойством времени является …необратимость

Хронологическая последовательность этапов антропогенеза:

· 4-кроманьонец

· 1-австралопитек

· 2-питекантроп

· 3-неандерталец

· 5-современный человек

Центральной темой философии А. Камю является вопрос о…смысле человеческого существования

Цивилизация есть устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, историческими и географическими рамками, - считает А. Тойнби

Статьи по теме