Демокрит и его философские взгляды. Философия по демокриту абдерскому

Коллеги мыслителя Демокрита в большей степени тяготели к определенному течению философской мысли, изредка отвлекаясь на сопутствующие теории. Жизненная установка Абдерского философа была абсолютно противоположной – мудрец пытался разобраться во многих загадочных явлениях, высказывал весомое мнение о противоборствующих дисциплинах, интересовался широким спектром наук. Поэтому философия Демокрита представляет собой ценный вклад в развитие древнегреческого общества, является основой для последующих мировых интеллектуальных концепций.

Жизненный путь мудреца

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

Античные рукописи утверждают, что родился древнегреческий философ в 460 году до н.э. на восточном побережье Греции (город Абдер). Его семья была богатой, так как большую часть жизни мыслитель был занят путешествиями и размышлениями, которые требовали немалых расходов. Он побывал во многих странах Азии, Африки, Европы. Повидал уклады разных народов. Сделал из тщательных наблюдений философские умозаключения. Демокрит мог просто так без видимой на то причины разразиться хохотом, за что его принимали за умалишенного. Однажды за такие проделки его даже отвели к знаменитому лекарю Гиппократу. Но врач подтвердил полное эмоциональное и физическое здоровье пациента, а также отметил исключительность его ума. Просто обыденная суета горожан казалась мудрецу смешной, поэтому его прозвали «смеющимся философом».

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Атомистический материализм глазами Демокрита

Предшественник Демокрита Левкипп был не слишком известен в научном пространстве, но он выдвинул теорию об «атоме», которую позже развил абдерский философ. Она стала его самым значимым трудом. Сущность учения сводится к изучению самой маленькой неделимой частицы , которая обладает уникальным естественным свойством – движением. Атомы, философ Демокрит, рассматривал, как бесконечность. Мыслитель, будучи одним из первых материалистов, считал: благодаря хаотичному движению атомов, разнообразию форм, размеров комбинируются тела. Отсюда исходит атомистический материализм Демокрита.

Ученый предполагал наличие природного междуатомного магнетизма: «Атом неделим, целостен. Все, что не имеет пустоты внутри себя обладает хотя бы малой долей пустоты снаружи. Из вышесказанного делают вывод, что атомы все равно немного отталкиваются друг от друга, одновременно с этим и притягиваются. Это есть материалистический парадокс».

По выражению материалистически настроенного мудреца атомы есть «что», вакуум «ничто». Из этого следует – предметы, тела, ощущения не имеют цвета, вкуса, запаха, это всего лишь следствие разнообразного соединения атомов.

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах - эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

Космология «смеющегося философа»

Демокрит называл космос «Великой пустотой». По теории ученого первозданный хаос породил в великой пустоте вихрь. Результатом вихря стала асимметрия Вселенной, в последствии появление центра и окраин. Тяжелые тела, вытесняя легкие, скапливаются в середине. Космическим центром, как считал философа, является планета Земля. Земля состоит из тяжелых атомов, верхние оболочки из легких.

Демокрита считают приверженцем теории множественности миров. Концепция подразумевает бесконечное их количество и величину; тенденцию роста, остановку и уменьшение; различную плотность миров в различных местах великой пустоты; наличие светил, их отсутствие или множественность; отсутствие животного, растительного миров.

Так как наша планета и есть центр вселенной, то ей нет необходимости в передвижении. Хотя в предыдущей теории Демокрит полагал, что она находилась в движении, но по определенным причинам остановила свой путь.

Космолог предположил наличие у Земли центробежной силы, препятствующей обрушению на нее небесных тел. Научный взгляд мыслителя рассматривал связь между удалением небесных объектов от Земли и замедлением их скорости.

Именно Демокрит высказал предположение – Млечный Путь есть не что иное, как скопление огромного количества микроскопических звезд, находящихся в такой близости друг к другу, что образуют собой единое свечение.

Этика Демокрита

Философы древней Греция по-особенному относились к этике, каждый останавливался на собственной излюбленной добродетели. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо.

Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.

Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Демокрит и его теория атомов

Атомистический материализм древнего ученого-атомиста исходит из его теории атомов, которая поразительно отображает умозаключения материалистов ХХ века.

Способность античного мыслителя построить теорию о строении элементарных частиц, не имея возможности подтвердить ее научными исследованиями, вызывает восхищение. Насколько талантлив, гениален был этот человек. Живя тысячи лет назад, он практически безошибочно проникнул в одну из трудно обосновываемых загадок мироздания. Атом, молекула, находясь в беспрерывном беспорядочном движении внутри космического пространства, способствуют образованию ураганных вихрей, материальных тел. Разность их свойств объясняется форменным, размерным разнообразием. Демокрит выдвинул теорию (не имея эмпирически возможной доказуемости) об изменениях в человеческом организме при воздействии на него атомарных излучений.

Атеизм, значение души

В древности объяснение загадочных явлений люди отводили божественному участию, неспроста олимпийские Боги прославились на цивилизованный мир. К тому же конкретная сфера человеческой деятельности ассоциировалась с определенным мифологическим героем. Для Демокрита такие легенды носили субъективный характер. Будучи образованным материалистом, он с легкостью развенчивал подобные недоразумения, объясняя их неосведомленностью, пристрастием к легкому объяснению сложных вопросов. Убийственным аргументом учения было сходство небожителей с простыми людьми, из чего следует искусственность созданных божеств.

Но «атеизм» ученого не так уж очевиден. Философ не имел серьезных проблем с многоликим духовным сообществом, не противостоял государственной идеологии. Это связано с его отношением к душе. Демокрит верил в ее существование, по-своему. Как считал мыслитель, душа представляла собой скопление атомов, сращение с физическим телом, и покидающее его в период затяжной болезни, старости, либо перед смертью. Душа бессмертна, так как энергетическим сгустком бесконечно странствует по вселенной. Кратко говоря, Демокрит предположил закон сохранения энергии.

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

Древнегреческий философ, основоположник атомизма. Согласно этому учению, все

происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и

величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном

движении и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и

приходят к гибели. Высшее благо может быть достигнуто благодаря обузданию своих

желаний и умеренному образу жизни. Демокрита называли "смеющимся философом".

О жизни Демокрита свидетельств не больше, чем о его предшественниках. Родина его

Абдеры на Фракийском побережье. Этот город слыл среди древних греков столицей

царства Глупости. Это дало повод Цицерону отпустить шутку, что сказанное

Демокритом о богах более достойно его родины, нежели его самого

Жителей Абдер обвиняли и в том, что они ради своей пользы могут поступать

беспринципно по отношению к иным полисам. Когда персидский царь Ксеркс,

вторгшийся в Грецию, с большим позором отступал, произошел такой эпизод: на

обратном пути в Персию завоеватель остановился в Абдерах, где дружелюбно был

принят жителями И среди тех, кто особенно приветливо встречал Ксеркса, был отец

Демокрита Демосид. Ксеркс некоторое время погостил в Абдерах, воспользовавшись и

гостеприимством отца Демокрита. По преданию, уезжая из Абдер, Ксеркс решил

отблагодарить особенно гостеприимных хозяев В частности, в доме отца Демокрита

персидский царь оставил кого-то из своих магов и халдеев, хранителей восточной

мудрости. Они занимались математикой, астрономией, владели многими другими

знаниями. Эти магч и халдеи как будто и были первыми учителями детей Демосида,

включая Демокрита Правда, потом Демокрит и сам посетил Древний Восток, он

объездил полмира, чтобы накопить опыт, знания и наблюдения. Но если верна

легенда, то знакомство Демокрита с восточной мудростью и философией началось с

детских лет благодаря первым учителям.

Диоген Лаэртский связывал с "персидским воспитанием" Демокрита его "теорию

идолов". Некоторые историки даже утверждают, что сама идея атомизма была

подсказана или рассказана Демокриту персидскими учителями И для такого

предположения есть основания, потому что эта идея, вероятно, еще в VII веке до н

э. вызревала в Финикии Но вряд ли из персидской мудрости Демокрит мог в чистом

виде заимствовать идею атомов Хотя не исключено, что воззрения восточных

мудрецов повлияли на него ассоциативно, подтолкнув к соответствующим

размышлениям.

С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокрит

изучал эллинскую философию. Если его естественнонаучные

воззрения формировались под влиянием ионийцев, то первое же произведение в

списке его "моральных" сочинений носит заглавие "Пифагор" Однако решающее

влияние на формирование взглядов Демокрита оказал прибывший из Милета в Абдеры

философ Левкипп. Демокрит стал его верным учеником, воспринял от него и дальше

развил атомистическую систему.

воспринял идею Бытия. Но, в отличие от них, он настаивал на том, что Небытие

существует наравне с Бытием. За признание существования Небытия Эпикур в шутку

прозвал его "несуществующим философом".

С легкой руки Эпикура впоследствии распространилось мнение, что философа

Левкиппа в действительности не существовало. Ситуация осложнялась еще и тем, что

позиции Левкиппа и Демокрита в древности не различались и излагались по принципу

"Левкипп и Демокрит учили, что...". Наибольшей остроты так называемая

"Левкиппова проблема" достигла тогда, когда было пошли разговоры о том, что

"Левкипп" - псевдоним юного Демокрита. Хотя личность Левкиппа полулегендарна,

среди историков философии утвердилось мнение, что такой философ должен был

существовать реально. Он переселился из Милета в Элею, а потом в Абдеры, где с

ним и встретился Демокрит. Левкипп и был, как полагают, греческим учителем

Демокрита. Идея атомизма родилась в его уме; он передал ее Демокриту, который

сам уже был готов философски осмыслить эту идею.

Итак, благодаря Левкиппу - а быть может, не только ему, - Демокрит познакомился

с философией милетской школы и элеатов. Предполагают, что он был слушателем еще

одного видного греческого философа - Анаксагора. Свидетельства подтверждают и

то, что Демокрит был хорошо знаком с философией софистов, даже вел полемику с ее

создателями.

Когда умер отец, Демокрит, по мнению некоторых своих практичных сограждан,

совершил неразумный, просто необъяснимый поступок: из наследства, оставленного

ему и его братьям, он выбрал себе не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда,

по тем временам немалые. Но ведь деньги, рассуждали недоумевающие сограждане,

можно легко потерять. Однако Демокрит выбрал деньги не случайно: он намеревался

отправиться в путешествие. Восемь лет Демокрит странствовал: его интересовали не

только другие земли, города и народы, но и знания, которые он мог там получить.

Иными словами, Демокрит довольно рано определил себя как личность, выбрав путь

"человека знания", мудреца, философа.

Возвратясь из путешествия, он не привез ни товаров, ни денег (по понятиям

жителей Абдер, он вообще ничего не привез, ибо приехал более бедным, чем был

раньше). Тогда-то против него и было возбуждено судебное дело о растрате

наследства.

Его судили в конце 440-х годов до н. э. Растрата наследства законом абдер-ского

полиса рассматривалась как тяжелое преступление. Гражданский обвинитель с

возмущением излагал события, приведшие молодого человека к противозаконным

действиям. Он говорил о том, что богатый Дамасипп, умирая, оставил свое огромное

наследство трем сыновьям - Дамасу, Геродоту и Демокриту в надежде, что они

умножат его состояние. Демокрит же не пожелал иметь ни земли, ни скота, ни

рабов; он выбрал меньшую долю, состоящую в

деньгах. Но даже эта часть составляла громадную сумму - 100 талантов. Однако

неблагодарный сын не использовал их ни на торговые операции, ни даже на покупку

ценных товаров! Он отправился в далекие путешествия и восемь лет скитался по

разным странам. Он растратил на свои странствования все состояние, вернулся

нищим и живет теперь за счет своего достойного брата Дамаса. Разве может такой

человек оставаться безнаказанным? Законы Абдер гласят: гражданин, растративший

отцовское наследство, не может быть погребен на родине. А следовательно,

требовал обвинитель, надо изгнать Демокрита как преступника, нарушившего закон

Как всегда, в греческом суде в свою защиту выступал сам обвиняемый. Он заявил,

что деньги ему были нужны для путешествий, но это были не пустые скитания. Он

ездил учиться, познать мудрость других народов, их жизнь, нравы, обычаи,

познакомиться с их наукой, померяться силой своих знаний с мудрецами других

стран. "Я объездил больше земли, - говорил Демокрит, - чем кто-либо из

современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее; я видел больше, чем все

другие, мужей и земель и беседовал с большим числом ученых людей. И никто не

обличил меня в ошибках при складывании линий, сопровождавшемся доказательством,

даже так называемые гарпедо-напты у египтян". И Демокрит напомнил своим

согражданам, как он прилежно учился еще на родине, как на их же глазах постигал

эллинскую мудрость у замечательного философа, милетянина Левкиппа. А затем он

зачитал в суде большую часть своего произведения, развивавшего учение Левкиппа о

строении вещей и о Вселенной - "Большой мирострой".

Тогда абдеритяне поняли, что перед ними настоящий мудрец. И они не только сняли

с него обвинение, но и оценили его произведение на сумму даже намного большую,

чем все потраченное наследство. Еще его почтили медными статуями, а в дальнейшем

за его деятельность, за полезные советы городу дали ему почетное прозвище

Мудрость. Неизвестно, в какое время, но возможно, когда родина оказалась в

опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил еще прозвище

Патриот. Демокрит был похоронен в родном городе и на государственный счет.

Мы не знаем, насколько достоверна легенда. Но речь Демокрита звучит как отчет и

гордая защита. Об уважении же к нему сограждан за активное участие в делах

города, о его архонтстве свидетельствует одно вещественное доказательство:

серебряная абдерская монета с гербом этого государства и надписью: "При

Демокрите".

Демокрит с уважением относился к физическому труду. Он считал вполне допустимым,

что бедняк или бывший раб может стать выдающимся философом, и активно этому

содействовал. Однажды Демокрит, увидев усердно трудившегося юношу, сказал: "Ты

готовишь прекраснейшую приправу к старости". А византийский лексикограф Суда (X

век) оставил нам следующую запись под словом "Диагор": "Видя, что у него хорошие

способности, абдерит Демокрит выкупил его из рабства за десять тысяч драхм и

сделал своим учеником..."

Мы не имеем точных данных о том, когда именно Демокрит посетил Афины. Вероятно,

это было либо накануне, либо в начале Пелопоннесской войны. Согласно некоторым

источникам, он пробыл в Афинах довольно долго.

Все рассказы об этом путешествии Демокрита свидетельствуют о его скромности и

стремлении учиться у других, "используя каждую минуту для того, чтобы научиться

мудрости и упражняться в ней". Знаменитый римский оратор, политик и философ

Цицерон писал: "Демокрит сказал: "Я прибыл в Афины, и никто меня здесь не

узнал". Вот твердый и уверенный в себе человек, который гордится тем, что чужд

стремлению к славе!"

Возможно, Демокрит "знал и Сократа, но Сократ не знал его". Но если Сократ и не

знал Демокрита лично, то вполне возможно, что он был знаком с его идеями или

сочинениями, которые были популярны в Афинах. Именно в это время, около 420 года

до н. э., был написан "Малый мирострой", одно из главных произведений Демокрита,

в котором он рассуждал о человеческом обществе, в частности о возникновении

государства И в платоновском "Государстве", когда Сократ беседует с Адимантом о

возникновении государства, он в действительности передает учение Демокрита о

нужде как движущей силе развития общества. Много общего можно заметить и в этике

Демокрита и Сократа.

Современники считали Демокрита весьма осведомленным также в учении Пифагора и

пифагорейцев. Одним словом, вряд ли было что-то существенное в античной

философской мысли, чем бы специально ни занимался, что бы ни изучал, над чем бы

ни раздумывал Демокрит и что так или иначе не повлияло бы на возникновение его

концепции.

Существует легенда, что Демокрит неоднократно привлекался к суду, и сограждане

весьма подозрительно относились к его образу жизни. Не очень ясно, во время

первого процесса или несколько позже некоторые влиятельные жители Абдер настояли

на приглашении Гиппократа для освидетельствования философа, который вел себя

очень странно. Дело в том, что Демокрит, не имея своего дома, жил при храме: в

Греции мудрецы, философы, не имевшие никакого отношения к религиозной

деятельности, подобно Гераклиту, нередко селились при храмах. Странным казалось

другое: Демокрит был настолько погружен в свои занятия, что иногда совершенно

забывал о людях, обдумывая какие-то идеи, вдруг разражался смехом. Как бы то ни

было, Гиппократ, приехав в Абдеры, имел продолжительную беседу с Демокритом.

Гиппократ, понаблюдав за Демокритом, сразу понял, что перед ним не безумец, а

человек, углубленный в научное исследование Беседа с ним подтвердила его

предположение И все же, когда Демокрит посмеялся и над ним, и над его заботами,

он стал укорять его: "Или ты думаешь, что не безумно смеяться над мертвым, над

болезнью, над сумасшествием... и над любым еще худшим случаем? Или, наоборот,

над браками, над празднествами... над мистериями, над властями, над почестями

или над всем прочим добром9.. Для тебя нет различия между добром и злом!"

Демокрит ответил на это: "Ты думаешь, что имеются две причины моего смеха: добро

и зло; но на самом деле причиной моего смеха является только один предмет,

именно человек, полный безрассудства, не совершающий правых дел, глупый во всех

своих замыслах, страдающий без всякой пользы от безмерных трудов, человек,

влекомый своими ненасытными желаниями..."

Гиппократ поблагодарил абдеритов за приглашение, ибо он "увидел муд-

рейшего Демокрита, который единственно способен делать людей мудрыми" Вскоре

Демокрит прислал Гиппократу свой труд о безумии, объяснил его нарушением функций

мозга, куда поступает избыток желчи или слизи, и описал симптомы этой болезни.

В ответ Гиппократ прислал ему письмо и трактат о лечении безумия элле-бором.

Демокрит же написал ему письмо "О природе человека", где высказал мнение, что

"философское исследование есть сестра врачебной науки", и изложил анатомию и

физиологию человека.

Посвятив себя всецело познанию мира, Демокрит провел молодые годы в

путешествиях, ища мудрости в Персии, Вавилоне, Египте (на что ушли все

оставленные ему отцом деньги), а вторую половину своей долгой жизни - в занятиях

науками, за писанием сочинений в своем маленьком садике в Абде-рах.

В отличие от Гераклита, которого называли "плачущим философом", Демокрит

известен как "смеющийся философ". По словам Сенеки, смех Демокрита был вызван

несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Сам Демокрит считал

наиболее серьезным делом занятие науками. Известно его высказывание о том, что

одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом.

Гефесец, согласно ряду источников, прожил больше ста лет, не прекращая научных

занятий. О старости и смерти Демокрита сложены легенды.

В конце жизни Демокрит потерял зрение. Об этом ходили разные слухи. Многие

говорили, что Демокрит сам преднамеренно лишил себя зрения, даже описывали,

каким образом: он сконцентрировал в вогнутом медном зеркале (щите) луч солнца и,

направив его на свои глаза, выжег их. Сделал же он это якобы для того, чтобы

свет, чувственно воспринимаемый глазом, не затмил остроты его ума.

Это, конечно, вымысел. Этот способ ослепления - фантастический. Плутарх назвал

эту историю ложью Весь рассказ основан, видимо, на теории Демокрита о ясном и

темном познании, а также на его учении о зажигательных зеркалах. Однако

немудрено потерять зрение в 90 или больше лет, тем более что теория цвета

Демокрита заставляет думать о какой-то аномалии его глаз. "Эмпирическому

естествоиспытателю", пользовавшемуся опытом и наблюдением, зрение было

необходимо. Но, ослепнув, Демокрит считал, что теперь он сможет полностью

углубиться в исследование умопостигаемой истины, глубоко сокрытой и часто

противоречащей чувственному восприятию.

Цицерон говорил, что "Демокрит сам себя лишил зрения, так как считал, что

раздумья и размышления разума при созерцании и осмысливании природы будут более

оживленными, когда освободятся от развлечений зрения и препятствий глаз".

"Демокрит, потеряв зрение, не мог отличать белое от черного, но хорошее и

дурное, справедливое и несправедливое, благородное и позорное, полезное и

вредное, великое и малое различать он мог, не умея различать цвета, он мог жить

счастливо, а без правильной оценки вещей он не мог".

Самая удивительная версия высказана Тертуллианом: "Демокрит ослепил себя, так

как не мог смотреть на женщин без вожделения.. " Это в глубокой старости!

Гефесец, занятый наукой, вообще не обращал внимания на жен-

щин Он даже считал, что настоящему философу и мудрецу лучше не иметь своих

детей, за что подвергался критике Но он не проповедовал аскетизма, и среди

предметов его научных изысканий были и вопросы эмбриологии

Существует легенда о том, как он отдалил время своей кончины, вдыхая запах

теплых булок Чтобы не умереть в праздник, он делал это в течение трех дней, а

затем умер спокойно 107 лет от роду, как об этом сообщает Гиппарх

За свою долгую жизнь он написал более 70 работ по самым различным областям

знаний - физике, математике, риторике, медицине, философии А в его книге "О

земледелии" содержится ряд практических советов по сельскому хозяйству, и, в

частности, о том, что виноградники должны быть обращены на север

В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота "Атомос"

переводится с греческого как "неделимое" Атомы Демокрит считал мельчайшими,

неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь

формой, величиной и положением Атомы численно бесконечны Сталкиваясь и сцепляясь

между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной

жизни Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств,

тогда как атомы постигаются разумом

Однако Демокрит не объясняет, почему атомы сочетаются таким, а не иным образом и

в результате образуют кошку с четырьмя, а не, скажем, с пятью ногами

Духовные явления философ также пытался объяснить, исходя из единой

атомистической основы мироздания Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов,

причем из наиболее "подвижных", шарообразных, из которых, кстати, состоит и

Демокрит совершенно открыто бросил вызов предрассудкам, которые, будучи

наследием прошлого, должны быть отвергнуты в пользу способности человека к

логическим рассуждениям Предрассудки - это вера в приметы, мистические силы, а

также в чудеса как беспричинные явления А рассудок, согласно Демокриту,

объясняет различные явления только естественными причинами И такой способ

мышления, считал Аристотель, - серьезное достижение философа из Абдер

Демокрит принял горячее участие в споре о ценностях, о достоинстве человека - о

том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить Он

четко различал, разделял, даже противопоставлял так называемые телесные блага и

удовольствия - и душевное благо, которое считал божественным "Не телесные силы и

не деныи делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость", -

юворил Демокрит "Телесная красота человека, - согласно Демокриту, - есть нечто

скотоподобное, если под ней не скрывается ум"

Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, и его невозмутимости,

гармонии, симметрии, в неустрашимости души Все эти качества и устремления души

объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе

По своим политическим взглядам Демокрит был ярым защитником греческой

демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую

форму правления Он писал "Бедность в демократии настолько же предпочтительнее

так называемого благополучия граждан при царях, насколько сво бода лучше

Демокриту принадлежат меткие высказывания на тему глупости и невежества "Глупцам

лучше повиноваться, чем повелевать", "Ни искусство ни муд рость не могут быть

достигнуты, если им не учиться", "Чем менее достойны дурные граждане получаемых

ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются

глупости и наглости", "Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым

случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым

Демокрит Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры - ок. 370 до н. э.). Великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.

На эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.

Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Из учеников Демокрита известен Бион из Абдеры.

Согласно Лукиану, Демокрит прожил 104 года.

В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа).

Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип ещё называют принципом отсутствия достаточного основания: нет никакого основания для того, чтобы какое-то тело или явление существовало скорее в такой, чем в какой-либо другой форме. Отсюда следует, в частности, что если какое-то явление в принципе может происходить в различных видах, то все эти виды существуют в действительности.

Демокрит делал несколько важных выводов из принципа изономии:
1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир);
2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны;
3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Последнее положение очень важно для теории Демокрита. По существу, из него следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, причину нужно искать только для изменения движения.

Демокрит был сторонником концепции множественности миров.

Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Демокрит развивал общеэллинское понятие меры, отмечая, что мера - это соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. Через призму подобной меры удовольствие предстает уже объективным благом, а не только субъективным чувственным восприятием.

Основным принципом существования человека он считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».

Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.

Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений».

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей.

Демокрит первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания.

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как Аристотель, Секст, Цицерон, Платон, Эпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Существует легенда о том, что велел скупить и уничтожить все труды Демокрита - своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

ДЕМОКРИТ из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Был родом из богатой семьи и в юности учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот накормил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где в то время мог слушать Сократа и Анаксагора . После возвращения на родину сограждане подали на философа в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: Большой Мирострой и Малый Мирострой , и был полностью оправдан. Всего Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений, сегодня известных по фрагментам.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.

В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.

Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.

Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления.

Этика Демокрита является своеобразным продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики – благодушие (эвтюмия), которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах».

Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.

Мария Солопова

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями. Ученый муж изучал точные и естественные науки и участвовал в составлении первого календаря.

Демокрит родился в городе Абдерах, находящемся во Фракии. Датой рождения принято считать 460-370 г. до н.э. Семья мальчика славилась богатством и праведной жизнью. Помимо Демокрита родители дали жизнь еще двум сыновьям – Геродоту и Дамасу. В Греции родной город юноши считался городом простаков и невежд, а жителей называли откровенными глупцами. Смышлёный мальчуган опровергает мнение соотечественников об Абдерахе.

Дамасипп, глава семейства, оставил в наследство детям акры земли, три сотни голов скота, рабов и деньги. Мужчина надеялся, что отпрыски увеличат состояние. Демокрит отказался от имущества, взяв 100 талантов. Родственники считали, что он купит товары или использует средства на торговые операции. Но юноша отправился странствовать, так с детства мечтал постичь истину.

За 8 лет странствий побывал в Персии, Индии, Египте и Вавилоне. Полтора года прожил в Афинах, где слушал лекции и общался с Анаксагором. Почерпнул знания у персидских халдеев и магов. Вернутся в родной город мужчину заставила нужда. Растратив на путешествия отцовское наследство, вынужден жить за счет родного брата Дамаса.


В Абдерахе подвергнулся заключению под арест за растрату имущества. На суде юный философ защищал права самостоятельно и отчитался перед согражданами за деяния. Объяснил собравшимся, что потратил деньги не на пустые скитания, а на познание мудрости других народов, на изучение чужеземных нравов, обычаев, науки.

В конце оправдательной речи Демокрит зачитал отрывки из собственного произведения «Большой мирострой», которое объясняло происхождение Вселенной и строение вещей. Горожане оправдали мудреца и наградили деньгами. Этот момент биографии философа подтверждается исследованиями трудов , Диогена Лаэрция и Афинагора.

Наука

Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.

«Эти два исполнителя закона представляют полную полярность друг другу как по внешности, так и по приемам».

Личная жизнь

Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.


Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.

Смерть

Гиппарх сообщает, что великий философ умер безболезненно, не страдая болезнями, дожив до 109 лет. За три дня до смерти просил ежедневно приносить в комнату горячий хлеб и булочки, чтобы насладиться ароматом. Погребение состоялось за государственный счет, а при прощании горожане воздали почести великому соотечественнику.

  • Являлся атеистом. Богов создали люди, чтобы объяснить миропорядок.
  • Стремился к самосовершенствованию и духовному росту.
  • Написал 70 трудов.
  • Считал, что душа состоит из «жизненных атомов» огненного цвета.
  • Человеческий разум расположен в груди, а не в голове.
  • Возникновение ремесел объяснял тем, что человек это «подсмотрел» в животном мире.
  • В 20 веке в честь ученого назвали лунный кратер.
Статьи по теме