Церковь святого иоанна во франции. Руанский кафедральный собор: след викингов в истории Франции

Богатое культурное и историческое наследие Франции делает страну интересной в плане туризма разных направлений. Готическая архитектура – один из важных факторов привлечения гостей в страну. Соборы, спроектированные в этом стиле, не выбиваются из современной застройки, напротив, подчёркивают достоинства окружения.

Практически все они связаны с важными вехами становления государства, формирования городов в том виде, в каком их знают и любят теперь. Традиционно внешние особенности готических религиозных сооружений дополняются соответствующим внутренним убранством. Даже не имея изначальной цели посетить пару-тройку соборов, сложно остаться равнодушными, проезжая мимо, и не сделать остановку хотя бы для короткого знакомства с миром архитектурной готики.

Самые красивые готические соборы Франции

Готический стиль во Франции. Особенности архитектуры храмов и церквей, фото и описание!

Реймсский собор

Назван в честь города, где и находится. Построен в XII веке. Один из самых высоких соборов, башни достигают высоты в 80 м. Являлся местом коронации большинства французских монархов. В данный момент ведётся реставрация, которая не мешает туристической деятельности. Некоторые элементы отделки собора (статуи, шпалеры и пр.), частично пострадавшие во время Второй мировой, собраны в отдельном зале.

Руанский собор

Находится в одноименном городе. Отдельные его части построены в разные века, самая старая – северная башня, датированная 1145 годом. От неё остались лишь стены после Второй мировой. Собор много раз страдал от набегов, пожаров, непогоды. Каждый раз повреждённые части фасада восстанавливались. Внутреннее убранство подчёркнуто строгое, без лишних деталей. Имеются древние статуи.


Собор Парижской Богоматери

Является не только достопримечательностью, но и действующим религиозным объектом. Находится в Париже, основан в 1163 году. Здесь происходили свадьбы монархов, передача власти, панихиды государственного масштаба. Соборная площадь богата на знаковые места: нулевой километр, префектура, Крипта паперти Нотр-Дам, где выставлены археологические артефакты, найденные при раскопках около собора.


Церковь Сен-Вульфран в Абвиле

Основана в 1488 году. На этом месте раньше находилось другое религиозное строение. Некоторое время церковь была лишь историческим памятником, но в итоге богослужения начали проводиться вновь с 1998 года. Высота колокольни – почти 56 м. Всего три этажа, на первом привычно высокие потолки. Часовни тоже три с именными богато украшенными алтарями и мавзолеем.


Шартрский собор

Находится в городе Шартр, основан в 1145 году. Редкое религиозное сооружение, сохранившееся в неизменном виде и без крупных реставрационных работ. 10 тысяч скульптур и прочих элементов из камня и стекла составляют убранство собора. Северная и южная башни очень различаются по высоте и по стилю в целом. Особая реликвия – плащаница Девы Марии. Ещё одна особенность – астрономические часы XVI века.


Турский собор (Собор Святого Гатиана Турского)

Назван в честь города, где является главной достопримечательностью. Начало строительства – 1170 год. Полное название включает имя Святого Гатиана – первого епископа Тура. Хотя башни фасадов выглядят издали симметричными, их высота различается: 68 м и 69 м соответственно. Поскольку раньше здесь был другой храм, а позднее вносились изменения, собор имеет некоторые черты романской эпохи и Возрождения.


Амьенский собор

Находится в одноимённом городе, носит имя Богоматери. Построен в первой половине-середине XIII века. Представитель чистой готики. Высота свода больше 42 м. Интерьер спроектирован таким образом, чтобы визуально расширить пространство, сделать его более светлым и неделимым на сектора. В убранстве используется множество скульптурных элементов. В том числе из дерева.


Клермон-Ферранский собор

Находится в регионе Овернь, назван в честь вознесения Девы Марии. Основан в 1248 году. Тёмное, практически чёрное здание очень контрастирует с постройками вокруг и, в том числе благодаря габаритам и расположению на вершине холма, видно из любой точки. Античные саркофаги, фрески средних веков, ценные литургические предметы, уникальные элементы отделки стен – особенности собора.


Собор Святого Креста в Орлеане

Начало строительства – 1601 год. Многократно перестраивался и реконструировался. Во время Второй мировой незначительно пострадал, но главный колокол пришёл в негодность. Его заменили на новый в 2012 году. В окрестностях проводились раскопки, чтобы больше узнать об этапах становления собора. Он косвенно связан с историей Жанны Д’Арк, которая посещала его во время осады города.


Собор Эврё

Находится в одноименном городе. Строительство началось в XI веке. Нынешний облик сложился позже: первый собор дважды горел и был перестроен в готическом стиле. Через крытую галерею собор связан с дворцом епископов. После реставрации на прежнее место вернулась колокольня. Внутренние интерьеры контрастируют между собой: например, неф выполнен в романском стиле, а хор относится к готическому.


Аббатство Сен-Дени

Находится в одноименной коммуне. Основано в XII веке. За время существования на этом месте религиозных построек, здесь захоронили 25 французских монархов. Часть гробниц уничтожили, часть перезахоронили, но потом вернули в Сен-Дени. Некоторые кости королей и членов их семей оказались в оссуарии аббатства. С 2004 года здесь покоится сердце Людовика XVII, который так и не взошёл на престол.


Мецский собор

Находится в городе Меце. Имеет второе название – собор Святого Стефана. Основан в 1240 году. Его база – романская церковь, к которой пристроили неф. Позже появились хоры и поперечный неф. Громоздкое здание с множеством остроконечных колонн и узких башен стоит на площади оружия. Собор знаменит своими широкими расписными витражами. 19 из них изготовил художник Шагал.


Неверский собор

Находится в департаменте Ньевр. Основан в X веке. Имеет ряд других названий, например, собор Сер-Сир. Нынешний облик – симбиоз стилей и последствий реконструкций. Западные аспида, хоры, стены фасада – романский стиль, неф – готика, башни фасада – поздняя готика. Каждое окно имеет уникальную роспись. Витражи, также, как и другие элементы отделки, относятся к разным историческим периодам.


Страсбургский собор

Находится в одноименном городе. Строительство началось в 1015 году. На протяжении более чем ста лет был лютеранским собором. Достопримечательность – астрономические часы. Они украшены всевозможными фигурами и орнаментами. Имеют множество дополнительных функций. Площадь перед собором – место проведения концертов в летний период. Стены подсвечиваются разными цветами, меняющимися в тон музыки.


Нотр-Дам в Лане

Первый храм был построен здесь в VIII веке. Позже появилось сооружение в романском стиле. С развитием города потребовалось его расширить. Готических черт становилось больше: неф, трансепт, хоры. Отличие этого Нотр-Дама от соборов в других городах: светлые стены, так использовался местный известняк, и галереи по бокам. Малые хоры тоже необычны, их прямоугольная форма характерна для архитектуры Англии.


Собор святого Петра и Павла в Нанте

Первый камень заложен в 1434 году. До этого здесь поочерёдно существовали три церкви. Строительство растянулось, более чем на 450 лет. Постепенно готические элементы поглощали романские черты. Стены здания почти белоснежные. Собор связан с легендой о Синей бороде и с историями о д’Арданьяне. Особая ценность – двойное надгробие представителей дома де Дрё – шедевр французской скульптуры.


Собор Сен-Луи в Блуа

Основан в 1544 году. Имеет черты классицизма. Строился этапами на протяжении трёх столетий. Одна из капелл сооружена ещё в XII веке, т.е. до закладки Сен-Луи. При этом функционировал. Исторические витражи не сохранились и были заменены копиями в 2000 году. В склепе хранятся саркофаги каждого из местных епископов. Достопримечательность рядом – замок Блуа.


Собор Святого Петра в Бове

Основан в 1225 году. Его готические хоры самые высоки из существующих. Придать собору внушительный вид было одной из целей архитекторов. На месте его нефа расположена романская церковь. Южный фасад – классический пример поздней готики. В интерьере и украшении фаса есть свои особенности: резные деревянные двери, богатые на детали астрономические часы, стеклянные витражи, гобелены средних веков.


Собор Святых Юста и Пастора

Строительство началось в 1272 году в Нарбонне. Здание числится в незавершённых, хотя на протяжении веков здесь велась служба. Его серовато-коричневые стены прекрасно вписаны в архитектуру города при плотной застройке улиц. Каждая из часовен чем-то отличается: особенным алтарём, скульптурной композицией, собранием картин на религиозную тематику, предметами для литургии и т.д.


Буржский собор

Находится в Бурже. Освящён в 1324 году, хотя продолжал достраиваться. Отсутствует трансепт, что нетипично для таких храмов: не имеет крестообразной формы. Поскольку собор почти не пострадал во время войн и революций, сохранились 22 оригинальных витража. В крипте содержатся в идеальном состоянии древние надгробия. А астрономические часы не останавливаются на протяжении более чем 500 лет.


Аббатство Сент-Уэн

Находится в Руане. Основано в 553 году, много раз перестраивалось и реставрировалось. Готические черты появились в XIV веке. Некоторые здания аббатства использовались не по назначению: в одном мэрия, в другом фабрика. Сейчас помещения используются для выступлений классических музыкантов и выставок. В садах рядом есть пруд со скульптурной композицией и копия рунного камня.


Базилика Сен-Никола-де-Пор

Основана в 1481 году. Город на тот момент носил название Пор. Строилась в честь обретения Лотарингией независимости. Повторно храм освятил Папа римский Пий XII, после чего он и стал базиликой. После Второй мировой реставрация заняла 15 лет, в том числе были заменены почти все витражи. Без малого 200 лет официально является историческим памятников Франции.


Тульский собор (Туль)

Строительство началось в XIII веке. Фасад полностью выполнен в готическом стиле, однако впоследствии появились две часовни, относящиеся к периоду Возрождения. Во время революции и Второй мировой были утрачены некоторые элементы убранства, в том числе уничтожены крыша и орган. Рядом находился монастырь. Религиозные мероприятия не проводятся, популярный объект туризма.


Собор Святой Цецилии в Альби

Год основания – 1282. Одно из самых крупных кирпичных зданий в мире. Изначально планировалось использовать его, как крепость. Рядом построены колокольня и врата Доминика Флорентийского. Неф – самый широкий в стране. Маленькие часовни, выстроенные в ряд, заменили классические проходы в интерьере. Вход перенесён на южную сторону, хотя в готике обычно он находится на западе.


Собор в Сен-Поль-де-Леон

Находится в Бретани. Начало строительства в нынешнем виде – XII век, до этого здесь существовала древняя церковь. Хор и аспида появились гораздо позже основанной части собора. Гаргульи на фасаде имеют необычный вид. Баптистерий сделан преимущественно из дуба. Алтари каждой из часовен – произведения искусства. Витражи показывают различные сцены из Библии и жития святых.


Базилика Святого Михаила в Бордо

Начало строительства – XIV век. Благодаря колокольне является одним из самых высоких соборов Франции – 114 м. Здесь собраны произведения искусства разных веков, в том числе и Пьета с изображение Святой Урсулы. Местный склеп – самостоятельный выставочный зал для саркофагов и останков, найденных при археологических раскопках неподалёку.


Церковь Сент-Эсташ

Находится в Париже. Дата основания – 1532 год. Фасад выполнен преимущественно в стиле классицизм, его дополняет ренессанс, а готика прослеживается в деталях внутренней отделки. В склепе хранятся останки Тиберио Фьорилли – театрального актёра, жившего в XVII веке. Гордость церкви – орган из 8 тысяч труб. При его сборке использовались элементы старых инструментов. Здесь регулярно проходят органные концерты.


Дижонский собор

Находится в одноименном городе. Построен в конце XIII-начале XIV веков. В освящении храма, стоявшего здесь ранее, участвовал Папа римский Евгений III. В склепе покоятся останки Филиппа III и часть мощей Святого Венигна, в честь которого собор носит официальное название. В убранстве преобладает аскетизм: меньше декора, чем обычно. Высота хора и нефа вкупе с витражами визуально увеличивают пространство.


Нотр даме де Санлис

Находится в центре Санлиса. Построен во второй половине XII века. С тех пор серьёзной переделке подвергся только купол, хотя дополнительные элементы декора появлялись вплоть до XVIII века. Для стен использовали светлый известняк. Высота колокольни – 78 м. Важная деталь украшения интерьера – оригинальные росписи стен и потолков. Такие фрески нетипичны не только для современности, но и для того времени.


Родезский собор

Находится в городе Родез. Впервые упоминается в 516 году. В прошлом одна из его стен была частью городской стены. Новый собор начал отстраиваться в XIII веке. Процесс растянулся из-за чумы, пожаров и войн. Хотя на окончание работ ушли столетия, стиль выдержан один. Колокольня – самое современное из строений композиции. Она украшена статуей Девы Марии в окружении четырёх ангелов.


Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже.

Шартрский собор
Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.


Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.



Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор
Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.


Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.



Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.


Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.


Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.

Реймсский собор
Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.


Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.


Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.


Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.


Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.


В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Руанский собор
Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.


Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.


Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.


Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.


На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.


Внутреннее убранство собора


За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.


Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.


Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.

Башня Сен-Жак
Башня Сен-Жак - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.


Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту - гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня - нынешняя башня Сен-Жак.


Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар - камни - в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.


С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.


Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…

Адрес: Франция, город Руан, Соборная площадь
Начало строительства: 1145 год
Окончание строительства: 1506 год
Высота: 151 м.
Основные достопримечательности: надгробные памятники известных людей (Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза), витражы
Координаты: 49°26′25″N,1°5′41″E

Содержание:

Краткое описание

Руанский собор во Франции или, как его еще называют, Собор Руанской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Rouen), располагается в одноименном французском городе и является национальным памятником наследия страны.

Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во всей Франции и представляет собой настоящий шедевр готического архитектурного стиля, слава о котором распространилась во всех уголках мира. Интересно будет узнать, что город Руан называют «Городом ста Шпилей», из-за огромного количества высоких и красивых зданий с многочисленными шпилями, которые возвышаются в этом городе. Однако самым высоким собором Франции, который увековечен в картинах известнейшего художника Клода Моне, признан именно Руанский кафедральный собор высотой в 151 метр.

Вид на северо-западный фасад собора

Стоит заметить, что согласно историческим документам, на месте современного Руанского собора еще за 1000 лет до основания его самой древнейшей части, существовали христианские храмы . Археологам в результате кропотливых исследований удалось найти остатки некогда возвышавшейся здесь базилики. По их предположениям, дата возведения древнейшего храма относится к IV веку. Как считают историки, по всей вероятности, строительство древнейшего храма происходило в то время, когда первый руанский епископ Меллон пришел в эти края (260-е года) и стал проповедовать христианство.

Руанский Кафедральный собор: строительство

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения. Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет. В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Вид на южный портал Руанского собора и шпиль

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу , что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством. А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана Пешехода и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан Пешеход не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

Входной портал собора

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль. Самой древнейшей башней Раунского кафедрального собора считалась башня Сан-Ромен. Построенная в 1145-м году она простояла в первозданном виде практически 800 лет. Однако в 1944-м году, когда весь мир был вовлечен во Второю Мировую войну, в результате бомбардировок войск антигитлеровской коалиции, эта башня была уничтожена.

Руанский кафедральный собор: непростая история

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы. Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.

Южная (Масляная) башня собора

Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни. В настоящее время каждый прихожанин Руанского кафедрального собора и каждый гость страны может полюбоваться этим величественным старинным храмом со 151-метровым шпилем в готическом стиле, с устремленными ввысь Северными и Масляными башнями, удивительными яркими витражами, созданными еще в XIII столетии.

Уникальный собор как будто бы сплетен из тончайшего каменного кружева, а благодаря высоте шпиля он был признан самым высоким зданием во всем мире с 1876-го по 1880-й год. Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

Вид на северную (Сан-Ромен) и южную (Масляная) башни собора

Величественный и великолепный храм, история которого уходит своими корнями в IV столетие, возводился в течение нескольких сот лет. Неф, хоры, трансепт, первый этаж и фонарная башня, иными словами, основная часть Руанского собора, были созданы в период, когда в мире господствовала высокая готика. Центральный портал и последний этаж башни Святого Ромена построили в эпоху поздней готики. Масляная башня возводилась в XVI веке. Интересно, что о Масляной башне сохранилось предание, согласно которому в те далеки времена в период поста, все прихожанам запрещалось употреблять в пищу масло. Для тех же, кто не желал отказывать себе в этом удовольствие, необходимо было заплатить каждому священнику 6 денье, покупая себе, таким образом, специальное разрешение.

Рекорд города Руан

В заключение хотелось бы добавить, что Руанский кафедральный собор возводился в течение многих веков и в периоды господства в мире различных архитектурных стилей. Именно поэтому он представляет собой единое и гармоничное произведение искусства.

Центральный неф Руанского собора

Об этом свидетельствует не только количество современных путешественников, посещающих Раунский кафедральный собор, но и то, что величайший художник Клод Моне запечатлел эту непередаваемую словами красоту более чем на 50 своих полотнах. Наши современники в 2010-м году решили еще раз увековечить этот поистине величественный собор. На площади перед ратушей в Руане собралось более 1000 человек. У каждого из них в руках был увеличенный фрагмент картины великого французского живописца Клода Моне «Руанский собор». «Живая картина» была запечатлена фотографами, которые находились в этот момент в вертолете. Кроме этого была снята видеозапись, представленная для внесения в Книгу рекордов Гиннеса.

Франция – государство, расположенное в Западной Европе. Оно считается одним из наиболее востребованных туристических направлений, потому как отлично сочетает в себе черты соседних стран и уникальные особенности. Здесь очень много достопримечательностей, достойных внимания зарубежных гостей. Отдельно следует рассмотреть соборы Франции, которые удивляют своим величием и необычными архитектурными стилями, хранят многочисленные тайны и загадки.

Реймсский собор

Реймсский собор или Нотр-Дам находится во французском городе Реймсе. Время его строительства пришлось на 1211-1311 годы. Собор считается одним из самых известных в стране, относится к ярким примерам готической архитектуры. В Средние века здесь короновалось большинство французских монархов. Сегодня Нотр-Дам включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если рассматривать все соборы Франции в готическом стиле, то Реймсский будет самым ярким и удачным, наиболее гармоничным.

Высота его башен достигает 80 метров. Они образуют одно целое с западным фасадом, выстроенным в стиле зрелой готики, декорированном необычными скульптурами. Порталы и окна собора декорированы каменными фигурными флеронами. Их остроугольные окончания соединяются со вторым ярусом, благодаря чему визуально стирают границы карниза. Во втором ярусе стрельчатые окна делают фасад более вытянутым, благодаря чему собор смотрится очень красиво и необычно. Порталы декорированы окнами-розами, уникальными по своей конструкции. Если рассматривать боковые фасады Реймсского собора во Франции, то здесь можно видеть очень высокие и достаточно широкие окна, которые практически касаются друг друга. Каждые два окна соединяются единой розой, размещенной под аркой проема. Центральный фасад не мене красив, украшен необычными колоннами.

Если говорить про интерьер, здесь особое внимание следует уделить витражам, которые были изготовлены по эскизам российского живописца:

  • на центральном витраже можно видеть два библейских сюжета. С одной стороны представлено жертвоприношение Исаака, с другой – распятие Иисуса Христа;
  • на остальных витражах представлены важные события, происходившие в жизни королей Франции, в том числе, крещение Хлодвига I.

Даже если не углубляться в историю и религию, посетив собор в Реймсе во Франции, можно получить массу положительных эмоций. Это уникальное здание, поражающее своим величием и необычным архитектурным стилем. Подобных ему нет во всем мире.

Все, кто включит Реймсский собор, будучи в Реймсе во Франции, в свой экскурсионный план смогут привезти домой незабываемые впечатления и эксклюзивные фотоснимки. Это действительно уникальная достопримечательность, являющаяся одной из главных в стране.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – это один из самых известных храмов во всем мире, уникальный архитектурный памятник. На его популярность повлиял и известный роман Виктора Гюго, который помог разжечь в жителях Франции любовь к собору. Она проявлялась и ранее, главным образом в том, что во время Великой Французской Революции французы встали на защиту храма перед Робеспьером, который хотел его снести. Разрушить собор у него не получилось, но все же здание несколько пострадало. Его реконструкцию начали спустя 10 лет после выхода романа Виктора Гюго. Она позволила восстановить первозданный вид храма, а также в ходе ее проведения здесь появилась всемирно известная галерея химер.

Собор Парижской Богоматери во Франции строили практически 200 лет – с 1163 года по 1345. Но это только сделало его еще более популярным, потому как в архитектуре здания присутствует несколько стилей. Начиналось строительство, когда еще господствовал романский архитектурный стиль, а заканчивалось уже с включениями особенностей готической стилистики. Именно это позволило собору получить свой уникальный облик, который сделал его одной из главных достопримечательностей страны и всего мира. Именно поэтому рекомендуется обязательно включить Собор Парижской Богоматери, будучи в Париже во Франции, в собственную экскурсионную программу. Вам гарантированы непередаваемые эмоции, которые обязательно вызовет величественное строение, увековеченное в романе Гюго.

В завершение отметим несколько интересных фактов, которые связаны с рассматриваемым храмом:

  • по нему написан одноименный роман;
  • каждый год собор принимает более 14 миллионов человек, потому как считается самым известным памятником в Европе;
  • здесь хранится Терновый венец Иисуса Христа – главная из списка великих христианских реликвий;
  • в честь 850-летия собора для него было отлито девять новых колоколов.

Это основные моменты, которые следует знать тем, кто желает побывать во всемирно известном соборе. Остальное вы увидите своими глазами.

Шартрский собор во Франции

Собор города Шартр – это один из самых популярных храмов во всей Франции. Он имеет множество уникальных особенностей, выгодно выделяющих его на фоне остальных храмов. Рассмотрим все по порядку.

На месте, где располагается нынешний собор, ранее находились небольшие церкви, где хранилась плащаница Богоматери. Первый собор возвели в XI веке, но простоял он не так долго, полностью сгорел при пожаре. На его месте возвели новый храм, выполненный в романском стиле, который по тем или иным причинам ожидала та же участь. Строительство современного собора началось в XII веке. В его процессе участвовало огромное количество французов. Завершили возведение здания в 1260 году, тогда же и состоялось его официальное открытие. Интересным является тот факт, что рассматриваемый собор в Шартре во Франции до сего дня практически полностью сохранил свой первозданный вид. Безусловно, здесь проводились реконструкции и восстановительные работы, но они не предполагали внесения кардинальных изменений в архитектуру.

Начиная знакомство с собором, следует рассмотреть его фасад. Здесь можно видеть две уникальные башни, возвышающие здание до небес. Высота первой составляет 105 метров, вторая башня выше на 8 метров. При этом одна башня выполнена в романском стиле, а другая – в готическом. Также, будучи у входа в собор, следует обратить внимание на уникальную розетку, украшенную витражами; астрономические часы, располагающиеся на фасаде с южной стороны. Часы были помещены здесь еще в XVI веке, первоначально показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката солнца, фазы луны, текущий знак зодиака. В XVIII веке механизм был сломан, полностью восстановить его информативность так и не удалось.

Зайдя внутрь храма, вы увидите удивительные витражи, подобных которым нет нигде. Они являются главной примечательной особенностью собора, в общей площади составляют более 2 000 кв. м., а по количеству их больше 170. Здесь сохранились и витражи, которыми храм декорировался еще во время своего строительства – в XII веке, эта особенность делает здание еще более ценным. Пол собора в Шартре во Франции имеет необычный лабиринт, чем привлекает внимание посетителей святыни.

Руанский собор

Руанский собор примечателен тем, что его строительство продолжалось около 7 веков. Главным архитектурным стилем является готический, но можно видеть и нотки древней романской стилистики. Одной из основных особенностей храма являются красивейшие полотна импрессиониста Клода Моне. В общей сложности их насчитывается более 50.

Если говорить об истории, то она тянется еще с IV века. В это время на месте Руанского собора Франции стояла небольшая базилика. В IX веке она была полностью разрушена, после чего в X веке началось ведение работ по строительству нового храма. Изначально за основу был взят романский стиль, но с течением времени архитекторы и строители начинали использовать более современные мотивы, добавляя сюда дополнительные пристройки и архитектурные элементы. Так, самым старым архитектурным элементом храма называют башню Сен-Ромен, строительство которой пришлось на XII век.

Амьенский собор во Франции

Амьенский собор считается самым большим во всей стране, потому как его общий объем превышает 200 000 м 3 . Этот храм относится по архитектурному стилю к чистой готике, в 1981 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Нынешний собор в Амьене во Франции не первый на своем месте. До этого здесь находился другой храм, который сгорел в 1218 году. Возведение нового здания началось через 2 года. Полностью его смогли завершить только в 1528 году. Тогда установили шпиц, верхушка которого возвышается на 112,7 метра над уровнем земли.

Собор Александра Невского

Этот собор относят к числу более современных зданий, если сравнивать его с предыдущими храмами. Здесь был использован архитектурный стиль – эклектика. Строительство велось в период 1847-1861 годов. С 1983 года здание охраняется государством как важный исторический памятник. В 1996 году Собор Александра Невского в Париже во Франции был реконструирован, но все его архитектурные особенности сохранились. Внутри храма просматривается византийский стиль, который использовался для оформления его интерьера. Иконы и фрески – результаты труда многочисленных всемирно известных художников. Данный собор также достоин вашего внимания, поэтому, будучи в Париже, включите его в экскурсионную программу.

Архитектура Франции привлекает своим эклектическим стилем, в котором прослеживается её великая история. Наверняка вы уже читали на нашем сайте историю Эйфелевой башни. Теперь мы познакомим вас с самыми знаменитыми готическими соборами Франции.

Амьенский собор безусловно сможет привлечь ваше внимание. Это самый большой собор готического стиля.Строительство велось с 1220-12888 гг. Ширина собора составляет 145 метров, ширина около 60 метров, высота самой высокой точки храма – 42,5 метров. Размеры действительно внушительные. Он может вместить до 10 тысяч человек одновременно, что сравнимо по вместимости со средним стадионом. Только представьте себе это сооружение! По своему объему он Амьенский собор превосходит все готические соборы.

Название собора происходит от города в котором он построен – Амьен, который расположен на севере Франции. Собор принадлежит Каменской католической епархии.

Амьенский собор внешне представляет собой классическую готику в Архитектуре. Архитектурные задумки дополнены скульптурами. Западный фасад – самый красивый. Собор имеет 4 яруса. В центре второго яруса находится статуя Христа, которая сохранилась со Средневековья. Также обратите внимание на большое окно-розу. Его соорудили в 15 веке и оно до сих пор удивляет своей красотой посетителей собора.

Внутри собора всё скромно и строго, как и было в «готические времена» Средневековья. Здесь стоит обратить внимание на 110 сидений хора, которые были сделаны ещё ы 16 веке и сохранились до сих пор. Они украшены фигурками, изображающими сцены из Ветхого Завета.

Амьенский собор
Амьенский собор
Амьенский собор

Шартский собор – ещё одно красивейшее сооружение Средневековья, которое принадлежит католической епархии и находится в городе Шарт.

Отсюда и название. Этот собор расположен недалеко от Парижа, до него можно добраться на транспорте, при желании. А посетить и посмотреть его точно стоит, ведь он считается одним из шедевров архитектуры в стиле «Готика» и в 1979 году Юнеско внеси его в список Всемирного наследия. Здесь хранится древняя христианская реликвия – Святая плащаница Девы Марии.

История строительства этого храма довольна интересная. На его месте было несколько церквей, которые погибали в пожарах и в итоге, после большого пожара, который разрушил практически весь город, жители города обнаружили, что романский собор сгорел не полностью. Башни с западным фасадом уцелели и жители приняли это за знак свыше и начали собрать пожертвования на строительство нового храма, в который будут вписаны уцелевшие башни и фасад. Так в 1260 году состоялось освещение Шатского собора, на котором присутствовала королевская семья и сам Людовик IX.

Самое интересное, что Шатский Собор ни разу не реставрировался и не перестраивался с конца XIII века. Он предстает перед посетителями нетронутым! Внутреннее убранство насчитывает порядка 10 тысяч скульптур из камня и стекла. Северный и южный входы также украшены скульптурами XIII века.

Шартский собор имеет астрономические часы на южной стороне, которые были сделаны в 16 веке.В рабочем состоянии они показывали время восхода и заката Солнца, фазы Луны, время дня, день недели, месяц, и текущий знак Зодиака. Жаль, что часовой механизм сломался в 1790-х годах. Починить его не смогли.

Внутри собор вам понравится больше, чем Амьенский. Он украшен скульптурами, которые изображают сценки из жизни Христа и Богородицы, а также знаменит своими цветными витражами, которые занимают площадь около 2000 квадратных метров. Это более 150 окон, некоторые из которых сохранились с 12 века! Витражи также уникальны чрезвычайной насыщенностью и чистотой красок, секрет изготовления которых был утерян.


Шартский собор
Шартский собор

Реймсский собор построен в 13 веке и носит название Нотр Дам де Реймс. Не путать с Нотр Дам де Пари. Это разные соборы, хотя оба они посвящены Богоматери. Реймский собор также входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Реймсский собор знаменит тем, что в нём короновали практически всех французских королей.

Во время Первой мировой Войны Собор изрядно пострадал. Он оставался в зоне боевых действий до самого окончания войны. В результате многочисленных бомбежек, архитектура, статуи, витражи и фасады сильно пострадали. Что-то восстановили, что-то не удалось. Большую розу на витражах удалось восстановить лишь частично. Реставрация здания продолжается до сих пор. Скульптурные шедевры собора и их остатки, которые удалось собрать после бомбардировок в данный момент собраны и хранятся в здании бывшего епископского дворца, который был построен в конце XVII века.

Собор Нотр-Дам в Реймсе по своей архитектуре считается самым гармоничным из готических храмов. Высота башен около 80 метров. Этот собор также, как и многие другие храмы готики, построен на месте сгоревшей романской церкви 9-10 веков. Внутри нефа храма выложен лабиринт с надписями, в котором можно прочесть об архитекторах времен строительства Храма и определить, кто из них какую его часть строил.

Главное отличие Собора Богоматери в Рейми от Нотр-Дам де Пари заключается в том, что его башни вместе с фасадами образуют единое целое. Окна и порталы Храма украшают каменные ажурные крестоцветы, которые так характерны для этого стиля архитектуры. В 15 веке в Храме достроили «Галерею Королей», украшенную несколькими большими статуями.

Общая схема западного фасада схожа с архитектурой Нотр-Дам-де-Пари, но отличается вытянутостью вверх. То есть по вертикали смотрится выше и больше. Боковые фасады Реймского собора украшают большие, почти соприкасающиеся друг с другом окна, а водосточные трубы украшены горгульями.


Собор Нотр-Дам в Реймсе
Собор Нотр-Дам в Реймсе
Статьи по теме