Летоисчисление от Рождества Христова – начало новой эры. План проведения проекта

Считается, что впервые год «новой эры» как год Рождества Христа вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., то есть более чем через 500 лет после датируемого им события. При этом Дионисий сначала вычислил дату Воскресения Христа, а затем воспользовался церковным преданием о том, что Христос был распят на 31-м году жизни. Дата Воскресения, по Дионисию, - 25 марта 5539 года от Адама, а год Рождества Христова, следовательно, - 5508 от Адама (по византийской эре).

Авторы новой хронологии отмечают, что вычисления Дионисия на самом деле неверны (из-за недостаточного развития астрономии в то время). Их ошибочность стала известна уже в XVI-XVII веках, и с тех пор было сделано несколько попыток пересчитать за Дионисия и исправить даты Рождества и Воскресения Христа.

Перечислим некоторые из попыток «исправить Дионисия»:

  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 34 года;
  • Христос воскрес 5 апреля 33 года н. э. в 33 года (наиболее распространённое до последнего времени мнение; возникло в XIX или XX веке);
  • Христос воскрес 9 апреля 30 года н. э., а родился за несколько лет до н. э. (современная точка зрения Римско-католической церкви).

Ни одно из приведенных выше решений не удовлетворяет календарным «условиям Воскресения». Более того, оказывается, что вблизи начала «нашей эры» вообще нет дат, удовлетворяющих этим условиям.

Другими словами, если бы Дионисий знал современную астрономию, то он не мог бы даже близко указать год рождения Христа там, где он его указал, - в начале нашей эры. К сожалению, когда астрономические данные стали достаточными для того, чтобы это понять (а это произошло лишь в XVII веке), «новая эра» и дата «Рождества Христова» были уже общераспространены на Западе и канонизированы Римско-католической церковью, а затем и Православной церковью.

Естественно, возникает вопрос: что представляют из себя календарные «условия Воскресения»?

Церковное предание в согласии с Евангелиями утверждает, что Христос воскрес 25 марта в воскресенье на следующий день после иудейской Пасхи, которая, следовательно, приходилась в этот раз на 24 марта (субботу). Именно эти «пасхальные условия«, которые мы будем называть «условиями Воскресения», и имел в виду Дионисий, проводя свои вычисления даты Воскресения Христа, а затем и Рождества Христова.

То, что Христос воскрес на следующий день после иудейской Пасхи, совершенно ясно сказано в Евангелии от Иоанна. Это подтверждено также церковным преданием и всей средневековой традицией.

Полный набор календарных условий, сопровождающих, согласно устойчивому церковному преданию, Воскресение Христа, можно найти в «Собрании святоотеческих правил» Матфея Властаря:

«Ибо господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг солнцу был 23, круг луне - 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу (как пишут евангелисты) 24 марта. В следующее же за этой субботой воскресенье 25 марта… воскрес Христос.

Законная Пасха (иудейская) совершается по равноденствии в 14-ю луну (то есть в полнолуние) - от 21 марта до 18 апреля - наша же Пасха совершается в следующее за ней воскресенье».

Матфей Властарь даёт следующие календарные указания для года Воскресения Христа:

1) круг солнцу 23;

2) круг луне 10;

3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в день 14-й луны (то есть в полнолуние);

4) иудейская Пасха была в субботу, а Христос воскрес в воскресенье.

Носовский и Фоменко провели компьютерные расчёты для каждого года из промежутка от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. День весеннего полнолуния (14-я луна, или иудейская Пасха) вычислялся по формулам Гаусса, а христианская Пасха, круг солнцу и круг луне - по пасхалии. Так же, как и Дионисий (и Матфей Властарь), они предполагали, что день Воскресения являлся пасхальным днём по пасхалии.

В результате исследования они пришли к выводу, что календарные «условия Воскресения» выполнялись лишь один раз: в 1095 году н. э.

Рождество Христово относится, таким образом, примерно к 1064 году н. э. - за 31 год до 1095 г. н. э.

Дата 1095 год н. э. идеально соответствует новой хронологии, построенной в работах А.Т. Фоменко.

Сопоставляя её с датировкой Первого Вселенского Собора, мы видим, что получается, будто Первый Вселенский Собор был до воплощения Христа. Противоречит ли это церковному преданию? Оказывается, нет. Это безусловно противоречит лишь взгляду на историю Церкви, сложившемуся не ранее XIV-XV веков, но не церковному преданию.

Древние тексты сохранили для нас «условия Воскресения«, позволяющие однозначно восстановить искомую дату.

Рассмотрим внимательнее «условия Воскресения« 1-4. Они не равноправны. Условия 3 и 4 известны из многих источников и составляют устойчивое церковное предание. Условия 1 и 2 являются весьма специальными календарными указаниями. Что получится, если попытаться удовлетворить лишь двум условиям 3 и 4?

Как показал компьютерный расчёт, проведённый авторами новой хронологии, «условия Воскресения» 3 и 4 на промежутке времени от 100 года до н. э. до 1700 года н. э. выполнялись лишь в следующие годы:

1) 42 год (до н. э.);

2) 53 год н. э.;

3) 137 год н. э.;

4) 479 год н. э.;

5) 574 год н. э.;

6) 658 год н. э.;

7) 753 год н. э.;

8) 848 год н. э.;

9) 1095 год н. э. (удовлетворяет полному набору условий 1-4);

10) 1190 год н. э.

Легко видеть, что и тут нет ни одного решения, которое удовлетворило бы традиционную хронологию.

Общераспространенное церковное предание, явно отражённое в Евангелии от Иоанна и в трудах множества церковных писателей, не может быть согласовано с датой рождения Христа около начала нашей эры. Для того чтобы достичь такого согласования, необходимо сместить дату Рождества Христа не менее чем на 70 лет назад или же не менее чем на 20 лет вперёд. Если же мы добавим сюда ещё и условия 1-2, то решение становится однозначным и даёт XI век н. э.

Фоменко и Носовский рассматривают содержательный смысл полученной «даты Воскресения Христа» - 25 марта 1095 года н. э.

25 марта 1095 года н. э. был день так называемой «кирио-пасхи» (то есть «царской Пасхи«, «Пасхи первосвященника») - Пасхи, совпавшей с Благовещением (25 марта). Кириопасха - достаточно редкое событие. В церковном предании оно связывается с пришествием Христа.

Согласно Евангелиям и церковному преданию, в год Рождества Христова вспыхнула новая звезда на востоке, а через 31 год, в год Воскресения, произошло полное солнечное затмение. Церковные источники ясно говорят именно о солнечном затмении в связи с Воскресением Христа, причём не всегда относят его к Страстной Пятнице. Отметим, что солнечное затмение в данной местности, а тем более полное солнечное затмение - исключительно редкое событие. Библейская наука XVIII-XIX веков, не обнаружив, естественно, евангельского солнечного затмения там, «где надо», в Палестине начала н. э., переделала его в лунное. Это, правда, всё равно не помогло - в точности подходящего лунного затмения тоже не нашли. Однако с тех пор повелось считать, что в Евангелиях описано не солнечное, а лунное затмение.

Фоменко и Носовский рассмативают исходную точку зрения, отражённую в первоисточниках, согласно которой затмение было солнечным.

Оказывается, такая пара редчайших астрономических событий - вспышка новой звезды и через 31 год - полное солнечное затмение в Средиземноморье, действительно была, но только не в I, а в XI веке н. э.! Это - знаменитая вспышка новой звезды в 1054 году и полное солнечное затмение 16 февраля 1086 года (в понедельник). Полоса тени этого затмения прошла через Италию и Византию.

Любопытно, что следы упоминаний о Христе в средневековых хрониках, относящиеся именно к XI веку, сохранились даже до нашего времени. Например, в хронографе 1680 года сообщается, что папу Льва IX посещал сам Христос: «Повествуется, яко Христос во образе нищаго, посещал его (Льва IX) в ложнице». Важно, что это - единственное упоминание такого рода, кроме случаев пересказа Евангелий.

В качестве 1 года по «Р.Х.» во многих хрониках подразумевается 1054 год н. э. (т. н. «основной сдвиг на 1053 года в хронологии«). Это значит, что средневековые хронисты часто датировали Рождество Христово именно 1054 (или 1053) годом.

По всей видимости, это следы еще одной традиции датировки Рождества и Воскресения Христа эпохой XI века н. э. Согласно этой традиции, Рождество было в 1054 году - в год вспышки новой звезды, а Воскресение - в 1086 году, когда наблюдалось полное солнечное затмение.

Кстати говоря, начало Первого крестового похода - похода «за освобождение Гроба Господня» - датируется 1096 годом. С другой стороны, средневековые церковные источники, которые часто более подробно, чем Евангелия, описывают события, связанные с Христом, утверждают, что сразу после Воскресения Пилат был вызван в Рим и казнён там, а войска кесаря были посланы в поход на Иерусалим и захватили его. Сегодня считается, что это средневековые домыслы, поскольку в хронологии Скалигера никакого похода римлян на Иерусалим в 30-х годах I века н. э. нет. Однако, если Воскресение датируется концом XI века, это утверждение средневековых источников приобретает буквальный смысл - имеется в виду Первый крестовый поход, в ходе которого был взят Иерусалим. Если же датировать Воскресение 1095 годом, то получится, что крестовый поход начался уже на следующий год - в точности, как описано в упомянутых средневековых текстах.

Куда шли войска крестоносцев, освобождая гроб Господень? Естественно, скажет читатель, в Иерусалим. Это так. Но дело в том, что Иерусалимом в то время назывался, как мы уже говорили, город, расположенный на месте современного Стамбула, который и был столицей Второго Рима. Значит, Христос был распят не на территории современного Иерусалима, что находится в Израиле, а на территории современной Турции. Вот, оказывается, почему войска крестоносцев воевали с Византией. Шла война за Гроб Господень.

Согласно Евангелиям, гора Голгофа (на которой был распят Христос) находилась где-то в Иерусалиме или рядом с ним. Когда ошибочно отождествили Иерусалим с палестинским селением Эль-Кудс, то, естественно, постарались «найти» тут подходящую гору. Однако эти попытки, считают Фоменко и Носовский, следует признать безуспешными. Поскольку то, что предлагается нам сегодня в качестве евангельской Голгофы, это небольшой холм, каковой при желании можно отыскать практически в любом месте. А есть ли под Стамбулом место, которое можно было бы достаточно надёжно отождествить с евангельской Голгофой?

Оказыватся, есть. Это - самая высокая гора на Верхнем Босфоре под названием Бейкос. На самой вершине этой горы расположена гигантская символическая могила, называемая «могилой Иисуса« (по турецки - Юши). Согласно реконструкции новой хронологии, это и есть знаменитая евангельская гора Голгофа, то есть место распятия Христа.

Вот что пишет об этом известный мусульманский автор XIX века Джелал Эссад: «Следуя вдоль азиатского побережья Босфора, достигаем до маленькой пристани, называемой Сют-люджэ, откуда тропинка ведёт на самую высокую гору Верхнего Босфора (на Голгофу, по предположению Фоменко и Носовского). На вершине этой горы (180 метров над уровнем моря) находится могила Иисуса Навина (Иуша)… Местные жители называют её могилой святого Юши или Иуши, то есть Иисуса ».

Оказывается, эта могила соответствует древним описаниям могилы Иисуса Христа. Такое описание, например, мы видим в произведении «Хождение игумена Даниила». В современном русском переводе этот текст звучит так: «Распятие Господне находится с восточной стороны на камне. Оно было высоко, выше копия. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина около локтя глубиной, а шириной менее пяди в окружности (в периметре). Тут был водружен крест Господень. В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама… И разошёлся тот камень над головой Адама… и есть расселина эта на камне том и до нынешнего дня… распятие Господне и тот святой камень кругом обнесены стеной… дверей же (в стене) две».

Это описание Даниила места распятия Христа, отмечают Фоменко и Носовский, прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, - круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне. Само название памятника - «могила Иисуса». Стена вокруг этой святыни. Совпадает даже количество дверей в стене - две. Кроме того, рядом с камнем воткнут в землю и привязан к нему высокий шест, на вершине которого сегодня находится золотой (или позолоченный) диск с арабской надписью. Этот шест вполне может символизировать упоминаемое Даниилом копье, которым, как известно (по Евангелиям), был поражен в бок Иисус на кресте.

Действительно, говорят Фоменко и Носовский, в другом конце «могилы» лежит второй камень, примерно того же размера, что и первый, и примерно такой же формы. Но без трещины. Лежит он примерно на расстоянии 10-15 метров от первого камня. Других таких камней внутри огороженного места (размером 17 метров на 2 метра) не видно. Трудно отделаться от впечатления, подчеркивают они, что второй камень отмечает место снятия, то есть то место, куда положили тело Иисуса после снятия его с креста.

Наше летосчисление = эра "от Рождества Христова"

ПРЕДВАРЕНИЯ

Как уже отмечалось, эра "от Рождества Христова" была введена post factum "кончиком пера". Впервые от Рождества Христова (в латинской традиции - "Anno Domini" (AD) - "года Господня") был обозначен год, который стал 525-м годом нового летосчисления.

Эра была создана римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению Дионисием Малым. Никаких сведений о том, на основании каких расчетов и соображений это было сделано, не имеется. Поэтому относительно схемы перехода на новое летосчисление предлагаются различные догадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Доподлинно известно лишь то, что связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалии) на дальнейшую перспективу.

По сложившейся в свете решений Никейского Собора 325 года церковной традиции, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

При составлении пасхалий днем весеннего равноденствия с 325 года принято было считать 21 марта по юлианскому календарю. В основание расчетов пасхальных фаз Луны на каждый год был положен относительно точный 19-летний лунный цикл, открытый великим греческим астрономом Метоном в 432 - олимпийском - году до н.э. Как было установлено, каждые 19 лет все фазы Луны приходятся на те же числа месяца солнечного года. Это так называемый "круг Луны".

С другой стороны, в юлианском календаре каждые 28 лет все числа месяца приходятся на те же самые дни недели. Это так называемый "круг Солнца".
Поскольку 19 и 28 - числа некратные, то все (расчетные!) фазы Луны совпадают с теми же числами месяца и днями недели через период времени, равный произведению 19 х 28, то есть через 532 года. Поэтому каждые 532 года (этот период называется великим индиктионом) повторяются и расчетные даты пасхальных воскресений. В современной традиции индиктионы принято отсчитывать от исходного момента византийской эры - от 5508 года до Р.Х. В настоящее время идет 15-й великий индиктион, который начался в 1941 году.

Исходя из практических соображений, при разработке пасхальных таблиц пользовались менее точным, но более удобным 95-летним (= 19 х 5) циклом (это так называемый малый пасхальный круг). По обычаю, восходящему к началу IV века, такие таблицы подготавливались пасхалистами Александрийской Церкви и затем рассылались по всему христианскому миру.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

В 247 году эры Диоклетиана заканчивался малый пасхальный круг, составленный на истекавшее 95-летие (153-247 гг.) патриархом Александрийским Кириллом (444 г. по Р.Х.). В связи с этим в 241 году Дионисий Малый приступил к вычислению новой пасхалии, которая должна была начинаться с 248 года эры Диоклетиана. Однако названный император, о чем уже говорилось выше, был жестоким гонителем христиан. Поэтому Дионисий в одном из своих писем высказал предложение отказаться от эры, связанной с именем ненавистного правителя, и впредь считать годы от Рождества Христова (по другим данным - "ab Incarnatio Domini"- "от Воплощения Господа", то есть от праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, который тогда уже отмечался 25 марта).

Существует предположение, что Дионисий в своих расчетах принимал в соображение следующее обстоятельство. Согласно одной из трактовок синоптических Евангелий и древнему преданию, Иисус Христос, "начиная Свое служение, был лет тридцати" (Лк. 3, 23), а распят был на кресте, умер и восстал из мертвых на 31-м году жизни. Воскресение Его совершилось 25 марта. Это была первая христианская Пасха, которая совпала с днем Благовещения Пресвятой Богородицы и называется поэтому Кириопасхой ("Господней Пасхой").

Подобное совпадение, как уже говорилось, может наблюдаться один раз в 532 года, в период, называемый великим индиктионом. Именно через 532 года все фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяца и дни недели. Как Дионисий мог определить по своим пасхальным таблицам, ближайшая Кириопасха, т.е. Пасха, приходящаяся на воскресный день 25 марта и совпадающая с праздником Благовещения, должна была быть в 279 году эры Диоклетиана. Следовательно, первая Кириопасха, по римскому пасхалисту, была за 532 - 279 = 253 года до начала данного летосчисления. Присовокупив же к сему число 31 (предполагаемый возраст Христа к моменту крестной смерти), он получил, что сама эра Диоклетиана началась в 253 + 31 = 284 году по Воплощении Господа, как об этом говорилось выше (с. 24-25).

Таким образом, в согласии с предполагаемой схемой рассуждений Дионисия Малого, начало эры "от Рождества Христова", то есть 1 января 1-го года, пришлось на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады. В этот день вступили в свои должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 1 марта 1-го года по Р.Х. начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля - 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня - 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год от воцарения Августа.
Нелишне отметить, что сам Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, с праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (Напомним соответствующий фрагмент из евангельского повествования: "(И... вошед к... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова,.. сказал ей Ангел:... радуйся, Благодатная! Господь с тобою... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус" (Лк. 1, 27. 28. 30. 31)).

Рождество же Христово (воспроизведем евангельский текст: "(Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" (Мф. 2, 1)); "(И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2, 7)) папский архивариус и пасхалист относил, естественно, ровно на девять месяцев вперед, т.е. на 25 декабря 1-го года введенного им летосчисления (см.: П. Попов. Краткая пасхалия с изложением наикратчайших способов к определению числа Пасхи Православной Церкви на всякий данный год. - Печатано с дозволения цензора Московского духовно-цензурного комитета священника Александра Гиляревского от декабря 21 дня 1895 года. - Кострома, 1896. - С. 5; И.А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985. - С. 243.). Именно 25 декабря Рождество Христово тогда уже и праздновалось.

ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ

Вполне уместен вопрос: а не мог ли Дионисий при установлении эры "от Рождества Христова" воспользоваться уже готовыми расчетами или предположениями? Каковы мнения по этому вопросу христианских историков предшествовавшего периода?
Согласно епископу Лионскому Иринею и его современнику Тертуллиану (начало III века по Р.Х.), "Христос Господь пришел в мир около 41-го года правления Августа". По Евсевию Кесарийскому, "это был 42-й год правления Августа, а властвования над Египтом 28-й". Епифаний Кипрский указывает 42-й год Августа, 752-й год от основания Рима, при консульстве Августа в 13-й раз и Сильвана. По Сексту Юлию Африканскому, это произошло около 29-го года после битвы при мысе Акциум. Позже греческий историк Иоанн Малала (491-578 гг.) относил Рождество Христово на 3-й год 193-ей олимпиады, 752-й - от основания Города, 42-й - Августа, а "Пасхальная хроника" - на 28-й год воцарения Августа в Египте, в консульство Лентула и Писона.

В "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV), как и у Епифания Кипрского, Рождество Христово относится на год консульства Августа и Сильвана: "При этих консулах родился Христос в день восьмой до январских календ", то есть 25 декабря, по пресвитеру Исихию.
Как видим, все перечисленные авторы и источники указывают на 3-й или 2-й год до н.э., а "Пасхальная хроника" - на 1 год до н.э.
В "Хронографе 354 года" (Chronographus Anni CCCLIIII) событие Рождества Христова отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т.е. на 1-й год новой эры. "При этих консулах, - говорится здесь, - Господь Иисус Христос родился в восьмой день до январских календ в пятницу 15-й Луны".
"Хронограф 354 года" - достаточно серьезный труд, содержащий, в частности, перечень всех римских консулов, начиная с 509 г. до н.э. по 354 г. н.э., списки префектов Рима за сто лет (251- 354 гг. н.э.) и римских епископов от апостола Петра до папы Юлия (352 г.). Будучи папским архивариусом, Дионисий вполне мог знать о документе, содержавшем столь важные хронологические сведения. И потому он мог использовать цитированное свидетельство при установлении исходной точки системы счета лет от Рождества Христова. Быть может, именно оно и натолкнуло его на мысль о введении собственно христианского летосчисления?
Безусловно, здесь нельзя исключать и возможности позднейшей интерполяции. Оригинал "Хронографа" утрачен, и мы располагаем лишь копиями памятника. Однако в пользу его подлинности может говорить, в частности, следующее обстоятельство.

Здесь - после указания под 29-м годом н.э. (безусловно, в позднейшем уже пересчете) имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина - отмечается: "В их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней". И далее, в разделе XIII "Римские епископы", находим дополнительные сведения: "Во время правления Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день восьмой до апрельских календ".
Как видим, в приведенных фрагментах смерть Христа на кресте отнесена на пятницу 25 марта, а Воскресение Его, следовательно, - на 27 марта. В Западной Церкви во II-V веках многие авторитетные богословы и историки (епископ Ипполит, пресвитер Тертуллиан и другие) приняли на веру свидетельство подложных "Актов Пилата", согласно которым "Христос пострадал за восемь дней до апрельских календ (ante diem VIII Kal. Apr.)". В римский мартиролог (поминальный список мучеников) под этим числом был даже внесен благоразумный разбойник, один из двух, которые были распяты на Голгофе рядом со Христом (Лк. 23, 32. 39-43). Но после Дионисия, датировавшего первую Кириопасху именно 25 марта 31 года по Р.Х., подобный анахронизм в позднейшей интерполяции вряд ли можно считать возможным.

Применительно к случаю приведем и другой пример. В одном из памятников, близких к "Хронографу 354 года" по времени, в частности, в "Константинопольском списке консулов 395 года" (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV), под 29 годом н.э. после имен "обоих Геминов" имеется приписка: "При этих консулах пострадал Христос в день десятый до апрельских календ и воскрес в восьмой день (passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem)". При совпадении с Дионисием дня в данном случае разнится год смерти Христа. В позднейших памятниках прямо указывается дата 25 марта.

ПОСТРАЗМЫШЛЕНИЯ

Прямо или косвенно, но в определении времени Рождества Христова, к сожалению, Дионисий несомненно ошибся. Его датировка вступает в прямое противоречие с приведенным выше историческим свидетельством Евангелия от Матфея: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода" (2, 1).
Как следует из сообщения Иосифа Флавия в "Иудейских древностях" (XIV. 14, 5), царь Ирод I Великий "достиг царской власти в сто восемьдесят четвертую олимпиаду, во вторичное консульство Гнея Дометия Кальвина и [в первое] Гая Асиния Поллиона".

По консулам - это 714 год от основания Рима, т.е. 40 год до н.э. К сожалению, номер года в четырехлетие 184-й олимпиады автором не указан, как это часто у него случается.
В частности, консул Асиний Поллион (76 г. до н.э. - 4 г. н.э.), оратор, поэт, историк (его "История" до наших дней не сохранилась), общественный деятель, известен как основатель первой публичной библиотеки в Риме и покровитель выдающегося римского поэта Вергилия (70-19 гг. до н.э.).
Именно с этим современником Мецената связывает Вергилий в знаменитой IV эклоге "Буколик" ("Пастушеских песен") свои проникновенные пророчества о наступлении "золотого века":

"Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство,
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится.
Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром владыка.
При консулате твоем тот век благодатный настанет,
О Поллион! - и пойдут чередою великие годы".

Но вернемся к царю Ироду, имя которого стало нарицательным во всем христианском мире. Скончался сей жестокий властитель "спустя пять дней после казни [своего сына] Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [последнего правителя из династии Хасмонеев] и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян... сумев дожить до преклонного возраста... (ему было около семидесяти лет)" ("Иудейские древности", XVII. 8, 1).
В том году перед иудейской пасхой, в ночь после казни Иродом восставших против его беззаконий иудеев под водительством некоего Матфия, которых он "велел сжечь живьем", "произошло лунное затмение" (XVII. 6, 4).

Согласно астрономическим расчетам, на ближайший к событию период времени приходилось три лунных затмения: в ночь с 12 на 13 марта 750 года, 20 января 752 года и в ночь с 9 на 10 января 753 года от основания Рима. При этом второе из них видимо было лишь в западном полушарии и тем самым в рассмотрение может не приниматься. Далее, на монетах 753 года указывается уже преемник окончившего свой кровавый век царя, да и январь - слишком ранний срок для празднования иудейской пасхи. Все это указывает на первое затмение. А сие означает, что Ирод почил от злых дел своих в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до Рождества Христова.
Согласно Евангелию от Матфея (2, 1-18), за несколько лет до своей кончины властолюбивый царь совершил, быть может, самое коварное и жестокое в жизни своей злодеяние - избиение младенцев.

Надменный правитель счел "себя осмеянным волхвами", кои, путеводимые Вифлеемской звездой, пришли с Востока поклониться Рождшемуся Младенцу Иисусу, Которого именовали Царем Иудейским. Они не возвратились больше в Иерусалим в деталях известить коварного и зломысленного сатрапа. И тот "весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое [прежде] выведал от волхвов".
Приведенное евангельское свидетельство относит событие Рождества Христова от кончины Ирода еще далее, в пределах до двух лет, "по времени которое выведал [царь] от волхвов". До его смерти святое семейство некоторое время пребывало в стране пирамид ("бегство в Египет", Мф. 2. 13-15, 19-21).
В этом контексте можно напомнить и о том, что по Евангелию от Иоанна проповедь Христа до предания Его на крестные муки и смерть продолжалась не один, а три года. Об этом свидетельствует, в частности, иерусалимский пресвитер Исихий (432 г.). Тем самым хронологические рамки земной жизни Спасителя заметно расширяются.
Кроме обстоятельств исторического характера, несомненно, следует принимать во внимание и погрешности в исходных данных при хронологических расчетах Дионисия (если таковые производились): неточность метонова лунного цикла да и самого юлианского календаря, отсутствие конкретной временной привязки александрийских пасхальных таблиц и многое-многое другое...

К проблеме датировки Рождества Христова астрономы обращались и позднее. В частности, предпринимались попытки связать евангельское свидетельство о явлении Вифлеемской звезды, которая путеводила волхвов, со взаимным расположением планет на одной оси, с их схождением, соединением в одной точке небосвода с умноженной в результате этого яркостью свечения.
Как говорил, в частности, раввин Абарванела (XV век), "наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна". Пророк Моисей, по его словам, "родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб".
Одно из соединений Юпитера и Сатурна как раз в созвездии Рыб наблюдалось в 747 году от основания Рима, то есть в 7 году до н.э. Расстояние между ними в это время составляло около полуградуса, что равно диаметру Луны. В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. Именно исходя из расчетов расположения упомянутых планет один из основоположников новой астрономии Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) относил событие Рождества Христова к 748 году от основания Рима, то есть к моменту времени за два года до кончины царя Ирода. Полагая иную точку зрения абсолютно ошибочной и совершенно условной, творец законов движения планет свой труд "Новая астрономия" датировал так: "Anno аеrae Dionisianae 1609" - "Года эры Дионисиевой 1609".

В поисках следов Вифлеемской звезды, отметим также, некогда исследовались архивы, содержавшие сведения о самых различных астрономических явлениях в масштабе всего мира. В результате были обнаружены записи в китайских и корейских хрониках, согласно которым весной 5 года до н.э. в точке неба недалеко от звезды Козерога вспыхнула Новая звезда, которая была видна на протяжении 70 дней. По астрологическим представлениям того времени это предвещало рождение великого царя.
Здесь, полагаем, не будет неуместным еще раз напомнить об одном из нескольких исторических фактов, которые, безусловно, связаны с обсуждаемой проблемой.
Обратимся к приводившимся выше начальным словам повествования о Рождестве Христовом из Евангелия от Луки: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею" (2, 1-2).

Император Цезарь Август незадолго до кончины составил краткое жизнеописание, которое завещал вырезать на медных досках и установить у входа в свой мавзолей. После его кончины так называемые "Деяния божественного Августа" на латинском и греческом языках получили широкое распространение во всей Римской империи.
В 1555 году по Р.Х. послами императора Фердинанда II к султану Сулейману в Анкаре (древней Анкире) на стене местного храма Рима и Августа, позднее превращенного в мечеть, была обнаружена надпись-билингва (Monumentum Ancyranum), содержавшая текст "Деяний". Фрагменты подобных надписей были найдены также в Антиохии и Аполлонии (Писидия в Малой Азии).

В жизнеописании от первого лица повествуется о деяниях божественного Августа на благо римского народа, ради утверждения его величия, процветания и могущества, ради воцарения мира, возрождения старых добрых нравов; перечислены все его победы и триумфы, все благотворения, адресованные римским гражданам, воинам, ветеранам когорт.
Среди прочего здесь говорится и о проведении кесарем Августом переписи "по всей земле". За годы его правления она проводилась трижды: "Перепись была произведена после промежутка в сорок два года... Вторую перепись я произвел один, обладая консульскими полномочиями, в консульство Гая Ценсорина и Гая Асиния... Третью перепись, обладая консульскими полномочиями, я произвел вместе с сыном моим Тиберием Цезарем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея".
Согласно принятой в современной историографии датировке, первая перепись в империи была проведена в 28 году до н.э., вторая - в 8 году до н.э., третья - в 14 году н.э. Результаты последней переписи были опубликованы за 100 дней до кончины Августа (См., в частности: Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М., 1962. - С. 528).
Иудея не считалась провинцией Рима вплоть до 6 года н.э., когда при Архелае, сыне царя Ирода, она была присоединена к Сирии. Однако страна находилась в сильной зависимости от империи, правители ее назначались в Вечном городе. Ирод был утвержден на престоле Иудеи в 40 году до н.э. в римском сенате, откуда он вышел в сопровождении двух из триумвиров - Гая Юлия Цезаря Октавиана и Марка Антония. Иосиф Флавий, как мы видели ранее, говорит о провозглашении Ирода царем "со стороны римлян". Поэтому евангелист Лука и упоминает о проведении переписи повелением кесаря.

В свете прежде изложенного становится более понятной применительно к Иудее и временная шкала "Деяний божественного Августа". Правда, документально подтверждено назначение Квириния наместником Сирии лишь в 6 году н.э. Однако, исходя из евангельского текста: "Эта перепись была первой в правление Квириния Сириею" (Лк.2,2), - кажется вполне возможным предположить, что он мог быть там дважды: не только в новое время, но и несколько ранее. Как считают комментаторы, это могло быть в 3-2 гг. до н.э. и в 6-7 гг. н.э. (Иосиф Флавий. Иудейские древности. -Т. 2.- Минск: "Белоруссия", 1994. - Примечания к книге XVIII. - С. 591). Но там, где допускается мультиплицирование событий, проблема двух - трех лет, полагаем, - отнюдь не проблема. Правда, вряд ли можно утверждать при этом, что тем самым вопрос закрыт.

В заключение и в подтверждение последнего тезиса приведем весьма компетентное в данном случае мнение, принадлежащее видному русскому историку Древней Церкви и авторитетнейшему специалисту в области именно церковной хронологии, профессору Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотову (1854-1900 гг.).
Когда в 1899 году на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря, на котором ученый присутствовал в качестве представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, была затронута проблема исходного момента (эпохи) перспективной системы всемирного летосчисления, он заявил: "Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число!) установить невозможно" (Цит. по: С. И. Селешников. История календаря и хронология. - М.: "Наука", 1970. - С. 190).

АПРОБАЦИЯ ЭРЫ "ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА"

Эра "от Рождества Христова", введенная Дионисием Малым в 525 году, уже в начале VII века была апробирована папой Римским Бонифацием IV. Она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965-972 гг.). Но лишь со времени Евгения IV, с 1431 года, данная эра применяется в документах канцелярии Ватикана регулярно. Одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира.
Вскоре после введения эра была использована также и некоторыми западными историками и писателями, в частности, современником папского архивариуса Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, затем - Бедой Достопочтенным.

На протяжении VIII-IX веков новая эра получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы.
Что же касается Восточной Церкви, то она, по словам Э. Бикермана, долгое время избегала пользования эрой "от Рождества Христова", так как споры о времени явления в мир Вифлеемского Младенца в Константинополе продолжались вплоть до XIV века.
Правда, бывали и исключения. Так, в греческой пасхалии, составленной в IX веке на весь 13-й великий индиктион (877-1408 гг.) Иоанном Пресвитером, наряду с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Луны и т.п. проставлен также и год от Рождества Христова.

В России христианское летосчисление и январское новолетие, как уже говорилось, было введено в конце 1699 года указом Петра I, по которому (лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах) год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Однако юлианский календарь сохранил свое существование до 1918 года. Видимо, русский царь не дерзнул посягнуть на овеянное древностью достояние великого и божественного Цезаря. При этом, как уже отмечалось, Петр I ошибочно считал 1700 год началом нового столетнего века.
К настоящему времени эра "от Рождества Христова", созданная Дионисием Малым более полутора тысячелетия тому, "стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени" (Е.И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967. - С. 24).

Заметки о нашем календаре. И.А. Климишин.






Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Рождество Христово и новая эра».

2017 лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир младенец, Сын Божий

Первыми гостями божественного младенца были простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом

В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы). Они знали и ждали, что вскоре должен на землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Эра – начальный момент системы летоисчисления. Мы считаем годы от Рождества Христова.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Всенародный и самый любимый праздник в России. Россияне еще накануне праздника украшали любимую с детства рождественскую ё лочку.

В старину, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо открывается, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.

Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие родственники и друзья. Приглашать много гостей не принято.

В В Рождественские дни дети, изображая волхвов, ходили со звездой и поздравляли всех знакомых и даже незнакомых людей с праздником. Они пели величание родившемуся Христу и песенки-колядки, в которых рассказывалось о Рождении Богомладенца, а взрослые благодарили юных певцов и угощали кто печеньем, кто конфетами, кто пирогами.

Предварительный просмотр:

Урок по основам православной культуры «Рождество Христово и новая эра».

Цель: ознакомление учащихся с историей возникновения православного праздника Рождества Христова как начала отсчета новой эры; привитие интереса детей к изучению истории православной культуры; воспитание уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: презентация, аудиозапись песни «Рождество», «Рождественская песенка»", Рождественская ёлочка", раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока:

Сегодня урок хочу начать с прослушивания песни. После прослушивания вы ответите на вопросы и определите тему нашего урока.

Звучит песня "Рождество" (Приложение 1)

Рождество

Припев.

  • Как звучит произведение?
  • Какие чувства выражены?
  • Какую картинку нарисовало ваше воображение?
  • О чём мы будем говорить?

(Слайд 1)

Ребята, вспомните, пожалуйста, что вам известно о празднике Рождество?

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..

В маленьком Иудейском городе Назарете, который был частью Великой Римской Империи, жили Иосиф и Мария, Та Самая Мария, которой Архангел Гавриил возвестил, что Она родит Сына от Святого духа, и он спасёт мир. В те дни, когда приближалось время Его рождения, римский император Август повелел провести в Иудее народную перепись, чтоб пересчитать народ. Для этого каждый должен был пойти в тот город, откуда происходили его предки.

Иосиф и Мария происходили из рода царя Давида, поэтому отправились в Вифлеем, город Давида. Здесь им не нашлось места в гостинице и они остановились в пещере, куда в ненастную погоду пастухи загоняли стада. В этой - то пещере ночью и родился Божественный Младенец Иисус. Дева Мария спеленала Его и положила в ясли на мягкое душистое сено.(Слайд 2) Ясли- решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель» ) Христос (с греческого « Помазанник») . Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

В ту ночь были на поле пастухи со своими стадами, и вдруг они увидели необыкновенный свет и им явился Ангел Господень и сказал: " Я возвещаю вам великую радость, ныне в городе Давида родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях."И множество Ангелов воспели хвалебную песнь: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение". Тогда пастухи поспешили в пещеру и нашли всё так, как сказал им Ангел и поклонились Марии с Младенцем.(Слайд 3)

Пришли поклониться родившенуся Спасителю и мудрые звездочёты с Востока - волхвы. Их вела звезда, золотая, ясная, многокрылая, которая взошла на небо в час Рождества Христова, просияла над всем миром. В ту самую ночь история рода человеческого разделилась надвое. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века. (Слайд 4)

Звезда шла перед ними и остановилась над пещерой, в которой был Младенец. И волхвы, поклонившись, открыли перед Ним свои дары: золото, которое принесли Иисусу, как Царю, ладан, принесённый Ему, как Богу и смирну, возвещая Его будущие страдания и смерть для спасения мира. В Евангелии сохранились имена этих волхвов – Валтасар, Гаспар, Мельхиор . Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: золото, как царю , в виде дани. Ладан (ароматная смола), как Богу , при богослужении. Смирну (масло), как человеку , идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом. Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон . От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

Эти события произошли 2017 лет назад, и с тех пор христиане всего мира радостно празднуют день Рождества Христова . Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова . Мы говорим, что от этого события ведётся отсчёт новой эры, а все события, которые произошли до рождения Христа мы отмечаем словами до н.э. (до новой или нашей эры). (Слайд 5)

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (Слайд 6)

Звучит " Рождественская песенка" (Приложение 1)

Рождественская песенка.

  1. Звёздочки ярко сияли

Над Вифлеемской землей,

В поле стада мирно спали –

Всюду был мир и покой.

Припев.

Младенец Иисус рождён был в ту ночь,

Чтоб людям страдающим в мире помочь.

Хвалу я пою ему одному, –

Христу моему.

  1. Ангелы в свете небесном

Славу слагали Христу,

Но а в домах было тесно,

И он родился в хлеву.

Припев.

  1. В маленьком детском сердечке,

О, поселись, Иисус.

Ты пастырь мой, я овечка

В небе с тобой быть стремлюсь.

Всем известно, что день накануне Рождества называется сочельник. Это название он получил от одного постного блюда – сочива. Сочиво – это обваренные зерна пшеницы, иногда риса, смешанные с мёдом и с орехами. Это блюдо едят в день накануне Рождества так как, в этот день хоть и продолжается строгий пост, но уже наступает праздник Рождества. Поэтому и церковный устав назначает в этот день это невероятно вкусное, но все же еще постное блюдо.
С сочельником связана еще одна древняя народная традиция – не есть до первой звезды. В дни строгого поста предписывалось есть один раз в день, и чем строже пост, тем позднее. Поэтому в сочельник, в день строгого поста пред великим праздником, осталась благочестивая традиция есть сочиво уже вечером, а весь день проводить в молитве и подготовке себя к празднику.
- А что видите на слайдах (7,8)?

(Ответы: Рождественская ёлка, радость, подарки, праздник)

Правильно! Рождество – праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

Еще один незаменимый атрибут Рождества – празднично украшенная ель.

А почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?

Эта традиция пришла к нам очень давно из Германии. Святой Вонифатий, просветитель всех немцев, проповедуя Слово Божие и желая показать язычникам бессилие их богов, срубил священный дуб – дерево посвященное языческому богу Одину. И из пня этого дерева вскоре выросла красивая пихта. На что святой Вонифатий указал, что «пихта христианства выросла на корнях срубленного дуба язычества». С тех пор германцы вспоминая это чудо, каждое Рождество украшали пихту или ель. И именно оттуда, при царе- Петре Петровом, рождественская ель пришла в Россию.
Послушайте песню "Рождественская ёлочка "

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛОЧКА

Слова и музыка Н. Тананко

  1. В белом вальсе кружатся снежные крошки,

Им совсем не страшен мороз.

Самая прекрасная ночь за окошком,

В эту ночь родился Христос.

Вспыхнула звезда над пещерою ярко,

Озарив Его колыбель,

И пришла к Нему в эту ночь без подарков

Маленькая скромная ель.

Припев.

Рождественская ёлочка – так много чудес!

И на макушке звёздочка – подарок Небес.

Рождественская ёлочка прекрасна до слёз,

Её благословил Христос.

  1. Наряжая ёлку в Рождественский вечер,

Радуемся так же, как Он.

И в полночный час зажигаем мы свечи

Богу, что от Девы рождён.

Был он самым добрым на свете ребёнком,

Быть, как он, должны мы с тобой.

Пусть во всех домах зажигаются ёлки

С яркой Вифлеемской звездой!

Замечательную традицию дарить подарки подарил миру великий святой – святитель Николай Чудотворец. Священное Предание гласит, что именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается продать своих дочерей в рабство, ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. И христиане, помня этот эпизод их жития святого, старались накануне Рождества оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Оттуда-то и пошел обычай дарить подарки на Рождество. (Слайд 10)
Существуют еще две красивые Рождественские традиции – возле храмов устанавливать вертепы и петь колядки. Вертеп – это символическая «пещера», в которую помещается или скульптурное или иконографическое изображение Рождества Христова. А колядки – это специальные песнопения, прославляющие Рождение Спасителя. (Слайд 11, 12)

Ребята, а как вы отмечаете это светлый праздник?

И песни, и рассказ, который я вам зачитала – всё это о рождении Христа, о Рождестве.

А давайте этот праздник подарим своим близким. Сейчас вы получите творческое задание. Вы разделитесь по парам и сделаете игрушки на рождественскую ёлочку.

(Учитель раздаёт шаблоны для изготовления игрушек с инструкцией):

1.Вифлеемская звезда - навершие ёлки

2.Трубящие ангелы, поддерживающие с двух сторон звезду

3.Волхвы, идущие поклониться Младенцу Иисусу

4.Рождество Иисуса Христа - Богомладенец в яслях

5.Благовестие пастухам

6. Бегство в Египет

7.Вертеп - пещера, в которой родился Спаситель мира

8.Дети, поющие колядки.

9. Гирлянда, составленная из слов, воспетых ангелами: "Слава в вышних Богу"

10.Гирлянда из флажков, украшенных инициалами Христа и Богородицы, и флажков с изображением рыбы, якоря и ягнёнка с крестом. Рыба- это древний символ Христа, потому что первые буквы греческих слов "Иисус Христос Сын Божий Спаситель" образует греческое слово "Ихтис", что означает "рыба", а якорь, так похожий на крест, ещё с апостольских времён символизирует надежду на спасение, которое Христос обещал всем, любящим его. Ягнёнок с крестом - это тоже символ Христа - Агнца Божия.

11. Ангелы

12. Рождественские звёзды с изображением букв IЕ ХЕ- Иисус Христос и МР ОY- Мария Богородица. Эти надписи вы всегда встретите на иконах Спасителя и Божией Матери.

Итак, посмотрим, что у вас получилось!

Вы сегодня - молодцы, постарались!

А урок предлагаю закончить красивой песней , посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову. Исполнение песни « Светлый праздник Рождества ».(Слайд 13)

Светлый праздник Рождества

  1. Чудо-картинка украсит нарядную елку,

Где словно в сказке сияет большая звезда,

Где колыбель Христа, радость и красота

В праздник Рождества.

Припев

В светлый праздник Рождества

Не спеша, зажгите свечи.

Говорите в этот вечер

Только добрые слова.

В светлый праздник Рождества

Вспомним всё, о чём мечтали

И оставит все печали

Светлый праздник Рождества.

  1. Пусть в вашем сердце надолго поселится радость

И в благодарность за этот божественный дар:

Сказочный темный лес, звездная пыль с небес

В праздник Рождества.

Итог урока:

  • О чём мы говорили?
  • Что нового узнали?
  • Почему в России – 2017 год нашей эры?
  • Когда отмечают Рождество Христово в России?
  • Какие символы Рождества вы знаете?
  • Что означает имя Иисус Христос?
  • Что такое Сочельник?
  • Почему люди начали новый отсчет времени с Рождества Христова?
  • Как люди отмечали Рождество?

Молодцы, ребята! Наш урок окончен. До свидания!

Предварительный просмотр:

Рождество

  1. Все мечты сбываются в этот сказочный день,

Пусть все улыбаются, прогоняя слёз тень.

Свечи зажигаются, бьёт двенадцать часов,

Души раскрываются, льётся песня Христу.

Припев

Рождество, Рождество, снова в гости к нам пришло!

Рождество, Рождество, дарит радость и тепло!

Рождество, Рождество, всё жестокое ушло!

Рождество, Рождество, светлый праздник Рождество!

  1. Пусть добрее станем мы в этот день, в эту ночь,

И светлее станут сны, тьму прогоним мы прочь.

В Рождество чудес мы ждём, славим мы небеса,

Светлый лик Христа несём, в каждом сердце храня.

История, традиции и смысл великого праздника

7 января православный мир празднует Рождество Христово — великий двунадесятый праздник, положивший начало новой эре в истории человечества. Что лежит в основе евангельской истории о рождении Спасителя, как вычисляли дату Рождества и почему о нем «забыли» в первый век христианства — разбиралась «Русская планета».

История

Евангелисты Лука и Матфей пишут о Рождестве Христовом так: в те дни во всей своей империи, к которой относилась и Палестина, император Август повелел сделать перепись. Записаться нужно было в том городе, откуда ты родом — и тогда Иосиф с Марией, которая уже была беременна в тот момент, пошли из Назарета в Вифлеем, город Давидов (потому что Иосиф был из дома и рода Давидова). Когда же они были там, наступило время Марии родить. Она родила Сына, и Иосиф нарек ему имя Иисус, как заповедал сделать ему ранее ангел. Младенца спеленали и положили в кормушку для скота, ясли — потому что им не было места в гостинице. По преданию, Мария с Иосифом были вынуждены остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот.

Ночью весть о рождении Спасителя донеслась до пастухов. Им явился ангел и сказал: «Не бойтесь: возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Вслед ангелу явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога — и когда отошло оно обратно на небо, пастухи решили идти в Вифлеем. Там они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, и рассказали Святому семейству о том, что было возвещено им.

Евангелист Матфей приводит также историю с поклонением волхвов с востока. О рождестве Спасителя им сообщила звезда на востоке: придя в Вифлеем, волхвы преподнесли младенцу Иисусу дары — золото, ладан и смирну (золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как знак предстоящей смерти, потому что было принято смазывать умерших маслом на смирне).

Тогда же о рождении мессии узнал Ирод, царь иудейский. Желая его уничтожить, царь Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Иосиф получил во сне предупреждение об опасности, и Святое семейство успело бежать в Египет, где и пребывало до смерти Ирода.

Установление праздника

Первые упоминания о Рождестве датируются началом III века. К тому времени уже сложилась традиция важнейших христианских праздников, среди которых были Воскресение Христа, Вознесение на небо, Крещение и Пятидесятница. То, что Рождества не оказалось в этой ранней традиции, связывают с иудейским мировоззрением, согласно которому рождение человека означало начало болей и скорбей.

Но, даже появившись в церковном календаре в III веке, Рождество не было тем праздником, которым является сегодня. Изначально христиане имели единый праздник Богоявления, где вспоминали сразу три евангельских события: Рождество, поклонение волхвов и крещение Спасителя. И только в IV веке Рождество и Крещение разделили по разным дням (при этом праздник Крещения до сих пор называют еще Богоявлением).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит торжественное богослужение по случаю праздника Рождества Христова. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Существуют несколько версий того, почему Рождеству «выделили» в церковном календаре день 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Богословы часто исчисляли эту дату, исходя из евангельских сведений о благовещении Марии о рождении Спасителя. Согласно Библии ангел благовествовал ей спустя шесть месяцев после зачатия Иоанна Предтечи (его празднуют в конце сентября по старому стилю). К дате зачатия прибавляли шесть месяцев и получали дату Благовещения, затем к ней прибавляли еще девять месяцев и таким образом установили день Рождества.

Впрочем, существовала и «политическая» версия рождественской даты. Римский «Хронограф» 354 года отмечает 25 декабря как день языческого праздника «рождения нового Солнца» — кроме того, в конце декабря римляне праздновали сатурналии. Установление праздника Рождества Христова в эти дни было нужно еще и для того, чтобы перебить устоявшиеся языческие традиции и укоренить христианский образ мышления, полагают некоторые историки.

Традиции Рождества

На Руси начали праздновать Рождество, вероятнее всего, сразу после утверждения христианства князем Владимиром. В конце XVII века в России зародилась проникшая из Польши традиция вертепного театра — когда в особом ящике-вертепе, который олицетворял пещеру, где родился Христос, разыгрывали евангельские сценки. К слову, упоминаний о самой пещере нет в канонических текстах Евангелия (в Писании упомянуты только ясли, куда положили младенца Христа). Пещера стала частью предания, придя к нам из апокрифа «Протоевангелие Иакова» и сочинений мученика II века Иустина Философа.

Смысл Рождества

Святитель Иоанн Златоуст называл Рождество началом всей христианской веры. По его словам, из этого праздника исходят и имеют свое основание все последующие евангельские события, начиная с Богоявления и заканчивая Воскресением Христа, Его Вознесением и Пятидесятницей. Не случайно Рождество разделило историю человечества на две эры — до и после него.

«Бог явился перед нами… чтобы ни один человек не смог сказать, будто Бог так велик и далек, что к Нему приступа нет, ― писал в XX веке в слове на Рождество митрополит Антоний Сурожский. ― Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей… Он сроднился с нами — через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, — Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка — включая тех, которые в себя потеряли всякую веру — знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства».

Инструктаж по ТБ. Рождество Христово и новая эра. Как распространялось Евангелие.

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: карточки с новыми терминами, видео мультфильм

«Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», икона «Рождество Христово», раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока:

Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

Богом нам дана душа – это маленький наш храм.

Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,

Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?

В храмике своей души ты порядок наведи!

Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!

Какие качества вам хотелось бы взрастить в себе, чтобы чувствовать, живя в обществе людей, лёгкость на сердце и чистоту в душе? Назовите эти качества с опорой на буквы своего имени. (дети приводят примеры)

В – верная

А – аккуратная

Л – любящая

Е – естественная

Р – рукодельница

И – интеллигентная

Я - ясная

Какая книга помогает людям хранить свою душу и сердце в чистоте? (Библия)

Словарная работа

Давайте полистаем ещё раз наш православный словарик, чтобы повторить некоторую терминологию: Библия, Евангелие, Спаситель мира, Богородица, обет, Назарет, Иосиф, Архангел, Палестина, Иерусалим,

Итак, думаю, что вы догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить?

Работа по новой теме:

Действительно, 7 января на каникулах в тёплой домашней обстановке каждый из вас встретит самый светлый, красивый и любимый праздник

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО .

Рождение детей – всегда радостное и важное событие в жизни людей. Родственники, знакомые, друзья поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребёнку.

День рождения Христа празднуют во всём мире .

Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся именно от Рождества Христова.

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад..

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится городИерусалим . Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городеНазарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус (на древнееврейском «Спаситель» ) Христос (с греческого «Помазанник» . Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)

Ученик: Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.

Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.

Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.

Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.

Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.

Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи . В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.

Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю , в виде дани.Ладан (ароматная смола), как богу , при богослужении. Смирну (масло), как человеку , идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.

Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон . От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

И все твари Божие радовались появлению Спасителя . (послушаем об этом замечательные стихи.)

Ученики:

В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени, гладил лён его волос.

Бык дохнул в лицо младенца и, соломою шурша,

На упругое коленце засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши к яслям хлынули гурьбой.

А бычок, прижавшись к нише, одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к тёплой ножке, полизал её тайком.

Всех уютней было кошке в яслях греть Дитя бочком.

Присмиренный белый козлик на чело его дышал.

Только глупый серый ослик всех беспомощно толкал:

- «Посмотреть бы на Ребёнка хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко в предрассветной тишине.

А Христос, раскрывши глазки, вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки. Прошептал: «Смотри скорей!»

Закрепление изученного с помощью видеоматериала.

Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)

Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

Как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)

А почему на праздник Рождества у людей в домах нарядные ёлки?

Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя, на деревьях листы, таинственным шепотом славили Бога

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли

И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.

Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.

А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.

Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.

И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.

Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:

«Скромна ты, в печали не ропщешь, за это от Бога награда тебе суждена»

Сказал так и звёздочки с неба скатились на ёлку одна за другой.

И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.

И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!

За какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение? (скромность, кротость, смирение, терпение…)

Проверка знаний:

У вас на партах тоже лежат восьмиконечные звёздочки. Положите на каждый лучик определение, соответствующее термину, записанному на луче. (работа в парах)

Итог:

За хорошую работу на уроке вы тоже заслужили подарки. Раскраска с заданием. Думаю, что при выполнении данного задания вы проявите не только творчество мысли, но аккуратность и терпение.

А урок предлагаю закончить красивой песней , посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову

Светлый праздник Рождества – праздник обновленья,

Песни ангельской слова льются во вселенной.

Возвещаю радость вам, радость эта будет

Всем искупленным сердцам, на Земле всем людям.

Эта радость с высоты нам даётся, дети,

Песнь небесной красоты в Новом всем Завете.

«День Рождения Христа!» - небо всё ликует

Пойте детские уста: Слава,аллилуя!

Статьи по теме